Научная статья на тему 'Выходные сведения издания: требования и нарушения'

Выходные сведения издания: требования и нарушения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6068
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Климова М. А.

Требования к составу выходных сведений книжных, периодических и продолжающихся, нотных, листовых, информационных и электронных изданий, оформлению выходных сведений и порядку расположения на элементах изданий регулируются ГОСТами. В статье изложены основные требования к выходным данным изданий на основе следующих ГОСТов: ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения» выходные сведения книжных, периодических и продолжающихся, нотных, листовых изданий; ГОСТ 7.23 -96 СИБИД «Издания информационные. Структура и оформление»; ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выходные сведения издания: требования и нарушения»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛиРОВАНиЕ

ВЫХОДНЫЕСВЕДЕНИЯ ИЗДАНИЯ: ТРЕБОВАНИЯ И НАРУШЕНИЯ

М. А. КЛИМОВА,

кандидат экономических наук, доцент, независимый консультант по налогообложению

Общие правила оформления. Требования к составу выходных сведений книжных, периодических и продолжающихся, нотных, листовых, информационных и электронных изданий, оформлению выходных сведений и порядку расположения на элементах изданий регулируются ГОСТами. В настоящее время применяются следующие государственные стандарты, определяющие требования к выходным данным изданий:

ГОСТ Р 7.0.4—2006 «Издания. Выходные сведения» — выходные сведения книжных, периодических и продолжающихся, нотных, листовых изданий;

ГОСТ 7.23 — 96 СИБИД «Издания информационные. Структураи оформление»;

ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».

Применение ГОСТов обязательно для издательств и полиграфических предприятий всех форм собственности и организационно-правовых форм независимо от подчиненности.

Выходными сведениями книжного издания являются:

— Международный стандартный номер сериального издания (ISSN);

— надзаголовочные данные;

— имя автора (соавторов);

— заглавие издания;

— подзаголовочные данные;

— выходные данные;

— сведения об издании, с которого сделан перевод или перепечатка;

— классификационные индексы (УДК и ББК);

— авторский знак;

— Международный стандартный номер книги (ISBN);

— знак охраны авторского права;

— надвыпускные данные;

— выпускные данные.

Надзаголовочные данные книжного издания содержат:

— наименование организации, от имени или при участии которой выпускается издание;

— заглавие серии;

— сведения, поясняющие заглавие серии;

— год основания серии;

— номер выпуска серии;

— заглавие подсерии;

— сведения, поясняющие заглавие подсерии;

— год основания подсерии;

— номер выпуска подсерии;

— сведения о лицах, принимающих участие в создании серии, подсерии.

Надзаголовочные данные приводят перед именем автора, заглавием издания на титульной странице или на заменяющем ее элементе издания (обложке, переплете).

Наименование организации, от имени или при участии которой выпускается издание, приводят в официально установленной форме.

Сведения о серии (подсерии) указывают в единообразной форме во всех выпусках серии (подсерии). В качестве года основания серии, подсерии приводят год издания первого выпуска данной серии (подсерии). Имена лиц, принимающих участие в создании серии (подсерии), приводят со словами, указывающими на характер их работы (например, «Редакционная коллегия серии», «Главный редактор серии» и т. д.). Год основания серии (подсерии), сведения о лицах, принимающих участие в создании серии (подсерии), могут быть перенесены на контртитул, обороттитульного листа.

Имя автора приводят в форме, которая установлена автором или издателем. Имена соавторов приводят в принятой ими последовательности.

Имя автора (двух, трех соавторов) приводят над заглавием издания на титульной странице или на заменяющем ее элементе издания. Если соавторов четыре и более, их имена помещают на обороте титульного листа. Перед именами соавторов на обороте титульного листа приводят слова «Авторы», «Авторский коллектив» и т. п. Полное имя автора (соавторов) приводят в надвыпускных данных.

Заглавие издания приводят в том виде, в котором оно установлено автором или издателем. Не используют малоинформативные типовые заглавия, состоящие из слов «Каталог», «Бюллетень», «Труды», «Научные труды», «Ученые записки» и т. п. К ним добавляют в родительном падеже наименование организации, ответственной за выпуск издания. Заглавие издания приводят на титульной странице или на заменяющем ее элементе издания.

