Научная статья на тему 'Выражение авторского сознания в ранней прозе Б. Л. Пастернака («Охранная грамота»)'

Выражение авторского сознания в ранней прозе Б. Л. Пастернака («Охранная грамота») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1797
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОЗА / АВТОРСКОЕ СОЗНАНИЕ / АВТОР-ГЕРОЙ / ПАСТЕРНАК / ПОЭТ / РЕФЛЕКСИЯ / ТИП ПОВЕСТВОВАНИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / AUTHOR’S CONSCIOUSNESS / AUTOBIOGRAPHIC PROSE / PASTERNAK / POET / REFLECTION / TYPE OF NARRATIVE / CREATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федосеева Татьяна Васильевна, Блицко Евгения Сергеевна

Исследуется вопрос выражения авторского сознания Б.Л. Пастернака в его ранней прозе – автобиографическом очерке «Охранная грамота». Проанализированы и выявлены доминирующие формы авторского «Я», установлено соединение в авторском стиле романтического понимания действительности и реалистической манеры повествования. Доказано, что сознание автора играет сюжетообразующую роль в очерке и помогает уяснить характер понимания Пастернаком психологии и философии творчества в 1930-х годах, в переходный период от футуристической усложненности к реалистической ясности стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTHOR’S REFLECTON IN BORIS PASTERNAK’S EARLY PROSE («SAFE CONDUCT»)

The article treats the issue of B. Pasternak’s reflection in his autobiographic essay «Safe Conduct». It analyzes the unique combination of a romantic worldview and a realistic narrative, characteristic of B. Pasternak’s style of the 1930s, when the writer’s style was developing from the futuristic complexity to the realistic clarity of style.

Текст научной работы на тему «Выражение авторского сознания в ранней прозе Б. Л. Пастернака («Охранная грамота»)»

УДК 882

Т.В. Федосеева, Е.С. Блицко

ВЫРАЖЕНИЕ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ В РАННЕЙ ПРОЗЕ Б.Л. ПАСТЕРНАКА («ОХРАННАЯ ГРАМОТА»)

Исследуется вопрос выражения авторского сознания Б.Л. Пастернака в его ранней прозе - автобиографическом очерке «Охранная грамота». Проанализированы и выявлены доминирующие формы авторского «Я», установлено соединение в авторском стиле романтического понимания действительности и реалистической манеры повествования. Доказано, что сознание автора играет сюжетообразующую роль в очерке и помогает уяснить характер понимания Пастернаком психологии и философии творчества в 1930-х годах, в переходный период от футуристической усложненности к реалистической ясности стиля.

автобиографическая проза, авторское сознание, автор-герой, Пастернак, поэт, рефлексия, тип повествования, творческий процесс.

Над «Охранной грамотой», идея создания которой возникла в 1928 году, Б.Л. Пастернак работал в течение нескольких лет. Начиналась она как статья об австрийском поэте Райнере Марии Рильке, но в процессе работы замысел разрастался. По словам биографов, автор очень скоро забыл и о поводе, который послужил для написания книги, и о первоначально выбранном жанре. С 1929 по 1931 год произведение было опубликовано в журналах «Звезда» и «Красная новь». Смысл одного из первых своих прозаических опытов сам поэт определил так: «...Задуманная статья превратилась у меня в автобиографические отрывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся» (курсив наш. - Е.Б., Т.Ф.) \ Так была выделена и названа основной для всего содержания книги проблема авторской рефлексии по поводу творчества и творческого процесса.

Обращение к вопросам о природе поэтического творчества и его истоках на исходе 1920-х годов не было случайным для поэта - это был переходный период в его эволюции. «Охранной грамотой» отмечено начало решительного пересмотра Пастернаком своей литературной позиции. Не случайным были и его уход из Левого фронта искусств - ЛЕФа. Сразу после завершения автобиографической книги вышел сборник стихов «Второе рождение» (1932), в котором поэт, осознав неорганичность для себя усложненной стилистики футуризма, возвращался к изначально присущей ему ясности стиха, воспевал простые зем-

1 Крыщук Н. Борис Пастернак. «Охранная грамота». URL : http://ps.1september.ru/artic-1е^р? ГО=200901132

ные вещи. Позднее весь свой путь в литературе он делил на две части: до 1940-х годов и после.

