Научная статья на тему 'Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина (+1863, XI, 11)'

Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина (+1863, XI, 11) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина (+1863, XI, 11)»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина (+1863, XI, 11)

Опубликовано:

Христианское чтение. 1913. № 3. С. 310-324.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Высокопреосвященный архіепископъ Смарагдъ (Крыжа новскій) на Рязанской каѳедрѣ и его кончина

СУББОТУ 19 іюля 1858 г. Смарагдъ пріѣхалъ въ Рязань на послѣдній этапъ своего многомятежнаго земного странствованія. Сначала онъ сильно «плакалъ и болѣзно-% валъ по Орловской епископіи», но потомъ «совершенно

] успокоился въ жребіи своемъ» и даже полагалъ, что «изведенъ изъ глубины золъ» Орловскихъ '), а наконецъ въ Рязани ему и прямо полюбилось 2). Архипастырь былъ уже отягощенъ годами и нравственно подавленъ, между тѣмъ о немъ появлялись «предложенія уволить отъ службы» ®). Рязанская епархія, огромная и небезпокойная, имѣла слишкомъ достаточно запущеній матеріальныхъ и нравственныхъ 4);

*) См. Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею на стр. 96—98 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 10, стр. 1251—1252; ср. и „Чтенія въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“ т. 243, кн. IV* за 1912 г., стр. 32 (смѣсь).

’) См. Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею на стр. 96 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 10, стр. 1251.

3) Такъ предлагалъ митрополиту С.-Петербургскому Филаретъ Московскій: см. его Письма къ Высочайшимъ особамъ II, стр. 222.

4) См. Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею на стр. 95 и въ ^Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 10, стр. 1250, а также у прот. I. Г. Молчанова, Церковная лѣтопись прихода Успенской церкви села Город-ковичъ Спасскаго уѣзда Рязанской епархіи съ хронографіей ея пастырей (Рязань 1898), стр. 341. „Чтенія въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“ т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 32 (смѣсь) въ письмѣ Смарагда

(Съ портретомъ и автографомъ архіеп. Смарагда.)

однако владыка не ослабѣвалъ трудиться на пользу ея 3) «безъ церемоніи и хитрости» ®) и съ такою же торжественною простотой ’) ежегодно предпринималъ поѣздки по обширному краю, не смотря на свои недуги 8). Достохвальна и знаменательна его церковно-строительная дѣятельность здѣсь. Для Рязани была особо священна память великаго князя Рязанскаго Романа Ольговича, пострадавшаго въ Ордѣ 19-го іюля 1270 г. 9), но во всей области не было ему храма.

изъ Рязани отъ 28 октября 1858 г.: „здѣсь многое запущено, но по исправленіи того, что находится въ неисправномъ видѣ, надѣюсь, все будетъ лучше, чѣмъ было въ Орлѣ“.

5) 31 декабря 1858 г. Смарагдъ писалъ о. Іероѳѳю (см. въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 10, стр. 1250, 1251 и отдѣльно на стр. 95, 96): „Жить (въ Рязани) былобъ не худо, еслибъ можно было взять гдѣ-либо прежней энергіи и дѣятельности. Однакожъ и безъ того, запущеній матеріальныхъ и нравственныхъ здѣсь столько, что онѣ скорѣе меня пре-побѣдятъ, нежели я ихъ возмогу одолѣть“.

е) f Проф. II. С. Казанскій отъ 3 ноября 1860 г. сообщалъ: „съ Смарагдомъ можно жить, но только онъ не любитъ церемоній и хитрости, но держитъ себя далеко“ (см. „Богословскій Вѣстникъ“ 1904 г., т. И, стр. 78).

7) Такъ судимъ по доставленнымъ намъ сообщеніямъ С.-Петербур-скаго протоіерея Виссаріона Яковлевича Некрасова, бывшаго въ Рязани при Смарагдѣ въ числѣ маленькихъ пѣвчихъ архіерейскаго хора, которымъ тамъ управлялъ тогда извѣстный церковный композиторъ прот. Михаилъ Александровичъ Виноградовъ.

8) 26 іюля 1859 г. Смарагдъ писалъ о. Іѳроѳею (см. въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г. № 11, стр. 1358—1359 и отдѣльно на стр. 99): „И я странствовавъ по здѣшней Рязанской Палестинѣ. Скажу вамъ откровенно, что она нисколько не ободрила охладѣвшій ко всему подобному духъ мой... Кромѣ многихъ церквей, по зданію хорошихъ и худыхъ, и я осмотрѣлъ пять здѣшнихъ Монастырей, изъ коихъ только Раненбургская Пустынь да заштатный Скопинскій Монастырь подходятъ къ благоустройству; прочіе же очень похожи на Бѣлорусскія Обители“. Едва оправившись отъ тяжкой болѣзни, которою онъ былъ постигнутъ въ концѣ 1859 года, Смарагдъ 19 іюня 1860 г. сообщалъ о. Іеро-ѳею (ibid. 1911 г., № 11, стр. 1369 и отдѣльно на стр. 109): „Нынѣ собираюсь поѣхать также въ тѣ мѣста Епархіи, которыя въ прошедшее лѣто не были посѣщеиы мною, а именно: въ г.г. Михайловъ. Зарайскъ, Егорьевскъ и Касимовъ. Отдохну нѣсколько дней въ Николо-Радовиц-. комъ управляемомъ Монастырѣ, чтобъ съ большею потомъ ревностію переплывать житейское море трудовъ и попеченій“. См. и письма Смарагда къ Пелагеѣ Васильевнѣ Шеншиной въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., JM» 1, стр. 128, 133.

