Научная статья на тему 'Выпускник университета элита рынка рабочей силы реального сектора экономики?'

Выпускник университета элита рынка рабочей силы реального сектора экономики? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
199
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ELITE / HIGH VOCATIONAL TRAINING / REAL SECTOR OF THE ECONOMY / COMPETITIVENESS / DEMOGRAPHIC SITUATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алексеев Г. В., Боровков М. И., Дмитриченко М. И.

В статье проанализирована ситуация с реформированием высшего профессионального образования в современной России. В статье предложена трактовка понятия «элита». Раскрыто содержание российских материальных факторов и показано место России в современном мире на основе сформированных рейтингов. Вскрыты причины, тормозящие модернизацию страны. Дана характеристика роли российской элиты в обновлении имиджа России. Представлены конкретные предложения к улучшению социального климата в обществе и высшем профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GRADUATE OF THE UNIVERSITY ELITE LABOUR MARKET OF THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY?1St. Petersburg state University of Economics (SPbSEU)

The article analyzes the situation with the reform of higher professional education in modern Russia. The paper proposed the concept of «elite». Contents of Russian material factors and the place of Russia in the modern world based on ratings. Opened the reasons that impede the country's modernisation. The characteristic of the role of the Russian elite in the renewal of Russia's image. Presents concrete proposals to improve the social climate in the society and higher professional education.

Текст научной работы на тему «Выпускник университета элита рынка рабочей силы реального сектора экономики?»

УДК 378.14

ВЫПУСКНИК УНИВЕРСИТЕТА - ЭЛИТА РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ?

Г.В.Алексеев1, М.И.Боровков2, М.И.Дмитриченко3

1 3

, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ),

191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21; 2Санкт-Петербургский филиал Российского нового университета (СПбФ РосНОУ), 198015, Санкт-Петербург, ул.Курляндская, 5.

В статье проанализирована ситуация с реформированием высшего профессионального образования в современной России. В статье предложена трактовка понятия «элита». Раскрыто содержание российских материальных факторов и показано место России в современном мире на основе сформированных рейтингов. Вскрыты причины, тормозящие модернизацию страны. Дана характеристика роли российской элиты в обновлении имиджа России. Представлены конкретные предложения к улучшению социального климата в обществе и высшем профессиональном образовании.

Ключевые слова: элита, высшее профессиональное образование, реальный сектор экономики, конкурентоспособность, демографическая ситуация.

THE GRADUATE OF THE UNIVERSITY - ELITE LABOUR MARKET OF THE REAL

SECTOR OF THE ECONOMY?

G.V.Alekseev, M.I.Borovkov, M.I.D mitrichenko

St. Petersburg state University of Economics (SPbSEU), 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya street, 21.

St-Petersburg branch of the Russian new university, 198015, Saintpetersburg, str.Kurlyandskaya, 5.

The article analyzes the situation with the reform of higher professional education in modern Russia. The paper proposed the concept of «elite». Contents of Russian material factors and the place of Russia in the modern world based on ratings. Opened the reasons that impede the country's modernisation. The characteristic of the role of the Russian elite in the renewal of Russia's image. Presents concrete proposals to improve the social climate in the society and higher professional education.

The Keywords: elite, high vocational training, real sector of the economy, competitiveness, demographic situation.

Последние нормативные акты в сфере высшего профессионального образования, в частности Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования", вводящий в обиход понятия «прикладной бакалавр» и «академический бакалавр» при первом прочтении ставят в тупик. Создается впечатление, что университетам, призванным производить «элиту» рабочей силы для реального сектора экономики, отводится некая роль «буриданова осла», которые могут оказаться на грани закрытия пытаясь освоить и то, и другое. Например, для направления подготовки 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания предполагается подготовка выпускников 2-х квалификаций «Академический бакалавр» и «Прикладной бакалавр». Что делать преподавателю: следить за новыми рецептами поварских книг или постигать тонкости нанотехнологии молекулярного питания?

И под какие лабораторные работы готовить оборудование?

