Научная статья на тему 'Выражение глубинных сущностей мира через образы звучания в лирике К. Д. Бальмонта'

Выражение глубинных сущностей мира через образы звучания в лирике К. Д. Бальмонта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
563
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POET / SOUND / SILENT / WORLD / SILENCE / DUMBNESS / VOICELESSNESS / QUIETNESS / IMAGE / LEXICON / ПОЭТ / ЗВУК / ЗВУКОВОЙ / БЕЗЗВУЧИЕ / МИР / МОЛЧАНИЕ / БЕЗМОЛВИЕ / ТИШИНА / ОБРАЗ / ЛЕКСИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горобец Екатерина Владимировна

В статье рассматривается проблема выражения глубинных сущностей мира через образы звучания в лирике К.Д. Бальмонта. Звук, звучание активно используется в лирике К.Д. Бальмонта для создания образа многослойного мира в его едином облике, где звуковое начало связующая нить или ткань, позволяющая обнаружить связи в многоаспектном бытии. В статье анализируются ключевые для лирики Бальмонта образы тишины, леса, воды. Значение неуловимости, неясности звука может опираться на окружение звукового слова в контексте. Эта лексика, как и лексика безмолвия, связаны с выражением запредельного инфернального значения звука. Звуковая лексика приобретает многочисленные приращения смысла и становится многофункциональной именно благодаря сложному взаимодействию не только с контекстом отдельного стихотворения, но и лирики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Depiction of the fundamental nature of the world through images of sound in Konstantin Balmont''s lyrics

The article touches upon the issue of depiction of fundamental nature of the world through images of sound in Konstantin Balmont's lyrics. The sound, sounding is extensively used in Konstantin Balmont's lyrics to create an image of the multilayered world in its uniform appearance where the sound beginning is the binding thread or pattern allowing to find links in severalfold existence. The images of silence, wood, water, key for Konstantin Balmont's lyrics, are analysed in the article. The value of elusiveness, ambiguity of a sound can lean on the environment of the sound word in a context. This vocabulary, as well as the vocabulary of silence, is connected with the expression of ultraboundary infernal values of a sound. Thus, the sound vocabulary gets numerous increments of sense and becomes cross functional just thanks to difficult interaction not only with a context of the separate poem, but also with a context of lyrics in general.

Текст научной работы на тему «Выражение глубинных сущностей мира через образы звучания в лирике К. Д. Бальмонта»

УДК 821.161.1.09."19..."

Горобец Екатерина Владимировна

Шуйский филиал Ивановского государственного университета, г. Шуя

[email protected]

ВЫРАЖЕНИЕ ГЛУБИННЫХ СУЩНОСТЕЙ МИРА ЧЕРЕЗ ОБРАЗЫ ЗВУЧАНИЯ В ЛИРИКЕ К.Д. БАЛЬМОНТА

В статье рассматривается проблема выражения глубинных сущностей мира через образы звучания в лирике К.Д. Бальмонта. Звук, звучание активно используется в лирике К.Д. Бальмонта для создания образа многослойного мира в его едином облике, где звуковое начало - связующая нить или ткань, позволяющая обнаружить связи в многоаспектном бытии.

В статье анализируются ключевые для лирики Бальмонта образы тишины, леса, воды. Значение неуловимости, неясности звука может опираться на окружение звукового слова в контексте. Эта лексика, как и лексика безмолвия, связаны с выражением запредельного - инфернального - значения звука. Звуковая лексика приобретает многочисленные приращения смысла и становится многофункциональной именно благодаря сложному взаимодействию не только с контекстом отдельного стихотворения, но и лирики в целом.

Ключевые слова: поэт, звук, звуковой, беззвучие, мир, молчание, безмолвие, тишина, образ, лексика.

В литературоведении всегда была, есть и останется актуальной проблема изучения не сказанного словом - т.е. проблема изучения смыслов, выраженных не понятием, а иными средствами поэтического языка.

