DOI
УДК
В статье рассмотрены различные методы государственного J фов в сфере тепловой и электрической энергии. Наличие ного регулир^акия. тарифов на электрическую и тепловую энершю п^^л^т изменять степень своего влияния на экономические процессы, в ст,ране. Пр°анализированы применяемые г°сударством. ного регулирования стоимости тепловой и электрической энергии, а также уровень тарифов на тепловую и электрическую энергию в разрезе ^дералшш округов. Сделан вывод о наличии региональной дифференциации тарифов; факторы, влияющие на дифференциацию по сглаживанию тарифов и способы их снижения.
article is about different methods of the state regulation in the sphere of heat and energy. The government influences on the economic process in the state through the system of state regulation. The methods of regelation and a level of tariffs of heat and power energy are analyzed.. The conclusion is drawn on existence in the Russian of a problem of the difference level of tariffs in the region. Recommendations : the smoothing of tariffs and the methods of lowering tariffs are,
Клю^вьш слова: государственное регулирование, гиональная дифференциация, выравнивание тарифов.
: и цены, методы j
Keywords: state regulation, tariffs and prices, methods of regulation, difference region, smoothing <
in the
В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 №147 - ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях», рынок электрической и тепловой энергии является монопольным.
ное и ценовое регулирование в триваемой сфере является методом
прав°в°г° регулир°вания и может быть использовано как эффективный экономический механизм, в том числе и для соДействия развитию регионов.
В настоящее время нормативно-
пРавовая база по регулированию тарифов и цен на тепловую и электрическую энергию несовершенна. Отсутствие единого нормативно-правового акта, четко
полномочия
руЮЩИх органов, и еДиная упрошенная методика расчета тарифа для всех регионов отрицательно влияют на качество ценового регулирования. Это приводит к банкротству х°зяиствующих субъектов,
Галина Владимировна Цветова - канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики и финансового прaва, Дальневосточн^1й институт управления - филиал РАНХиГС (г. Хабаровск). Е-тсп1: [email protected]
Юлия Дмитриевна Кондакова - магистрант направления подготовки «Финансы и кредит», Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (г. Хабаровск).
необоснованному росту цен и тарифов на тепловую и электрическую энергию, неРавному положению различн^1х; нов, отсутствию инвестиций в
энергетикУ и теплоэнергетику; является тормозом в социально-экономическом развитии государства в целом. Исходя из этого, возникает необходимость комплексного анализа проблем
ния в сфере ]ЭеГуоирЗуТОЩей деОТулЫЮСТ!-
государства, а также поиска ных форм управл
ет той 1еУнкулирование пред™
ционир
ченных органов государственной власти
(регулирующих оргaнов), направленное на установление тарифов и их предельных уровней а также сдерживание
роста цен на предоставляем^1е услуги субъектами естественной монополии на внутреннем рынке. Регулирующими органами исполнительной власти, устанавливающими тaрифы, являются:
- на федеральном уровне - федеральная антимонопольная служба, которой
переданы все полномочия ранее ционирующей федеральной
тарифам России (данный орган был упразднен Указом Президента РФ от
21.07.2015 г. № 373);
- на региональном уровне - орган
дарственной власти субъекта РФ (в ровском крае - Комитет по ценам и фам Правительства Хабаровского края).
Тарифное регулирование сферы теплоснабжения и электроснабжения осу-
^^ествляется посредствО^^
новых баз, по которым осуществляются вычисления тарифов за тепловую и электрическую энергию. Основными тами
субарственногс являются нормативно-правовая организационное обеспечение,
база,
ческое обеспечение. Тарифное вание осуществляется через назначения предельных ставок или посредством введения специальных расчетных методов.
Основными методами регулирования тарифов на тепловую и электрическую являются [2, ст. 9]: метод индексации установленных
Срок действия у
тарифа составляет не более 5 лет, а при первом регулировании организации - не
менее 3 лет. При использовании данного метода операционные расходы не пересматриваются постоянно каждый год, а ежегодно индексируются с учетом индекса инфляции [5, п. 72; 7, п. 33];
б) метод обеспечения доходности инвестированного капитала, означающий, что вместе с неподконтрольными и операционными расходами в необходимую валовую выручку включаются возврат инвестированного капитала, доход на инвестированный капитал. Срок действия тарифов аналогичен пред^1дущему методу.
инвестированного учитываемого органом ис-
долгосрочного тарифа
15
долями) с момента начала действия та-рифa, установленного в отношении регулируемого объекта;
чающийся в том, что данные по показотелями прачкх оргашта "
92, 100, 101], [5, п. 79].
