Научная статья на тему 'Выборы по-армянски'

Выборы по-армянски Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ПРЕЗИДЕНТ / PRESIDENT / ПАРЛАМЕНТ / PARLIAMENT / ВЛАСТЬ / POWER / ОППОЗИЦИЯ / OPPOSITION / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ / SOCIAL PROTEST / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / POLITICAL PARTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Погосян Геворк

В статье анализируются ход выборов в парламент Армении (май 2012 г.) и выборы президента страны (февраль 2013 г.), а также их результаты. Рассматриваются причины поражения оппозиции, выдвигаются соображения относительно новых способов управления процессами спонтанного социального протеста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elections in Armenian

The article reviews the parliamentary elections in Armenia (May 2012) and presidential elections (February 2013), as well as their results. The author considers the causes of the defeat of the opposition, put forward ideas for new ways to manage the process of spontaneous social protest.

Текст научной работы на тему «Выборы по-армянски»

Геворк ПОГОСЯН

ВЫБОРЫ ПО-АРМЯНСКИ

6 мая 2012 г. в Армении состоялись выборы нового парламента (шестой созыв), а 18 февраля 2013 г. - выборы Президента страны. По мнению специалистов, решающую роль в выборном процессе должен был играть внутренний расклад политических сил [1].

Армянский парламент избирается сроком на пять лет и состоит из 131 депутата, 41 из которых - одномандатники. В выборах 2012 г. приняли участие партии правящей коалиции - Республиканская партия Армении (РПА), «Процветающая Армения» (ППА) и «Страна закона», а также оппозиционные партии - Армянская революционная федерация (АРФ) «Дашнакцутюн», «Наследие», Армянский национальный конгресс (АНК), Демократическая партия, Коммунистическая партия и партия «Объединенные армяне» (которые в целом по пропорциональным спискам представили более 1000 кандидатов). Кроме того, РПА утвердила своих кандидатов по мажоритарной системе в 33 округах из 41. в целом по республике зарегистрировались 176 кандидатов-мажоритариев.

В мажоритарных округах сложилась интересная ситуация: несмотря на то, что представители правящей коалиции договорились не выдвигать кандидатов друг против друга, во многих округах это все-таки произошло. Более того, в некоторых за мандат боролись даже представители одной и той же партии. Такая же картина наблюдалась и в стане оппозиции.

В парламент претендовали попасть шесть основных политических сил - РПА и ППА, которые по результатам всех социологических опросов

являлись фаворитами предвыборной гонки; за ними с большим отрывом шли АНК и партии второго эшелона -«Страна закона», АРФ «Дашнакцутюн» и «Наследие». Фаворитом гонки была Республиканская партия, обладающая мощным административным ресурсом, и затем следовала «Процветающая Армения», которой так и не удалось обогнать республиканцев на этих выборах. Что касается трех замыкающих партий, то «Страна закона» преодолела пятипроцентный барьер благодаря поддержке со стороны коалиционной РПА, у АРФ «Дашнакцутюн» имелся свой стабильный электорат, который и на этот раз проголосовал за нее; АНК с трудом преодолел семипроцентный барьер, предусмотренный законодательством для партийных блоков и объединений, а вот партия «Наследие» в случае консолидации с новоиспеченной партией «Свободные демократы» в единый блок затруднила бы свою задачу прохождения в парламент, поскольку тогда им пришлось бы тоже преодолевать семипроцентный барьер [2].

Каждый раз перед парламентскими выборами оппозиционеры начинали вести разговоры о необходимости сплочения и создания единого фронта, о перспективе получения большего количества голосов, чем партии власти. Разговоры шли, но оппозиции так и не удалось объединить силы. Одна из основных причин - чрезмерные амбиции лидеров оппозиции. Кроме того, власть тоже не дремлет, и осторожно, с пониманием ситуации работает на раскол оппозиции.

Уникальность парламентских выборов в Армении заключалась в том, что фактически противостояли друг другу не оппозиция и власть, а две крупные политические партии правящей коалиции - РПА и ППА. Армянский избиратель, за последние 20 лет четко ориентированный лишь на белое и черное, был вынужден определиться по сути дела в одноцветной политической палитре предвыборной кампании. Раньше он

либо голосовал за оппозицию, которая критиковала власть на чем свет стоит, либо отдавал свой голос партии власти. Теперь же ему предстоял непростой выбор - ведь между противоборствующими партиями не было никаких идеологических разногласий, они состояли в одной правящей коалиции не один год.