Подзаголовочные данные книжного издания содержат сведения:

— поясняющие заглавие;

— о виде издания, жанре произведения, читательском адресе и целевом назначении издания;

— об утверждении издания в качестве учебного пособия, учебника или официального издания;

— о языке текста, с которого переведено произведение, и имени переводчика;

— о составителе, ответственном (научном) редакторе, авторе предисловия, послесловия, комментариев, переводчике, иллюстраторе, других лицах, принимавших участие в создании издания;

— о составе редколлегии;

— об основном издании в отдельно изданном приложении;

— о повторности издания (переиздании);

— о том, что издание является переработанным, дополненным, исправленным, адаптированным, стереотипным, репринтным или факсимильным.

Подзаголовочные данные приводят после заглавия на титульной странице или на заменяющем ее элементе издания.

Сведения об утверждении издания в качестве учебного пособия, учебника или официального издания, сведения о переводчике, составителе, ответственном (научном) редакторе, иллюстраторе и прочих лицах, принимавших участие в создании издания, могут быть перенесены на оборот титульного листа или на контртитул.

Имена лиц, участвовавших в создании издания (составителей, переводчиков, иллюстраторов, членов редакционной коллегии, авторов предисловия, научных редакторов и т. п.), приводят с указанием проделанной ими работы. Полное имя составителя приводят в надвыпускных данных.

Порядковый номер переиздания указывают арабскими цифрами.

Выходные данные книжного издания содержат:

— место выпуска издания;

— имя издателя;

— год выпуска издания.

Выходные данные приводят в нижней части титульной страницы или на заменяющем ее элементе издания.

Место выпуска издания указывают в именительном падеже.

Имя издателя приводят во всех изданиях в единообразной форме. В изданиях, выпущенных отделением или филиалом издателя, в единообразной форме указывают имя издателя, название отделения или филиала. В изданиях, выпущенных совместно двумя или несколькими издателями, в единообразной форме указывают местонахождение и имя каждого издателя.

Год выпуска издания приводят арабскими цифрами без слова «год» или сокращения «г.».

Сведения об издании, с которого сделан перевод, приводят путем воспроизведения на контртитуле или на обороте титульного листа сведений, помещенных на титульной странице оригинального издания.

Сведения о том, что издание является перепечаткой, и сведения об издании, с которого осуществлена перепечатка, приводят на обороте титульного листа.

Сведения об издании, с которого осуществлена перепечатка, приводят в библиографической записи по ГОСТ 7.1—2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.80—2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления».

Классификационные индексы содержат:

— индекс Универсальной десятичной классификации (УДК);

— индекс Библиотечно-библиографической классификации (ББК).

Классификационный индекс УДК определяютпо полному изданию Универсальной десятичной классификации. Классификационный индекс ББК — по изданию «Библиотечно-библиографическая классификация. Таблицы для массовых библиотек».

Классификационные индексы приводят вместе с соответствующими аббревиатурами УДК, ББК в верхнем левом углу оборота титульного листа или на заменяющем его элементе издания (второй, третьей или четвертой странице обложки, на концевой титульной странице), если художественное оформление издания не предусматривает размещения

выходных сведений на обороте титульного листа или титульная страница является обложкой издания.

Авторский знак определяют по двузначным таб -лицам авторских знаков Л. Б. Хавкиной. Авторский знак приводят под первой цифрой индекса ББК.

Международный стандартный номер книги (ISBN) указываютпо ГОСТ 7.53-2001 (ИСО 3297-98) «Системастандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международная стандартная нумерация книг» в нижнем левом углу оборота титульного листа или на заменяющем его элементе издания, если художественное оформление издания не предусматривает размещения выходных сведений на обороте титульного листа или титульная страница является обложкой издания.

Знак охраны авторского права приводят в нижнем правом углу оборота титульного листа или на заменяющем его элементе издания, если художественное оформление издания не предусматриваетразмещения выходных сведений на обороте титульного листа или титульная страница является обложкой издания.

Знак охраны авторского права состоит из латинской буквы «С» в окружности, наименования объекта защиты права, имени правообладателя и цифрового обозначения года первого опубликования произведения (без слова «год» или сокращения «г»),

Надвыпускные данные книжного издания содержат:

— заглавие серии;

— номер выпуска серии;

— вид издания по целевому назначению;

— полное имя автора (соавторов);

— заглавие издания;

— полное имя составителя (составителей).

Надвыпускные данные помещают перед выпускными данными издания.

Вид издания по целевому назначению определяют по ГОСТ 7.60—2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения». Сведения о виде издания приводят над именами автора (соавторов) или заглавием издания.

Полную форму имени автора (фамилия, имя, отчество) приводят в надвыпускных данных перед заглавием. Фамилию автора выделяют полиграфическими средствами. В изданиях произведений соавторов приводят полные имена первыхтрех соавторов с добавлением слов «и др.». В надвыпускныхданныхуказывают полное настоящее имя автора, публикующегося под псевдонимом, и светское имя духовного лица — в круглых скобках после псевдонима или духовного имени.

