Научная статья на тему 'ВЫНУЖДЕННЫЙ АЛЬЯНС. СОВЕТСКО-БАЛТИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРИЗИС, 1939-1940 : СБ. ДОК. / ИРИ РАН, РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРИБАЛТИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ФОНД «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ»; СОСТ.: Н.Н. КАБАНОВ (ОТВ. СОСТ.), А.Р. ДЮКОВ, В.В. СИМИНДЕЙ). - М.: РУССКАЯ КНИГА, 2019. - 448 С. - (ПРИБАЛТИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ)'

ВЫНУЖДЕННЫЙ АЛЬЯНС. СОВЕТСКО-БАЛТИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРИЗИС, 1939-1940 : СБ. ДОК. / ИРИ РАН, РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРИБАЛТИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ФОНД «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ»; СОСТ.: Н.Н. КАБАНОВ (ОТВ. СОСТ.), А.Р. ДЮКОВ, В.В. СИМИНДЕЙ). - М.: РУССКАЯ КНИГА, 2019. - 448 С. - (ПРИБАЛТИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ / 1939-1940 ГГ / СССР И СТРАНЫ БАЛТИИ / ВВЕДЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В СТРАНЫ БАЛТИИ / ЛЕТО 1940 Г
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Эман Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫНУЖДЕННЫЙ АЛЬЯНС. СОВЕТСКО-БАЛТИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРИЗИС, 1939-1940 : СБ. ДОК. / ИРИ РАН, РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРИБАЛТИЙСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ФОНД «ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ»; СОСТ.: Н.Н. КАБАНОВ (ОТВ. СОСТ.), А.Р. ДЮКОВ, В.В. СИМИНДЕЙ). - М.: РУССКАЯ КНИГА, 2019. - 448 С. - (ПРИБАЛТИЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ)»

ВЫНУЖДЕННЫЙ АЛЬЯНС. СОВЕТСКО-БАЛТИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРИЗИС, 1939-1940 : Сб. док. / ИРИ РАН, Российская ассоциация прибалтийских исследований, Фонд «Историческая память»; сост.: Н.Н. Кабанов (отв. сост.), А.Р. Дюков, В.В. Симиндей). - М.: Русская книга, 2019. -448 с. - (Прибалтийские исследования в России).

Ключевые слова: внешнеполитический кризис в Европе, 1939-1940 гг.; СССР и страны Балтии; введение советских войск в страны Балтии, лето 1940 г.

Для цитирования: Эман И.Е. Реф. кн.: Вынужденный альянс. Советско-балтийские отношения и международный кризис, 1939-1940 : Сб. док. / ИРИ РАН, Российская ассоциация прибалтийских исследований, Фонд «Историческая память» ; сост.: Н.Н. Кабанов (отв. сост.), А.Р. Дюков, В.В. Симиндей). - М. : Русская книга, 2019. - 448 с. - (Прибалтийские исследования в России) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. - М.: ИНИОН РАН, 2021. - № 1. - С. 140-144.

Сборник представляет собой первую публикацию комплекса документов Дипмиссии Латвии в СССР (108 оригиналов и копий материалов дипломатического и разведывательного характера, тексты речей официальных лиц, а также других документов, направленных в Ригу по дипломатической почте) за период с 8 июля 1939 г. по 11 июня 1940 г. Публикацию подготовили Н.Н. Кабанов (латвийский историк и журналист, депутат 13-го сейма Латвии от социал-демократический партии «Согласие», ответственный составитель), А.Р. Дюков (историк и публицист, директор фонда «Историческая память») и В.В. Симиндей (историк и политолог, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память»). Сборник снабжен также археографическим предислови-

ем, комментариями к документам, аннотированным именным указателем.

