Научная статья на тему 'ВЫРУБКА ЛЕСОВ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ: ПРОКУРОРСКО-НАДЗОРНЫЙ АСПЕКТ'

ВЫРУБКА ЛЕСОВ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ: ПРОКУРОРСКО-НАДЗОРНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5742
432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
вырубка леса / законодательство / экспорт / экосистема / пожары / экологическая проблема / социально-экономическое развитие / лесопользование / прокурорский надзор / нарушения закона / меры прокурорского реагирования. / deforestation / legislation / export / ecosystem / fires / environmental problem / socio-economic development / forest management / prosecutor's supervision / violations of the law / measures of prosecutor's response.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцова М.В.

Статья посвящена проблемным вопросам незаконной вырубке лесов, которые оказывают негативное влияние на экологию во всем мире, ситуации в лесном комплексе России, а также работе прокуроров по выявлению нарушений закона в сфере лесопользования и мерам прокурорского реагирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFORESTATION AS ONE OF THE MOST IMPORTANT PROBLEMS OF OUR TIME: PROSECUTOR-SUPERVISORY ASPECT

The article is devoted to the problematic issues of illegal deforestation, which have a negative impact on the environment around the world, the situation in the Russian forest complex, as well as the work of prosecutors to identify violations of the law in the field of forest management and measures of prosecutor's response.

Текст научной работы на тему «ВЫРУБКА ЛЕСОВ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ: ПРОКУРОРСКО-НАДЗОРНЫЙ АСПЕКТ»

21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

6. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегулирование : научно-практическое пособие / Т.С. Глазырин, Т.Л. Козлов, Н.М. Колосова [и др.] ; отв. ред. А.Ф. Нозд-рачев. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М, 2016. — 224 с. —

Электронные данные. - Режим доступа : www.dx.doi.org/10.12737/18874

7. Хабриева Т.Я. Коррупция и право: доктри-нальные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. - 2012. - № 6. - С. 5-17.

8. Цирин, А.М. К вопросу о понятии конфликта интересов / А.М. Цирин // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2015. - № 5 (54). - С. 896-902.

ВЫРУБКА ЛЕСОВ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ: ПРОКУРОРСКО-НАДЗОРНЫЙ АСПЕКТ

Рубцова М.В.

Старший научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации

DEFORESTATION AS ONE OF THE MOST IMPORTANT PROBLEMS OF OUR TIME: PROSECUTOR-SUPERVISORY ASPECT

Rubtsova M.

Senior researcher at the research Institute of the University of Prosecutor's office of the Russian Federation

Аннотация

Статья посвящена проблемным вопросам незаконной вырубке лесов, которые оказывают негативное влияние на экологию во всем мире, ситуации в лесном комплексе России, а также работе прокуроров по выявлению нарушений закона в сфере лесопользования и мерам прокурорского реагирования.

Abstract

The article is devoted to the problematic issues of illegal deforestation, which have a negative impact on the environment around the world, the situation in the Russian forest complex, as well as the work of prosecutors to identify violations of the law in the field of forest management and measures of prosecutor's response.

Ключевые слова: вырубка леса, законодательство, экспорт, экосистема, пожары, экологическая проблема, социально-экономическое развитие, лесопользование, прокурорский надзор, нарушения закона, меры прокурорского реагирования.

Keywords: deforestation, legislation, export, ecosystem, fires, environmental problem, socio-economic development, forest management, prosecutor's supervision, violations of the law, measures of prosecutor's response.

Вырубка лесов — это одна из самых серьёзных проблем современности, поскольку значение лесов в нашем мире очень велико. А уничтожение данных экосистем способно привести к самым серьёзным последствиям. Несмотря на то что леса являются возобновляемым ресурсом, скорость их вырубки слишком высока и не покрывается скоростью воспроизводства. Ежегодно уничтожаются миллионы гектаров лиственных и хвойных лесов. Тропические леса, в которых обитает более 50 % существующих на Земле видов, раньше покрывали 14 % планеты, а теперь только 6 %. Лесные массивы Индии сократились по площади с 22 до 10 % за последние полвека. Уничтожаются хвойные леса центральных районов России, массивы лесов на Дальнем Востоке и в Сибири, а на месте вырубок возникают болота. Вырубают ценные сосновые и кедровые леса. Исчезновение лесов является мировой экологической проблемой. Обезлесивание планеты приводит к резким температурным перепадам, изменениям в количестве выпадающих осадков и скорости ветров. Сжигание лесов вызывает загрязнение воздуха окисью углерода, его выбрасывается больше, чем поглощается. Также при сведении лесов поступает

