И.С. Чернова (Козлова)*
Выходцы из духовенства в сообществе сибирских журналистов во второй половине XIX - начале ХХ века
DOI: 10.31518/2618-9100-2020-2-14 УДК 94(571)+726.3(051)"185/190" Выходные данные для цитирования: Чернова И.С. Выходцы из духовенства в сообществе сибирских журналистов во второй половине XIX - начале ХХ века // Исторический курьер. 2020. № 2 (10). С. 179-193. URL: http:// istkurier.ru/data/2020/ISTKURIER-2020-2-14.pdf
I.S. Chernova (Kozlova)*
People from the Clergy in the Community of Siberian Journalists in the Second Half of the 19th - Early 20th Century
DOI: 10.31518/2618-9100-2020-2-14 How to cite:
Chernova I.S. People from the Clergy in the Community of Siberian Journalists in the Second Half of the 19th - Early 20th Century // Historical Courier, 2020, No. 2 (10), pp. 179-193. [Available online:] http://istkurier.ru/data/2020/ISTKURIER-2020-2-14.pdf
Abstract. The professional community of Siberian journalists was formed in the second half of the XIX century. Representatives of various classes became employees of periodicals in Siberia. The purpose of this article is to analyze why people from the clergy began to cooperate with secular periodicals in Siberia, became their employees, editors, and publishers. The author turned to the biographical aspects of famous and influential figures in the world of journalism: M.V. Zagoskin - editor of the Newspapers "Amur" and "Siberia", S.S. Shashkov - employee of metropolitan and Siberian periodicals, P.V. Makushin - editor and publisher of the Tomsk editions such as "Siberian newspaper", "Tomsk reference leaflet", "Tomsk leaflet" (later transformed into "Siberian life"). The article is written on such sources as the ego-documents of journalists, notes, articles, obituaries about the figures mentioned in this article published in the most famous Siberian printed media outlets - such as Irkutsk "Siberia" (1873-1887), "Eastern review" (1882-1906), Tomsk "Siberian newspaper" (1881-1888) and "Siberian life" (1897-1919). The author indicates factors that influenced the journalists' choice of their career: impact of the era of liberal reforms of the 19th century, education in religious institutions, thirst for reading, books, education, the desire to actively influence the characteristics and living conditions of the Siberian population.
Keywords: journalist; professional community of Siberian journalists; periodical press; clergy.
The article has been received by the editor on 03.03.2020.
Full text of the article in Russian and references in English are available below.
Аннотация. Профессиональное сообщество сибирских журналистов складывалось во второй половине XIX в. Сотрудниками периодических изданий Сибири становились представители различных сословий. Цель данной статьи - проанализировать то, почему выходцы из духовенства стали сотрудничать в светских периодических изданиях Сибири, становились их сотрудниками, редакторами, издателями. Мы обратились к биографическим аспектам известных и влиятельных авторов в мире журналистики: М.В. Загоскина - редактора газет «Амур» и «Сибирь», С.С. Шашкова - сотрудника столичных и сибирских изданий, П.В. Макушина - редактора и издателя томских изданий «Сибирской газеты», «Томского справочного листка», «Томского листка» (в дальнейшем преобразован в «Сибирскую жизнь»). В качестве источников нами были привлечены эго-документы журналистов, а также заметки, статьи, некрологи о героях статьи, опубликованные в наиболее известных
* Чернова Ирина Сергеевна, стажер-исследователь, аспирант, Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия, e-mail: chernovairina0611@mail.ru
Chernova Irina S., Postgraduate Student, Research-Intern, Institute of History of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russia, e-mail: chernovairina0611@mail.ru
сибирских органах печати - таких, как иркутские «Сибирь» (1873-1887 гг.), «Восточное обозрение» (1882-1906 гг.), томские «Сибирская газета» (1881-1888 гг.) и «Сибирская жизнь» (1897-1919 гг.). В числе факторов, повлиявших на выбор нашими героями журналистской деятельности, нами выявлено: влияние эпохи либеральных реформ XIX в., полученное образование в духовных учреждениях, тяга к чтению, книгам, просвещению, желание деятельно повлиять на особенности и условия жизни сибирского населения.
Ключевые слова: журналист; профессиональное сообщество сибирских журналистов; периодическая печать; духовенство.
Формирование профессионального сообщества сибирских журналистов приходится на вторую половину XIX в. Сотрудниками периодических изданий Сибири становились представители различных сословий. Данная статья продолжает серию публикаций, посвященных изучению формирования профессионального сообщества сибирских журналистов во второй половине XIX - начала ХХ в.1.
Периодическая печать традиционно является объектом исследовательского интереса специалистов по истории общественной мысли, культуры, интеллигенции, социопрофессио-нальных сообществ, взаимоотношений государства и общества. Историки обращались к вопросам, связанным с функционированием печатного органа, его жанровым содержанием, правовыми и организационными условиями ведения газетного дела. Это работы Н.В. Жиля-ковой, В.В. Шевцова, С.И. Гольдфарба, Л.С. Любимова2. В последнее время прослеживается тенденция к расширению предметного поля истории печати. Исследователи концентрируются на изучении профессионального быта авторов, их идентичности, особенностей функционирования редакций, формирования газетных номеров, информационного поля сибирской прессы. В этом смысле для нас особый интерес представляют работы Н.Б. Симоновой и Л.С. Любимова, С.И. Гольдфарба, В.А. Есиповой3. Кроме того, частично изучены биографии наиболее известных деятелей прессы: Н.М. Ядринцева, С.С. Шашкова, П.И. Макушина, В.И. Вагина, М.В. Загоскина, Г.Н. Потанина4. По нашему мнению,
1 Родигина Н.Н., Козлова И.С. Повседневная жизнь сибирских журналистов второй половины XIX - начала ХХ вв.: методология исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 8489; Чернова (Козлова) И.С. Становление профессионального сообщества сибирских журналистов во второй половине XIX - начале ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2020. № 1. С. 57-63.
2 Любимов Л.С. История сибирской печати. Иркутск, 1982; Ермолинский Л.Л. Сибирские газеты 70-80-х годов XIX в. Иркутск, 1985; Жилякова Н.В. Журналистика города Томска (XIX - начало ХХ века): становление и развитие. Томск, 2011; Шевцов В.В. «Томские губернские ведомости» (1857-1917 гг.) в социокультурном и информационном пространстве Сибири. Томск, 2012.
3 Гольдфарб С.И. Газетное дело в Сибири (XIX - начало XX в.). Иркутск, 2002; Любимов Л.С. Российская журналистика прирастала Сибирью // 150 лет периодической печати в Сибири: мат-лы регион. науч. конф., посвященной 150-летию издания в Сибири «Губернских ведомостей» (Томск, 19-20 апреля 2007 г.). Томск, 2007. C. 7-12; Симонова Н.Б. «Газетные люди» в России в конце XIX - начале ХХ века // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2013. Т. 12. Вып. 10: Журналистика. С. 17-22; Симонова Н.Б. Информационное пространство Сибири второй половины XIX века: особенности формирования // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: журналистика. 2012. Т. 11. Вып. 11. С. 11-19; Есипова В.А. Работа чиновников томского губернского правления над выпуском «Томских губернских ведомостей» // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2019. Т. 18. Вып. 6. С. 30-38.
