Научная статья на тему 'ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ - ГЛАВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО СТРАНЫ'

ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ - ГЛАВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ПРОГРЕСС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лехтянская Лариса Владимировна, Заярная Ирина Александровна

Выпускники ВУЗов - главный потенциал будущего страны. На знания и энергию молодого поколения будут ориентированы новые открытия в области науки и техники, подъём производства и новые технологии. Дать возможность молодому поколению с высшим образованием мощный старт в будущее - главная задача ВУЗов. Образовательные технологии, используемые высшей школой, позволяют выпускникам быстро ориентироваться в развивающемся мире высоких технологий и процессах, протекающих в экономической сфере. Уровень образования молодёжи стремительно растёт, что позволяет быстрее включаться в производственный процесс, осваивать наукоёмкие технологии. Подготовка высокообразованных специалистов - главная задача ВУЗа. Программы ВУЗа соответствуют новым требованиям времени. Студенты разрабатывают проекты, работают с преподавателями над решением важных задач науки, участвуют в конференциях, предлагая свои уникальные разработки. Знания, оптимизм и уверенность в себе позволяют выпускникам ВУЗов найти достойное применение на рынке труда. В статье раскрывается сущность проблемы трудоустройства выпускников ВУЗа, пути оптимального решения этой проблемы, проведён анализ действующих предприятий города Находки с точки зрения возможностей трудоустройства выпускников. Автор уделяет внимание востребованным профессиям на рынке труда города. В статье автор показывает перспективы развития рабочих мест, а именно, строительство завода по производству минеральных удобрений, как одному из возможных вариантов решения вопроса по снижению уровня безработицы в городе Находке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY GRADUATES ARE THE MAIN POTENTIAL OF A FUTURE COUNTRY

Graduates of universities are the main potential of the country of the future. The knowledge and energy of the younger generation will be focused on new discoveries in the field of science and technology, the rise of production and new technologies. To give the young generation with higher education a powerful start into the future is our main task. Educational technologies used in higher education allow graduates to quickly navigate the developing world of high technologies and processes taking place in the economic sphere. The level of education of young people is growing rapidly, which makes it possible to quickly engage in the production process, master high-tech technologies. To be good specialists - this task is completely solved in the university.Already, students are developing projects, working with teachers to solve important problems of science, participating in conferences, offering their unique solutions. Knowledge, optimism and self-confidence allow university graduates to find a worthy application in the labor market. The article reveals the essence of the problem of employment of university graduates, the ways of optimal solution of this problem, plans for improving the teaching system in universities, improving the quality of education, skills and abilities. Demonstrating a plan for building a plant for the production of mineral fertilizers as one of the ways to solve the problem of the city of Nakhodka.

Текст научной работы на тему «ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ - ГЛАВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО СТРАНЫ»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ЛЕХТЯНСКАЯ Лариса Владимировна и другие ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ - главный потенциал ...

vnií S^S r-ч [©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 JJI.JJO |(сс) (JjCs) Irhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI* 10 26140/anie-2021-1002-0042 lfcde^:^Mhttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ - ГЛАВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО СТРАНЫ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 1523-1920 AuthorID:740395 ORCID: 0000-0002-0030-9775

ЛЕХТЯНСКАЯ Лариса Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», научный сотрудник отдела учебно-воспитательной и научной работы Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находка (692900, Россия, Находка, улица Озёрная, 2, e-mail: [email protected])

SPIN: 9653-7020 AuthorID: 773481 ResearcherID: C-9099-2018 ORCID: 0000-0003-3524-9837