°) См. и Рязанскія достопамятности, собранныя архимандритомъ Іеронимомъ, съ примѣчаніями I. Добролюбова (изданіе Рязанской Уче-

Смарагдъ задумалъ почтить благовѣрнаго мученика, въ день кончины котораго онъ прибылъ въ Рязань, и воздвигъ въ честь его церковь въ архіерейской «Новопавловской» дачѣ (въ 1 верстѣ отъ Рязани), устроивъ тамъ и домъ для лѣтняго пребыванія мѣстныхъ преосвященныхъ ,0). Замѣчателенъ по идеѣ иконостасъ, ибо въ верхнихъ ярусахъ послѣдняго нѣсколькими группами изображены лики святыхъ, соименныхъ бывшимъ Рязанскимъ іерархамъ, представлявшихъ и освящавшихъ всю исторію Рязанской іерархіи. При открытіи царскихъ вратъ, въ алтарѣ являлась предъ глазами молящихся величественная икона сорока мучениковъ Севастій-скихъ, въ числѣ коихъ были и «ангелы» самого созидателя по крещенію (Александръ) и по монашеству (Смарагдъ). Съ нарочитою торжественностію и особымъ утѣшеніемъ совершено было освященіе этого храма 20 сентября 1861 года—въ день епископскаго тридцатилѣтія Смарагда, произнесшаго трогательное слово “), и—по отзыву хроникера—«за сей благопріятнѣйшій для Рязани подвигъ свой по истинѣ пріобрѣлъ владыка душевную признательность Рязанской паствы». Забо-

ной Архивной Комиссіи), Рязань 1889, стр. 18(7 (§ 50), а также ср. у f проф. Е. Е. Голубинскаго, Исторія канонизаціи святыхъ въ Русской -церкви (Москва 31903), стр. 66 и 196.

10) Впрочемъ, о семъ f проф. П. С. Ііазанск-ій отъ 3 ноября 1860 г. писалъ (см. „Богословскій Вѣстникъ“ 1904 г., т. II, стр. 78): „на загородный домъ съ (Рязанскаго) духовенства (Смарагдъ) собралъ болѣе 12.000 руб. серебромъ и выстроилъ затѣйливый домъ“, но у о. I. Г. Добролюбова сказано (Историко-статистическое описаніе церквей и монастырей Рязанской зпархіи, т. I, Зарайскъ 1884, стр. 11), что этотъ домъ съ церковію „устроенъ Рязанскимъ арх. Смарагдомъ на сумму, собранную частью съ духовенства Рязанской епархіи, а частію изъ другихъ источниковъ“. Самъ архипастырь 19 іюня 1860 г. писалъ о. Іероѳею (въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911г., № 11, стр. 1369 и отдѣльно на стр. 109), что „это сдѣлалъ для своего собственнаго здоровья и утѣшенія“. Знавшіе эту Павловскую дачу, потомъ сгорѣвшую, утверждаютъ, что указанная П. С. Казанскимъ сумма преувеличена вгрое, если не вчетверо (напр., бывшій при преосвящ. Палладіи Раевѣ секретаремъ въ Рязани Петръ Ивановичъ Тихомировъ, нынѣ секретарь митрополита С.-Петербургскаго).

“) См. сообщеніе прот. Николая А. Ильдомскаго въ „Странникѣ“ 1861 г., № и, отд. IV, стр. 188—191: на крестѣ подъ престоломъ надпись гласитъ, что храмъ сей „освятися въ благодарственное воспоминаніе архіерейской хиротоніи Его Высопреосвященства Смарагда 20 сентября 1861 г.“.

тился онъ и о возобновленіи Архангельскаго собора 12); тутъ опять находимъ сооруженную имъ икону сорока мучениковъ Севастійскихъ, среди которыхъ св. Смарагдъ изображенъ надъ тѣмъ мѣстомъ, гдѣ (на правой сторонѣ у южныхъ дверей) почиваетъ архіепископъ Рязанскій (съ 13 апрѣля 1651 г.) Мисаилъ 13), убіенный (въ апрѣлѣ 1656 г.) около села Коно-бѣева близъ Шацка мордвою 14 15), глубоко почитавшійся пре-оевящ. Смарагдомъ ,5). Вообще послѣдній всегда заботился о

См. о немъ у И. С(ладкопѣвцева) въ „Прибавленіяхъ къ Рязанскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ“ 1865 г., № 3, стр. 68—69.

13) О гробницѣ Мисаила см. у И. С(ладкопѣвцева) въ „Прибавленіяхъ къ Рязанскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ“ 1865 г., № 7, стр. 185—186. Ср. и въ письмахъ архіеп. Смарагда къ архим. о. Іероѳею отъ 19 апрѣля 1859 г. въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 19 Л г., № 10, стр. 1252 и отдѣльно на стр. 97: „Мнѣ не безчестно будетъ лежать бездыханнымъ совокупно съ землякомъ нашимъ Стефаномъ Яворскимъ и другими знаменитѣйшими Іерархами Рязанскими, изъ коихъ есть одинъ,—Мисаилъ мученикъ, убитый стрѣлами за проповѣданіе Мещери Христа,—братіями моими, во множествѣ погребенными въ здѣшнемъ Архангельскомъ Соборѣ“.

