Научная статья на тему 'Выразительные средства в хореографическом искусстве'

Выразительные средства в хореографическом искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9422
639
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / РИСУНОК ТАНЦА / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Карпенко Виктор Николаевич, Скоморохова Анна Владимировна, Карпенко Ирина Анатольевна

В статье авторы рассматривают выразительные средства в хореографическом произведении: композиционное построение, жест, мимика, декорация, бутафория, реквизит, световое оформление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выразительные средства в хореографическом искусстве»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ

ВЕСТНИК НАУКИ Карпенко Виктор Николаевич, Скоморохова Анна Владимировна, Карпенко Ирина Анатольевна, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород E-mail: [email protected]

И ТВОРЧЕСТВА

Аннотация. В статье авторы рассматривают выразительные средства в хореографическом произведении: композиционное построение, жест, мимика, • декорация, бутафория, реквизит, световое оформление.

Ключевые слова: выразительные средства, хореографическое искусство, рисунок танца, танцевальный язык.

Изучение особенностей выразительных средств хореографии ведет к ее истокам - фольклорной хореографии. Касаясь хореографической культуры в целом можно сказать, что сколько бы она не несла в себе национальных черт, всем им свойственно временно изменяться, как самостоятельное художественное явление и именно это позволило танцевальному искусству изображать жизнь по-новому. От поколения к поколению насыщались знания о жизни возобновляемые художественно-выразительными средствами, которые обобщали прошлое изображение процессов труда и эмоциональных состояний. Что в свою очередь приводило к многообразию приемов и форм художественного обобщения.

В танце, как и в каждом виде искусства, художественная правда находит свой специфически присущий только ему конкретно - чувственный облик, обусловленный своими выразительными средствами, которыми являются: пластика человеческого тела (движения, позы, жесты, мимика), танцевальная лексика, рисунок танца, музыка, сценическое оформление танца (костюм, грим, свет, декорации). Все эти выразительные средства, составляя единое целое, называются композицией танца [1, с. 10].

Композиция ( от лат. compositio - составление, связывание), построение художественного произведения, с характером и назначением и во многом,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу в целом [5, с. 613]. Это понятие в равной степени относиться как к целому хореографическому произведению, так и к определенному танцевальному этюду или танцевальной комбинации.

Композиция определяет взаимодействие художественных средств, используемых в хореографическом произведении. Вне единства композиции не существует. Единство - качество, необходимое для композиции. Ее задача способствовать созданию гармоничных художественных произведений. Композиция - это целостная художественно-выразительная система.

Попробуем разобрать каждый компонент композиции танца отдельно. Начнем с рисунка танца. Всякий рисунок состоит из нескольких, иногда очень многих частей. Каждая часть обладает качеством, привлекающим наше внимание сильнее или слабее.

Рисунок танца является составной частью композиции и должен рассматриваться, прежде всего, не как оригинальное, а как выразительное • средство, способствующее раскрытию содержания.

Композиция танца раскрывается как через драматургию номера, так и через рисунок танца. Дальнейшее развитие рисунка танца от простого к сложному зависит и непосредственно связно с экспозицией, завязкой, ступенями перед кульминацией, кульминацией, развязкой.

Рисунок танца - это расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке в определенной последовательности и композиционной завершенности.

Движения для танцующих создает рисунок танца, систематизируя различные построения и перестроения, для наибольшего психического воздействия на зрителя. Так как задача балетмейстера добиться, что бы рисунок танца выражал ту мысль, которая заложена в номере.

Вся композиция и рисунок танца, должны быть построены на идее хореографического произведения, на эмоциях, на состоянии героев, которые выражены в их действиях. Рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны и это сказывается на значении рисунка танца в создании хореографического произведения.

Развитие рисунка танца должно быть логичным, тесно связанным с танцевальной лексикой. В зависимости какую задачу номера ставит перед собой балетмейстер может симметрично или асимметрично строиться рисунок танца.

Движения танцующих образует рисунок танца, обобщая их. Все виды построения и перестроения проявляют на зрителя определенное

80

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

психологическое воздействие, из этого можно выяснить задачу балетмейстера -добиться, чтобы как можно больше рисунок танца выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые ставил перед собой балетмейстер.

