Научная статья на тему 'Вычисление доли бестранспортной технологии при углубочно-сплошной поперечной системе открытой разработки'

Вычисление доли бестранспортной технологии при углубочно-сплошной поперечной системе открытой разработки Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
70
6
Поделиться
Ключевые слова
ПОПЕРЕЧНАЯ СИСТЕМА РАЗРАБОТКИ / БЕСТРАНСПОРТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ГОРНО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ / TRANSVERSE MINING / NON-TRANSPORTATION TECHNOLOGY / MINING-GEOMETRIC ANALYSIS / RANGE OF APPLICATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Селюков А.В.

Несмотря на поставку современной горнотранспортной техники на разрезы Кузбасса, эффективность открытой угледобычи снижается. В этой связи, очевидно, что важной задачей является изыскание технологических решений и способов разработки месторождений, обеспечивающих снижение экологической опасности и повышения ресурсосбережения горного производства, в том числе, за счет различных технологий размещения вскрышных пород в выработанном пространстве при сокращении площадей под внешние отвалы и нарушений земной поверхности. Изложен материал развивающей методики проектирования параметров бестранпортной рабочей зоны при углубочно-сплошной поперечной системе открытой разработки наклонных и крутопадющих угольных залежей. В источниках научно-технической литературы, посвященных использованию выработанного пространства, в качестве емкости под складирование вскрышных пород рассматривается только транспортный способ доставки породы из забоя во внутрений отвал. Для проектирования такой технологии в условиях поперечного развития фронта горных работ в настоящее время недостаточно теоретических проработок вопросов, связанных с обоснованием ее параметров и выбором выемочного оборудования. Большой диапазон условий залегания свит угольных пластов, широкий ряд типоразмеров шагающих драглайнов, применяемых при бестранспортной технологии, а также различные значения глубины отработки месторождений предопределяют многовариантность решения указанных выше задач. В этом случае формирование возможных вариантов производства горных работ с использованием тех или иных моделей экскаваторов для последующей их оценки по какому-либо критерию само по себе является достаточно сложной задачей. Таким образом, при прогнозировании новых областей применения бестранспортной перевалки вскрыши при углубочно-сплошной поперечной системе разработки следует руководствоваться результатами горно-геометрического анализа, как при установлении конечных контуров карьера, так и при оценке доли объемов карьерного поля, приходящихся на бестранспортную технологию.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Селюков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Calculation of the Share of Non-Transportation Technology under Combined Deepening and Compact Transverse Open-Pit Mining System

Despite the supply of modern mining equipment at mines of the Kuznetsk Basin, the efficiency of open-pit coal production is being reduced. It is quite obvious in this connection that the priority task is to find technological solutions enabling the environmental risk mitigation through different technologies of overburden removal to worked-out areas with fewer external dumps and earth surface disturbances. The paper describes the development procedure to design the parameters of a non-transportation operating area under the combined deepening and compact transverse open-pit mining system used for inclined and steeply dipping coal seams. Scientific and technical publications on the use of the worked-out area as an overburden storage facility deal only with the transportation method for removing the overburden rock from the mining face to the dumping area. At present there is no sufficient theoretical background on the issues referred to the substantiation of parameters and choice of the excavation equipment for the design of such technology under transverse heading conditions. The diversified occurrence of coal seams, a wide range of dragline operating dimensions used in the non-transportation technology and multiple mining depths determine a variety of solutions to the above problems. In this case the selection of possible mining options with different types of excavators for the subsequent criterion-based assessment is quite a challenge in itself. Thus, forecasting new applications of the non-transportation technology in the overburden removal under the combined deepening and compact transverse mining system one should be guided by the results of mining-geometric analysis both in establishing final contours of the quarry and evaluating the portion of the quarry volume accounted for the non-transportation technology.

