Научная статья на тему 'ВЫГОДНО ЛИ ПРОИЗВОДИТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ТОПЛИВА ВМЕСТО ТРАДИЦИОННЫХ?'

ВЫГОДНО ЛИ ПРОИЗВОДИТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ТОПЛИВА ВМЕСТО ТРАДИЦИОННЫХ? Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
674
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕТИЧЕСКОЕ ТОПЛИВО / ОКУПАЕМОСТЬ ПРОЕКТА / ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕН / СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ПРОДУКТ УГЛЕХИМИИ

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Усенко Л.Н., Волгапкина А.А., Бондарчук Н.В.

В статье приведены расчёты экономической целесообразности создания мощностей производства и потребления альтернативного вида топлива - синтетического. Высказано предположение об эффективности использования для химической переработки водородов каталитического механизма Фишера - Тропша. На основе инструментов статистического анализа показано, что полученное таким образом искусственное топливо будет конкурентно по ценам, а вложения в его производство будут окупаться. Определены регрессионные взаимосвязи цен на виды природного и искусственного топлива, полезные для прогнозирования. В результате сравнительного анализа синтетического топлива с традиционными конкурентами выявлены его преимущества как вида базового сырья с экономической и технологической точек зрения. Результаты представленных расчетов и сформулированные авторами выводы могут быть полезны экономистам-практикам и исследователям, специализирующимся на вопросах инвестиций в развитие синтетических видов топлива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS IT PROFITABLE TO PRODUCE AND USE SYNTHETIC FUELS INSTEAD OF TRADITIONAL ONES?

The article conducted calculations of the economic feasibility of creating production and consumption capacities for an alternative type of fuel - synthetic. There are a assumption about the efficiency of using he Fischer - Tropsch catalytic mechanism for chemical processing of hydrogens. With help of instruments of statistical analysis study shows that the artificial fuel obtained in this way will be competitive in prices, and investments on its production will pay off. Regression relationships of prices for natural and artificial fuels are determined and are useful for forecasting. As a result of a comparative analysis of synthetic fuel with traditional competitors, this type of fuel has advantages as a type of basic raw material from an economic and technological points of view. The presented results of the calculations and the conclusions formulated by the authors can be useful for practical economists and researchers specializing in investment in the development of synthetic fuels.

Текст научной работы на тему «ВЫГОДНО ЛИ ПРОИЗВОДИТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ТОПЛИВА ВМЕСТО ТРАДИЦИОННЫХ?»

[Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_343386/.

2. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_164841/3.

3. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: https://www.donland. ru/activity/2158/.

4. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» [Электронный ресурс]. - URL: http://mcx.ru/ upload/iblock/900/900863fae06c026826a9 ee43e124d058.pdf.

5. Региональная программа «Цифровое развитие экономики Ростовской области» на 2019-2024 годы [Электронный ресурс]. - URL: http://old.donland. ru/news/Utverzhden-pasport-regionalnojj-programmy-Cifrovoe-razvitie-ehkonomiki-Rostovskojj -oblasti-na-2019-2024-gody? pageid=92218&ItemID=91015&mid=83 793.

Bibliographic list

1. Decree of the President of the Russian Federation V. Putin's decree

УДК 338

No. 20 of January 21, 2020 «On approval of the food security Doctrine of the Russian Federation» [Electronic resource]. -Access mode: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_343386/.

2. Federal law No. 172-FZ of June 28, 2014 «On strategic planning in the Russian Federation» [Electronic resource]. - Access mode: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 164841/3.

3. Strategy of socio-economic development of the Rostov region for the period up to 2030 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.donland.ru/activity/ 2158/.

4. Departmental project «Digital agriculture» [Electronic resource]. - Access mode: http://mcx.ru/upload/iblock/900/ 900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf.

5. Regional program «Digital economic development of the Rostov region» for 20192024 [Electronic resource]. - Access mode: http://old.donland.ru/news/Utverzhden-pasport-regionalnojj-programmy-Cifrovoe-razvitie-ehkonomiki-Rostovskojj-oblasti-na-2019-2024-gody?pageid=92218&ItemID= 91015&mid=83793.

