Научная статья на тему 'Выработка внешней политики США во время подготовки и проведения войны в Персидском заливе (1989-1991)'

Выработка внешней политики США во время подготовки и проведения войны в Персидском заливе (1989-1991) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
726
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА США / ПЕРСИДСКАЯ ВОЙНА / КОНГРЕСС / АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Христенко Дмитрий Николаевич

В статье рассматриваются дебаты и дискуссии внутри США о политике страны на Ближнем Востоке в указанный период, отмечается возросшая роль негосударственных акторов (СМИ, мозговых центров, лобби-групп) в принятии внешнеполитических решений. В итоге делается вывод о том, что на примере войны в Персидском заливе в США происходил выбор модели по разрешению международных кризисов в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

U.S. FOREIGN POLICYMAKING DURING PREPARATION AND WAGING PERSIAN GULF WAR (1989-1991)

The article considers internal debates and discussions in the USA on the countrys policy in the Middle East during the specified period. The increased role of not-governmental actors (mass media, think tanks, lobby groups) in making foreign policy decisions is shown. As a result the author concludes that the choice of the international crises solution pattern in the future was exemplified in the Persian Gulf War.

Текст научной работы на тему «Выработка внешней политики США во время подготовки и проведения войны в Персидском заливе (1989-1991)»

УДК 94(94)«1945/... .»+327(73)

ХРИСТЕНКО Дмитрий Николаевич, аспирант кафедры всеобщей истории Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Автор 11 научных публикаций

ВЫРАБОТКА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ (1989-1991)

В статье рассматриваются дебаты и дискуссии внутри США о политике страны на Ближнем Востоке в указанный период, отмечается возросшая роль негосударственных акторов (СМИ, мозговых центров, лобби-групп) в принятии внешнеполитических решений. В итоге делается вывод о том, что на примере войны в Персидском заливе в США происходил выбор модели по разрешению международных кризисов в будущем.

Внешняя политика США, Персидская война, Конгресс, администрация президента

Война в Персидском заливе произошла в период пребывания у власти Дж. Буша-старшего. Он занял свой пост в январе 1989 года, когда Ирак рассматривался фактически как партнер США на Ближнем Востоке. Однако уже тогда развитие американо-иракских отношений нельзя было назвать однозначным. Три главных ведомства участвовавших в осуществлении внешней политики: Госдепартамент, Совет национальной безопасности (СНБ) и Министерство обороны выработали две линии взаимоотношений с Ираком - «жесткую» и «мягкую». Первой придерживалось Министерство обороны, доказывавшее, что Багдад стремиться стать главной силой в регионе и представляет угрозу государствам Персидского залива. В связи с этим на протяжении всего 1990 года Пентагон проводил военные игры и учения, основная цель которых заключалась в отработке возможных действий в случае агрессии Ирака1. Эксперты СНБ и помощник президента по национальной безопасности Б. Скоукрофт

наоборот выступали за проведение «мягкой линии» в отношении Багдада. Ее смысл заключался в том, чтобы путем экономических стимулов добиться от Ирака смягчения его позиции по ряду спорных вопросов, а также способствовать развитию двусторонних торгово-экономических отношений2. Позиция

Госдепартамента была более сложной и определялась внутренней борьбой различных отделов, в которой госсекретарь Дж. Бейкер поддержал позицию Бюро по ближневосточным и южноазиатским делам3, выступавшего за проведение «мягкой линии». Наиболее ярко противоположные позиции ведомств проявились в июле 1990 года, когда между Кувейтом и Ираком возник конфликт. В этой ситуации Министерство обороны официально объявило о готовности защитить Кувейт, а Госдепартамент и СНБ наоборот заверяли С. Хусейна в том, что США не будет занимать чью-либо сторону в межарабских спорах. Согласованная позиция последних двух ведомств и определила «мяг-

кую линию» администрации Дж. Буша-старшего в отношении Ирака.

Однако вторжение иракских войск в Кувейт 2 августа 1990 года, ставшее началом войны в Персидском заливе (1990-1991), вызвало ревизию внешней политики США. Во многом это было связано с тем, что Багдад не просто прибегнул к силе для решения разногласий, но пошел на полномасштабный захват и оккупацию Эмирата. Подобное развитие событий привело к тому, что ближневосточный конфликт перерос региональные рамки и трансформировался в открытое противостояние Багдада и Вашингтона, поскольку США расценили действия Ирака как угрозу своим национальным интересам.