Символизм - апологет таинственности и недосказанности - создаёт массу художественных приёмов, где символическое значение обретают не только предметы и понятия, но и звуки. Поэзия символизма максимально приближена к музыкальному воплощению мысли. Но «игра звуков» или «игра звуками» - один из постоянных признаков символистской поэтики - по-прежнему не изучена в полном объёме: если звукопись, т.е. звучание букв и слов и символическое значение звучания являются одним из главных предметов в исследованиях поэтики символизма, то лексические единицы, обозначающие звук (т.е. слова со значением звуков или значением отсутствия звуков), слова, порождающие у читателя образы звука, слова, создающие в сознании музыкальную (или звуковую) атмосферу произведения, которая, возможно, есть один из главных, один из самых мощных символов, - аспект, который в большинстве доступных нам литературоведческих источников представлен как наличествующий и играющий важную роль в поэзии символистов, но не достаточно полно изученный в такой плоскости, как функциональная.

Значимость звука в стихотворном ритме и построении гармонии стиха в целом оказывается для поэта начала ХХ века определяющей. Она ярко прослеживается в звукописи ОБЭРИУтов и имажинистов, многих поэтов советского периода, например, Р.И. Рождественского, и в современной поэзии, например, у Бахыта Кенжеева. Поэтому тема звука и звукописи сама по себе остается достойной внимания и для поэта XXI века.

В настоящей работе на примере творчества Бальмонта рассматривается звуковая лексика, предпринимается попытка изучить и перечислить её многочисленные поэтические функции.

Звук, звучание активно используется для создания образа многослойного мира в его едином облике, где звуковое начало - связующая нить или ткань, позволяющая обнаружить связи в многоаспектном бытии. К.Д. Бальмонт сразу определил роль поэта: поэт - это тот, кто владеет «звуком», и, следовательно, он может выступать связующим звеном между жизнью земной и Космосом. Поэт воспринимает звуки Космоса, улавливает невыразимое: И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. («Я мечтою ловил уходящие тени...») [4, с. 30-31].

Звуки не простые, а «какие-то» - семантика неопределенности, зыбкости направлена на усиление символического характера текста.

В стихотворении «Воскресший» Бальмонт тоже использует слово «звук», но здесь уже другой образ: И сквозь столичный шум и гул, Сквозь этот грохот безучастный Ко мне донесся звук неясный: Знакомый дух ко мне прильнул И смутный шепот, замирая, Вздыхал чуть слышно надо мной, И был тот шепот - звук родной Давно утраченного рая [4, с. 71].

«Звук неясный», «смутный шепот», а затем «вздыхал чуть слышно надо мной» - это «звук родной», - здесь выражена причастность поэта не только к земному миру. Показательно противопоставление этим неясным, но гармоничным музыкальным звукам столичного «шума и гула»; «грохот безучастный» (равнодушный) - эти негармоничные звуки определяют мир чужой, непривлекательный. Развитие этой темы мы находим и в стихотворении «Я когда-то был сыном Земли». Автор размышляет о смерти и бессмертии, и вновь поэт выступает как связующее звено между жизнью земной и Космосом, в котором и существует бессмертие. Используемая звуковая лексика («таинственный зов», «немые голоса») наделена семой мимолетности, таинственности, зыбкости и немо-

94

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2016

© Горобец Е.В., 2016

Выражение глубинных сущностей мира через образы звучания в лирике К.Д. Бальмонта

ты, как несказанности, непереводимости смысла на земной язык.

Само по себе явление тишины двойственно в восприятии символистов: с одной стороны, это состояние, противоположное звучанию (беззвучие), а с другой - это средоточие особо значимого содержания - невыразимого, которое только молчанием и можно обозначить. В лирике Бальмонта отражаются оба семантических аспекта. Как правило, автор использует лексико-семантический ряд со значением «отсутствие звучания»: «тишина», «тишь» - чаще для общего выражения беззвучия, иногда с оттенком покоя («Одиночество! Мир тебе! Море, покой, тишина!»); «беззвучие», «беззвучный» - с акцентом на невыраженность в звуке («И беззвучную сказку поют»; «И вдруг ушла, в беззвучии рыдая»). Слова «безглагольный», «безглагольность», «безгласность», «безмолвный» в большей мере призваны обозначать невыразимость переполняющего состояния, глубокого чувства. Наконец, определение «немой», как правило, сопряжено в контексте с выражением чувства горечи, утраты или гибельности, невозвратимости: «остовы немые мертвых кораблей», «бесконечность немых голосов».

