Rasulov H.M.
Candidate of political sciences, docent Pedagogical Institute of the Termez State University
ELECTION PHENOMENON I THE PROBLEM OF IMPROVING THE ELECTRIC CULTURE OF THE POPULATION
Расулов Хаким Маманович
Кандидат политических наук, доцент Педагогический институт Термезского государственного университета
ВЫБОРНЫЙ ЯВЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕКТРОКУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ
DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.6.75.189
Summary. The article is devoted to the socio-political, legal and terminological analysis of the concept of electronic culture, which is the main subject of the electoral process. Electoral culture was studied from the point of view of political science as an integral part of the political and legal culture of society. Electoral culture as a part of political culture was analyzed as a political phenomenon, which is reflected in determining the attitude of citizens towards the electoral process. The term "electoral culture" was studied as a stable sign of the attitude of the population, voters to elections and the practice of their conduct, as the dominant method of relations between voters and the authorities.
Аннотация. Статья посвящена социально-политическому, правовому и терминологическому анализу понятия электронной культуры, которая является основным предметом избирательного процесса. Электоральная культура изучалась с точки зрения политологии как неотъемлемая часть политической и правовой культуры общества. Электоральная культура как часть политической культуры была проанализирована как политический феномен, который находит свое отражение в определении отношения граждан к избирательному процессу. Термин «электоральная культура» изучался как устойчивый признак отношения населения, избирателей к выборам и практики их проведения, как доминирующий метод взаимоотношений между избирателями и властью.
Key words: Elections, electoral culture, strategy of actions, socio-political processes, political and legal system, electoral processes, political and legal culture, political activity.
Ключевые слова: Выборы, электоральная (выборная) культура, стратегия действий, социально-политические процессы, политико-правовая система, избирательные процессы, политическая и правовая культура, политическая активность.
Постановка проблемы. Сегодняшняя политическая ситуация требует, чтобы в процессе реформирования политического процесса постоянно совершенствовалась правовая и методологическая база выборов. Трудно сказать, что избирательный процесс по-прежнему проводится последовательно, программно и юридически не только в обществах, переживающих демократические реформы, но и в странах с наиболее развитыми избирательными системами и значительным опытом в этой области. Проблемы с этим часто упоминаются в глобальных сетях. Ведь по мере развития общества избирательная система должна меняться и совершенствоваться.
В нашей стране реформы по формированию и развитию основ гражданского общества, укреплению конституционной и правовой базы государства вышли на новый этап, основанный на требованиях приоритетов, изложенных в Стратегии действий. Обеспечение активного участия граждан в этом процессе станет важнейшей составляющей формирования гражданского общества. Самым важным процессом, демонстрирующим политическую активность граждан, является избирательная система. Поэтому особое внимание уделяется процессу демократизации и модернизации избирательной системы в нашей
стране на основе требований международных избирательных стандартов [1].
Хотя борьба за политическую власть на прошедших в нашей стране выборах не в полной мере отражала борьбу за политическую власть политических партий, которые занимают совершенно противоположные позиции и открыто критикуют друг друга, кандидаты способны привлечь внимание общественности к национальным и духовным ценностям, экологическое и социальное развитие пытались наверстать упущенное.
Цель статьи. Выборы не только провоцируют конкуренцию между конкретными партиями и кандидатами, но и вновь разжигают конфликт между личными, политическими предпочтениями и коллективными интересами, позволяя электорату измениться. В то же время избирательный процесс переопределяет международный престиж страны, что может привести к ухудшению или повышению ее позиций в мировой политике.
Действительно, выборы - это политический процесс, который отражает уровень демократии в стране. Выборы демонстрируют способность граждан осуществлять свои политические права. Обычно в ходе избирательной кампании социально активные слои населения пытаются выразить свои
ив
ЦЩВ
политические интересы. С другой стороны, социально пассивный слой в большинстве случаев остается безразличным или находится в пределах своих личных интересов. Во время избирательной кампании граждане участвуют в голосовании на основе множества факторов: некоторые логические, некоторые интуитивно понятные, некоторые четкие стратегические цели, а некоторые слои просто как граждане.
Но любые выборы требуют гражданской ответственности. Право голоса, закрепленное в статье 32 Конституции Узбекистана, требует от всех граждан, которым небезразлична судьба страны и народа, быть очень внимательными и вовлеченными в избирательный процесс. Ведь, кому бы народ ни доверял избирательный процесс, завтра он станет особой силой в судьбе всей страны.
Изложение основного материала.
Независимо от того, какую позицию мы занимаем в избирательном процессе, согласно нормам международного и национального права кандидаты, набравшие большинство голосов, обычно избираются в соответствующие компетентные органы и на ответственные должности. Потому что такой должна быть логика и легитимность избирательного процесса [2: 8].