Произошедшая перемена во многом была обусловлена и внешними причинами. Германская исследовательница творчества Пастернака Франциска Тун-Хоэнштайн справедливо отметила, что ситуация, исторически сложившаяся в России после 1917 года, решительно меняла способы и формы конструирования личного сознания в творчестве. В поэтике Пастернака переходного периода она обнаруживает усиливающуюся тенденцию к присутствию лирического «я» и видит в ней «своеобразное сопротивление эпохе» 2.

Среди научных работ, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака, сотни исследований, статей и монографий. Между тем в большинстве из них основное внимание уделяется анализу поэтического наследия автора и его роману «Доктор Живаго». Ранняя же проза Пастернака до сих пор недостаточно изучена. Крупных работ, специально посвященных данной теме, немного, хотя в последнее время она все больше привлекает внимание исследователей.

В работе С.А. Куликовой рассматривается эволюция образной системы прозы Пастернака. Персонажи произведений раннего периода, по определению исследовательницы, как правило, лишены личностных характеристик и служат проводниками авторских идей, тогда как в зрелый период появляются сложные, многогранные характеры 3. В монографии Л.Л. Горелик «Ранняя проза Пастернака. Миф о творении» рассматриваются особенности воплощения в прозе 1910-х -начала 1920-х годов проблемы соотношения творца и действительности. Согласно исследованию Е.А. Орловой «Сознание и бытие героев Б.Л. Пастернака: на материале прозы писателя», для автора «Охранной грамоты» «свойственно постоянное обращение и «доосмысливание» или переосмысление многих явлений в своем творчестве» 4 Как отражение вечности космоса у Пастернака действуют небо, природа, метель. Воссоздаваемый в произведениях Пастернака мир она толкует в его цельности, нераздельном единстве. Образ открытой двери, окна между пространствами в тексте писателя становится свидетельством отсутствия какой-либо границы между чем- или кем-либо. При этом проблема авторского самосознания, выраженного в прозе Б. Пастернака, пока остается недостаточно изученной.

В частности, непроясненным остается вопрос о жанровой природе «Охранной грамоты». Сам Пастернак определил это произведение как «автобиографический» очерк, однако в современном литературоведении существуют разночтения по поводу жанровой его характерности. Произведение называют повестью, рассказом. Во многом это обусловлено художественностью, высокой степенью субъективности повествования, спецификой стилевой организации, наличием

2 Тун Ф. Субъективность как граница: Цветаева, Ахматова, Пастернак. URL : Ы1р://-www.ruthenia.ru/logos/number/2001_3/06_3_2001.htm

3 Куликова С.А. Тип героя в прозе Б.Л. Пастернака. URL : http://www.dissercat.com/con-tent/tip-gerova-v-proze-b-l-pastemaka

4 Орлова Е.А. Сознание и бытие героев Б.Л. Пастернака: на материале прозы писателя. Волгоград, 2008. С. 98.

общей связующей идеи. Мы в своей работе будем придерживаться определения «Охранной грамоты» как очерка - «эпического и прозаического жанра с ярко выраженной организующей ролью авторского «Я» 5.

Цель нашей статьи - выявить основные формы выражения авторского сознания в «Охранной грамоте», определить их роль в организации художественного мира писателя и прояснить сложный характер понимания им на этот момент психологии и философии творчества.

На протяжении всего повествования «Охранной грамоты» создается впечатление, что его автор живет в «двух» мирах. Один из них - мир реальный. Повествование здесь ведется спокойно, размеренно. Автор дает описание мест, людей, их нравов и быта. Вот как, например, изображены комната, которую Пастернак снимал в Марбурге, и ее хозяйка: «При комнате был дрянной балкончик, выходивший на соседний огород. Там стоял снятый с осей вагон марбургской конки, превращенный в курятник. Комнату сдавала старушка чиновница. Она жила вдвоем с дочерью на тощую вдовью пенсию» 6. Второй же мир - самый важный для автора-героя - мир его внутренних переживаний, мир его «идей», мир искусства. Здесь в описании действуют иные законы. Уже нет такой четкости и простоты языка, многое является порождением авторского «я», первого впечатления, сохранившегося в памяти. События и герои предстают несколько размыто, перемешиваясь и сливаясь в авторском сознании.

