Научная статья на тему 'Выбор схем франчайзинга для малого инновационного бизнеса'

Выбор схем франчайзинга для малого инновационного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ФРАНЧАЙЗИНГ / ИННОВАЦИЯ / МАСШТАБИРОВАНИЕ БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимова Маргарита Петровна, Хурматуллина Гузель Каусаровна

В статье рассматриваются типовые модели франчайзинговой структуры бизнеса, используемых на территории Российской Федерации, даются рекомендации по выбору наиболее эффективной схемы, а также предлагается новая модель с учетом российской специфики ведения бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор схем франчайзинга для малого инновационного бизнеса»

ВЫБОР СХЕМ ФРАНЧАЙЗИНГА ДЛЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА Галимова Маргарита Петровна, к.э.н., доцент (e-mail: polli66@mail.ru) Хурматуллина Гузель Каусаровна, магистр (e-mail: guz6953@yandex.ru)

Уфимский государственный авиационный технический университет,

г. Уфа, Россия

В статье рассматриваются типовые модели франчайзинговой структуры бизнеса, используемых на территории Российской Федерации, даются рекомендации по выбору наиболее эффективной схемы, а также предлагается новая модель с учетом российской специфики ведения бизнеса.

Ключевые слова: бизнес-модель, франчайзинг, инновация, масштабирование бизнеса

В современных условиях под влиянием новых факторов внешней среды, таких как, гиперконкуренция, открытость и глобализация экономик, малый инновационный бизнес наряду с ресурсными потребностями испытывает острую потребность в организационных инновациях и управленческой поддержке[1]. Анализ неудачных бизнес-проектов в области инноваций показал в 70% случаев неверно выбранную бизнес-модель, основанную на трансфере технологий. Бизнес-модель можно отнести к организационным и управленческим инновациям, позволяющим обеспечить стабильный денежный поток и эффективность в длительной перспективе [2].

Сегодня наиболее популярной бизнес-моделью становится франчайзинг.

Схемы франчайзинга

Франчайзинг - бизнес-модель построенная на основе соглашения, в котором указывается, что производитель или распространитель услуг, защищенных в соответствии с законом об интеллектуальной собственности, в обмен на получение от независимых предпринимателей платежей (роялти) и при условии сохранения разработанных производственных и обслуживающих операций, дает эксклюзивные права на распространение на определенной территории своей продукции или услуг.

В настоящее время мировой рынок франчайзинга демонстрирует устойчивый рост после мирового финансового кризиса (в развитых странах мира более 16% (2012г.) всех продаж осуществляется через франчайзинговые сети). Эта форма развития бизнеса успешно используется в развитых странах, где франчайзинговые компании создают около 8%-10% валового национального продукта. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе половина розничных продаж будет осуществляться торговыми точками в рамках системы франчайзинга.

По числу франчайзинговых точек в 2014 году Россия обошла Германию (74,6 тыс. против 72,7 тыс.) (рисунок 1), между тем российская государственная статистическая служба до сих пор никак не измеряет франчайзинг в качестве отдельного вида предпринимательской деятельности [3]. Данные, которые приводятся в этой работе, - результат масштабного исследования, впервые в российской практике проведенного порталом Franshiza.ru путем анкетирования игроков рынка. Более ранние данные формировались преимущественно на основе экспертных оценок

Кол и чет во фра и чайаинговых концепций на рынке

Количество

франча^экмтшш тоиек

Россия США

Т^лмшя Гермида

Филиппины

■ ■ 1 300

■ ■

■1 330

|Т450

955

Ида

1300

350о

174&57

■■ ■

13.9000

51000

757 «а

72 700

17ВОДВ

■ 1

125 ДОО

Рисунок 1 - Распределение франчайзинговых концепций в мире

Оборот франчайзингового рынка в России пока занимает не столь большую долю в ВВП страны, как, например, в США (там его вклад - почти 10%). Но за последний год эта цифра значительно выросла и превысила 3,5% от ВВП.

На данный момент времени более половины российских франшиз, по данным сайта международной ассоциации франчайзинга, были связаны непосредственно с торговлей. Дальше в ТОПе следуют общепит, бытовое обслуживание, сфера услуг, авто, медицина и здоровье. Эксперты прогнозируют России бурный рост франчайзинга в секторе сервиса и Б2Б-услуг. В этом плане Россия идет в одну ногу со всем остальным миром (рисунок 2).

