Научная статья на тему 'Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский+1863, XI, 11) на Астраханской кафедре: с портретом архиеп. Смарагда'

Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский+1863, XI, 11) на Астраханской кафедре: с портретом архиеп. Смарагда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
55
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский+1863, XI, 11) на Астраханской кафедре: с портретом архиеп. Смарагда»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Н.Н. Глубоковский

Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский+1863, XI, 11) на Астраханской кафедре: с портретом архиеп. Смарагда

Опубликовано:

Христианское чтение. 1912. № 10. С. 1063-1081.

© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

PW WWW

WWW ~,awww

' . • ііН'Чі...........WWW*

A**

VVf '—'"WWW ■' WWW

-“-ft

ІМУь

"■ЦП 4u|"ifli|-

•»* ■■«

--a *■■*

"nr*.............«ГТ'»«.........П

Высокопреосвященный архіепископъ Смарагдъ (Кры-жановсків 1 1868, XI, 11) на Астраханской, Орловской и Рязанской каѳедрахъ *).

(Съ портретомъ архіеп. Смарагда.)

Святительское служеніе архіепископа Смарагда въ Астрахани (1841— Г844 г.г.), Орлѣ (1844—1858 г.г.) и Рязани (1858—1863 г.г.) и его кончина (11 ноября 1863 г.).—Пр иложеніе: „Дѣло священника Іоанна Сёмова съ Орловскимъ Епархіальнымъ Начальствомъ при архіепископѣ Орловскомъ (12 ноября 1844 г. — 5 іюня 1858 г.) Смарагдѣ (Крыжанов-

скомъ)“.

б

МАРАГДА свыше торопили отъѣздомъ изъ Харькова въ Астрахань, — и 3 февраля 1842 г. въ 9 часовъ утра онъ, занявъ денегъ (1.239 руб. 64 коп.) у Консисторіи *),

*) Въ „Христ. Чтеніи“ 1912 г., № 7—8, стр. 796, го нужно читать: „магистръ Кіевской Дух. Академіи выпуска 1827 г.“.

О О. Іероѳей утверждаетъ (въ „Воспоминаніяхъ“ на л. 103), что „Преосвященный не получилъ денежнаго пособія на подъемъ при переводѣ его изъ Харькова въ Астрахань“, между тѣмъ—по указу Св.. Синода 12 января 1842 г. № 110—преемнику Смарагда Иннокентію (Борисову) на проѣздъ изъ Вологды до Харькова выдано было прогоновъ на 10 лошадей (см. у о. С. В. Петровскаго, Одесскій Преображенскій, нынѣ каѳедральный соборъ, Одесса 1908, стр. 35 въ приложеніяхъ). Подобное несоотвѣтствіе по одному и тому же случаю было бы ужъ очень странно. Посему являлось вполнѣ вѣроятнымъ извѣстіе прот. Т. И. Буткевича (Иннокентій Борисовъ, стр. 138—139), что Смарагду—сверхъ прогоновъ—велѣно было выдать еще на подъемъ тысячу рублей, но онъ не дождался полученія денегъ и взялъ чрезъ Консисторію заимообразно 1.239 р. 64 к. изъ. суммъ епархіальнаго попечительства о бѣдныхъ духовнаго званія. Не смотря ни на какія условія, намъ не удалось теперь отыскать разумѣемаго дѣла въ Харьковской Духовной Консисторіи, за-то нашлись документальныя подтвержденія въ Синодальномъ Архивѣ—въ дѣлахъ Канцеляріи Оберъ-Прокурора № 28.672 и Св. Синода 1842 г. № 3; во второмъ

навсегда выбылъ изъ Харьковской епархіи * 2), хотя оттуда ему и потомъ продолжали напоминать съ не совсѣмъ пріятной стороны 3). 18 февраля 4) въ «великолѣпно свѣтлый и теплый день» Смарагдъ торжественно былъ принятъ въ своемъ новомъ каѳедральномъ городѣ, переправившись чрезъ Волгу наканунѣ ухода льда 5). Гнетущая тревога обнимала душу архипастыря,—и по вступленіи въ каѳедральный соборъ онъ повергся въ долгой и горячей молитвѣ къ Богу предъ престоломъ 6). «Страна была для него невѣдомая

читается, что, взявъ 3 февраля ссуду, Смарагдъ выдалъ довѣренность на полученіе ея въ возвратъ изъ ассигнованной ему суммы члену и казначею попечительства свящ. Іакову Голиховскому, а въ первомъ имѣется рапортъ Консисторіи отъ 13 февраля 1842 г. № 702, что все отъ него получено въ цѣлости и исправности. Значитъ, отсюда вытекаетъ только то, что Смарагда совсѣмъ неделикатно и насильственно торопили отъѣздомъ изъ Харькова.

2) См. въ Синодальномъ Архивѣ дѣло Канцеляріи Оберъ-Прокурора Св. Синода № 28.672, л. 31; ср. у прот. Т. И. Буткевича, Иннокентій Борисовъ, стр. 138—139.

3) По нерасположенію къ Смарагду его преемника—Иннокентія, изъ Харькова возбуждалось немало разныхъ придирчиво-меркантильныхъ дѣлъ. Такъ, въ 1842 г. взыскивали съ эконома о. Іероѳея 20 р. 994/т к., яко бы истраченныхъ имъ при управленіи экономіей Харьковскаго Архіерейскаго Дома (см. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № по реестру 37.984, 28 мая 1842 г.—13 января 1843 г.), а въ 1843 г. самъ Иннокентій спеціальнымъ отношеніемъ запрашивалъ, изъ какой суммы выданы 50 руб. протодіакону Василію Никиц(т)скому (см. стр. 797, 21} при перемѣщеніи его изъ Калужской въ Могилевскую епархію (Архивъ Астраханской Дух. Консисторіи № 39.327, 30 ноября 1844 г.).

4) Такъ и въ Синодальномъ Архивѣ дѣло Канцеляріи Оберъ-Прокурора Св. Синода № 28.672, л. 40.

5) „Прибавленіе къ Астраханскимъ Губернскимъ Вѣдомостямъ“ за 28 февраля 1842 г., № 9, стр. 39. „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости* 1899 г. № 13, стр. 644—645. Въ „Воспоминаніяхъ“ о. Іероѳея сообщается1 (л. 36 обор.), что перевезъ Смарагда чрезъ Волгу на одноколкѣ вице-губернаторъ Ив. Ѳеод. Гежелинскій, извѣстный и дружественный ему ещн съ Полоцкихъ временъ (ср. у И. С. Жирковича въ „Русской Старинѣ“ 1890 г., т. LXYII, сентябрь, стр. 668—674), какъ витебскій вице-губернаторъ (въ 1837—8 г.). Мы знаемъ, что въ 1844 г. было опасно переправляться чрезъ Волгу у Астрахани уже въ январѣ мѣсяцѣ (см. книгу: Иванъ Сергѣевичъ Аксаковъ въ его письмахъ, ч. I, т. 1, Москва 1888, стр. 63).

6) „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1899 г. № 13, стр. 645 и 649. „Воспоминанія“ о. Іероѳея на л. 37: „Владыка подъѣхалъ къ величественнѣйшему Астраханскому Каѳедральному Собору; вступилъ въ этотъ великолѣпнѣйшій храмъ; палъ предъ святымъ престоломъ и долго лежалъ, плакалъ и благодарилъ Бога, что Онъ сподобилъ его зрѣть Астрахань не какъ отдаленную Азіатскую пустыню, а какъ святый градъ.

