Научная статья на тему 'Выдающийся ученый-кавказовед Иван Федорович Бларамберг'

Выдающийся ученый-кавказовед Иван Федорович Бларамберг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА КАВКАЗА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусукаев Александр Ибрагимович

В статье характеризуется вклад И. Ф. Бларамберга в изучение Юга России и становление кавказоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выдающийся ученый-кавказовед Иван Федорович Бларамберг»

Проблемы мировой и отечественной истории

А. И. МУСУКАЕВ

ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ-КАВКАЗОВЕД ИВАН ФЕДОРОВИЧ БЛАРАМБЕРГ

В статье характеризуется вклад И. Ф. Бларамберга в изучение Юга России и становление кавказоведения. Ключевые слова: этнология, история и культура Кавказа.

Более 160 лет в Российском Государственном военно-историческом архиве (Москва) хранятся работы Ивана Федоровича Бларамберга - рукописи историко-этнологических трудов о народах Кавказа, рапорты, отчеты, полевые записи, рисунки, карты, письма. До настоящего дня они актуальны и интересны для исследователей южных территорий России.

Этот человек, обладавший энциклопедическими знаниями, получил образование в Гессене и Санкт-Петербурге, в совершенстве владел несколькими европейскими языками. Он проявил себя как военный, дослужившись до звания генерал-лейтенанта, и как исследователь, став одним из основателей этнологии. С его точки зрения, в проблематике ценностно-целевых установок социума и технологии решения задач жизнеобеспечения эта дисциплина ориентировалась на культурологию. Культура, в понимании И. Ф. Бларамберга, есть суть материального и духовного.

Интерес к этнологии он проявил во время учебы в Германии, где тогда создавались первые центры по изучению истории и быта народов, выходили специализированные журналы, научно-популярная литература по антропогеографии и ряду других теоретических концепций. В частности, обществоведы, занимавшиеся историей этносов, обратились к идее эволюционизма, утвердившейся в астрономии, физике и других естественных науках.

Рубеж ХУШ-Х1Х веков можно считать начальным этапом формирования гносеологических основ народоведения, его понятийного аппарата и системы методов теоретического осмысления фактического материала, накопившегося в Европе с эпохи античности, а на Руси - в летописный период. Как и других авторов того времени, изучавших народы Восточной Европы, Сибири, Средней Азии и Кавказа, И. Ф. Бларамберга нельзя считать профессионалом, хотя его труды написаны блестяще. Анализ культуры и социального устройства этносов сопровождается сравнениями и соответствующими обобщениями. «Бларамберг пробыл на Кавказе в течение двух с половиной лет. Живя в основном в Тифлисе, он посетил за это время Георгиевск, Ставрополь, Кисловодск, Владикавказ, крепость Грозную, Старую Шемаху, Ширван, Баку», - отмечает И. М. Назарова во вступительной статье к современному переизданию трудов ученого [1].

Конец XVIII - начало XIX века - период знаковый для этнологии Кавказа. Победа над Оттоманской Портой, которую поддерживали Англия и Франция, в корне изменила процесс политиче-

ского, социально-экономического и культурного развития этносов этого региона России. И. Ф. Бла-рамберг в составе военных экспедиций 1830-1840 годов побывал в различных районах от Абхазии до Дагестана. Чтобы создать труд, способный обстоятельно ознакомить всех интересующихся с малоизвестным южным краем (так ученый определяет свою цель в письмах военному министру графу А. И. Чернышеву и друзьям), он скрупулезно изучал античных и средневековых авторов, дневники европейских и арабских путешественников, беллетристику. В распоряжении исследователя также были топографические отчеты чиновников, штабные материалы. Особое влияние на определение круга этнологических проблем и поиск методов исследования утверждающейся дисциплины оказали систематические и программные экспедиции Российской Академии наук.

В. К. Гардановым в начале 1970-х годов опубликованы выдержки из рукописи Бларамберга «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и вольное описание Кавказа» [2]. Позже анализу наследия ученого посвятила диссертацию («Сочинения И. Ф. Бларамберга как источник по этнографии народов Северного Кавказа») И. М. Назарова [3]. В этой работе осуществлен перевод материалов И. Ф. Бларамберга, хранящихся в Российском государственном военно-историческом архиве обобщены биографические сведения, история написания трудов и этапы его творчества.

Благодаря обучению в Институте инженеров путей сообщения и материалам топографов и картографов Генерального штаба русской армии, И. Ф. Бларамберг в подробностях знал физическую географию Кавказа, территорию расселения разных народов, разбирался в гидрографии, геологии, геодезии, геоботанике. Он свободно оперировал разнообразными статистическими данными, рассуждая об общественном строе, хозяйстве, семейных отношениях и этикете абхазов, шапсугов, убыхов, карачаевцев, кабардинцев и других народов Северного Кавказа [4].

