ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.
ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2007. Вып. 79.
УДК 631.171 С.Н. БЫЧКОВ
ВЫБОР СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ СУХИХ КОМБИКОРМОВ НА СВИНОВОДЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Приведен анализ систем транспортировки и раздачи сухих комбикормов на свиноводческих предприятиях.
На свинокомплексах и свинофермах значительное место в механизации труда занимает кормление животных. На этот технологический процесс приходится до 40% всех трудозатрат при производстве свинины.
Одной из ответственных операций является нормированное кормление отдельных половозрастных групп свиней. Существуют два типа кормления свиней: сухими и жидкими кормами. При кормлении сухими кормами животным скармливают полноценные рассыпные или гранулированные комбикорма. При кормлении жидкими кормами комбикорма разбавляют водой в соотношении 1:2,7 или 1:2,8, до влажности 80% . Кормление свиней сухими комбикормами, в частности гранулированными, имеет ряд преимуществ. Главные из них состоят в следующем: уменьшение объемом кормов и потребности в складских помещениях и транспорте; повышение усвояемости; частичное обеззараживание; упрощение механизации и автоматизации процесса кормораздачи; уменьшение потерь при поедании корма животными. Однако при жидком кормлении, корм усваивается с меньшим напряжением для организма животных. Поэтому лучшим решением является увлажнение сухого корма перед поеданием животными [1]. Схема раздачи сухих комбикормов, предложенная немецкой фирмы Big Dutchman, приведена на рис. 1.
Основными составляющими линии кормораздачи на рис. 1 являются: бункер, транспортер, дозатор, кормушка. Бункер служит для обеспечения оперативного запаса корма на 3-5 дней и изготавливается из оцинкованной стали или из пластика. Дозаторы служат для нормированного кормления отдельных половозрастных групп свиней. Кормушки служат для непосредственного скармливания корма животным. Кормушки бывают лоткового типа при нормированном кормлении и бункерного типа при кормлении «вволю».
127
Рис. 1. Принципиальная схема технологического процесса раздачи сухих комбикормов 1 - привод тросошайбового кормораздатчика; 2 - приемная воронка; 3 - цепочно-шайбовый транспортер; 4 - поворотное устройство; 5 - сенсор отключения подачи кормов;6 - привод объемных дозаторов кормов; 7 - спускная труба; 8 - объемный дозатор; 9 - управляющее устройство; 10 - бункер для хранения сухих кормов
1
St
1
О
съ
а
St
St
О
Й
J5
^3
0
1
О
О/
сь
съ
а
J5
^3
0
1
St
St
растениеводства и животноводства.
ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.
ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемии. 2007. Вып. 79.
Одними из важнейших составляющих линии кормораздачи являются транспортеры. Существует несколько видов транспортеров: цепочно-шайбовый, тросово-шайбовый, спиральный рис. 2 [2].
Рис. 2. Рабочие органы цепочно-шайбового, тросовошайбового и спирального транспортера
1 - кожух; 2 - трос, цепь; 3 - шайба; 4 - рабочая спираль
Основные характеристики этих транспортеров приведены в табл. 1. Анализируя данные табл. 1, можно сделать вывод, что производительность спиральных транспортеров выше производительности цепочно-шайбовых, при меньшем энергопотреблении. В современных условиях наблюдается тенденция предпочтения в использовании именно спиральных транспортеров, поскольку кроме вышеперечисленных преимуществ они более надежны, просты в эксплуатации и монтаже.
В нашей стране проводились исследования и обоснование методик расчета спиральных раздатчиков [3], [4].
Основные рекомендуемые параметры спиральных транспортеров, полученные в результате работы отечественных исследователей [3], [4], приведены в табл. 2.