■и для сердца его чуждая» ба), между тѣмъ задачи предстояли тяжелыя и многосложныя. Непосредственный его предшественникъ въ, Астрахани Стефанъ Романовскій (съ 1 марта по t 4 декабря 1841 г.), причинившій ему столько огорченій изъ-за ревизіи Волынской Семинаріи, и теперь «удружилъ» Смарагду, «сберегши для него много трудовъ» 1). Тому тоже досталось нелегкое наслѣдство (отъ епископа Виталія Бори-сова-Жегачева: 12 марта 1831 г. — f 4 декабря 1840 г.)— разстройствъ епархіальнаго управленія, разграбленія больше десяти тысячъ церковныхъ денегъ каѳедральнаго собора и расхищенія всей суммы архіерейскаго дома; но преосвящ.

ИСтефанъ не нашелъ ничего лучшаго, какъ разогнать и отдать подъ судъ соприкосновенныхъ людей безъ разбора, при чемъ архіерейскій казначей іеромонахъ Оссія, завѣдывавшій еще и Іоанно-Предтеченскимъ (Ивановскимъ) монастыремъ, былъ заключенъ въ тюрьму, и его водили для допросовъ черезъ весь городъ за карауломъ солдатъ съ ружьями * * * * 7 8). Епархіально-административный порядокъ совсѣмъ разстроился, превратившись въ сплошное сутяжно-слѣдственное производство. Все было въ застоѣ настолько, что оказались неоконченными дѣла даже отъ 1832 года 9). Дисциплина расшаталась, — и уже по смерти Стефана былъ такой случай, что привезенный имъ въ Астрахань игуменъ Пафнутій чуть не былъ зарѣзанъ ножемъ въ одной изъ келлій Ивановскаго монастыря напавшимъ монахомъ 10 *). Дошло до того, что Св. Синодомъ принимались особыя мѣры вслѣдствіе безпорядковъ по духовному епархіальному вѣдомству въ Астрахани, возникшихъ по кончинѣ преосвящ. Стефана 15). Понятно, что все это повергало

Божій. Всталъ, съ благоговѣніемъ приложился къ святому престолу,

благословилъ безчисленный сонмъ новыхъ усердныхъ чадъ своей Паствы

и успокоился“.

*а) См. „Рязанскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1896 г. N® 16, стр. 557.

7) См. письма м. Филарета къ Смарагду въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1870 г., кн. XII, стр. 43.

8) См. „Церковно-Общественный Вѣстникъ“ VI (1879 г.), № 46, стр. 66, а равно въ „Воспоминаніяхъ“ о. Іероѳея на л. 111 и обор.

®) »Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 189S г. № 13, стр. 646— согласно „Воспоминаніямъ“ о. Іероѳея на л. 38.

10) „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1899 г. № 13, стр. 648.

€м. и на стр. 1067, іа.

Смарагда въ «тревожное настроеніе» 12), но въ рѣчи при первомъ своемъ служеніи онъ рѣшительно заявилъ, что будетъ дѣйствовать единственно мечемъ духовнымъ 13). Не легко» было даже приступать къ работѣ при широкой церковноадминистративной дезорганизаціи, о которой Смарагдъ 26 февраля 1842 г. (за Л°-ромъ 61) рапортовалъ Св. Синоду изъ Астрахани, что «нашелъ нововвѣренную ему Епархію во всѣхъ почти частяхъ въ совершенномъ разстройствѣ» 14). Тѣмъ не-менѣе новый архіепископъ, строго ограждавшій престижъ своей власти 15), быстро покончилъ всѣ запущенныя дѣла 16), возстановилъ .невинно пострадавшихъ дѣятелей п) и привелъ въ нормальный порядокъ церковно-правительственную ма-р шину 18), не стѣсняясь устранять непригодныхъ людей і9),

ныхъ Вѣдомостяхъ“ 1893 г. № 22, стр. 631—632, а также ibid. 1904 г. № 2, стр. 64 (въ перепечатанномъ некрологѣ В. И. Аскоченскаго „Преосвященный Аполлинарій, Епископъ Чигиринскій, Викарій Кіевской Митррполіи“).

12) „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1899 г. № 13, стр. 648—649.

13) Ibid. 1895 г. № 15, стр. 390.

и) См. въ Синодальномъ Архивѣ дѣло Канцеляріи Оберъ-Прокурора Ов. Синода № 28.672.

15).См., напр., въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 38.339 (8 октября—16 декабря 1842 г.) о подтвержденіи принтамъ градскихъ церквей, дабы былъ звонъ при поѣздкѣ Его Высокопреосвященства въ церкви для служенія литургій.

1в) „Церковно-Общественный Вѣстникъ“ УІ (1879 г.), № 46, стр. 6 (Г; „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1884 г. № 11, стр. 191 (и у прот. Н. Т. Каменскаго отдѣльно на стр. 112); 1899 г. № 13, стр. 646.

17) „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1880 г. № 1, стр. 11, 13; 1884 г. № 2, стр. 28: № 11, стр. 191,2 (и у прот. П. Т. Каменскаго отдѣльна на стр. 110—1і2,з): рѣчь тутъ о прот. I. Ѳ. Павлиновъ и—частію—о секретарѣ Консисторіи Е. И. Веселовскомъ. См. и въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 40.064 (26 сентября 1844 г.—28 апрѣля 1845 г.) объ увольненіи каѳедральнаго протоіерея Андрея Иванова, о назначеніи таковымъ о. Павлинкова, а ключаремъ—прот. Н. Страхова, замѣненнаго потомъ священникомъ Басегановымъ.

18) См., напр., насчетъ Консисторіи въ Архивѣ ея № 37.582 (2 января 1842 г.) о* „прѳпррученіи“ 1-го и 2-го столовъ свящ. Петрову и прот. Василію Мартынову, № 38.965 (12 іюня 1844 г.—8 января 1844 г.) объ опредѣленіи туда присутствующимъ инспектора Дух. Семинаріи іеромонаха Вассіана.

Ів) См., напр., „Церковно-Общественный Вѣстникъ“ УІ (1879 г.), № 46, стр. 5 в, что „инспектора семинаріи іеромонаха Василія, нетрезвостію «воею подававшаго соблазнъ ученикамъ семинаріи, Смарагдъ выслалъ изъ семинарскаго корпуса въ отдаленный приморскій Чуркинскій мо-

а нужныхъ собирая * 20) и утѣшая всячески на далекой окраинной чужбинѣ 2І), гдѣ онъ справедливо боялся для себя вреднаго климата и немало страдалъ отъ него 22). Вездѣ нужно было поспѣвать и вникать самому: Смарагдъ не рѣдко разсматривалъ и рѣшалъ дѣла безъ Консисторіи, или поправлялъ, дополнялъ 23) и измѣнялъ 24) ея постановленія, строго наблю-

настырь“. См. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 37.811 (17 мйрта 1842 г.—10 февраля 1847 г.) о приведеніи въ извѣстность имущества архіеп. Стефана и о запрещеніи въ свящѳннослуженіи прот. Чуд-новскаго и объ удаленіи отъ управленія Іоанно-Предтеченскимъ монастыремъ игумена Пафнутія; № 39.709 (26 апрѣля—16 мая 1844 г.) по прошенію игумена Пафнутія и прот. Чудновскаго не приводить въ исполненіе опредѣленія о нихъ по дѣлу о взводимыхъ на нихъ начетахъ по Архіерейскому дому; № 37.760 (5 марта—14 мая 1844 г.) о высылкѣ въ Чуркинскую пустынь, подъ строжайшій надзоръ, казначея Архіерейскаго дома свящ. Димитрія Бѣднякѳва.