14) По благословенію патр. Никона, Мисаилъ въ 1656 году въ третій разъ отправился „мордву и татаръ въ крещеніе приводить“ въ Шацкій уѣздъ и здѣсь мордвиномъ Горечишкой устрѣленъ стрѣлою у деревни Ямбирина (Янберна, Яыбирвая)—верстахъ въ 10 отъ государева двор-цового села Конобѣева—во вторникъ на Страстной недѣлѣ 9 апрѣля 1656 г., а умеръ въ селѣ Огломазовѣ 17 числа въ четвергъ на Святой. См. о немъ Тих. Воздвиженскій, Историческое обозрѣніе Рязанской іерархіи и всѣхъ церковныхъ дѣлъ сея епархіи отъ учрежденія ея до нынѣшнихъ временъ (Москва 1820), стр. (85—) 124—129. f Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій), Рязанскіе архіереи въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1859 г., ч. I, стр. 373—381. А. Диттель, Святыни, древности и достопримѣчательности города Рязани въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“ 1859 г., кн. Ш, отд. І,стр. 117—118 и по оттиску Москва 1866, стр. 13—14. j Архіеп. Димитрій (Самбикинъ), Мѣсяцесловъ, вып. Ш(Тамбовъ 1880), стр. 178—180. Рязанскія достопамятности, собранныя архимандритомъ Іеронимомъ, стр. (61 сл. 73.) 74—75. Н. И. Шишкинъ, Исторія города Касимова съ древнѣйшихъ временъ, изд. 2, Рязань 1891, стр. 105—109. (197.) Н. Д., Іерархія всероссійской церкви I (Москва 1892), стр. 71. Проф. В. С. Иконниковъ, Опытъ русской исторіографіи, т. И, кн. 1 (Кіевъ 1908), стр. 1042. С. И. Введенскій, Миссіонерская дѣятельность Рязанскаго архіепископа Мисаила среди инородцевъ Тамбовскаго края въ 1653—1656 г.г. въ „Богословскомъ Вѣстникѣ“ 1910 г., № 7—8, стр. 527—551.

15) См. „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1884 г., № 13, стр. 221—222 (и у ирот. Н. Т. Каменскаго [т архіеп. Никанора] отдѣльно, стр. 121—122).

церквахъ 16), развивалъ и поощрялъ храмоздательство п), всячески обезпечивалъ его и въ настоящемъ и въ будущемъ *8), хотя особенно выдвигалъ, что здѣсь по преимуществу должны преслѣдоваться моральные интересы духовнаго прогресса, а равно благотворительныя и вспомогательныя—въ духѣ благочестія—идеи, но не собственно вещественныя постройки, пріобрѣтенія и пожертвованія 1Э). Въ тоже время Смарагдъ не забывалъ о поддержаніи издавна 20) и при немъ 21) ветшавшаго историческаго зданія архіерейскаго дома м), какъ быв-

16) Ср. „Церковно-Общественный Вѣстникъ“ VI (1879 г.), № 26, стр. 56.

17) Такъ, Смарагдъ исходатайствовалъ орденъ Анны 3-й степени старостѣ села Никулинъ Рязанскаго уѣзда Ивану Павловичу Кубиц-кому за то, что—вмѣсто сгорѣвшаго деревяннаго храма—онъ выстроилъ для бѣдныхъ крестьянъ новую каменную церковь: см. въ Архивѣ Св. Синода дѣло А» 1.606.

1В) Поэтому Смарагдъ не сразу соглашался на необезпеченныя постройки (см. у прот. I. Г. Молчанова, Церковная лѣтопись прихода Успенской церкви села Городковичъ Спасскаго уѣзда Рязанской епархіи, Рязань 1898, стр. 132 слл., 363) и не одобрялъ слишкомъ грандіозныхъ храмоздательскихъ „затѣй“—съ напрасною тратой средствъ и при недостаткѣ ихъ для будущихъ ремонтовъ (см. „Чтенія въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“, т. 243, кн. IV* за 1912, стр. 33—34 въ смѣси).

*9) См. „Чтенія въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“, т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 4—5 (смѣсь).

20) См. у 1. Благовѣщенскаго, Архіепископъ Евгеній Казанцевъ: біографическій очеркъ (Москва 1875), стр. 29—30 въ письмѣ отъ 21 октября 1831 г.

21) См. письмо Смарагда отъ 1859 г. П. В. Шеншиной въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 1, стр. 127.

п) Архіеп. Никаноръ, Біографическіе матерьялы I, стр. 249. Самъ Смарагдъ писалъ о семъ 4 января 186# (? вѣроятно, 1867-го) года графу Д. Н. Толстому слѣдующее (см. „Русскій Архивъ“ 1899 г., кн. VI, стр. 218): „Много и премного радуюсь, что ваше сіятельство участвуете въ комитетѣ объ улучшеніи быта духовенства. Но прежде всего, по моему мнѣнію, нужнобъ подумать о содержаніи архіереевъ, которые (кромѣ Кіевск., Моск., Воронѳжск. и еще немногихъ) получаютъ самое бѣдное жалованье, положенное по штату прошедшаго вѣка, при блаженной памяти императорѣ Павлѣ Петровичѣ. Наприм., Рязанскій, одинъ изъ старшихъ владыкъ, получаетъ жалованья 900 р. да изъ Радо-вицкаго монастыря до 400 р. Какъ тутъ жить и достоинство свое сколько-нибудь поддерживать?! Домъ же владыки ничѣмъ не поддерживается болѣе уже полстолѣтія, и вашему сіятельству не безъизвѣстно, что во всемъ городѣ нѣтъ ни одной казармы столь ветхой, безобразной и для жительства неудобной, какъ этотъ домъ, въ коемъ я потерялъ послѣд-

шаго дворца еще удѣльныхъ князей Рязанскихъ гз). Употреблялъ онъ большія попеченія о сиротахъ,—и, напр., число таковыхъ въ Рязанскомъ училищѣ дѣвицъ духовнаго званія съ водвореніемъ этого архипастыря въ Рязани увеличивалось все болѣе и болѣе 24), благодаря особенному его вниманію къ благоустройству этого заведенія во всѣхъ отношеніяхъ 25). Дѣлались энергическія предписанія 2<!) по упорядоченію Консисторіи со строгимъ внушеніемъ всѣмъ чинамъ объ учтивости, безкорыстіи и о готовности быть полезными для просителей. Прилагались немало усердія касательно обезпеченія духовенства, каковой вопросъ сталъ осложняться съ освобожденіемъ крестьянъ. Для сего учреждались епархіальные комитеты

нее моѳ здоровье, въ прошедшемъ I860 году едва не умеръ, собственно отъ ветхостей этого дома. Не подумайте, ваше сіятельство, что у меня есть желаніе просить какихъ-либо прибавокъ. Нѣтъ. Мнѣ уже 67 лѣтъ, и просить прибавокъ я никогда пѳ стану, если нѣтъ на это никакихъ, сообразныхъ съ вѣкомъ, трудами и достоинствами положеній...“ Касательно Рязанскаго архіерейскаго дома см. еще и письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею на стр. 98 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 10, стр. 1253.