4 Сесюнина М.Г. Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев - идеологи сибирского областничества: (к вопросу о классовой сущности сибирского областничества второй половины XIX в.). Томск, 1974; Чередниченко И.Г. Николай Михайлович Ядринцев - публицист, теоретик и организатор провинциальной печати. Иркутск, 1999; Шилов-ский М.В. «Полнейшая самоотверженная преданность науке»: Г.Н. Потанин. Биографический очерк. Новосибирск, 2004; Шиловский М.В. Судьбы, связанные с Сибирью: Биографические очерки. Новосибирск, 2007; Подольская Л.Я. В.И. Вагин - исследователь, публицист, библиофил. Иркутск, 2006; Матханова Н.П., Родигина Н.Н. «Да хорошо ли мы знаем ту крохотную частичку земли, на которой сами живем?»: Учебник по родиноведению М.В. Загоскина (1870 год) // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2018. Т. 17, № 1: История. С. 29-41; Матханова Н.П., Родигина Н.Н. «Учитель по призванию, учитель талантливый, стоявший на высоте современного просвещения»: М.В. Загоскин как педагог эпохи
комплексное изучение особенностей журналистского труда, досуговых, коммуникативных практик сотрудников печати позволит восполнить историографические лакуны в истории прессы. Расширятся представления о роли и месте журналистов в составе региональной интеллигенции, вариантах их профессиональных практик, успехах, тяготах, повседневной рутине, в которых создавались газетные номера.
В данном исследовании не представляется возможным рассмотреть весь корпус журналистского сообщества с точки зрения сословного происхождения. Цель статьи - проанализировать то, каким образом некоторые выходцы из духовенства стали сотрудничать в светских периодических изданиях Сибири во второй половине XIX - начала ХХ в. - становиться журналистами, редакторами, издателями.
Наше внимание обращено на известных деятелей прессы, стоявших у истоков периодической печати Сибири и принимавших активное участие в ней: М.В. Загоскина - редактора «Иркутских губернских ведомостей», частных иркутских газет «Амур» и «Сибирь», С.С. Шашкова - сотрудника столичных и сибирских изданий, П.В. Макушина - руководителя томских изданий «Сибирской газеты», «Томского справочного листка», «Томского листка», который в дальнейшем был преобразован в «Сибирскую жизнь». Мы не ставим перед собой задачу проанализировать все перипетии биографий наших героев, нас интересует то, как и при каких условиях они вышли из сословных рамок духовенства, стали вести иной образ жизни и принимать активное участие в светских периодических изданиях. В качестве источников использованы эго-документы С.С. Шашкова, П.В. Макушина, Н.М. Ядринцева, М.В. Загоскина, биографические очерки, а также различные статьи, заметки о героях статьи, опубликованные в наиболее востребованных и популярных среди сибирских читателей газетах: «Сибирь» (г. Иркутск, 1873-1887 гг.), «Восточное обозрение» (г. Санкт-Петербург, Иркутск, 1882-1906 гг.), «Сибирская газета» (г. Томск, 1881-1888 гг.) и «Сибирская жизнь» (г. Томск, 1897-1919 гг.).
В данной статье под понятием «духовенство» мы понимаем священнослужителей и церковнослужителей (клириков)5. В Российской империи во второй половине XIX в., помимо светских органов прессы, стали выходить религиозные периодические издания, в которых активное участие принимали представители духовного сословия. Во второй половине XIX в. епархиальные ведомости стали издаваться в Омске, Иркутске, Томске, Тобольске, Енисейске, Чите: «Прототипом Е.в. (Епархиальные ведомости - И.Ч.) и образцом для них послужили официальные издания губерний Российской империи - губернские ведомости»6. Следует отметить, что инициатива издания епархиальных ведомостей принадлежала архиереям, которые публиковали в них свои проповеди, поучения, богословские и церковно-исторические труды7. Историк религиозной печати К.Е. Нетужилов отмечает, что «преподаватели духовных семинарий и академий, превосходные проповедники, часто приглашались в университеты для чтения лекций по богословию <...>. Здесь происходило знакомство со студенчеством - тем самым знаменитым студенчеством 60-70-х годов, из которого рекрутировалось все революционное движение эпохи; <...>». От представителей духовенства звучало «не благочестивое слово смиренного пастыря <...>, а полемическое слово проповедника - публициста, спорящего с враждебно настроенной, но думающей аудиторией. Именно среди такой части духовенства возникло» новое явление -
либеральных реформ // Известия Иркутского государственного университета. Сер. «История». 2018. Т. 23. С. 112-126; Тимофеева Ю.В. Петр Иванович Макушин: Человек - легенда (Историографический обзор работ, посвященных П.И. Макушину) // Пётр Иванович Макушин: новый взгляд на легенду: коллективная монография / отв. ред. С.Н. Лютов. Новосибирск, 2018. С. 21-55; Карташова Т.П. Расчётливое просветительство: П.И. Макушин, И.Д. Сытин и сельские библиотеки Томской губернии // Исторический курьер. 2018. № 2. Статья 8. URL: http://istkurier.ru/data/2018/ISTKURIER-2018-2-08.pdf; Шевцов В.В., Карташова Т.П. Инвестиционно-предпринимательская деятельность П.И. Макушина в области культуры и просвещения (по материалам томских архивов и периодической печати) // Сибирские исторические исследования. 2016. № 2. С. 96-110.
5 Цыпин В. Духовенство // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. XVI. С. 374.
6 Троицкий А. Епархиальные ведомости // Православная энциклопедия. М., 2007. Т. XVI. С. 494.
7 Там же. С. 494.
частные журналы духовно-апологетического направления8. Примечательно, что «все без исключения издатели и редакторы частных журналов, возникших возле церковных стен, были одновременно и известными проповедниками. До начала журналистской деятельности проповедь была для них единственной формой публицистики. И наоборот, начало журналистской деятельности открывало новые возможности для проповедничества»9. Редакторы духовных изданий, имевшие религиозный сан, не входили в светское профессиональное сообщество журналистов, которое формировалось во второй половине XIX в. В свою очередь, сыновей священно- и церковнослужителей, которые были воспитаны в религиозных традициях, получили образование в духовных учреждениях, но не связали свой дальнейший жизненный путь с церковью, вышли из сословия, стали вести светский образ жизни, участвовать в общественной жизни и сотрудничать с частными периодическими изданиями, являться их редакторами и издателями, можно причислить к представителям светской журналистики. В данном исследовании под «сибирскими журналистами» мы понимаем людей, временно или постоянно живших на территории Сибири и являвшихся постоянными сотрудниками светских местных периодических изданий. К ним примыкали и те журналисты, которые проживали на территории Европейской России и профессионально занимались сибирской проблематикой.
Л. Манчестер исследовала жизнь сыновей служителей церкви, выбравших секулярный образ жизни, указывала, что «массовый исход поповичей из кастово замкнутого духовного сословия стал возможен благодаря попыткам разрушить традиционную структуру общества, предпринятым властями в годы Великих реформ 1860-х годов»10. Важно то, что «покидая ряды духовенства, уходя "в мир", поповичи становились частью российской интелли-генции»11. Многие из выходцев духовенства стали сотрудничать с периодической печатью, значение и роль которой возрастали во второй половине XIX в.
Как отмечает вышеупомянутый К.Е. Нетужилов, в начале ХХ в. «возникло большое количество церковно-общественных изданий, на страницах которых часто обсуждались темы, далеко выходившие за рамки профессиональных проблем духовенства. Значительное количество церковных (а еще большее - околоцерковных) изданий оказалось в условиях настоящей конкуренции на рынке периодической печати»12. Попытки придать епархиальным ведомостям общественно-политическую направленность «разбивались о твердую позицию большинства преосвященных, усматривавших в этих попытках опасное смутьянство»13. Светские периодические издания, не ограниченные тематической, жанровой спецификой, постепенно в течение XIX в. набирали больший авторитет в читательской аудитории. Редакции газет посредством публикаций хотели пробудить общественную жизнь в регионе, транслировать мировоззренческие и ценностные ориентиры своим читателям, способствовать просвещению населения, а также бороться со злоупотреблениями со стороны административного аппарата. Тем самым, влияние их на референтную аудиторию увеличивалось, а это, в свою очередь, отражалось на все возраставшем спросе на журналистские кадры. Люди, обладавшие литературными навыками, умением живо, незаурядно, емко, но в то же время содержательно писать тексты для газет, журналов, следить за общественной жизнью, постепенно начинали сотрудничать с периодическими изданиями. Л. Манчестер отмечала, что «все светские профессии, привлекавшие внимание поповичей, были так или иначе связаны с идеей служения обществу. Принцип помощи народу, работы на его благо
8 Нетужилов Е.К. Церковная периодическая печать в 60-70-е годы XIX в.: проблемы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 2, вып. 4. С. 94.