Связь предыдущего рисунка с последующим является логикой развития танца, но главной задачей является то, что каждый последующий рисунок должен быть более развитым предыдущего.

Для точного убеждения правильного построения рисунка танца, хореограф во время репетиций стремится проверить рисунок танца из зрительного зала, а именно из разных точек.

Не всегда логика развития рисунка танца зависит в первую очередь от задачи, которую поставил перед собой балетмейстер. Если в соотношении с драматургией номера нужно показать на сцене любые эмоциональные состояния героя, например тревогу, то балетмейстер может обрывать один рисунок танца и переходить к другому, и это решение будет одобренным, так как это будет непосредственно связано с задачей, которую поставил перед собой балетмейстером.

Еще один элемент, который связан с рисунком танца - это музыкальный • материал. Через рисунок танца мы можем понять стиль музыки, ее характер, образ музыки, так как рисунок танца отражает все эти компоненты на себе. Танец и рисунок танца неразрывно связаны с музыкой, они развиваются вместе с ней, музыка либо замедляется, либо становится быстрее, так и рисунок танца. Так же важным сходством является то, что в танце один рисунок должен сменять другой, так и в музыке одна логическая фраза переходит в другую.

Рисунок танца должен соответствовать характеру музыки, ее темпу, динамики. Темп это не только то, что определяет скорость движения, быстроту перемещения исполнителей , а так же он определяет характер произведения. Из это следует, что темп и динамика являются средствами выразительности танца.

Композиция танца состоит из рисунка танца и хореографического текста. Хореографическим текстом являются танцевальные движения, позы, мимика, жесты. Когда балетмейстер касается танцевального текста, его сочинительства, то он должен обязательно обратить внимание на образы героев, для того чтобы полностью раскрыть их. Ведь образ дает возможность понять идею и сюжет произведения. Таким образом, хореографический текст является главным составляющим в раскрытии образа, характера героев и идеи произведения.

Танец ( польск. taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа - движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство - одно из древнейших проявлений народного творчества. Также танец является сложным художественным текстом, т. е. высказывание на естественном языке [5, с. 1299].

81

«

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Для хореографического произведения так же важен танцевальный язык. Язык танца называют «лексикой». Лексика - словарный состав того или иного языка. Танцевальной лексикой является танцевальная комбинация, которая сочетает в себе жесты, движения, позы, мимику в определенном, периодически возобновленном композиционном построении, драматургическом развитии, имеющем временную длительность.

Танцевальная комбинация является важнейшим выразительным средством хореографического искусства. В ее структуре должно присутствовать главное, доминирующее движение, второстепенное, связующее, и «завершающая точка», которая в соответствующих условиях может быть началом следующей танцевальной фразы.

Так же к выразительным средствам относятся жест и мимика.

Жест - движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь [3, с. 157].

Жест - это лаконичное значимое телодвижение (чаще всего рук), в котором передается определенное состояние человека, отношение его к окружающему, информация, сообщаемая собеседнику. Жест может сопровождать речь и быть • обособленным нее. Например, разговаривая, человек может ритмично взмахивать, всплескивать, разводить руками, инстинктивно или сознательно стараясь сконцентрировать на внешнем движении собственную мысль или сосредоточивая себе все, в том числе зрительное внимание собеседника. Последовательность подобных вспомогательных жестов рук, скорее всего, должна быть названа жестикуляцией. В отличие от жеста движение (и телодвижение) не предполагает обязательного конкретного значения. Например, па, называемое в классическом танце battement, в котором нога отводится вперед, в сторону или назад, конечно, движение, а не жест.

Условно жесты можно разделить на четыре группы. Существуют жесты, понятные не только всем людям, но даже некоторым видам животных, - жесты, вызванные непосредственной реакцией организма на явления действительности. У всех одинаковое представление о большом и малом, о свете и темноте, одинаковая реакция на горячее и холодное, на приятное и отталкивающее и так далее. Жесты этой группы наиболее устойчивы. Они старше остальных, так как стали складываться еще в период наибольшей близости человека к природе, во времена первобытно-общинного строя. Тем не менее, они возникают вплоть до сегодняшнего дня.