Заглавие издания в надвыпускных данных приводят в форме, указанной на титульной странице или заменяющем ее элементе издания.

Полную форму имени составителя (фамилия, имя, отчество) приводят в надвыпускных данных после заглавия. Фамилию составителя выделяют полиграфическими средствами. В изданиях, подготовленных несколькими составителями, приводят полные имена первых трех составителей с добавлением слов «и др.». В надвыпускных данных указывают полное настоящее имя составителя, выступающего в издании под псевдонимом, и светское имя духовного лица — в круглых скобках после псевдонима или духовного имени.

Выпускные данные книжного издания содержат:

— дату подписания в печать;

— формат бумаги и долю листа;

— объем издания в условных печатных листах;

— тираж;

— номер заказа полиграфического предприятия;

— юридическое имя издателя и его адрес;

— юридическое имя полиграфического предприятия и его адрес.

Выпускные данные приводят на концевой титульной странице или на заменяющем ее элементе издания. Если выпускные данные публикуют на обороте титульного листа, их приводят над Международным стандартным номером книги (ISBN) и знаком охраны авторского права.

Тираж обозначают арабскими цифрами, после которых приводят слово «экз.» («экземпляров»). Если тираж печатается частями, отдельными заводами, в экземплярах конкретного завода указывают общий тираж, затем в круглых скобках — номер завода и число экземпляров в данном заводе (с первого по последний). При выпуске дополнительного тиража перед словом «тираж» приводят слово «Дополнительный». Сведений о предыдущем тираже не указывают.

ГОСТ также определяет особенности указания выходных сведений в репринтных и факсимильных изданиях, многотомниках, изданиях со смешанным текстом на различных языках или на иностранном языке.

Выходные сведения на обложке и переплете приводят по ГОСТ 7.84—2002 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления».

Выходными сведениями периодического и продолжающегося издания (кроме газет) являются:

— Международный стандартный номер сериального издания (ISSN);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— надзаголовочные данные;

— заглавие издания, частное заглавие выпуска;

— подзаголовочные данные;

— сведения о редакторах, редакционной коллегии, составителях ит. п.;

— выходные данные;

— знак охраны авторского права;

— выпускные данные.

Международный стандартный номер сериального издания (ISSN) приводят по ГОСТ 7.56—2002 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международная стандартная нумерация сериальных изданий».

Надзаголовочные данные периодического и продолжающегося издания оформляют так же, как в книжных изданиях, и помещают над заглавием издания на титульной странице или на заменяющем ее элементе издания.

Заглавие издания приводят аналогично порядку, предусмотренному для книжных изданий.

Частное заглавие выпуска (номера) располагают после текущего (валового) номера выпуска.

Подзаголовочные данные периодического и продолжающегося издания содержат сведения:

— о виде издания (по ГОСТ 7.60—2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения»);

— о тематике, читательском адресе и целевом назначении издания;

— об учредителе;

— о периодичности (для периодического издания);

— о дате основания издания;

— о текущем и валовом номере издания;

— об особенностях выпуска;

— об основном издании (для отдельно изданного приложения);

— о составе редакционной коллегии, редакторах издания.

Датой основания издания является год и месяц выхода первого номера (выпуска) нумерованного издания. Не приводят вместо даты основания издания порядковый год издания.

Вместе с текущим номером периодического издания указывают месяц (месяцы) выпуска издания.

Валовой номер выпуска периодического издания указывают после текущего номера в круглых скобках. В продолжающемся издании публикуют только валовой номер издания.

Текущий и валовой номеры издания приводят на титульной странице или на заменяющем ее элементе издания, а также на первой странице обложки, передней сторонке переплетной крышки по ГОСТ 7.84—2002 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления».

При текущем и валовом номерах указывают год, к которому относится выпуск издания, неза-

висимо от года его выхода в свет.

Если последовательная нумерация прерывается, информация об этом публикуется в первом после изменения нумерации выпуске.

Имя главного (ответственного) редактора, состав редакционной коллегии приводят на титульной странице или на заменяющем ее элементе издания.

Выходные данные периодического и продолжающегося издания оформляют так же, как у книжного издания.

Знак охраны авторского права указывают на титульной странице, или на обороте титульного листа, или на элементе издания, выполняющем его функции.