Для обсуждения обозначенной в названии темы необходимо обратиться к энциклопедическим изданиям и использовать приведенные в них определения «элита».

С. И. Ожегов в Словаре русского языка, характеризуя слово «элита», на первое место поставил смысл элиты, относящийся к лучшим растениям, семенам или животным, по своим качествам наиболее пригодным для разведения, воспроизводства. Второй смысл, значение слова «элита» заключается в том, что это лучшие представители какой-нибудь части общества, группировки [1 - 3].

В Энциклопедическом политологическом словаре представлена статья, посвященная политической элите. Изначально под элитой понимается лучшее, отборное, избранное. Элита - основная категория элитарных теорий, постулирующих, что естественными, необходимыми составными частями любой социальной структуры является высший, привилегирован-

ный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры. В понимании сущности элиты наиболее распространены следующие определения элиты:

а) люди, получившие наивысший индекс в области их деятельности;

в) люди, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством;

г) люди, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности;

д) люди, обладающие позициями власти, определяющие социальную жизнь;

е) люди, имеющие наибольшее влияние;

ж) люди, ведущие специалисты в своих областях деятельности [4 - 6].

Опубликовано значительное количество материалов, свидетельствующих о далеко не профессиональной направленности средств на разработку приоритетных научных исследований, привлечение молодых, талантливых ученых в научную сферу, университетское образование.

В 90-е годы XX в. «утечка умов» из России носила обвальный характер. По мнению многих экспертов, страну покинули 70-80% математиков, 50% физиков-теоретиков - наиболее талантливых, работавших на мировом уровне. Уехали из страны многие учёные, работавшие в области фундаментальных наук и военно-промышленного комплекса России. К сожалению, данный процесс коснулся и подготовки будущих отечественных инженеров. В 90-е годы только из числа работавших в МГУ преподавателей (от профессоров до ассистентов) выехало около 20%. Опросы студентов-выпускников ведущих технических вузов России, проведённых в конце 1990-х годов, показали, что более 50% из них желали эмигрировать, а 10 - 12% уже имели конкретные предложения для работы за пределами страны. Данная тенденция в меньшей степени, но продолжает сохраняться [7 - 9].

Аналитический центр Ю. Левады в середине этого десятилетия провел исследование с целью выявления среди отечественных политиков самого ценного, самого честного, самого жизненного, самого хозяйственного и самого богатого. Выяснилось, что, по мнению опрошенных россиян, самым умным (47%) и самым честным (37%) является В. Путин. В номинации самого жизнерадостного победил В. Жириновский (59%). Ю. Лужков, по мнению опрошенных россиян, является самым хозяйственным (37%). В свою очередь, Р. Абрамович представляется россиянам самым богатым (30%) [10].

Эффективность функционирования государства зависит от многих факторов, но к числу определяющих, несомненно, относится количество экономистов и управленцев. По дан-

ным Росстата, число чиновников России за период с 1996 по 2006 г. увеличилось почти на 50% с 1,929 млн человек в 1996 г. до 1,5772 млн в 2006 г. (а в 1991 г. Их было 716,4 тыс. человек). Связана ли данная динамика увеличения численности российских чиновников с улучшением работы государственных структур? Ответ очевиден.

Обратим внимание на отечественную, элиту, соотношение качеств элиты, ее доходов и доходов россиян. Статистики, считая доходы россиян, не учитывают дивиденды миллиардеров, а потому средняя зарплата по России немногим выше 14 тыс. руб. Выходит, что в день рядовой россиянин зарабатывает около 500 руб. А вот Олег Дерипаска увеличил состояние до 40 млрд долл., зарабатывая в течение прошлого года по 50 млн долл. в день! Только за 2007 г. в России прибавилось 40 «долларовых» миллиардеров (в 2006 г. - 61 человек, в 2008 г. - 101). Такого бурного роста долларовых миллиардеров не наблюдалось за всю историю во всем мире.

