Научная статья на тему 'ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ГОРОДОВОМУ ПОЛОЖЕНИЮ 1870 ГОДА В ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ'

ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ГОРОДОВОМУ ПОЛОЖЕНИЮ 1870 ГОДА В ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ 1870 Г / ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ВОЛОГОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ГОРОДСКАЯ ДУМА / ГОРОДСКАЯ УПРАВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полоник А.И.

В статье рассматривается введение Городового положения 1870 г в Вологодской губернии. Автор, на основе неопубликованных архивных источников и материалов прессы, анализирует формирование органов городского самоуправления: проведение выборов, количество участников избирательных собраний и состав городских дум. Выделяет положительные и отрицательные стороны избирательного закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIONS TO MUNICIPAL GOVERNMENT BODIES UNDER CITY REGULATIONS OF 1870 IN VOLOGDA PROVINCE

The article considers the introduction of City regulations of 1870 in the Vologda province. The author analyzes unpublished archival sources and media publications on the formation of municipal government bodies: the conduct of elections, the number of participants in election meetings, and the composition of city councils. The author highlights positive and negative aspects of the electoral law.

Текст научной работы на тему «ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ГОРОДОВОМУ ПОЛОЖЕНИЮ 1870 ГОДА В ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ»

УДК 9.93/94 ПОЛОНИК А. И.

аспирант кафедры истории и философии, Череповецкий государственный университет E-mail: polonik26@gmail.com

UDC 9.93/94 POLONIK A.I.

Post-Graduate Student Department of History and Philosophy,

Cherepovets State University E-mail: polonik26@gmail.com

ВЫБОРЫ В ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ГОРОДОВОМУ ПОЛОЖЕНИЮ 1870 ГОДА

В ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ

ELECTIONS TO MUNICIPAL GOVERNMENT BODIES UNDER CITY REGULATIONS OF 1870 IN VOLOGDA PROVINCE

В статье рассматривается введение Городового положения 1870 г в Вологодской губернии. Автор, на основе неопубликованных архивных источников и материалов прессы, анализирует формирование органов городского самоуправления: проведение выборов, количество участников избирательных собраний и состав городских дум. Выделяет положительные и отрицательные стороны избирательного закона.

Ключевые слова: Городовое положение 1870 г., городское самоуправление, Вологодская губерния, городская дума, городская управа.

The article considers the introduction of City regulations of 1870 in the Vologda province. The author analyzes unpublished archival sources and media publications on the formation of municipal government bodies: the conduct of elections, the number of participants in election meetings, and the composition of city councils. The author highlights positive and negative aspects of the electoral law.

Keywords: City Regulations of1870, municipal government, Vologda province, city council, city government.

Формирование органов городского самоуправления началось с принятия Городового положения 1870 г. Введение новой формы городского управления во второй половине XIX в. положило начало нового этапа местного самоуправления. Преобразование городского управления являлось прогрессивным шагом исторического развития России XIX в. На протяжении длительного периодадо 1917 г. органы городского самоуправления стремились к улучшению социально-экономического и культурного роста городов, выступая основой для развития городской жизни [10, с. 7].

В настоящее время появляется немало работ, связанных с вопросами выборов после реформы 1870 г. и деятельности органов местного самоуправления в различных регионах страны. Можно выделить статьи А.А. Мавлюдова [11], А.Б. Храмцова [14], А.А. Терещенко [13], И.В. Евдошенко [8], М.И. Лавицкой [9]. Однако органы городского самоуправления Вологодской губернии оказались вне поля зрения исследователей, чем и объясняется интерес к изучению данной темы. Основными источниками при написании работы послужили неопубликованные документы Государственного архива Вологодской области и публикации в Вологодских губернских ведомостях, освещавших главные события.

Цель настоящей статьи - проследить процесс образования и деятельность органов городского самоуправления в Вологодской губернии. Хронологические рамки ограничены введением Городового положения 1870 г. и первыми выборами в городские думы (1870 - 1873 гг.) на территории наиболее крупных городов Вологодской губернии.

Городовое положение, принятое 16 июня 1870 г., предоставляло общественному управлению ведение городского хозяйства, внешнее благоустройство, благосостояние городского населения. Причем по ст. 4 положения круг действий ограничивался пределами города и отведенных ему земель [5, с. 5, 6, 9]. Эти положения о городском самоуправлении можно рассматривать как введение в практику основ демократического управления, когда в решении городских проблем может участвовать большое количество городского населения, однако в

реальности существовавшие требования для участия в выборах сильно ограничивали избирательное право горожан.

Структура городского общественного управления выглядела следующим образом:

1. Городские избирательные собрания состояли из городского населения, пользующегося правом принимать участие в выборах;

2. Городская дума - совещательный орган;

3. Городская управа - исполнительный орган.

