© Е.Ю. Куликова, 2014
УДК 69.035.4:65 Е.Ю. Куликова
ВЫРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДЗЕМНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Управленческие решения в сфере безопасности подземного строительства проводятся на трех системных уровнях - концептуально-оперативном, оперативном и тактическом. В выработке управленческих решений важная роль принадлежит правильному выбору модели разрешения проблемной ситуации, включающей комплекс объединенных общей целью задач. Эта модель представляет собой совокупность вербальных и формализованных задач моделирования аварийной (проблемной) ситуации, решение которых обеспечивает выбор наилучшего технологического решения при освоении подземного пространства.
Ключевые слова: безопасность, подземное строительство, аварийная (проблемная) ситуация, управленческое решение.
Выработка управленческих решений в сфере безопасности подземного строительства основывается на теории принятия решений при управлении сложными системами. Согласно этой теории разработку рассматриваемых решений целесообразно проводить на трех системных уровнях -концептуально-оперативном, оперативном и тактическом [1].
На концептуально-оперативном уровне выработка решений по управлению безопасностью подземных сооружений сводится к формулированию, обоснованию и установлению стратегических (возможных и перспективных) направлений приложения усилий, разработке замысла и определению обшей последовательности действий по освоению подземного пространства в данном районе.
На оперативном уровне, с применением научных и эвристических методов, выполняется следуюшее:
вариант I (обычные условия): анализируется принятая концепция и, с учетом принципа внешнего дополнения, вытекаюшего из теории систем,
определяется содержание мер и действий по достижению цели на том или ином определенном концепцией стратегическом направлении;
вариант II (сушественные негативные изменения ситуации, появление неблагоприятных факторов): в порядке реагирования на складываюшуюся обстановку проводится ситуационный анализ, определяется и мотивируется цель действий, вырабатывается и принимается управленческое решение.
На тактическом уровне, т.е. на уровне структурных элементов, рассматриваемой системы:
вариант I (обычные условия): с учетом принципа внешнего дополнения, цели и задач, определенных для системы более высокого уровня, формулируется и мотивируется частная цель мер и действий по обеспечению безопасности подземного строительства, уясняются стояшие задачи и выбираются и реализуются технологические приемы, обеспечиваюшие наиболее выгодное и эффективное освоение подземного пространства города;
вариант II (существенные негативные изменения ситуации, появление неблагоприятных факторов): в порядке реагирования на складывающуюся обстановку проводится ситуационный анализ, вырабатывается управленческое решение и проводятся необходимые мероприятия.
В выработке управленческих решений в сфере безопасности подземного строительства важная роль принадлежит правильному выбору модели разрешения проблемной ситуации, включающей комплекс объединенных общей целью задач, рас-четно-аналитического и информационного характера по выходу из проблемной ситуации.
По современным представлениям, эта модель есть не что иное, как совокупность взаимосвязанных вербальных и формализованных задач моделирования аварийной (проблемной) ситуации, информационной поддержки, обоснования решений, последовательное рассмотрение которых с проведением необходимых расчетно-аналитических операций обеспечивает выбор наиболее эффективной альтернативы, наилучшего решения [1].
На рис. 1 приведен комплекс задач по разрешению аварийной (проблемной) ситуации с указанием связей, объединяющих их в единое функциональное целое [2, 3].
Первоочередной и основополагающей задачей комплекса является анализ проблемы и формулирование цели.
В качестве основных элементов этой задачи целесообразно предусматривать:
- анализ и оценку ситуации и тенденций ее развития;
- вербальное описание проблемы;
- определение цели, ее вербальное и формализованное описание с указанием результатов, которые должны быть достигнуты;
- выбор иерархических ступеней и соответствующих критериев оценки результатов с возрастающей подробностью, достоверностью и точностью этой оценки, а также выбор критерия (критериев) эффективности мер и действий по достижению поставленной цели.
Задача выбора путей выхода из аварийной (проблемной) ситуации непосредственно связана с первой задачей. Направления ее реализации вытекают из результатов и выводов, полученных при анализе отказов или аварий в подземном строительстве и определении цели предстоящих мер и действий по обеспечению безопасности.