Усенко Л.Н., Волгапкина А.А., Бондарчук Н.В.

ВЫГОДНО ЛИ ПРОИЗВОДИТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ТОПЛИВА ВМЕСТО ТРАДИЦИОННЫХ?

Аннотация

В статье приведены расчёты экономической целесообразности создания мощностей производства и потребления альтернативного вида топлива - синтетического. Высказано предположение об эффективности использования для химической переработки водородов каталитического механизма Фиш ера - Тропш а. На основе инструментов статистического анализа показано, что полученное таким образом искусственное топливо будет конкурентно по ценам, а вложения в его производство будут окупаться. Определены регрессионные взаимосвязи цен на виды природного и искусственного топлива, полезные для прогнозирования. В результате сравнительного анализа синтетического топлива с традиционными конкурентами выявлены его преимущества как вида базового сырья с экономической и технологической точек зрения. Результаты представленных

расчетов и сформулированные авторами выводы могут быть полезны экономистам-практикам и исследователям, специализирующимся на вопросах инвестиций в развитие синтетических видов топлива.

Ключевые слова

Синтетическое топливо, окупаемость проекта, взаимосвязь цен, сжиженный природный газ, продукт углехимии.

JEL: M2

Usenko L.H., Volapkina A.A., Bondarchuk N. V.

IS IT PROFITABLE TO PRODUCE AND USE SYNTHETIC FUELS INSTEAD OF TRADITIONAL ONES?

Annotation

The article conducted calculations of the economic feasibility of creating production and consumption capacities for an alternative type of fuel - synthetic. There are a assumption about the efficiency of using he Fischer - Tropsch catalytic mechanism for chemical processing of hydrogens. With help of instruments of statistical analysis study shows that the artificial fuel obtained in this way will be competitive in prices, and investments on its production will pay off. Regression relationships of prices for natural and artificial fuels are determined and are useful for forecasting. As a result of a comparative analysis of synthetic fuel with traditional competitors, this type of fuel has advantages as a type of basic raw material from an economic and technological points of view. The presented results of the calculations and the conclusions formulated by the authors can be useful for practical economists and researchers specializing in investment in the development of synthetic fuels.

Keywords

Synthetic fuel, the payback of the project, the relationship of prices, liquefied natural gas, product of coal.

Введение. Тенденция к использованию альтернативных источников энергии возрастает с каждым годом, и в то же время ужесточаются экологические стандарты. Говоря только об иных источниках энергии, люди ограничиваются узостью видения проблемы, так как для современного общества харак-

терны изменения не только в способа

добычи и их объектов, но и в способах переработки существующих углеводородов в новые продукты. Разработка синтетического топлива не является инновацией, первые попытки исследования реакции синтеза сложных углеводородов путем каталитического процесса были проведены Е.И. Орловым в 1908 году [1]. Но до коммерческого использования эту технологию довели не-

мецкие химики Ганс Тропш и Франц Фишер, работа которых по исследованию угля «О прямом синтезе нефтяных углеводородов при обыкновенном давлении» увидела свет в 1926 году. Так, обратив ись к истории, можно заметить, что пик производства синтетического жидкого топлива (СЖТ) пришелся на вторую половину ХХ века, однако оно быстро потеряло популярность ввиду низких цен на нефть. Особенность синтетического топлива в том, что оно сделано не из нефти, а значит, его использование целесообразно в том случае, если производство становится выгоднее обычной перегонки нефти. Сейчас эти исследования проводятся в России д.т.н. Горловым Е.Г. и д.т.н. Шу-мовским А.Г. [2], а также Карпо-

вым А.Б., Кондратенко А.Д. и другими [3]. Цель исследования - выяснить, будет ли спрос и, как следствие, необходимость создания новых капиталоемких мощностей в ближай ш ие 15-20 лет. Так как изменение объема инвестиций чаще всего является причиной конъюнктурных колебаний рынка, то следует сейчас понять необходимость вложений инвестиций для получения дохода и технического и экономического прорыва в будущем. Для достижения этой цели нужно решить ряд следующих задач:

• изучить конъюнктуру рынка моторного топлива;

• проанализировать окупаемость инвестиций компаний, производящих СЖТ;

• сравнить результаты вложения в создание следующих продуктов: синтетического и традиционного топлива.