Основная интрига была связана с тем, получит ли партия «Процветающая Армения» такое число мандатов, которое позволит ей претендовать на главные посты в правительстве, включая кресло премьер-министра. Республиканская партия Армении стремилась обеспечить себе большинство депутатских мандатов с тем, чтобы избежать необходимости формировать очередную коалицию. В результате республиканцам удалось вместе со своими мажоритарными депутатами и в коалиции с партией «Страна закона» набрать большинство мандатов в парламенте. Для обеспечения прохождения своих решений ей не пришлось вступать в альянс с какой-либо иной парламентской силой, скажем, с той же «Процветающей Арменией». Последняя, в свою очередь, заняв второе место по числу мандатов в новом парламенте, объявила о выходе из правящей коалиции.

Потребность в новом лидере и новой политической команде назрела в армянском обществе давно. Народ устал от одних и тех же лиц, от олигархической системы управления, коррупции, ограниченных возможностей в малом и среднем бизнесе.

К тому же армянский избиратель стал более требовательным и критичным. Свою роль здесь сыграли арабские революции, выборы в России, гражданское движение в Европе. И конечно, экономическое и социальное положение населения в Армении, не внушающее, мягко говоря, особого оптимизма, тоже не способствует выборной активности. Безработица, бедность и взяточничество - вот тройка лидирующих в республике проблем.

Хорошо известно, что парламент-

Геворк ПОГОСЯН - доктор социологических наук, профессор, директор Института философии, социологии и права НАН Республики Армения, член-корреспондент НАН РА, президент Армянской социологической ассоциации

зарубежный опыт

92

ские выборы не так мобилизуют электорат, как президентские. На президентских выборах избирателю легче определиться, поскольку число кандидатов обычно не превышает пяти-шес-ти человек. От первого лица в Армении очень многое зависит, и это легко воспринимается рядовым выборщиком. В то же время для него не очень понятно, чем собственно занимается парламент

- принимает решения, которые затем игнорируются в реальной жизни? Словом, в Армении участие избирателей в президентских выборах было всегда выше, чем в парламентских.

всех волновал вопрос, каким будет расклад на президентских выборах в мае 2013 г., исходя из общественных настроений в стране. Как решится основная интрига на политическом поле

- выдвинет ли партия «Процветающая Армения» собственного кандидата в лице своего лидера Гагика Царукяна? Готов ли он, будучи финансовым спонсором партии, выдвинуть свою кандидатуру против нынешнего президента? Удастся ли оппозиционным силам сплотиться вокруг Царукяна?

Что касается участия в выборах второго президента Армении Роберта Кочаряна (он считается основателем ППА), то вероятность этого тоже была невелика. Кочарян - политик, который не пойдет на выборы без поддержки серьезных политических сил, в данном случае в лице «Процветающей Армении» или АРФ «Дашнакцутюн». Скорее всего, на время он предпочтет отстраниться от политической борьбы. Таким образом, в сложившихся обстоятельствах можно было констатировать, что второго тура президентских выборов не будет, победа действующего президента в первом туре вполне предсказуема [3].

Из числа политиков, заявивших о своем намерении участвовать в выборах, наибольший рейтинг после президента - порядка 7% - имел лидер партии «Наследие» Раффи Ованнисян. Разница между ними была огромной, и при всем уважении к тем оригинальным решениям, к которым в ходе избирательной кампании, очевидно, мог прибегнуть Ованнисян, такой отрыв преодолеть представлялось маловероятным.

Первоначально на участие в президентских выборах было подано 15 заявлений (среди них от одной женщины и одного безработного). Но после выплаты избирательного залога (порядка 20 тыс. долл.) остались 8 кандидатов: действующий президент Серж Саргсян, бывший премьер-министр (в правительстве Левона Тер-Петросяна) Грант Багратян, бывший министр иностранных дел (опять же в правительстве Левона Тер-Петросяна) Раффи Ован-нисян, известный диссидент и правозащитник Паруйр Айрикян и четверо других малоизвестных публике кандидатов.

В сообщениях различных международных информационных агентств подчеркивалось, что явным фаворитом на выборах главы государства является действующий президент РА, лидер РПА Серж Саргсян, основным соперником которого назывался председатель правления партии «Наследие» Раффи Ованнисян [4].