в воздух углерод, скапливающийся в почве под деревьями. Это вносит примерно четвертую часть в процесс создания парникового эффекта на Земле. Многие территории, оставшиеся без леса в результате вырубки или пожаров, становятся пустыней, так как утрата деревьев приводит к тому, что тонкий плодородный слой почвы с легкостью вымывается осадками. Разрушаются целые экосистемы, уничтожаются растения незаменимых видов, используемых для получения лекарств, и многие ценные для человечества биоресурсы. Больше миллиона биологических видов, живущих в тропических лесах, находится под угрозой исчезновения. Эрозия почвы, развивающаяся после вырубки, приводит к наводнениям, так как ничто не может задержать потоки воды. К потопам приводит нарушение уровня подземных вод, так как гибнут корни деревьев, питающиеся ими. Например, в результате обширной вырубки лесов у подножия Гималаев стал страдать от больших наводнений каждые четыре года Бангладеш. Ранее наводнения происходили не чаще двух раз в сто лет. Наиболее сильное вмешательство производят сплошные рубки. Без вреда для экологии можно вести вырубку, если соблюдать

принцип непрерывного лесопользования, основанного на балансе вырубания и возобновления леса. Наименьшим экологическим ущербом отличается выборочный способ рубки. Для того чтобы остановить процесс истребления лесов, следует разработать нормы разумного использования ресурсов леса. Необходимо придерживаться следующих направлений: сохранение ландшафтов леса и его биологического разнообразия; ведение равномерного лесопользования без истощения ресурсов леса; обучение населения навыкам бережного отношению к лесу; усиление на уровне государства контроля за сохранением и использованием лесных ресурсов; создание систем учета и мониторинга лесов; совершенствование лесного законодательства [1].

Проблемы сохранения и использования лесов становятся все более сложными. За многовековую историю России в стране накоплен богатый опыт и выработаны самобытные подходы к управлению лесами в условиях различных форм собственности на леса при различных формах социально-экономических отношений. Вместе с тем в новых социально-экономических условиях, а также в связи с увеличением рисков природных и техногенных катастроф существующие подходы к лесоуправле-нию требуют изменения [2].

В России основной ущерб также наносят нерациональные вырубки и пожары, на которые приходится 3,3% и 4,8% из 10% ожидаемого снижения ценности лесов страны через 30 лет. Экстенсивный характер лесозаготовок, нелегальные и сплошные вырубки, низкий контроль за лесовосстановлением — все это разрушает средообразующую ценность лесов. Площадь лесных пожаров стремительно растет в последние годы. На юге Сибири и Дальнего Востока период повторяемости пожаров менее 25 лет; в соседнем Китае — более 400 лет. Для восстановления бореальных лесов требуется до 80 лет, что неосуществимо при увеличении охваченных пожарами территорий [3].

Большой спрос на древесину на внешнем рынке является одним из факторов, способствующих широкой распространенности незаконных рубок, оборота, экспорта незаконно заготовленной древесины. Такая древесина реализуется по низким ценам, что обусловлено меньшими затратами на ее добычу по сравнению с легальным сектором лесозаготовок. При этом фиксируются отрицательные показатели выявления лиц, совершивших преступление в сфере лесопользования. В основном это криминальные деяния, связанные с незаконным завладением природными ресурсами. Это такие составы преступлений, как «незаконная охота», «незаконная рубка лесных насаждений», «уничтожение или повреждение лесных насаждений». При этом лесное браконьерство среди зарегистрированных преступлений занимает первое место. Но в целом в общей структуре экологической преступности большой удельный вес занимают преступления, связанные с незаконной рубкой лесных насаждений. Эти составы преступлений относятся к компе-

тенции органов внутренних дел, тем не менее Следственный комитет России расследует уголовные дела в отношении должностных лиц различного уровня, которые совершают подобные противоправные деяния. Их действия наряду с вышеуказанными составами преступлений зачастую квалифицируются по другим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе как должностные и коррупционные преступления. Среди зарегистрированных преступлений в сфере экологии незаконная вырубка лесных насаждений - лесное браконьерство - занимает первое место. Такая работа выполняется СК России в тесном взаимодействии с оперативными подразделениями МВД России, прокуратурой и контролирующими органами [4].