20) О вызовѣ и устроеніи разныхъ лицъ въ Астраханской епархіи см. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 37.758 (5 марта—29 мая 1842 г.) объ о. Н. Страховѣ; №38.398 (1—11 ноября 1842 г.) объ о. Іероѳеѣ; № 37.862 (3 апрѣля 1842 г.—1 марта 1844 r.j о принятіи пѣвчимъ архіерейскаго хора ученика Ахтырскаго дух. училища В. Стецѳнкова; № 38.082 (4 іюля—26 ноября 1844 г.) о послушникѣ Харьковскаго Архіерейскаго дома Мартиніанѣ Ѳедоровскомъ; № 38.255 (5—15 сентября 1842 г.) о нѣкоторыхъ церковникахъ Харьковской епархіи, пожелавшихъ поступить въ Астраханскую.

21) „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1899 г. № 13, стр. 647.

22) См. письма м. Филарета къ Смарагду въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1870 г., кн. XII, стр. 41. См. еще „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1899 г. № 13, стр. 647—648. См. и ниже стр. 1080, 8».

23) Такъ, въ пространныхъ резолюціяхъ 24 февраля и 18 декабря 1842 г. (въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 37.705) по ложнокляузной и каверзной исторіи о браковѣнчаніи чиновника Фуртакова Смарагдъ убійственно разбилъ всѣ консисторскія рѣшенія и привлекъ къ строгой отвѣтственности всѣхъ участниковъ, но 1) не допустилъ благочинному приняті*я частной жалобы Фуртакова, какъ вмѣшательства въ „дѣло просительское“, гдѣ жалобщикъ самъ долженъ искать »установленнымъ порядкомъ“; 2) осудилъ преждевременное назначеніе формальнаго слѣдствія, когда нужно было просто потребовать отвѣтовъ отъ виновныхъ; 3) отмѣнилъ слишкомъ мягкое наказаніе, подчеркнувъ, что оно „ослабляетъ власть Консисторіи, которая обязана таковую власть выражать надъ подчиненными на основаніи законовъ“.

24) Напр., послушника Тихомирова за пьянство и буйство въ трапезѣ Коноисторія присудила къ матеріальному лишенію (доходовъ и жалованья въ теченіи двухъ мѣсяцевъ), но Смарагдъ 16 сентября 1842 г. примѣнилъ мѣры духовно-церковнаго исправленія (см. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 38.281).

дая быстроту производства у другихъ 25) и у себя 26), объѣзжалъ епархію 21) и самолично провѣрялъ знаніе молитвъ прихожанами, располагалъ послѣднихъ матеріально поддерживать принты и—въ виду явной недостаточности 60 съ небольшимъ церквей на все громадное пространство Астраханской епархіи 28)—развивалъ церковное строительство, заставляя богатыхъ людей жертвовать на храмы 29) и поощряя всѣхъ радѣтелей церковнаго благосостоянія 30). При немъ усердіемъ и иждивеніемъ первостатейнаго купца И. И. Плотникова обставлена пришедшая въ ветхость церковь Рождества Христова, при чемъ къ перестроенному придѣлу во имя св.

25) 10 августа 1843 г. Смарагдъ утвердилъ протоколъ Консисторіи, но приписалъ: „а какъ Протоіерей Балыклѳйскій, произведя слѣдствіе еще въ Апрѣлѣ мѣсяцѣ, безъ всякой причины удерживалъ оное у себя до 16 числа Іюля, и потомъ представилъ оное съ опущеніями и безъ надлежащей въ нѣкоторыхъ случаяхъ формы (что самое, равно какъ и замѣченная съ нѣкотораго времени Епархіальнымъ Начальствомъ неисполнительность и неисправность его, подаютъ не совсѣмъ выгодное о немъ мнѣніе), то за таковыя дѣйствія, съ достоинствомъ благонадежнаго сановника духовнаго не сообразныя, сдѣлать ему, Балыклейскому, замѣчаніе съ подтвержденіемъ, изъясненнымъ въ заключеніи Консисторіи, и подъ опасеніемъ за противное непріятныхъ для него слѣдствій“. См. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 38.674.

2в) По дѣлу о послушникѣ Лебедевѣ, говорившемъ въ Іоанно-Пред-теченскомъ монастырѣ проповѣди своего сочиненія, Смарагдъ, отмѣнивъ 5 января 1844 г. мнѣніе Консисторіи, какъ „вовсе неосновательное“, передалъ ей на новое рѣшеніе, а при утвержденіи послѣдняго 20 мая прибавилъ: „протоколъ сей, внесенный ко мнѣ на разсмотрѣніе прошедшаго Апрѣля 28 дня, не могъ быть пересмотрѣнъ мною ранѣе 20-го числа Мая, по приключившейся мнѣ со дня Свѣтлой Пасхи [бывшей тогда 2$ марта], извѣстной Консисторіи и Епархіи, болѣзни, отъ которой едва нынѣ чувствую нѣкоторое облегченіе“. См. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 39.079.

а7) См. къ сему и въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 38.268 (11 апрѣля 1842 г.) о посѣщеніи церквей вверхъ по Волгѣ въ 1842 г. и № 39.185 (22 сентября 1843 г.—25 октября 1844 г.) въ 1843 г.; № 39.740 (3 мая 1844 г.—12 ноября 1847 г.) о (предложенномъ) обозрѣніи церквей епархіи въ 1844 г.

28) См. „Воспоминанія“ о. Іероѳея на л. 38.

") „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1895 г. № 15, стр. 391— 392, 390, 391.

30) См. и въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 39.936 (4 августа—20 октября 1844 г.) объявленіе купцу Мих. Козлову, старостѣ каѳедральнаго собора, архипастырской признательности за увеличеніе свѣчной и кошельковой суммы по собору противъ протекшихъ годовъ.

Николая Чудотворца присоединенъ другой—въ честь Богородицы—Неопалимой Купины; второй освящалъ самъ Смарагдъ, произнесшій назидательное слово. Въ 1843 г. купцомъ 1-й гильдіи А. А. Голощаповымъ устроена въ Черномъ Яру богадѣльня на 10 человѣкъ въ хорошемъ домѣ, обезпеченная капиталомъ въ 44 тысячи руб. ассигнаціями. Въ 1842 г. Смарагдъ принималъ участіе въ учрежденіи въ Астрахани дѣтскихъ пріютовъ и въ обезпеченіи судьбы погорѣльцевъ послѣ 15 бывшихъ въ Астрахани пожаровъ 31). «Въ этомъ азіатскомъ городѣ церковь лишена той важности, того благочестія, какъ въ Москвѣ» 32), но Смарагдъ значительно измѣнилъ столь невыгодное положеніе. Въ каѳедральномъ соборѣ онъ завелъ строгій и величественный порядокъ, о чемъ позаботился еще въ Харьковѣ 33), а въ Астрахани всячески поддерживалъ 34), собирая туда лучшихъ чтецовъ и пѣвцовъ и

31) См. въ „Астраханскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1884 г. № 13, стр. 223—224 (и у прот. Н. Т. Каменскаго отдѣльно, стр. 123—124).