ЗАЯРНАЯ Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры

«Экономика, финансы и менеджмент» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, филиал г. Новороссийск (353907, Россия, Новороссийск, улица Видова, 56, e-mail: [email protected]) Аннотация. Выпускники ВУЗов - главный потенциал будущего страны. На знания и энергию молодого поколения будут ориентированы новые открытия в области науки и техники, подъём производства и новые технологии. Дать возможность молодому поколению с высшим образованием мощный старт в будущее - главная задача ВУЗов. Образовательные технологии, используемые высшей школой, позволяют выпускникам быстро ориентироваться в развивающемся мире высоких технологий и процессах, протекающих в экономической сфере. Уровень образования молодёжи стремительно растёт, что позволяет быстрее включаться в производственный процесс, осваивать наукоёмкие технологии. Подготовка высокообразованных специалистов - главная задача ВУЗа. Программы ВУЗа соответствуют новым требованиям времени. Студенты разрабатывают проекты, работают с преподавателями над решением важных задач науки, участвуют в конференциях, предлагая свои уникальные разработки. Знания, оптимизм и уверенность в себе позволяют выпускникам ВУЗов найти достойное применение на рынке труда. В статье раскрывается сущность проблемы трудоустройства выпускников ВУЗа, пути оптимального решения этой проблемы, проведён анализ действующих предприятий города Находки с точки зрения возможностей трудоустройства выпускников. Автор уделяет внимание востребованным профессиям на рынке труда города. В статье автор показывает перспективы развития рабочих мест, а именно, строительство завода по производству минеральных удобрений, как одному из возможных вариантов решения вопроса по снижению уровня безработицы в городе Находке.

Ключевые слова: рынок труда, трудоустройство выпускников, высококвалифицированные специалисты, перспективы молодых специалистов, проектная деятельность, технологические процессы, прогресс, качество образования, навыки, умения, профессионализм.

UNIVERSITY GRADUATES ARE THE MAIN POTENTIAL OF A FUTURE COUNTRY

© The Author(s) 2021

LEKTYANskAYA Larisa Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State and Socio-Economic Disciplines, Researcher of the Department of Educational and Educational and Scientific Work Vladivostok State University of Economics and Service, branch in Nakhodka (692900, Russia, Nakhodka, Ozernaya street, 2, e-mail: [email protected]) ZAYARNAYA Irina Aleksandrovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor

of the Department of Economics, Finance and Management Financial University under the Government of the Russian Federation, Novorossiysk Branch (353907, Russia, Novorossiysk, Vidova street, 56, e-mail: [email protected]) Abstract. Graduates of universities are the main potential of the country of the future. The knowledge and energy of the younger generation will be focused on new discoveries in the field of science and technology, the rise of production and new technologies. To give the young generation with higher education a powerful start into the future is our main task. Educational technologies used in higher education allow graduates to quickly navigate the developing world of high technologies and processes taking place in the economic sphere. The level of education of young people is growing rapidly, which makes it possible to quickly engage in the production process, master high-tech technologies. To be good specialists - this task is completely solved in the university. Already, students are developing projects, working with teachers to solve important problems of science, participating in conferences, offering their unique solutions. Knowledge, optimism and self-confidence allow university graduates to find a worthy application in the labor market. The article reveals the essence of the problem of employment of university graduates, the ways of optimal solution of this problem, plans for improving the teaching system in universities, improving the quality of education, skills and abilities. Demonstrating a plan for building a plant for the production of mineral fertilizers as one of the ways to solve the problem of the city of Nakhodka.

Keywords: labor market, employment of graduates, highly qualified specialists, prospects for young specialists, project activities, technological processes, progress, quality of education, skills, abilities, professionalism.

ВВЕДЕНИЕ

В процессе формирования рыночных отношений интерес к высококвалифицированным специалистам существенно повысился, что связано с тенденциями развития технологических предприятий с инновационными механизмами, с наукой, ориентируемой на производстве точных и достоверных знаний об окружающем мире. Бюджетные средства, выделяемые государством на развитие сферы образования, используются с большой

эффективностью, что позволяет формировать новые кадры, обучать новых специалистов, что, в конечном итоге, приводит к усилению позиции трудоустройства на рынке труда [1].