Прокурорский надзор за исполнением лесного законодательства, как специфический вид государственной деятельности, представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов - органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов в сфере использования и охраны лесов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Органами прокуратуры особое внимание уделялось вопросам законности оборота лесоматериалов, защиты лесов от пожаров, что послужило основанием считать данное направление надзора одним из приоритетных. Прокуроры всегда добивались принятия надлежащих мер по привлечению виновных к предусмотренным законом видам ответственности, установлению и устранению причин и условий совершения нарушений в сфере лесопользования. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере лесопользования признан актуальным направлением деятельности органов прокуратуры, требующим усиления надзорных действий. Такое решение предопределено важным значением данных правовых правоотношений, где решаются вопросы, в значительной степени определяющие экономическое благосостояние страны, политическую и социальную стабильность общества. Кроме того, актуальность этого вида надзора обусловлена тем, что нарушения законодательства в сфере лесопользования имеют широкую распространенность, представляют собой повышенную общественную опасность и затрагивают интересы личности и государства; общественные отношения, регулируемые нормами земельного, лесного законодательства, имеют очевидную перспективу развития и тесную, часто доминирующую взаимосвязь с иными общественными отношениями в сфере экономики[5].

Незаконные вырубки и экспорт леса сопровождаются совершением ряда иных правонарушений в сфере экономики. Результаты прокурорского надзора свидетельствуют, что в лесной отрасли накопились серьезные проблемы, которые носят

системный характер, представляют угрозу экономическим интересам страны и экологической безопасности. Существенный ущерб экономике и экологии наносится значительными по объему незаконными рубками и нелегальным оборотом заготовленной древесины. Их массовость и сопутствующие им коррупционные проявления разлагающе действуют на правосознание местных жителей и определенной части предпринимательского сообщества. В соответствии с указанием Генпрокуратуры РФ от 11.05.2011 № 127/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров» прокурорами обеспечивается действенный надзор за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров федеральными органами, органами государственной власти, местного самоуправления, лесопользователями. В обязательном порядке проверяется соблюдение требований закона, обязывающих проводить инвентаризацию лесов, постановку земель лесного фонда на кадастровый учет, мероприятия по лесовосстановлению, а также достоверность представляемой органами власти статистической отчетности. Решительно пресекаются факты незаконного распоряжения лесами (п.3.16)[6]. Кроме того, в целях обеспечения надлежащей организации прокурорского надзора издано указание Генпрокуратуры России от 09.06.2014 № 307/36 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере лесопользования», которым необходимо обеспечить эффективный и действенный надзор за исполнением законов правоохранительными органами в части предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере лесопользования (п.1.1.).

Только с начала 2020 года прокуроры пресекли свыше 28 тыс. нарушений лесного законодательства. Почти 700 уголовных дел возбуждено по итогам масштабных прокурорских проверок в сфере охраны лесов, проведенных по поручению Генпрокуратуры России. К административной и дисциплинарной ответственности привлечено 6,5 тыс. лиц. Для устранения нарушений внесли 7,8 тыс. представлений на незаконные правовые акты, принесли более 1 тыс. протестов, направили в суды 2 тыс. исков и заявлений. Прокуроры выявляли незаконные рубки леса под видом санитарно-оздорови-тельных и лесовосстановительных мероприятий, пресекали нелегальный оборот древесины и ее вывоз за границу по фальшивым документам. Также принятые меры поспособствовали повышению оперативности тушения лесных пожаров по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года. С учетом актуальности вопросов декриминализации лесной отрасли Генеральная прокуратура Российской Федерации поручила прокурорам субъектов принять дополнительные меры по активизации надзора на данном направлении[7].

