Научная статья на тему 'Выездная налоговая проверка по НДС: на что обратить внимание инспектору'

Выездная налоговая проверка по НДС: на что обратить внимание инспектору Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2369
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НДС / НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ / КОНТРАГЕНТЫ / НЕОБОСНОВАННАЯ НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самойлов А.Р.

В статье рассматриваются проблемы методики проведения выездной налоговой проверки по НДС, в том числе проверки обоснованности применения налоговых вычетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выездная налоговая проверка по НДС: на что обратить внимание инспектору»

Список использованной литературы:

1. Дейв Эванс, «Интернет вещей. Как изменится вся наша жизнь на очередном витке развития Всемирной сети», официальный документ Группа разработки интернет - решений Cisco для бизнеса (IBSG), 2011 г.

2. Алгулиев Расим, Махмудов Расим, «Интернет вещей», Информационное общество, 2013 г. № 3.

© К.Н. Рыжкова, К.Н. Рыжкова, 2015

УДК 336.2

А.Р. Самойлов

студент 5 курса факультета экономики и менеджмента Курский государственный университет г. Курск, Российская Федерация

ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА ПО НДС: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

ИНСПЕКТОРУ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы методики проведения выездной налоговой проверки по НДС, в том числе проверки обоснованности применения налоговых вычетов.

Ключевые слова

Выездная налоговая проверка, НДС, налоговые вычеты, контрагенты, необоснованная налоговая

выгода.

Одной из наиболее трудных задач, стоящих сегодня перед налоговыми органами, является организация и непосредственное осуществление контроля за правильностью исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС). Организация и планирование выездной налоговой проверки по данному налогу основываются на применении критериев риска, закрепленных в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок [3]. Одним из основных критериев риска является нахождение показателя налоговой нагрузки у данного налогоплательщика ниже его среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли. Другим важным критерием риска является факт отражения налогоплательщиком значительной суммы налоговых вычетов за определенный период. Так, превышение доли налоговых вычетов по НДС от суммы начисленного налога значения, установленного Концепцией в качестве критического (89% за период 12 месяцев) может стать безусловным основанием проведения выездной налоговой проверки.

Однако сегодня все больше вопросов вызывает не только планирование и организация мероприятий налогового контроля, но и непосредственно методика проведения выездной налоговой проверки по НДС.

Представляется очевидным, что основной проблемой в области администрирования НДС остается незаконное применение налогоплательщиком налоговых вычетов и незаконное возмещение налога из бюджета. Эта проблема объективно вытекает из сущности самого налога, из методики его исчисления (метод косвенного вычитания), закрепленной в российском законодательстве и основанной на применении налоговых вычетов

В процессе проведения выездной налоговой проверки по НДС сотрудникам налогового органа необходимо проанализировать ряд документов первичного бухгалтерского учета. Данные содержащиеся в этих документах позволят сделать вывод об обоснованности отражения налогоплательщиком тех или иных показателей в налоговых декларациях.

Одним из обязательных условий принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету является наличие счета-фактуры. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или их возмещению из бюджета. Следует отметить, что счет-фактура должен быть составлен по установленной законодательством форме и обязательно подписан уполномоченным лицом. Факт подписания счетов-фактур

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

неуполномоченным лицом является безусловным основанием отказа налогоплательщику в принятии сумм налога к вычету. В целях доказывания данного обстоятельства, как правило, проводится почерковедческая экспертиза.

В процессе проведения выездной налоговой проверки по НДС особое внимание следует уделить анализу книг покупок, книг продаж, журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Книги покупок и книги продаж предназначены для отражения фактов хозяйственной жизни налогоплательщика, связанных с приобретением (реализацией) товаров, работ и услуг, а также для регистрации полученных (выставленных) счетов-фактур.

В журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур вносятся записи обо всех счетах-фактурах, полученных или выставленных налогоплательщиком в течение налогового периода. Однако необходимо учитывать, что с 1 января 2015 г. обязанность по ведению такого журнала возлагается только на некоторых налогоплательщиков (например, налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основании договоров комиссии, агентских договоров).