Текст научной работы на тему «Вычисление доли бестранспортной технологии при углубочно-сплошной поперечной системе открытой разработки»

ВЫЧИСЛЕНИЕ ДОЛИ БЕСТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ УГЛУБОЧНО-СПЛОШНОЙ ПОПЕРЕЧНОЙ СИСТЕМЕ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ

© А.В. Селюков,

кандидат технических наук, доцент,

Кузбасский государственный технический

университет им. Т.Ф. Горбачева,

ул. Весенняя, 28,

650000, г. Кемерово,

Российская Федерация,

эл.почта: alex-sav@rambler.ru

Несмотря на поставку современной горнотранспортной техники на разрезы Кузбасса, эффективность открытой угледобычи снижается. В этой связи, очевидно, что важной задачей является изыскание технологических решений и способов разработки месторождений, обеспечивающих снижение экологической опасности и повышения ресурсосбережения горного производства, в том числе, за счет различных технологий размещения вскрышных пород в выработанном пространстве при сокращении площадей под внешние отвалы и нарушений земной поверхности. Изложен материал развивающей методики проектирования параметров бестранпортной рабочей зоны при углубочно-сплошной поперечной системе открытой разработки наклонных и крутопадющих угольных залежей. В источниках научно-технической литературы, посвященных использованию выработанного пространства, в качестве емкости под складирование вскрышных пород рассматривается только транспортный способ доставки породы из забоя во внутрений отвал. Для проектирования такой технологии в условиях поперечного развития фронта горных работ в настоящее время недостаточно теоретических проработок вопросов, связанных с обоснованием ее параметров и выбором выемочного оборудования. Большой диапазон условий залегания свит угольных пластов, широкий ряд типоразмеров шагающих драглайнов, применяемых при бестранспортной технологии, а также различные значения глубины отработки месторождений предопределяют многовариантность решения указанных выше задач. В этом случае формирование возможных вариантов производства горных работ с использованием тех или иных моделей экскаваторов для последующей их оценки по какому-либо критерию само по себе является достаточно сложной задачей. Таким образом, при прогнозировании новых областей применения бестранспортной перевалки вскрыши при углубочно-сплошной поперечной системе разработки следует руководствоваться результатами горно-геометрического анализа, как при установлении конечных контуров карьера, так и при оценке доли объемов карьерного поля, приходящихся на бестранспортную технологию.

Ключевые слова: поперечная система разработки, бестранспортная технология, горно-геометрический анализ, область применения

© A.V. Selyukov

THE CALCULATION OF THE SHARE OF NON-TRANSPORTATION

TECHNOLOGY UNDER COMBINED DEEPENING

AND COMPACT TRANSVERSE OPEN-PIT MINING SYSTEM

Despite the supply of modern mining equipment at mines of the Kuznetsk Basin, the efficiency of open-pit coal production is being reduced. It is quite obvious in this connection that the priority task is to find technological

T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University,

28, ulitsa Vesennyaya, 650000, Kemerovo, Russian Federation, e-mail: alex-sav@rambler.ru

solutions enabling the environmental risk mitigation through different technologies of overburden removal to worked-out areas with fewer external dumps and earth surface disturbances. The paper describes the development procedure to design the parameters of a non-transportation operating area under the combined deepening and compact transverse open-pit mining system used for inclined and steeply dipping coal seams. Scientific and technical publications on the use of the worked-out area as an overburden storage facility deal only with the transportation method for removing the overburden rock from the mining face to the dumping area. At present there is no sufficient theoretical background on the issues referred to the substantiation of parameters and choice of the excavation equipment for the design of such technology under transverse heading conditions. The diversified occurrence of coal seams, a wide range of dragline operating dimensions used in the non-transportation technology and multiple mining depths determine a variety of solutions to the above problems. In this case the selection of possible mining options with different types of excavators for the subsequent criterion-based assessment is quite a challenge in itself. Thus, forecasting new applications of the non-transportation technology in the overburden removal under the combined deepening and compact transverse mining system one should be guided by the results of mining-geometric analysis both in establishing final contours of the quarry and evaluating the portion of the quarry volume accounted for the non-transportation technology.

Key words: transverse mining, non-transportation technology, mining-geometric analysis, range of application

На месторождениях Кузбасса с наклонным и крутым залеганием свит угольных пластов предпочтительно применение эко-логосберегающих систем разработки с внутренним отвалообразованием. В этом случае существенно снижаются транспортные расходы и сокращается отчуждение земельных площадей [1-4]. К числу таких технологических решений, которые повышают отраслевую эффективность, можно также отнести складирование вскрышных пород в выработанном пространстве карьерного поля с использованием ресурсосберегающей бестранспортной технологии. Как известно из практики открытых горных работ, областью ее применения является придонный слой карьерного поля. В настоящее время в Кемеровской области бестранспортная технология перемещения вскрышной породы из забойной стороны в отвальную используется только при пологом залегании свиты угольных пластов, в частности, на месторождениях Центрального и Южного

Кузбасса [5] при сплошной продольной системе разработки.

