Научная статья на тему 'Выбор стратегии управления предприятием на основе развития инновационного потенциала'

Выбор стратегии управления предприятием на основе развития инновационного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATION / MANAGEMENT STRATEGY / THE CONTROL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорошилов Д. Н.

В статье рассматривается авторский подход к выбору стратегии управления предприятием, основанной на развитии инновационного потенциала на примере одного предприятия. Приведена модель процесса диагностики инновационного потенциала и формирования стратегии управления на основе развития инновационного потенциала. Материал может быть использован во всех отраслях промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хорошилов Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTIONSTRATEGYMANAGEMENTBASED ONTHE DEVELOPMENT OF INNOVATIVEBUILDING

In the article theauthor's approachto the choice ofenterprise managementstrategy, based on time-vitiiinnovative capacity ofan example of onecompany.A modelof the diagnosis processin-novation andthe potentialformation ofmanagement strategiesthrough the development ofinnovation capacity.The material canbe usedin all industries

Текст научной работы на тему «Выбор стратегии управления предприятием на основе развития инновационного потенциала»

УДК 658

ВЫБОР СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ

ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Д.Н. Хорошилов

В статье рассматривается авторский подход к выбору стратегии управления предприятием, основанной на развитии инновационного потенциала на примере одного предприятия. Приведена модель процесса диагностики инновационного потенциала и формирования стратегии управления на основе развития инновационного потенциала. Материал может быть использован во всех отраслях промышленности

Ключевые слова: инновации, стратегия управления, система управления

Результативность системы управления предприятием на основе развития инновационного потенциала во многом определяется продуманностью используемых технологии оценки, методов анализа и прогнозирования.

Цель оценки инновационного потенциала предприятия призвана дать ответ о последующей стратегической ориентации предприятия, исследование же потенциала внешней среды заключается в характеристике общих рыночных возможностей предприятий одной отраслевой принадлежности.

В последнее время отечественные и зарубежные ученые и практики уделяют значительное внимание методологии стратегического планирования. Применительно к стратегии управления предприятием на основе развития инновационного потен-циаластратегические планы целесообразно строить исходя из анализа прогноза ситуации на макро- и мезоуровнях, а также реальных возможностей самого предприятия. Проведенный анализ внешнего окружения, агрессивности внешней среды на предприятиях отрасли «машиностроение» и «приборостроение» позволяет ориентировать большинство исследуемых предприятий на стратегию развития отдельных элементов инновационного потенциала. Однако при формировании плана развития инновационного потенциала необходимо учитывать взаимное влияние и значимость элементов, иными словами, ориентироваться именно на приоритетность в развитии.

На рис. 1 представлена модель процесса диагностики инновационного потенциала и формирования стратегии управления на основе развития инновационного потенциала с применением метода нечеткого моделирования.

На первом этане происходит анализ имеющегося состояния инновационного потенциала по выделенным показателям. Таким образом, формируется представление об имеющемся уровне инновационного потенциала и входящих в его состав элементов.

На втором этапе (рис. 1), в соответствии с выбранным методом нечеткого моделирования, на каждом из уровней диагностики (уровень единичных показателей, уровень структурных индикато-

Хорошилов Дмитрий Николаевич - ВГТУ, аспирант, тел. (4732) 43-76-67

ров, уровень индикаторов инновационности, уровень инновационного потенциала и его элементов) устанавливаются два отклонения помимо прогнозируемого уровня развития. Значение вышепринятого в рамках стратегии управления характеризует наиболее благоприятную ситуацию, нижний порог эффективной реализации стратегических решений развития определяет неблагоприятную, но допустимую и прогнозируемую ситуацию развития. Сама же стратегия управления рассчитана на три года. При отсутствии возможности достижения нижнего порога развития (или отклонения со знаком «-» на рис. 1) возникает необходимость пересмотра стратегии.

Следуя приоритетности стратегического направления, развития, в соответствии с которым исследуемые предприятия отрасли машиностроения и приборостроения в современных условиях способны реализовать стратегию пассивного реагирования на внешние условия, и имеют лишь ограниченные возможности для развития, необходимо также выделить третий этап модели формирования стратегии управления. Данный этап (рис. 1) предполагает выделение ключевых (приоритетных) групп на всех уровнях, способных обеспечить наиболее оптимальный уровень развития всего инновационного потенциала.

На основе анализа ограничений для конкретного предприятия, а также, принимая во внимание все внешние факторы воздействия, как следует из табл. 1 предприятие (ОАО «Электросигнал») в результате стратегии управления, ориентированной на три года, наиболее значимый акцент в развитии инновационной активности ставит на развитии научноисследовательской составляющей (с 1,29 до 1,47), информационно-методической (с 1,75 до 1,95) и организационно-управленческой (с 1,63 до 2,03), в развитии инновационной восприимчивости - на развитии финансовой составляющей (с 0,44 до 1,10), информационно-методической (с 2,12 до 2,37) и маркетинговой составляющей (с 2,37 до 2,84).