23) Ср. о немъ и у А. Диттеля въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“ 1859 г., кн. Ill, отд. I, стр. 108—109, а по оттиску на стр. 4 —5.

2І) См. „Прибавленія къ Рязанскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ“ за 15-е октября 1877 г., стр. 97.

25) См. письмо Смарагда отъ 1857 г. П. В. Шеншиной въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 1, стр. 130, а также въ „Чтевіяхъ въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“, т. 243, кн. IY за 1912 г., стр. 35 (смѣсь) въ письмѣ Смарагда С. I. Трубицыной изъ Рязани отъ 8 апрѣля 1859 г. о томъ, что лѣтомъ предположено устроить въ пріютѣ (училищѣ) и домовую церковь.

и) Въ Архивѣ Рязанской Духовной Консисторіи имѣется предложеніе архіеп. Смарагда отъ 16 августа 1860 г. слѣдующаго содержанія: „1, По доходящимъ до меня неблагопріятнымъ слухамъ объ Архиваріусѣ Консисторіи Кандидовѣ, предлагаю немедленнѣйше замѣнить его другимъ благонадежнымъ лицомъ и представить. 2, Отставленнаго приказнослу-жителя Терентія Поспѣлова ни подъ какимъ видомъ въ Консисторію для писанія не допускать подъ личною отвѣтственностью Секретаря Консисторіи. 3, Всѣмъ чиновникамъ и прикаанослужителямъ обращаться съ просителями и лицами, имѣющими нужду въ Консисторіи, съ достодолжною учтивостію, безкорыстіемъ и готовностію быть имъ полезными подъ опасеніемъ немедленнаго отрѣшенія отъ должности непосредственно данною мнѣ отъ Начальства Архипастырскою властію за противные, нетерпимые болѣе безпорядки; объявить всѣмъ имъ для исполненія подъ росписки ихъ“.

объ улучшеніи быта духовенства изъ архіерея, губернатора и управляющаго палатою государственныхъ имуществъ 2’). Такъ было и въ Рязани, при чемъ Смарагдъ тоже принималъ участіе * 28), но энергически противился излишнему свѣтскому вмѣшательству, защищалъ и авторитетъ и интересы духовенства 29), не щадя никакихъ вліятельныхъ лидъ 30) и одинаково ограждая во всемъ и старшихъ и младшихъ клириковъ 31). Смарагдъ отучилъ всѣхъ отъ капризныхъ жалобъ на духовенство и возвысилъ послѣднее въ глазахъ прихожанъ, которые стали относиться болѣе уважительно и осторожно 32 33). Но тутъ не было

2І) Ср. къ сему и письма м. Филарета къ А. Н. Муравьеву (Кіевъ 1869), стр. 509.

28) Именно по соотношенію съ дѣлами Комитета написано и приве-веденное (стр. 315, 22) письмо Смарагда къ гр. Н. Д. Толстому, о чемъ см. yj-H.II. Барсукова, Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. XXI (Cnf. 1907), стр. 184—185.

29) Въ январѣ 1911 г. И. Н. Голубовъ, хорошо звавшій Смарагда по Орлу и Рязани, писалъ намъ изъ послѣдней: „Покойный архипастырь вообще не любилъ свѣтскихъ властей, а когда была объявлена «свобода», послужившая поводомъ къ возвышенію приходскихъ платъ и вторженію въ это дѣло Губернаторовъ, такъ онъ, просто-на-просто, выгонялъ отъ себя губернаторскихъ чиновниковъ1. Ср. и архіеп. письма Смарагда къархим. Іероѳею на стр. 112 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 12, стр. 1590.

30) Священникъ села Корневаго въ Скопинскомъ уѣздѣ Рязанской губ. Павелъ Васильевичъ Чельцовъ свидѣтельствуетъ, что—вопреки Гавріилу, излишне слушавшему помѣщиковъ и сразу удовлетворявшему ихъ заявленія,—Смарагдъ всегда тщательно провѣрялъ послѣднія и за неосновательность не стѣснялся обличать гласно даже губернаторскую чету, а притязательныхъ кляузницъ умѣлъ выпроваживать вонъ. См. и у о. 1. Г. Молчанова, Церковная лѣтопись прихода Успенской церкви, стр. 344—345, что въ августѣ 1862 г. въ Спасскѣ нѣкоторые чиновники пожаловались Смарагду на причты, но Смарагдъ публично обличилъ всю пустоту ихъ претензій, замѣтивъ имъ: „Губернаторъ всѣмъ вамъ приказалъ собирать сплетни на поповъ, чтобы ими обременять архіерея“, а когда чиновники ушли, владыка сказалъ окружающимъ: „Ну, что? Хорошо ли я отсчиталъ этихъ господъ? Конечно, все это я дѣлалъ не для себя, а для васъ! Послѣ этого не всякій посмѣетъ соваться съ пустыми своими жалобами“. „За такую крѣпкую и отеческую защиту мы,—говоритъ о. Молчановъ,—поблагодарили его и отъ души до земли ему поклонились“.

31) Діаконъ села Пупокъ Скопинскаго уѣзда Алексій Же. Урусовъ удостовѣряетъ это о дьячкѣ села Брлина, своемъ отцѣ, у котораго,

по переводѣ, помѣщикъ Ивинскій хотѣлъ взять его постройки, но Смарагдъ своимъ вмѣшательствомъ не дозволилъ этого.

