Научная статья на тему 'Выборы как форма политического участия'

Выборы как форма политического участия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1855
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / POLITICAL SYSTEMS / POLITICAL REGIMES / CIVIL SOCIETY / THE POLITICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Топорков С. С.

Сообщение посвящено актуальным политическим вопросам. Сообщение публикуется в рамках конкурса студенческих работ «выборы: принципы и перспективы формирования власти в современной России», Тамбовский государственный университет, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTION AS A FORM OF POLITICAL PARTICIPATION

The report is devoted to current political issues. The report is published in the Student Paper Contest "Elections: Principles and Prospects of power in Contemporary Russia", Tambov State University, 2005.

Текст научной работы на тему «Выборы как форма политического участия»

венных выборам по одномандатным округам, созданию настоящего гражданского общества и фаждански ответственных партий. В результате - укрепление политической системы в стране и формирование подлинного гражданского общества.

Сама ситуация, в которой оказалась страна, требует укрепления вертикали исполнительной власти сверху донизу. Это обусловлено разными причинами, но прежде всего тем, что необходимо координировать действия исполнительной власти на территории всей России. Возможность таких мер обсуждалась уже достаточно давно. Однако стоит отметить, что при наметившейся тенденции к централизации государственной власти, сосредоточении больших полномочий в руках Президента, нужно иметь в виду тот факт, что подобная система сможет функционировать лишь в том случае, если у власти будет находиться сильная, политически активная личность. Этот аспект необходимо учесть при проведении реформы, иначе вся система может оказаться недееспособной.

Топорков С. С.

ВЫБОРЫ КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ

Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое действие, основной целью которого является воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления. Выборы в органы власти составляют основу демократического политического процесса, который базируется на правовых нормах, в совокупности представляющих собой избирательное право. В процессе его реализации сложились различные системы подсчета голосов и распределения мест в органах управления, возникли избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

В нашей стране накоплен немалый опыт в области избирательного законодательства™'. Причем, как это теперь становится понятно, сам процесс далек от завершения. 3 декабря 2004 г. депутаты Госдумы подвели законодательную базу иод «укрупнение» партий и узаконили в третьем чтении новый порядок избрания губернаторов. Таким образом, В. В. Путин предложил политические реформы, базовыми элементами которых являются отказ от выборов по одномандатным округам в Госдуму и использование пропорциональной системы, равно как и отказ от избрания губернаторов прямым всена-

Ж| Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (1994, поправки в 1997), Федеральный закон «О выборах Президента РФ», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (1995), Федеральный закон «О формировании Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (1995), Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участия в референдуме храждан РФ» (1997), Закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (1999), Закон «О выборах Президента РФ» (1999), Закон «О формировании Совета Федерации ФС РФ» (2000).

родным голосованием. Что же сулит это нам в практическом смысле?

Введение пропорциональной системы выборов направлено на становление в России многопартийности и должно служить важным и серьезным стимулом для активизации деятельности политических партий. Депутат, избранный по пропорциональной системе, представляет интересы большего числа избирателей, нежели депутат-одномандатник. Переход к пропорциональной системе выборов существенно удешеви т формирование представительных органов власти и поможет эффективно предотвращать проникновение криминала во властные структуры.

Новый способ избрания нижней палаты Федерального Собрания поможет снизить коррупцию на выборах. Именно снизить, ибо действенная, некоррумпированная власть в 89 регионах, занимающих в совокупности обширные и, подчеркну, очень разные территории, - это больше похоже на иллюзию, теоретическую модель, нежели на реальную жизнь. Ставленники криминальных структур перестанут претендовать на губернаторские посты; они не смогут преодолеть жесткий контроль Кремля.

Кроме того, вряд ли назначенным губернаторам будет так просто забыть о людях и ориентироваться единственно на Кремль, о чем везде говорится. Кандидат, оторванный от проблем своего региона, вряд ли сможет рассчитывать на поддержку депутатов регионального собрания. Па мой взгляд, иные избранные в недавнем прошлом прямым, тайным, равным и всеобщим голосованием губернаторы не всегда обеспечивают заботу о региональных интересах. Другие, напротив, стремятся игнорировать общероссийские интересы. В связи с этим возникла острая необходимость создания сбалансированного механизма формирования государственной власти, где бы обеспечивались и общенациональные интересы, затрудняющие рег ионализм, и объективные потребности регионов. В предлагаемой реформе, на мой взгляд, вполне возможно соблюдение такого баланса интересов.

Существует мнение, что пропорциональная система выборов мешает становлению демократического государства. Хочу заметить, что не существует сложившегося идеала из-

бирательной системы, который явился бы совершенным эталоном определения уровня демократизации любого государства. Оттого, полагаем, нельзя считать принятие государством пропорциональной системы выборов в его законодательной орган (вернее, в одну из его палат) отдалением от демократии.