фуются и корр
применения коэффициентов
[7,
фу]
по подгруппам в рамках одного вида деятельности;
г) метод индексации необходимой валовой выручки, применяемый только в сфере электроэнергии [4, п. 33]. Этот метод может применяться при установлении регулируемых тарифов на срок более 1 года.. Индексация осуществляется над ранее утвержденными регулируем^1ми тарифами и (или) их предельн^1ми (максимальными или минимальными) нями, либо над необходимой :
ручкой регулируеМ^1х
Регулирующие орган^1 вправе нять рассматриваемый метод ции тарифов только когда уровень инфляции (индекс потребительских цен),
определенный в прогнозе содиально-
экономического развития РФ, составляет в расчетном периоде регулирования не более 12% в год;
д) метод экономически
с
(затРат) является: часто применяемым методом регулирования в тех случаях, когда рассматриваемая организация ранее не становилась объектом государственного ретулиротадия а также
когда в регулируемоЙ организации ОТСуТствуют заключенные договоры аренды объектов теплоснабжения или I ся срок функционирования всех , ров аренды в день подачи заявления для утверждения тарифов составляет менее 3 лет [5, п. 17].
Модель расчетов цен (тарифов) по методу можно представить сле-последовательностью: обосновывается общая
видам деятельности на срок
- составляется прогноз объемов поставляемой энергии, учитываемой в натуральном выражении;
осуществляется распределение об щей потребности в прибыли и себестоимости между видами продукции согласно регулируемой деятельности;
него,
Тариф на тепловую энергию тывается путем нахождения частного от деления необходимой валовой выручки и отпущенной энергии.
По итогам расчетного периода
валовой выручки регулируемой. ции необоснованные расходы, ные на этапе анализа представленной ре-
и статистической отчетности [5, п. 50].
Для выявления проблемы необходимо рассмотреть динамику изменения тарифов по федеральным округам Российской Федерации. По данным органов исполнительной власти субъектов рФ о принят^1х тарифных решениях на 2014 и 2015 гг., самый высокий размер тарифа на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям, в 2014 г. был установлен
ве (рис. 1). Конкретно в Хабаровском крае средний тариф за 2014 г. составил 1585,9 руб., что выше среднего по России на 145,75 руб./Гкал или на 10,1%.* Наименьший средний тариф за 2014 г. наблюдался в Приволжском ном округе - 1114,43 руб.
Рис. 1. Средние тарифы на тепловую энергию, организациями потребителям, в
отпу
; Комитета по
; и
пр
Хабар
; [11]
края
шенный тариф по РФ установился на уровне 1440,15 руб. за 1 Гкал.
В 2015 г. самый высокий тариф на теплоэнергию устанавливался в Дальневосточном федеральном округе (темп роста 109,7%), по Хабаровскому краю 1675,37 руб. (темп роста по сравнению с прошлым годом 105,64%, по сравнению со средним тарифом по России 107,4%). Наименьший уровень тарифа устанавливался в Сибирском федеральном округе - 1161,28 руб. Средний тариф за 2015 г. составил 1559, 86 руб.
Тарифы на электроэнергию по федеральным округам РФ показаны на рисунке 2.
Наименьший тариф на электроэнергию в 2013 г. составил 1,60 руб./кВтч в Сибирском федеральном округе, средний тариф по России - 2,5 руб./кВТч. Наибольший тариф в 2013 г. составил 2,94 руб./кВтч в Центральном федеральном округе, в Хабаровском крае данный показатель - 2,93 руб./кВтч, что выше среднего по России на 21,9%.
Наименьший тариф на электроэнергию в 2014 г. составил 1,60 руб./кВтч в Сибирском федеральном округе, средний
тариф по России - 2,7 руб./кВТч. Наибольший тариф в 2014 г. составил 3,18 руб./кВтч в Центральном ФО, в Хабаровском крае данный показатель - 3,09 руб./кВтч, что выше среднего по России на 14,4%.
Наименьший тариф на электроэнергию в 2015 г. составил 1,60 руб./кВтч в Сибирском федеральном округе, средний тариф по России - 2,88 руб./кВТч. Наибольший тариф в 2015 г. составил 3,38 руб./кВтч в Центральном ФО, в Хабаровском крае данный показатель - 3,3 руб./кВтч, что выше среднего по России на 14,5%.
Установление на Дальнем Востоке высоких, по сравнению с другими федеральными округами, тарифов на электроэнергию обуславливается следующими факторами:
- размером площади территории Дальневосточного федерального округа;
- долей тепловых электростанций, работающих на привозном топливе, составляющей 65%;
- высокой степенью износа оборудования на предприятиях. В среднем по России физический износ котельных достиг
Рис. 2. Средние тарифыс на электроэнергию по Федеральным округам [11]
55%,
1х сетей - 65%, элек-58%, тепловых сетей
трических сетей - 63% [19];
- суровыми климатическими условиями и длительным отопительным периодом, в результате чего достигается высокое средаедушевое потребление электроэнергии и тогаш^тш расход
на обогрев помещения [14].