Журнал «Финанс» опубликовал очередной ежегодный рейтинг российских миллиардеров. В него вошли более 400 предпринимателей, состояние которых составляет как минимум 2 млрд руб. ($70 млн.). Из них только 49 человек могут похвастаться капиталом в $1 млрд и более. На смену стабильности, когда состояния миллиардеров росли как грибы после дождя, в 2008 г. пришел кризис, который уже лишил почетного звания «долларовый миллиардер» 52 российских предпринимателей. Теперь в рейтинг не включают миллиардеров, которые давно проживают за границей и не имеют крупных активов на территории России.

Золотовалютные резервы 142миллионной России лишь в 5 раз больше, чем финансовые резервы трех, наиболее богатых олигархов: О. Дерипаски, Р. Абрамовича, В. Лисина. Это соотношение многое объясняет. Надо менять основы экономической и социальной политики. По международным нормам размер пенсии должен составлять не менее 40% от утраченного заработка. В России этот показатель на 16% меньше и, похоже, таковым останется еще долгие годы. Очень многое в экономическом обеспечении работающих граждан проясняет сравнение размеров минимальной и средней зарплаты в различных странах. Так, в США он составляет 880 и 2890, в Великобритании — 950 и 2790, во Франции -900 и 2250, в Польше - 260 и 470, в Венгрии -148 и 350, в Белоруссии - 60 и 250, в России -40 и 370 долларов соответственно.

Эксперты в целом одобряют антикризисные действия российских властей. Однако социологические исследования показывают, что россияне не ощущают их результатов, так как государственную помощь получили наибо-

лее удачливые приватизаторы общенациональной собственности. Недовольство охватило и деловые круги реальной экономики. Бизнесмены ропщут по поводу того, что помощь идет на выручку не бизнесменам - труженикам из реального сектора, а все той же «райской группе», но теперь оказавшихся в крупных долгах из-за чрезмерной алчности и непомерных амбиций.

Но самый неприятный вывод состоит в том, что российская экономика оказалась нечувствительной к принятым мерам. Признавая очевидное, бывший вице-премьер А. Кудрин выступил с неутешительным прогнозом: Россия пострадает от кризиса сильнее, чем европейские страны или США. На глазах тают и надежды на то, что кризис быстро закончится: сначала говорили о 2009 г., теперь - о 2015 г. Кризис высвечивает странные факты. Деньги, выделяемые российским правительством на спасение экономики, на глазах у всех исчезают. Виновных в этом не называют. Центральный банк не знает, кто является реальным собственником большинства банков!

В. Костиков в «Аргументах и фактах» (2009, № 6) пишет, что «запас доверия к лидерам страны и небольшая прослойка народного “жирка” пока удерживают людей от публичного протеста».Данные «Росстата» свидетельствуют, что кризис из финансового становится социальным. Опрос, проведенный Фондом «Общественное мнение» в 68 регионах, где проживает 91% населения, показал, что средний уровень недовольства приближается к 40%. В некоторых регионах, где начали останавливаться предприятия, он превышает 50%. Опасно растет число безработных. По неофициальным подсчетам, их уже более 6 млн. Думские партии и депутаты оказались неготовыми к ведению работы в условиях кризиса. «Последнее исследование ВЦИОМ, - пишет В. Костиков, -показывает, что пока еще действует фактор “избыточного доверия”. Доверие к власти росло в течение тучных лет, когда заоблачные цены на нефть позволяли слегка подкармливать население» (Аргументы и факты, 2009, № 6). В стране нарастает волна увольнений, закрываются предприятия, происходит падение рубля, растут цены, а значительная часть населения сохраняет докризисное расположение духа. Лишь 6% опрошенных опасаются задержек с выплатой зарплаты. Почти 70% опрошенных считают, что кризис - «это где-то», а их заводам и фирмам ничто не угрожает. Социологи объясняют такое неведение, с одной стороны, экономической и финансовой неграмотностью, а с другой - излишне благостной картиной, которую рисуют наши СМИ, особенно телевидение.

