Научная статья на тему 'Выращивание посадочного материала в комбинированных школах лесных питомников'

Выращивание посадочного материала в комбинированных школах лесных питомников Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1732
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНЫЕ ПИТОМНИКИ / ПОСАДОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / КОМБИНИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ / ЛЕСОВЫРАЩИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Крук Николай Константинович, Якимов Николай Игнатьевич, Юреня Андрей Владимирович

Изучены различные способы закладки и агротехника вытащивания посадочного материала в комбинированных школах и комбинированных школьно-посевных отделениях лесных питомников. Выявлены различия в биометрических показателях саженцев и сеянцев различных древесных видов. Проведен сравнительный анализ показателей роста посадочного материала при выращивании в открытом грунте и школьно-посевном отделении лесного питомника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Крук Николай Константинович, Якимов Николай Игнатьевич, Юреня Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выращивание посадочного материала в комбинированных школах лесных питомников»

УДК 630*232.324

Н. К. Крук, кандидат биологических наук, доцент (БГТУ);

Н. И. Якимов, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, заведующий кафедрой (БГТУ);

А. В. Юреня, кандидат сельскохозяйственных наук, старший преподаватель (БГТУ)

ВЫРАЩИВАНИЕ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА В КОМБИНИРОВАННЫХ ШКОЛАХ ЛЕСНЫХ ПИТОМНИКОВ

Изучены различные способы закладки и агротехника выращивания посадочного материала в комбинированных школах и комбинированных школьно-посевных отделениях лесных питомников. Выявлены различия в биометрических показателях саженцев и сеянцев различных древесных видов. Проведен сравнительный анализ показателей роста посадочного материала при выращивании в открытом грунте и школьно-посевном отделении лесного питомника.

Investigated different ways of bookmarks and agricultural planting material growing in combined schools and combined school-sowing forest nurseries departments. The differences in the biometric indicators saplings and seedlings of various tree species. A comparative analysis of the growth indicators of planting material for growing in open ground and school-sowing department forest nursery.

Введение. Для качественного и своевременного возобновления лесных ресурсов республики необходим посадочный материал в достаточном количестве и с хорошими наследственными свойствами. Получить его в требуемом объеме невозможно без организации высокотехнологических лесных питомников в лесхозах республики. Согласно «Программы развития лесных питомников в организациях министерства лесного хозяйства республики Беларусь на 2010-2015 годы» [1], выращивание лесного посадочного материала целесообразно сконцентрировать в постоянных лесных питомниках при полной механизации всех агротехнических мероприятий (обработка почвы, севообороты, борьба с сорной растительностью и вредителями сеянцев и саженцев, проведение уходов, внесение минеральных и органических удобрений и др.).

Агротехника выращивания посадочного материала должна основываться на хорошем знании закономерностей формирования прироста вегетативных органов растений в течение сезона, динамики накопления сухого вещества и ритма потребления элементов минерального питания, потребности их в основных элементах минерального питания, а также необходимых доз и сроков внесения используемых удобрений.

Все больше обращается внимание на применение крупного посадочного материала при производстве лесных культур, создании защитных насаждений, озеленении населенных пунктов, что требует более основательного и технологичного подхода к закладке школьных отделений питомника [2]. Особенно это актуально для комбинированных школ, предназначенных для совместного выращивания саженцев деревьев и кустарников. Использование системы применения удобрений, химических средств защиты растений, комплексной механизации на всех этапах от создания школы до выкопки по-

садочного материала позволит получать большее количество качественных саженцев в короткие сроки.

Основная часть. Технология выращивания посадочного материала в комбинированных школах включает различные операции, начиная от обработки почвы в системе севооборота и заканчивая его выкопкой и хранением. Исследования различных технологических операций, способов закладки, схем посадки комбинированных школ и влияние агротехники выращивания на качественные показатели посадочного материала проведены в лесных питомниках Логойского, Смо-левичского, Ивацевичского, Новогрудского лесхозов и Негорельского учебно-опытного лесхоза. Применение комбинированного способа, при котором одновременно в школах выращивают саженцы древесных и кустарниковых видов, позволяет более эффективно использовать площади данных питомников. При этом происходит 23 ротации саженцев кустарников за одну ротацию саженцев деревьев. Практикуется также выращивание саженцев древесных видов с разной быстротой роста, а также посадочный материал одной древесной породы с различными сроками выращивания. В междурядьях комбинированных школ выращивают сеянцы древесных и кустарниковых растений. С этой целью комбинированные школы преобразуют в школьно-посевные отделения. Комбинированные школы имеют ряд преимуществ в экологическом и экономическом отношениях. Комбинированное размещение саженцев позволяет в максимальной степени использовать почвенное плодородие и в целом увеличить рентабельность выращивания посадочного материала.