Таким образом, осуществив анализ рынка и технологию производства, можно будет сделать вывод о том, вкладывать инвестиции в создание капитала сейчас или оставить на этапе доработки с возможным дальней им внедрением.

Методы. Первым этапом определения эффективности внедрения синтетического топлива является изучение взаимосвязи цен на рынке сбыта с помощью статистического анализа. Второй этап - определение времени окупаемости проекта в зависимости от сырьевой базы конечной продукции. От искомого сырья зависит название процесса переработки, а также полезность, стоимость и экологическое воздействие.

Если основой является биомасса, то процесс называется BTL (biomass to liquid). Главное преимущество - это во-зобновляемость исходного сырья, которое при объединении с нефтяными отходами позволяет снизить капиталоемкость производства и энергозатраты на переработку отходов. С другой стороны, у данного вида топлива много недостатков. Отно ш ение полученной энергии к потраченной практически равно единице, за исключением сахарного тростника (отношение равно 8) и

пальмового масла (равно 9). Следовательно, в промышленных масштабах производство нерентабельно, для некоторых регионов даже невозможно, успех наблюдается только в странах Латинской Америки. Вторая причина в том, что чистое биотопливо сокращает мощность двигателя, поэтому если его и используют, то только при создании смеси с добавлением нефтяного топлива. Применение такого топлива умень-ает дальность полета авиатранспорта, а его расход боль е, как следствие, требуются изменения в конструкции двигателя [4].

Сырье в виде газа вызывает наиболее спорные мнения и в то же время активно разрабатывается в некоторых странах. Технология GTL (gas to liquid) используется в странах Южной Африки и Малайзии, основными компаниями в этом сегменте являются: Shell, Sasol, PetroSA. Главными конкурентами синтетического топлива являются СПГ/СУГ и КПГ, так как эти вида топлива экологически чистые. Рассчитаем первоначальные капиталовложения для создания СЖТ и СПГ, постоянные затраты при производстве и необходимые инвестиции в downstream27.

Сжиженный природный газ (СПГ). Проект, оцененный в 2,5 млрд долларов (маломонтажное предприятие), может окупиться за 3-5 лет, по данным аналитиков компании BTIG, срок же окупаемости проекта в 60 млрд долларов может составить около 12-15 лет28.

Распространение СПГ в качестве топлива требует создания специальной инфраструктуры: потребуется транспортировка, газозаправочные станции, связанные между собой рас иренными логистическими схемами. В среднем строительство газозаправочной станции стоит от 850 000 ($1 000 000) до 1.150.000 € ($1 330 000), в некоторых

27 Downstream - деятельность, основная доля которой приходит на реализацию продукции.

28 Penty R. Small-scale LNG becomes popular as slumping oil squeezes megaprojects // Электронный журнал Hydrocarbon Processing. 27.02.2015.

случаях может достигать 1.800.000 € ($2 130 000), не включая стоимость земли29. Сейчас в Европе созданы «голубые коридоры», которые позволяют заправляться, но для компании это большие дополнительные затраты. Однако на цене для потребителя это не сильно сказывается, главная проблема при заправке газом для него - необходимость устанавливать специальное оборудование в машине, что требует дополнительных затрат и времени. Установить оборудование будет стоить в среднем 5500 €, куда включены баллон, редукторы, электронный блок управления и модуль газовых электромагнитных форсунок, установка всего оборудования. Рассмотрим, например, ма ину среднего класса Kia Rio 1,4i (4АКПП) со средним расходом топлива 7,9 л на 100 км. Предположим, человек проезжает около 600 км в месяц, тогда его затраты окупятся через 2,3 месяца при условии, что цены не изменятся (при расчетах взяты средние цены, табл. 1). Для компании суммарные затраты на создание крупномонтажного завода и путей сбыта составят 60,02 млрд долларов США, где 20 млн - это затраты на строительства 20 станций, что является минимумом стартовых мощностей на опыте Евро-

30 тт

пы . Цены на газ являются привлекательными для потребителя, поэтому вложения быстро окупается, более того, СПГ можно использовать не только как моторное топливо, но и для прочих промы ленных производств.