Сравнивая данные табл. 2 с данными табл. 1, можно отметить, что транспортеры обладают примерно одинаковой производительностью, но при этом, параметры транспортеров, полученные по результатам исследований, проводимых в нашей стране, имеют более высокое количество оборотов и большую потребляемую мощность, хотя обладают меньшей длиной транспортирования, потому что при изготовлении отечественных транспортеров в качестве материалов кожуха использовались резинотканевые материалы, а в качестве материала спирали - прокат круглого сечения.
129
о
Таблица 1
Технические характеристики транспортеров зарубежных фирм
Технические характеристики Спиральные транспортеры Цепочно и тросошайбовые транспортеры
Диаметр кожуха, мм 55 75 90 125 38 50
Производительность, кг/ч 520 600 1300 2600 3600 4800 6300 4500 870 1450
Максимальная длина с поворотными коленами, м 90 60 60 42 42 42 42 28 350 280
Максимальная длина с добавочным кожухом, м 205 120 135 84 84 84 84 56
Мощность электропривода, кВт 0,4 0,37 0,75 0,75 1,1 1,5 2,2 U 1,25 1,5
Частота вращения транспортера 350 175 350 350 450 550 900 290
Скорость перемещения цепи, м/мин. 27 27
Максимальный диаметр гранул, мм 6 8 8 9 12 9 6 6
*
I
о
ОЬ
Si
St
at
о
Й
^з
0
1
о
О/
сь
оь
а
J5
^3
0
1
St
St
растениеводства и животноводства.
Параметры спиральных транспортеров
Таблица 2
Параметры Преображенский П.А. Резник Е.И. Михайлов С.Н. Артемьев В.Г. Каптур З.Ф. Артюх Н.Ф.
Диаметр кожуха, мм 26;38;51 30;50;75 26;38;40 35;38;40; 45;50;55 40;70; 00 49;56;96
Частота вращения, об./мин. 342-1476 500-1500 467-1500 300-2000 300-1800 100-800
Диаметр проволоки, мм от 3 до 5 от 5 до 8 5 от 3 до 5 от 6 до 8 8
Длина трассы перемещения, м до 15 до 10 до 15 до 56 до 15 до 25
Материал кожуха Резиноткань металл металл полиэти- лен
Производительность, кг/час 700-1200 800-6250 720-1000 678-1250 650-8000 280-1500
ISSN 0131-5226. Сборник научных трудов.
ГНУ СЗНИИМЭСХРоссельхозакадемш. 2007. Вып. 79.
Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства.
На современных спиральных транспортерах зарубежных фирм используется в качестве материала кожуха поливинилхлорид. Поэтому транспортер имеет меньшую массу и меньший коэффициент трения при взаимодействии со спиралью. А в качестве рабочей спирали используется металлическая полоса сечением 4,5х12. Такая конструкция имеет более широкую рабочую поверхность, при той же металлоемкости, что и круг диаметром 8 мм. Поэтому транспортер имеет большую производительность при меньших угловых скоростях и меньших энергозатратах.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что полученные нашими исследователями параметры и расчетные коэффициенты спиральных транспортеров требуют уточнений, исходя из технологических возможностей современного производства и применения новых материалов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коваленко В.П., Лысых И.Г. Промышленное производство молока и свинины в Дании. - Краснодар: Советская Кубань, 2005. -354 с.
2. Ильин И.В., Смоленский Е.А., Ежевский А.А. и др. Новые технологии и оборудование для технического перевооружения и строительства свиноводческих ферм и комплексов /Под общ. Ред. акад. В.И. Черноивановава и проф. В.Ф. Федоренко. - М.: ФГНУ «Ро-синформагротех», 2006.
3. Резник Е.И. Исследование процесса перемещения сыпучих кормов спирально-винтовыми транспортерами: автореф. дисс... канд. техн. наук. - М ,1970.
4. Артюх Н.Ф. Исследование процесса раздачи сухих кормов спиральным кормораздатчиком на свиноводческих фермах: автореф. дисс. канд. техн. наук. - Запорожье, 1975.
Получено 27. 08. 2007.
132