Помимо самого автора, в очерке можно условно выделить еще четверых главных персонажей: Рильке, Скрябина, Когена и Маяковского. Все они принадлежат к миру искусства, всех их автор называет гениями. Пастернак пишет: «Таким решением была его [Маяковского] гениальность»; «созданье гениального Когена»; «область подсознательного у гения не поддается обмеру» (о Рильке). Подобная идеализация действующих лиц, намеренное лишение их непосредственно «человеческих» характеристик говорит о романтической манере повествования.

Практически в самом начале очерка Пастернак признался: «Я не пишу своей биографии. Я к ней обращаюсь, когда того требует чужая» 7. Но и здесь он все равно отходит от биографического описания. Рассказывая о встречах с различными людьми, будь то детские, смазанные впечатления от первого знакомства с Р.М. Рильке, или юношеское восхищение Когеном, Пастернак не столько старается дать точный портрет собеседника, сколько стремится показать человека «изнутри», пытаясь проникнуть в его сознание.

Конкретного, ясного описания персонажей в очерке нет. Все они показаны через сознание самого Пастернака. Вот как предстал перед ним Рильке: «...тут, на людном перроне между двух звонков, этот иностранец кажется мне силуэтом среди тел, вымыслом в гуще невымышленности...» 8.

5 Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стб. 707.

6 Пастернак Б.Л. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. М., 1990. С. 58.

7 Там же. С. 45.

8 Пастернак Б.Л. Об искусстве. С. 36.

О трагедии Владимира Маяковского Пастернак пишет: «Вдруг кончают не-поддавшиеся завершенью замыслы. Часто к их недовершенности ничего не прибавляют, кроме новой и только теперь допущенной уверенности, что они завершены. И вдруг - конец, иногда насильственный, чаще естественный, но и тогда, по нежеланью защищаться, очень похожий на самоубийство...» 9. Таким образом, автор обращается к глубоко внутренним переживаниям и проникает в самую суть трагедии поэта. Авторская субъективность формирует образ персонажа, проникая в ту область, которая скрыта от других, именно потому, что родствен ему, составляет с ним одно целое. Через проникновение в мир другого художника Пастернак стремится осознать и себя в творчестве. Соприроден автор «Охранной грамоты» не только миру искусства, но и миру окружающему. Ему необходимо ощутить себя каждым человеком, слиться с любой вещью: искусство и жизнь неотделимы друг от друга.

Начала особого мироустройства в произведениях Б. Пастернака, по мнению его сына, следует искать в понимании категории памяти. В работе «Память и забвение как основа «второй вселенной» в творческой философии Б. Пастернака» (1994) Евгений Пастернак пишет о том, что внутренний мир писателя сложен, в нем сосуществуют три его составляющие: внешнее (физическое), объективное (духовные и интеллектуальные достижения человечества) и индивидуальное 10.

Данное свойство творческого сознания писателя мы обнаруживаем в «Охранной грамоте». Ее герой не равен Борису Пастернаку. Он объединяет в себе и Рильке, и Маяковского, и других людей, чье творчество или идеи были значимы для становления поэта в творчестве. Так, рассуждая о творческом методе Р.М. Рильке, Пастернак пишет: «Чем замкнутее производящая индивидуальность, тем коллективнее, без всякого иносказания, ее повесть. Область подсознательного у гения не поддается обмеру. Ее составляет все, что творится с его читателями и чего он не знает. Я не дарю своих воспоминаний памяти Рильке. Наоборот, я сам получил их от него в подарок» 11. Таким образом, мы можем сказать, что, по мысли Пастернака, подсознание истинного творца безмерно, безгранично, множественно. Оно растворено в мире и составляет существо самого гения. Подсознание художника открыто для диалога со всем, что его окружает.

Важную роль в раскрытии авторского сознания в произведении играет и пространственная организация текста. В нем различаются пространство повествователя (рассказчика) и пространство персонажей. Благодаря их взаимодействию, произведение приобретает многомерность, объем и разнородность. При этом доминирующим в плане создания целостности текста и его внутренне-

9 Там же. С. 113.

10 Орлова Е.А. Сознание и бытие героев Б.Л. Пастернака: на материале прозы писателя. Волгоград, 2008.

11 Пастернак Б.Л. Об искусстве. С. 45.

го единства остается пространство повествователя, подвижность точки зрения которого позволяет объединить разные ракурсы изображения.

