Научная статья на тему 'Выбор шрифта для оформления лекционной презентации'

Выбор шрифта для оформления лекционной презентации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2322
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗЕНТАЦИЯ В POWERPOINT / ШРИФТ / ВИДЫ ШРИФТОВ / СРЕДСТВА ВЫДЕЛЕНИЯ ШРИФТА / ШРИФТ ДЛЯ ЗАГОЛОВКОВ / ФОН И ЕГО ПАЛИТРА / АНИМАЦИЯ / POWERPOINT PRESENTATION / FONT / FONT TYPES / MEANS OF HIGHLIGHTING FONT / FONT FOR TITLES / FONT AND COLOR / FONT AND ITS PALETTE / ANIMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пухальская Вера Георгиевна, Ефремов Александр Дмитриевич, Кулинкович Анна Юрьевна

В процессе подготовки презентаций преподаватели высшей школы должны уметь правильно подбирать рисунок шрифта, его цвет и размер, средства выделения шрифта, расстояние между буквами и между словами, учитывать межстрочный интервал, расположение текста на слайде и его сочетание с фоном, грамотно пользоваться анимациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selecting font for lecture presentations

When preparing lecture presentations, teachers of higher education must correctly select font; its color and size; means of highlighting; distance between the characters and between the words, taking into consideration line spacing, position of the text on slides, its combination with the background; and correct use of animation.

Текст научной работы на тему «Выбор шрифта для оформления лекционной презентации»

ВЫБОР ШРИФТА

ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ЛЕКЦИОННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

В.Г. Пухальская1, А.Д. Ефремов2, А.Ю. Кулинкович

1ведущий научный сотрудник, к.м.н.,

ЗАО «Т-Хелпер Биотех», г. Москва, Россия 2доцент,

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова,

г. Москва, Россия

3врач, 4 ГКБ, г. Москва, Россия

Аннотация. В процессе подготовки презентаций преподаватели высшей школы должны уметь правильно подбирать рисунок шрифта, его цвет и размер, средства выделения шрифта, расстояние между буквами и между словами, учитывать межстрочный интервал, расположение текста на слайде и его сочетание с фоном, грамотно пользоваться анимациями.

Ключевые слова: презентация в PowerPoint, шрифт, виды шрифтов, средства выделения шрифта, шрифт для заголовков, фон и его палитра, анимация.

Сегодня практически ни одна вузовская лекция не обходится без компьютерной презентации, или, как ее иногда называют, слайдовой презентации. Такая форма подготовки наглядного материала в образовательных учреждениях получила широкое распространение, поскольку предоставляет лектору широкие возможности последовательной демонстрации не только ярких запоминающихся фотографий, рисунков, схем, картинок, но и использования эффектов мультимедиа: трехмерной графики, анимации, видео, звука.

Известно, что хорошо продуманная электронная презентация вызывает у аудитории живой интерес и эмоциональную вовлеченность, что значительно улучшает процессы

запоминания у студентов. Однако «неграмотное» использование компьютерной презентации может мешать процессу обучения. Как показывает анализ публичных лекций, размещенных в Интернете, большинство педагогов не владеют навыками оформления электронных иллюстраций, и при создании слайдов полагаются исключительно на личные предпочтения в области дизайна.

В настоящее время для создания презентаций повсеместно используется очень удобная программа PowerPoint. Программа общедоступна, т.к. входит в пакет Microsoft Office и считается стандартным программным обеспечением практически для любого персонального компьютера.

~ 91 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 3

—--------------------------—

Тем не менее, при всей кажущейся простоте программы создания компьютерных презентаций самостоятельная разработка слайдов требуют от лектора знания законов визуального восприятия, умения интересно и эстетично «упаковать» основную информацию своего выступления. К сожалению, сегодня в вузах преподаватели не изучают методику оформления презентаций. Хотя некоторые полезные советы на эту тему можно найти в книгах и на сайтах, посвященных организации публичных выступлений [1].

Одной из важнейших слагаемых хорошей презентации является правильный выбор шрифта и фона для него на экранном изображении.

В настоящее время различают следующие подвиды шрифтов [2]:

— с засечками, или антиквенные;

— без засечек, или рубленые;

— акцидентные, или декоративные;

— рукописные;

— символьные и орнаментные.

Как правило, в презентациях используют антиквенные (с засечками) и гротескные (без засечек) шрифты.

Шрифты с засечками имеют нависающие хвостики на концах букв. Примером такого шрифта является всем известный Times New Roman. Шрифт был разработан для газеты Times, обновлялся в 1932 г, поэтому называется New, а слово Roman в названии шрифта означает «римский». Название объясняется тем, что в средние века прямой шрифт называли римским, а «курсивный» — итальянским (Italic). Графологи установили, что засечки помогают взгляду передвигаться от буквы к букве, что облегчают беглое чтение текста. Именно поэтому Times стал стандартным шрифтом для набора технической и научной литературы. Однако вертикальные штрихи внутри букв намного толще горизонтальных и на большом расстоянии буквы не-

выразительны. Поэтому данный шрифт не применяется в рекламе и для написания заголовков.