33) Объ этомъ рѣшительно пишетъ намъ священникъ П. В. Чельцовъ, хорошо знавшій Смарагда.

ни малѣйшаго попустительства. Напротивъ, Смарагдъ и въ Рязани былъ строгъ и внушалъ трепетъ, не опуская безъ замѣчаній мелочей даже въ одеждѣ 33) и отъ всѣхъ духовныхъ непремѣнно требуя себѣ земного поклоненія 33 34). Все направлялось исключительно къ устроенію пастырскаго служенія, гдѣ Рязанскій владыка всѣхъ призывалъ и благословлялъ на трудъ *5 *), ради котораго не стѣснялся устранять старшихъ съ замѣною болѣе способными изъ младшихъ зв). У него не было тутъ личнаго пристрастіи, и въ интересахъ дѣла онъ принималъ всякое справедливое слово 37 38), охотно извиняясь за свои рѣзкости 33). Смарагдъ не чинилъ придирчивыхъ притѣсненій 39), не терпѣлъ кляузничества и ссоръ и предпочиталъ мирить всяческими способами 40), избѣгая формальныхъ судовъ, чтобы не портить навсегда репутацію того или другого духовнаго лица 41). Самъ любитель и искус-

33) См. у о./. Г. Молчанова, Церковная лѣтопись прихода Успенской церкви, стр. 222—223.

34) См. у о. I. Г. Молчанова ibid., стр. 341.

35) См. у о. I. Г. Молчанова ibid., стр. 223.

зв) См. у о. I. Г. Молчанова ibid., стр. 222.

3’) См. у о. I. Г. Молчанова ibid., стр. 341—342. При первомъ пред-

ставленіи этого іерея Смарагдъ замѣтилъ ему, что онъ, вѣроятно, сокрушается о своемъ родственникѣ, ушедшемъ на покой архіепископѣ Рязанскомъ Гавріилѣ (Городковѣ); тотъ согласился, но прибавилъ, что и въ немъ надѣется имѣть своего покровителя и отца. Смарагдъ сразу полюбилъ за смѣлое слово, тогда же предупредивъ его, что и онъ будетъ ему благодѣтелемъ, если Молчановъ самъ будетъ хорошъ и во всемъ исправенъ, а потомъ всегда отличалъ этого достойнаго пастыря.

38) См. у о. I. Г. Молчанова, Церковная лѣтопись прихода Успенской церкви, стр. 133.

за) См. у о. I. Г. Молчанова ibid, на стр. 343, что Смарагдъ за всякія упущенія духовенства не стѣснялся непосредственно дѣлать рѣзкія замѣчанія, но они „не влекли за собою никакихъ непріятныхъ послѣдствій“.

40) Свящ. U. В. Чельцовъ сообщаетъ, что когда два священника не пришли ко взаимному миру по предложенію Смарагда и черезъ день снова явились съ жалобами, то онъ стукнулъ ихъ головами и отослалъ, чтобы жили мирно, а они и дѣйствительно помирились.

“) См. у о. I. Г. Молчанова, Церковная лѣтопись прихода Успенской церкви, стр. 344, что Смарагдъ предпочиталъ наказывать келейно, „формальныхъ бумажныхъ судовъ не любилъ и внесеніе штрафовъ въ формулярные списки терпѣть не могъ; почему за все время его управленія епархіею, клировые списки ни у одного изъ подчиненныхъ ему не были замараны“.

ный свершитель торжественныхъ церковныхъ служеній,—Смарагдъ и другихъ пріучалъ къ церковному благолѣпію 42). Духовно-учебныя заведенія держались подъ бдительнымъ контролемъ, чтобы функціонировали исправно и успѣшно 43). Обращалось вниманіе на монастыри по устроенію ихъ—со введен-ніемъ общежитій и вспомогательныхъ учрежденій 44). А наряду со всѣмъ этимъ Смарагду приходилось въ Рязани еще завѣдывать временно и Тульскою епархіей 45 *).

И въ Рязани Смарагдъ пользовался общимъ уваженіемъ. Правда, даже самою своею «смуглою и выразительною физіономіею восточнаго типа» онъ нагонялъ страхъ, усугублявшійся многими его особенностями, не чуждыми и нѣкоторыхъ эсцентричностей. «Человѣкъ ума быстраго и обширнаго, характера рѣшительнаго и властнаго»,—Смарагдъ, однако, «и строга и рѣзокъ былъ иногда до крайности, а иногда былъ и добръ и снисходителенъ тоже до послѣдней степени» 4в), исполняя подчиненныхъ «безпредѣльной благодарности за его живое и

42) По словамъ о. П. В. Чельцова, новоопредѣляемыхъ—особенно дьячковъ—задерживали въ Рязани по мѣсяцамъ и болѣе, обучая ихъ при Крестовой церкви чтенію и пѣнію, поворотливости и т. п.

43) Діаконъ А. И. Урусовъ пишетъ, что Смарагдъ строго и грозно ревизовалъ Скопипское училище (при ректорѣ о. Іоаннѣ Антизатровѣ и инспекторѣ Вас. ІІавл. Смирновѣ), обращая вниманіе и сомнѣваясь, исправно ли ведутъ уроки преподаватели въ духовномъ санѣ, а про одного изъ нихъ, оставшись недоволенъ отвѣтами его учениковъ, владыка тутъ же сказалъ: „блинчики, иомивочки, крестиночки,—когда же ему учить?“...

44) О Сушкинской женской Никоновой общинѣ въ Спасскомъ уѣздѣ и о Казанскомъ Явленскомъ дѣвичьемъ монастырѣ въ г. Рязани см. „Чтенія въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“, т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 33—34, 36—39 (смѣсь). См. еще Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳѳю на стр. 95—96 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 10, стр. 1250—1251.