Внимание государственных органов власти, коммерческих и государственных организаций на сферу образования не перестает возрастать. Баланс между спросом со стороны работодателя на определенные профессии и предложением выпускников ВУЗа с точностью не опре-

225

ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 080000, 080001, 080005, 080010, 080012, 080013, 080014

LEKTYANSKAYA Larisa Vladimirovna and others UNIVERSITY GRADUATES ARE THE MAIN POTENTIAL ..

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

делён. Молодые специалисты готовы к преодолению трудностей в сфере трудоустройства, для этого повышают свои навыки, которые дают возможность повысить их социальную роль в обществе, достигнуть финансовой независимости. Целеустремлённых, готовых работать над собой выпускников ждёт работодатель [2].

Разные аспекты трудоустройства выпускников рассматриваются в статьях учёных. Г.В.Лаврентьев, Н.А.Лаврентьева, Н.А. Неудахина в своей работе «Конкурентоспособность будущего специалиста, как показатель качества вузовской подготовки» рассматривают систему высшего образования с позиции её функционирования, как экономическую категорию. Где неизменны такие категории как рынок, спрос, товар, конкуренция, конкурентоспособность. Демонстрируют взаимосвязи представленных понятий относительно выпускника, будущего специалиста. В их работе рассматривается вопрос о том, что разнообразные потребности рыночной экономики интересуют интеллектуальное, физическое, нравственное развитие и саморазвитие личности, а также потребности отдельных организаций в высококвалифицированных специалистах, в использовании научного, технического, культурного потенциала выпускника. Высшие учебные заведения направлены на решение этих вопросов. Но стоит обратить внимание, что удовлетворение данных потребностей возможно при наличии у ВУЗа преподавательского потенциала, научной, информационной, методической базы. Рассматривают критерии, которыми должен соответствовать ВУЗ. Одним из важных критериев, по мнению учёных, является выпускаемый продукт, т.е выпускник, будущий специалист [3].

В работе А. А. Борисовой и А. Ю. Тимофеевой «Конкурентоспособность выпускников ВУЗов: факторы - детерминанты и методика диагностики» авторы рассматривают теоретико - прикладные подходы для диагностики выпускников и их конкурентоспособности. Обосновывают необходимость расширить описываемые подходы. Ими предложена методика оценки, основа которой - принципы актуализации профессионального потенциала и оценки отдачи ресурсного обеспечения, его формирования в условиях конкретного рынка труда. Авторы указывают на значимые факторы, и определяют силу связи с результирующей величиной - уровнем конкурентоспособности при разных типах закрепления выпускника на рынке [4].

Актуальность исследования обоснована, тем, что трудоустройство молодого поколения с высшим образованием является одним из важных на начальном этапе становления профессиональной деятельности. Насколько сразу выпускник точно выберет место работы, сможет реализовать свой профессиональный потенциал, зависит многое, а именно, приобретет ли город, регион, край грамотного специалиста, способного решать вопросы не только своего предприятия, но и актуальные вопросы развития отрасли в целом.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью исследования является рынок труда города Находки, для решения вопросов трудоустройства выпускников ВУЗов. Рассмотрены факторы, влияющие на трудоустройство. Используемые методики преподавания, которые применяются в ВУЗе для совершенствования качества подготовки высококвалифицированных специалистов.

В работе использованы методы анализа, сравнения, синтеза для обработки и описания полученных в процессе исследования данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Находка - южный город на Востоке страны. Образует один из самых крупных транспортных узлов России на Тихом океане, является портовым городом с развитой инфраструктурой. Город соединен с Транссибирской магистралью. Экономика города - это портово - транспортная сфера, рыбопереработка, рыболовство и перера-