Отличительной чертой войны в Персидском заливе стали напряженные дискуссии и дебаты внутри США о политике страны по отношению к Ираку и его агрессии против Кувейта. Условно можно выделить приверженцев «мягкой» и «жесткой линии», внутриполитическая борьба между которыми развивалась по нескольким главным направлениям. Во-первых, масштабные дебаты развернулись внутри администрации между различными ведомствами. К приверженцам «мягкой линии», считавшим, что основным методом противодействия Ираку должны стать экономические санкции, относились госсекретарь Дж. Бейкер и председатель ОКНШ К. Пауэлл. Совет национальной безопасности в лице Б. Скоукрофта и министр обороны Р. Чейни были сторонниками «жесткой линии» и полагали необходимым проведение военной операции против Ирака4. Именно их точку зрения поддержал президент Дж. Буш, что и определило общую позицию Белого дома.

Во-вторых, проходила ожесточенная борьба между Белым домом и Конгрессом, усиливавшаяся имевшими место внутрипартийными разногласиями. Первоначально в августе 1990 года американские законодатели, в т.ч. и члены оппозиционной Демократической партии, консолидировались с администрацией, поддержав введение полномасштабного экономического эмбарго против Ирака и отправку американских войск на защиту Саудовской Аравии. При этом

лидер демократов, сенатор Дж. Митчелл, комментируя позицию партии, заявил, что «нации важно объединиться за президентом, когда американским интересам брошен вызов»5.

Однако в течение сентября-октября 1990 года ситуация резко меняется. От взаимодействия исполнительная и законодательная ветви власти переходят к конфронтации. Члены Конгресса утверждали, что Дж. Буш перед началом военных действий в Персидском заливе должен получить их санкцию, администрация же считала подобное требование нарушением прав президента как верховного главнокомандующего. Противоречия между Белым домом и Капитолийским холмом усиливались тем, что в условиях бюджетного дефицита и огромного национального долга законодатели, не хотевшие тратить деньги налогоплательщиков, требовали от администрации добиться от союзников выделения финансовых средств на покрытие затрат, связанных с размещением войск6. Кроме того, члены Конгресса резко выступили против намерения Белого дома списать долги Египту и облегчить Турции условия торговли текстилем в качестве вознаграждения за их участие в антииракской коалиции. Законодатели доказывали, что в период экономических проблем в США подобные шаги неприемлемы7. Столь же сильной критике подверглось стремление Белого дома оказать широкомасштабную военную помощь Саудовской Аравии. Многие конгрессмены выступили против, опасаясь нарушения баланса сил в регионе и возможного использования в будущем поставленного вооружения против Израиля8.

Но наибольшего накала противоречия между Конгрессом и Белым домом по вопросу внешней политики США достигли после объявленного 8 ноября 1990 года Дж. Бушем решения о двукратном увеличении численности американских войск в Персидском заливе для придания им «наступательного военного потенциала»9 , что фактически означало подготовку армии США к началу военных действий против Ирака. Действия администрации вызвали критику значительной части членов Конгресса США, которые выступили за созыв законода-

телей на чрезвычайную сессию с целью обсуждения внешней политики США на Ближнем Востоке. Однако достичь согласия с Белым домом им не удалось, и сессия так и не была созвана.

В этих условиях председатель Комитета по делам вооруженных сил верхней палаты Конгресса сенатор-демократ Сэм Нанн с целью оказать влияние на общественное мнение США инициировал в конце ноября 1990 года проведение четырехдневных полномасштабных телевизионных слушаний по ситуации в Персидском заливе, вслед за которыми в декабре 1990 года прошли слушания в Комитете по внешним отношениям Сената США. При этом большинство выступавших на слушаниях военных, дипломатов, представителей академических кругов и «мозговых центров» доказывали, что экономические санкции, если дать им достаточное время, заставят Ирак уйти из Кувейта, позволив тем самым избежать войны10.