9 Там же. С. 95.
10 Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становления современного самосознания в России / пер. с англ. А.Ю. Полунов. М., 2015. С. 8.
11 Там же. С. 9.
12 Нетужилов К.Е. Епархиальная периодическая печать в дореволюционной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 7. №. 21-1. С. 179.
13 Там же. С. 180.
составлял основу самосознания русской интеллигенции»14. Примечательно, что выходцы из духовного сословия выгодно отличались от основной массы авторов периодической печати своими коммуникативными навыками, образовательным уровнем.
С.И. Гольдфарбом приведены сведения о редакторском корпусе сибирских газет, которые подавали заявления в Главное управление по делам печати на открытие печатных изданий. Из этого списка среди выходцев из духовного сословия можно выделить: А.И. Смирнова, А.А. Сахарова, А.И. Макушина, П.И. Макушина, В.Е. Пудовикова15. Кроме того, из духовного сословия происходили М.Я. Писарев, М.В. Загоскин, С.С. Шашков, А.В. Адрианов и др. Важно то, что их участие и влияние в профессиональном сообществе было неравномерным. Отдельные выходцы из духовного сословия - М.В. Загоскин, С.С. Шашков, А.В. Адрианов, П.И. Макушин - были влиятельными фигурами в мире журналистики. Они являлись издателями, возглавляли популярные издания, формирующие и транслирующие определенные модели поведения, или работали в них, выступали лидерами сообщества, оказывая влияние как на самих журналистов, так и на конструировавшийся облик и направление изданий. Тем самым, они были руководителями общественного мнения в регионе.
М.В. Загоскин окончил Иркутскую духовную семинарию, в дальнейшем поступил в Казанскую духовную академию и завершил обучение в ней. М.В. Шиловский отмечает: «Под влиянием "передовых идей", чтения Н.В. Белинского, Н.В. Гоголя и А.И. Герцена он окончательно разочаровался в прогрессивной роли православного духовенства»16. Михаил Васильевич вступил на педагогическое поприще, став преподавателем истории в Иркутской духовной семинарии. Современник М.В. Загоскина Н.Н. Козьмин писал: «В Иркутске мы видим М.В. Загоскина в качестве молодого просвещенного и вполне свободного от клерикальных взглядов общественного деятеля»17.
По мнению вышеупомянутого Н.Н. Козьмина, от учительской деятельности необходимо было долго ждать практических результатов, а вот «газета может обращаться ко всем местным сочувствующим людям и во всех углах края, может обсуждать сомнительные вопросы, давая ясные, сознательные формулы неопределенным чувствам, смутным стремлениям, и объединить людей определенной, доступной всем программой, а также и симпатиями к газете, которая таким образом становится органом группы»18. Мы солидарны с выводом Н.П. Матхановой и Н.Н. Родигиной о том, что «именно стремление к просвещению (в самом широком смысле) способствовало обращению Загоскина к редакторской и исследовательской деятельности»19. Для выходца из духовенства газеты, журналы становились коммуникативными площадками с целью выстраивания диалога с обществом, способом трансляции актуальных проблем действительности, влияния на образовательный уровень читательской аудитории.
Журналистская деятельность Михаила Васильевича совпала с эпохой либеральных реформ XIX в. Преданные интересам Сибири деятели старались посредством газетных публикаций исследовать родной край, изучить его первостепенные нужды и проблемы, развеять устоявшийся стереотип о далекой и безмолвствующей территории, расширить варианты социальной активности населения, привлечь читателей к актуальным, злободневным проблемам. Образование, полученное Михаилом Васильевичем, присущая с детства тяга к книгам, чтению и просвещению отразились на его будущей профессиональной деятельности. Загоскин являлся одним из интеллектуальных лидеров профессионального сообщества сибирских журналистов во второй половине XIX - начале ХХ в. В 1859 г. он стал редактором Иркутских губернских ведомостей. Выступил инициатором издания первой частной га-
14 Манчестер Л. Поповичи в миру... С. 281.
15 Гольдфарб С.И. Газетное дело в Сибири... Иркутск, 200. С. 187-191.
16 Шиловский М.В. «Сейте разумное, доброе, вечное.» М.В. Загоскин (1830-1904) // Судьбы, связанные с Сибирью. Новосибирск, 2007. С. 92.
17 Козьмин Н.Н. Очерки прошлого и настоящего Сибири. СПб., 1910. С. 189.
18 Там же. С. 191.
19 Матханова Н.П., Родигина Н.Н. «Учитель по призванию, учитель талантливый... 2018. Т. 23. С. 113-114.
зеты Сибири «Амур», которую возглавлял с 1860 по 1861 гг. С 1879 г. был редактором и издателем иркутской газеты «Сибирь». Помимо этого, он принимал активное участие и в других сибирских газетах, таких как «Восточное обозрение», «Сибирская газета».
Выйдя из духовного сословия, Загоскин вступил на литературное поприще и стоял у истоков периодической печати в Сибири, с ним ассоциировалась эпоха зарождения и развития частной прессы. Став руководителем газеты «Сибирь», М.В. Загоскин указывал, что редакцию воспринимают как защитницу всех угнетенных и приниженных. Из-за этого редакции приходилось многое переносить от разного рода эксплуататоров и кулаков20. Современники отмечали организаторский талант Загоскина, который умело был применен им в газетном деле. Издание стало «средством объединения и борьбы слагавшейся партии.
Поэтому каждый сотрудник, каждый корреспондент с определенными взглядами рассмат-
21
ривался как сочлен организации, находил самое теплое отношение и готовность помочь»21. Загоскин вступал в переписку с влиятельными и авторитетными личностями, меценатами, чтобы поддерживать материальное положение издания. Например, И.Н. Сибиряков оказывал финансовую помощь органу. Михаил Васильевич привлекал многих деятелей печати к участию в газете, чтобы наполнять очередной номер незаурядными текстами. Это свидетельствует о наличии коммуникативных навыков, что было важно для журналистской деятельности Загоскина. И.И. Попов писал: «В этом несомненная заслуга литературной работы М.В. Он сумел сгруппировать вокруг себя лучшие общественные силы, а своей горячей юношеской верой в прогресс сумел поддержать не один десяток тех безызвестных тружеников»22. Умение объединять вокруг себя представителей интеллигенции, оказывать на них влияние было присуще интеллектуальному лидеру сообщества. Современники отмечали трудолюбие Загоскина, его нескончаемую силу и творческую энергию, направленную на редакционную деятельность23. Михаил Васильевич был неутомимым автором передовых статей для газеты «Сибирь»: «Он снова всецело отдается своей газете и работает в ней во всю ширь своей натуры. Почти каждый № он начинает своей передовицей. Отыскивает в разных захолустьях корреспондентов»24. Н.Н. Козьмин отмечал, что «то же призвание учителя в широком смысле этого слова влекло Загоскина на публицистическое поприще. Все его статьи написаны ясным, чрезвычайно простым языком и посвящены выяснению животрепещущих вопросов окружающей жизни. В них виден публицист-учитель, терпеливо объясняющий самые, казалось бы, элементарные, но еще непонятные малокультурному читателю вещи»25. К важному выводу пришли Н.П. Матханова и Н.Н. Родигина, изучив журналистское наследие нашего героя: «Духовное сословие, из которого вышел Загоскин и в котором у него оставались родственники и друзья, его нужды, заботы и интересы не стали чуждыми. Проблемам духовенства была посвящена особая статья, в которой Загоскин продуманно и со знанием дела характеризовал необеспеченность и "жалкое положение... белого духовенства" <...>. Горячо выступил он в печати и в защиту выходцев из духовного сословия, окончивших университеты»26. Исходя из этого, нами были выделены характерные для М.В. Загоскина профессиональные качества: литературный талант, преданность журналистике, трудолюбие, организаторские способности, умение привлечь возможных авторов из среды интеллигенции к сотрудничеству в газете, коммуникативные навыки.