ботка грузов. Свободная экономическая зона, созданная в городе в 1990 году, способствовала открытию более 110 совместных предприятий. В 2009 году было образовано предприятие «Спецморнефтепорт Козьмино». Следующим этапом экономического развития города явился проект создания нефтехимической промышленности. Это дало бы возможность обеспечения рабочими местами большой части населения, в том числе выпускников ВУЗов, и экономика города стала не так зависима от порта. По статистике 2020 года численность населения составляет 145 159 человек. Назовём предприятия, которые обеспечивают жителям рабочие места. «Находкинский морской торговый порт» - вид деятельности - экспорт чёрных металлов, каменного угля. «Находкинский морской рыбный порт» занимается перевалкой сухих грузов, а так же переработкой рыбы. «Находкинский судоремонтный завод» и «Приморский завод» ведут перевалку каменного угля на причалах. В бухте Новицкого - нефтеналивной терминал. «Спецморнефтепорт Козьмино» занимается отгрузкой сырой нефти; «Восточная стивидорная компания»- крупнейший на Дальнем Востоке контейнерный терминал. «Роснефть» - компания, которая ведёт подготовку строительства нефтехимического завода мощностью 10 млн. тонн в год. Терминалы Восточного порта расположены в незамерзающей бухте Врангеля залива Находка. В этом порту работают 8 стивидоров, в их числе компания «Восточный порт», которая занимается перевалкой каменного угля. В городе функционируют крупные торговые центры: «ГУМ», «Тихоокеанский», «5+» , строительный супермаркет «ДальТоргСервис», «В-лазер» и «Сити Центр»,«КАНТ», торговый двор «Купеческий». Географическое положение диктует свои условия и легче найти работу людям с морскими профессиями. Часть жителей города работают в портах докерами, стропальщиками, крановщиками. Через порты города проходят большие потоки различных грузов, востребованы люди со специальностями, связанными с грузооборотом и логистикой. Регион насыщен большим количеством автомобилей, поэтому нужными здесь являются специалисты по ремонту автотранспорта. Востребованы специалисты таможенной службы.

Рассмотрим, какие учебные заведения обеспечивают город специалистами с высшим образованием. В городе 3 высших учебных заведения: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Дальневосточный федеральный университет, Дальневосточный государственный технический рыбо-хозяйственный университет. Уровень трудоустройства выпускников в городе Находке постоянно колеблется в связи с нацеленностью выпускников найти более высокий уровень оплаты труда, что вызывает переезд в соседние города с высоким уровнем трудоустройства. Для выпускников перспективным направлением на данной территории является специальность «рыбное хозяйство», что связано с развитием производственных возможностей существующих предприятий, с повышением внимания молодых специалистов к рыбной отрасли. В ближайшем будущем спрос на умение специалистов использовать информационные технологии, на сферу управления и менеджмента будет стремительно возрастать, в связи со строительством, и дальнейшей эксплуатацией Находкинского завода минеральных удобрений»^]. По прогнозам, завод создаст около 1500 рабочих мест. Для этого уже сейчас руководство предприятия заключает договоры на обучение будущих специалистов в вузах края. Так, администрация Находки заключила соглашение между АО «НЗМУ» и ВГУЭС о целевой подготовке кадров. Обучение студентов пройдет на базе филиала ВГУЭС в г. Находка. Первый набор студентов планируется уже в 2021 году. После окончания учебы всем выпускникам гарантируется трудоустройство на НЗМУ [6]. Решительность, заинтересованность в совместной деятельности, коммуникабельность,

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

ЛЕХТЯНСКАЯ Лариса Владимировна и другие ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ - главный потенциал ...

волевой характер, гибкость ума, креативность, нестандартное мышление и видение - это те качества выпускника, которые будут являться визитной карточкой при трудоустройстве.

Важным в обеспечении своего благополучного будущего, для того, чтобы повысить шанс на трудоустройство, будущий студент имеет возможность быть частью команды предприятия, где он два раза в год проходит практику.

Активно принимать участие в разработке, анализе и демонстрации проектов, в предоставлении информации, таблиц, графиков, в изучении конкурентной среды, в желании создать конкурентное преимущество перед другими крупными компаниями. Всё это представляет собой жизненную необходимость для организации, стержень его экономического развития.