Обратим внимание на социально -политическую природу концепции культуры избирателей (электората), которая является движущей силой избирательного процесса. Электорат - [лат. избиратель] - группа избирателей, поддерживающих кандидата, политическую партию на выборах в парламентские, президентские или местные органы власти.
В более широком смысле это понятие восходит к слову избиратель. То есть электоральная культура отражает участие граждан в выборах в стране для реализации своих политических прав, получения юридических знаний о выборах, а также их политической активности [3]. Исследователи избирательного процесса предлагают
терминологически использовать понятие электоральной культуры как рабочий термин:
Термин «Электоральная культура» относится к устойчивым характеристикам отношения населения, избирателей к выборам и практике их проведения, преобладающему способу взаимоотношений между избирателями и властью. В узком смысле понятие «культура выборав» определяется как степень реальной зависимости («контроля») избирателей в избирательном процессе [4].
Электоральная культура - неотъемлемая часть политической культуры общества. Политическая культура представляет собой совокупность субъективного отношения избирателей к политике. Электоральная культура как часть политической культуры проявляется только в определении отношения граждан к избирательному процессу. Иными словами, каждый гражданин, считающий себя независимым, способный формировать свою
личность, способный осознанно выражать свое мнение, не должен оставаться равнодушным к происходящему в его стране и добровольно выражать свою позицию.
Электоральную культуру населения можно выделить следующим образом: а) рассмотрение выборов как формы политического поведения; (б) участие политических партий в борьбе за власть в ходе избирательной кампании; в) определение компетентных органов и кандидатов на выборах политического лидера; г) оценка базовых знаний, навыков и умений, связанных с избирательным процессом. В этом смысле электоральную культуру можно рассматривать как один из основных корней политической культуры. В процессе предвыборной агитации и агитации политическая культура проявляется в форме электоральной культуры. Другими словами, политическая культура электората - это структурная особенность политической системы.
В Узбекистане разработана политическая система и организационно-правовая база для повышения избирательной культуры населения. Совместное постановление палат Олий Мажлиса от 7 июня 2021 года «О Национальном плане действий по повышению избирательной культуры населения».
Целью является повышение политической активности граждан на основе принципа «один избиратель - один голос», повышение осведомленности о важности выборов и референдумов в соответствии с современными требованиями, повышение квалификации членов избирательных комиссий, оказать им методическую, организационную и техническую помощь. «Демократические реформы невозможно вывести на качественно новый уровень без своевременного и целенаправленного
предоставления информации о выборах всем слоям населения, без повышения их осведомленности и электоральной культуры» [5].
Согласно совместному решению Кабинет Министров примет меры по обеспечению реализации «дорожной карты» по реализации Национального плана действий по повышению электоральной культуры населения. На основании постановления в Узбекистане принят Национальный план действий по повышению общественно-политической активности и электоральной культуры граждан с учетом международных избирательных стандартов.
Действительно, необходимо повышать избирательную культуру населения, повышать осведомленность граждан, в том числе молодых людей, женщин и людей с ограниченными возможностями, об избирательном
законодательстве и избирательном процессе на основе новаторских подходов. По опыту Узбекистана, предпринимаются меры по систематизации пропаганды электоральной культуры, по повышению политической и правовой культуры участников избирательного процесса, по
повышению вовлеченности граждан. Обращено внимание на то, что этот процесс осуществляется в следующей системе:
Во-первых, создать и улучшить систему повышения знаний и навыков избирателей, членов избирательных комиссий и других участников избирательного процесса;
Во-вторых, наладить тесное сотрудничество с институтами гражданского общества в дальнейшем улучшении правовых знаний, правосознания и правовой культуры выборов путем ознакомления граждан с избирательным законодательством и изменениями в нем;
В-третьих, объяснить важность политической активности и культуры избирателей в процессе голосования;
В-четвертых, организовать процесс подготовки и проведения выборов в соответствии со стандартами как национального, так и международного законодательства и обеспечить его беспристрастное освещение.
Действительно, без выборов демократия немыслима, а без демократии немыслима высокая политическая и правовая культура ее граждан.
Именно в избирательном процессе полностью отражается уровень политической и правовой культуры граждан, проявляются свободный консенсус и политический плюрализм. «Избирательная система является важной частью политической системы демократического общества и представляет собой совокупность социальных отношений, возникающих в процессе реализации права граждан голосовать и быть избранными» [6:24].