Прогнозы от влиятельной «Нью-йорк Таймс» свидетельствовали, что армянские избиратели оставят президента Армении Саргсяна на второй пятилетний срок и сохранят стабильность в стране, которая становится все более важным союзником США в мониторинге ядерных амбиций Ирана (http:// www.news.am). В статье подчеркивалось, что Саргсян рассматривается как человек, стоящий за скромными экономическими подвижками в условиях закрытых границ с Турцией и Азербайджаном. Ожидаемый второй срок будет рассматриваться с точки зрения признаков прогресса в урегулировании конфликта с Азербайджаном. В свою очередь, Саргсян призвал к тому, чтобы эти выборы были образцовыми, и подчеркнул, что у Армении нет будущего, если выборы не могут соответствовать европейским стандартам.

Таким образом, ожидалось, что выборы пройдут в спокойной обстановке, без напряженной борьбы. Все прочили действующему президенту легкую победу в первом туре голосования. Главные его потенциальные конкуренты -лидер второй по величине парламентской партии ППА Гагик Царукян и лидер непримиримой оппозиции АНК Левон Тер-Петросян - отказались от участия в

президентских выборах, а еще один потенциальный соперник, второй президент республики Роберт Кочарян, тоже объявил, что не намерен выставлять свою кандидатуру на выборах. Победа Саргсяна, можно сказать, была гарантирована.

Однако после старта официальной предвыборной кампании неожиданные события стали следовать одно за другим. Самый скандальный случай произошел в конце января, когда на жизнь одного из кандидатов в президенты было совершено покушение. По счастливой случайности пули убийцы не задели жизненно важные органы, и Паруйр Айрикян остался в живых.

После госпитализации и небольшой операции кандидат вернулся домой. Он и его соратники по партии подумывали о том, чтобы обратиться в Конституционный суд республики с вполне законным требованием отложить выборы на двухнедельный срок (предусмотренный законодательством) в связи с непреодолимыми препятствиями, неожиданно возникшими в ходе предвыборной кампании. Официальное обращение было передано в КС. Однако на следующий день Айрикян неожиданно его забрал. На все вопросы журналистов он так и не дал исчерпывающего и разумного объяснения своему странному поведению и в результате потерял доверие значительной части своего электората. Другой бы на его месте незамедлительно использовал этот трагический случай в свою пользу и повысил электоральный рейтинг, представ героем в глазах избирателей. Айрикян же, наоборот, отпугнул даже тех, кто точно намеревался проголосовать за него. На протяжении долгих лет он пестовал облик национального героя, неуклонного борца за независимую Армению, который в советское время был осужден и сослан в лагерь как политзаключенный. За несколько дней непонятных колебаний его ореол национального борца сильно поблек и слава потускнела.

В довершение ко всему Айрикян заявил представителям СМИ, что злоумышленник был славянской внешности, и покушение могло быть делом российских спецслужб. Каково же было удивление общественности, когда че-

Выборы по-армянски 93

рез пару недель пойманные и арестованные убийцы оказались заурядными представителями армянских криминальных слоев. «Славянской» внешностью никто из них не обладал и никакого отношения к российским спецслужбам, разумеется, они не имели. Зато, как вскоре выяснилось, оба преступника были тесно связаны с другим кандидатом в президенты, Варданом Седра-кяном, который позиционировал себя как «специалист по народным эпосам». Как выяснилось в ходе следствия, оба злоумышленника работали ранее мастеровыми у «эпосоведа» дома и на его даче. Сам кандидат в президенты, заявил, что людей этих он знает, но никакого отношения к покушению не имеет, и вполне логично предположил, что после завершения выборов (на которых он собирался получить не менее 81% голосов избирателей), следственные органы, скорее всего, арестуют его. Именно так и произошло: спустя пару недель после окончания выборов «эпосовед» был задержан компетентными органами по подозрению в организации покушения на жизнь Паруйра Айрикяна.

Но этим череда неожиданных сюрпризов и скандальных историй во время предвыборного марафона не завершилась. Разразилась еще одна сенсация - кандидат от оппозиции Раф-фи Ованнисян набрал 37% голосов, а в некоторых регионах республики и избирательных округах одержал убедительную победу над кандидатом от власти. Фактически после 1996 г. он стал первым в истории Армении оппозиционным лидером, составившим реальную конкуренцию действующей власти и переигравшим президента в ряде городов.