Статистический анализ полученных результатов исследования проводился по общепринятым методикам [3] с помощью статистического пакета Statistica 6.0.

Таблица 1

Характеристика саженцев в комбинированной школе питомника Логойского лесхоза

Порода Размещение Возраст, лет Высота, м Диаметр, см

средняя макси-маль-ная мини-маль-ная средний макси-маль-ный мини-маль-ный

Клен остролистый Двухрядная посадка с размещением 0,8*0,8 м в рядах и расстоянием 2,4 м между кулисами клена 6 2,20 2,80 1,30 3,0 3,6 2,4

Барбарис Тунберга Между кулисами клена 0,6*0,6 м 3 0,65 0,85 0,40 1,5 1,8 1,0

Разработано несколько схем размещения растений в комбинированных школах. Наиболее часто в лесхозах применяются схемы смешения, при которых размещение древесных видов между рядами - 2,4; 3,2; 4,0 м, а в ряду -0,5-0,8 м; для кустарников - 0,6-0,8*0,250,50 м (в зависимости от быстроты роста, срока выращивания, применяемых механизмов). Срок выращивания деревьев - 6-8 лет, кустарника - 2-3 года. Реже встречаются другие варианты с размещением деревьев между рядами 2,2 м [4, 5].

В настоящее время наиболее широкое применение получила такая схема посадки, при которой между двумя рядами древесных пород располагают три ряда кустарника. Размещение для древесных видов - 3,2*0,5-0,8 м; для кустарника - 0,8*0,25-0,80 м [5].

Примером комбинированной посадки в школе может служить посадка двухлетних сеянцев клена, которые высаживают по схеме 2,4*0,8 м, с последующей посадкой в междурядьях двухрядной ленты барбариса с шагом посадки 0,6 м (рис. 1).

Срок выращивания клена в школе - 4 года, барбариса - 2 года. Через два года после посадки саженцы барбариса выкапывают, почву дискуют и вновь высаживают по той же схеме сеянцы барбариса. Клен как порода с длительным периодом выращивания продолжает расти в рядах. По истечении еще двух лет кустарник и деревья выкапывают, а освободившуюся площадь пускают под пар. Биометрические показатели саженцев приведены в табл. 1.

Таблица 2

Характеристика саженцев в комбинированной школе питомника Логойского лесхоза

Порода Размещение Возраст, лет Высота, м Диаметр, см

средняя макси-маль-ная мини-маль-ная средний макси-маль-ный мини-маль-ный

Липа мелколистная Однорядная посадка с размещением 2,4*1,0 м 5 1,9 2,6 1,2 3,1 4,5 2,0

Чубушник венечный В междурядьях однорядная посадка 0,7*0,5 м 3 1,1 1,7 0,7 0,6 1,0 0,4

В данном случае в комбинированной школе несколько рядов клена, которые высажены в сближенных рядах со схемой посадки 0,8*0,8 м, чередуются с несколькими рядами барбариса с размещением 0,6*0,6 м.

Рис. 1. Комбинированная школа клена остролистного и барбариса Тунберга в питомнике ГЛХУ «Логойский лесхоз»

Как видно из приведенных данных, при таком способе размещения древесных видов биометрические показатели клена и барбариса достаточно высокие.

Хорошие показатели роста в лесном питомнике Логойского лесхоза имеет посадочный материал при размещении древесных видов в комбинированной школе по схеме 2,4*1,0 м и кустарника 0,7*0,5 м (табл. 2).

Уходы за высаженными в школу растениями заключаются в рыхлении почвы, прополке сорняков, поливах, подкормках и борьбе с вредителями и болезнями растений.

Рыхление почвы проводят на глубину 7-12 см культиваторами «Эгедал». Количество уходов зависит от лесорастительных условий питомника и составляет 4-5 в первый год выращивания, 3-4 - во второй год и 2-3 - в последующие годы.

При необходимости проводят поливы 2-3 раза за вегетационный период в зависимости от метеорологических условий года выращивания. Норма одновременного полива - 300-600 м3/га.

Сухие корневые подкормки обычно проводят одновременно с культивацией почвы и заделкой удобрений на глубину не менее 15 см с обязательным последующим поливом.

У саженцев лиственных пород с длительным сроком выращивания формируют штамб и крону. Обрезкой и формированием кроны обеспечивается закладка прочного скелета дерева и регулируются ростовые процессы. С учетом климатических условий Беларуси оптимальным сроком обрезки деревьев является весенний период до начала сокодвижения (март).