32) См. въ книгѣ: Иванъ Сергѣевичъ Аксаковъ въ его письмахъ, ч. I, т. 1, стр. 98—99.

33) См. дѣло Харьковской Дух. Консисторіи 1842 г. № 26, гдѣ имѣется собственноручное отношеніе Смарагда отъ 3 февраля слѣдующаго содержанія: „При Астраханскомъ Каѳедральномъ Соборѣ нѣтъ сколько-нибудь порядочнаго протодіакона, а при Астраханскомъ Архіерейскомъ хорѣ не имѣется басистыхъ голосовъ. А какъ въ многолюдной и многочисленной, благословенной паствѣ Харьковской находится много способныхъ и даровитыхъ людей, то я Харьковскую Духовную Консисторію покорнѣйше прошу объявить о вышеуказанномъ по Харьковской Епархіи съ тѣмъ, не окажется-ли кто-либо изъ басистыхъ, хотя бы посредственныхъ, діаконовъ, причетниковъ, или учениковъ, кои пожелаютъ и согласятся перейти въ Астраханскую Епархію, на служеніе собственно при нововвѣренной мнѣ каѳедрѣ, и состоять тамъ подъ особымъ моимъ по-кровительствомь. Деньги жь, потребленыя на перемѣщеніе, могутъ таковые получить отъ меня“. На это предложеніе изъявили согласіе дьячекъ Новой Рябины Петръ Романовскій и дьячекъ Петропавловки Павелъ Любарскій, о чемъ и сообщено преосвящ. Смарагду 18 августа 1842 г.

34) Такъ, по рапорту о „небреженіи и неблагоговѣніи“ соборнаго діакона Незнаева Смарагдъ 29 апрѣля 1842 г. предписалъ Консисторіи „возымѣть обстоятельное на основаніи законовъ сужденіе, принявъ между прочимъ во вниманіе и то: 1-е) что въ Каѳедральномъ соборѣ, какъ первомъ по достоинству Епархіальномъ мѣстѣ, должны состоять священнослужители во всѣхъ отношеніяхъ примѣрнаго поведенія и наипаче Богобоязненные, благоговѣйные, смиренные и узаконенной власти безпрекословно послушные люди, и 2-е) что подобные здѣсь описаннымъ примѣры самонадѣянности и неуваженія власти, въ соборныхъ служителяхъ замѣчаемые, не могутъ оставаться безъ вреднаго вліянія на прочихъ чле-

упорядочивая клиръ соборный 35), устроилъ богатѣйшую ризницу 36 *), организовалъ превосходнѣйшій хоръ, который привлекалъ даже иновѣрцевъ и совершенно плѣнилъ ревизовавшаго Астраханскую губернію князя П. П. Гагарина 3'7): — послѣдній даже особо отмѣтилъ въ своемъ Всеподданнѣйшемъ отчетѣ церковное благоустроеніе въ Астрахани, какъ сообщено было Смарагду синодальнымъ указомъ 1845 г. Домашними средствами онъ обновилъ снаружи свой каѳедральный соборъ; исходатайствовавъ 231.125 руб. на сооруженіе въ Спасо-Пре-ображенскомъ монастырѣ новаго соборнаго храма съ колокольнею и другими зданіями; испросилъ болѣе 23 тысячъ руб. на возобновленіе архіерейскаго дома, крестовой церкви, Консисторіи, пѣвческаго корпуса и прочихъ службъ; 1 ноября 1841 г. при Троицкомъ соборѣ освятилъ храмъ во имя Богоявленія предъ позднею литургіей, а послѣ нея окрестилъ тамъ одного язычника, почему этой церкви усвоено названіе «крестильной»: въ 1844 г. исправилъ и отдѣлалъ смежный съ нею

новъ епархіи, не совсѣмъ еще опытныхъ и благонадежныхъ, если таковые примѣры останутся ненаказанными“. См. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 37.836.

35) См. и въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 37.636 (19 января — 19 февраля 1842 г.) по рапорту каѳедральнаго протоірея Андрея Иванова и ключаря о. Василія Ивановскаго о томъ, почему они не согласны включить въ число братства каѳедральнаго собора состоящаго на иподіаконской вакансіи діакона Ивана Скворцова; № 38.264 (9—28 октября 1842 г.) о предоставленіи протодіаконской должности Николаю Черняеву.

зв) Для сего спеціально былъ отправляемъ въ Москву экономъ Архіерейскаго дома о. Іероѳей, которому поручалось пріобрѣтать разныя вещи для архіерейокой ризницы и другихъ мѣстъ (см. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 38.667, 3 февраля 1843 г.—17 августа 1844 г.), напр., Спасо-Преображѳнскаго монастыря (№ 38.678, 5 февраля 1843 г.), обладавшаго тогда большими средствами, если въ 1843 г. у него отдѣлялось единовременно 200.000 руб. серебромъ, съ отсылкою на оныя билетовъ въ Хозяйственное Управленіе при Св. Синодѣ (№ 38.880, 10 мая— 8 декабря 1843 г.).

3?) Князь Павелъ Павловичъ Гагаринъ, бывшій потомъ предсѣдателемъ Государственнаго Совѣта и скончавшійся 21 февраля 1872 г. (ом. Сборникъ Императорскаго Русскаго Историческаго Общества, т. LX, Спб. 1887, стр. 127а), состоялъ начальникомъ ревизіонной коммиссіи въ Астрахани, куда чиновникомъ входилъ и Ив. С. Аксаковъ. Смарагдъ соблюдалъ должную аттеяцію по отношенію къ кн. II. П. Гагарину и, напр., въ самую пасху явился къ нему съ пѣвчими (см. Ив. С. Аксаковъ въ его письмахъ, ч. I, т. 1, стр. 105).

каменный домъ для жительства соборной братіи; позаботился объ устраненіи ветхостей Покрово-Болдинскаго монастыря и Астраханской Іоанно-Златоустовской церкви 38); по тѣснотѣ и неудобству зданія Духовной Семинаріи предложилъ перенести ее на другое мѣсто, хотя послѣдній вопросъ пошелъ сторо -ною отъ Смарагда настолько, что дивился даже митр. Филаретъ, говоря (2 апрѣля 1844 г.): «во истину терпѣнія имамы потребу и молитвы» 39). Равнымъ образомъ старался Астраханскій архипастырь восполнять недостатокъ причтовъ своей епархіи приглашеніемъ желающихъ со всѣхъ концовъ Россіи 40), поощряя духовенство наградами съ безпримѣрною тогда щедростію 41) и не давая его въ обиду никому и ни передъ кѣмъ, очистилъ это сословіе отъ грязи по наружности и вну-тренно и возвысилъ въ глазахъ гражданской власти и народа, всячески побуждалъ къ церковной учительности 42) и надлежащей богословской просвѣщенности 43). Все это культивировалось ничутъ не одними поощреніями. Напротивъ, Смарагдъ

38) Насчетъ Архіерейскаго дома, Болдинскаго монастыря и Златоустовской церкви см. и въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи J&Ns 37.723 (20 февраля 1842 г. — 17 ноября 1849 г.), 37.726 (20 февраля 1842 г. — 25 августа 1847 г.) и 40.187 (18 ноября 1844 г. — 15 октября 1845 г.).