Единичные показатели (приоритет развития)

Структурные индикаторы (приоритет развития)

Индикаторы иннова-ционности(приоритет развития)

я

я

я

5

Базовое значение

Прогноз развития

Инновационные потенциал (стратегические ориентиры)

Рис. 1. Модель процесса диагностики инновационного потенциала и формирования стратегии управления на

основе развития инновационного потенциала

Уровень развития элементов инновационного потенциала ОАО «Электросигнал» при реализации ___________________________стратегического плана (сводная таблица)__________________________

Элемент инновационного потенциала Значимость Количество Базовое План стратегиче-

индикаторов значение ского развития

Прогноз развития

Инновационная активность

Финансовый 0,10 14 2,88 2,90

Производственно-технологический 0,17 19 2,30 2,32

Кадровый 0,16 6 2,71 2,78

Организационно-управленческий 0,16 10 1,63 2,03

Научно- исследовательский 0,15 5 1,29 1,47

Информационно -методический 0,12 4 1,75 1,95

Маркетинговый 0,14 7 6,34 6,47

Инновационная восприимчивость

Финансовый 0,10 10 0,44 1,10

Производственно-технологический 0,17 22 2,75 2,80

Кадровый 0,16 6 3,04 3,15

Организационно-управленческий 0,16 9 2,61 2,69

Научно- исследовательский 0,15 5 2,46 2,58

Информационно -методический 0,12 5 2,12 2,37

Маркетинговый 0,14 7 2,37 2,84

ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

БАЗОВОЕ (РАСЧЕТНОЕ) - - 5,03 5,40

ПРИНЯТОЕ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ 5,40

Безусловно, в рамках принятой стратегии низационно-управленческих факторов на уровне

доминирующее значение имеет разработка и реа- хозяйствующего субъекта.

лизация научно-исследовательских программ и, как следствие, активизация использования орга-

Следует отметить, что значения сформированного плана развития несколько отличны как по отдельным элементам, так и по всему инноваци-

онному потенциалу (диаграммы рис. 2, 3). Это вызвано в первую очередь оценкой реальных возможностей предприятия, выявленных экспертами.

Рис. 2. Диаграмма сопоставления базовых и прогнозных параметров инновационной активности

ОАО «Электросигнал»

Исходя из ситуации на данном предприятии в соответствии с размещенными в сводной табл. 1 данными, а также данными по отдельным показателям намечены к реализации три основные группы стратегий: модернизация производственного потенциала предприятия на основе собственных возможностей, совершенствование управления использования производственного и финансового потенциалов, а также развитие кадрового и научно-исследовательского потенциалов.

Несмотря на то, что данное предприятие специализируется на производстве радиостанций и электронного оборудования, тем не менее, большая ориентация именно на развитие производственного и кадрового потенциалов продиктована значительным отставанием имеющейся в наличии производственной базы, что в конечном итоге сводит реализацию многих проектных разработок к минимуму.

В зависимости от вида стратегии приоритеты участников формирования и реализации программ развития и использования инновационного

потенциала различны. В отдельных случаях первый приоритет имеют государственные программы развития инновационного потенциала предприятий, в других - собственные программы модернизации инновационного потенциала предприятия.

Таким образом, стратегия управления предприятием на основе развития инновационного потенциала предусматриваем реализацию следующих направлений: кадровое развитие; использование и расширение внутренних возможностей предприятия; модернизация существующею производственного потенциала предприятия на основе использования имеющихся возможностей; внедрение инновационных достижении в производственнотехнологическую базу предприятия; использование отраслевых возможностей; содействие модернизации производственного потенциала предприятия отраслевыми ресурсами; реализация отраслевых и федеральных программ развития.

Рис. 3. Диаграмма сопоставления базовых и прогнозных параметров инновационной восприимчивости

ОАО «Электросигнал»

Литература

1. Анисимов Ю.П. Инновационная система региона / Ю.П. Анисимов, С.В. Шапошникова, Т.М. Грязнова, Е.В. Солнцева; Под ред. Ю.П. Анисимова. - Воронеж: Научная книга, 2007 - 576 с.

2. Анисимов Ю.П. Освоение продуктовых инноваций: Монография / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлёв, В.Б. Артёменко; Под ред. Ю.П. Анисимова. - Воронеж: Воронеж.гос. технол. акад.. - 2003. - 413 с.

3.Гунина И. А. Механизм развития экономического потенциала промышленного предприятия: теория, методы / И.А. Гунина. - Воронеж: Изд-во «Научная книга», 2005. - 238 с.

4.Дракер П.Ф. Инновации и предпринимательство. - М.: СП «Бук Чембер Интернешнл». - 1992. - 536 с.

5. Соловьев И. В., Майоров А. А. Проектирование информационных систем. Фундаментальный курс: Учеб. Пособие для высшей школы/ Под ред. В. П. Савиных. -М.: академический проект, 2009. - 398 с.

6.Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа», 2005. -576 с.

7.Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс,. - 1982. - 563 с.

Воронежский государственный технический университет

SELECTIONSTRATEGYMANAGEMENTBASED ONTHE DEVELOPMENT

OF INNOVATIVEBUILDING

D.N. Khoroshilov

In the article theauthor's approachto the choice ofenterprise managementstrategy, based on time-vitiiinnovative capacity ofan example of onecompany.A modelof the diagnosis processin-novation andthe potentialformation ofmanagement strategiesthrough the development ofinnovation capacity.The material canbe usedin all industries

Key words: Innovation, management strategy, the control system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.