Научная статья на тему 'Выбор путей инновационного развития регионального научного центра на основе дистанционных информационных технологий (на примере ВНКЦ ЦЭМИ РАН)'

Выбор путей инновационного развития регионального научного центра на основе дистанционных информационных технологий (на примере ВНКЦ ЦЭМИ РАН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонов Михаил Борисович, Гуржий Илья Иванович

В статье на примере Вологодского научно-координационного центра ЦЭМИ РАН исследуются пути интеграции академического и инновационного подходов в научно-образовательной деятельности. Определена «точка роста» организации и дана общая постановка вопроса внедрения сетевых дистанционных технологий, содержащая исходный материал для структуризации инновационного объекта в дальнейших научных исследованиях и диссертационных работах по специальности 08.00.13 («Математические и инструментальные методы в экономике»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор путей инновационного развития регионального научного центра на основе дистанционных информационных технологий (на примере ВНКЦ ЦЭМИ РАН)»

УДК 371.3:681.3 (470.12)

М. Б. Антонов, И. И. Гуржий

ВЫБОР ПУТЕЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (на примере ВНКЦ ЦЭМИ РАН)

В статье на примере Вологодского научно-координационного центра ЦЭМИ РАН исследуются пути интеграции академического и инновационного подходов в научно-образовательной деятельности. Определена «точка роста» организации и дана общая постановка вопроса внедрения сетевых дистанционных технологий, содержащая исходный материал для структуризации инновационного объекта в дальнейших научных исследованиях и диссертационных работах по специальности 08.00.13 («Математические и инструментальные методы в экономике»).

Мировой процесс перехода от индустриального к информационному обществу, а также социально-экономические изменения в России обусловили актуальность проблемы информатизации для решения приоритетной государственной задачи развития научно-технической сферы. Особая роль при этом отводится информатизации образования, которое способно охватить все слои населения и должно объединить их на пути инновационного развития страны. Ставка сделана на технологии дистанционного обучения (ДО), которые после успешной реализации экспериментов и пилотных проектов регулярно используются во многих государственных и негосударственных учреждениях образования нашей страны. В то же время региональные научные центры в силу

специфики образовательного процесса испытывают потребность в оптимизации путей информатизации и автоматизации научно-образовательной деятельности, адаптации знаний и накопленного опыта «лучших практик» к местным условиям. В данной работе предпринята попытка обоснования путей становления дистанционного образования в региональном научном центре (на примере ВНКЦ ЦЭМИ РАН).

Технологии ДО в наибольшей степени отвечают широкомасштабной информатизации образования. В настоящее время в России формируется разветвленная инфраструктура информатизации отрасли образования. Предоставленная учреждениям образования полная независимость в формировании фонда учебно-методического

АНТОНОВ Михаил Борисович — заведующий лабораторией ВНКЦ ЦЭМИ РАН.

ГУРЖИИ Илья Иванович — к.т.н., старший научный сотрудник ВНКЦ ЦЭМИ РАН.

обеспечения и проведении экономической политики обусловила различные формы оказания образовательных услуг и, соответственно, неодинаковые результаты. Из множества примеров выберем характерные, отражающие граничные условия и тенденции.

Возможности образовательных учреждений в освоении новых информационных технологий, а также востребованность и эффективность дистанционного обучения в нашей стране отражают темпы региональной экспансии Современной гуманитарной академии (СГА), базовым вузом которой является Московский пилотный центр. В материалах [11] отмечено, что за 10 лет только в России открыто 628 учебных центров СГА (филиалов и представительств дистанционного обучения) с численностью студентов свыше 140 ООО.

Эти центры оснащены комплектом необходимого технологического оборудования для реализации виртуально-тренинговой системы обучения: установлены антенны для приема спутникового телевидения СГА, произведено подключение к сети Интернет для внедрения системы 1Р-консуль-таций и проведения дискуссий в рамках экстерриториальных кафедр, применяются современные компьютеры и серверы для создания локальных видеолекций и записи телекурсовых работ. В настоящее время учебные центры СГА проходят государственную аккредитацию.