По сравнению с явкой избирателей на развитом Западе, особенно в Европе, активность граждан в нашей стране с точки зрения электоральной культуры намного лучше. Русский ученый Н.В. Карпова напоминает, что на последних парламентских выборах в ряде стран ЕС средняя явка избирателей для каждой из них составила 66,5%. Самая высокая явка была на Мальте (92,06%), а самая низкая - в Румынии (37,8%); Явка составила 85,8% в Швеции, 76,2% в Германии, 71,8% в Испании, 69,7% в Венгрии, 63,9% в Греции, 54,5% в Латвии и 50,9% в Польше. На парламентских выборах во Франции на избирательных участках наблюдалась низкая явка избирателей (42,6%).
Исследователь также повторил, что 47,88% тех, кто участвовал в парламентских выборах в России в сентябре 2016 года, были одними из самых низких в Европарламенте [7:27]. На президентских выборах 24 октября 2021 года в нашей стране 80,8% граждан приняли участие в процессе голосования и продемонстрировали свою политическую активность [8].
Активное участие граждан страны в выборах и других политических процессах зависит, прежде всего, от сформировавшейся в них высокой политической и правовой культуры. Политическое и правовое значение выборов стало очевидным в
сегодняшнюю эпоху признания принципов прав человека, таких как формирование национальной политической и правовой системы, равный доступ к политической информации, прямое и косвенное участие в управлении страной.
Безусловно, избирательный процесс - это общепризнанный метод «удовлетворения народа» и обеспечения прав и свобод граждан, реализация демократических критериев в стране, наиболее оптимальный способ формирования органов государственной власти. Другими словами, посредством выборов не только формируются представительные органы государственной власти и внедряются демократические принципы управления, но и выборы как неотъемлемая часть политической системы объединяют государство и народ в интересах общества. Выборы - важнейшее средство обеспечения прав и свобод человека, гармонизации интересов государства и общества.
Согласно статье 21 Всеобщей декларации прав человека политическая и правовая воля народа должна отражаться в выборах, проводимых периодически и не подтасованных, путем всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования или других равных форм свободы голосования [9: 51-52].
Выводы и предложения. Действительно, выборы - сложное политическое явление, выражающее политическую активность граждан, важный компонент сознательной деятельности человека. Участие граждан в этом процессе в политической жизни общества зависит от степени его политической и правовой активности. В этом смысле политическая активность также отражает уровень политического сознания и политической культуры, способностей и устремлений человека. Практически выражает свое отношение к изменениям в обществе. То есть политическая активность отражает практическое проявление политического сознания и политико-правовой культуры в жизни общества.
В этом смысле практическое значение политической активности в политических процессах можно выделить следующим образом: 1) политическая активность означает, что основные цели и интересы членов общества проявляются на практике; 2) политическая деятельность носит характер объединения масс для устранения существующих в обществе проблем и имеет практическое значение при решении общегосударственных задач;
3) политическая деятельность занимает определяющее положение в политической жизни общества по отношению к политическому сознанию и политической культуре. Потому что политическая культура и политическое сознание являются основой политической активности; 4) политическая активность проявляется на разных уровнях в связи с изменением социально-экономических отношений и политических систем.
Мировой опыт показывает, что в стране с высокой политической активностью
ив
ЩОВ
демократические принципы преобладают в общественной жизни страны. Политическая активность населения в Узбекистане еще не сформирована на уровне современных требований. Поэтому одной из основных задач современного этапа развития общества является создание условий для активного участия граждан в происходящем обновлении и реформах в стране, в процессе построения демократического государства и гражданского общества.
Основные задачи на современном этапе национального развития напрямую зависят от уровня политической и правовой культуры и социально-политической активности граждан, которая определяется в обществе. С этой целью, на мой взгляд, целесообразно уделить особое внимание решению следующих вопросов.
Во-первых, необходимо дальнейшее повышение социальной и политической активности граждан в политической жизни общества, то есть формирование системы реформ в той мере, в какой это отвечает воле народа, интересам граждан. На этой основе можно будет решать задачи, связанные с обновлением и модернизацией страны через формирование чувства приверженности реформам, изменениям в национальном развитии.
Во-вторых, для достижения цели социально-политических реформ в нашей стране, с одной стороны, необходимо повышать социальную ответственность исполнительной власти, особенно руководства, а с другой - усиливать инициативу и ответственность институтов гражданского общества, особенно политических партий.
В-третьих, необходимо дальнейшее расширение полномочий гражданских институтов в системе представительных органов государственной власти и исполнительной власти как субъекта общественного контроля и создание организационно-правовых условий для их активного участия в социальных процессах.
В-четвертых, должностные лица на всех уровнях исполнительной власти должны обеспечить дальнейшее расширение эффективного правового механизма подотчетности парламенту и местным советам.