Связываясь в цепочки наглядно-ассоциативных представлений, предметы у Пастернака приобретают бесконечную смысловую глубину. Так, улица, город, вокзал, небо — наиболее важные для него объекты - представляют собой образования с крайне размытыми границами. Вот что Пастернак пишет о расставании с Рильке: «Потом они прощаются и уходят в свой вагон. Немного спустя летящую насыпь берут разом тормоза. Из вихря певучего песку облегченно вырывается кучевое небо.» 12. Пропущенные через сознание автора-героя, объекты расширяют свое внутреннее содержание и вновь воспринимаются им. То есть обыкновенные предметы после сильного эмоционального волнения или даже потрясения приобретают новое значение и воспринимаются уже как некие символы. Например, перекресток для Пастернака, принявшего решение окончательно бросить занятия музыкой, становится символом «перепутья», выбора новой дороги: «Я шел переулками, чаще без надобности переходя дорогу. Совершенно без моего ведома во мне таял и надламывался мир, еще накануне казавшийся навсегда прирожденным. Я шел, с каждым поворотом прибавляя шагу, и не знал, что в эту ночь уже рву с музыкой» 13.

Главная тема очерка «Охранная грамота» - творческое становление писателя. Тема эта, с одной стороны, требует особого внимания к внутреннему миру, при этом внешние факты выступают лишь как вспомогательные инструменты для самовыражения. С другой стороны, у Б. Пастернака взаимосвязи между внешним и внутренним отнюдь не ограничиваются переносом внутреннего на внешнее. Не только внешнее зависит от внутреннего, но и наоборот. Именно во внешнем окружении видит автор «Охранной грамоты» источник творчества: «Цель же я видел всегда в пересадке изображения с холодных осей на горячие, в пуске отжитого вслед и в нагонку жизни <...> я рассуждал тогда так. Людей мы изображаем, чтобы накинуть на них погоду. Погоду, или, что одно и то же, природу, - чтобы на нее накинуть нашу страсть. Мы втаскиваем вседневность в прозу ради поэзии. Мы вовлекаем прозу в поэзию ради музыки. Так, в широчайшем значении слова, называл я искусство, поставленное по часам живого, бьющего поколеньями, рода» 14

Установкой на «жизнетворчество» обусловлены в очерке элементы театрализации жизни. В основном это происходит при «переходе» авторского «Я» из мира сознания в реальность и, наоборот, из мира реального - в поэтический мир автора. Наиболее показательный пример таким «перемещениям» можно найти в описании автором приезда в Марбург, город, в котором молодой герой так мечтал побывать. Вначале автор пишет: «С десятого шага я перестал понимать, где нахожусь. Я вспомнил, что связь с остальным миром забыл в вагоне (курсив

12 Пастернак Б.Л. Об искусстве. С. 36.

13 Там же. С. 43.

14 Там же. С. 47.

наш. - Е.Б., Т.Ф.) и ее теперь вместе с крюками, сетками и пепельницами назад не воротишь. Над башенными часами праздно стояли облака. Место казалось им знакомым. Но и они ничего не объясняли. Было видно, что, как сторожа этого гнезда, они никуда отсюда не отлучаются» 15. Автор ощущает, во-первых, неразрывное единение с окружающим миром, а во-вторых, непосредственное участие природы в своей судьбе и жизни города.

Вслед за таким «переходом» предметов из мира реального в мир авторского самосознания мы наблюдаем обратный процесс. Вот как автор видит Марбург через несколько мгновений: «Как и тогда, при Ломоносове, рассыпавшись у ног всем сизым кишением шиферных крыш, город походил на голубиную стаю, завороженную на живом слете к смененной кормушке. Я трепетал, справляя двухсотлетие чужих шейных мышц. Придя в себя, я заметил, что декорация стала реальностью (курсив наш. - Е.Б., Т.Ф.), и отправился разыскивать дешевую гостиницу.» 16.

Сознание субъекта в «Охранной грамоте» обладает множеством пересекающихся и соединяющихся линий-отношений. «Я» сознания не статично, его содержание постоянно обновляется. По словам Е.А. Орловой, «сознание одного субъекта-персонажа тесно соприкасается с сознанием другого персонажа и переживает его как неотъемлемую часть предметного мира» 17.