Рассмотрев позиции производителя и потребителя по вопросу замены дизельного топлива на виды газового топлива, продолжим исследование определением взаимосвязи между ценами на дизельное топливо, компримирован-

29 Europian Comission Cost analysis of LNG refuelling stations // Seventh framework programme gc.sst.2012.2-3 ga no. 321592 - 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://lngbc.eu/system/files/ deliverable_attachments/LNG_BC_D%203%208% 20Cost%20analysis%20of%20LNG%20refuelling %20stations.pdf.

30 MAP - LNG Blue Corridors LNG stations in Europe [Электронный ресурс]. URL: https://lngbc.eu.

ный (сжатый) природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ). Исходные данные для анализа по текущим ценам СПГ, КПГ и дизеля в странах Европы за период 2018-2020 гг. представлены в таблице 1.

Предположим, что цена предлагаемого нами в качестве альтернативы газомоторного топлива прямо зависит от цены на дизельное топливо. Для проверки предположения воспользуемся инструментами парной корреляции. В роли подлежащего взята цена на дизель, а в роли сказуемых - цены на КПГ и СПГ. В результате исследования было выявлено, что предполагаемая зависимость присутствует, линии регрессии связи на основании этих данных будет иметь следующий вид:

• для СПГ успг = 0,0068 +

0,57xдизель;

• для КПГ укпг = -0,0689 +

0,74xдизель.

Для потребителя полученные зависимости полезны тем, что повы ают его уверенность в целесообразности замены дизельного топливо на газомоторное. Данные уравнения позволяют определить прогнозную цену СПГ и КПГ при изменении цен на дизель, а также увидеть следующую зависимость: изменение цен газ менее значительно, чем на дизель.

Синтетическое жидкое топливо (СЖТ). На строительство крупнейшего завода Pearl GTL в Катаре суммарной производительностью в 140 тыс. барр./сут. затраты составили 19 млрд долларов США. На строительство маломонтажных заводов с мощностью около 15 тыс. барр./сут. капитальные затраты составили 1,7 млрд долларов США [3]. Главное преимущество синтетического топлива состоит в возможности сме ива-ния с обычным бензином, не теряя качеств, или использования в чистом виде. Для его продажи не нужны дополнительные затраты как для производителя, так и для покупателя. Более того, хранение такого топлива не представляет опасности, как хранение газа, который при продолжительном простое может

взорваться. Рассмотрим ценообразование для топлива на примере компании Shell (табл. 2). Как можно заметить, цена на синтетическое топливо мень е, чем на сырье и СПГ, хотя себестоимость его выше более чем в 2 раза. Такое ре ение принято для привлечения новых покупателей и поднятия у них

доверия к продукту. Это свидетельствует о перспективах развития этого продукта. В связи с пандемией и резким спадом спроса на моторное топливо, производство упало практически в два раза, однако компания не закрывает этот проект и даже планирует развивать его даль е и строить новые заводы.

Таблица 1 - Сравнение цен СПГ, КПГ и дизеля в странах Европы

31

Страна Цена КПГ32 Цена СПГ33 Цена дизеля34

€/кг €/л дизеля* €/л дизеля €/л

Австрия 1,10 0,80 - 0,94

Бельгия 0,98 0,71 0,48 1,17

Болгария 0,74 0,54 0,44 0,85

Великобритания 0,78 0,56 0,72 1,30

Германия 1,08 0,78 0,56 1,12

Испания 0,94 0,68 0,66 1,20

Италия 0,97 0,70 0,60 1,29

Нидерланды 1,18 0,85 0,63 1,29

Россия 0,40 0,29 0,29 0,52

Франция 1,25 0,91 0,86 1,22

Швейцария 1,32 0,96 0,87 1,25

Швеция 1,87 1,35 1,02 1,35

Средняя 1,05 0,76 0,59 1,13

основа на чистой теплоте сгорания СПГ = 50 мдж/кг,

дизель = 36 мдж/литр.