Мировое сообщество признало победу Саргсяна, как и то, что выборы были более свободными в плане отражения волеизъявления избирателей, чем все другие президентские выборы, проходившие в Армении за 20 лет.

Однако, как это бывало практически после всех общенациональных выборов в Армении, оппозиция заявила о своем несогласии с выводами ЦИК, оспорила их и заявила, что выборы были полностью сфальсифицированы. Начались продолжительные многотысячные

митинги протеста на столичной площади Свободы и в других городах республики. Победившим протестующие объявили Раффи Ованнисяна и выступили с требованием к ЦИК признать это, а Сержу Саргсяну - сдать президентскую власть непосредственно в руки сопернику. Постепенно требования принимали все более резкий и категоричный характер, иногда доходя до маразма. Так, в ответ на поздравления Саргся-ну, поступающие от глав иностранных государств, Ованнисян заявил, что Владимир Путин, Барак Обама и Франсуа Оланд еще сильно пожалеют об этом и должны будут принести извинения за поспешные поздравления.

Дальнейшие события развивались по неоднократно испытанному сценарию: оппозиция обратилась в Конституционный суд с требованием признать выборы недействительными. Суд, рассмотрев представленные документы, отклонил требования. Ситуация, казалось, полностью зашла в тупик. Между тем протестная активность несколько спала, и число митингующих на площади явно поубавилось. Сам Ованнисян никакой программы действий не предложил. Разочарование его полумиллионного электората стало быстро нарастать, и чтобы как-то поддержать накал страстей, он прибегнул к крайней мере в политической борьбе и объявил сидячую голодовку на Театральной площади.

Таким образом, в очередной раз за короткую историю постсоветской Армении, общенациональные выборы привели к недовольству их результатами одних и молчаливому согласию других, а по сути дела - к национальному расколу. Как и раньше, оппозиция ничего другого, кроме противостояния власти, не видит. При этом горячие головы призывают к бунту и открытому захвату власти, а более умеренные и трезвомыслящие - к конституционным методам борьбы. Между тем политическая ситуация требует совершенно иных подходов к решению конфликтов в системе «власть - оппозиция».

Классические пути демократической смены власти в наших условиях, как показывает опыт прошедших двух десятков лет, не работают. Политическая оппозиция должна искать новые,

нестандартные формы и направлять гражданскую активность оппозиционного электората и его социальный протест. Целью должна быть не насильственная смена власти, ибо это приведет к столкновениям, конфликту, к революции или гражданской войне. А это всегда кровь и людские потери с обеих сторон. Понимая дестабилизирующую и деструктивную роль подобных действий, армянская оппозиция не идет на крайние меры, не предпринимает крайних шагов. Сейчас разрабатываются и внедряются новые каналы и способы управления процессами спонтанного социального протеста. В частности, формируются гражданские сети, движения, которые не принимают формат политических партий и не ставят задачу достижения власти путем демократических выборов. Их задачей является не захват власти, а ее сдерживание, ограничение, удержание в рамках закона и применение механизмов давления с тем, чтобы она исправно исполняла возложенные на нее законные функции. Это способ мирного принуждения чиновничьего аппарата к исполнению своих прямых и законных обязанностей, что требует каждодневной кропотливой и порою рутинной работы с полной самоотдачей сил на благо и в интересах граждан страны.

Литература

1. В обществе Армении назрела потребность в новых лидерах и политических силах - интервью. URL: http:// www.regnum.ru/news/fd-abroad/ armenia/1507261.html

2. Оппозиционная партия «Наследие» готовится к съезду: вопросов больше, чем ответов (Армения) URL: http:// www.regnum.ru/news/fd-abroad/ armenia/polit / 1495399. html#ixzz2OpjduXN0

3. Второго тура президентских выборов не будет // Голос Армении. 2012. 20 ноября. № 124 (20337). URL: http:/ /www.golosarmenii.am/ ru/20337/society/ 23033/

4. Мировые СМИ: Серж Саргсян -явный фаворит // Голос Армении. 2012. 2013. 19 февраля. № 16 (20369). URL: http://www.golosarmenii.am/ ru/20369/ headlines/24835/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.