В статье «Русский бизнес - жлобский по натуре» (Аргументы и факты, 2009, № 1 - 2)

Н. Шмелев пишет, что «у нас зарплаты в 5 - 6 раз ниже, чем в Европе, а наценки на товары доходят до 80 ^ 100% и выше. Это не влияние кризиса, а бандитизм. Нельзя, чтобы квадратный метр жилья стоил 6 тыс. долл.! Полторы -красная цена. Проблема - в человеческом факторе. Это поколение бизнесменов безнадежно избаловано заоблачной прибылью: в строительстве годовая прибыль - 600%, в энергетике -300% и т. д. В их кругах считается: если 100% в год себе не обеспечил, то ты идиот. А за рубежом 10 ^ 15% уже удача. Так зачем нашим вкладывать деньги в перспективные отрасли, когда им и так хорошо? А без развития несырьевых отраслей мы нормальные цены не получим.

Мало стран имеют столь благоприятные условия и возможности для экономического развития, как Россия. Например, Россия по запасам нефти находится на седьмом месте в мире, по запасам природного газа Россия с большим отрывом от занимающего второе место Ирана занимает первое место. Статус страны в мире во многом определяется уровнем развития энергетики. По данным Международного энергетического агентства по производству энергии, Россия занимает третье место (10,3% от общемирового показателя) вслед за США и Китаем. По экспорту энергоресурсов Россия занимает первое место в мире. По энергопотреблению Россия находится на четвертом месте (см.: Аргументы и факты, 2006, № 12), по производству стали Россия входит в четверку ведущих стран мира. России принадлежит восьмая часть суши, она расположена в выгодном геостратегическом районе на стыке Европы и Азии. Мы имеем свободный выход из отечественных портов в Мировой океан. Разведанные запасы руд содержат всю таблицу Менделеева. У нас все еще колоссальные запасы леса. По состоянию на начало 2009 г. по объему золотовалютных резервов Россия уверенно занимает третье место в мире, пропустив вперед лишь Китай и Японию. По доходам от экспорта вооружений Россия периодически меняется местами с США и занимает первое-второе места.

Но если, опираясь на данные статистики, составить уровень и качество жизни россиян, то картина получается почти прямо противоположная. Если обратиться к такому критерию, как средний показатель продолжительности жизни после выхода на пенсию, то, по расчетам сотрудников газеты «Аргументы и факты», на основе данных Независимого института социальной политики получается, что мужчины в России живут после выхода на пенсию 0,4 года. Обращает на себя внимание колоссальный разрыв в продолжительности жизни российских мужчин и мужчин из Великобритании, живущих после выхода на пенсию 10 лет, Да-

нии - 9 лет, Германии - 10 лет, Нидерландов -11 лет, Франции - 15,9 лет, Канады - 17,2 лет, Японии - 13,4 года. В мировом рейтинге продолжительности жизни население России находится на 142-м месте. По оценке жителями различных стран качества жизни, при максимальной оценке в 5 баллов россияне оценивают уровень своего счастья в 1,75, что ставит Россию по данному показателю на 79-е место в мире. Почти аналогичный показатель за Россией закреплен и по данным Всемирного банка по ВВП на душу населения, что позволяет ей расположиться на 69-м месте в мире с показателем в 3,41 тыс. долл. Для сравнения: в Норвегии ВВП составляет 52,03 тыс. долл. (2-е место в мире). Качество жизни и удовлетворенность ею проявляется и в объеме потребления алкоголя на душу взрослого населения. В России существует странная привычка в сложных условиях, в состоянии неопределенности и стресса увеличивать потребление алкоголя, усугубляя ситуацию: потребление алкоголя на душу взрослого населения, старше 15 лет, составляет 8,7 литра в год, что ставит россиян на 19-е место в мире (Данные OECD Health Data, 2005). По оценкам экспертов ООН, к 2025 г. в России из-за низкой рождаемости и высокой смертности будут жить 125 млн человек вместо нынешних 142 млн. К 2025 г. наше население сократится на треть, а к 2300 г., по данным ООН, россиян останется чуть более миллиона.