45) См. о семъ Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею на стр. 111 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 12, стр. 1507 и прим.: послѣ перевода изъ Тулы (22 августа 1860 г.) преосвящ. Алексія (Ржаницына) на Таврическую епархію, Тульской Консисторіи по дѣламъ, касающимся архіерейскаго разсмотрѣнія, постановленіемъ Св. Синода отъ 3 —8 сен-тядря 1860 г. было предписано обращаться къ Преосвященному Рязанскому (см. дѣло Архива Св. Синода 1860 г. № 1.063)—впредь до назначенія новаго Тульскаго епископа, какимъ былъ Никандръ (Покровскій), опредѣленный на это мѣсто 22 октября 1860 г. (f 27 іюня 1893 г.).

4е) См. у о. I. Г. Молчанова, Церковная лѣтопись прихода Успенской церкви, стр. 341, 343.

сердечное участіе» 4>!). Смарагда считали «мудрымъ архипастыремъ» * 48), и онъ умѣлъ обращаться просто, откровенно и такъ ласково, что казался мудрымъ и добрымъ отцомъ 49), у котораго «рубашка на распашку» 50). И послѣ смерти Смарагда и свѣтскіе люди отзывались о немъ съ почтительностію и сочувствіемъ, защищая его память 51). Но силы быть уже надломлены, и архіерею при 66-тилѣтнимъ возрастѣ не легко было управлять новою обширною епархіей 52а), а полнокровіе и тучность 52) оказывались слишкомъ обременительными въ старости, хотя, обладая отъ природы атлетическимъ организмомъ 53), упорный владыка съ непреклонностію до конца боролся со своими недугами и слабостями. До Рязани его здоровье было вообще крѣпкимъ 54) и въ началѣ держалось тамъ удовлетворительно 55), но въ 1859 г. постигла «ліестокая бо-

4І) См. у о. 1. Г. Молчанова, Церковная лѣтопись прихода Успенской церкви, стр. 138.

48) См. у о. 1. Г. Молчанова ibid., стр. 137.

49) Такъ пишетъ, напр., о. ІІав. Вас. Чельцовъ по поводу представленія со своимъ тестемъ Смарагду при опредѣленіи во священники.

5°) См. у о. I. Г. Молчанова, Церковная лѣтопись прихода Успенской церкви, стр. 343.

J1) f Архіѳп. Никаноръ, Біографическіе матерьялы I, стр. 244.

**) f Н. С. Лѣсковъ, Мелочи архіерейской жизни въ Полномъ собраніи его сочиненій по изданію „Нивы“, т. XXXV, Спб. 1903, стр. 77. См. Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею на стр. 93 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 10, стр. 1248.

53) f Архіеп. Никаноръ, Біографическіе матерьялы I, стр. 251.

54) „Воспоминанія“ о. Іероѳея иа л. 1, 29 обор., 98 обор. См. еще

„Христіанское Чтеніе“ 1912 г., № 7—8, стр. 802; 1911 г., № 12, стр. 1516 и

отдѣльно въ „Письмахъ архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею“ на стр. 120.

55) Въ письмѣ архим. Іероѳею отъ 20 іюня 1858 г. Смарагдъ

констатируетъ „разстроенное здоровье“ (см. „Христіанское Чтеніе“ 1911 г., № 10, стр. 1247 и отдѣльно на стр. 92), но 31 декабря 1858 г. говоритъ; „здоровье еще мало мнѣ измѣняетъ“ (ibid. 1911 г., № 10, стр. 1251 и отдѣльно на стр. 96); 19 апрѣля 1859 г.: „во всю зиму и боленъ не бывалъ“ (ibid. 1911 г., № 10, стр. 1252 и отдѣльно на стр. 97); 26 іюля

1859 г.: „здоровье еще держится“ (ibid. 1911 г., Л» 11, стр. 99 и отдѣльно иа стр. 1358). Письма Смарагда П. В. Шеншиной въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № і, стр. 125: „здоровье мое не худо“ (отъ 29 марта 1859 г.); 130: „Здоровье общее и частное хорошо. Такъ (въ добрую пору сказать) хорошо, что подобнаго давно уже не было“... (отъ 26 іюля 1859 г.). Въ письмѣ С. I. Трубицыной отъ 28 октября 1858 г. въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“, т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 32 (смѣрь): „Благодареніе Господу Богу! я здоровъ и исполняю мои дѣда безпрепятственно“; ibid., стр. 35 отъ 8 апрѣля 1858 г.: „Я благодареніе

лѣзніц въ которой Смарагдъ былъ переворачиваемъ на простыняхъ, не владѣлъ руками и ногами и не имѣлъ силы даже подписывать къ Начальству бумагъ» Бв), однако поправился и поспѣшилъ въ объѣздъ по епархіи 51 * * * * * 57). Слѣды ревматизма постоянно давали себя знать (въ ногахъ) 58) и—послѣ нѣкотораго подкрѣпленія 59 60)—опять обнаружились въ частыхъ недомоганіяхъ *°); 23 января 1863 г. Смарагдъ уже называлъ себя немощнымъ старцемъ, прибавляя: «нынѣшнюю зиму провожу болѣзненно» 61 62 63), а 4-го іюня сообщалъ о. Іероѳею: «впалъ съ Февраля мѣсяца въ тяжкій ревматическій недугъ по всему тѣлу, и особенно въ рукахъ и ногахъ; отъ чего при всѣхъ медицинскихъ пособіяхъ претерпѣвалъ адскія мученія; не въ состояніи былъ владѣть ногами и дѣйствовать руками; даже простѣйшихъ бумагъ къ Начальству не могъ подписывать» и выздоравливалъ столь слабо, что усталъ даже отъ этого писанія в2) и затруднялся отвѣтами в2а), хотя прежде былъ неутомимъ по этой части вз). Онъ жилъ лишь вѣрою, исповѣдуя и заповѣдуя

Господу! во всю прошедшую зиму былъ здоровъ и способенъ къ отправ-

ленію лежащихъ на мвѣ обязанностей. Въ духѣ совершенно, благо-

датію Божіею, умиротворенъ, и дальнѣйшее мое служеніе Вселенской

Церкви вручаю всеблагому Промыслу Того, Кто Единъ есть Глава Ея“.