В настоящее время налажен механизм прокурорского надзора за исполнением законодательства

в сфере охраны лесов от пожаров, в рамках которого в целях предотвращения и пресечения правонарушений прокурорами активно используются предоставленные полномочия, а практика надзора анализируется и совершенствуется с учетом государственных задач, экологической ситуации и изменений законодательства. При этом значительное количество нарушений законов выявляется при: неисполнении органами местного самоуправления полномочий по обеспечению готовности к пожароопасному периоду населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров (непринятие мер по приведению противопожарных разрывов нормативным требованиям, отсутствие необходимого количества источников наружного противопожарного водоснабжения и др.); неисполнении уполномоченными органами, хозяйствующими субъектами обязанности по исполнению нормативных требований в части проведения мероприятий по профилактике и тушению лесных пожаров; захламлении хозяйствующими субъектами лесных участков порубочными остатками, отходами производства и потребления; непринятии лесопользователями мер к разработке проектов освоения лесов и др.

Крайне острой остается проблема лесных пожаров. По данным Счетной палаты России ежегодный экономический ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей. Значительные бюджетные средства тратятся на тушение. В большинстве субъектов состояние сил и средств пожаротушения не соответствует нормативным требованиям, система их предупреждения не сформирована. Все это не позволяет обеспечивать в полной мере защиту лесов и оперативную ликвидацию возгораний. Практически во всех регионах требовалось вмешательство прокуроров для финансирования противопожарных мероприятий, приобретения и ремонта специальной техники. Прокурорами выявлялись факты нелегальной заготовки древесины, которые нередко совершались при попустительстве, а иногда и явном покровительстве должностных лиц региональных органов лесного хозяйства, подведомственных им учреждений, в том числе под видом проведения санитарно-оздо-ровительных мероприятий. В лесной отрасли сохраняются и другие системные проблемы. Вопреки требованиям закона органы исполнительной власти не обладают актуальной информацией о составе и состоянии лесов, несвоевременно утверждают документы лесного планирования. Низкие темпы постановки земель лесного фонда и особо-охраняемых природных территорий на кадастровый учет способствуют их выбытию из собственности Российской Федерации. Допускались нарушения при заключении договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений. Существующий в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней объем данных не позволяет в автоматизированном режиме отследить цепочку поставок лесоматериалов, их количество и ассортимент.

Нарушения законодательства повсеместно допускаются и предпринимателями, в том числе реализующими приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. Ими предоставляются недостоверные сведения об объемах заготовленной древесины, не соблюдаются условия заключенных договоров и соглашений, не выполняются санитарные и противопожарные мероприятия. Указанные и иные нарушения законов во многом связаны с ненадлежащим исполнением полномочий контролирующими органами.

Прокурорами повсеместно выявлялись факты не проведения обязательных рейдовых и иных мероприятий, нарушений административного законодательства, несвоевременного направления в правоохранительные органы материалов о незаконных порубках и уничтожении лесных насаждений. Более 15 лет в лесной отрасли функционирует система дистанционного космического мониторинга. Но его ресурс в полной мере не использовался. Сохраняет актуальность проблема незаконного вывоза древесины. Меры по противодействию ему явно недостаточны. При этом зачастую без должного внимания таможенных органов остаются факты недостоверного декларирования, невозвращения валютной выручки за поставленные лесоматериалы и другие нарушения закона. Крайне неудовлетворительным является состояние раскрытия и расследования уголовных дел, возбужденных по фактам незаконных рубок и уничтожения лесных насаждений. Большинство из них приостанавливается в связи с неустановлением виновных лиц, а впоследствии прекращается за истечением срока давности. До суда доходит только треть дел по порубкам и не более 5 % по уничтожению леса огнем. Требует совершенствования работа по возмещению ущерба, причиненного преступлениями. За полтора года он превысил 27 млрд. руб., а обеспечено к взысканию лишь 650 млн. руб. (2,4%). В лесной отрасли существуют системные проблемы, которые препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их качества и продуктивности, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия. Практика надзорной деятельности свидетельствуют о том, что в большинстве регионов органами исполнительной власти не обеспечена актуальность и достоверность информации о количественном и качественном составе и состоянии лесов. Несмотря на положительную динамику осуществления государственного кадастрового учета границ лесничеств, в отдельных регионах отмечаются низкие темпы данной работы. Наряду с этим не всеми органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечены своевременная и качественная разработка и утверждение документов лесного планирования. Значительный ущерб лесному хозяйству причиняется незаконными рубками. При этом достоверная информация об объемах незаконно заготовленной древесины отсутствует. К примеру, решениями судов по искам прокуратуры Архангельской области