Авторы в археографическом предисловии обращают внимание на то, что отчеты латвийской миссии в СССР, в отличие от аналогичных документов внешнеполитических ведомств Великобритании, Германии, СССР, Литвы и Эстонии, ранее были неизвестны как отечественным, так и зарубежным историкам. Документы, относящиеся в основном к делопроизводству МИД Латвии 1939-1940 гг., составляют два дела из фонда 2574 Государственного исторического архива Латвии. Ранее они находились в Архиве Министерства иностранных дел СССР, где «не были востребованы ни разу» (с. 41). За время нахождения документов в Латвии, пишут авторы, судя по архивному формуляру, за исключением ответственного составителя, с ними ознакомился только один исследователь (там же). Все документы рассекречены.

Публикации предпослано развернутое предисловие, дающее анализ событий в регионе Балтии в 1939-1940 гг. Отмечается, что начиная с 1938 г. германское влияние в Прибалтике резко усиливается. Первым шагом стало требование Берлина наведения «арийского порядка» в издательском бизнесе. Рига провела «антисемитскую чистку» в ведущих латвийских изданиях.

Следующим шагом явились заявления Эстонии, Латвии (19 сентября 1938 г.) и Литвы (22 сентября 1938 г.) о необязательности применения ст. 16 Статута Лиги Наций, позволявшей обеспечить транзит советских войск по территории, акватории и воздушному пространству стран Балтии для борьбы с агрессией в случае нападения на Чехословакию.

22 марта 1939 г. был подписан германо-литовский договор о дружбе, предоставлявший передачу Германии Мемеля (район Клайпеды. - Реф.). 28 марта 1939 г. советский нарком иностранных дел М.М. Литвинов вручил эстонскому и латвийскому посланникам в Москве заявления, содержавшие «недвусмысленные предупреждения для Таллина и Риги: оставаться нейтральными. В случае нарушения нейтралитета... Москва оставляла за собой право противодействовать этой угрозе так, как сочтет нужным» (с. 12). Авторы отмечают, что данное заявление часто рассматривают как свидетельство покушения Кремля на независимость Эстонии и Латвии. Однако данную точку зрения опровергали современники и участники тех событий. Авторы приводят слова

У. Стренга, занимавшего в то время пост директора департамента МИД Великобритании, что «интерес СССР к косвенной агрессии -и вообще к отсечению стран Балтии обусловлен главным образом страхом перед Германией, а не вследствие его злых намерений в отношении балтийских стран, как многие полагают» (цит. по: с. 12).

Авторы подчеркивают, что именно в это время германское руководство готовило планы экспансии на прибалтийском направлении, о чем свидетельствует германская «Директива о единой подготовке вооруженных сил к войне на 1939-1940 гг.». В начале мая 1939 г. советский военный атташе в Латвии полковник К. П. Васильев направил в Москву обширный доклад о подготовке Германии к захвату республики (с. 13).

7 июня 1939 г. в Берлине состоялось подписание договоров о ненападении между Германией, Латвией и Эстонией, сопровождавшееся секретными протоколами, направленными против СССР. «Прогерманский выбор стран Балтии накануне начала Второй мировой войны был неоспорим» (с. 14).

Ситуация принципиально изменилась после того, когда в ночь с 23 на 24 августа 1939 г. был подписан советско-германский договор о ненападении. Согласно секретному дополнительному протоколу к договору, Латвия и Эстония были включены в советскую сферу влияния, а Литва - в сферу влияния Германии.

Первой налаживать контакты с СССР начала Эстония, поскольку министр иностранных дел Эстонии К. Сельтер, как пишут авторы, был прекрасно осведомлен о содержании советско-германских договоренностей. 19 сентября 1939 г. было парафировано советско-эстонское соглашение о торговле. Инициатива визита Сельтера в Москву исходила от эстонской стороны. 28 сентября после двух раундов переговоров вместе с торговым соглашением был подписан советско-эстонский договор о взаимопомощи.

Авторы обращают внимание на то, что с августа и до конца сентября 1939 г. советская дипломатия не оказывала какого-либо активного давления на Латвию и Эстонию. 5 октября 1939 г. был подписан советско-латвийский договор о взаимопомощи. Инициатива визита в Москву министра иностранных дел Латвии В. Мун-терса исходила от латвийской стороны.