Кустарники, зимующие под снегом и рано начинающие вегетацию, можно обрезать под зиму. Регулирующую обрезку (удаление волчков) проводят по мере необходимости в течение вегетационного периода. При формировании кроны дерева надо стремиться к тому, чтобы она была симметричной, компактной и ажурной.

Большое значение для жизни дерева имеет высота штамба. Деревья приземистые с низкими штамбами меньше страдают от низких температур.

Кроны деревьев в зависимости от вида отличаются разным количеством боковых ветвей и их расположением. Форма кроны дерева в значительной мере зависит от наличия или отсутствия центрального побега-проводника, который хорошо виден только у молодых 57-летних деревьев.

При первой формирующей обрезке саженцев их необходимо укорачивать на 20-25 см (56 почек) выше штамба для получения в этой зоне разветвлений. В качестве скелетных следует отбирать только те ветви, у которых углы отхождения составляют не менее 40° и не более 80° (оптимально 45-65°). Необходимо постоянно следить за развитием будущих скелетных ветвей и проводить их уравнивание, обеспечивать подчинение их проводнику.

В широких междурядьях комбинированных школ можно выращивать не только мелкие са-

женцы, но и сеянцы древесных и кустарниковых растений. С этой целью комбинированные школы преобразуют в школьно-посевные отделения. Ряды саженцев в комбинированных школьно-посевных отделениях располагают через 4,5; 6,0; 7,5; 9,0 м. В широких междурядьях высевают семена древесных растений трех-, пятистрочными лентами шириной 150 см по схеме: 20(25)-20(25)-20(25)-20(25)-70(50) см.

Преимущество комбинированного выращивания сеянцев и саженцев заключается в том, что сеянцы при частичном отенении и смягченном микроклимате растут лучше. Рядовая посадка саженцев способствует равномерному распределению снега на территории школьного отделения, предохраняет почву от водной и ветровой эрозии.

Агротехнические мероприятия, проводимые при выращивании сеянцев, способствуют формированию компактной корневой системы многолетних древесных растений, что облегчает их выкопку и транспортировку. Виды уходов и формирование крон и штамбов аналогичны предыдущим школам.

С целью установления влияния совместного выращивания саженцев и сеянцев на их биометрические и качественные показатели были проведены исследования в школьно-посевном отделении питомника Негорельского учебно-опытного лесхоза. В качестве контроля были взяты посевы в открытом грунте сосны обыкновенной и ели европейской. В междурядьях саженцев дуба черешчатого шириной 3,4 м производились четырехстрочные посевы сосны и ели по схеме: 120-33-33-33-120 см.

Условия микроклимата в школьно-посевном отделении положительно повлияли на грунтовую всхожесть семян сосны и ели. Результаты исследований грунтовой всхожести представлены в табл. 3. Результаты исследований показывают, что при комбинированном выращивании среднее число всходов на 1 п. м. строки у сосны составляет 99 шт., у ели - 93 шт., против 83 и 77 шт. в открытом грунте соответственно.

Грунтовая всхожесть семян сосны обыкновенной в школьно-посевном отделении превышает всхожесть семян в открытом грунте на 19,6%, а ели европейской - на 20,9%.

Превышение показателей грунтовой всхожести объясняется более благоприятными микроклиматическими условиями в школьно-посевном отделении.

Результаты исследований роста однолетних сеянцев сосны обыкновенной и ели европейской представлены в табл. 4, а двухлетних -в табл. 5.

Таблица 4

Биометрические показатели однолетних сеянцев в школьно-посевном отделении

в условиях открытого грунта

Таблица 3

Грунтовая всхожесть семян

Наименование варианта опыта Максимальное количество всходов, шт./п. м Минимальное количество всходов, шт./п. м Среднее количество всходов, шт./ п. м и, % ¿0,95

Сосна обыкновенная

Школьно-посевное отделение 155 56 99 ± 8,6 31,3 2,01

Контроль (открытый грунт) 134 45 83 ± 8,2 35,8

Ель европейская

Школьно-посевное отделение 142 52 93 ± 7,8 30,4 1,79

Контроль (открытый грунт) 126 41 77 ± 7,7 36,5

Контроль в открытом Школьно-посевное

Наименование показателя грунте отделение ¿-критерий

М ± т и, % М ± т и, %

Сосна обыкновенная

Высота надземной части, см 5,75 ± 0,11 23,4 6,22 ± 0,11 23,8 2,88

Длина корневой системы, см 10,09 ± 0,17 21,2 10,77 ± 0,22 26,8 1,77

Толщина стволика у корневой шейки, мм 0,69 ± 0,02 8,6 0,78 ± 0,03 9,3 3,26

Ель европейская

Высота надземной части, см 5,04 ± 0,13 26,5 5,80 ± 0,15 5,0 3,18

Длина корневой системы, см 6,73 ± 0,29 31,9 7,11 ± 0,30 7,6 1,51

Толщина стволика у корневой шейки, мм 0,53 ± 0,01 20,7 0,61 ± 0,02 0,6 1,26

Из табл. 4 видно, что при одинаковой агротехнике выращивания однолетние сеянцы сосны обыкновенной в школьно-посевном отделении имеют более высокие биометрические показатели по сравнению с контролем. С доверительной вероятностью 0,95 установлено, что их средняя высота надземной части на 8%, средняя толщина стволика у корневой шейки на 13%, средняя длина корневой системы на 7% превышают аналогичные показатели роста сеянцев в открытом грунте.