Таблица 2 - Сравнение показателей компании Shell

Показатель Газ, сырая нефть, СПГ* GTL - синтетическое топливо

Год 2019 2018 2017 2019 2018 2017

Производство в год, тыс. барр. 627 276 600 186 595 539 19 076 19 514 33 183

Цена, доллар/барр. 57,56 63,96 49,00 50,27 48,90 45,90

Себестоимость, доллар/барр. 8,95 9,66 10,55 19,29 20,15 23,77

Объемы природного газа пересчитываются в нефтяной эквивалент с коэффициентом 5800 м3 за баррель35.

31 Таблица составлена автором на основании источников 6, 7, 8.

32 URL: http://cngeurope.com.

33 URL: https://www.globalpetrolprices.com/lpg_prices/.

34 URL: https://www.drive-alive.co.uk/fuel_prices_europe.html.

35 Shell Annual Report - 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://reports.shell.com/annual-

report/2019/strategic-report/segments/oil-and-gas-information/data-tables.php.

Таким образом, инвестиции в строительство маломонтажных заводов СПГ отличаюся от вложений в заводы СЖТ в среднем на 1,5 млрд долларов США. С другой стороны, заводы, производящие синтетическое топливо методом Фиш ера - Тропш а, также выпускают СПГ, что делает их более конкурентоспособными на рынке. Опыт стран Европы показал рентабельность строительства заводов СПГ, а стран Африки в использовании топлива. Для России этот проект может быть привлекательным по той причине, что она обладает боль ими запасами газа и уже реализует программы по сжижению газа, такие как «Ямал СПГ» и «Сахалин-2», и в то же время обладает неразвитой инфраструктурой по использованию газа в качестве моторного топлива, поэтому, вложив дополнительные инвестиции в оснащение существующих заводов мощностями, компании смогут диверсифицироваться и получать дополнительную прибыль.

Последний на данный момент тип сырья - это уголь. Наибольшее распространение он получил в Китае: к 2030 году инвестиции должны составить 130 млрд дол. США с первоначальным капиталом в 27 млн долл. США36. А самые крупные заводы по получению СЖТ расположены в ЮАР, где они перерабатывают местный и доступный недорогой уголь [2]. В России также рассматриваются проекты создания синтетического топлива процессом coal to liquid (CTL). На примере завода Shenhua DCL в Китае и завода в Приморском крае рассчитаем рентабельность использования и возможность инвестирования для других стран.

Завод Shenhua DCL имеет производительность 6 тыс. т угля в день и суммарный выпуск продукции 800 тыс.

36 New coal to liquids plant - Shenhua Coal to Liquids Plant, China [Электронный ресурс]. URL: https://www.hydrocarbons-technology.com/ proj ects/shenhua/.

т в год. Капитальные вложения в строительство завода составили 1,5 млрд долл. США [2]. Стоимость топлива со-

37

ставляет 35-40 долл. США / барр.37 Рассчитаем чистую дисконтированную стоимость инвестирования в этот проект. Согласно таблице 3 завод окупится через 10 лет (при ставке дисконтирования 7%, средняя стоимость акций компании ПАО «ЛУКОЙЛ»). Так как завод введен в промы ленную эксплуатацию с 2008 года, то к настоящему времени он уже окупился и приносит прибыль, давая возможность китайской энергетике развиваться даль е.

Приморский завод по проекту переработки угля в СЖТ из угля на заводе с возможностью создания 500 тыс. т. топлива в год. Суммарные вложения составят 500 млн долл. США [5]. Аналогично рассчитаем дисконтированную стоимость при той же ставке дисконтирования и цене топлива (табл. 4). Мощность завода мень е, чем Китайский, почти в два раза, но по инвестициям выходит де евле в три раза, поэтому он окупится через 5 лет, что достаточно короткий срок. При наличии недорого угля маломонтажные заводы будут эффективнее с точки зрения как инвестиций, так и освоения неболь их месторождений.