и) См. Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею на стр. 108 и

въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 11, стр. 1367.

57) Ibid, на стр. 109 и „Христіанское Чтеніе“ 1911 г., № 11, стр. 1369 въ письмѣ о. Іероѳею отъ 19 іюня 1860 г.; см. и письмо отъ 8 іюня 1860 г. П. В. Шеншиной ibid. 1911 г., №1, стр. 133.

58) „Христіанское Чтеніе“ 1911 г., № 12, стр. 1509 и отдѣльно на стр. 113 въ письмѣ о. Іероѳею отъ 26 мая 1861 г.; ср. у о. I. Г. Молчанова, Церковная лѣтопись прихода Успенской церкви, стр. 346.

м) „Христіанское Чтеніе“ 1911 г., № 12, стр. 1512 и отдѣльно на стр. 116 въ письмѣ о. Іероѳею отъ 4 февраля 1862 г.

60) „Христіанское Чтеніе“ 1911 г., № 12, стр. 1544 и отдѣльно на стр. 117 въ письмѣ о. Іероѳею отъ 15 апрѣля 1863 г.

61) „Христіанское Чтеніе“ 1911 г., №12, стр. 1516—1517 и отдѣльно на 119 въ письмѣ о. Іероѳею отъ 23 января 1863 г.

62) „Христіанское Чтеніе“ 1911 г., № 12, стр. 1516—1517 и отдѣльно на стр. 119—120 въ письмѣ о. Іероѳею отъ 4 іюня 1863 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

62а) См. „Чтенія въ Обществѣ Исторіи и Древностей Россійскихъ“, т. 243, кн. IV за 1912 г., стр. 35 (смѣсь) въ письмѣ отъ 3 января 1862 г.

63) Смарагдъ самолично велъ огромную переписку и, напр., послалъ до 160 писемъ одному о. Іероѳею (см. его „Воспоминанія“ на стр. 2 обор.—3 и въ „Письмахъ архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею“ на стр. 3—4 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 3, стр. 382 -383), а, пріѣхавъ въ С.-Петербургъ, уже къ 10 ноября 1853 г. имѣлъ до 300 пи-

о. Іѳроѳею такое убѣжденіе: «чти врача противъ потребы его [Сир. XXXVIII, 1], а болѣе прибѣгай къ небесному Врачу душъ и тѣлесъ, памятуя, что смерти не избѣгнемъ вси» и). Наконецъ,— постигнутый отъ ревматизма тяжкою водянкой,—Смарагдъ все-таки не слегъ въ постель, а проводилъ послѣдніе дни жизни въ креслѣ и «умеръ на ногахъ» в5). Онъ почилъ о Господѣв6) послѣ кратковременной, но тяжкой болѣзни (въ понедѣльникъ) 11 ноября 1863 г., въ 51/4 часовъ по полудни, къ общему прискорбію Рязанской епархіи *'’)—по истеченіи 32 лѣтъ и одного мѣсяца со днемъ епископскаго святительства, проживъ всего 67 лѣтъ и 8 мѣсяцевъ съ двумя днями включительно в8). Перенесенное 15 ноября въ Рождественскій соборъ,—тѣло почившаго владыки было отпѣто въ субботу 16 числа съ благоговѣйною торжественностію ®8) преосвящ. Дмитровскимъ Леонидомъ (Краснопѣвковымъ, f 15 декабря 1876 г. архіепископомъ Ярославскимъ) 10) и—при огромномъ стеченіи народа (не менѣе V* * 68 *

для отвѣта, между тѣмъ для сего онъ не держалъ личныхъ секретарей вплоть до Рязани и лишь по временамъ пользовался услугами о. Іеро-еѳя и потомъ г. Бруевича (см. „Воспоминанія“ о. Іеровея л. 21 обор. ■9 обор.; Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею на стр. 52 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 7—8, стр. 976).

м) Въ письмѣ Смарагда отъ 19 апрѣля 1859 г. о. Іероѳею отдѣльно на стр. 69 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 10, стр. 1251.

“) t Архіеп. Никаноръ, Біографическіе матерьялы I, стр. 252. вв) Митроп. Филаретъ въ письмѣ А. Н. Муравьеву (стр. 612) отъ 22 ноября 1863 г. говорилъ: „Преосвященный Смарагдъ скончался. Благовременно слово: Блаженни умирающій о Господѣ“.

в7) Такъ сообщается въ оффиціальномъ рапортѣ Рязанской Дух. Консисторіи отъ 13 ноября 1863 г. (№ 8.021) Св. Синоду (въ Архивѣ послѣдняго за 1863 г. № 1.763): „къ общему прискорбію Рязанской Епархіи Архипастырь нашъ Преосвященный Смарагдъ, Архіепископъ Рязанскій и Зарайскій, послѣ кратковременной, но тяжкой болѣзни, скончался 11-го числа сего ноября въ э'Д часовъ пополудни“. См. ещо и у м. Филарета: Письма къ Антонію IV, стр. 411;—къ Муравьеву (стр. 612) о кончинѣ Смарагда, но о нѣкоторыхъ особыхъ обстоятельствахъ, связаныхъ съ нею, будетъ сказано ниже.

68) „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1906 г., AI 20, стр. 594— согласно „Воспоминаніямъ“ о. Іеровея (на стр. 3 обор., прим.).