Одним из приемов может служить жест, выражающий поражение, когда побежденный, проигравший поднимает руки вверх. Жест этот не только символичен: он лишает человека возможности сделать неожиданный для победителя удар или выстрел, спрятать или уничтожить что-то тайное. Среди

82

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

всего разнообразия жестов этой группы, отражающей непосредственную реакцию человека, очень мало таких, в которых проявлялось бы сугубо эмоциональное самовыражение человека. Удивляясь, он может недоуменно развести руки, приподнять плечи; нервничая - постукивать рукой, сердясь -топать ногами. В эмоциях почти нет конкретности [4, с. 75].

Слезы и смех - вот основные признаки душевного состояния человека, дающие одновременно и разрядку эмоционального напряжения. Параллели им в области жеста нет. В пластике можно, конечно изобразить и слезы, и смех, но речь идет не об отображении этих процессов в искусстве, а об отсутствии аналогичных им среди бытовых жестов. У человека множество способов проявить свое эмоциональное состояние: нервничая, он может ходить по комнате, радуясь - плясать, броситься обнимать кого-то. Но преимущественно это не жесты, а движения, в которых разряжается энергия и которые не несут конкретного значения.

Другую группу жестов составляют те, что сложились и складываются в условиях определенного жизненного уклада людей, связаны с их нравами, навыками, религией, традициями. Значение этих жестов понятно народам, либо • граничащим друг с другом, либо близким по уровню культуры, жизненным условиям, социальной среде. Различные виды приветствий и прощаний, жест крестного знамения и поднятая для клятвы рука, реверанс и поклоны, палец, поднятый вверх для угрозы, и так далее.

В особую группу, вероятно, следует выделить жесты изобразительные. Они широко распространены в быту, без них не могла бы существовать и сценическая пантомима. Стоя у закрытого окна вагона, человек имитирует в воздухе процесс письма, давая понять собеседнику, что напишет, или, наоборот, рекомендуя отъезжающему писать; иностранец изобразительными жестами может объяснить, что хочет пить или есть. В сценической пантомиме изобразительный жест занимает едва ли не самое большое место. Ведь практические действия могут быть там лишь имитированы. Эта группа жестов часто предполагает наличие вещей, предметов.

Наконец, четвертую группу составляют жесты, которые называются условными. Среди них есть довольно распространенные, Например, кивок, как знак утверждения, и повороты головы из стороны в сторону, как знак отрицания. Однако о сугубой условности этих жестов говорит хотя бы тот факт, что известны народы, у которых значение названных жестов прямо противоположно. Большинство жестов этой группы бытует в узком кругу людей, связанных территориально, профессионально или какими либо другими узами. Пути возникновения сугубо условных жестов иногда очевидны, иногда скрыты в пластах наслоений.

83

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Деление жестов на четыре группы - вызванные непосредственной реакцией человека на явления действительности, изобразительные, условные и сугубо условные - разумеется, уязвимо. Но оно вводится в обиход не впервые. В процессе бытования жесты трансформируются. В большинстве случаев этот процесс предполагает превращение простых жестов в жесты многозначительные. Танец в жизни людей всегда возникал и возникает как явление исключительное - на празднике, в ритуале или на балу, - в нем не могло, и не должно было быть элементов обыденности. В пантомиме не может быть случайных или ничего незначащих жестов. Жест в пантомиме должен быть самым точным, современным и необходимым. Выдающийся представитель современной пантомимы Марсель Марсо говорит по этому поводу: «Жест должен быть сделан точно и во время, он должен быть скуп, но обладать драматической силой... Жест без мысли, его оплодотворяющей, бесплоден - это скелет без тканей, футляр без содержимого». И еще: «Жест, не согретый душевной теплотой, не опирающейся на лирическую основу, не что иное, как сухой эскиз в пространстве» [2, с. 57].

Мимика - движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное • состояние [3, с. 285].

Мимика - особый дар. Нет актерского мастерства, если отсутствует мимика. Обращение к мимике и танцевальной пантомиме в классическом танце позволяет воплотить на балетной сцене образы, которые до сих пор казались хореографическому театру чуждыми. Сделать такой выбор от балета потребовала сама жизнь. Балетмейстер, создавая свою композицию, пользуется условными движениями, присущими искусству танца. Сочиняя пантомиму, балетмейстер пользуется всеми реалистическими движениями: жестами, позами, мимикой. Все это способствует более точно выразить смысл происходящего действия в хореографическом произведении.