решению проблемы выравнивания
тарифов на региональном уровне могло
1) пересюд от неэффeктивнош и затратного тарифного регулирования к
методу обеспечениЯ Д0х0Дб0CТи инвестированного капитала, снижению срока возврата инвестированного капитала. Мировой опыт дем0нстрирует, что практика применения метода доходности инвестиционного капитала является наиболее эффективной: энергокомпании в несколько раз снижают свои издержки, что приводит К снижению тарифа при увеличении инвестиций в отрасль;
2) применение повышающих (понижа-
К0эффицHебТ0в, обеспечивающих взаимосвязь необходимой валовой выручки (НВВ) регулируем^1х 0ргaбизaций, качества реаЛИзуемЫХ услуТ и уровня их
надежности. В случае несоответствия
качества услуг сетевых новленным нормативам расходы
бителей подлежат компенсации, либо потребители будут перечислять меньшую цену за услуги этих компаний;
3) межрегиональное сглаживание та-Pифов, реализуемое пугем:
- установления единых ставок тарифов в границах территории нескольких
субъектов РФ;
- установление предельн^1х мального и минимального уровней фов на услуги по передаче ¡э^рга^ одинаковых в пределах одного федерального округа;
- экономического стимулирования
теплосетевых и электросетевых организаций к снижению дифференциации тарифов для потребителей посредством [16, с. 85]:
- установления единых правил для по-
деятельности
которых было бы достижение показателей наиболее эффективных организаций в отрасли;
- сгаму^ров^^ организаций к уве-может быть оргaбизовaбо путем
ления и облегчения
нения к сети новых
В сфере электроэнергетики [8, с. 18] можно рекомендовать формирование региональной методики установления та-
Pифов, которая позволяла бы оценивать влияние роста тарифов на этапе
рования. Факторами снижения га тарифов могут являться: рост
ложения снижение затрат и издержек рост К0нКуренЦИИ, внедрение новых
технологий, рост инвестиций в электроэнергетику, появление новых источников производства энергии.
В марте 2016 г. Президент РФ на совещании с членами Правительства отметил необходимость выравнивания энергота-
| уровня. Для снижения тарифов в дальневосточных регионах до среднероссийского уровня будет за,действован комплекс источников и механизмов, причем все они не связаны с нием бюджетных средств. ется что выравнивание энерготарифов
произойдет за 2 - 3 года [17].
Для выравнивания энерготарифов
уже определен^1 три основн^1х источника. В первую очередь, надбавка для потребителей оптового рынка электроэнергии и мощности. Во-вторых, средства от либерализации цены мощности лектростанции Сибири. В третьих, ства ПАО «РусГидро». Другими направлениями, которые могут способствовать снижению тарифов на Дальнем Востоке и которые обязательно будут задей-с^ованы, являются оптимизация цен
на закупку топлива для производства электрической энергии; оптимизация
инвестиционн^1х программ энергетиков
Дальнего Востока; усиление контроля за порядком рассмотрения и принятия тарифных решений; развитие и стимулирование генерирующих объектов, функционирующих на основе использовaбия
возобновляемых источников энергии на территории /^Дальнего Востока.
Выпадающие доходяг энергокомпаний
будут га^^гар^^! надбавкой цены . для промпотребителей опто
в°го рынка <
// Закон.2015.№ 1. С. 62-67.
и
ежегодные компенсации для ния тарифа м°гут составить
К !
через три года. После выравнивания су-ществуюшде тарифы снизятся в разн^1х
что значительно повысит собность предприятий региона [18].
зую энзр
ской Федерации // Закон. 2015. №1. С.
11. Медведь А.Т. Итоги рифов в сфере теплоснабж ния и вобоствебения в 2014 г. Применение индексов изменения размера платы граждан за
коммунальные услуги. Переход на ное тарифное регулирование [Электронный презентация.. URL: www.fstif.ru/press/
1. О
ный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // Справочно-правовая система
2. О теплослабжкении: Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.) // Справочно-правовая система
3. Об .
. № 35-Ф3 (ред. г.) // Справочно-правовая система тант Плюс.
4. О ценообразовании в области
цен (тарифов) Пр
в электроэнергетике:
29.12.2011 г.) // Справочно-
г. № 1178 (ред. от пра.вовая система К^у.
5. О ценообразовании в сфере жжения: Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 г. № 1075 (ред. от 31.12.2015 г.) // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
6. Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на ном (потребительском) ры
12. Наумов Б., Лохманов В. Как привлечь инвестиции в
•<у и
обеспечить их эффективность?// пасность и энергосбережение. 2012. № 3. 13. Романова В.В. Государственное
правового власть и „ С. 7-12.
14. Савченко И.И., Сидорова Н.Г.
Государственная 2015. № 11.