При проведении выездной налоговой проверки по НДС подлежат исследованию следующие документы и содержащаяся в них информация: учредительные документы налогоплательщика и учетная политика для целей налогообложения, бухгалтерская отчетность, налоговые декларации, договоры, акты приема-передачи, акты выполненных работ, оборотно-сальдовые ведомости (карточки счетов) по ряду счетов бухгалтерского учета (в частности, 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 68 «Расчеты по налогам и сборам» и другие счета бухгалтерского учета, на которых отражаются операции, признаваемые объектами налогообложения по НДС).

Следует также помнить, что наличие полученных налогоплательщиком счетов-фактур само по себе не может быть основанием принятия сумм НДС к вычету. Для этого также необходимо выполнение следующих условий:

1) приобретенные товары (работы, работы) должны использоваться для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, либо должны быть предназначены для перепродажи;

2) приобретенные товары (работы, услуги) должны быть приняты на учет у налогоплательщика.

Особое внимание работникам налогового органа следует обратить на так называемых проблемных

контрагентов налогоплательщика. В соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок построение хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических причин является своеобразным индикатором недобросовестности налогоплательщика.

Чтобы доказать факт ведения налогоплательщиком хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском инспектору в рамках выездной налоговой проверки необходимо:

1) проверить государственную регистрацию контрагентов налогоплательщика;

2) установить личность учредителя (руководителя) контрагента налогоплательщика (это позволит выявить случаи массовой регистрации юридических лиц на одного человека);

3) сопоставить деятельность, осуществляемую контрагентом, с предметом его договорных отношений с налогоплательщиком;

4) допросить сотрудников контрагента в целях выявления фактов подписания документов (как правило, счетов-фактур) неуполномоченными лицами;

5) определить наличие у контрагента материальных, трудовых и иных ресурсов, необходимых для выполнения обязательств перед налогоплательщиком;

6) проверить движение денежных средств по расчетным счетам налогоплательщика и его контрагентов [4, с. 96].

Налоговыми органами могут быть проведены и другие контрольные мероприятия. Самое распространенное из них - истребование документов или информации у контрагента налогоплательщика в соответствии с положениями ст. 93.1 НК РФ. Получив такие документы (информацию) инспектор может сделать выводы о наличии либо отсутствии финансово-хозяйственных отношений между

налогоплательщиком и его контрагентом, о совершении налогоплательщиком сделок, направленных исключительное на возмещение НДС из бюджета.

По итогам проведения указанных выше мероприятий налогового контроля налоговые органы могут доказать необоснованность налоговой выгоды, полученной налогоплательщиком [2], и составить мотивированный акт выездной налоговой проверки.

Проведя контрольные мероприятия и получив необходимые доказательства, налоговые органы делают вывод о том, что контрагент не может выполнить условия заключенных с налогоплательщиком договоров. Следовательно, сделка между налогоплательщиком и данным контрагентом не имела своей целью создание каких-либо правовых последствий помимо получения налогового вычета по НДС и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Следствием необоснованности полученной налоговой выгоды является мотивированный отказ налогового органа в получении налогоплательщиком налогового вычета по НДС. Список использованной литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.05.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

2. Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды: Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 // Вестник ВАС РФ. - 2006. - № 12.

3. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: Приказ ФНС России // Документы и комментарии. - 2007. - № 12.

4. Старицына К. А. Практика отказов в вычете «входного» НДС / К. А. Старицына // Бухгалтерский учет. -2011. - № 5. - С. 95-98.

© А Р. Самойлов, 2015

УДК 368

М.И. Сергеев

Студент юридического факультета Юго-Западный государственный университет Г. Курск, Российская Федерация

ИЗ ИСТОРИИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ (СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)

Аннотация

Статья посвященна вопросу развития страховаия в России в советский период. В результате анализа в статье раскрывается введение новых видов и форм страхования. Особое внимание уделяется правовой основе страхования.

Ключевые слова

Страхование, советский период, СССР, страховое дело, социальное страхование, медицинское

страхование.

События октября 1917 года привели к переменам в системе общественных отношений, включая и сферу страхования. После Октябрьской революции 1917 г. произошло преобразование страхового дела в России. Первоначально декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 23 марта 1918 г. учредился контроль над всеми видами страхования. [3,с.23].

Государственная монополия страхования во всех его видах и формах была окончательно объявлена декретом от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской республике». Капиталистические страховые общества были ликвидированы, а их имущество национализировано. Руководство монопольным государственным страхованием было поручено Высшему Совету Народного Хозяйства (ВСНХ), где был создан пожарно-страховой отдел. [6,с.37].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.