Также жест - это одна из старейших форм передачи мысли, которая иногда может заменить целую фразу. Жест должен не сопровождать танец, а преображаться в него. Использование жеста в хореографическом произведении помогает балетмейстеру более полно раскрыть образ, характер героя, его взаимоотношения с партнером, его настроение, выражение чувств, переживания души. Большую выразительность движениям рук и жесту придает мимика лица в разных ситуациях и обстоятельствах. Мимика и жест находится в тесной связи между собой. Наряду с движениями ног и рук, жестом и мимикой лица, не менее выразительными средствами являются голова, грудь, плечи, корпус. Они оказывают активное влияние при создании танцевальной лексики, относящейся как к образу танца, так и к образу определенного действующего лица.

Выразительность танцевальной пластики усиливает музыка и дает ей

84

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

эмоциональную и ритмическую основу.

При постановке танцевальных номеров возникает вопрос о соотношении хореографии и музыки. Их единство, соответствие, выражение одного в другом -один из общепризнанных критериев художественности танцевального искусства. Танец не воспроизводит музыку досконально. Он существует на ее основе, исполняется в синтезе с нею, выражает ее.

Сценическое оформление хореографического произведения имеет специфические особенности, диктуемые условиями жанра.

В сценическом оформлении хореографического произведения участвуют также декорации. Декорация - это оформление сцены художником, общий вид места действия. В создании декорационного оформления участвуют многие виды искусств: архитектура, скульптура, живопись, художественное сценическое освещение.

Декорация (от позднелат. dekoratio, букв. - украшение), оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма [5, с. 370].

Декорация «представляет собой художественный образ места действия и • одновременно площадку, представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического действия». Декорация создается с помощью разнообразных выразительных средств, живописи, графики, архитектуры, искусства планировки места действия, особой фактуры декорации, освещения, сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы декорации:

а) кулисная передвижная;

б) кулисно-арочная подъемная;

в) павильонная;

г) объемная;

д) проекционная.

Кулисы - части декорации, которые расположены по бокам сцены. Кулисы могли быть жесткие или навесные, так же они могли иметь фигурный контур, который мог изображать очертания листвы или ствола дерева.

Впервые в 1908 году в Нью-Йорке была использована проекционная декорация. В которую входили цветные и черно-белые изображения. С помощью театральных проектов создается проекция. Для экрана может стать место задника, стены, а также пол. Существует два вида проекции, проекция на просвет и прямая проекция. Прямая проекция - это когда проектор находится перед экраном, а проекция на просвет наоборот проектор за экраном. Так же проекция бывает статичная - это пейзажные, архитектурные и другие мотивы и динамическая движения снега, облаков, дождя. Следую из этого можно сказать, что проекционные декорации являются одним из перспективных видов

85

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

декораций и это все простота изготовления, легкость и быстрота смены картин, а самое главное это долговечность.

При оформлении хореографического произведения могут применяться элементы реквизита и бутафории.

Бутафория - это материальное оформление, представляющее собой поддельные вещи, употребляемые взамен подлинных.

Реквизит - отдельные вещи или совокупность предметов и вещей подлинных или бутафорских, являющихся материальным оформлением хореографического произведения (скамейки, табуретки, гармошки, трещотки и многое другое).

Световое оформление сцены в некоторых случаях способно заменить декорации, беря на себя смысловую нагрузку. Оно дает возможность «выхватывать» отдельные персонажи, сделать композиционные акценты, разделить сценическую площадку на отдельные составляющие. Свет помогает создать атмосферу хореографического произведения.

Из этого следует вывод, что основной определяющей хореографического произведения и ярким выразительным средством является костюм. Роль костюма • в танце значительна. Костюм может служить для характеристики героя, выявить черты индивидуальности, он должен отвечать требованиям, предъявляемым к одежде для танца: быть удобным для исполнения, не затруднять движения, а стараться подчеркнуть их.

Литература:

1. Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Багана Ж. Хореографическое искусство и балетмейстер: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 192 с.

2. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М.Н. Мельников. - Новосибирск: Просвещение, 1987. - 227 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под. ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 19-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987. - 750 с.

4. Пиз А. Язык жестов / Перевод с англ. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1992. - 218 с.

5. Советский энциклопедический словарь / Гл. Ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия. - 1985. - 1600 с., ил.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.