Современниками идеализировался образ М.В. Загоскина, возводился в ранг опорных, значимых персон сибирской журналистики. Именование Загоскина «публицистом-учителем» свидетельствует о сакрализации его личности, придает ему черты интеллектуаль-
20 Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 480. Оп. 1. Д. 477. Л. 7.
21 Козьмин Н.Н. Очерки прошлого и настоящего Сибири. СПб., 1910. С. 203.
22 Попов И.И. Михаил Васильевич Загоскин: (Некролог) // Восточное обозрение. 1904. № 219. С. 2.
23 Козьмин Н.Н. Очерки прошлого и настоящего Сибири. СПб., 1910. С. 204.
24 Сорокалетний юбилей литературно-общественной деятельности Михаила Васильевича Загоскина: (Письмо из Иркутска) // Сибирская жизнь. 1898. № 240. С. 3.
25 Козьмин Н.Н. Очерки прошлого и настоящего Сибири. СПб., 1910. С. 189.
26 Матханова Н.П., Родигина Н.Н. «Учитель по призванию, учитель талантливый... 2018. Т. 23. С. 115.
ного лидера. Его личность упоминалась в статьях, посвященных истории прессы в Сибири, что свидетельствует о поколенческой связи и включении Загоскина в коллективную историческую память. Например, И.И. Попов, редактор газеты «Восточное обозрение», по случаю юбилея литературной деятельности М.В. Загоскина писал: «Это были неисправимые идеалисты, верившие в силу печатного слова и желавшие при помощи его перевоспитать русское общество и изменить общественные условия. <...> Благодаря их трудам и усилиям у нас на Руси явилась провинциальная печать, с которой уже приходится считаться, и которая одними признается за неизбежное "зло", другими за благодетельную необходимость»27. Редакционный коллектив «Сибирской жизни» отмечал, что главная заслуга М.В. Загоскина в том, что «он создал первый независимый печатный орган в Сибири и таким образом явился творцом сибирской прессы»28. Его именовали «общественной, дорогой собственностью»29, «ветераном окраинной печати», «пионером областного печатного слова»30. Выходец из духовного сословия М.В. Загоскин, вступив на журналистское поприще, сохранил заветы деятелей церкви: «Жизнь этого человека вся целиком представляет самоотверженное служение обществу и идеям высшего порядка. В ней полное отсутствие личных интересов, честолюбия, и непрерывная цепь самопожертвования, борьбы, огромного и плодотворного
31
труда» .
Серафим Серафимович Шашков, один из лидеров сибирского областничества, сыграл значительную роль в дореволюционной журналистике. Он сотрудничал как со столичными («Отечественные записки», «Век», «Неделя», «Современное слово»), так и с сибирскими изданиями («Восточное обозрение», «Сибирская газета», «Сибирь»). Как отмечено в биографическом очерке К.Д. Дубровского, отец С.С. Шашкова был священником одной из приходских церквей32. Он «представлял из себя редкое между тогдашним духовенством явление по своей начитанности: хорошо был знаком с литературой, следил за журналами»33. По заведенным порядкам Серафим Серафимович был отдан на воспитание в местную бурсу, т.е. духовное училище. По окончании он перешел в местную духовную семинарию34. Современники, высоко оценивавшие труды Серафима Серафимовича, писали: «До последнего времени он не оставлял пера и был отдан общественному служению как
35
писатель»35.
Применительно к нашему исследованию особый интерес представляет тот факт, что, обучаясь именно в духовной семинарии, Шашков уже тогда вступил на литературное поприще36. Так он писал об этом: «Принялся секретно ото всех писать прозаические статьи, начало которых и явилось в "Иркутских Ведомостях" 1858 г. <...>. Под статьей была моя полная подпись. Учителя <...> испугались за меня, думая, что мне за сочинение этой статьи достанется от начальства, и советовали попросить отца, чтобы он принял составление этой статьи на себя»37. По замечанию Шашкова, в статье ничего либерального не было, но «либерален был уже тот факт, что семинарист, мальчишка, осмелился заниматься тем, чем не полагается и печатается без дозволения о. ректора»38. Участие в светских газетах, журналах
27 Попов И.И. Михаил Васильевич Загоскин: [По случаю 40-летия литературной и общественной деятельности] // Восточное обозрение. 1898. № 126. С. 2.
28 Сорокалетний юбилей литературно-общественной деятельности Михаила Васильевича Загоскина: (Письмо из Иркутска) // Сибирская жизнь. 1898. № 240. С. 3.
29 ГАИО. Ф. 480. Оп. 1. Ед. хр. 541. Л. 1 об.
30 Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 580. Д. 49. Оп. 1. Л. 1.
31 Козьмин Н.Н. Очерки прошлого и настоящего Сибири. СПб., 1910. С. 228.
32 Дубровский К.В. Рожденные в стране изгнания: [биографические очерки]. Петроград, 1916. С. 157.
33 [Романов Н.С.] Мокеев Н. Памяти иркутянина-писателя С.С. Шашкова: (Биографический очерк): [К 30-летию со дня смерти писателя] // Сибирский архив. 1913. № 3. С. 145.
34 Дубровский К.В. Рожденные в стране изгнания: [биографические очерки]. Петроград, 1916. С. 157.
35 Серафим Серафимович Шашков: Некролог // Восточное обозрение. 1882. № 23. С. 15.
36 Шашков С.С. Буряты Иркутской губернии: их нравы, обычаи, верования, легенды и песни // Иркутские губернские ведомости. 1858. № 11, 13, 18.
37 Автобиография С.С. Шашкова // Восточной обозрение. 1882. № 32. С. 12.
38 Автобиография С.С. Шашкова. 12.
не предполагалось для выходца из духовного сословия, чей жизненный сценарий во многом был уже предопределен. Шашков был одним из тех, кто еще с семинарской скамьи начинал отходить от сословных рамок, накладываемых на варианты его социальной активности.
По замечанию М.В. Шиловского, в Иркутске происходит складывание его общественно-политических взглядов: «Основными центрами общественной жизни Иркутска являлись частная библиотека М.П. Шестунова, редакции газет "Иркутские губернские ведомости" и "Амур". В библиотеке Серафим Серафимович приобщился к литературе, отражавшей актуальные проблемы внутренней жизни»39.
Несмотря на первое сотрудничество с губернскими ведомостями и получение литературного опыта, Шашков в 1860 г. все же закончил духовную семинарию и был отправлен продолжить обучение в Казанской Духовной академии40. Вышеупомянутый К.Д. Дубровский писал: «В академии Шашков пробыл только один год. Схоластика воспитания претила ему, к предстоящей впереди завидной духовной карьере совершенно не лежала душа юноши, который мечтает об университетской скамье и жизни в столице»41. Но в академии Шашкова удерживал его преподаватель-сибиряк А.П. Щапов, который советовал ему продолжать изучать историю, а в дальнейшем занять кафедру. А.П. Щапов был арестован за выступление на панихиде по крестьянам села Бездна. Шашков принял активное участие в ее подготовке и проведении, за что также был исключен из академии42.
Начало его литературной деятельности, как и М.В. Загоскина, совпало с великими либеральными реформами XIX в. По замечанию его современников, Серафим Серафимович «принадлежал к тому разряду молодых писателей Сибири, которых выдвинули 60-е годы и которые посвящали свои силы служению родины»43. Служение родине, преданное отношение к журналистскому труду были эталонными характеристиками сотрудника печати.