66) См. „Рязанскія Губернскія Вѣдомости“ за 23 ноября 1863 г., As 47, стр. 463. Одинъ протоіерей (В. Я. Некрасовъ), бывшій при самомъ отпѣваніи въ числѣ архіерейскихъ пѣвчихъ, пишетъ намъ, что „погребеніе Смарагда совершалъ Леонидъ и своимъ чуднымъ теноровымъ голосомъ произвелъ при богослуженіи прекрасное впечатлѣніе“.

,0) Намѣстнику Антонію м. Филаретъ писалъ (IV, стр. 411): „Преосвященному Смарагду вѣчная память. Отправляю викарія [Леонида]

всѣхъ жителей Рязани)—перенесено для погребенія въ возобновленный и избранный имъ для сего Архангельскій соборъ * 71), согласно завѣщанію 72 *), при чемъ туда и въ другія Рязанскія церкви переданы очень многія изъ его дорогихъ вещей 78). Насколько скорбѣла Рязань о своемъ архипастырѣ, уважаемомъ при жизни 74 75),—видно изъ того, что—по случаю кончины Смарагда—были прекращены въ городѣ всѣ общественныя удовольствія на 9 дней траура І5) и устроены «огромныя

на его погребеніе“. См. въ Синодальномъ архивѣ за 1863 г. № 1763, откуда видно, что сама Рязанская Консисторія нижайше относилась къ м. Филарету „съ испрашиваніемъ назначенія Викарнаго Преосвященнаго для погребенія“ Смарагда.

71) Родственниками почившаго архипастыря въ лѣвой сторонѣ Архангельскаго собора на столбѣ водружена металлическая дощечка съ изображеніемъ святительскихъ регалій и съ надписью: „Здѣсь погребено тѣло Смарагда Крижановскаго, съ 1831 года управлявшаго викаріатствомъ Ревельскимъ, епархіями: Полоцкою, Могилевскою, Харьковскою, Астраханскою, Орловскою и Рязанскою. Скончался 11 ноября 1863 года, 69 лѣтъ“. Гробница архіеп. Смарагда доселѣ сохранилась въ благообразномъ видѣ.

’*) См. письмо Смарагда отъ 19 апрѣля 1859 г. о. Іероѳею на стр. 97—98 и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., 10, стр. 1252—1253, а равно и выше на стр. 314, із.

7*) Въ рапортѣ непосредственнаго Смарагдова преемника, архіепископа Рязанскаго Иринарха, отъ 31 марта 1864 г. значится, что „опредѣленіемъ Консисторіи 31 Декабря 1863 года заключено учинить слѣдующее: изъ церковныхъ вещей—ковчегъ серебряный позлащенный, потиръ, дискосъ, лжицу, звѣздицу, копіе и двѣ тарелочки и серебряное позлащенное кадило передать въ Каѳедральный Соборъ для помийове-нія представившагося Преосвященнаго' (Смарагда) въ Архангельскомъ Соборѣ (который возобновляется), гдѣ Преосвященный погребенъ, и предписать Каѳедральному Протоіерею (Н. А. Ильдомскому) съ братіею, чтобы на поддонкѣ потира были вырѣзаны слова, показывающія, что оные сосуды переданы въ Каѳедральный Соборъ для поминовенія покойнаго Преосвященнаго, равно передать въ Каѳедральный Соборъ сти-«харь и орарь для употребленія онаго протодіакономъ при архіерейской службѣ; крестъ, кадило серебряно-позлащенное, ладоницу и воздухи передать въ Крестовую церковь Архіерейскаго дома также для поминовенія представившагося; Митры же (2), Саккосы (2), Омофоры (2), Епитрахили (2), Палицы (2), Пояса (2), Поручи (2), Подризники (2), Сулки (2), подушки (2), Орлецы (2) и Мантію передать въ Архіерейскую ризницу при указѣ Ризничему“. См. въ Синодальномъ Архивѣ дѣло за 1864 г. № 765.

74) См. Письма архіеп. Смарагда къ архим. Іероѳею на стр. 98, и и въ „Христіанскомъ Чтеніи“ 1911 г., № 10, стр. 1253, г.

75) „Рязанскія Губернскія Вѣдомости“ за lfi ноября 1863 г., № 46, стр. 453, гдѣ сообщается о смерти и погребеніи Смарагда, о чемъ

09 х-

поминки» 76). Послѣднимъ завѣтомъ святителя своимъ духовнымъ чадамъ является трогательная просьба украшающаго могилу его четверостишія, сочиненнаго имъ незадолго и какъ бы въ предвѣдѣніи своей смерти

Отцы и братія! прошу васъ непрестанно:

О мнѣ Царю—Христу молитесь постоянно,

Да въ царство вѣчное меня Онъ возведетъ И да вселитъ туда, гдѣ животворный свѣтъ.

Н. Глубоковскій.

см. и „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1899 г. № 1 (за 1-е января), стр. 36.

76) Одинъ изъ С.-Петербургскихъ протоіереевъ (В. Я■ Некрасовъ), бывшій въ 1863 г. архіерейскимъ пѣвчимъ, сообщаетъ намъ, что „по почившемъ Смарагдѣбыли устроены огромныя поминки,—по крайней мѣрѣ, для третьей части всѣхъ жителей города Рязани“.

ѵ) И. С(ладкопгъвцевъ) въ „Прибавленіяхъ къ Рязанскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ“ 1865 г., № 7, стр. 187, а вообще см. у f Г. М. Ня-сецкаго, Исторія Орловской епархіи, стр. 963—964; „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1884 г., № 13, стр. 222—223 (и у прот. Н. Т. Каменскаго [t архіѳп. Никанора] отдѣльно на стр. 122—123); „Странникъ“ 1863 г., ноябрь, отд. IV, стр. 27.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.