Шрифты без засечек (рубленые), как

ясно из названия, не имеют засечек на концах штрихов. Это делает их внешний вид несколько «упрощенным», свободным от мелких деталей. Рубленые шрифты идеально подходят для заголовков. Их основные и соединительные штрихи имеют одинаковую толщину, благодаря чему все части буквы видны одинаково. Яркими представителями таких шрифтов являются Arial, Verdana, Tahoma, они притягивают к себе внимание и легко читаются с большого расстояния.

Все эти шрифты, также как и Times New Roman, присутствуют в комплекте Windows, что само по себе определяет легкость его использования.

Рукописные и декоративные (акцидентные) шрифты используются в художественных целях. Но при работе с рукописными и декоративными шрифтами нужно быть предельно осторожными. При всей своей красоте и изящности у них есть один крупный недостаток — шрифты с завитушками трудно читать. Ими оформляются заголовки, рекламные объявления, но никогда не следует использовать их в качестве основного текста. Кроме того, экзотические шрифты не всеми компьютерами могут распознаваться, и поэтому подготовленный дома текст может просто не отразиться на экране в лекционной аудитории. На демонстрируемом компьютере может не оказаться необходимого шрифта и в этом случае компьютер либо заменит шрифт на другой, при этом внешний вид текста на слайде исказится, либо на экране вместо букв появятся бессмысленные кружочки и квадратики.

Символьные и орнаментальные шрифты непригодны для набора связного текста,

~ 92 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Пухальская В.Г., Ефремов А.Д., Кулинкович А.Ю. Выбор шрифта для оформления лекционной презентации

так как вместо букв латиницы и кириллицы они содержат различные наборы символов.

Символьные гарнитуры позволяют вставлять в текст специальные научные, математические символы или греческие буквы, хотя некоторые шрифты, например Wingdings, содержат самые разнообразные знаки — от дорожных знаков до значков-изображений транспортных средств.

Орнаментальные шрифты используют при начертании специальных узоров. Примерами таких орнаментальных шрифтов могут служить PRT_Ornament1 и PRT_Vignette1.

Итак, рисунок шрифта на слайде должен быть простым, ясным и привычным. Поэтому не следует для украшательства использовать виньетки и буквицы. Буквица — это первая буква в отдельном разделе текста, выделяемая огромным размером или другим шрифтом. Виньеткой называют графический рисунок, помещаемый в конец раздела на свободное место слайда. Виньетки в стиле хохломы, палеха и гжели можно нередко встретить на слайдах начинающего лектора.

Не рекомендуется также использовать в презентациях шрифт Болгарицу. Главный недостаток Болгарицы заключается в совпадении рисунка некоторых кириллических букв с латинскими. Поэтому там «т» читается как «м», «д» как «г» и пр. И в результате слово, например, puma можно прочитать и как название известной фирмы «Пума», и как Рита.

Молодые преподаватели часто используют шрифтовое разнообразие для усиления выразительности презентации. Однако в пределах одного слайда количество шрифтов должно быть минимальным. Одного-трех шрифтов вполне достаточно для того, чтобы создавать хорошую визуальную картину.

Шрифт для заголовков каждого слайда должен быть один и тот же. Использование

на каждом последующем слайде нового шрифта чрезвычайно утомляет. Единообразие — это один из главных критериев качественного дизайна слайдов.

Большинство программ компьютерной графики позволяют изменить ширину шрифта. Изменение ширины букв применяется в декоративных целях или как один из способов корректирования объема текста. Однако проводить данную манипуляцию нежелательно, так как при изменении ширины шрифта нарушается соотношение толщин вертикальных и горизонтальных линий в буквах, а это искажает внешний вид слов.

Правильный выбор размера шрифта также значительно влияет на удобочитаемость текста.

При выборе размера лектор должен учитывать особенности чтения текста с большого расстояния и при этом помнить, что он разрабатывает слайды «для последнего ряда зрителей», т. е. буквы должны быть хорошо видны на последнем ряду аудитории.

Цвет шрифта и сочетаемость его с фоном является не менее важным фактором удобочитаемости текста. Чем контрастнее цвет шрифта и фон, тем проще читать текст. При этом лектор должен знать правила сочетание цветов. Плохо смотрятся, например, фиолетовые буквы на сером фоне, желтые на белом. Зато легко читаются желтые тексты на синем. Важно не переусердствовать с цветовой гаммой и учиться находить гармонию среди бесконечного количества цветов. На одном слайде желательно использовать не больше двух-трех цветов.