39) См. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1871 г., кн. XIII, стр. 32. Ср. и „Душеполезное Чтеніе“ 1888 г., № 12, стр. 416.

*°) См. обо всемъ этомъ „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1880 г. № 6, стр. 91, 92; 1884 г. № 11, стр. 190—192, № 12, стр. 210—211 (и у црот. Н. Т. Каменскаго отдѣльно, стр. 112—114, 117); 1895 г. № 18, стр. 455; 1899 г. № 13, стр. 645—646. „Церковно-Общественный Вѣстникъ“ VI (1879 г.), № 26, стр. 56.

*1) См. къ сему въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи №№ 38.0-78 (2 іюля 1842 г. — 11 сентября 1843 г.), 38.831 (19 — 22 апрѣля 1843 г.), 39.010 (2 іюля 1843 г.—26 мая 1844 г.) и 39.868 (12іюля 1844г.—26 августа 1845 г.).

*'") См. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 39.530 (4 февраля— 17 апрѣля 1844 г.) о подтвержденіи священнослужителямъ, дабы представляли проповѣди на цензуру своевременно; № 40.065 (27 сентября 1844 г. 25 января 1845 г.) по предложенію Смарагда съ приложеніемъ двухъ проповѣдей — свящ. Леонтьева и свящ. Алексѣя Зорина — одного содержанія для изслѣдованія, кто изъ нихъ оную сочинилъ. Ср. стр. 1066,2в. 1076, т*.

*3) Ibid. № 39.652 (17 марта 1844 г.—30 мая 1845 г.) и 39.669 (3 апрѣля— 9 декабря 1844 г.) по предложеніямъ Смарагда о выпискѣ разныхъ нз даній.

всѣми законными путями слѣдилъ за духовенствомъ 44) всѣхъ званій и положеній 45), привлекалъ за всякія церковныя упущенія 4е) и не стѣснялся взысканіями, но старался достигать черезъ нихъ непосредственнаго благотворнаго дѣйствія 4Т) и исправленія провинившихся 48). Онъ былъ строгій формалистъ судебнаго производства 49), стремясь обезпечить для всѣхъ

44) Просмотрѣвъ самолично клировыя вѣдомости Черноярскаго благочиннаго, Смарагдъ 29 января 1843 г. назначилъ наказаніе двумъ дьячкамъ и двумъ дьяконамъ (см. въ Архивѣ Астраханской Духовной Консисторіи № 38.649), а въ 1844 г. распорядился, чтобы уѣздное духовенство, по прибытіи въ Астрахань, являлось къ уѣздному благочинному и объявляло ему о причинахъ своего прибытія, о квартирахъ и объ отъѣздѣ (ibid. № 39.933, 2—31 августа 1844 г.).

45) См. въ Архивѣ Астраханской Дух. Косисторіи № 39.254 (23 октября 1843 г. — 18 января 1844 г.) о неявкѣ инспектора Семинаріи, магистра іеромонаха Вассіана (см. стр. 1081, вг), назначеннаго къ служенію въ 22-е число октября въ Казанской церкви.

4в) См. ibid. № 39.427 (10 января—21 февраля 1844 г.) по предложенію СмарагдЬ, объ открытіи, по чьему опущенію генваря 9 числа, въ воскресенье, не было ранней литургіи въ каѳедральномъ соборѣ.

47) По дѣлу діакона градской Гостинно - Николаевской церкви И. Касаткина, уснувшаго отъ опьяненія за поминальною трапезой, Смарагдъ 29 іюля 1843 г. привлекъ благочиннаго прот. Мартынова, какъ сокрывшаго „столь гнусный поступокъ“, а на послѣдовавшія оправданія замѣтилъ, что благочиннымъ „діаконъ Касаткинъ наказанъ весьма слабо и съ важною виною его, ежѳлибъ она и была первая, несоотвѣтственно; а слабыя наказанія ведутъ болѣе къ послабленію и повторенію тѣхъ же преступленій, нежели къ исправленію“; при томъ же, „чтобы подчиненные имѣли надлежащее къ настоятелю уваженіе и законное опасеніе, для сего самъ настоятель долженъ держать себя во всѣхъ отношеніяхъ аккуратнѣйшимъ образомъ, не допускать ихъ до неуваженія себя и заставить ихъ знать, что на все, выходящее отъ нихъ за границы благопристойности, порядка и долга, не смотрѣлъ онъ, Настоятель, сквозь пальцы“. См. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 39.059.

48) Діакону Залѣсскому, присужденному Консисторіею за ея оскорбленіе на письмѣ къ четырехмѣсячной эпитиміи, Смарагдъ сначала (17 іюля 1842 г.) сократилъ срокъ „во уваженіе бѣдности и могущаго послѣдовать разстройства его состоянія отъ долговременнаго пребыванія его въ монастырѣ“, но за упорство усилилъ потомъ (30 сентября) свою прежнюю мѣру и постепенно довелъ виновнаго до повиновенія и раскаянія. См. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № '37.613.

49) По частной жалобѣ помѣщицы Смирновой на своего приходскаго священника Смарагдъ, предписавъ (8 марта 1842 г.) благочинному „развѣдать“ о доносѣ, приказалъ отъ его имени благопристойно объявить „г-жѣ помѣщицѣ, что по подобнымъ дѣламъ слѣдуетъ ей входить къ нему формальными, на узаконенной гербовой бумагѣ, прошеніями, а

нелицепріятную правомѣрность * 50), всѣмъ оказывая возможное милосердіе 51), каждаго члена церкви благоустрояя въ дѣлѣ исполненія христіанскаго долга 52). Вмѣстѣ съ этимъ для сиротъ и угнетенныхъ Смарагдъ былъ попечительнымъ отцомъ и покровителемъ, взяточничество и притѣсненія преслѣдовалъ и поражалъ, ябедниковъ и сутягъ не терпѣлъ и презиралъ, доносы не принималъ безъ провѣрки 53), обращая «осторож-

партикулярныя письма ея, какъ неподлежащія разсмотрѣнію никакого правительственнаго лица, будутъ впредь оставляемы безъ всякаго дѣйствія“ (см. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи №37.768). По прошенію выкрещенной изъ калмычекъ дѣвицы Ивановой на обиды отъ діакона Огинскаго резолюціею 28 сентября 1842 г. жалоба эта, какъ неузаконенно поданная, оставлена безъ дѣйствія, а о діаконѣ возбуждено слѣдствіе (см. ibid. № 38.307).

50) По провинности и ссорѣ Аксайскаго діакона Стефанова со своимъ приходскимъ священникомъ Муромскимъ Смарагдъ 25 октября 1842 г. наказалъ обоихъ, но діакона, „яко перваго затѣявшаго бездоказательные извѣты“, перевелъ еще на другое мѣсто, ибо „онъ ведетъ долговременную вражду, которую прекратить нѣтъ возможности Епархіальному Начальству, обезпокоиваемому взаимными ихъ сутяжничествами“. См. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 38.378. Ibid. № 38.121 (21 іюля 1842 г. — 21 сентября 1843 г.) о защитѣ Енотаевскаго священника Спиридона Иванова отъ очерненія его поведенія благочиннымъ Ливановымъ, съ замѣчаніемъ сему послѣднему.