Изображение окружающего мира в «Охранной грамоте» вполне соответствует концепции искусства, которую определил для себя автор. Преображенная в сознании поэта действительность становится более правдивой, чем в реальности. Каждый эпизод в очерке Пастернака не случаен. Он появляется для того, чтобы «пролить свет на определенный этап жизни поэта» 18. При этом Пастернак не останавливается на том, что характеризует жизнь многих людей. Оглядываясь назад, он концентрирует свое внимание лишь на тех событиях, которые оказали влияние на его формирование как творческой личности. И, несмотря на то, что сам автор пишет о своем отказе от «понимания жизни как жизни поэта» 19, жизнь свою он воссоздает в очерке именно таким образом. Ему не интересно то, что свойственно человеку вообще:

«внешнее по отношению к герою «Охранной грамоты» определяется внут-

20

ренним - логикой жизни самого автора» .

Автор «Охранной грамоты» переносит явления внутренней жизни героя на мир окружающей действительности, в результате чего в очерке и происходит взаимодействие между внутренним и внешним. Причем этот перенос буквален - внутреннее состояние героя материализуется и существует авто-

15 Пастернак Б.Л. Об искусстве. С. 57.

16 Там же. С. 57-58.

17 Орлова Е.А. Сознание и бытие героев Б.Л. Пастернака: на материале прозы писателя.

С. 168.

18 Леенсон Е.И. Поэтика автобиографической прозы Б.Л. Пастернака в традиции Р.М. Рильке. Тверь, 2007. С. 12.

19 Пастернак Б.Л. Об искусстве. С. 119.

20 Леенсон Е.И. Поэтика автобиографической прозы Б.Л. Пастернака в традиции Р.М. Рильке. С. 12.

номно. Так, например, молчание Пастернака, отправляющегося из Берлина обратно в Марбург, гипертрофируясь, отделяется, становится фактом внешней жизни: «Оно [молчание] ехало со мной, я состоял в пути при его особе и носил его форму.» 21.

Между тем, согласно логике автора, мир слишком велик, чтобы видеть в нем только свое собственное отражение; не случайно мир этот автор назвал «безмерным». Герой очерка вступает в «братские», по определению автора, отношения с окружающей действительностью, чувствуя поддержку извне в самые тяжелые и трагичные жизненные моменты. К примеру, после гибели Маяковского «ощущение всеобщей слитности, единения - между внешним и внутренним, между собой и миром погибшего (а точнее, с его творчеством), наконец, между разными людьми - помогает по-

22

эту в переживании горя» .

Крайняя степень связанности двух миров, буквальное продолжение одного в другом и создает их единство. Пространство лишается разрозненности. «Мир в очерке представляет собой окружность, на орбите которой располагаются сознания героев-созерцателей, направленные друг на друга» 23. Помимо образов героев-созерцателей, очерк Пастернака населен своеобразными персонажами, которые отражают поверхность бытия. Они воспринимают действительность и трансформируют ее вовне, пропустив через свое сознание.

Таким образом, авторское самосознание в очерке Б.Л. Пастернака «Охранная грамота» многообразно и многофункционально. С одинаковой степенью важности для автора сосуществуют два мира - мир внутреннего «Я» и мир реальный. Во взаимодействии этих миров поэт видит самые основы художественного творчества.

Авторская точка зрения наделяется возможностью объективации в воссозданной автором-героем внешней реальности. Однако здесь нет, несмотря на романтические тенденции в его прозе, традиционного противопоставления реального мира идеальному. Для автора важно именно взаимодействие двух миров. Соединяясь с миром действующих лиц и внешнего изображения, мир автора является своеобразной вершиной диалогового треугольника (триединства): сознание автора - сознание персонажа, пропущенное через авторское «Я», - реальность.

Основу произведения составляет «поток переживаний» автора. Все, что относится в тексте к авторским размышлениям, а не к описаниям реалий, представлено у Пастернака в технике фрагментарного воссоздания развивающегося внутреннего сознания. В очерке практически отсутствует четкая сюжетная линия, предложные конструкции сложны, информативно насыщены. Кроме того, как и в традиционном описании «потока переживаний», для автора значимую роль играют мимолетные впечатления, незначащие, на пер-

21 Пастернак Б.Л. Об искусстве. С. 78.

22 Леенсон E.K Поэтика автобиографической прозы Б.Л. Пастернака в традиции Р.М. Рильке. С. 14.

23 Крыщук Н. Борис Пастернак. «Охранная грамота».

вый взгляд, детали быта, которые, попав в область авторского сознания, становятся образами-символами.