25 сентября 1939 г. в Кремль был вызван германский посол в Москве Ф. Шуленбург, которого принял лично Сталин, предложивший Германии «территории к востоку от демаркационной ли-

нии, целиком провинцию Люблина и часть Варшавской провинции (до Буи). В обмен Германия должна была отказаться от права на Литву» (с. 20-21). Авторы подчеркивают, что эта инициатива Москвы о передаче Литвы в советскую сферу влияния остановила реализацию германских планов установления протектората над Литвой. 28 сентября 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о дружбе и границах, сопровождавшийся секретным протоколом о переходе Литвы из германской в советскую сферу влияния.

3 октября в Москву прибыл министр иностранных дел Литвы Ю. Урбинс. Через неделю после нескольких раундов напряженных переговоров был подписан договор между СССР и Литвой о взаимопомощи. Авторы обращают внимание на то, что договоры о взаимопомощи между СССР, Эстонией, Латвией и Литвой соответствовали нормам международного права того времени, поскольку договоры по просьбе глав МИД стран Балтии были зарегистрированы (депонированы) в Лиге Наций (с. 23-24).

Авторы приводят оценку У. Черчилля относительно сложившейся обстановки в балтийском регионе от 5 октября 1939 г.: «Если балтийские страны должны были потерять свою самостоятельность, то лучше, чтобы они включились в советскую, а не германскую государственную систему» (цит. по: с. 23-24). Однако о потере государственной независимости стран Балтии речи не шло. На переговорах с литовской делегацией Сталин обозначил советскую позицию о невмешательстве во внутренние дела прибалтийских стран, "никакой «советизации" не будет» (с. 25).

Авторы пишут, что официальные представители стран Балтии вынуждены были признать корректность поведения советской стороны и определенные материальные выгоды от размещения советских баз, о чем свидетельствует оценка действий советской стороны на закрытом совещании послов стран Балтии в Париже 28 ноября 1939 г. (с. 27). Документы опровергают мнение некоторых современных исследователей, что в этот период страны Балтии были практически оккупированы. «Напротив, страны Балтии на этом этапе выполняли роль "витрины" советской мирной политики» (с. 28).

Советско-финская «зимняя война» (ноябрь1939 - март 1940 г.) стала испытанием отношений для СССР и стран Балтии. Прибал-

тийские дипломаты воздержались при голосовании в Лиге Наций по вопросу исключения СССР из этой организации за вторжение в Финляндию. Вопреки советско-латвийскому договору о взаимопомощи отдел радиоразведки латвийской армии оказывал практическую помощь финской стороне, передавая перехваченные радиограммы советских воинских частей. Аналогичную помощь Финляндии предоставляли и эстонские военные. Латвийские и литовские военные разрабатывали варианты действий для блокирования советских военных баз. «До настоящего времени остается неизвестным, насколько об этих планах и всей этой деятельности было известно в Кремле» (с. 30).

Германское руководство, пишут авторы, по отношению к Литве проводило политику, отличную от других стран Балтии: в Литве не проводилась репатриация немцев. СССР расценил это как желание Германии сохранить в Литве свои кадры.

К марту-апрелю 1940 г. большие победы Германии на полях сражений вызывали у Кремля все большие опасения. Катастрофическое поражение самого серьезного противника Германии -Франции в июне 1940 г. стало катализатором радикального изменения геополитической ситуации в Европе. Перевес баланса сил в пользу Германии и необходимость обеспечить военно-стратегические интересы СССР в Прибалтике поставил перед Кремлем задачу скорейшего решения проблемы прибалтийского плацдарма. Сначала в Литву, а потом и в остальные страны Прибалтики были введены дополнительные контингенты советских войск и сформированы «народные» правительства.

Начиная с 25 мая в течение последующих недель «советская сторона непрерывно наращивала дипломатическое давление на литовское руководство. 14 июня 1940 г. советское правительство предъявило Литве ультиматум, в котором требовалось привести к власти дружественное Москве правительство и допустить на территорию страны новые контингенты советских войск. 16 июня аналогичные ультиматумы были предъявлены Латвии и Эстонии.

И.Е. Эман*

* Эман Ирина Евгеньевна - научный сотрудник Отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). E-mail: mit.semikozov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.