Научная статья на тему 'Выездные проверки организаций, имеющих обособленные подразделения'

Выездные проверки организаций, имеющих обособленные подразделения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черник Ирина Дмитриевна

Вопрос об особенностях проведения выездных налоговых проверок организаций, имеющих обособленные подразделения, не теряет своей актуальности. При внешней ясности положений Налогового кодекса РФ всегда остаются нюансы, которые требуют решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Field audits of organizations having standalone branches

The question about peculiarities of field audit performance of organizations having standalone branches hold down its actuality. At surface clearness of the Tax Code of the Russian Federation, there are always nuances, which have to be solved.

Текст научной работы на тему «Выездные проверки организаций, имеющих обособленные подразделения»

© 2010 г.

И. Д. Черник

выездные проверки организаций, имеющих обособленные подразделения

Черник Ирина Дмитриевна - старший партнер ЗАО «Черник, Джаарбеков и партнеры», заместитель Генерального директора - Руководитель Правового департамента, к. ю. н., член Комитета по профессиональным вопросам Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE), государственный советник Российской Федерации 2 класса, консультант по налогам и сборам, член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов.

(E-mail: ichernik@mcfr-c.ru)

Аннотация. Вопрос об особенностях проведения выездных налоговых проверок организаций, имеющих обособленные подразделения, не теряет своей актуальности. При внешней ясности положений Налогового кодекса РФ всегда остаются нюансы, которые требуют решения.

Ключевые слова: выездные налоговые проверки, обособленные подразделения.

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно ст. 19 НК РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Данное положение и служит основанием для проведения самостоятельных проверок таких подразделений.

По общему правилу решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации.

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Но при этом НК РФ содержит дополнительную оговорку - самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения (абзац третий пункта 2 статьи 89 НК РФ).

Исходя из вышеизложенных норм, на практике не исключена ситуация, когда одновременно могут быть назначены две проверки: и по месту регистрации организации и по месту регистрации филиала/ представительства.

На этот случай НК РФ содержит специальное положение - при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Некоторое ограничение есть по сроку проведения самостоятельной проверки обособленного подразделения - при ее проведении срок проверки не может превышать один месяц (пункт 7 статьи 89 НК РФ).

В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации в акте налоговой проверки должны быть указаны полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения.

Акт должен быть направлен также в обособленное подразделение, в отношении которого проводилась проверка (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Акт направляется по почте в том случае, если лицо, в отношении которого он вынесен, уклоняется от его получения.

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

НК РФ не содержит исключения из этого правила. Таким образом, в случае, если доставка акта по какой-либо причине задержится, соразмерно уменьшится срок, предоставляемый для подготовки письменных возражений на него, - 15 рабочих дней.

Следовательно, при возможности целесообразно акт выездной проверки получить в налоговом органе представителю организации, которая или чей филиал которой проверялся.

Согласно сложившейся арбитражной практике, обособленное подразделение не является самостоятельным налогоплательщиком, поэтому, в случае выявления в его деятельности какого-либо нарушения, к налоговой ответственности привлекается организация в целом - см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/582.

Таким образом, вне зависимости от ведения бухгалтерского и налогового учета Общества его обособленным подразделением, ответственность за нарушение налогового законодательства будет нести само Общество. Данное положение основывается и на норме п. 1 ст. 107 НК РФ. Само обособленное подразделение не может быть привлечено к налоговой ответственности.

По общему правилу выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев, но при наличии обособленного подразделения этот срок может быть увеличен до четырех месяцев в случае, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данное обособленное подразделение, составит не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и(или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации - приказ ФНС России от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892).

Самостоятельная выездная налоговая проверка обособленного подразделения может быть проведена только по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и(или) местных налогов.

Это положение подтверждено и судебной практикой - например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. по делу № А56-27517/2008.

Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать одного месяца.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки в случаях:

1) истребования документов (информации) в соответствии с п.1 ст. 93.1 НК РФ;

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по первому из указанных оснований -не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.

Практически это означает возможность продления срока проверки по каждому контрагенту на месяц, но не более чем на шесть месяцев.

В случае, если в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен еще на три месяца.

Дополнительно хотелось бы обратить внимание на следующее.

Согласно п. 12 ст. 89 НК РФ, налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Срок предоставления документов по требованию в налоговый орган при проведении проверки -десять рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Срок предоставления пояснений налоговому органу при проведении камеральной налоговой проверки - пять рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К АВТОРСКИМ СТАТЬЯМ

Направляемые в журнал статьи следует оформлять в соответствии со следующими правилами:

1. Для издания принимаются ранее не опубликованные статьи.

2. Все материалы направляются в редакцию по электронной почте (nalogi@nalogprof.ru).

3. Объем статьи не должен превышать 20 000 знаков, включая пробелы.

4. В статье должны содержаться:

— фамилия, имя, отчество автора (полностью);

— официальное развернутое наименование места работы, должность и ученая степень (при наличии);

— контактная информация ( почтовый и электронный адрес, телефон);

— аннотация (не более 500 знаков);

— ключевые слова (3-6 слов или словосочетаний);

— пристатейные библиографические списки в едином формате, установленном системой Российского индекса научного цитирования.

5. Все сокращения и аббревиатуры при первичном упоминании должны быть обязательно расшифрованы и пояснены.

6. Пронумерованный список литературы , оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008, в порядке упоминания в тексте приводится в конце статьи.

7. Автор несет ответственность за достоверность сведений, точность цитирования, содержание материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.