Распространенной ошибкой является наложение текста на подложку в виде рисунка или фотографии. Такой текст на порядок труднее читать.

Не стоит пользоваться сразу всеми средствами выделения шрифтов (курсивом, по-

------------------------------—

~ 93 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

The Journal of scientific articles “Health and Education Millennium”, 2015. Vol. 17. No 3

—--------------------------—

лужирным шрифтом, подчеркиванием, цветом, применением эффекта тени или растушевки, разрядкой букв). Следует ограничиться одним-двумя способами и при этом следить за тем, чтобы выделенными оказывались действительно значимые фрагменты текста. Кстати, выделение курсивом и подчеркиванием хуже выглядит на экране, не дает нужного эффекта и применяется профессионалами очень редко.

Не нужно использовать сверхжирные начертания — при низком контрасте штрихов, маленькие внутрибуквенные пространства, характерные для сверхжирных начертаний, превратят букву в кляксу.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами. Текст, написанный исключительно прописными буквами, приходится читать по слогам.

Всегда нужно помнить о выравнивании текста. Необходимо проследить, чтобы слова не «прыгали» по странице без смысла: студент не должен тратить чрезмерные усилия на чтение. Строки, выровненные по левому краю или по центру, читаются легче, чем выровненные по ширине. Лучше не располагать строки вертикально. При выравнивании текста следить за правильностью переноса слов и не допускать отрыва инициалов от фамилии.

В заключение следует обязательно проверить текст на наличие грамматических ошибок и оценить композицию слайда. В каждой программе сегодня имеется грамматический редактор. Однако нельзя полностью полагаться на автоматическую проверку орфографии, тем более, если в тексте имеются специальные термины. Презентацию желательно показать коллегам.

Многие психологи и графологи утверждают, что с помощью грамотного подбора шрифтов можно передать настроение, задать общий настрой при чтении текста.

Правильно подобранная композиция текста является фактором, ускоряющим или замедляющим чтение. Поэтому, помимо рисунка шрифта, его цвета и размера, не менее важно правильно выбрать расстояние между буквами и между словами, межстрочный интервал, длину строк и расположение текста на слайде. Имеет значение также способ подачи текста.

Нередко преподаватели для выведения заголовков на экран используют спецэффекты анимации, чтобы сделать свои слайды более завлекательными. Но они неизбежно добиваются обратного результата. Анимации наподобие вращающихся заголовков, падающего по букве текста, переворачивающихся и вылетающих предложений, а также любые звуки, совершенно неуместны в учебных презентациях. Броские эффекты на самом деле усложняют понимание и утомляют аудиторию. Хотя звук имеет право на существование, если он несет смысловую нагрузку.

После создания презентации непременно нужно проверить, как она будет выглядеть в лекционном зале, насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления. И лектор обязательно должен помнить, что цвета, подобранные на мониторе компьютера, всегда будут сильно отличаться от цветовой гаммы на лекционном экране, и при этом некоторые фрагменты текста могут сливаться с фоном и будут абсолютно неразличимы. Поэтому перед каждой лекцией нужно проверять презентацию именно на экране в зале, это позволит заранее внести изменения и поправить контрастность шрифта.

Таким образом, в процессе подготовки презентаций преподаватели высшей школы должны уметь правильно подбирать рисунок шрифта, его цвет и размер, умело пользовать-

~ 94 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 p-ISSN 2226-7425, e-ISSN 2412-9437

Пухальская В.Г., Ефремов А.Д., Кулинкович А.Ю. Выбор шрифта для оформления лекционной презентации

ся средствами выделения шрифта, учитывать расположение текста на слайде и его сочетание с фоном. От качества лекционных презентаций зависит степень понимания и усвоения учебного материала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кушнер М. Умение выступать на публике для «чайников». М.: Диалектика, 2006.

2. Завгородний В.Г. Adobe InDesign CS3. СПб.: Питер, 2008.

SELECTING FONT

FOR LECTURE PRESENTATIONS

12 3

V.G. Pukhalskaya , A.D. Efremov , A.Yu. Kulinkovich

1researcher, PhD, JSC “T-Helper Bioteh”, Moscow, Russia 2

associate Professor, PhD, Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, Russia

3

physician, City hospital № 4, Москва, Russia

Annotation. When preparing lecture presentations, teachers of higher education must correctly select font; its color and size; means of highlighting; distance between the characters and between the words, taking into consideration line spacing, position of the text on slides, its combination with the background; and correct use of animation.

Key words. PowerPoint presentation, font, font types, means of highlighting font, font for titles, font and color, font and its palette, animation.

REFERENCE

1. Kushner Malcolm. Presentation for dummies. Мoscow: Dialektika, 2006. (In Russian)

2. Zavgorodniy V.G. Adobe InDesign CS3. Saint-Petersburg, Piter, 2008. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.