Пропуская события действительной жизни сквозь призму собственного поэтического «Я», Пастернак проникает в глубь не только «Я»-сознания, но и описываемых персонажей, находя обоснование их поступкам и поведению, через которые стремится постигнуть суть происходящих вовне событий, объяснить их с точки зрения истории. Обретая себя в современности и переживая ее, он включает в художественный контекст жизненные впечатления отдаленного прошлого, сопоставляет различные эпохи, стремится понять и предсказать дальнейшее развитие событий. Так в сознании автора оформляется историософская концепция человеческого бытия.

Сознание автора является связующим и организующим началом, поэтому, несмотря на отсутствие четкого сюжета, все, на первый взгляд, разрозненные части очерка соединяются в целое. Внимание автора сосредоточено на эволюции внутреннего сознания, на подготовке собственного «Я» ко «второму рождению» в творчестве, когда он откажется от «романтизации» действительной жизни. В 1931 году сам поэт скажет об этом в стихотворении «Волны»:

В родстве со всем, что есть, уверясь И знаясь с будущим в быту,

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,

В неслыханную простоту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Баткин, Л.М. Петрарка на острие собственного пера. Авторское самосознание в письмах поэта [Текст] / Ин-т высш. гуманитар. исслед. - М., 1995. - 182 с.

2. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической действительности. Проблема автора [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mmbakhtin.narod.ru/probl.html

3. Вафина, А.Х. Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе Андрея Белого [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филол. наук. - Режим доступа : http://rudocs.exdat.com/docs/index-288425.html

4. Волкова, Т.С. Формы выражения авторского сознания в цикле А. Блока «На поле Куликовом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://rudocs.exdat.com/ docs/index-296882.html

5. Горелик, Л.Л. Ранняя проза Б. Пастернака: миф о творении [Текст] / Смол. гос. пед. ун-т. - Смоленск, 2000. - 172 с.

6. Крыщук, Н. Борис Пастернак. «Охранная грамота» [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://ps.1september.ru/article.php?ID=200901132

7. Куликова, С.А. Тип героя в прозе Б.Л. Пастернака [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.dissercat.com/content/tip-gerova-v-proze-b-l-pastemaka

8. Леенсон, Е.И. Поэтика автобиографической прозы Б.Л. Пастернака в традиции Р.М. Рильке [Текст] : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Твер. гос. ун-т. -Тверь, 2007. - 23 с.

9. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / под ред. А.Н. Нико-люкина ; ИНИОН РАН. - М. : Интелвак, 2001. - 1600 стб.

10. Николина, Н.А. Филологический анализ текста [Текст] : учеб. пособие. - М. : Академия, 2003. - 256 с.

11. Орлова, Е.А. Сознание и бытие героев Б.Л. Пастернака: на материале прозы писателя [Текст] : дис. . канд. филол. наук / Волгогр. гос. ун-т. - Волгоград, 2008. -199 с.

12. Пастернак, Б.Л. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве» [Текст]. - М. : Искусство, 1990. - 399 с.

13. Полупанова, А.В. Формы выражения авторского сознания в автобиографи-

ческой прозе И. Бунина и М. Осоргина: «Жизнь Арсеньева» - «Времена» [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филол. наук. - Режим доступа : http://www. dissercat.com/content/ formy-vyrazheшya-avtorskogo-soznaniya-v-avtobiograficheskoi-

proze-i-bunina-i-m-osorgina-zh-0

14.Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Режим доступа : http://www.avtoram.com/index.php? razdel= 59&article=335

15. Тун, Ф. Субъективность как граница: Цветаева, Ахматова, Пастернак [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ruthenia.ru/logos/number/ 2001 3/06 3 2001.htm

16.Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст] : учеб. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая школа, 2005. - 405 с.

T.V. Fedoseeva, Ye.S. Blitsko

THE AUTHOR’S REFLECTON IN BORIS PASTERNAK’S EARLY PROSE («SAFE CONDUCT»)

The article treats the issue of B. Pasternak’s reflection in his autobiographic essay «Safe Conduct». It analyzes the unique combination of a romantic worldview and a realistic narrative, characteristic of B. Pasternak’s style of the 1930s, when the writer’s style was developing from the futuristic complexity to the realistic clarity of style.

autobiographic prose, author’s consciousness, Pasternak, poet, reflection, type of narrative, creative process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.