О современных тенденциях в развитии дистанционного обучения можно судить по деятельности Интернет-университета информационных технологий (www.intuit.ru), который предоставляет возможность получить дополнительное высшее образование или новые знания (в том числе и бесплатно), повысить профессиональную

квалификацию, освоить новую специальность. Автономная система обучения по учебным программам университета, внедряемая с 2006 г., не требует постоянного подключения к Интернету. В этой системе предусмотрены сдача тестов и экзаменов на домашнем компьютере и синхронизация результатов обучения с данными на сайте. Синхронизация также позволяет загружать дополнительные курсы, которые будут: выходить в дальнейшем. Дистрибутив содержит полный комплект учебных курсов, опубликованных на сайте Интернет-университета информационных технологий.

Однако решение задачи «в лоб» может встретить серьезные проблемы. Пример дает опыт Института международного права и экономики им. A.C. Грибоедова, занимающего ведущее место среди частных вузов, где неоднократные попытки создания собственно дистанционного обучения заканчивались провалом, хотя проводятся дни открытых дверей, олимпиады и выпускаются методические пособия на сайте в Интернете [4].

Рассмотрим ситуацию на региональном уровне. В Вологодской области в 15 из 28 районов созданы ресурсные центры, в которых устанавливается приемо-передающее оборудование. Наряду с пятью учебными центрами СГА открыты два представительства Ярославского филиала Межвузовского центра дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики и Международного университета бизнеса и новых технологий (МЭСИ-МУБиНТ), практикующих как очное, так и заочное обучение с применением дистанционных технологий, а также ряд филиалов и представительств других российских образовательных учреждений.

В областном центре, на базе Вологодского государственного технического университета, действует Региональный центр дистанционного обучения (РЦДО), созданный Федерацией Интернет-образования в рамках Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2000 - 2005 гг.». Работы по созданию таких центров ведутся по заказу Министерства образования Российской Федерации. Основная функция РЦДО - это повышение квалификации школьных педагогов в области информационных технологий как в очном режиме, так и с дистанционной поддержкой.

Таким образом, примеры региональной экспансии характеризуют высокий научно-образовательный потенциал внешних объединений, которые в стратегической перспективе могут составить серьезную конкуренцию в сфере предоставления образовательных услуг на местах. Отсюда следует вывод о том, что региональному научному центру необходим поиск инновационного подхода к развитию научно-образовательной деятельности, обеспечивающему конкурентоспособность результатов научных исследований и оказываемых образовательных услуг. В то же время имеющие место примеры неудачных попыток создания дистанционного обучения обязывают к применению системного подхода при информатизации образования в специфических условиях регионального научного центра.

Рассмотрим адаптационные возможности научного, научно-технического и научно-образовательного потенциалов ВНКЦ и исследуем направления инновационного развития. Сегодня ВНКЦ (www.vscc.ac.ru) - это:

•пять отделов (из них 3 научно-исследовательских) и десять лабораторий;

• библиотека (фонд - свыше 9000 ед. хранения);

• здания, оборудованные современной техникой;

• Интернет-связь.

ВНКЦ является организатором объединенной телекоммуникационной сети образования, науки и культуры Вологодского региона. Будучи в регионе пионером Интернета, ВНКЦ в рамках грантов РФФИ развивал и совершенствовал техническое оснащение выделенного канала, оптимизировал схему коммуникаций и управление. В настоящее время телекоммуникационная сеть ВНКЦ - это современный узел связи, наглядное представление о котором дает обобщенная схема на рисунке 1.

В Центре трудятся 80 научных сотрудников, из них 8 докторов и 14 кандидатов наук. Здесь открыты аспирантура (по специальностям «Экономика и управление народным хозяйством» - 08.00.05, «Математические и инструментальные методы в экономике» -08.00.13) и докторантура. Научные сотрудники и аспиранты ВНКЦ осуществляют преподавательскую деятельность в Вологодском государственном техническом университете, в филиале Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Вологде, выступают руководителями студенческих курсовых и дипломных проектов. В материалах к 15-летию ВНКЦ [1] отмечено, что «созданная материальная база позволяет существенно расширить спектр научных исследований».

Главной целью деятельности ВНКЦ является научное обеспечение процессов социально-экономических преобразований, происходящих в области, в их взаимосвязи с преобразованиями в Северо-Западном федеральном округе и России в целом. Научные исследова-

Рис. 1. Схема организации узла связи ВНКЦ ЦЭМИ РАН

гтс

ния выполняются по направлениям, утвержденным Постановлением Президиума РАН №233 от 01.07.02003. Сложилось творческое сотрудничество Центра с ведущими институтами Российской академии наук. Отделение общественных наук РАН и Правительство Вологодской области проводят на базе ВНКЦ научно-практические конференции с привлечением широкого круга российских и местных ученых, представителей органов власти и управления,

руководителей социальных учреждений и хозяйствующих субъектов.