Как отмечается в источниках научно-технической литературы, при наклонном и крутом залегании угольных пластов бестранспортная технология в условиях углубоч-но-сплошной поперечной системы разработки не реализовывается [6], иными словами, рассматривается применение только транспортной технологии. Тем не менее, в общей технической политике производителей угля существует устойчивое направление на увеличение объемов бестранспортной вскрыши за счет расширения границ и области ее применения. Отсутствие при этой технологии дорогостоящего и экологически опасного карьерного автотранспорта позволяет добывать уголь с меньшими затратами и делает его более конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынке. На наклонных и крутых угольных залежах при углубочно-сплош-ных системах разработки потенциально может быть реализована бестранспортная тех-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ _

/2017, том 25, № 4 (88) llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll|8l

нология. В теоретическом, а затем и в практическом плане предлагается для расширения границ области ее применения следующее: увеличить долю отрабатываемой вскрыши с бестранспортным способом перемещения породы из забоя в отвал; шире использовать взрывной сброс породы в отвальный слой; применять высокие уступы и спаренную работу экскаваторов и т. п.

Таким образом, вышеизложенные предпосылки обуславливают возможность применения в новых областях открытой угледобычи производство вскрышных работ по бестранспортной технологии, заключающаяся в перевалке породы междупластий в отвал экскаваторами типа драглайн. Ограниченная условиями кратности перевалки, эта технология может быть применена в нижней части рабочей зоны карьерного поля.

На кафедре открытых горных работ КузГТУ с участием автора проведены исследования, в которых рассмотрено вскрытие уступов бестранспортной зоны, схемы перевалки породы междупластий во внутренний отвал, организация работы выемочного оборудова-

ния при углубочно-сплошных поперечных системах разработки [7-9]. Следует подчеркнуть, что в этих публикациях не обосновано долевое участие бестранпортной технологии в рабочей зоне карьерного поля во взаимной увязке с глубиной горных работ. Для обоснования потенциально возможной области использования бестранспортной технологии предлагается графическая схема, поясняющая принципы ее реализации на примере продольного сечения карьерного поля (рис. 1). На рис. 1 представлены этапы производства горных работ при углубочно-сплошной поперечной системе разработки с использованием бестранспортной технологии. На схематичном изображении представлена поэтапная разработка с выделением углубляющейся рабочей зоны -позиции III, и сплошной рабочей зоны - позиция IV. Описание этих позиций разработки представлено далее. В одном из торцов угольной залежи сооружают котлован вкрест простирания залежи на глубину, равную высоте уступа, при этом породу вскрыши переваливают по бестранпортной технологии в предельных контурах карьерного поля (этап I).

Ось хода

Этап I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ ^ --►Подвигание горных работ ' /

Ч Углубление горных работ s щ в *

* ^^-Конечный контур карьерного поля -......''

¡.г-""" Р""5^ Перевалка вскрышной породы ^z7 ''¿¿^Ос^ ttt^'S драглайном в отвал

\ \х \ ж 1 V—► /

\ Отвальная сторон^^^ — — Забойная сторона /

^, карьерного поля карьерного поля 1 /

Этап II

Этап III

Этап IV

\ \ Ось хода ЭШ 1 Л Х- /

\ \ 1 /

\ Внутренние бестранспортные отвалыХ^ /Рабочий борт

Перевалка вскрышной юроды драглайном в отвал

Рис.1. Схематичное графическое изображение углубочно-сплошной поперечной системы разработки с использованием бестранспортной технологии (продольный профиль карьерного поля).