Выпускные данные периодического и продолжающегося издания содержат:

— тираж;

— номер заказа полиграфического предприятия;

— номер свидетельства регистрации средства массовой информации;

— наименование и почтовый адрес учредителя, организации, от имени которой выходит издание, или адрес редакции издания;

— наименование и адрес полиграфического предприятия.

Сведения об изменениях в издании (переименовании, изменении подзаголовочных данных, уточнении года основания, нумерации, перенесении места выпуска издания и т.п.) приводят в последнем неизменном и в первом измененном выпусках (номерах) на обороте титульного листа или на заменяющем его элементе издания.

Приложения к периодическому или продолжающемуся изданию имеют собственную нумерацию. Сведения о том, что издание является приложением, приводят на титульной странице или на заменяющем его элементе издания.

В основном издании сведения об отдельно издаваемом приложении помещают в надвыпускныхданных.

Если издание выходит параллельно на нескольких языках, то информацию об этом вместе с переведенным на русский язык заглавием издания приводят в надвыпускных данных.

В издании, выходящем не на русском языке, перед надвыпускными данными на языке издания на русском языке приводят надзаголовочные данные, подзаголовочные данные, типовое имя издателя, почтовый адрес издателя (редакции) и указывают язык основного текста издания. Заглавие издания, тематические наименования издательств и организаций, имена учредителей и издателей, являющихся физическими лицами, приводят в транслитерированной форме.

Выходные сведения газеты содержат:

— заглавие;

— подзаголовочные данные;

— сведения о редакторах, редакционной коллегии;

— знак охраны авторского права;

— Международный стандартный номер сериального издания (ISSN);

— выпускные данные.

Подзаголовочные данные газеты содержат сведения:

— об учредителе или организации, ответственной за издание;

— о тематике, читательском адресе, целевом назначении газеты;

— о периодичности выпуска;

— о дате основания газеты;

— о дате выхода в свет;

— о нумерации издания;

— о параллельных изданиях на других языках и приложениях.

Подзаголовочные данные газеты размещают на первой полосе. Сведения об учредителе или организации, ответственной за выпуск, могут быть перенесены на последнюю полосу.

При наличии сменных полос и при выходе газеты или отдельных ее номеров различными выпусками в подзаголовочных данных указывают особенности выпуска (вечерний, городской, областной, зональный, периферийный, специальный, юбилейный, для определенных категорий читателей и т. п.).

Номера газеты указывают арабскими цифрами в верхней части первой полосы. За текущим номером (с начала календарного года) в круглых скобках приводят валовой порядковый номер.

Дату выхода номера (день недели, число, название месяца и год) приводят на первой полосе газеты.

Сведения о редакторе газеты, редакционной коллегии приводят в нижней части последней полосы в надвыпускных данных.

Знак охраны авторского права приводят в нижней части последней полосы газеты.

Международный стандартный номер сериального издания (ISSN) приводят на первой или на последней полосе газеты.

Выпускные данные газеты содержат:

— номер свидетельства регистрации средства массовой информации;

— наименование и адрес учредителя, организации, от имени которой выходит издание, или адрес редакции издания;

— тираж;

— сведения об объеме издания в печатных листах, приведенных к формату двух полос газеты формата А2 (4204595 мм);

— номер заказа полиграфического предприятия;

— наименование и адрес полиграфического предприятия.

Выпускные данные приводят в нижней части последней полосы газеты.

Сведения об изменениях в издании газеты приводят на первой полосе или в нижней части последней полосы издания.

Приложения к газете, имеющие собственную нумерацию, оформляют так же, как приложения к другим периодическим изданиям.

Выходные сведения вкладыша в газету («газеты в газете») оформляют аналогично выходным сведениям самой газеты. В подзаголовочных данных вкладыша приводят сведения об издании, к которому он относится.

Если газета выходит параллельно на нескольких языках, то информацию об этом вместе с переведенным на русский язык заглавием газеты приводят в надвыпускных данных.

В газете, выходящей не на русском языке, в нижней части последней полосы газеты на русском языке приводят надзаголовочные данные, сведения об основном издании в отдельно изданном приложении, типовое имя учредителя, издателя, почтовый адрес редакции (учредителя) и сведения о языке основного текста газеты. Заглавие газеты, тематические наименования издательств и организаций, имена учредителей и издателей, являющихся физическими лицами, приводят в транслитерированной форме.

Дополнительно к требованиям ГОСТ на основании ст. 27 Закона РФ от27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от24.07.2007 № 211-ФЗ) каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать также индекс (для изданий, распространяемых через предприятия связи); цену, либо пометку «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»; если средство массовой информации не освобождено от регистрации, то в выходных данных указывается также зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

Последствия нарушения порядка объявления выходных сведений. За нарушения порядка объявления выходных данных (выпуск или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными) ст. 13.22 КоАП РФ предусматривает санкции: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от 500 до 1 000 руб. с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на юридических лиц — от 5 000до 10 000 руб. с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, могут руководитель федерального органа исполнительной

власти, уполномоченного в области печати и средств массовой информации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители.