Возрастает роль политических и правовых ценностей в обществе. В процессе политических реформ уровень политической и правовой активности граждан становится все более серьезным. Это позволяет политической и правовой культуре членов общества еще больше расширить их участие в государственном управлении [6:29].
Другими словами, политическая активность граждан в избирательном процессе важна, потому что это объективная необходимость. Чем более политически активными являются члены общества, тем больше у них возможностей для решения различных проблем общественной жизни.
Словом, участие каждого человека как независимого субъекта в жизни общества, в социально-политических процессах служит
важным фактором трансформации жизненно важных ценностей, таких как верховенство закона, демократия, свобода.
Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека // Республика Узбекистан и международные договоры в области прав человека. - Ташкент: «Адолат». 2002. С. 48-54; Европейская Конвенция о защите прав человека и основы свободы // Международные акты о правах человека. Сборник документов. - Москва: «Норма-Цифра». 1998. - с. 539-543; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый ООН // Международные договоры о Республике Узбекистан и правах человека. - Ташкент: «Адолат». 2002. С. 54-74.
2. Джорджиана Банита, Саша Птшльманн. Электоральные культуры Universitdtsverlag Winter Heidelberg volume 16. 2o15 Page 8.
3. Электоральная культура - это участие в выборах, правовые знания и политическая активность // https://zarnews.uz/post/electoral-culture-participation-in-the - юридическое образование и политическая деятельность на выборах
4. Заварзин А.В., Орешкина Д.Д., Тикунов В.С. Электрическая культура России: классификация и картографирование в геоинформационной среде // http://observer.pskovregion.org/article.phtml?code=9
5. Совместное постановление Совета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан о Национальной программе действий по повышению избирательной культуры населения. 7 июня 2021 г.
6. Абдусаломов М. Международные избирательные стандарты и законодательство о выборах Президента Республики Узбекистан. -Ташкент: «Узбекистан» - 2015 с.
7. Карпова Н.В. Электоральная культура как индикатор относительной политической представленности гражданина. Выбор. Власть. № 2 (16) / 2020. Ул. 27.
8. Что говорят о выборах граждане, которые голосовали и не участвовали в выборах? // https://www.gazeta.uz/uz/2021/10/25/saylov-2021/
9. Всеобщая декларация прав человека // Международные договоры о Республике Узбекистан и правах человека. Ответственный редактор А.Х. Саидов. - Ташкент: «Адолат», 2002. с. 51-52.
10. Mamanovich R. H. Civil Society: Prosperities of Decentralization in Management //Middle European Scientific Bulletin. - 2021. - Т. 18. - С. 359-362.
11. Pardaev T. R., Tursunov Z. N. THE ATTITUDE OF THE DESPOTIC REGIME TO NATIONAL AND RELIGIOUS VALUES //Утмишга назар журнали. - 2019. - Т. 23. - №. 2.
12. Расулов Х..М. Шарц ва гарб: сиёсий ва хукуций маданият компонентлари уйгунлиги. Утмишга назар 3-сон 2020. 428-бет.
13. Хужаназаров А. З., Алламуратов Ш. А. Система здравоохранения в Узбекистане: проблемы и реформы //Бюллетень науки и практики. - 2021. - Т. 7. - №. 2.
14. Алланазаров М. Вопросы подготовки кадров в системе народного образования БНСР //Общество и инновации. - 2021. - Т. 2. - №. 5/S. -С. 95-99.
15. Mamanovich R. K. Components of political culture in political processes //Academicia: an international multidisciplinary research journal. -2021. - Т. 11. - №. 2. - С. 953-959.
16. Расулов Х.М. Фукаролик жамияти: бошкарувда номарказлаштиришнинг истикболлари //Журнал правовых исследований. - 2020. -Т. 5. - №. 2.
17. Allanazarov M. M. ACTIVITY OF NATIONAL CADRES OF THE LEADERS
BUKHARA PEOPLE SOVIET REPUBLIC AND PROBLEMS OF RETRAINING OF CADRES //Утмишга назар журнали. - 2019. - Т. 21. - №.2.
18. Khuzhanazarov A. Z., Allamuratov S. A. Look at medicine attention: problems and solutions //Утмишга назар журнали. - 2019. - Т. 24. - №. 2.
19. Ramazanovich M. N., Kabilovich B. O. Constitutional and Legal Framework for Providing International Peace //Middle European Scientific Bulletin. - 2021. - Т. 18. - С. 218-220.
20. Алланазаров М. М. Характеристика основных активных методов обучения //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2020. - №. 1. - С. 145-148.
21. Hakim R. Political and Legal Culture-the Factors of Stability of the Political and Legal System //Бюллетень науки и практики. - 2021. - Т. 7. - №. 3. - С. 281-286.