Современники высоко отзывались о С.С. Шашкове, его журналистских качествах. Н.М. Ядринцев, друг и соратник Серафима Серафимовича, который вместе с ним отбывал ссылку по делу «о сибирских сепаратистах» в Шенкурске, писал: «Дарования С.С. Шашкова сказались в детстве. В Иркутске он уже писал стихи и сатиры <...>. Когда мы познакомились с ним в Петербурге, он уже успел поместить кое-что в тогдашнем журнале "Век" <...>. К этому времени относится его монография о шаманстве в Сибири, напечатанная в записках Императорского географического общества; мы нашли Серафима Серафимовича <...> серьезным и весьма трудолюбивым юношей. Он основательно знал уже немецкий язык и читал много путешествий; кроме того, у него было основательное знание истории и привычка заниматься научной литературой. После Потанина это был самый образованный из моих земляков того времени. Способности у него были блестящие, память изумительная и трудолюбие замечательное»44. Н.С. Романов писал: «Он работал, как немногие, упорно, усидчиво, читая массу книг, составляя множество статей по разным вопросам. Это был вполне добросовестный труженик писатель, обладавший большой начитанностью и памятью»45. Как видим, С.С. Шашков выгодно отличался от других сибирских авторов наличием профессионального опыта сотрудничества в столичных изданиях, высоким уровнем трудоспособности, знанием иностранных языков, образовательным уровнем, начитанностью. Участие Шашкова в литературных вечерах было одним из способов вхождения в
39 Шиловский М.В. «Вся жизнь его сосредотачивалась в умственном труде.» С.С. Шашков (1841-1882) // Судьбы, связанные с Сибирью. Новосибирск, 2007. С. 292.
40 Дубровский К.В. Рожденные в стране изгнания: [биографические очерки]. Петроград, 1916. С. 158.
41 Там же. С. 158.
42 Шиловский М.В. «Вся жизнь его сосредотачивалась в умственном труде ....... Новосибирск, 2007. С. 293.
43 Серафим Серафимович Шашков: Некролог // Восточное обозрение. 1882. № 23. С. 15.
44 Ядринцев Н.М. Воспоминания // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1979. Т. 4 / сост. Н.Н. Яновский. С. 308-309.
45 [Романов Н.С.] Мокеев Н. Памяти иркутянина-писателя С.С. Шашкова: (Биографический очерк): [К 30-летию со дня смерти писателя] // Сибирский архив. 1913. № 3. С. 150.
журналистскую социопрофессиональную группу46. Данные характеристики влияли на его статус в сообществе сибирских журналистов второй половины XIX в.
В ссылке по делу «о сибирских сепаратистах» Шашков продолжил свое сотрудничество со столичными изданиями. Вместе с Н.М. Ядринцевым они думали над возможными темами для статей, источниками для их написания, газетами, журналами, с которыми стоило сотрудничать, рассуждали о необходимости развития печати на их родине, в Сибири: «Литературное имя его росло, он стал видным сотрудником журнала "Дело", и ни одна книга не появлялась без его статей»47. Примечательно, что благодаря выработанному подходу в общении с редакторами и «постоянно мягкому и терпеливому обращению»48 материальное положение Серафима Серафимовича было более благоприятным, чем у Н.М. Ядринцева.
Полученное образование, любовь к учению, книге дали возможность стать Шашкову знаменитым журналистом, чьи труды были востребованы, как среди читателей, так и среди его коллег. Его соратники отзывались о нем, как о честном и всегда верном своим убеждениям литературном деятеле49. По отбыванию ссылки в Шенкурске Шашков поселился в Новгороде, где продолжал работать и публиковать свои тексты на страницах периодических изданий. «В истории Сибири имя С.С. Шашкова стоит наряду с крупными именами Н.М. Ядринцева, М.В. Загоскина, А.П. Щапова, Г.Н. Потанина»50.
Другим видным деятелем сибирской журналистики является Петр Иванович Макушин, который окончил Пермскую семинарию, а в дальнейшем поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Он принимал активное участие в создании и развитии периодических изданий Сибири. Был издателем томской «Сибирской газеты», а также газетной цепочки «Томского Справочного листка» - «Томского листка» - «Сибирской жизни». Последний орган прессы превратился в одну из самых влиятельных и популярных газет в начале ХХ в.
Еще с детства у Петра Ивановича развивалась тяга к просвещению. Макушин писал: «Лекции и, главным образом, знакомство путем чтения с литературой под руководством незабвенных профессора семинарии Алексея Никифоровича Моригеровского, а потом ректора семинарии архимандрита Вениамина (Корелина), год от года расширяли мой умственный горизонт, уясняли причины существующих безобразий и охлаждали иллюзионную мечту быть полезным народу в качестве "доброго пастыря"»51. Полученное образование, знакомство с преподавателями, близкое общение с ними, чтение книг также повлияли на становление Макушина в качестве общественного деятеля. Макушин указывал: «Знание ведет за собою самосознание и сознание своих прав, желание и умение постоять за них» 52. Окончание Петербургской духовной академии сулило ему возможность карьерного роста в рамках научной и преподавательской деятельности в духовном учреждении. Однако на тот момент появилась возможность отправиться на Алтай для распространения и утверждения там христианства. В числе миссионеров был и П.И. Макушин. На Петра Ивановича повлияла «созидательная эпоха освободительных реформ Александра II; эпоха необычного подъема духа, широкой общественной инициативы, юношеского пыла и увлечения»53. Полуголодное, нищенское существование преподавателя миссионерского училища на Алтае вынудило Макушина изменить свою жизнь54.
46 Ядринцев Н.М. Серафим Серафимович Шашков // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1980. Т. 5 / сост. Н.Н. Яновский. С. 146.
47 Там же. С. 151.
48 Письма Николая Михайловича Ядринцева Г.Н. Потанину (с 20 февраля 1872 г. по 8 апреля 1873 г.) // Сибирские записки. Красноярск, 1918. Вып. 1. С. 174.
49 Памяти Шашкова: [Некролог] // Сибирская газета. 1882. № 40. С. 961.
50 [Романов Н.С.] Мокеев Н. Памяти иркутянина-писателя С.С. Шашкова: (Биографический очерк): [К 30-летию со дня смерти писателя] // Сибирский архив. 1913. № 3. С. 152.
51 Карташова Т.П. Фонд П.И. Макушина в ТОКМ // Пётр Иванович Макушин: новый взгляд на легенду: коллективная монография / отв. ред. С.Н. Лютов. Новосибирск, 2018. С. 126-127.
52 Там же. С. 127.
53 Полувековой юбилей П.И. Макушина, 1866-1916 гг. 25 марта. Томск, 1917. С. 5.
54 Ястребов И. (Иннокентий). Миссионер высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский // Православный собеседник. Казань, 1898. № 11. С. 496-500.
Петр Иванович переехал в Томск, где принимал самое активное и деятельное участие в общественной жизни региона: был смотрителем духовного училища, гласным городской думы, основателем «Общества попечения о начальном образовании», основателем книжного магазина, публичной библиотеки. Тем самым, «в П.И. Макушине мы имеем <...> образец практического общественного деятеля, богато одаренного личной инициативой, энергией, настойчивостью и упорством»55.
Сферой его интересов также стала и периодическая печать как инструмент воздействия на читательскую аудиторию с целью всестороннего развития и просвещения. Сотрудники газеты «Сибирская жизнь» по случаю 50-летия общественной деятельности Макушина отмечали: «Мрак, окутывающий жизнь Сибири десятилетия тому назад, властно требовал света и гласности. И вам, в ряду очень немногих поборников гласности, в то время пришла счастливая мысль создать местный орган печати»56. Современники характеризовали Маку-шина основателем периодики, именовали его одним из «пионеров прогрессивной сибирской
57
печати».