51) Вышеупомянутому (стр. 1072, 47) діакону И. Касаткину Смарагдъ 29 іюля 1843 г. оказалъ снисхожденіе въ такой формѣ: • „Хотя и слѣдо-валобъ съ діакономъ Касаткинымъ, за таковой его гнусный поступокъ, поступить по всей строгости законовъ; но поелику онъ учинилъ сіе въ первый еще разъ, то во уваженіе сего, а наипаче снисходя на молодость и неопытность его въ жизнеповѳденіи, и надѣясь, что послѣ отеческихъ исправительныхъ мѣръ, онъ восчувствуетъ существенный свой долгъ— быть трезвымъ, во всѣхъ отношеніяхъ неукоризненнымъ, немедленно, запретивъ ему священнослуженіе и ношеніе рясы, отослать въ Спасскій монастырь на послушаніе на одинъ мѣсяцъ, а затѣмъ, если получится отъ Архимандрита съ братіею одобрительный о немъ отзывъ, по исповѣди у Епархіальнаго духовника допустить его къ 2-недѣльному служе-

нію въ Крестовой церкви, и (потомъ), обязавъ строжайшею въ послѣдній разъ подпиской о непьянствованіи, отпустить на приходъ подъ особенно внимательный за нимъ присмотръ благочиннаго“. См. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 39.059.

**) См. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 39.995 (28 августа 1844 г. 29 мая 1846 г.) по предложенію Смарагда объ учиненіи распоряженія касательно приписки къ какой-либо церкви архіерейскихъ и монастырскихъ служителей для наблюденія за исполненіемъ ими христіанскаго долга.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ное вниманіе на сужденія пасомыхъ» 54). Не забывалъ онъ и великихъ и малыхъ 55), къ восторгу семинаристовъ улучшилъ ихъ пищу и содержаніе, ибо это—дѳ «люди, а не поросята», пригрѣлъ, одѣлъ и упокоимъ пѣвчихъ 56). По вопросамъ школьнаго просвѣщенія Астраханскому владыкѣ приходилось простираться даже до Моздокскаго училища, подвѣдомаго тогда Астраханской Семинаріи 5,J).

Предметомъ заботъ преосвящ. Смарагда служили также раскольники, а къ къ обращеннымъ старообрядцамъ онъ былъ особенно предунредителенъ 58). При немъ же развилась и калмыцкая миссія, которую нужно было воскрешать, какъ видно изъ слѣдующихъ словъ письма къ нему отъ 31 декабря 1842 г. митр. Филарета 59): «Богъ даетъ Вашему Высокопреосвященству все такія епархіи, которыя представляютъ много случаевъ къ подвигамъ. Нельзя ли приняться за просвѣщеніе сѣдящихъ во тьмѣ язычниковъ? Оказавшееся при одномъ изъ предшественниковъ Вашихъ расположеніе Калмыковъ, выпущенное дѣйствіемъ свѣтской власти, могли бы Вы секретнымъ сношеніемъ сдѣлать извѣстнымъ въ Петербургѣ съ истинными обстоятельствами происходившаго тогда, и, можетъ быть, прегражденный путь былъ бы открытъ и уравненъ». Хотя миссія среди калмыковъ обѣщала по внѣшности мало успѣха 60), но преосвящ. Смарагдъ взялся за эту задачу съ обычною энергіей. «Свѣтская власть» опять хотѣла все свести на нѣтъ, отрицая у калмыковъ стремленіе къ христіанству и самъ Николай I разрѣшалъ дѣйствовать «съ крайнею осторожностію» 61), однако Смарагдъ не согласился со скеп- 64

64) См. письма м. Филарета къ Смарагду въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1870 г., кн. XII, стр. 42.

55) См. „Церковно - Общественный Вѣстникъ“ VI (1879 г.), Л» 46, стр. 66—7а.

56) См. ibid. VI (1879 г.), № 47, стр. бе.

5Т) См. „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1895 г. № 15, стр. 392. „Рязанскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1896 г., № 16, стр. 559—560.

58) См. письма Смарагда къ Иннокентію въ „Рязанскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1896 г. № 16, стр. 560.

5Э) См. „Чтенія въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1870 г., кн. XII, стр. 42.

60) См. плохое мнѣніе о калмыкахъ и о миссіи среди нихъ у Ив. С. Аксакова въ его письмахъ, ч. I, т. 1, стр. 115, 125—126, 163.

в1) См. у Ѳ. М. Юштина, Обозрѣніе мѣропріятій правительства къ распространенію христіанства между калмыками (приложеніе къ „Астра-

тическою запиской военнаго губернатора 6:і) и засвидѣтельствовалъ, что—при всѣхъ затрудненіяхъ—обращалось за десятилѣтіе человѣкъ по 100 въ годъ, почему «при установленіи благоразумныхъ мѣръ можно каждогодно отвлекать, отъ языческаго заблужденія весьма значительное количество». Съ этими надеждами архипастырь просилъ Св. Синодъ образовать особый комитетъ изъ духовныхъ и свѣтскихъ лицъ для выработки лучшихъ и надежнѣйшихъ правилъ къ обращенію калмыцкаго народа, а когда главный попечитель послѣдняго заявилъ о необходимости назначить одного священника для временнаго исправленія требъ въ шести улусахъ у чиновниковъ, то Смарагдъ болѣе справедливо предложилъ «свѣтлую мысль»— дать особаго священника съ причетникомъ и построить улусную церковь 63). Вообще же на данный вопросъ юнъ взглянулъ съ подобающею серьезностію и привлекъ къ его разрѣшенію всѣ лучшія силы епархіи 64), поощряя всѣхъ полезныхъ дѣятелей на этомъ поприщѣ 65). Классъ калмыцкаго языка, открытый при Астраханской Духовной Семинаріи въ 1833 г. въ миссіонерскихъ интересахъ, тщательно поддерживался и пошелъ столь успѣшно, что уже въ 1843 г. воспитанники приступили къ переводу на калмыцкій языкъ краткой свящ. исторіи и катихизиса, а также занимались лексическими пособіями 6в). Все это и многое другое говоритъ

ханскимъ Епархіальнымъ Вѣдомостямъ“ №№ 21—24 за 1883 г.), Астрахань 1883, стр. 37.

®2) См. у t архіеп. Никанора (Каменскаго). Православная миссія среди Астраханскихъ калмыковъ въ ея прошломъ въ „Астраханскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1910 г., № 14—15, стр. 534—536.

вз) Священнику походной церкви при калмыцкихъ улусахъ производилось жалованье въ 200 руб. изъ особыхъ средствъ богатаго (стр. 1070, зв) Спасо-Преображенскаго монастыря, о чемъ см. у о. Вассіана въ описаніи сего монастыря (Астрахань 1893), стр. 1893 и въ „Астраханскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1893 г. № 16, стр. 469.

в4) См. у f архіеп. Никанора (Каменскаго), Православная миссія среди Астраханскихъ калмыковъ въ ея прошломъ въ „Астраханскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1910 г., № 14—15, стр. (534—) 535 (—536).

®5) См., напр., въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 40.050 (19 сентября 1844 г. — з ноября 1845 г.) о поощреніи отставного Грачев-ской станицы урядника Ястребова за примѣрное усердіе его въ обращеніи къ православію калмыковъ.

66) См. объ этомъ подробнѣе у Н. Ф. Леонтьева, Краткій очеркъ исторіи Астраханской Духовной Семинаріи (Астрахань 1892), стр. 17.