В дальнейшем, после сооружения котлована производится отгон горных работ по простиранию залежи, вскрышную породу от разработки первого горизонта размещают в выработанном пространстве котлована. Последующее углубление рабочей зоны производят при отгонке верхнего уступа на величину, определяемую исходя из возможности размещения пород вскрыши от углубки на нижележащий горизонт на поверхности внутреннего отвала (этап II). В дальнейшем, на основе принципа, заложенного в предыдущем этапе, производят углубление горных работ до конечной глубины карьера (этап III). После этого рабочая зона становится постоянной, и вся порода вскрыши перемещается во внутренний бестранспортный отвал (этап IV). Угол погружения горных работ может изменяться в пределах 16-18°, что определяет устойчивость внутреннего бестранспортного отвала и время достижения граничной глубины карьера, при которой начинается сплошная разработка залежи с полным размещением вскрышных пород во внутреннем отвале. Использование данной технологии позволяет сократить объемы вскрышных пород, размещаемых на внешних отвалах, и снизить зем-леемкость угледобычи и уменьшить число транспорта, занятого на вскрышных работах. Появляется возможность рекультивации выработанного пространства вслед за подвига-нием фронта горных работ, что обеспечивает снижение негативного влияния карьера на окружающую среду. К недостатку технологии можно отнести частичную консервацию запасов при углублении горных работ.

Для оценивания границ применения бестранспортной технологии в новых условиях следует установить конечное положение контуров карьера, т. е. глубину разработки залежи, а затем, исходя из условий отсыпки многоярусных бестранспортных отвалов, определить ее долю в рабочей зоне. Согласно рекомендациям работы [10], при бестранспортном перемещении породы из

забоя в отвал можно отсыпать до четырех -пяти ярусов отвала. Тогда с учетом особенностей развития фронта горных работ вкрест простирания угольной залежи и в зависимости от коэффициента угленосности (Ку), моделей драглайнов предлагаются следующие значения высот бестранспортных отвалов (таблица 1) [11]. Из теоретических положений известно, что глубина карьера определяется горно-геометрическим анализом при сравнении текущего коэффициента вскрыши с граничным [10]. Однако, исходя из условий специфичности горно-геометрического анализа при углубочно-сплошных поперечных системах разработки, принимается условие, при котором принимается одномоментное равенство среднего, текущего и граничного коэффициентов вскрыши [12]. При этом для анализа используется, по данным работы разрезов Кузбасса, средневзвешенный коэффициент вскрыши 8 м3/т [12].

Рассмотрим зависимость коэффициента вскрыши при разных вариантах отработки угольной свиты. Определение глубины карьера произведено на примере геологии перспективного участка «Колмогоров-ский» Уропско-Караканского месторождения (рис. 2). Вариант 1. Отработка всех пластов свиты при ее угленосности 12,4% может осуществляться при большом значении коэффициента вскрыши (не менее 8 м3/т.). При коэффициенте вскрыши 8 м3/т глубина разработки составит 100-120 м. При принятом для анализа коэффициенте вскрыши глубина разреза может достигнуть 260 м. Очевидно, что при применении малых и средних моделей драглайнов глубина карьера для бестранспортной технологии может составлять 21-72%. Значительная ширина дна карьера в 940 м позволяет применять длинно-стреловые драглайны типа ЭШ-10.100, тогда при формировании пятиярусного отвала высота бестранспортной зоны может достигнуть 165 м (табл. 1). Применение этого дра-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ _

/2017, том 25, № 4 (88) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!|1

глайна при глубине карьера 110 м позволит с формированием четырехъярусного отвала

Вариант 2. Исключается разработка пласта 1 и, следовательно, снижаются объемы выемки мощного междупластья (до 80 м). Она попадает только в разнос борта. Угле-насыщенность разрабатываемой части свиты возрастет до 12,9%, что обуславливает при её разработке минимальное значение - 7,5 м3/т при глубине разработки 160-170 м. Таким образом, исключение из разработки мощного междупластья способствует снижению (по сравнению с вариантом 1) минимального значения среднего коэффициента вскрыши и при этом его уровне увеличивается глубина разработки свиты на 50 м. Условия применения драглайнов примерно такие же, как по варианту 1. Доля бестранспортной технологии может изменяться от 20 до 100%.

Вариант 3. Осуществляется разработка только трех рабочих пластов - 4, 5 и 6. Исключается разработка трех мощных между-пластий 80, 45 и 63 м соответственно. Угленосность отрабатываемой части свиты -15%. Минимальное значение Кср = 6,6 м3/т при глубине разработки 180-200 м. Приме-

полностью отрабатывать карьерное поле по бестранспортной технологии.