К числу наиболее важных элементов этой задачи следует отнести:
- выявление и анализ управляемых и неуправляемых факторов, которые оказывают существенное влияние на ситуацию и ее развитие в нужном направлении;
- формирование представлений о генезисе процесса выхода из проблемной ситуации, определение параметров, путей и способов многофакторного анализа в интересах наиболее целесообразного решения задачи;
- выбор форм и способов оценки результатов мер и действий по преодолению проблемной ситуации, построение вербальной концепции и формализованной (математической) модели оценки этих результатов.
Задача информационно-интеллектуальной поддержки управленческого процесса на стадии оценки ситуации и формирования решения должна включать:
Рис. 1. Комплекс задач по разрешению проблемной ситуации
Я
ЗАДАЧА АНАЛИЗА ПРОБЛЕМЫ И ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛИ
Задача выбора путей выхода из проблемной ситуации
Задача информационно-интеллектуального множества альтернативных вариантов выхода из проблемной ситуации
Задача прогнозирования обстановки и ее развития,
наиболее важных показателей, временных и других параметров процесса
разрешения проблемной ситуации и его результатов
_^_
Задача формирования представительного множества альтернативных вариантов выхода из проблемной ситуации
Задача выбора наиболее приемлемой и результативной альтернативы и принятие управленческого решения
__
ЗАДАЧА ОЦЕНКИ АПРИОРНОЙ И АПОСТЕРИОРНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЯ, АНАЛИЗА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ, ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВЫВОДОВ И ВНЕСЕНИЯ НЕОБХОДИМЫХ КОРРЕКТУР В ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ
- определение содержания и объема необходимой входной и выходной информации, а также структурно-функциональной схемы информационных и командных каналов;
- разработка и обоснование требований к информации по оперативности, достоверности и точности;
- выбор способов получения, обработки и представления информации;
- формирование базы данных и базы знаний, включающих расчетно-аналитические модели, методики, формализованные закономерности, правила и т.п., которые обеспечивают возможность решения задач по информационно-интеллектуальной поддержке деятельности органа управления;
- разработка организационно-функциональной структуры процесса информационно-интеллектуальной поддержки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гарбер В.А. Метрополитен: долговечность тоннельных конструкций в условиях эксплуатации и городского строительства. -М.: ННИЦ «Тоннели и метрополитены». АО ЦНИИС, 1998. - 172 с.
2. Куликова Е.Ю. Методология обеспечения экологической безопасности при освоении подземного пространства городов. -Научные школы Московского государствен-
ного горного университета. - Том 1. - М.: Изд-во МГГУ, 2008. - С. 273-281
3. Куликова Е.Ю. Управление экологической безопасностью городов на основе анализа рисков. - Материалы конф. «Экологическая безопасность городов юга России и рацион. природопольз.», Ростов-на-Дону, Новошахтинск. - 18-19 октября, 2006. -Изд. РАЕН, 2006. С. 167-172. \ГШ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Куликова Елена Юрьевна - профессор, доктор технических наук, Московский государственный горный университет, Moscow State Mining University, Russia, [email protected]
UDC 69.035.4:65
MAKING OF ADMINISTRATIVE DECISIONS IN THE FIELD OF SAFETY
OF UNDERGROUND BUILDING
E.Yu. Kulikova, Doctor of Technical Sciences, Professor,
Moscow State Mining University, Russia, [email protected]
Administrative decisions in the field of safety of underground building are conducted on three system levels - conceptually-operative, operative and tactical. An important role in making management decision belongs to the correct model resolution of the problem situation, including problems, united by a common purpose.
This model is a combination of verbal and formal modeling tasks of hazard (problem) situation, the solution of which provides a selection of the best technological solutions for the development of underground space. Key words: safety, underground building, emergency (problem) situation, administrative decision.
REFERENCES
1. Garber V.A. Metro: durability of tunnel structures in service and urban construction. - Moscow: CNRS" Tunnels and subways. "AO CNIIS, 1998. - 172 p.
2. Kulikova E.J. Methodology for environmental safety during the development of underground space of cities. - Schools of the Moscow State Mining University. - Volume 1. - Moscow: Publishing House of Moscow State Mining University, 2008. - S. 273-281.
3. Kulikova E.J. Office of Environmental Safety cities on the basis of risk analysis. - Materials Conf. "Environmentally friendly cities in the south of Russia and diet. nature management.", Rostov- on-Don, Novoshahtinsk. - October 18-19, 2006. - Ed. Academy of Natural Sciences, 2006. P.167 - 172.
A