Плавное участие студента в деятельности организации создаёт интерес со стороны работодателя. Если студент готов выполнять работу ответственно, вдумчиво и аккуратно, то это повысит степень заинтересованности в нём работодателя.

Приятная атмосфера в кругу коллектива, дружеские отношения и мотивация, стремление развивать финансовую сторону организации - фактически создаст шанс на трудоустройство.

В период обучения студенты, заинтересованные в своей профессии, могут посещать, как открытые веби-нары, где они могут получить нужную информацию о выбранной деятельности, так и закрытые, посвященные более детальному рассмотрению профессии. Студент может получить ценные для себя советы и рекомендации специалистов. Важно осознать, что расширение кругозора находится в прямой пропорциональности от предложений, которые выпускник ВУЗа сможет получить на рынке труда.

Министерство образования России пересматривает стандарты обучения студентов ВУЗов, предполагает переход к более совершенной модели преподавания, с целью повышения навыков и умений, способных привести к высокому уровню мобильности среди выпускников высших учебных заведений [6].

Такие навыки будут формироваться с момента поступления, в рамках образовательного процесса, а их развитие - в процессе трудовой деятельности, протекающей на протяжении долгих лет.

Это позволит воспитать личность, заинтересованную в карьерном росте, в самостоятельном построении своей финансовой независимости.

Опыт трудоустройства зарубежных стран разнится с Российской Федерацией. Например, в Германии, на государственном уровне осуществляются профориентаци-онные, обучающие функции, активно помогающие еще до поступления в ВУЗ определиться с родом будущей профессии, раскрыть предпочтения и желания учащихся, чтобы в дальнейшей перспективе предотвратить нежелание трудиться, безответственное отношение к собственному будущему.

Школьники исследуют свои профессиональные навыки в таких сферах, как услуги и социальные профессии, технические и ремесленные профессии. Переход от школьных знаний к профессиональной ориентации, обучению. Перспективными областями применения являются:

- систематизация профессиональной и вузовской ориентации: проводятся особо выстроенные стандартные мероприятия, носящие обязательный характер прохождения;

- реорганизация системы перехода «школа - профессия»: оптимизация и систематизация многообразия образовательных предложений в переходном периоде; заключаются соглашения о последующих шагах;

- повышение привлекательности дуального образования: заинтересованность в дуальной системе образования; достижение профессионального и карьерного ро-

ста посредством дуального образования. Об этом свидетельствует статья кандидата психологических наук И.А. Килиной, которая принимала участие в 2019 году в образовательной поездке «Профессиональная ориентация» с целью исследования системы образования Германии и особых аспектов [7]. Аналогичные функции выполняют ВУЗы в странах, входящих в состав Европейского союза: Франция, Чехия, Польша, также ВУЗы стран СНГ.

Опыт трудоустройства на рынке труда студентов США показывает, что при государстве существует система помощи при поиске работы, центры занятости, задача которых заключается в поиске оптимальных рабочих условий, способных удовлетворить потребности работника.[8]. Примечательно, что отличие центров занятости в американских ВУЗах заключается в том, что государство абсолютно не вмешивается в их работу, тем самым повышая компетентность, самостоятельность, ответственность в выборе профессии выпускников, которые смогут гибко реагировать на стремительно изменяющиеся экономические условия, условия востребованности трудовых ресурсов, на уровень престижности и коэффициент оплаты труда[9-15].