объ успѣхахъ калмыцкой миссіи архіепископа Астраханскаго61). Не безъ связи съ калмыцкимъ миссіонерствомъ по ходатайству Смарагда чрезъ князя П. П. Гагарина Высочайше по-велѣно было устроить три церкви: на Соляныхъ озерахъ при Абасинскомъ селеніи (Астраханскаго уѣзда), въ имѣніи графа Кушелева-Безбородко (въ Краснохолмскомъ уѣздѣ) и походную для чиновниковъ. Въ 1842 г. самъ архіепископъ предпринялъ нелегкое путешествіе внутрь калмыцкихъ степей для освященія устроеннаго въ селѣ Аксай храма во имя св. Николая Чудотворца 08).

Въ общемъ, преосвящ. Смарагдъ выполнилъ возложенную на него трудную задачу «устроенія епархіи», которую предшественникъ довелъ до униженія 69), а онъ ее исправилъ и возвысилъ*, для чего и былъ присланъ 70), какъ замѣчательный администраторъ ,1). Этотъ архипастырь и въ Астрахани училъ больше дѣломъ, внушая подчиненнымъ разумную дѣловитость въ самыхъ поученіяхъ 12).

Результаты начинаній и усилій были для всѣхъ очевидны

вт) См. у Ѳ. М, Юштина, Обозрѣніе мѣропріятій правительства къ распространенію христіанства между калмыками, стр. 52—53. 54—55, а вообще о калмыцкой православной миссіи и о дѣятельности Смарагда см. ibid., стр. 36, 37, 38 сл., 41 сл., 49—50,51, 55—56 (а о самомъ Юштинѣ см. въ оттискѣ изъ „Астраханскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей“ 1887 г. статьи прот. И. Т. Каменскаго [f архіеп. Никанора] „31-й Астраханскій и Епатаевскій Архіепископъ Аѳанасій“, 1856—1870 г., стр. 19).

68) См. „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1884 г. № 2, стр. 44, № 11, стр. 191, 192— 194, № 22, стр. 365 сл. (и у прот. Н. Т. Каменскаго отдѣльно, стр. 108, 113, 114 — 116, 132 сл.); 1899 г. № 13, стр. 646. Ср. у о. I. 1. Саввинскаго на стр. 363 сл.

®9) См. „Церковно - Общественный Вѣстникъ“ VI (1879 г.), № 46, стр. 6(7.

го) Ibid. VI (1879 г.), № 47, стр. бе.

п) „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1884 г. № 13, стр. 220.

72) Такъ, запрещая Черноярскому протоіерею Василію Ѳ. Павлинову говорить проповѣди безъ представленія ихъ на предварительную цензуру, преосвящ. Смарагдъ 24 октября 1844 г. писалъ, что доставленные ему образцы „большею частію несвязны, нелѣпы по своей формѣ и выраженію и по многимъ другимъ отношеніямъ, и, обнаруживая малообразованность и небреженіе проповѣдника, не могли служить къ назиданію прихожанъ, а могли возродить только въ нихъ противныя и превратныя объ истинномъ словѣ Божіемъ понятія и чувствованія. При чемъ ѳмужъ (прот. В. Павлинову) замѣтить, что одно слово разумное былобъ гораздо полезнѣе, нежели десять неразумныхъ“. См. въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 39.468.

и удовлетворительны, если въ своемъ прощальномъ словѣ Смарагдъ. съ увѣренностію могъ говорить Астраханцамъ слѣдующее: «Оставляю вамъ на память посильные труды мои, кои въ столь краткое время успѣлъ я, при помощи Божіей, употребить ко благу паствы вашей. Когда будете взирать на благолѣпіе соборнаго,—какихъ немного въ цѣлой Россіи ™),— храма вашего, вспомните, при комъ послѣдовало обновленіе его; всякій разъ, когда будете предстоять престолу и жертвеннику сему, вспомните, чьими недостойными руками освящены пни; когда узрите сіи торжественныя облаченія торжествующаго на небеси Господа, вспомните, чьимъ поспѣшеніѳмъ они устроены. Когда начнется обновленіе жилища, обитаемаго святителями вашими, приведите на память, кто отъ щедротъ Монаршихъ испросилъ средства къ его возобновленію. Когда будетъ возсозидаема знаменитая обитель Спасская и полагаемо основаніе разсадника для духовныхъ юношей, вспомните, кто первый приготовилъ все къ начинанію сихъ обширныхъ дѣлъ. Когда узрите іереевъ и діаконовъ, мною посвященныхъ, вспомните и о недостойнѣйшемъ ихъ святителѣ. Немало любовь ваша можетъ находить случаевъ къ воспоминанію меня». Повидимому, и паства цѣнила своего архіепископа и питала къ нему расположеніе, если самъ онъ тоща же вопрошалъ: «Не всѣ-ли вы, боголюбезныя чада, оказывали мнѣ должное почтеніе и благоговѣніе? Не вы-ли со всею поспѣшностію стекались въ храмы, когда стройный и торжественный звукъ соборнаго колокола вашего возвѣщалъ о моемъ священнослуженіи Престолу Господню? Не вы-ли остерегались оскорбить слухъ мой какимъ-либо порочнымъ дѣяніемъ? Не вы-ли дорожили посѣщеніемъ моимъ домовъ вашихъ, за велико цѣнили, когда я вкушалъ отъ трапезы вашей,—приходили вт нѣкоторый небесный восторгъ, когда я благословлялъ супругъ чадъ, родныхъ, труды рукъ вашихъ? Не вы-ли?... Но можно ли изчислить мнѣ, одною ногою стоящему уже на пути, всі знаменія любви вашей, плѣнившей навсегда сердце мое? Слыпг даже, что едва не всѣ скорбятъ объ отшествіи моемъ от сюда» 14). 73 74

73) О необыкновенной красотѣ Астраханскаго собора см. и у f iJ. < Аксакова въ его письмахъ, ч. I, т. 1, стр. 103, 134, 162.

74) См. „Прибавленіе къ Астраханскимъ Губернскимъ Вѣдомостями за 27 января 1845 г., № 4, стр. 29—32; „Астраханскія Епархіальныя В

Всѣ имѣющіяся печатныя свѣдѣнія подтверждаютъ эти заявленія 15). Мы читаемъ, что «не найдется ни одного человѣка въ (Астраханской) епархіи, который могъ бы что непріятное и обидное сказать для памяти» Смарагда; напротивъ,— «Астраханская паства съ признательностію хранитъ память о добрыхъ его дѣлахъ» '75 76 77 78 *). Астраханская дѣятельность этого архипастыря «свободна отъ нареканій» '7'7), — и онъ рисуется «администраторомъ, который открываетъ новые способы и средства къ достиженію своихъ цѣлей и оставляетъ долгій и благотворный слѣдъ по себѣ» ™). «Въ Астраханской епархіи всѣ сословія вообще были довольны архіепископомъ Смарагдомъ за его откровенность, прямое и строгое и скорое исполненіе всѣхъ прошеній, съ которыми къ нему обращались какъ духовные, такъ и мірскіе люди»; онъ «былъ строгъ и справедливъ такъ, что въ Астрахани оставилъ о себѣ добрую память во всѣхъ вообще духовныхъ и свѣтскихъ людяхъ» 7Э). И много послѣ—уже въ 1863 и 1864 гг.—не слышно было въ Астрахани отъ компетентныхъ людей о Смарагдѣ ничего, кромѣ добраго 80). Тамъ его благодарили за дѣятельное управленіе и жалѣли о немъ 81). У него тогда проявлялась стре-

домости“ 1895 г. № 18, стр. 455, 454; ср. 1884 г. № 12, стр. 210 (и у прот. Н. Т. Каменскаго отдѣльно на стр. 116—117).