нение драглайнов малых и средних размеров при такой глубине горных работ (200 м) обусловит долю бестранспортной технологии в размере 9-35%. Длинностреловые модели драглайнов при отсыпке пятиярусных отвалов могут повысить долю бестранспортной технологии до 70-80%. Однако их работа будет осложняться коротким фронтом работ - 360 м.

Вариант 4. Разрабатываются только два стратиграфически нижних пласта - 5 и 6 с междупластьем между ними мощностью 38 м. Угленосность разрабатываемой части свиты составит 24,5%. Характер зависимости среднего коэффициента вскрыши от глубины карьера сложный, с нерегулярным возрастанием и снижением функции. Возрастание его связано с разносом борта по междупластью пл. 4 - пл. 5 при углублении горных работ, а снижение с попаданием в разнос борта пласта 4. Значения коэффициента вскрыши ниже вариантов 1, 2, 3 при развитии горных работ на глубину до 150 м, а при дальнейшем углублении контуры гор-

Таблица 1 - Высоты бестранспортных отвалов, согласно рекомендациям [11]

Модели драглайнов Высота бестранспортной зоны по количеству отвальных ярусов

2 3 4 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ку Ку Ку Ку

0,1 0,2 0,3 0,1 0,2 0,3 0,1 0,2 0,3 0,1 0,2 0,3

ЭШ 6,5.45у 38 40 42 55 58 60 71 75 79 88 93 97

ЭШ 14.50 39 41 43 57 59 62 74 78 81 92 96 101

ЭШ 20.65 45 47 49 68 71 74 91 95 100 114 119 125

ЭШ 11.70 45 47 49 69 72 75 92 97 101 116 121 127

ЭШ 15.80 49 51 54 76 80 84 104 109 114 131 138 144

ЭШ 20.90 55 57 60 87 92 96 120 126 132 153 161 167

ЭШ 25.90 55 58 60 88 93 97 122 128 134 155 158 171

ЭШ 10.100 58 60 63 94 98 103 130 136 142 166 174 182

ЭШ 15.100 60 63 66 99 104 108 137 144 151 176 185 193

ЭШ 20.100 60 63 66 99 104 108 137 144 151 176 185 193

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/

/2017, том 25, № 4 (88) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

ных работ этого варианта и варианта 3 совпадают. Эффективное использование драглайнов малых и средних моделей при глубине разработки 110 м и среднем коэффициенте вскрыши 6,77 м3/т. Слоевой коэффициент вскрыши бестранспортной зоны составит 4,14-6,15 м3/т при доле технологии 18-64%.

Применение длинностреловых драглайнов на больших глубинах проблематично из-за малой ширины дна карьера в 150 м. Применение малых и средних драглайнов обеспечит долю бестранспортной технологии в размере 6-26%, но при низком слоевом коэффициенте вскрыши.

1,2,3,4 - варианты отработки залежи 3 2

Рис. 2. Зависимости среднего коэффициента вскрыши от глубины отработки залежи при различных вариантах разработки участка «Колмогоровский» Уропско-Караканского месторождения с участием бестранспортной технологии при углубочно-сплошной поперечной системе разработки.

Перспективные залежи наклонного и крутого падения в Кузнецком угольном бассейне можно разрабатывать по углу-бочно-сплошной поперечной системе разработки с долевым участием бестранспортной технологии от 20 до 100% в зависимости от предельной глубины карьерного поля и с применением разнообразного модельного ряда драглайнов. В частности, при весьма разнообразных параметрических данных карьерных полей при углубочно-сплошных системах разработки обуславливает применение различного перечня моделей драглайнов. В качестве перспективности настоящего исследования стоит отметить последующую детализацию технической границы

в случае, когда рабочая зона карьерного поля превышает высоту бестранспортной технологии, и возникает необходимость использования комбинированной транспор-тно-бестранспортной технологии.