Подготовка к выборам начиналась с формирования избирательных списков. К выборам допускались подданные империи, достигшие 25 летнего возраста, владевшие городским недвижимым имуществом или платившие городской налог с промышленного или торгового предприятия, не состоявшие под следствием, не признанные несостоятельными и не имеющие задолженности по городскому сбору. Таким образом, в избирательные собрания не вошли горожане, не владевшие недвижимостью. К их числу относились учителя, врачи, наемные рабочие и т.д., если они не являлись домовладельцами. Не участвовали в выборах губернатор, члены губернского по городским делам присутствия, члены губернского правления и чины местной полиции. Существовавшие требования запрещали личное участие женщин, так как ст. 20 предлагала лицам женского пола уполномочивать на участие в выборах своих отцов, сыновей, родных братьев по доверенности, оформленной и заверенной у нотариуса или в полиции [5, с. 20, 26, 27]. Все перечисленное сильно сокращало количество избирателей и соответственно в возможности принимать участие в управлении городским хозяйством находился ограниченный круг горожан.

Списки избирателей составлялись городской управой, за два месяца до выборов их публиковали для ознакомления [5, с. 35]. В Вологодской губернии информация размещалась в еженедельном издании «Вологодские губернские ведомости».

Проведение выборов осуществлялось по трехразрядной избирательной системе. Разряды или собрания образовывались в соответствии с величиной уплачиваемых налогов, при-

© Полоник А.И. © Polonik A.I.

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIODXHISTORICAL SCIENCES)

чем минимальный ценз не устанавливался, поэтому каждый, кто платил налог в пользу города, имел право принимать участие в выборах. Например, в Тотьме наибольший налог платил купец Грибанов-Фонтейни - 37 руб. 50 коп., а последний отставной рядовой И. Лыщев 25 коп. [2, № 44, с. 8, 13]. В Великом Устюге купец В.И. Грибанов платил 504 руб. 60 коп., последний мещанин Н. Моисеев 38 коп. [2, № 44, с. 14, 32]. В Грязовце купец А. В. Гудков-Фармосов - 26 руб., а последний представитель мещанин И.В. Поповчев 20 коп. [3, № 51, с. 4, 7].

Избиратели делились на разряды по сумме уплачиваемых налогов в городской бюджет. В первый разряд входили крупные налогоплательщики, во второй - средние и в третий - мелкие. По положению допускалось деление избирателей не на три, а на два разряда в случае малочисленности или однородности состава [5, с. 30]. Так произошло в городах Тотьме и Великом Устюге.

В итоге, после разделения избирателей, разряды выглядели непропорционально. Первый, как правило, - малочисленный, третий мог быть в несколько раз больше. Это прослеживается по избирательным спискам городов Вологодской губернии: в Грязовце в первый избирательный разряд вошли 17 человек, а в третий - 280 [3, № 51, с. 4-7], в Тотьме разряды выглядели следующим образом: первый - 21 человек, второй - 244 человека [2, № 44, с. 8-13], в Великом Устюге разница между разрядами составила еще большее число: первый - 40, второй - 648 человек [2, № 44, с. 14-32].

К недостаткам существовавшей избирательной системы стоит отнести равное деление представителей в городских думах от каждого разряда, а не пропорционально количеству избирателей от собрания. В результате в органах городского самоуправления обеспечивалось преобладание крупных промышленников и купцов, такое положение привело к тому, что мелкие налогоплательщики практически не играли роли в городском самоуправлении.

Гласные думы избирались сроком на четыре года. Из числа гласных избирались представители городской управы. Число членов управы определялось решением городской думы, причем, половина состава управы должна была обновляться каждые два года. Городской голова являлся одновременно и председателем управы [5, с. 66, 88].

Первым городом в Вологодской губернии, сформировавшим органы местного самоуправления по новой системе, стала Вологда. Число жителей города в 1871 году составляло 16972 человека [12, с. 11]. Из них в городское избирательное собрание вошли 1312 человек [7, л. 84].

Выборы в вологодскую городскую думу по решению губернского по городским делам присутствия было решено провести с 26 по 28 ноября 1870 г. с шести часов вечера. Дни голосований делились между избирательными собраниями, 26 ноября голосовали представители первого разряда, 27 ноября - второго разряда и третий - 28 ноября соответственно [7, л. 86]. В итоге в избранную городскую думу вошло 66 человек. Социально-профессиональный состав думы носил, в основном, мещанско-купеческий характер: 10 гласных являлись мещанами, 37 избранных в думу принадлежали к купечеству. Кроме того, в преобразованную думу вошли 5 дворян, 3 священника, 9 чиновников и 2 крестьянина [2, № 2, с. 1-2].