расторгнуты договоры аренды лесных участков, заключенные региональным правительством с хозяйствующими субъектами по сниженным ставкам арендной платы под видом реализации соглашений о взаимодействии, предусматривающих льготный порядок осуществления лесозаготовок. В областной бюджет возвращено 20,8 млн. рублей. К примеру, по материалам проверки Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении бывшего первого заместителя Председателя Правительства Хабаровского края, при попустительстве которого допущено незаконное использование ООО «АзияЛес» лесных ресурсов, выделенных для реализации приоритетного инвестиционного проекта, в результате чего государству причинен ущерб в размере более 9 млрд. рублей. Несмотря на принимаемые меры по противодействию контрабандному вывозу древесины транспортными прокурорами выявляются нарушения в деятельности таможенных органов по контролю за экспортом леса и лесоматериалов. Качество процессуальных проверок по-прежнему не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. В частности, почти каждое третье постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное органами дознания, отменено прокурорами. По итогам совещания при Генеральном прокуроре Российской Федерации была разработана «дорожная карта» мероприятий, направленных на укрепление законности в сфере лесопользования и устранении выявленных прокурорами нарушений [8].

В настоящее время на ситуацию в лесном комплексе России, который является природным достоянием страны, имеющим также глобальное экологическое значение, так как в Российской Федерации расположена пятая часть всех лесов планеты обратил особое внимание Президент России Владимир Путин. С 1 января 2022 года предполагается ввести полный запрет вывоза из России необработанных или грубо, только для вида обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Планируется принятие дополнительных мер в сфере декриминализации лесной отрасли и пресечения недобросовестной конкуренции, для укрепления позиций отечественных предприятий на внешних рынках. По мнению специалистов, России нужны новые жесткие правила лесопользования. Уход за лесом должен быть эффективным капиталовложением. Необходимо наладить систему устойчивого управления лесами.

Список литературы

1. Электронный ресурс: https://ekoin.ru/ekologicheskie-problemy/vyrubka-lesov-ekologicheskaya-pшЫema-vsego-chelovechestva.html (Дата обращения: 16.03.2021).

2. Распоряжение Правительства РФ от 26.09.2013 № 1724-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года».

3. Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/4449947?from=doc_ vrez (Дата обращения: 01.10.2020).

4. Электронный ресурс: https://rg.ru/2020/09/27/akksandr-bastrykin-ugolovniki-i-vziatochniki-otvechaiut-po-zakonu.html (Дата обращения: 07.10.2020).

5. Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов. М., 2005. С. 178.

6. Приказ Генпрокуратуры России от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании».

7. Электронный ресурс: https://tass.ru/obschestvo/9294249 (Дата обращения: 01.10.2020).

8. Электронный ресурс: https ://genproc.gov. ru/smi/news/genproc/news -1701316/ (Дата обращения: 07.10.2020).

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Стеценко И.А.

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» доктор педагогических наук, доцент, декан факультета экономики и права Самойлова И.Н.

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой теории и философии права

LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES AIMED AT MEASURES TO PREVENT JUVENILE

DELINQUENCY

Stetsenko I.

Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) Rostov State University of Economics (RINH)» Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics and Law

Samoilova I.

Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) Rostov State University of Economics (RINH)» Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Philosophy of Law

Аннотация

Профилактика безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних - это система социальных, педагогических, правовых и иных мер направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям среди несовершеннолетних.

Abstract

Prevention of neglect, delinquency among minors is a system of social, pedagogical, legal and other measures aimed at identifying and eliminating the causes and conditions that contribute to neglect, homelessness, delinquency and anti-social actions among minors.

Ключевые слова: преступность, несовершеннолетние, семья, правоохранительные органы, административная ответственность, уголовная ответственность, правовое воспитание.

Keywords: crime, minors, family, law enforcement agencies, administrative responsibility, criminal responsibility, legal education.

Профилактика безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних - это система социальных, педагогических, правовых и иных мер направленных на выявление и устранение причин и

условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям среди несовершеннолетних1. В такую

1 Нека Л.И. Профилактика правонарушений, контроль над ростом преступности // Вопросы совершаемых несовершеннолетними, и социальный ювенальной юстиции. 2016. № 4. С. 9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.