Активен в рассматриваемом ряду и глагол «молчать», и образованное от него существительное «молчание»; употребляется также глагол «безмолвствовать»; в определенном контексте семантику тишины могут поддерживать и даже выражать слова «покой» и «глушь».

Часто приведенный ряд слов используется, когда поэт рисует картины природы, особенно при описании водной стихии:

Наклонюсь ли я, полный печали, О, печали глубоко-мучительной! -Над водой, над рекой безглагольной, Безглагольной, безгласной, томительной.

(Из цикла «Разлученные») [4, с. 310].

Картины безгласной, молчащей воды связываются с душевным состояние поэта. В контексте это поддерживается выражением чувства печали, причем акцентировано - с определением, повтором и междометием «О».

Аналогично:

Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится печальная, Как последний вздох души.

(«Лебедь») [4, с. 36].

Вода - одна из четырех царственных Стихий, которые выделяет Бальмонт. «Вода - стихия ласки и влюбленности, глубина завлекающая, ее голос -влажный поцелуй... Вода нежнее Огня, оттого что в ней женское начало, нежная влажная всевоспри-нимаемость» [1, с. 262].

Поэтому Бальмонт доверяет воде выражать его чувства - любви, тоски, печали, но при этом лексика со значением безмолвия отражает различные оттенки, зависящие от контекста:

О, блаженство быть сильным, и гордым, и вечно свободным! Одиночество! Мир тебе! Море, покой, тишина!

(«Альбатрос») [4, с. 170].

Три последних слова в этом контексте сополо-жены, и характеристики - покой, тишина - взаимосвязаны. Поэтому определение у звукового слова может быть необычным, отражающим качества не звучания, а самого явления, образ которого рисует поэт:

Вот она, неоглядная тишь океана, который зовется Великим!

(«Тишь») [4, с. 758].

Лексику безмолвия поэт использует не только в описании стихии воды, но и всей природы. Яркой иллюстрацией этому может послужить стихотворение «Безглагольность». На первом плане здесь выступает русская природа, но у стихотворения есть и второй план. Это психологическое состояние автора, причем уже не покой и умиротворение, как в предыдущих контекстах, а обида и даже отсутствие чувства. Об этом говорят и слова, которые окружают лексику безмолвия: «безмолвная боль», «печаль, горе, безгласность», «глубокая тишь», безглагольность покоя», «прохладная глушь».

Невыразимое, неуловимое, сложное состояние окружающего мира и человеческой души в нем пытается передать Бальмонт всем стихотворением, подчеркивая это заглавием - «Безглагольность». Видимо, с этой же целью он использует сложное окказиональное определение: деревья так «сумрачно-странно безмолвны», в котором усматривается и сема загадочности, непроявленности заключенного, подразумеваемого смысла.

Отчасти подобное содержание прочитывается и в стихотворении «В лесу», но с другими семантическими акцентами:

Я был в лесу. Деревья не дрожали.

Они застыли в ясной тишине.

Как будто в мире не было печали.

Как будто пытку не судили мне. [2, с. 278-279].

Образ молчащего леса - образ символический. Он встречается не в одном стихотворении Бальмонта. В данном стихотворении лес как единый организм, мудрый, величавый, умиротворенный противостоит миру людскому, мелким страстям. Лес как связующее звено между землей и Космосом, в который устремлены его вершины, выступает вечной загадкой мира, непостижимой тайной для человека. Отголоски этой идеи можно увидеть и в других стихотворениях поэта: Медвяная тишь от луны округлой и желтоогромной В сосновом лесу разлилась, дремотный безмолвствует бор.

(«Медвяная тишь») [2, с. 387-388].