В 2007 г. число людей, выходивших из трудоспособного возраста, впервые превысило число тех, кто в него вступает. Графически этот процесс выражается в виде пересечения двух кривых, одна из которых - кривая рождаемости, другая - кривая смертности. Кривая рождаемости падает, а кривая смертности поднимается и образует так называемый «русский крест». Вот о нем постоянно и говорят демографы. Детская смертность в России вдвое выше, чем в Европе [11] . Смертность среди российских мужчин в трудоспособном возрасте в 10 раз выше, чем в Европе, женщин - в четыре раза. Каковы основные причины столь высокой смертности? На первом месте в списке - сердечно-сосудистые заболевания. Но что интересно, первопричиной этих заболеваний, как говорят эксперты, часто являются стрессы и обращение к спиртному и сигаретам как к «лекарству» от них. Появляется устойчивая цепочка - «стресс - водка - сигареты - инфаркт». Само качество спиртных напитков в России -больной вопрос. Ежегодно в нашей стране от отравления «левым алкоголем» умирает от 30 тыс. до 40 тыс. человек [12 - 13].

Напомним, что предыдущий всплеск рождаемости в России был в 1943 г. Страна консолидировалась пред угрозами Великой Отечественной войны. Если мы сегодня не осо-

знаем новую угрозу, наше население будет смыто цунами южных народов. Далее в списке

- состояние здравоохранения. У нас практически не уделяют внимание профилактике заболеваний, а качество лечения ухудшается. Еще одной важной причиной смертности являются дорожно-транспортные происшествия. На российских дорогах ежегодно погибает около 35 тыс. человек. Этот показатель в 5 раз выше, чем в Европе. Ежегодные потери России от ДТП почти в три раза превышают общие потери Советского Союза в войне в Афганистане. Ясно, что устойчивое сокращение численности населения не позволит России поддерживать свой экономический рост. Специалисты подчеркивают тот факт, что по причине низкой рождаемости в русских семьях население может прирастать только за счет приезжих. Но это тоже нельзя назвать выходом. Ведь кто к нам едет? Результатами опроса проведенного «Левада Центром», основная масса приезжающих оценена как криминальная, коррумпированная (62%); далека от народа, чужая (42%); бюрократическая (39%); непоследовательная (29%); недальновидная (25%). (Санкт-Петербургские ведомости, 2006, с. 3).

Анализ приведенных сведений сводится к необходимости:

а) повышения роли государства в управлении экономикой, включая национализацию ряда крупных предприятий добывающей отрасли и части коммерческих банков, при обязательном сохранении в большинстве отраслей частного сектора, особенно малого и среднего бизнеса;

б) возвращения государства не только в социальную, но и в идеологическую сферу, выработки целей развития страны и путей их достижения при сохранении идейнополитического плюрализма в самом обществе;

в) контроля общественности за деятельностью органов власти и управления;

г) непримиримой борьбы с коррупцией во властных структурах всех уровней;

д) сокращения органов, препятствующих нормальному функционированию среднего и малого бизнеса;

е) сокращения бюрократических процедур, усложняющих жизнь граждан;

ж) введения налога на роскошь;

з) осуществления политики смягчения необоснованных резких разрывов в уровне жизни населения;

и) сохранения индивидуальных прав и свобод с одновременным установлением законности и равенства всех перед законом;

к) изменений в социальной сфере: большей доступности медицинского обслуживания и повышения его качества, образования, культуры, спорта и физкультуры.

По данным, полученным в ходе международного опроса общественного мнения, организованного Фондом Бертельсмана с целью выяснения самой великой державы современного мира, на первом месте находятся США (81% голосов), на втором месте оказался Китай (45%,) на третьем - Япония (37%), на четвертом - Великобритания (32%), на пятом - Европейский Союз (30%), на шестом месте - Россия (27%). Согласно данным исследования Ричарда Линна (Университет Ольстер, Великобритания), выявлявшему самую умную нацию в Европе, Россия стоит на 17-м месте. В первую пятерку самых умных наций Европы вошли немцы, голландцы, поляки, шведы и итальянцы.

Приведенные факты говорят о том, что для повышения привлекательности жизни в России крайне необходима перестройка системы подготовки кадров, в том числе в сфере высшего профессионального образования.