Налоговые и финансовые органы склонны увязывать с искажением некоторых выходных данных наличие «налоговых схем» и тому подобных злоупотреблений при получении налоговой выгоды.

Так, если выясняется, что указан недостоверный (завышенный) тиражиздания, проверяющие могут инкриминировать необоснованное завышение расценок на размещение рекламы в издании, что, в свою очередь, отразится и на рекламодателе, так как его расходы на рекламу в таком СМИ могут быть признаны неоправданными (превышающими рыночную стоимость).

Также организации, занимающиеся издательской деятельностью, нередко выпускают журналы (газеты, бюллетени и т. п. периодические издания) информационно-рекламного характера, предназначенные только для бесплатного распространения, и получают доход исключительно от размещения в нем материалов рекламодателей. В таком случае признать расходы на издание можно будет лишь в случае, если на каждом его выпуске будет стоять пометка «Бесплатно» (см. письма Минфина России от 02.05.2007 № 03-03-06/1/254, УФНС России по г. Москве от 19.10.2006 № 20-12/92163). В противном случае следует считать, что издание, предназначенное д ля продажи, было распространено безвозмездно, что исключает списание себестоимости в налоговом учете (п. 16ст. 270 НКРФ), однако предполагает налогообложение доходов, полученных от рекламодателей.

На стоимость оказанных рекламно-информационных услуг, а также на рыночную стоимость тиража, бесплатное распространение которого не обусловлено договорами с рекламодателями и выходными данным самого издания, начисляется также подлежащий уплате НДС (под. 1 п. 1 ст. 146 НКРФ, письмаФНС России от31.03.2005 № 03-103/474/13, от 17.05.2005 № ММ-6-03/404@).

В итоге организация фактически получает двукратное налогообложение НДС.

Если договорами с рекламодателями предусмотрено условие о бесплатном распространении издания и пометка «Бесплатно» присутствует в выходных данных, нельзя будет рассматривать бесплатное распространение издания в отрыве от оказываемых рекламодателям услуг и применительно к п. 1 ст. 146 НК РФ оно не подлежит повторному обложению НДС. Следует отметить, что доказывать это скорее всего издателю придется через суд, однако шансы выиграть дело высоки.

Федеральная антимонопольная служба может

оштрафовать редакцию за нарушение законодательства о рекламе, если при размещении текста рекламы в периодическом печатном издании будет отсутствовать пометка «реклама» или пометка «на правах рекламы». В то же время требование о соблюдении этого порядка, а также допустимого объема рекламы (не более 40 %) не распространяется напериодичес-кие печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации (ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «Орекламе»),

Пример. Общество с ограниченной ответственностью «Орифлейм Косметике» выпускает журнал «Мир Орифлейм», зарегистрированный как информационное издание для партнеров компании Орифлейм. Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС) оштрафовала ООО «Орифлейм Косметике» за то, что в названном журнале рекламные материалы размещались без пометки «реклама» или «на правах рекламы» и общий объем рекламных материалов превысил 40 % печатных площадей.

Общество с ограниченной ответственностью «Орифлейм Косметике» обжаловало решение ФАС в суде, однако, так как журнал «Мир Орифлейм» не зарегистрирован в качестве специализированного издания и, как следствие, в его выходных данных не содержится информация о специализации, издатель фактически ввел потребителя в заблуждение, выдавая^рекламные материалы за информационные и нарушив Федеральный закон «Орекламе», суд признал правоту ФАС (по материалам постановления ФАС Московского округа от 13.05.2008 № КА-А40/3924-07по делу МА40-58573/07-2-374).

Содержащиеся в выходных сведениях данные об авторе и охране авторского права контролируются в соответствии с законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности.

Статьей 7.12 КоАП РФ за указание на экземплярах произведений ложной информации об обладателях авторских и смежных прав предусмотрен штраф с юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

Литература

1. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1.

2. Издания. Выходные сведения — выходные сведения книжных, периодических и продолжающихся, нотных, листовых изданий: ГОСТ Р 7.0.4—2006.

3. Издания информационные. Структура и оформление: ГОСТ 7.23 - 96 СИБИД.

4. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения: ГОСТ7.83-2001.

5. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения: ГОСТ 7.60—2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.