Выступая инициатором издания газет в Томске, Петр Иванович создавал коммуникативную площадку между обществом, редакцией, властью с целью освещения злободневных проблем, просвещения населения, его развития. Касательно издания газеты «Сибирская жизнь», П.И. Макушин отмечал: «Представители прогрессивной политической мысли нашли в газете орган, через который они могли более или менее откровенно, а иногда хотя эзоповским языком, делиться своими чаяниями и мечтами о новой жизни, вскрывая общественные язвы и бичуя произвол и насилие»58. Имея организаторские, коммуникативные, публичные навыки, к участию в газетах он привлекал авторитетных авторов, «лучших литературных элементов, рассеянных по разным местам громадной Сибири»59. Следует отметить, что Макушин в профессиональном сообществе журналистов второй половины XIX - начале ХХ в. приобрел статус издателя, организатора периодической печати в Сибири. «Сибирская газета», «Сибирская жизнь» являлись одними из самых популярных газет в читательской аудитории региона. Сам Петр Иванович не всегда был увлечен именно журналистской деятельностью. Как отмечает А.В. Адрианов, сотрудник «Сибирской газеты»: «Нет выхода другого, как уломать Макушина быть редактором; он прежде не сдавался на эти просьбы, но, может быть, сдастся теперь, в виду критич<еских> обстоя-тельств»60. Периодически он публиковал статьи, в которых настаивал на увеличении образовательного уровня населения Сибири, писал об открытии университета, библиотек, народного «Дома науки». Тем самым, печать для выходца из среды «поповичей» выступала общественным рупором духовного становления читательской аудитории.
Биографии трех видных деятелей сибирской журналистики имеют схожие характеристики - выходцы из духовного сословия, получившие высокий уровень образования. Идеи просвещения сибирского населения, пробуждения общественной инициативы, всестороннего развития в широком смысле этого слова М.В. Загоскин, С.С. Шашков, П.И. Макушин пытались реализовать через преподавательскую деятельность, учреждение образовательных заведений, библиотек, книжных магазинов, а также посредством публикации текстов и сотрудничества в периодической печати. Значительное влияние на успех героев статьи в мире журналистики оказали их образовательный уровень, коммуникативные навыки, тяга к книге, учению, которая с юных лет прививалась им, умение литературно и грамотно излагать свои мысли в различных жанрах. Дух XIX в., эпоха либеральных реформ, увеличение значения периодической печати в государстве, регионе, возрастающая актив-
55 Юбилей личной инициативы // Восточное обозрение. 1891. № 13. С. 2-3.
56 От редакции и сотрудников «Сибирской жизни» // Сибирская жизнь. 1916. № 69. С. 4.
57 Там же. С. 4.
58 Макушин П.И. Газетно-издательская деятельность во времена царизма. (Глава из воспоминаний) // Северная Азия. 1928. № 2. С. 97.
59 Макушин П.И.: К 40-летию общественной деятельности // Сибирская жизнь. 1906. № 67. С. 2.
60 Адрианов А.В. «Дорогой Григорий Николаевич.»: письма Г.Н. Потанину / сост., публ. Н.В. Васенькин. Томск, 2007. С. 43.
ность местной интеллигенции также приобщили их к общественной жизни, к печати как инструменту, способному оказать влияние на образованную публику. Духовное сословие поставляло кадры для региональной интеллигенции, в т.ч. и для формирующегося в изучаемый период сообщества журналистов. Полученные нами выводы позволили расширить рамки представлений о конструировании и сословной принадлежности представителей профессионального сообщества журналистов во второй половине XIX в.
Литература
АдриановА.В. «Дорогой Григорий Николаевич...»: письма Г.Н. Потанину / сост., публ. Н.В. Васенькин. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2007. 288 с.
Гольдфарб С.И. Газетное дело в Сибири (XIX - начало XX в.). Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2002. 312 с.
Дубровский К.В. Рожденные в стране изгнания: [биографические очерки]. Петроград: Типография «Виктория», 1916. 255 с.
Ермолинский Л.Л. Сибирские газеты 70-80-х гг. XIX в. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 136 с.
Есипова В.А Работа чиновников томского губернского правления над выпуском «Томских губернских ведомостей» // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2019. Т. 18. Вып. 6. С. 30-38.
Жилякова Н.В. Журналистика города Томска (XIX - начало ХХ в.): становление и развитие. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2011. 446 с.
Карташова Т.П. Расчётливое просветительство: П.И. Макушин, И.Д. Сытин и сельские библиотеки Томской губернии // Исторический курьер. 2018. № 2. Статья 8. URL: http:// istkurier.ru/data/2018/ISTKURIER-2018-2-08.pdf
Карташова Т.П. Фонд П.И. Макушина в ТОКМ // Пётр Иванович Макушин: новый взгляд на легенду: коллективная монография / отв. ред. С.Н. Лютов. Новосибирск, 2018. С. 105-132.
Козьмин Н.Н. Очерки прошлого и настоящего Сибири. СПб.: Типогр. «Печатный труд», 1910. VI. 266 с.
Любимов Л.С. История сибирской печати. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1982. 79 с.
Любимов Л.С. Российская журналистика прирастала Сибирью // 150 лет периодической печати в Сибири: мат-лы регион. науч. конф., посвященной 150-летию издания в Сибири «Губернских ведомостей» (Томск, 19-20 апреля 2007 г.). Томск: ТМЛ-Пресс, 2007. C. 7-12.
Макушин П.И. Газетно-издательская деятельность во времена царизма. (Глава из воспоминаний) // Северная Азия. 1928. № 2. С. 91-100.
Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становления современного самосознания в России / пер. с англ. А.Ю. Полунов. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 448 с.
Матханова Н.П., Родигина Н.Н. «Да хорошо ли мы знаем ту крохотную частичку земли, на которой сами живем?»: Учебник по родиноведению М.В. Загоскина (1870 год) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018. Т. 17. № 1: История. С. 29-41.
Матханова Н.П., Родигина Н.Н. «Учитель по призванию, учитель талантливый, стоявший на высоте современного просвещения»: М.В. Загоскин как педагог эпохи либеральных реформ // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: История. 2018. Т. 23. С. 112-126.
Мокеев Н. [Романов Н.С.] Памяти иркутянина-писателя С.С. Шашкова: (Биографический очерк): [К 30-летию со дня смерти писателя] // Сибирский архив. 1913. № 3. С. 145-153.
Нетужилов Е.К. Церковная периодическая печать в 60-70-е годы XIX в.: проблемы развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 2, вып. 4. С. 91-102.
Нетужилов К.Е. Епархиальная периодическая печать в дореволюционной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 7. №. 21-1. С. 174-182.
Письма Николая Михайловича Ядринцева Г.Н. Потанину (с 20 февраля 1872 г. по 8 апреля 1873 г.) // Сибирские записки. Красноярск, 1918. Вып. 1. 232 с.
Подольская Л.Я. В.И. Вагин - исследователь, публицист, библиофил. Иркутск: Иркут. обл. гос. универс. науч. б-ка им. И.И. Молчанова-Сибирского, 2006. 170 с.
Полувековой юбилей П.И. Макушина, 1866-1916 гг. 25 марта. Томск: Типогр. Приюта и Дома, 1917. 177 с.
Родигина Н.Н., Козлова И.С. Повседневная жизнь сибирских журналистов второй половины XIX - начала ХХ в.: методология исследова-ния // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 84-89.
Сесюнина М.Г. Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев - идеологи сибирского областничества: (к вопросу о классовой сущности сибирского областничества второй половины XIX в.). Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1974. 138 с.
Симонова Н.Б. «Газетные люди» в России в конце XIX - начале ХХ века // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2013. Т. 12. Вып. 10: Журналистика. С. 17-22.