Выполненные вычисления для других перспективных наклонных и крутых месторождений Кузбасса, но не представленных в настоящей публикации, позволили сделать следующие заключения:

1) разработка всех пластов свиты наклонного и крутого залегания характеризуется высоким значением среднего коэффициента вскрыши Кср = 8-9м3/т и более в пределах отработки залежей на глубину 200-250 м;

2) существенного снижения среднего коэффициента вскрыши можно достигнуть, исключив из разработки отдельные мощные междупластья или группу пластов попутной добычи (мощностью от 1 до 4 м). Меньшее значение среднего коэффициента вскрыши позволяет увеличить глубину разработки залежи. Однако окончательный выбор варианта разработки свиты должен основываться на учете экономического ущерба от потерь угля в пластах, остающихся в бортах карьера;

3) фронт работ по бестранспортной технологии при углубочно-сплошной системе разработки свитовых залежей определяется шириной дна карьерного поля, которая имеет значения от нескольких десятков метров (60-70 м) до нескольких сотен (700-900 м и более). Это определяет условия применения моделей драглайнов с различными рабочими параметрами;

4) бестранспортная зона по высоте карьерного поля может занимать от 15 до 100% в зависимости от предельной глубины разработки, мощности отвального драглайна и ярусности внутреннего отвала. Доля объемов карьерного поля, приходящихся на бестранспортную технологию, находится примерно в пределах 20-100%;

5) при применении драглайнов малой и средней мощности высота бестранспортной зоны составляет 90-110 м, при применении мощных длинностреловых драглайнов и при отсыпке пятиярусных отвалов она может составлять 165-180 м.

Сформулированные выводы позволяют надеяться, что предлагаемые технологические решения отработки угольных месторождений наклонного и крутого падения позволит существенно повысить экономическую эффективность работы действующего разреза.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Томаков П.И., Коваленко В.С. Природоохранные технологии открытой разработки крутых и наклонных угольных месторождений Кузбасса // Уголь. 1992. № 1. С. 16-20.

2. Михальченко В.В., Прокопенко С.А. Экологически чистые технологии - будущее открытой угледобычи в Кузбассе // Уголь. 1992. № 1. С. 11-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Корякин А.И. Пути создания малоземлеемких технологий открытой угледобычи в Кузбассе // Вестник КузГТУ 1991. № 1. С. 60-62.

4. Селюков А.В. Оценка численного моделирования процесса адаптации внутреннего отвалообразова-ния к режиму действующих карьерных полей Кемеровской области // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2015. Т. 326, №12. С. 60-71.

5. Ческидов В.И., Норри В.К. Бестранспортная технология вскрышных работ на разрезах Кузбасса: состояние и перспективы // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. 2016. № 4. С. 109-117.

6. Коваленко В.С., Штейнцайг М.Р Об эффективности использования техногенного ресурса выработанного пространства при углубочно-сплошных системах разработки // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2009. № 5. С. 211-216.

7. Селюков А.В. Технология нарезки транспортной бермы в бестранспортной зоне при поперечной системе разработки // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. № 2 (49). С. 67-70.

8. Селюков А.В. Бестранспортная технология разработки наклонных угольных свит с поперечным развитием фронта работ // Энергетическая безопасность России. Новые подходы к развитию угольной промышленности: труды международной науч.-практ. конф. Кемерово, 2003. С. 73-75.

9. Селюков А.В. Параметрическая оптимизация бестранспортной технологии разработки наклонных и крутопадающих залежей // Инновации в науке и образовании: сборник статей межд. науч.-практ. конф. Белово, 2016. С. 127-131.

10. Ржевский В.В. Открытые горные работы. Ч. 2. Технология и комплексная механизация. М.: Недра, 1985. 549 с.

11. Проноза В.Г., Корякин А.И., Селюков А.В. К методике проектирования бестранспортной технологии при поперечной системе разработки наклонных и крутых угольных свит Кузбасса // Деп. в ВИНИТИ. № 1359-В-2002.

12. Кузнецов В.И. Управление горными работами на разрезах Кузбасса // Академия горных наук. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. 164 с.