Разработка и производство синтетического топливо выгодны, как уже было сказано ранее, только при стоимости, схожей со стоимостью производства бензина. Сравним полученные результаты с расчетами по нефтеперерабатывающему заводу мощностью 6 млн тонн нефти в год. Суммарные затраты составят 865 млн долл. США, а выручка -333,97 млн долл. США. Из приведенных в таблице 5 расчетов видно, что проект стоимостью как завод по изготовлению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

37 Shenhua Direct Coal Liquefaction Plant and CTL Development [Электронный ресурс]. URL: https://www.yumpu.com/en/document/read/433517 70/shenhua-direct-coal-liquefaction-plant-and-ctl-development-in.

синтетического топлива окупится в 5 раз быстрее (за 2 года). Однако нужно делать допущение, что больш ой объем потребления нефти и истощение запа-

сов быстро приведут к росту цен, а значит, к моменту окупаемости углепере-рабатывающего завода спрос на последний резко возрастет.

Таблица 3 - Расчёты чистой дисконтированной стоимости строительства завода Shenhua DCL

Год Доходы, тыс. долл. США Коэффициент дисконтирования PDV NPV

0 -1500,00 1,00 -1500,00 -1500,00

1 205,24 0,93 191,81 -1308,19

2 205,24 0,87 179,26 -1128,92

3 205,24 0,82 167,54 -961,39

4 205,24 0,76 156,58 -804,81

5 205,24 0,71 146,33 -658,48

6 205,24 0,67 136,76 -521,72

7 205,24 0,62 127,81 -393,90

8 205,24 0,58 119,45 -274,45

9 205,24 0,54 111,64 -162,81

10 205,24 0,51 104,33 -58,48

11 205,24 0,48 97,51 39,03

Таблица 4 - Расчёты чистой дисконтированной стоимости строительства завода на территории Приморского края

Год Доходы, тыс. долл. США Коэффициент дисконтирования PDV NPV

0 -500,00 1,00 -500,00 -500,00

1 128,28 0,93 119,88 -380,12

2 128,28 0,87 112,04 -268,08

3 128,28 0,82 104,71 -163,37

4 128,28 0,76 97,86 -65,51

5 128,28 0,71 91,46 25,95

Таблица 5 - Расчёты чистой дисконтированной стоимости

38

строительства нефтеперерабатывающего завода ООО НПЗ «СОСЬВА»

Год Доходы, тыс. долл. США Коэффициент дисконтирования PDV NPV

0 -865,54 1,00 -865,54 -865,54

1 333,97 0,93 312,12 -553,42

2 333,97 0,87 291,70 -261,71

3 333,97 0,82 272,62 10,91

38 Составлено автором на основании бизнес-плана нефтеперерабатывающего завода ООО НПЗ «СОСЬВА» [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/66/business/projects/biznes-plan-neitepererabatyvayus hchego-zavoda-ooo-npz-sos-va.

Преимущество топлива из угля -это возможность потребления его не только в качестве моторного топлива, но и в качестве реактивного, соответствующего требованиям Джет А-1 и Т-8В [6].

Заключение. Подведем итоги по сравнительному анализу традиционных и синтетических видов топлива.

1. Биотопливо - синтетический вид топлива, создаваемый на базе биомассы. На данный момент оно наименее конкурентоспособно в силу высоких затрат на получение и низкого качества продукта, поэтому инвестировать средства целесообразно в улуч ение технологии производства биотоплива.

2. Gas-to-liquid - синтетическое топливо на основе природного газа. Важней им стратегическим конкурентом данного вида топлива является СПГ, недорогой и ироко используемый. Производство синтетического топлива данного вида затратно, но экономия достигается при его использовании в качестве моторного топлива и совмещении с другими видами жидких топ-лив в технологических процессах. Технологически и экономически целесообразно развитие совместного производства синтетического газового топлива и сжиженного природного газа.

3. Coal-to-liquid - синтетическое топливо на основе угля. Его эффективно производить в угольных регионах с целью получения качественного жидкого топлива и других продуктов углехимии с низкой себестоимостью. Проблемой использования данной технологии в настоящее время является длительный по сравнению с нефтепереработкой срок окупаемости.