Симонова Н.Б. Информационное пространство Сибири второй половины XIX века: особенности формирования // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Журналистика. 2012. Т. 11. Вып. 11. С. 11-19.
Тимофеева Ю.В. Петр Иванович Макушин: Человек - легенда (Историографический обзор работ, посвященных П.И. Макушину) // Пётр Иванович Макушин: новый взгляд на легенду: коллективная монография / отв. ред. С.Н. Лютов. Новосибирск: Гос. публ. науч-тех. б-ка СО РАН, 2018. С. 21-52.
Троицкий А. Епархиальные ведомости // Православная энциклопедия. Т. XVI. М.: Церков.-науч. центр «Православная энцикл.», 2007. С. 493-497.
Цыпин В. Духовенство // Православная энциклопедия. М.: Церков.-науч. центр «Православная энцикл.», 2007. Т. XVI. С. 374-390.
Чередниченко И.Г. Николай Михайлович Ядринцев - публицист, теоретик и организатор провинциальной печати. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. тех. ун-та, 1999. 180 с.
Чернова (Козлова) И.С. Становление профессионального сообщества сибирских журналистов во второй половине XIX - начале ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2020. № 1. С. 57-63.
Шевцов В.В. «Томские губернские ведомости» (1857-1917 гг.) в социокультурном и информационном пространстве Сибири. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2012. 414 с.
Шевцов В.В., Карташова Т.П. Инвестиционно-предпринимательская деятельность П.И. Макушина в области культуры и просвещения (по материалам томских архивов и периодической печати) // Сибирские исторические исследования. 2016. № 2. С. 96-110.
Шиловский М.В. «Вся жизнь его сосредотачивалась в умственном труде.» С.С. Шашков (1841-1882) // Судьбы, связанные с Сибирью. Новосибирск, 2007. С. 291-308.. В англ. варианте эта статья есть.
Шиловский М.В. «Полнейшая самоотверженная преданность науке»: Г.Н. Потанин. Биографический очерк. Новосибирск: ИД «Сова», 2004. 241 с.
Шиловский М.В. «Сейте разумное, доброе, вечное.» М.В. Загоскин (1830-1904) // Судьбы, связанные с Сибирью: биографические очерки. С. 91-101.
Ядринцев Н.М. Воспоминания // Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное изд-во, 1979. Т. 4. С. 253-342.
Ядринцев Н.М. Статьи, рецензии, воспоминания о писателях // Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Зап.-Сиб. книж. изд-во, 1980. Т. 5. С. 21-154.
Ястребов И. (Иннокентий). Миссионер высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский // Православный собеседник. Казань, 1898. № 11. С. 486-522.
References
Adrianov, A.V. (2007). "Dorogoy Grigoriy Nikolayevich..: Pisma G.N. Potaninu ["Dear Grigory Nikolaevich...": Letters to G.N. Potanin]. Comp., publ. N.V. Vasenkin. Tomsk, Izdatelstvo Tomskogo Universiteta, 288 p.
Cherednichenko, I.G. (1999). Nikolay Mikhaylovich Yadrintsev - publitsist, teoretik i organi-zator provintsialnoy pechati [Nikolai Mikhailovich Yadrintsev is a Publicist, Theorist and Organizer of the Provincial Press]. Irkutsk, Izdatelstvo Irkutskogo Universiteta, 180 p.
Chernova (Kozlova), I.S. (2020). Stanovleniye professional'nogo soobshchestva sibirskikh zhurnalistov vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. [Formation of the Professional Community of Siberian Journalists in the Second half of the 19th - early 20th Centuries]. In Gumanitarnyye nauki v Sibiri. No. 1, pp. 57-63.
Dubrovsky, K.V. (1916). Rozhdennyye v strane izgnaniya: [biograficheskiye ocherki] [Born in the Country of exile: [Biographical Essays]]. Petrograd, Printing house "Victoria", pp. 104-123.
Goldfarb, S.I. (2002). Gazetnoye delo v Sibiri (XIX - nachalo XX v.) [Newspaper Business in Siberia (19th - beginning of 20th Century)]. Irkutsk, Izdatelstvo Irkutskogo universiteta, 312 p.
Kartashova, T.P. (2018). Fond P.I. Makushina v Tomskom oblastnom krayevedcheskom muzeye [Fund P.I. Makushina in Tomsk Regional Museum of Local Lore]. In Potr Ivanovich Makushin: novyy vzglyad na legendu: kollektivnaya monografiya. Ed. S.N. Lyutov. Novosibirsk, SPSL SB RAS, pp. 105-132.
Kartashova, T.P. (2018). Raschotlivoye prosvetitelstvo: P.I. Makushin, I.D. Sytin i selskiye biblioteki Tomskoy gubernii [Calculative Enlightenment: P.I. Makushin, I.D. Sytin and Rural libraries of Tomsk Province]. In Istoricheskiy kurier. No. 2, article 8. URL: http://istkurier.ru/data/ 2018ZISTKURIER-2018-2-08.pdf
Kozmin, N.N. (1910). Ocherki proshlogo i nastoyashchego Sibiri [Essays on the Past and Present of Siberia]. St. Petersburg, Printing House "Printed Work", VI, 266 p.
Lyubimov, L.S. (1982). Istoriya sibirskoy pechati [History of the Siberian Press]. Irkutsk, Izda-telstvo Irkutskogo Universiteta, 79 p.
Lyubimov, L.S. (2007). Rossiyskaya zhurnalistika prirastala Sibir'yu [Russian Journalism Grew in Siberia]. In 150 let periodicheskoy pechati Sibiri: materialy regionalnoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 150-letiyu izdaniya v Sibiri "Gubernskikh vedomostey". Tomsk, pp. 7-12.
Makushin, P.I. (1928). Gazetno-izdatelskaya deyatelnost vo vremena tsarizma (Glava iz vospominaniy) [Newspaper-Publishing Activities During the Tsarist Era (Chapter From Memoirs)]. In North Asia. No. 2, pp. 91-100.
Manchester, L. (2015). Popovichi v miru: dukhovenstvo, intelligentsiya i stanovleniya sovre-mennogo samosoznaniya v Rossii [Popovich in the World: the Clergy, Intelligentsia and the Formation of Modern Identity in Russia]. Trans. from English A.Yu. Polunov. Moscow, Novoe Literaturnoe Obozrenie, 448 p.
Matkhanova, N.P., Rodigina, N.N. (2018). "Da khorosho li my znayem tu krokhotnuyu chas-tichku zemli, na kotoroy sami zhivem?": Uchebnik po rodinovedeniyu M.V. Zagoskina (1870 god) ["But do we Well know that Tiny Piece of Land on Which we Ourselves Live?": M.V. Zagoskin (1870)]. In Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: History, Philology, vol. 17. No. 1, pp. 29-41.
Matkhanova, N.P., Rodigina, N.N. (2018). "Uchitel po prizvaniyu, uchitel talantlivyy, stoy-avshiy na vysote sovremennogo prosveshcheniya": M.V. Zagoskin kak pedagog epokhi liberalnykh reform ["A Vocation Teacher, a Talented Teacher who Stood at the Height of Modern Enlightenment": M.V. Zagoskin as a Teacher in the Era of Liberal Reforms]. In Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: History, vol. 23, pp. 112-126.
Mokeev, N. [Romanov, N.S.]. (1913). Pamyati irkutyanina-pisatelya S.S. Shashkova: (Biograficheskiy ocherk): [K 30-letiyu so dnya smerti pisatelya] [In Memory of the Irkutian Writer S.S. Shashkov: (Biographical Sketch): [On the 30th Anniversary of the Writer's Death]]. In Sibirskiy arkhiv. No. 3, pp. 145-153.