Столкнувшись с серьезной оппозицией внутри страны, администрация сумела эффективно использовать против нее свои внешнеполитические успехи. В конце ноября 1990 года Вашингтон сумел добиться от Совета Безопасности ООН принятия резолюции №678, в которой выдвигалось требование к Ираку добровольно уйти из Кувейта до 15 января 1991 года. В противном случае санкционировалось использование против него «всех необходимых средств», что фактически означало «зеленый свет» вооруженным действиям против Багдада11. Принятие резолюции № 678 позволило администрации полностью изменить ход дебатов внутри США. С этого времени Белый дом и его сторонники стали утверждать, что противодействие законодателей началу военной операции против Ирака будет означать не просто препятствование намерениям президента, но отказ от выполнения решений международного сообщества.

В результате в начале января 1991 года Дж. Буш согласился вынести вопрос на рассмотрение законодателей. После трехдневных дебатов 10-12 января Конгресс небольшим перевесом голосов (250 против 183 в Палате представителей и 52 против 47 в Сенате) одоб-

рил военную операцию, приняв соответствующую резолюцию о санкционировании военных действий12.

Принятие резолюции стало возможным в результате острой внутрипартийной борьбы в Демократической партии, контролировавшей в это время обе палаты Конгресса. В решающем голосовании 12 января 1991 года за принятие резолюции выступил ряд демократов - председателей комитетов нижней палаты, имевших тесные связи с президентом (глава комитета по иностранным делам Д. Фассел, председатель комитета по делам вооруженных сил Л. Аспин, глава комитета по разведке Д. Маккерди и др.), а также более половины демокра-тов-южан и демократов-евреев13, что, в общей сложности, составило свыше трети всех конг-рессменов-демократов.

Подводя итоги, отметим, что в ходе войны интенсивность дебатов и дискуссий постоянно нарастала, и сами они носили исключительно жесткий и упорный характер. Это объясняется тем, что на примере войны в Персидском заливе в США происходил выбор модели для дальнейшего разрешения кризисов. В этом смысле победа во внутриполитической борьбе приверженцев «жесткой линии» и проведение военной операции «Буря в пустыне» ознаменовали собой выбор именно силового варианта урегулирования конфликтов, что наглядно проявилось в последующие годы: в Боснии в 1993-1995 годах, Косово в 1999, в Ираке в 2003.

Внутриполитическая борьба усиливалась также тем, что в ней активное участие приняли негосударственные акторы, роль которых с этого момента резко возросла. В первую очередь это касается роли электронных масс-медиа. Наиболее наглядно это проявилось в возникновении «эффекта Си-эн-эн», когда телевизионные репортажи оказывали в ходе войны в Персидском заливе серьезное воздействие на принятие решений в американском руководстве. Как выявило исследование, влияние данного эффекта отчетливо прослеживается при принятии Белым домом решения ускорить начало наземной операции, а позднее и при прекращении военных действий14.

Активную роль в дискуссиях и дебатах в США играли также «мозговые центры», чьи сотрудники нередко участвовали в слушаниях на Капитолийском холме и выступали в открытой печати, что позволяло влиять им как на конгрессменов, так и на американское общественное мнение. Причем, как выявило исследование, «мозговые центры» занимали неоднородные позиции: эксперты «Фонда Наследие» поддерживали стремление администрации Дж. Буша-старшего к войне15, а сотрудники Института «Брукингса» и «Като» выступили против, доказывая предпочтительность санкций и дипломатии16 .

Нельзя также не отметить и деятельность лобби-групп, среди которых особую роль сыграли известная в США пиар-фирма «Хилл&-

Нолтон» и Комитет по американо-израильским общественным отношениям, чьи усилия внесли значимый вклад в решение американских законодателей санкционировать начало военных действия против Ирака17.

В результате война в Персидском заливе привела к тому, что вектор исторических событий в ближневосточном регионе повернулся не в мирное русло, а в сторону вооруженной конфронтации, наиболее ярким проявлением которой в долгосрочной перспективе стали военные вторжения США в Афганистан (2001) и Ирак (2003). Шанс построения «нового мирового порядка», провозглашенного Дж. Бушем-старшим был упущен, и на место биполярной конфронтации холодной войны пришла «плюралистическая однополярность» США18.

Примечания

I Triumph Without Victory: the Unreported History of the Persian Gulf War / by the Staff of «U.S. News and World Report». 1st ed. NY., 1992. P. 29-31.

2БушДж., Скоукрофт Б. Мир стал другим. М., 2004. С. 280; Interview with Richard Haass, National Security Council Director for Near East and South Asian Affairs. URL: http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/gulf/oral/haass/ l.html (дата обращения: 07.08.2007).