Достаточно много внимания им уделено неотъемлемому компоненту быта адыгов - Зек1уэ. Говоря о военной демократии и сохранении типичных условий в средневековье и новое время, И. Ф. Бларамберг характеризует феномен наездничества: причины его возникновения и бытования в развитой форме вплоть до XIX века; систему ритуалов, сопровождающих это уникальное явление. Поскольку институт джигитовки зафиксирован Бламбергом уже в довольно трансформированном виде, это не дало возможности учесть

все его особенности, утерянные в веках истоки - каждое новое поколение, несмотря на ревностное следование традициям, естественным образом уходит от прошлого. Как исследователь быта горских народов, И. Ф. Бларамберг понимал: искусство верховой езды, своеобразный рыцарский кодекс джигита - стремление прославиться и выделиться престижной экипировкой - имеет древние корни, связанные с сохранением мобильности, военной мощи [5].

В основу изучения общественной и частной жизни горцев положены политические, хозяйственно-производственные и культурно-бытовые критерии. Емкие и точные характеристики позволяют увидеть роль традиционных социальных институтов народов Кавказа, проследить изменения в государственном и экономическом устройстве, в семье. Наблюдения выдающегося этнолога тем более значимы, что процесс трансформации устоявшегося уклада он наблюдал сам в ходе Кавказской войны [6].

И. Ф. Бларамберг выступил новатором в толковании структурных компонентов горского этикета - общения, обрядовых действий, поведения в обыденных и нестандартных ситуациях и т. д. Ученый видел в них основу духа и самобытности народа, что послужило дальнейшему научному познанию (этнологическому, психологическому, педагогическому, лингвистическому), хотя лавры первооткрывателей в этих отраслях несправедливо присуждены нашим современникам.

Культурологический, цивилизационный подход И. Ф. Бларамберг применил и при анализе традиций в одежде северокавказских народов -смешения автохтонных / заимствованных компонентов материальной культуры, которые оказали влияние на оформление нарядов. Участие в полевых экспедициях позволило ему описать разнооб-

разные типы верхней мужской одежды дагестанцев, кабардинцев, карачаевцев, ногайцев и других народов (бурки, овчинные накидки, бешметы) и женской (кафтанчики, платья, корсеты, головные уборы) - с учетом цветовой символики, социального статуса и возрастных характеристик.

Обзорная характеристика творческого наследия Ивана Федоровича Бларамберга, даже столь краткая и неполная, показывает его высокий профессионализм в культурологическом анализе исторического развития человеческих сообществ, умение сопоставлять, казалось бы, несовместимые стороны жизни этносов. Труды ученого свидетельствуют о том, что он четко представлял себе истоки народа, позволяющие определить его цивилизационный уровень, место во времени и пространстве, ценностные ориентиры, и тем самым еще на заре этнологических исследований заложил фундамент нового подхода к кавказоведению как к науке.

Литература и источники

1. Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Нальчик, 1999. С. 9.

2. Гарданов В. К. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях Европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. С. 235.

3. Назарова И. М. Сочинения И. Ф. Бларамбер-га как источник по этнографии народов Северного Кавказа: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1990.

4. Бларамберг И. Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа ... С. 314-315.

5. Кавказский этнографический сборник. Вып. 1. М., 1955. С. 283.

6. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. ВУА. Д. 18473.

A. I. MUSUKAYEV. IVAN FE0D0R0VICH BLARAMBERG -AN OUTSTANDING SCHOLAR AND THE CAUCASUS RESEARCHER

The article describes I. F. Blaramberg's contribution to the study of the Southern Russia and formation of the studies of the Caucasus.

Key words: ethnology, history and culture of the Caucasus.

О. В. МАТВЕЕВ

К ИСТОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ОТСТАВНЫХ КУБАНСКИХ ОФИЦЕРОВ (Вторая половина XIX столетия)

На основе архивных данных об историке Урупской бригады М. И. Санькове освещена повседневная жизнь отставных офицеров Кубанского казачьего войска.

Ключевые слова: история повседневности, полковая историография, ростовщичество, сектантство, хлысты, консистория.

Нам уже приходилось писать о наследии полковых историков Кубанского казачьего войска [1] - материале, который сложно анализировать без истории повседневности и без оценки мировоззрения, ценностных установок и представлений этих авторов. Мы обратимся к особенностям повседневной жизни М. И. Санькова - одного из

тех офицеров, которым в 1865 году было поручено приступить к составлению истории кубанских строевых частей.

Матвей Иванович Саньков родился в 1829 году в ст-це Михайловской (ныне г. Михайловск Ставропольского края). В 1858 году в чине хорунжего был переведен из Ставропольского полка во вновь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.