Рисунок 2 - Структура российского франчайзинга

В тоже время мировой тенденцией является рост предлагаемых франшиз в сфере информационных технологий, тогда как в России данная сфера даже не выделяется в отдельную категорию. В США из 3000 компаний-франчайзеров около 58 компаний заявили о себе как о фирмах, занимающихся разработкой и продвижением продуктов в сфере ИТ (рисунок 3).

Рассмотрим типовые схемы развития франчайзинговых сетей в сфере ритейла и в сфере услуг и сравним их возможность применения в той или иной сфере (таблица 3).

Развитие франчайзинга в розничной торговле и производстве происходит в основном по трем схемам:

Чаще всего компании, работающие в сфере ритейла, приходят к франчайзингу после того, как уже организовали собственную сеть. Реже к нему обращаются компании, которые занимаются оптовой торговлей (дистрибуцией) и не имеют собственной розничной сети (рис. 4 и 5). Второй вариант имеет право на существование, но отсутствие собственной розницы -его слабое место. Розница - это полигон, на котором стандарты и бизнес-процессы обкатываются для последующего тиражирования. Если ее нет и компания-франчайзер по каким-либо причинам не намерена создавать собственную розничную сеть или хотя бы один (можносказать, образцово-показательный) магазин, то лучше начать с заключения франшизных соглашений с уже имеющимися клиентами и только затем предлагать свою франшизу сторонним инвесторам на открытом рынке.

В сфере услуг и общепита модель франчайзинга, описанная выше, неприменима. В этих отраслях нет готового товара для продажи населению, но есть интеллектуальная собственность, наработки, опыт - другими словами, ноу-хау. Чтобы передавать в пользование ноу-хау, его надо иметь, то есть выработать и испытать собственными силами. Таким образом, отправной точкой всегда будет создание собственного предприятия (рис.6 ,7). Смысл франчайзинга в сфере общественного питания заключается в том, чтобы извлечь прибыль непосредственно из продажи франшизы, то

11%

Розничная торговля 38%

Рисунок 3 - Структура франчайзинга в мире

есть от платежей франчайзи в пользу франчайзера - паушального взноса и роялти

Рисунок 4 - Схема развития франчайзинговой сети №1

Рисунок 5 - Схема развития франчайзинговой сети №2

Ресторан продает в виде франшизы свою интеллектуальную собственность, а именно: корпоративный стиль, меню, стандарты работы, а в случае известных брендов - еще и лояльных бренду клиентов. Примерно такая же ситуация в сфере услуг: компании, как правило, продают в форме франшизы право на использование бренда, целую систему ведения бизнеса (ноу-хау), а также программы обучения персонала и возможность привлекать лояльных клиентов. Такие компании зарабатывают, получая от франчайзи платежи.

Рисунок 6 - Схема развития франчайзинговой сети №3

Рисунок 7 - Схема развития франчайзинговой сети №4

В этих отраслях наблюдается определенная закономерность: при росте сети и укреплении бренда размер вступительных и периодических взносов увеличивается.

Все представленные выше схемы развития бизнеса широко применяются в зарубежной практике. В России производители и распространители услуг опираются на опыт иностранных партнеров, перенимая данные схемы, зачастую не учитывают специфику потребителей и потенциальных франчай-зи. В результате многие бренды, некогда заявлявшие себя как организаторами франшизы, перестают существовать на рынке. Компромиссным решением данной ситуации будет внедрение зарубежных схем с некоторыми доработками: по мере развития франчайзинговых сетей следует открывать учебные центры для персонала, дорабатывать существующие бизнес-процессы с учетом потребностей клиентов.

Рекомендации по выбору эффективных моделей франчайзинга

В результате анализа существующих моделей ведения франчайзингово-го бизнеса целесообразно выделить следующие показатели и критерии для выбора наиболее эффективной модели (таблица 1):

Таблица 1 - Рекомендуемый перечень критериев выбора схем _франчайзинга_

Показатели Критерий

Рентабельность отдельной торговой (или сервисной) точки От 5%

Количество торговых (или сервисных) точек От 3х

Уровень лояльности к бренду Высокий, узнаваемость более 52%

Степень и качество защищенности технологии и торговой марки Высокая

Возраст бизнеса и динамика ключевых бизнес-показателей От 3-х месяцев, прирост рентабельности предприятия не менее 15% в год

Возможность стандартизации операционных бизнес-процессов и технологии Высокая

Требования и сроки обучения управления бизнесом и выполнения операционных бизнес-процессов Строго регламентированные инструкции, короткие сроки обучения

Уровень корпоративной культуры Совместное создание ценности

Рисунок 8 - Схема развития франчайзинговой сети №5

Следует отметить, что модель под каждую компанию подбирается индивидуально. В соответствии с полученными данными предлагается выработать новую схему №5 развития сети с учетом особенностей российских предприятия и его спецификой (рис. 8).