В течение семидневного срока после проведения выборов недовольные проведением избиратели могли обратиться с жалобами к губернатору [5, с. 7]. Поскольку в Вологде подобных обращений не поступило, то гласные приступили к выполнению своих обязанностей.

7 января 1871 г. состоялось торжественное открытие Вологодской городской думы в присутствии губернатора генерал-майора С.Ф. Хоминского и довольно большого числа граждан, а после первое заседание. Утром для избранных гласных в Спасо-Всеградском соборе епископом Вологодским и Устюжским Палладием была отслужена Божественная литургия. Затем последовало обращение к гласным, в котором было напоминание о важности лежащих на членах думы обя-

занностей, требующих благоразумия, внимательности к делу и беспристрастия. Также епископ разъяснил им о великом значении и святости присяги, после этого сам привел гласных к присяге и благословил их. Далее в Доме городского общества, в зале, предназначенном для заседаний городской думы, губернатор адресовал гласным речь, в которой указал на полученную свободу действий при ведении городскими делами [2, № 3, с. 5].

Первое заседание состоялось в день открытия - 7 января 1871 г. в присутствии 60 гласных. Первоначально гласными было отправлено сообщение императору с благодарностью за дарованное гражданам право самостоятельно управлять общественными делами. Затем члены думы приступили к исполнению своих обязанностей: назначению жалованья должностным лицам, выборам городского головы, определению числа членов городской управы, избранию членов комиссии росписи городских доходов и расходов [6].

В функции городских депутатов входило назначение содержания должностным лицам городского общественного управления. Первым вопросом стал вопрос о назначении жалования. В первый год после принятия городового положения дума назначила на 1871 год жалование городскому голове 2000 рублей, каждому члену городской управы 600 рублей, городовому секретарю 1000 рублей [6, л. 8].

Второй вопрос - выборы городского головы. Большинством голосов избран подполковник Н.Н. Зубов [6, л. 10]. Его пребывание в должности оставалось непродолжительным. Уже в августе городская дума по инициативе управы рассматривала обращение по поводу отсутствия в городе Н.Н. Зубова [6, л. 108], так как ст. 100 Городового положения запрещала отсутствовать в городе городскому голове более двух месяцев без разрешения губернатора. Как выяснилось, городской голова не мог вернуться в город и приступить к своим обязанностям по причине болезни, о чем сам сообщил. Далее последовало заявление с просьбой уволить его с занимаемой должности [6, л.118]. Выборы нового городского головы были назначены на 5 октября 1871 г., им стал купец 2 гильдии А.Е. Волков [6, л. 131].

Выборы в вологодскую городскую управу состоялись 9 января 1871 г. По результатам голосования в нее вошли 4 члена: купец второй гильдии А.Е. Волков, также занимавший место городского головы во время его отсутствия, 2 гильдии купеческий сын П.А. Коковашин, второй гильдии купец П.А. Пастухов, надворный советник П.А. Соколов и в качестве секретаря - коллежский секретарь Ручьев [6, л. 13].

Аналогичным образом проходило формирование органов городского самоуправления и в других городах Вологодской губернии. Следующими городами, в которых образовали органы городского самоуправления, стали Тотьма и Великий Устюг (выборы прошли в 1871 г.)

Общее число жителей г. Тотьмы составляло 3287 человека [12, с.11], список лиц, вошедших в городское избирательное собрание состоял из 265 человек. Социально-профессиональный состав городской думы, как и в Вологде носил мещанско-купеческий характер. Гласных (всего 30 членов) представляли: 24 - мещане и купцы,1 надворный советник, 1 коллежский асессор, 1 титулярный советник, 1 про-тоирей и 1 крестьянин [3, № 1, с. 2-3].

На первом заседании, прошедшем 8 января 1872 г., присутствовали 28 гласных. После принятия присяги, первым стал вопрос по избранию городского головы. Им стал купец 2 гильдии М.И. Мишуринский, заменяющий его - мещанин Петров. Затем обсудили назначение жалования должностным лицам: городскому голове - 500 руб., членам управы - 300 руб., городскому секретарю - 400 руб., на содержание канцелярии - 500 руб. Третьим вопросом встало избрание членов в городскую управу. В нее, помимо городского головы, вошли мещане Г.А. Петров и Н. Е. Сергачев, секретарем был выбран титулярный советник Н.М. Малевинский [3, № 7, с. 3-4].

Из 7839 жителей города Великий Устюг [12, с. 11] в изби-

рательные собрания вошли 688 человек. В итоге в городскую думу были избраны 42 представителя: по 21 гласному в каждый из двух разрядов [3, № 6, с. 2].