R E F E R E N C E S

Tomakov PI., Kovalenko VS. Prirodookhrannye tekh-nologii otkrytoy razrabotki krutykh i naklonnykh ugol-nykh mestorozhdeniy Kuzbassa [Environmental protection technologies for open-pit development of steep and inclined coal deposits in the Kuznets Basin]. Ugol - Coal, 1992, No. 1, pp. 16-20. (In Russian). Mikhalchenko VV., Prokopenko S.A. Ekologicheski chistye tekhnologii - budushchee otkrytoy ugledoby-chi v Kuzbasse [Environmentally friendly technologies for future open-pit coal mining in the Kuznetsk Basin]. Ugol - Coal, 1992, No. 1, pp. 11-14. (In Russian). Koryakin A.I. Puti sozdaniya malozemleemkikh tekh-nologiy otkrytoy ugledobychi v Kuzbasse [Towards the creation of small land capacity technologies of open-pit coal production in the Kuznetsk Basin]. Vestnik KuzGTU - Bulletin of the Kuznetsk State Technological University, 1991, No. 1, pp. 60-62. (In Russian). Selyukov A.V Otsenka chislennogo modelirovaniya protsessa adaptatsii vnutrennego otvaloobrazovaniya k rezhimu deystvuyushchich karyernykh poley Kem-erovskoy oblasti [Evaluation of numerical simulation of the process of adaptation internal dumping mode to the existing mining fields of the Kemerovo region]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universite-ta. Inzhiniring georesursov - Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. Geo assets engineering, 2015, vol. 326, No. 12, pp. 60-71. (In Russian). Cheskidov V.I., Norrie VK. Bestransportnaya tekh-nologiya vskryshnykh rabot na razrezakh Kuzbassa: sostoyanie i perspektivy [Non-transportation technology of stripping operations on the cuts of the Kuzbass: Status and prospects]. Fiziko-tekhnicheskie problemy razrabotki poleznykh iskopaemykh - Phys-ico-Technical Problems in Mining, No. 4, pp. 109-117. (In Russian).

Kovalenko V.S., Steinzeug M.R. Ob effektivnosti is-polzovaniya tekhnogennogo resursa vyrabotannogo prostranstva pri uglubochno-sploshnykh sistemakh razrabotki [On the effectiveness of using the tech-nogenic resource mined-out area in the combined deepening and compact mining systems]. Gornyy in-formatsionno-analiticheskiy byulleten - Mining Information-Analytical Bulletin, 2009, No. 5, pp. 211-216. (In Russian).

7. Selyukov A.V Tekhnologiya narezki transportnoy ber-my v bestransportnoy zone pri poperechnoy sisteme razrabotki [Technology of cutting the transported berm in the non-transportation area under the transverse mining system]. Vestnik Irkutskogo gosu-darstvennogo tehnicheskogo universiteta - Bulletin of the Irkutsk State Technical University, 2011, No. 2 (49), pp. 67-70. (In Russian).

8. Selyukov A.V Bestransportnaya tehnologiya razrabotki naklonnykh ugolnykh svit s poperechnym razvitiem fronta rabot [Non-transportation mining technology of inclined coal seams with transverse heading]. En-ergeticheskaya bezopasnost Rossii. Novye podlhody k razvitiyu ugolnoy promyshlennosti [Energy safety of Russia. New approaches to the development of coal industry]. Trudy Mezhdunarodnoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii - Proceedings of the International Science & Research Conference, Kemerovo, 2003, pp. 73-75. (In Russian).

9. Selyukov A.V Parametricheskaya optimizatsiya bestransportnoy tekhnologii razrabotki naklonnykh i kru-topadayushshikh zalezhey [Parametric optimization of the non-transportation mining technology of inclined and steeply dipping coal seams]. Innovatsii v nauke i obrazovanii [Innovations in science and education]. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-praktich-eskoy konferentsii - Proceedings of the International Science & Research Conference, Belovo, 2016, pp. 127-131. (In Russian).

10. Rzhevsky VV Otkrytye gornye raboty [Open cast mining]. Part 2. Tekhnologiya i kompleksnaya mekhani-zatsiya [Technology and integrated mechanization]. Moscow, Nedra, 1985, 549 p. (In Russian).

11. Pronoza VG., Koryakin A.I., Selyukov A.V K meto-dike proektirovaniya bestransportnoy tekhnologii pri poperechnoy sisteme razrabotki naklonnykh i krutykh ugolnykh svit Kuzbassa [On the design method of non-transportation technology under transverse mining of inclined and steep coal seams of the Kuznetsk Basin]. Deposited to VINITI. No. 1359-B-2002. (In Russian).

12. Kuznetsov VI. Upravlenie gornymi rabotami na razrezakh Kuzbassa [Management of mining operations at mines of the Kuznetsk Basin]. Kemerovo, Kuz-bassvuzizdat, 1997. 164 p. (In Russian).