Научная статья на тему 'Выбор таможенного режима участником внешнеэкономической деятельности'

Выбор таможенного режима участником внешнеэкономической деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
453
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алехина О. В.

В статье обозначена необходимость рассмотрения участниками ВЭД преимуществ применения различных таможенных режимов при перемещении товаров через таможенную границу. Обозначены динамика, особенности применения ряда экономических таможенных режимов, а также особенности уплаты таможенных пошлин в рамках режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алехина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE OF CUSTOMS MODE FROM A POSITION OF THE PARTICIPANT OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES

In article necessity of consideration is designated by participants of foreign trade activities of advantages of application of various customs modes at moving the goods through customs border. Features of application of some economic customs modes, and also features of payment of the customs are designated dynamics, within the framework of the elected modes.

Текст научной работы на тему «Выбор таможенного режима участником внешнеэкономической деятельности»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 339.543

ВЫБОР ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА УЧАСТНИКОМ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Таможенный кодекс 2003 г. был принят в связи со вступлением России в ВТО для гармонизации отечественного таможенного законодательства, его соответствия требованиям стандартов в области международного таможенного законодательства. Международные принципы и стандарты таможенного регулирования сконцентрированы в Генеральном соглашении по тарифам и торговле ВТО, а также в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Основная направленность этих актов - максимальное облегчение торговли. С принятием нового Таможенного кодекса фискальная функция таможни, которая направлена на максимальный сбор таможенных платежей, стала уступать место стимулирующей функции, основанной на более либеральных, партнерских отношениях таможни и участников ВЭД. Доказательством этому является новый принцип таможенного контроля, основанный на выборочности това-ропотоков в соответствии с концепцией управления рисками и направленный на ускорение таможенного оформления и выпуска товара.

Особое значение для отношений таможни и участника ВЭД имеет помещение товаров под один из таможенных режимов и соблюдение условий избранного режима. Лицо вправе выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с ТК РФ. Помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенных органов.

Впервые понятие таможенного режима было определено Таможенным кодексом СССР, который был принят 5 мая 1964 г и предусматривал три таможенных режима: режим экспорта, режим импорта и режим транзита.

Согласно подпункту 22 п. 1 ст. 11 действующего кодекса таможенный режим - это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

Содержание таможенного режима включает направление перемещения товаров через таможенную границу (ввоз-вывоз), цель перемещения, статус товаров, условия помещения товаров под режим, особенности применения ограничений экономического характера и порядок уплаты таможенных платежей. Вне зависимости от избранного таможенного режима

О.В. Алехина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

участники ВЭД должны соблюдать ограничения, не носящие экономического характера (подтверждение соответствия требованиям национальных стандартов и регламентов, требования ветеринарного, фитосанитарно-го и других видов контроля, связанные с обеспечением безопасности жизни, здоровья, имущества, морали граждан России), а также требования законодательства РФ, установленные в целях валютного контроля.

Современный Таможенный кодекс установил четыре вида режимов.

Основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит.

Экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад).

Завершающие таможенные режимы: временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства.

Специальные таможенные режимы: временный ввоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы.

В рамках отдельных таможенных режимов возможно применение льгот по уплате таможенных пошлин и налогов при соблюдении ряда условий. Например, для таможенных режимов переработки предусмотрено полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов по продуктам переработки, для временного ввоза - полное или частичное условное освобождение, для таможенного склада - освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо их возврат и другие льготы.

Сущность этих режимов заключается во временном «льготном» ввозе на таможенную территорию товаров в целях экономической безопасности страны, а также в регулировании вывоза товаров за пределы таможенной территории. Как правило, действие режимов ограничено перечнем товаров и операций, которые допускаются для помещения под режимы, перечнем разрешенных способов таможенного складирования и др. В таможенном законодательстве ряда развитых стран (Франция, Германия и т.д.) эти режимы носят названия «режимов отсрочки», или «освобождения».

Современные представления об этих режимах рассматриваются участниками ВЭД зачастую с негативной точки зрения как механизмы протекционистской политики, о чем свидетельствует и структурное соотношение разных режимов, применяемых участниками ВЭД: львиную долю заявляемых режимов составляют классические режимы, экспорт и импорт, которые используются только в целях перемещения товаров через границу. Мы хотели бы обратить внимание участников ВЭД, что нет особых препятствий в заявлении и других режимов, тем более с учетом их экономической составляющей.

Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока для целей операций при переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок. Условиями помещения товаров под данный таможенный режим являются:

- наличие разрешения таможенных органов;

- возможность идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки.

Ст. 176 ТК РФ предусмотрено четыре вида операций по переработке товаров, которые могут применяться и в совокупности:

- переработка или обработка товаров (ввозится сырьевой товар, из которого изготавливается товарная продукция, например осуществляется пошив курток из ввезенного материала);

- изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров (ввозятся комплектующие, из которых изготавливается конечный продукт, например самолет);

- ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление их потребительских свойств (ремонт судна);

- переработка товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (использование катализаторов, электродов).