Из всего сказанного можно сделать только один вывод - для обеспечения выполнения вновь введенных в действие приказов Минобрнауки РФ каждая кафедра должна иметь по два базовых отделения кафедры - одно на реальном предприятии, а второе - в академическом НИИ по области своей предметной деятельности. И такое решение порождает новые вопросы: как заинтересовать и производство и науку, из каких средств оплачивать издержки на обучение, где найти специалистов-мастеров, готовых и умеющих передавать знания обучаемым?

Ясно одно - современная нормативная база высшего профессионального образования ставит университеты в самое начало пути по подготовке к выпуску элиты рабочей силы реального сектора экономики.

Литература

1. Боровков М.И. Патриотизм как критерий отечественной элиты. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5. № 2. С. 88-105.

2. Боровков М.И., Коломоец С.А., Белова Н.Н. Роль академических коммуникаций в формировании общекультурных компетенций студента. //Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 4. С. 112-114.

3. Боровков М.И. Здоровье в системе ценностных ориентации личности . Преемственность поколений:

диалог культур.// Материалы международной научно-практической конференции - СПб: СПбГУ, 1996.

- С. 200-201.

4. Боровков М.И. Мировоззренческие основы современного учебно-воспитательного процесса. Новые методы и технологии обучения, пути их внедрения в учебно-воспитательный процесс ВУЗов МВД России. - СПб.: Тип-я СПб. ВиВВ МВД Р, 1997. - С. 73-75.

5. Боровков М.И. Мировоззренческая критериальная система . Проблемы нравственного воспитания современной молодежи. Материалы межвузовской научно-практической конференции. - М.: ГАНГ им. И.М. Губкина, 1998. - С. 43-45.

6. Боровков М.И. Концепция цельного знания В.С. Соловьева. Новаторская педагогика и ее реализация в учебном процессе ВУЗов с учетом государственных стандартов высшего профессионального образования. Материалы шестой межвузовской военнонаучной конференции.- СПб: сПвЗРКУ, 1997. -

С.63-64.

7. Боровков М.И. Социально-философская концепция мировоззрения современного военного врача. Монография. - СПб: ВМедА, 2000. - 248 с.

8. Боровков М.И. Концепция положения о прохождении практики студентами. Цивилизация знаний: будущее и современность. Материалы Всероссийской научной конференции. 19 - 20 мая 2005 г. - М: Изд-во РосНОУ, 264 - 266.

9. Боровков М.И. Концепция положения об обучении студентов по индивидуальным учебным планам. Диалог культур - 2005. Горизонты гуманитарного знания. Материалы IV научно-практической конференции. 21 апреля 2005 г. - СПб: Астерон, 2005. - С. 144 - 148.

10. Боровков М.И., Алексеев Г.В. Роль информационных технологий в повышении креативности экологического образования. Международный форум «День Балтийского моря» 23-24 марта 2006 г. - С. 333-336.

11. Боровков М.И. Образование для всех: дошкольное воспитание и образование. Париж: Типография «ОгарЬорпй», 2006, - 382 с.

12. Боровков М.И.Экономика философии образования Диалог культур - 2008. новый имидж России. Сборник научных статей к VII Международной научно-практической конференции. СПб.: Астери-он, 2008. - 408 с. (325-329).

13.Боровков М.И.Модернизация России и Китая: компаративиский подход. Модернизация России и Китая: сравнительный анализ. Международная конференция (Санкт-Петербург, 24 - 26 ноября 2011 г.).

- СПб.: ООО «Тандем», 2011. - С. 25 - 27.

1 Алексеев Геннадий Валентинович - доктор технических наук, профессор, профессор кафедры "Товароведение и экспертиза потребительских товаров" СПбГЭУ, моб.: +7 921 335 07 96, є-

mail@gva2003@rambler.ru;

2Боровков Михаил Иванович - доктор философских наук, профессор, заместитель директора СПбФ Рос-НОУ по научной и учебной работе; моб.:+7 921 888 78 92;

3'Дмитриченко Михаил Иванович - кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой "Товароведение и экспертиза потребительских товаров" СПбГЭУ, моб.:+7 921 995 03 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.