Основным критерием соответствия изменений данных принципов является возможность реализации положения, когда народу обеспечивается эффективный доступ к осуществлению государственной власти, причем народ будет единственным источником власти и носителем суверенитета. Есть все основания утверждать о соответствии предложенных Президентом преобразований демократическим нормам.

Как и любая система, пропорциональная система не лишена недостатков. Половина думцев у нас и сейчас избрана по этой системе, и, по оценкам специалистов, депутаты-списочники слабо связаны с избирателями в регионах81. Необходимо учитывать и практику некорректного составления списков. Зачастую туда попадают совершенно неизвестные и порой сомнительные личности, которые обеспечивают себе место в Думе за счет популярных политиков.

Пропорциональная система в какой-то мере нарушит право беспартийных граждан претендовать на избрание в парламент. Но ведь депу тат, избранный по одномандатному округу, для проведения какой-либо идеи должен обязательно примкнуть к политической или партийной группе. Он не может решить возникшую проблему в одиночку. В таком случае нет ничего плохого в том, чтобы он сразу объявил о своей принадлежности к той или иной партии до его избрания. Да и в принципе человек, состоящий в партии, более рационален. У него есть прохрамма действия, совпадающая с общепартийной. Он будет работать целенаправленнее и продуктивнее. Такой человек, в отличие от беспартийного, не будет проходить стадию «метания», взвешивая «за» и «против» в пользу одной или другой парламентской фракции. Все будет

41 Выступление председателя Центризбиркома А. А. Вешнякова на расширенном заседании комитета Совета Федерации по конституционному законодательству 28 октября 2004 г.

решаться до избрания, что, пожалуй, честнее политически, т.к. понятней избирателю. В отличие от мажоритарной системы относительного большинства, когда происходит обра зование регионального дисбаланса по партийному признаку, при использовании пропорциональной системы такой эффект минимизируется. Искажений, которые дают мажоритарные системы, здесь нет.

Рассмотрим перспективы и сделаем прогнозы. Партий ные списки будут формироваться партийными организация ми и охватят всю территорию Федерации. Таким образом, они станут региональными, и федеральная часть списка бу дет содержать лишь три фамилии - самых ярких лидером партии.

Беспартийным депутатам, претендующим на место н парламенте, надо будет либо создавать свои партии, либо вступать в уже существующие. Имеется возможность, оставаясь беспартийным, договариваться с партиями и идти по партийным спискам.

Ситуация может изобиловать любопытными коллизиями. Если по каким-либо причинам член партии, прошедший и Думу, отказывается от мандата, партия должна потерять это! мандат. Тем не менее существует и исключение, оно может быть сделано лишь в том случае, если партийцев пригласят поработать в Правительстве России.

Среди партий, преодолевших 7-процентный барьер, депутатские мандаты должны распределяться по доле голосон избирателей, поданных на соответствующей территории. 11 конечном итоге количество полученных партией депутатских мандатов будет зависеть от общего количества проголосовавших за нее избирателей.

Чтобы усилить связь депу татов с избирателями, на местах предлагается ввести в законодательство особую норму, обязывающую членов Госдумы в перерывах между парла ментскими заседаниями вести работу в своих регионах. Соответственно, невыполнение депутатом обязанностей в своем регионе может стать основанием для его отзыва. Иницииро вать отзыв народного избранника сможет как его собственная партия, так и сами избиратели. Решение об отзыве будет принимать Верховный Суд. Кроме того, депутат будет не-

медленно изгоняться из парламента, если решит перейти из рядов выдвинувшей его партии в другую политическую организацию.

ЦИК также предлагает отказаться от юридического оформления избирательных блоков. Помимо этого, в законодательных поправках, которые рассмотрит парламент, предполагается ужесточение процедуры регистрации кандидатов на выборные должности. Например, если среди подписей, собранных кандидатом в свою поддержку, количество недостоверных составит пять процент ов, то он будет снят с предвыборной гонки.

Итак, предложенные реформы имеют как достоинства, так и недостатки, но разве их можно избежать? В качестве примера можно привести мажоритарную систему относительного большинства, где победившая партия или кандидат фактически представляют меньшинство избирателей, ибо, получив большинство мест в парламенте, практически никогда не получает большинство голосов в целом по стране, происходит потеря избирателей, и таких примеров можно привести много. В настоящее время пропорциональная система применяется в Австрии, Эстонии, Латвии, Нидерландах, Швейцарии, Польше, Чехии, что свидетельствует о состоятельности этой системы. В отношении назначения губернаторов нельзя не отметить множество положительных моментов, в частности, на посту губернатора больше не будут появляться «случайные люди», губернатор будет осуществлять контроль силовых структур и пр.

В целом реформы направлены на сбалансированность в стране, чтобы обеспечить эффективное функционирование и решение задач, которые ставят перед властью граждане страны. Хотелось бы закончить статью словами Мао Цзэ-дуна: «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.