3 Sciolino E. The Outlaw State. Saddam Hussein’s Quest for Power and the GulfCrisis. NY., 1991. P. 176-177.

4 Yetiv S.A. Explaining Foreign Policy: U.S. Decision-making and the Persian Gulf War. Baltimore; London, 2004. P. 127-129.

5 Tananbaum D. President Bush, Congress and the War Powers: Panama and Persian Gulf II From Cold War to New World Order: the foreign policy of George H.W. Bush / ed. by Meena Bose and Rosanna Perotti. Westport, Connecticut; London, 2002. P. 197.

6 Crisis in the Persian Gulf: Hearing and markup before the Committee on Foreign Affairs, House of Representatives. 101st Congress. 2nd Session. September 4 and 27, October 18,1990. Washington, 1990. P. 18-19.

7 Let Us Take Another Look at Egyptian Debt Forgiveness. House of Representative. September 17,1990II Congressional record. 1990. Vol. 136. № 114. P. H7645-7646; The Persian GulfCrisis and Debt Forgiveness. Senate. September 12,1990// Congressional Record. 1990. Vol. 136. № 111. P. S12874-12875; идр.

8 Let’s Listen to Our Israeli Friends. Senate. September 12, 1990 II Congressional record. 1990. Vol. 136. № 111. P. S12855-12856;New Arms Transfers in Gulf Region Would Exacerbate Situation. House ofRepresentative. September 17, 1990// Congressional Record. 1990. Vol. 136. № 114. P. H7649.

9 The president’s News Conference on the Persian Gulf Crisis. November 8,1990II Public Papers ofthe Presidents ofthe United States: George H.W. Bush. 1990 (in two books). Book II: July 1 to December 31,1990. Washington, 1991. P. 1580— 1581.

10 Admiral Crowe William J. Give Sanctions a Chance. Testimony Before the Senate Armed Service Committee. November 28,1990 //TheGulfWar Reader: History, Documents, Opinions. N.Y., 1991. P. 234-237; U.S. Policy in the Persian Gulf: Hearing before the Comm, on Foreign Relations, U.S. Senate, 101st Congress. 2nd Session. December 4 and 5, 1990. Washington, 1991; идр.

II Наринский ММСоветскоеруководство и кризис в Персидском заливе (1990-1991 годы). Новые материалы// Новая и новейшая история. 2007. № 3. С. 89.

12 Crabb С. V., Holt P.M. Invitation to Struggle: Congress, the President, and Foreign Policy. Washington, 1992. P. 159. uBiggsJ.R., Foley T. Honor in the House: Speaker Tom Foley. Washington, 1999. P. !55;ПайосP. Военные полномочия президента и события в Персидском заливе II США: экономика, политика, идеология. 1992. № 5. С. 47.

14 Powell С. My American Journey. NY., 1995. P. 513, 520-521.

15 Kosminsky J.P Howto stop Iraq’s Saddam Hussein// Heritage Foundation. Executive Memorandum. 1990. №277.

6 August; Holmes K.R., Kosminsky J.P. How to Defeat Iraq II Op.cit. № 279.23 August.

l6HiroD. Desert Shield to Desert Storm: The Second GulfWar. London, 1992. P. 148; U.S. policy in the Persian Gulf: Hearing before the Comm, on Foreign Relations, U.S. Senate... P. 12-16.

17DrewE. Washington Prepares for War II The GulfWar Reader: History, Documents, Opinions. NY, 1991. P. 190; Lindsay J.M. Congress and the Politics ofU.S. Foreign Policy. Baltimore; London, 1994. P. 29.

18 Системная история международных отношений: в 4 т. Т. 3. События. 1945-2003 / под ред. А.Д. Богатурова. М., 2003. С. 585.

Khristenko Dmitry

U.S. FOREIGN POLICYMAKING DURING PREPARATION AND WAGING PERSIAN GULF WAR (1989-1991)

The article considers internal debates and discussions in the USA on the country’s policy in the Middle East during the specified period. The increased role of not-governmental actors (mass media, think tanks, lobby groups) in making foreign policy decisions is shown. As a result the author concludes that the choice of the international crises solution pattern in the future was exemplified in the Persian Gulf War.

Контактная информация: e-mail\ archibaldo@rambler.ru; lesli83@yandex.ru

Рецензент -Голдин В.И., доктор исторических наук, профессор, проректор по научной работе Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.