При получении разрешения на переработку товаров основной проблемой является возможность проведения таможенными органами идентификации, для которой используются различные способы. К их числу можно отнести проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов на ввезенные товары, описание ввезенных товаров, их фотографирование, сопоставление результатов исследования проб или образцов ввезенных товаров и продуктов их переработки, использование маркировки производителя ввезенных товаров.

Конкретный срок переработки товаров определяется заявителем режима по согласованию с таможенным органом. Предельный срок переработки товаров составляет два года.

Действие таможенного режима переработки товаров на таможенной территории может завершаться:

- вывозом продуктов переработки с таможенной территории РФ;

- выпуском отходов переработки на таможенной территории РФ для свободного обращения, вывозом за пределы таможенной территории РФ либо с уничтожением;

- вывозом остатков с таможенной территории РФ, помещением под режим переработки на таможенной территории, выпуском для свободного обращения на таможенной территории РФ;

- вывозом ввезенных иностранных товаров в неизменном состоянии;

- выпуском для свободного обращения на таможенной территории РФ продуктов переработки ввезенных иностранных товаров.

В качестве особенности таможенного режима переработки товаров на таможенной территории можно выделить так называемую эквивалентную компенсацию, под которой понимается возможность замены ввозимых иностранных товаров другими товарами, в том числе российскими, при совпадении их описания, качеств и технических характеристик.

Кроме того, ТК предусмотрена возможность передачи данного режима другому лицу с разрешения таможенного органа.

Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение опреде-

ленного срока на таможенной территории РФ, но не более 2 лет с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений, установленных законодательством РФ.

Временный ввоз допускается при следующих условиях:

- товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе (реэкспорте);

- представлены гарантии надлежащего исполнения обязанностей (обеспечение уплаты таможенных платежей);

- предоставлены обязательства об обратном вывозе ввезенных товаров;

- есть разрешение таможенного органа на временный ввоз товаров.

При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин (налогов) суммы таможенных пошлин (налогов) уплачиваются при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза или периодически по выбору лица, получившего разрешение на временный ввоз. Периодичность уплаты сумм таможенных пошлин (налогов) определяется лицом, получившим разрешение на временный ввоз, с согласия таможенного органа. При этом общая сумма таможенных пошлин (налогов), взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин (налогов), не должна превышать сумму таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, без учета пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов и процентов.

Если сумма таможенных пошлин (налогов), уплаченная при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин (налогов), станет равной сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются выпущенными для свободного обращения при условии, что к ним не применяются ограничения экономического характера.

По истечении срока временного ввоза товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ либо заявлены к иному таможенному режиму, например к выпуску в свободное обращение. В этом случае тамо-

женная стоимость и количество товаров будут определяться на день помещения товаров под таможенный режим временного ввоза, а ставки таможенных пошлин (налогов) - на день выпуска товаров для свободного обращения. Причем уплата будет осуществляться за счет сумм таможенных платежей, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин.

Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера.

На таможенный склад помещаются любые товары, кроме запрещенных к ввозу в РФ и вывозу из РФ, а также кроме товаров, срок годности которых на день заявления их к данному режиму меньше трех лет.

Владельцем таможенных складов может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев таможенного склада при соблюдении ряда условий, как-то: владение помещением и (или) открытой площадкой; внесение обеспечения уплаты таможенных платежей (для владельцев таможенных складов закрытого типа - 2,5 млн руб.); заключение договора страхования риска гражданской ответственности и др. Зачастую участнику ВЭД для сокращения логистических расходов бывает чрезвычайно выгодно наличие своего таможенного склада.

Таможенный склад как таможенный режим характеризуется возможностью освобождения от уплаты таможенных платежей в срок менее, но не более трех лет. С разрешения таможенного органа в письменной форме допускается перемещение товаров с одного таможенного склада на другой в течение действия режима. Кроме того, товары, предназначенные для вывоза, помещенные на таможенный склад, освобождаются от таможенных пошлин (налогов). Уплаченные ранее суммы таможенных пошлин и налогов возвращаются (см. ст. 220 ТК).

Таким образом, рассмотрев особенности применения некоторых таможенных режимов, следует сделать вывод, что выбор и применение разных вариантов по заявлению таможенного режима способствует созданию условий для оптимального передвижения товаров через таможенную границу с минимизацией временных и денежных затрат участника ВЭД.

УДК 331.108

РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПЕРСОНАЛА

С углублением рыночных реформ, формированием конкурентной среды, адаптацией промышленных предприятий к новым условиям хозяйствования, развитием частной собственности, малого бизнеса, а также в связи с возрастанием роли персонала в организациях, автоматизацией и компьютеризацией производства и управления, усложнением методологии управления творческим интеллектуальным трудом работников, повышением их образовательного и культурного уровня проблема обеспечения надежности персонала как важнейшего в совокупности свойств качества работников становится особенно актуальной.

A.C. Верещагина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.