75) Только „Старожилъ г. Астрахани“ (f прот. Л. А. Смирновъ) свидѣтельствуетъ въ „Астраханскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1899 г. № 13, стр. 649, яко бы, „поддавшись вліянію партіи, одержавшій верхъ (т. е. I. Ѳ. Павлинова), преосвященный Смарагдъ своими крутыми мѣрами и своеобразными распоряженіями по епархіи скоро навлекъ на себя нерасположеніе Св. Синода“. Это есть, несомнѣнно, отголосокъ раздраженія „партіи“, возобладавшей при Стефанѣ и низвергнутой при его преемникѣ; но онъ высказанъ въ столь умѣренныхъ и общихъ формахъ, что рѣшительно говоритъ въ пользу Смарагда, котораго—иначе—эти люди аттестовали бы въ болѣе рѣзкихъ и конкретныхъ выраженіяхъ.

7в) См. „Церковно-Общественный Вѣстникъ“ VI (1879 г.), № 46, стр. 7 а, 6 <51

77) „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1880 г. 1, стр. 13; 1884 г. № 12, стр. 211—212 (и у прот. Н. Т. Каменскаго отдѣльно на стр. 118).

78) См. „Церковно-Общественный Вѣстникъ“ VI (1879 г.), № 47, стр. 6 (У.

7Э) „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1895 г. № 15, стр.

390—391.

80) т Архіеп. Никаноръ (Вровковичъ), Біографическіе матерьялы I, стр. 248.

81) См. у м. Филарета къ Смарагду въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1870 г., кн. XII, стр. 36, гдѣ дата

Архіепископъ Смарагдъ (Крыжановскій).

Портретъ съ оригинала Церковно-археологическаго музея при Кіевской Духовной Академіи, куда онъ поступилъ въ 1912 г. изъ Рязани чрезъ одного изъ студентовъ.

мительная и ііеисчерпаемаемая энергія, — и если отъ ея на тисковъ бывало иногда тяжело, то прежде всего самому обладателю, а по существу она всегда направлялась къ созиданію и неизмѣнно была благостна ко всякой недостаточности, поддерживая, ободряя и укрѣпляя бѣдныхъ, убогихъ, обиженныхъ... Неудивительно, что трехлѣтнее управленіе Астраханскою епархіей было «славнымъ» для преосвященнаго Смарагда 82).

При указанныхъ отношеніяхъ ему тягостно было разставаться съ Астраханью, когда 12 ноября 1844 г. послѣдовалъ указъ о переводѣ въ Орелъ 83), но едва ли это было для него прискорбно 84), какъ пониженіе изъ второклассной въ третье-классную епархію, разъ іерархическая степень за нимъ сохранялась 85), а ниоткуда пока не видно, что это перемѣщеніе состоялось по неблаговоленію Св. Синода 86 87). Скорѣе вѣроятно, что Смарагду было это пріятно по внѣшнимъ преимуществамъ 8,г) и по гигіеническимъ условіямъ, ибо—довольный своею матеріальною независимостію отъ доброхотныхъ даяній на Астраханской каѳедрѣ по сравненію съ Харьковской 88)— онъ болѣзненно страдалъ въ Астрахани отъ жаркаго климата 89) и самъ просилъ о своемъ передвиженіи 90). Однако ему тяжело

„Марта б, 1839 г.“ явно ошибочна, ибо письмо относится къ послѣ-астра-ханскому періоду служеніи Смарагда и именно къ Орловскому.

8*) См. „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1884 г. № 12, стр. 209 (и у прот. И. Т. Каменскаго отдѣльно на стр. 116).

83) Ср. къ сему и въ Архивѣ Астраханской Дух. Консисторіи № 40.263 (11 декабря 1844 г.—28 марта 1845 г.).

8*) „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1895 г. № 15, стр. 392; 1899 г. № 13, стр. 649.

85) Ibid. 1884 г. № 12, стр. 209 (и у прот. Н. Т. Каменскаго отдѣльно на стр. 116).

86) Ibid. 1899 г. № 13, стр. 649.

87) Ibid. 1899 г. № 13, стр. 648. „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1906 г. № 20, стр. 596.

88) См. „Воспоминанія“ о. Іероѳея на л. 38 обор. Ср. письмо Смарагда къ архіеп. Иннокентію изъ Астрахани отъ 12 мая 1843 г. въ „Рязанскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1896 г., № 16, стр. 560: „Здѣсь есть богатый рыбными ловлями монастырь, который, при ветхости стѣнъ своихъ, накопилъ чрезъ полъ-вѣка полтора милліона денегъ асс. Нынѣ по державной волѣ около милліона отдано, для составленія капитала въ пособіе Преосвященнымъ, изъ коихъ нѣкоторые получаютъ малѣйшее жалованье“.

88) См. „Воспоминанія“ о. Іероѳея, л. 127. См. и выше стр. 1067, «г. 1068,

90) См. „Воспоминанія“ о. Іероѳея, л. 39 обор.—40.

•было покидать расположенную паству, гдѣ этотъ архіепископъ предъ оставленіемъ ея произвелъ многихъ причетниковъ во діаконы 91 92 93 94). Астраханцы проводили своего архипастыря съ рѣдкою сердечностію 9ІІ), при чемъ во время его прощальной рѣчи расплакались вмѣстѣ съ нимъ до слезъ почти всѣ, находившіеся въ храмѣ 9S); на Волгѣ «простонародье останавливало экипажъ и оглашало воздухъ громкими кликами усер-дія»; весьма многіе провожали даже до первой станціи ).

Н. Глубоковскій

91) „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1884 г. № 12, стр. 209 (и у пр9т. И. Т. Каменскаго отдѣльно на стр. 116).

92) Описаніе этихъ проводовъ см. въ „Астраханскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1895 г. № 18, стр. 451—457; 1884 г. № 12, стр. 209—210 (и у прот. Н. Т. Каменскаго отдѣльно на стр. 116—117); „Прибавленіе къ Астраханскимъ Губѳрнскимѣ Вѣдомостямъ“ за 27 января 1846 г., № 4, гдѣ напечатаны „Прощальное слово Архіепископа Смарагда“ и благодарственное ему „слово Архимандрита Вассіанаи (Чудновскаго, тогда ректора Астраханской Дух. Семинаріи, + 3 января 1883 г. епископомъ Пермскимъ: см. о немъ у И. Ф. Леонтьева въ „Астраханскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1893 г., № 14—15, стр. 401—409, и въ предвареніи изданной имъ книги: Описаніе Астраханскаго второкласснаго Опасо-Преображенскаго мужскаго монастыря, составленное въ 1851-мъ году настоятелемъ сего монастыря Архимандритомъ Вассіаномъу Астрахань 1893, стр. I- IX).

93) См. »Церковно-Общественный Вѣстникъ“ VI (1879 г.), № 47, •стр. 6—7.

94) „Астраханскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1895 г. № 18, стр. 457;

1884 г, № 12, стр. 210 (и у прот. Н. Т. Каменскаго отдѣльно на стр. 117).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.