Таблица 2 - Сравнительная характеристика существующих _схем франчайзинга_

Показатели Схема 1 Схема 2 Схема 3 Схема 4 Схема 5

Сфера дея- Ритейл Ритейл Услуги Услуги Ритейл, услу-

тельности ги

Наличие соб- Предусмотре- Не преду- Предусмот- Не преду- Предусмот-

ственной се- но смотрено рено смотрено рено

ти)

Объекты со- Сторонние ин- Имеющиеся Имеющиеся Потенциаль- Сторонние

глашения весторы клиенты, затем сторонние инвесторы клиенты, привлеченные конкуренты ные клиенты инвесторы, потенциальные клиенты

Затраты на Высокие Низкие Высокие Средние Средние

создание сети

Гарант выжи- Более 80% До 65% 70-75% До 50% 70%

вания фран-

шизы

Рентабель- 28-36% 14-30% 20-56% 18-41% 48%

ность

Срок окупае- 12-36 месяцев 10-28 меся- 6-12 месяцев 6-18 месяцев 6-12 месяцев

мости инве- цев

стиций

Возможность Четко отла- Возможно Возможность Возможность Четко отла-

стандартиза- женная техно- незначи- варьирования варьирования женная тех-

ции бизнес- логия, пропи- тельное из- бизнес- бизнес- нология

процессов и саны все дета- менение процессов и процессов и

технологии ли становления бизнеса бизнес-процессов технологии технологии

Мин. стои- От 1 млн. руб. От 800 тыс. От 400 тыс. От 200 тыс. От 200 тыс.

мость созда- руб. руб. руб.

ния точки

На основе собственного предприятия предлагается создать собственную сеть по производству продукта/предоставлению услуги для «обкатки» ос-

новных бизнес-процессов, их последующая корректировка и создание учебных центров для потенциальных франчайзи. Это позволит минимизировать риски, связанные с особенностями ведения инновационного бизнеса, на начальных этапах становления франчайзинговой сети, тем самым обеспечивая успешное ведение предпринимательства для обеих сторон коммерческой концессии (таблица 2).

Новая предлагаемая схема более универсальна для малого бизнеса в российских условиях. Учитываются возможности корректировки бизнес-процессов на ранних этапах становления бизнеса, что способствует сокращению рисков ухода предприятия из рынка. Благодаря гибкой схеме работы с потенциальными франчайзи возможно привлечение в сеть как сторонних инвесторов, так и клиентов собственной сети. Затраты на создание данной модели бизнеса можно оценивать как средние. Основная часть расходов формируется для апробации бизнес-процессов в собственной сети.

Таким образом, эффективная бизнес-модель позволит повысить конкурентный статус и сохранить экономическую устойчивость [4] в условиях резких внешних и внутренних изменений. Список литературы

1.Исмагилова Л. А., Галимова М.П. Инновационные факторы эффективности функционирования малых и средних предприятий. Вестник УГАЭС. Наука. Образование. Экономика. Серия: Экономика. № 2 (2), 2012, стр.78-82.

2.Гилева Т. А., Чанышева Л.Ф. Методы управления организационными инновациями на промышленном предприятии.В сборнике: «Техника и технологии пути инновационного развития»,материалы 3-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2013. С. 63-67.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Иншакова Е.И., Кудряшова И.В., Полякова Ю.В. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3:экономика.Экология. № 1, 2014, стр.99-109

4.Галимова М.П. Оценка конкурентного статуса инновационных предприятий по критерию экономической устойчивости // В сборнике: «Управление экономикой: методы, модели, технологии», тринадцатая Международная научная конференция: сборник научных трудов. 2013. С. 32-36

THE CHOICE OF FRANCHISING FOR THE SMALL BUSINESS INNOVATION Galimova Margarita Petrovna , Cand.Ekon.Sci., associate professor Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Russia (e-mail: polli66@mail.ru) Hurmatullina Guzel Kausarovna, magister (e-mail: guz6953@yandex.ru) Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Russia

The article discusses a model of franchise business structure used in the territory of the Russian Federation.The article provides guidelines for choosing the most effective scheme, and proposes a new model taking into account Russian specificity of business dealing. Key words: business model, franchising, innovation, scaling the business

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.