Выборы в Устьсысольскую городскую думу проходили для первого и второго разряда 25 июня 1873 г., для третьего 28 июня 1873 г. [4, № 23, с. 3]. Сформированные списки избирательных собраний включили 499 представителей из общего числа жителей 3600 человека [12, с. 11]. Распределение по разрядам выглядело следующим образом: в первом - 11 человек, во втором - 27 человек и в третьем 461 представитель [4, № 9, с. 9-13]. Из рассматриваемых нами городов, Грязовец по количеству жителей являлся наименьшим - 2361 человек [12, с. 11]. По результатам выборов, состоявшихся в том же году что и в Устьсысольске, в городскую думу из 325 пред-

ставителей, вошедших в избирательные собрания, выбрали 30 гласных [4, № 42, с. 1].

Таким образом, формирование органов городского самоуправления в Вологодской губернии началось в первые годы после введения Городового положения 1870 г. Как показывают источники, городская реформа явилась прогрессивным шагом на пути к формированию отношений между государством и обществом, начав реализацию гражданских прав населения городов в решении социальных вопросов. К отрицательной стороне стоит отнести цензовые требования к избирателям, которые значительно ограничивали права горожан в участии в выборах, что привело к преобладанию в составах дум крупных налогоплательщиков.

Библиографический список

1. Вологодские губернские ведомости. 1870.

2. Вологодские губернские ведомости. 1871.

3. Вологодские губернские ведомости. 1872.

4. Вологодские губернские ведомости. 1873.

5. Высочайше утвержденное 16-го июня 1870 года Городовое положение с объяснениями. С-Петербург: Хозяйств. департ. М.В.Д., 1870. 243 с.

6. Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 476. Оп. 1. Д. 496.

7. ГАВО. Ф. 476. Оп. 1. Д. 494. Ф. 476. Оп. 1. Д. 494

8. Евдошенко И.В. Из истории становления городского самоуправления в Вятской губернии // Вестник удмуртского университета. Серия экономика и право. 2016. Т. 26. № 2. С. 88-91.

9. Лавицкая М.И. Участие орловского купечества в городском управлении в 1870 - 1892 гг. // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: история России. 2007. № 1. С. 59-70.

10. Лен К.В. «Городовое положение» 1870 г. Сквозь призму истории российской провинции// Научный диалог. 2014. № 5 (29). С. 6-16.

11. Мавлюдов А.А. Организация выборов и деятельности органов городского самоуправления по Положению 1870 года (на примере г.Казани) // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 2. С. 89 - 92.

12. Памятная книжка Вологодской губернии на 1873 год. Вологда: типогр. Вол. Губ. Правл., 1873. 335 с.

13. ТерещенкоА.А. Организация самоуправления в городах Курской губернии во второй половине XIX века // Ученые записки. Электронный журнал курского государственного университета. URL: http://scientific-notes.ru/#new-number?id=48/ (дата обращения: 26.02.2020).

14. Храмцов А.Б. Проблемы формирования органов местного самоуправления в городах Западной Сибири (1870-е гг.) // Вестник томского государственного университета. 2016. № 410. С. 164 - 167.

References

1. Vologda provincial Gazette. 1870.

2. Vologda provincial Gazette. 1871.

3. Vologda provincial Gazette. 1872.

4. Vologda provincial Gazette. 1873.

5. The city regulations approved on June 16, 1870, with explanations. St. Petersburg: Commerc. depart. M. V. D., 1870. 243 p.

6. State archive of Vologda region (GAVO). F. 476. Inv. 1. C. 496.

7. State archive of Vologda region (gAVo). F. 476. Inv. 1. C. 494.

8. Evdoshenko I.V History of municipal governent formation in Vyatka province // Bulletin of Udmurt State University. Series: Economics and Law. 2016. Vol. 26. No. 2. PP. 88 - 91.

9. LavitskayaM.I. Participation of Orel merchants in city administration in 1870-1892. // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: History of Russia. 2007. No. 1. PP. 59 - 70.

10. LenK.V City regulations of 1870: in the context of the history of Russian provinces // Scientific dialogue. 2014. No. 5 (29). PP. 6 - 16.

11. MavludovA.A. Organization of elections and activities of city government bodies according to the Regulations of 1870 (on the example of Kazan) // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2017. No. 2. PP. 89-92.

12. Memorial book of 1873 Vologda province. Vologda: Vol.Prov.Gov. Publishing house, 1873. 335 p.

13. Tereshchenko A.A. Organization of self-government in the cities of Kursk province in the second half of the XIX century// Electronic journal of Kursk State University. URL: http://scientific-notes.ru/#new-number?id=48/ (accessed: 26.02.2020).

14. Khramtsov A.B. Problems of formation of local self-government bodies in the cities of Western Siberia (1870s) // Bulletin of Tomsk State University. 2016. No. 410. PP. 164 - 167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.