ВЫВОДЫ

При выборе будущей профессии, человеку необходимо отслеживать динамику спроса и предложения на рынке труда, что позволит успешно найти подходящую работу [16]. За 4 года обучения социально-экономическая ситуация в стране может существенно разниться с предыдущими годами, что может осложнить или, наоборот улучшить вопрос трудоустройства выпускника ВУЗа. Поэтому необходимо формировать профессионально мобильного выпускника, что позволит постепенно преодолеть проблему трудоустройства, как на локальном уровне, так и на уровне государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. URL//https://ru.shhikipedia.org/shhiki/%D0%9D%D0%B0%D1% 83%D0%BA%D0%B0 (data obrashhenija 23.09.20)

2. URL//https://cyberleninka.ru/article/n/trudoustroystvo-vypusk-nikov-vuzov-problemy-i-puti-ih-reshenija/vieshher (data obrashhenija 23.09.20)

3. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.А., Неудахина Н.А., Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (часть 2).Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества вузовской полготовки, URL//http:// www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch7/glava_7_1.html (дата обращения 19.02.2021)

4. ТимофееваА.Ю., БорисоваА.А., 2014г. Конкурентоспособность выпускников ВУЗов: факторы - детерминанты и методика диагностики, Ж.: Университетское управление: практика и анализ, 2014г.С.89-101 URL//file:///C:/Users/User/Downloads/konkurentosposobnost-vypusknikov-vuzov-faktory-determinanty-i-metodika-diagnostiki.pdf (дата обращения19.02.2021)

5. URL https://shhshhshh.rbc.ru/society/17/06/2019/5d073be-99a794764e4ce4a7c (дата обращения 23.09.20)

6. URL//https://primamedia.ru/neshhs/437236/?from=37 (дата обращения 23.09.20)

7. URL// https://primorsky.ru/neshhs/224310/ (дата обращения 23.09.20)

8. URL//https://cyberleninka.ru/article/n/nemetskaja-sistema-pro-fessionalnoy-orientatsii-obuchajuschihsja/vieshher (дата обращения 23.09.20)

9. Винокуров М.А. Братищенко Д.В. Развитие взаимодействия вузасработодателямикакфакторповышенияконкурентоспособности выпускников, Известия Иркутской государственной экономической академии, №6, 2012г URL//https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vzai-modeystviya-vuza-s-rabotodatelyami-kak-faktor-povysheniya-konkurentos-posobnosti-vypusknikov/viewer

10. Назарова О.М., Гарькин И.Н., Антошкин Д.И., Ураев А.О., Девина Л.Р. Организация трудоустройства выпускников направления "Техносферная безопасность" на предприятия агропромышленного сектора // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2019. Т. 8. № 2 (46). С. 198-201.

11. Селиверстова И.В. Трудоустройство выпускников СПО: в чем специфика? //Научный вектор Балкан. 2020. Т. 4. № 4 (10). С. 24-30.

12. Маслюкова Е.В., Маскаев А.И. Восприятие государственной политики в области занятости молодежи в контексте прекаризации выпускников // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14. № 4. С. 771-782.

13. Созаев К.Г. Проблемы трудоустройства выпускников вузов на рынке труда РСО-Алания //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 357-361.

14. Иванова Т.Н., Петров Д.С., Левина А.П., Горбачева Н.Б. Теоретические подходы к формированию профессиональной

ГРНТИ: 060000, 820000; ВАК: 080000, 080001, 080005, 080010, 080012, 080013, 080014

227

LEKTYANSKAYA Larisa Vladimirovna and others UNIVERSITY GRADUATES ARE THE MAIN POTENTIAL ..

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

социализации выпускников вузов: ситуационный и культурологический типы // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 277-280.

15. Иванова Т.Н., Кудряшова В.Е. Интернет-пространство как инновационный мобильный ресурс трудоустройства молодежи // Revista ¡tiinftficá progresiva. 2020. Т. 3. № 2 (4). С. 13-15.

16. Меренков, А.В. Профессиональное самоопределение выпускников вузов в условиях интеллектуального колониализма / Интеллектуальный колониализм на глобальном образовательном рынке : монография / ред. С.А. Шаронова, Н.В. Трубникова. — М.: РУДН, 2017. - с. 178-205.

Статья поступила в редакцию 24.02.2021 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.