Сидоров
Анализ цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в Дальнeвссточном феде-округе // Экономические науки. № 9. 2015. С.60-63.
15. Суслов Н.И. Тарифы на электроэнергию как отражение реформ электроэнергетики // Регион:: экономика и социология.. 2012. № 3. С. 152-166.
16. Суюнчев М.М. ной дифференциации тарифов на скую энергию для потребителей Российской
Федерации [Электронный, с. URL: ftp
М. 2014. 104
Приказ
России от г.) // Консультант
по j
ре
13.06.2013 № 760-э (ред. от 2\
Справочно-правовая система
Плюс.
8. Даянов И.Г. рифов на электрическую энергию и пути их решения в региональном аспекте: монография. Уфа: Мир печати, 2013. 195 с.
9. Игнатьева И.А. Некоторые, тики применения законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической
города Мо-
19. Сайт Пр сква. URL: Mtp://presnya.mos.ru/housing-and-
the ref0rm 0fthe hOUSinn and Utilities/o ine rejurm uj те гшиыпу una. ииииеъ/ t
mmunal-service
References:
1.
O estestvennyh monopoliyah ot 17.08.1995 g. № 147-FZ (red. ot 05.10.2015) // Spravochno-pravovaya sistema Konsultant Plyus.
2. O teplosnabzhenii: Federal'nyj zakon ot g. № 190-FZ (red. ot 28.11.2015 g.) // Konsultant Plyus.
zakon
ot 26.03.2003g. № 35-FZ(red. ot 30.03.2016 g.) // Spravochno-pravovaya sistema Konsultant Plyus.
4. O cenoobrazovanii v oblasti regutiruemyh cen (tarifov) v ehlektroehnergetike: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2011 g. № 1178 (red. ot 31.12.2015 g.) // Spravochno-pravovaya sistema Konsultant Plyus.
5. Ocenoobrazovamivsfereteplosnabzheniya: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.10.2012 g. № 1075 (red. ot 31.12.2015 g.) // Spravochno-pravovaya sistema Konsultant Plyus.
6. Ob utverzhdenii Metodicheskih ukazamj po raschetu reguliruemyh tarifov i cen na ehlektricheskuyu (teplovuyu) ehnergiyu na roznichnom (potrebitel 'skom) rynk ot 06.08.2004 g. № 20-eh/2 (red. ot 14.04.2014 g, s izm. ot 16.09.2014 g. // Spravochno-pravovaya sistema Konsultant Plyus.
7. Ob utverzhdenii Metodicheskih ukazanii po raschetu reguliruemyh cen (tarifov) v sfere teplosnabzheniya: Prikaz FST Rossii ot 13.06.2013 № 760-eh (red. ot 27.05.2015 g.) // Spravochno-pravovaya sistema Konsultant Plyus.
8. Dayanov I.G. Problemy reguürovaniya tarifov na ehlektricheskuyu ehnergiyu i puti ih resheniya v regional'nom aspekte: monografiya. Ufa: Mir pechati, 2013. 195 s.
9. Ignat'eva I.A. Nekotorye voprosy praktiki primeneniya zakonodatel'stva ob ehnergosberezhenii i o povyshenii ehnergeticheskoj ehffektivnosti // Zakon.2015.Ns 1. S. 62-67.
10. Izotova A.V. Osnovnye napravleniya v razvitii gosudarstvennogo reguürovaniya cen na ehlektriches^uy^ut' i teploi^u^^u ehrnergiy^í v R.ossjskcj Federecii // Zakon. 2015. №1. S. 55 - 61.
v 2014 g. Primenenie
URL: www.Jstrf.ru/press/meeting/55/4_.
i ehnergosberezhenii. 2012. № 3.
13. Romanova V.V. Gosudarstvennoe v oblasti ehnergosberezheniya i
reguürovaniya //
2015. № 11. S. 7-12.
14. Savchenko I.I., Sidorova N.G, Sidorov D.E. I na ehlektricheskuyu i teplovuyu
ehnergiyu v Dal'nevostochnom federal'nom okruge // EHkonomicheskie nauki. № 9. 2015. S.60-63.
15. Suslov N.I. Tarify na ehlektroehnergiyu kak otrazhenie reform ehlektroehnergetiki // Region: ehkonomika i soáobgiya. 2012. № 3. S. 152-166.
16. Suyunchev M.M. Issledovanie
resars]. M 21414. 104 s. URL: ftp://ftp.repec.org/ opt/ReDIF/RePEc/rnp/ppaper/nvg157.pdf
17. Informacionnoe agentstvo Regnum. URL:
18. Sajt Minvostokrazvitiya Rossii. URL,: http://
ID=4091
19. Sajt Presnenskogo rajona goroda Moskva. URL: http://presnya.mos.ru/housing-and-communal-
11.
A.T.
i