Однолетние сеянцы ели европейской, выращиваемые в школьно-посевном отделении, также превышают биометрические показатели сеянцев открытого грунта. На уровне значимости 0,05 установлено, что их средняя высота надземной части на 15% превышает контроль. Средняя тол-

щина стволика у корневой шейки и средняя длина корневой системы также несколько выше, однако статистически не выявлено достоверных различий между этими величинами.

Хорошими биометрическими показателями характеризуются и двухлетние сеянцы сосны обыкновенной и ели европейской при их комбинированном выращивании с саженцами дуба черешчатого.

Как видно из табл. 5, в школьно-посевном отделении средняя высота и прирост по высоте у двухлетних сеянцев сосны составляют соответственно 15,9 и 10,0 см, у ели европейской -11,6 и 6,0 см, что превышает аналогичные показатели сеянцев в открытом грунте. Сеянцы сосны и ели в школьно-посевном отделении представлены на рис. 2.

Таблица 5

Биометрические показатели двухлетних сеянцев в школьно-посевном отделениии

в условиях открытого грунта

Условия выращивания Диаметр у корневой шейки, мм Высота сеянцев, см Прирост по высоте, см

Б ± т и, % Н ± т и, % к ± т и, %

Сосна обыкновенная

В открытом грунте 1,28 ± 0,16 8,3 15,1 ± 0,21 19,3 9,1 ± 0,14 16,3

В школьно-посевном отделении 1,40 ± 0,14 7,2 15,9 ± 0,17 17,1 10,0 ± 0,12 15,2

Ель европейская

В открытом грунте 1,14 ± 0,19 10,1 10,8 ± 0,19 17,8 5,2 ± 0,13 14,6

В школьно-посевном отделении 1,21 ± 0,17 8,8 11,6 ± 0,21 19,4 6,0 ± 0,15 16,7

б

Рис. 2. Сеянцы хвойных пород в школьно-посевном отделении: а - сосны обыкновенной; б - ели европейской

Заключение. Комбинированный способ выращивания древесных пород в школах позволяет

в максимальной степени использовать почвенное плодородие и эффективно использовать площади питомников. Наиболее часто в лесхозах применяются схемы посадки, при которых расстояние между рядами древесных видов составляет 2,4; 3,2; 4,0 м, а в ряду - 0,5-0,8 м; кустарники размещаются по схеме 0,6-0,8x0,25-0,50 м. Срок выращивания деревьев составляет 6-8 лет, кустарников - 2-3 года. В междурядьях комбинированных школ также можно выращивать и сеянцы древесных растений. С этой целью комбинированные школы преобразуют в школьно-посевные отделения, где создаются благоприятные микроклиматические условия для прорастания семян и роста сеянцев.

По сравнению с открытым грунтом всхожесть семян сосны и ели увеличивается на 1617%, средняя высота однолетних сеянцев на 815%, диаметр у корневой шейки - на 13-15%. У двухлетних сеянцев средняя высота на 5-7%, а диаметр у корневой шейки на 6-9% превышают аналогичные показатели сеянцев, растущих в открытом грунте.

Литература

1. Программа развития лесных питомников в организациях министерства лесного хозяйства Республики Беларусь на 2010-2015 годы / М-во лесного хоз-ва Респ. Беларусь. Минск. 2010. 29 с.

2. Копытков В. В. Особенности выращивания крупномерного посадочного материала хвойных пород. Труды БГТУ. Сер. I, Лесн. хоз-во. 2009. Вып. ХУП. С. 171-174.

3. Зайцев Г. Н. Математическая статистика в экспериментальной ботанике. М.: Наука, 1984. 424 с.

4. Наставление по выращиванию посадочного материала деревьев и кустарников в лесных питомниках Белоруссии / Гос. комитет СССР по лесному хоз-ву, МЛХ БССР; сост. А. И. Савченко [и др.]. Минск: Ураджай, 1986. 111 с.

5. Новосельцева А. И., Смирнов Н. А. Справочник по лесным питомникам. М.: Лесная пром-сть, 1983. 280 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 17.01.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.