Netuzhilov, E.K. (2006). Tserkovnaya periodicheskaya pechat v 60-70-ye gody XIX v.: prob-lemy razvitiya [Church Periodicals in the 60-70s of the 19th Century: Problems of Development]. In Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 2. Iss. 4, pp. 91-102.
Netuzhilov, K.E. (2006). Yeparkhialnaya periodicheskaya pechat v dorevolyutsionnoy Rossii [Diocesan Periodicals in Pre-Revolutionary Russia]. In Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. Vol. 7. No. 21-1, pp. 174-182.
(1918). Pisma Nikolaya Mikhaylovicha Yadrintseva G.N. Potaninu (s 20 fevralya 1872 g. po 8 aprelya 1873 g.) [Letters of Nikolai Mikhailovich Yadrintsev G.N. Potanin (From February 20, 1872 to April 8, 1873)]. In Sibirskiye zapiski. Krasnoyarsk, vol. 1, 232 p.
Podolskaya, L.Ya. (2006). V.I. Vagin - issledovatel, publitsist, bibliofil [V.I. Vagin is a Researcher, Publicist, Bibliophile]. Irkutsk, Irkutskaya Oblastnaya Gosudarstvennaya Universal-naya Nauchnaya Biblioteka Imeni I.I. Molchanova-Sibirskogo, 170 p.
(1917). Poluvekovoy yubiley P.I. Makushina, 1866-1916 gg. 25 marta [The Half-Century anniversary of P.I. Makushin, 1866-1916 March 25.]. Tomsk, 177 p.
Rodigina, N.N., Kozlova, I.S. (2017). Povsednevnaya zhizn sibirskikh zhurnalistov vtoroy poloviny XIX - nachala XX veka: metodologiya issledovaniya [Everyday Life of Siberian Journalists of the Second Half of the 19th- Beginning of the 20th Century: Methodology of Research]. In Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 2, pp. 84-89.
Sesyunina, M.G. (1974). G.N. Potanin i N.M. Yadrintsev - ideologi sibirskogo oblastnichestva (k voprosu o klassovoy sushchnosti sibirskogo oblastnichestva vtoroy poloviny XIX v.) [G.N. Potanin and N.M. Yadrintsev - Ideologists of the Siberian Regional Population (on the Issue of the Class Nature of the Siberian Regional Population of the Second half of the 19 th Century)]. Tomsk, Izdatelstvo Tomskogo Universiteta, 138 p.
Shevtsov, V.V. (2012). "Tomskiye gubernskiye vedomosti" (1857-1917 years) v sotsio-kulturnom i informatsionnom prostranstve Sibiri ["Tomskiye Gubernskiye Vedomosti" (18571917 years) in Socio-Cultural and Information Space of Siberia]. Tomsk, Izdatelstvo Tomskogo Universiteta, 414 p.
Shevtsov, V.V., Kartashova, T.P. (2016). Investitsionno-predprinimatelskaya deyatelnost P.I. Makushina v oblasti kultury i prosveshcheniya (po materialam tomskikh arkhivov i periodich-eskoy pechati) [Investment and Entrepreneurial Activity P.I. Makushina in the Field of Culture and Education (Based on Materials from Tomsk Archives and Periodicals)]. In Sibirskiye istoricheskiye issledovaniya. No. 2, pp. 96-110.
Shilovsky, M.V. (2004). "Polneyshaya samootverzhennaya predannost nauke": G.N. Potanin. Biograficheskiy ocherk ["The Most Selfless Devotion to Science": G.N. Potanin. Biographical Sketch]. Novosibirsk, "Sova", 241 p.
Shilovsky, M.V. (2007). "Seyte razumnoye, dobroye, vechnoye..." M.V. Zagoskin (1830-1904) ["Sow the Rational, the Good, the Eternal ..." M.V. Zagoskin (1830-1904)]. In Sudby, svyazannyye s Sibiryu: Biograficheskiye ocherki. Novosibirsk, "Sova", pp. 91-101.
Shilovsky, M.V. (2007). "Vsya zhizn yego sosredotachivalas v umstvennom trude..." S.S. Shashkov (1841-1882) [His Whole Life was Concentrated in Mental Work ..." S.S. Shashkov (1841-1882)]. In Sudby, svyazannyye s Sibiryu: Biograficheskiye ocherki. Novosibirsk, "Sova", pp. 291-308.
Simonova, N.B. (2012). Informatsionnoye prostranstvo Sibiri vo vtoroy polovine XIX veka: osobennosti formirovaniya [The Information Space of Siberia in the Second Half of the 19th Century: Features of Formation]. In Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Zhurnalistika. Vol. 11. No. 11, pp. 11-19.
Simonova, N.B. (2013). "Gazetnye ludi" v Rossii v kontse 19 - nachale 20 veka ["Newspaper People" in Russia at the end of the 19th - Beginning of the 20th Century]. In Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Istoriya, filologiya. Vol. 12. No. 10: Zhurnalistika, pp. 17-22.
Timofeyeva, Yu.V. (2018). Petr Ivanovich Makushin: Chelovek - legenda (Istoriograficheskiy obzor rabot, posvyashchennykh P.I. Makushinu) [Pyotr Ivanovich Makushin: Man is a Legend (Historiographical Review of Works Devoted to P.I. Makushin)]. In Potr Ivanovich Makushin:
novyy vzglyad na legendu: kollektivnaya monografiya. Ed. S.N. Lyutov. Novosibirsk, SPSL SB RAS, pp. 21-52.
Troitsky, A. (2007). Yeparkhialnyye vedomosti [Diocesan Sheets]. In Pravoslavnaya entsiklo-pediya. Moscow, Church scientific. Center "Orthodox Encycl.". Vol. XVI, pp. 493-497.
Tsypin, V. (2007). Dukhovenstvo [Clergy]. In Pravoslavnaya entsiklopediya. Moscow, Church scientific. Center "Orthodox Encycl.". Vol. XVI, pp. 374-390.
Yadrintsev, N.M. (1979). Vospominaniya [Memoirs]. In Literaturnoye nasledstvo Sibiri [Literary Heritage of Siberia]. Comp. N.N. Yanovsky. Novosibirsk, West Siberian Book Publishing House, vol. 4, pp. 253-342.
Yadrintsev, N.M. (1980). Stati, retsenzii, vospominaniya o pisatelyakh [Articles, Reviews, Memories of Writers]. In Literaturnoye nasledstvo Sibiri. Novosibirsk, Zapadno-Sibirskoye knizh-noye izdatelstvo. Vol. 5, pp. 21-154.
Yastrebov, I. (Innokenty). (1898). Missioner vysokopreosvyashchenneyshiy Vladimir, arkhiyepiskop Kazanskiy i Sviyazhskiy [The Missionary, His Eminence Vladimir, Archbishop of Kazan and Sviyazhsky]. In Pravoslavnyy sobesednik. Kazan. No. 11, pp. 486-522.
Yermolinsky, L.L. (1985). Sibirskie gazety 70-80 godov XIX v. [Siberian Newspapers of 70-80-ies of 19th Century]. Irkutsk, Izdatelstvo Irkutskogo Universiteta, 136 p.
Yesipova, V.A. (2019). Rabota chinovnikov tomskogo gubernskogo upravleniya nad vypuskom „Tomskikh gubernskikh vedomstey [The Work of Officials of the Tomsk Provincial Administration Over the Issue of "Tomsk Provincial Bulletin"]. In Vestnik Novosibirskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Ser.: History, Philology. Vol. 18. No. 6, pp. 30-38.
Zhilyakova, N.V. (2011). Zhurnalistika goroda Tomska (XIX - nachalo XX veka) stanovlenie i razvitie [Journalism in Tomsk (19th - early 20th Century): Formation and Development]. Tomsk, Izdatelstvo Tomskogo Gosudarstvennogo Universiteta, 446 p.
Статья поступила в редакцию 03.03.2020 г.