Есть примеры, когда семантика таинственности, непостижимой загадки, великой тайны подчеркнута в контексте определением, сравнением, другими средствами. Например: Мне говорила мать моя, Что в том едином первочасье Не закричал, родившись, я, А был в таинственном безгласье.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿V- № 4, 2016

95

Мой первый час - не первый крик, А первый долгий миг молчанья, Как будто слушал я родник, Напев нездешнего звучанья. И мать сказала: «Он умрет». Она заплакала невольно. Но жив, живет певучим тот, Кто тайну слушал безглагольно.

(«Часы») [4, с. 241].

Бальмонт говорит о необычности рождения поэта, судьба поэта предопределена и необычна с рождения. Поэтому и родился он в «безгласье», и эпитет подобран особый - «в таинственном». В последней строфе эпитет «певучий» связан с семой творчества. Заканчивает автор эту строфу прямым соотнесением тайны и тишины, указывая на то, что поэту дана особая роль в мире, к тайнам которого он причастен с рождения.

Вообще, говоря о своем мире, мире поэта, Бальмонт часто использует лексику безмолвия. Так, в стихотворении «Горькому» противопоставлен «громкий», «яростный» мир Горького - миру Бальмонта: «Светлый мир мой - вышина, Тишь забвенья» [3, с. 333].

О приверженности символистов к словам, «в семантике которых заложена идея неясного, непостижимого, лежащего за пределами обыденности», писал еще Жирмунский [9, с. 384]. Н.А. Кожевникова замечает о таких словах, что они «как бы выводят изображение за пределы предельного» [10, с. 12], поэтому в стихах Бальмонта звуковые слова со значением неопределенности, неуловимости, слабой или нечеткой выраженности составляют особую группу: «шорох», «шелест», «шепот», «лепет», «шуршанье», «шуршать», «шелестеть», «шептать», «лепетать». К ним примыкают определения со значением слабой выраженности признака: «тихий», «неясный», «легкий» и подобные в сочетании со звуковыми словами.

Значение неуловимости, неясности звука может опираться на окружение звукового слова в контексте. Эта лексика, как и лексика безмолвия, связаны с выражением запредельного - инфернального -значения звука.

Так, звуковая лексика приобретает многочисленные приращения смысла и становится многофункциональной именно благодаря сложному взаимодействию не только с контекстом отдельного стихотворения, но и лирики в целом. Создание атмосферы текста, игра с образами и наполнение пространства словами, способными передать процесс рождения звука, его длительность и угасание, приобретает приоритетное значение. К.Д. Бальмонт показывает многогранность мира в его едином облике, где звуковое начало указывает связи в многоаспектном бытии.

Библиографический список

1. Бальмонт К. Из записной книжки // Бальмонт К. Стозвучные песни. - Ярославль: ВерхнеВолжское книжное издательство, 1990. - 336 с.

2. Бальмонт К. Избранное. - М.: Художественная литература, 1980. - 742 с.

3. Бальмонт К. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи / сост. Макогоненко Д.Г. - М.: Правда, 1990. - 608 с.

4. Бальмонт К. Полное собрание прозы и поэзии в одном томе. - М.: Альфа-книга, 2011. - 1307 с.

5. Бальмонт К. Поэзия как волшебство // Бальмонт К. Стозвучные песни. - Ярославль: ВерхнеВолжское издательство, 1990. - 336 с.

6. Бальмонт К.Д. Где мой дом. - М.: Республика, 1992. - 448 с.

7. Бальмонт К.Д. Солнечная пряжа. - М.: Детская литература, 1989. - 239 с.

8. Гак В.Г. Сопоставительная лексикология (На материале французского и русского языков). -М.: Международные отношения, 1977. - 264 с.

9. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977. - 405 с.

10. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. - М.: Наука, 1986. - 256 с.

11. Сидорова Н.П. К вопросу о семантической характеристике глаголов звучания: Актуальные вопросы грамматики и лексики современного русского языка / ред. Л.Ю. Максимов. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1976. - 252 с.

96

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 4, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.