В результате проведенных исследований авторы работы при ли к общему выводу о том, что традиционные виды топлива могут быть в ближай ей перспективе заменены на синтетические. Существует возможность созда-

ния искусственного топлива из различных видов сырья на основе технологий производства, отвечающих строгим экологическим требованиям. Все это делает привлекательными инвестиционные проекты по искусственному топливу для инвесторов. Производство искусственного топлива в перспективе удовлетворит потребность народного хозяйства в качественном, недорогом и экологически чистом топливе.

Библиографический список

1. Ведрученко В.Р., Крайнов В.В., Жданов Н.В., Кокш аров М.В., Воропаева Е.С. О производстве и перспективах использования в дизелях жидких синтетических топлив из углей как альтернативных нефтяным // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 8-3. -С. 12-19.

2. Горлов Е.Г., Шумовский А.В. Синтетические жидкие топлива - новые возможности и перспективы // Neftegaz.RU. - 2019. - № 9. - С. 108-113.

3. Карпов А.Б., Кондратенко А.Д. Синтетическое топливо vs СПГ. Сравнительный анализ использования в качестве моторного топлива // Neftegaz.RU. -2019. - № 10. - С. 42-51.

4. Самойленко В.М., Гряду-нов К.И., Тимо енко А.Н., Арде ери Ш. Обоснование соотно ения биотоплива и керосина в смеси для её применения в качестве авиатоплива // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2020. -Т. 23. - № 3. - С. 17-28.

5. Белкин В.Г., Бакурова Е.А. Методика оценки проектов переработки углей в синтетическое жидкое топливо, реализуемых на основе государственно-частного партнерства // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2017. -12 окт. - С. 112-122.

6. Яновский Л.С., Варламова НИ., Попов ИМ., Самойлов ВО., Куликов А.Б., Князева М.И., Борисов Р.С., Рамазанов Д.Н, Максимов А.Л. Получение из угля синтетических реактивных топлив, взаимозаменяемых с нефтяными топливами типа ДЖЕТ А-1 И Т-8В // Нефтехимия. -2019. - 16 авг. - С. 101-113.

Bibliographic list

1. Vedruchenko V.R., Krainov V.V., Zhdanov N.V., Koksharov M.V., Voropaeva E.S. On the production and prospects of using liquid synthetic fuels from coal as an alternative to oil in diesel engines // International journal of applied and fundamental research. - 2013. -№ 8-3. - Рр. 12-19.

2. Gorlov E.G., Shumovsky A.V. Synthetic liquid fuels-new opportunities and prospects // Neftegaz.RU. - 2019. -No. 9. - Pp. 108-113.

3. Karpov A.B., Kondratenko A.D. Synthetic fuel vs LNG. Comparative anal-

УДК 330

ysis of use as motor fuel // Neftegaz.RU. -

2019. - No. 10. - Pp. 42-51.

4. Samoylenko V.M., Gryadu-nov K.I., Timoshenko A.N., Ardesheri S. Substantiation of the ratio of biofuel and kerosene in a mixture for its use as aviation fuel // Scientific Bulletin of MSTU GA. -

2020. - Vol. 23. - No. 3. - Pp. 17-28.

5. Belkin V.G., Bakurova E.A. Methodology for evaluating coal processing projects into synthetic liquid fuel implemented on the basis of public-private partnership // Izvestiya far Eastern Federal University. Economics and management. -2017. - 12 october. - Pp. 112-122.

6. Yanovsky L.S., Varlamova N.I., Popov I.M., Samoylov V.O., Kuli-kov A.B., Knyazeva M.I., Borisov R.S., Ramazanov D.N., Maksimov A.L. Production of synthetic jet fuels from coal that are interchangeable with JET A-1 and T-8B oil fuels // Petrochemistry. - 2019. -16 august. - Pp. 101-113.

Тищенко И. А.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация

В настоящее время как отечественный, так и международный рынок не стоит на месте. Постоянно происходят изменения на различных уровнях экономики. Данные изменения связаны с развитием экономических отно ений посредством внедрения вновь созданных инноваций в качестве продуктов и технологий. В статье анализируются механизмы развития экономических систем на макро- и микроуровне. Автор определяет структуру деятельности экономических субъектов по внедрению инноваций, рассматривает направления государственного регулирования инновационной деятельности.

Ключевые слова

Инновации, экономика, механизм, государство, предприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.