Результаты исследований ВНКЦ направляются в институты РАН экономического профиля, региональные и местные органы власти и управления, учебные и медицинские заведения и промышленные предприятия области, отражаются в материалах, публикуемых на сайте Центра. Публикация результатов научных исследований осуществляется редакционно-

издательским отделом ВНКЦ, при этом его маркетологи, используя анкетирование, ведут изучение потребности в научных материалах Центра и оценивают их полезность.

Абстрагируя научный потенциал ВНКЦ, получим модель воспроизводства знаний: уникальные результаты научных исследований по приоритетным направлениям социально-экономических преобразований в Вологодской области, актуальные и для других регионов, и для страны в целом, обсуждаются научным сообществом в основном на конференциях, а востребованность публикуемых материалов и эффективность их использования контролируется через традиционную переписку.

Таким образом, целенаправленная политика руководства Центра при академическом подходе к научной деятельности обеспечила существенное расширение спектра научных исследований, сопровождаемое ростом численности аспирантов и докторантов. В то же время государственная политика в области развития науки и технологий [7] «навязывает» системный инновационный подход к качеству исследований, ориентированный на конечный результат (подчинение локальных оптимумов общесистемному оптимуму), адресность научных разработок и формирование средств целеполагания по этапам осуществления ключевых программ. Следует сказать, что системный подход требует глубокого маркетингового исследования при выборе и продвижении новаций, обоснования и формирования инфраструктуры их технико-технологической проработки по всей цепочке, создания механизмов оценки эффективности проекта и отработки его на технологичность.

Анализируя механизмы поддержки и совершенствования научной деятельности и маркетинговые аспекты управления знаниями в контексте повышения конкурентоспособности организации и личности, находим прорывное инновационное направление развития ВНКЦ в обеспечении легкого дистанционного регламентированного доступа к результатам его исследований и автоматизации формализуемых операций маркетинговой деятельности при интеграции региональной научно-образовательной телекоммуникационной сети ВНКЦ в единое информационное пространство системы Соционет и глобальных вычислительных сетей РАН.

Система Соционет [10] представляет собой механизм виртуальной интеграции существующих в Интернете разнородных информационных ресурсов по общественным наукам, децентрализованных как по их расположению на серверах различных организаций, так и по форме ответственности за их содержание. В систему встроен открытый архив для свободной публикации электронных версий научных материалов. Сервис системы Соционет не только обеспечивает поддержание и актуализацию базы данных описаний ресурсов, но и отвечает за оповещение пользователей о появлении нужных ресурсов (персональный информационный робот). Голо-совательная подсистема Соционет обеспечивает пользователей информационного пространства возможностями общения по схеме «все - со всеми». В целом это порождает эффект единого информационного пространства, все участники которого гарантированно и оперативно узнают о важных для них событиях.

С одной стороны, подобные средства содействуют проявлению актуаль-

ных для его членов проблем, визуализации спектра мнений и более быстрому распространению идей по поводу их решения. С другой стороны, данные технологии помогают выявлению среди членов сообщества групп с близкими интересами в целях объединения усилий для реализации общих целей. Эффективность средств поддержания общения внутри сообщества обеспечивает активизацию обратных связей, влияет на скорость его самоорганизации и развития. В конечном счете от этого выигрывают все его члены.

Оценивая результаты внедрения Соционета в ЦЭМИ РАН, М.Д. Ильменский [2] заключает, что это качественно новое направление развития научных исследований. Соционет и Единая информационная система РАН дополняют друг друга, и их работа в комплексе - это фундамент современной сетевой инфраструктуры для поддержки различных видов научной деятельности. При этом повышается эффективность вертикальных и горизонтальных связей между научными организациями, подразделениями и отдельными учеными. В результате объединения самостоятельно собираемые отдельными системами информационные ресурсы будут сосредоточены в единой базе данных на основе поддержки единой системы идентификации, управления доступом и защиты ресурсов, обмена взаимосвязанными данными, совместного поиска. Кроме этого, в целях повышения удобства пользователей возможна интеграция онлайновых сервисов, например взаимная аутентификация, авторизация, навигация, поиск данных, определение рейтингов и т.п.

Рассмотрим следующее направление инновационного развития. Ученые ВНКЦ участвуют в работе научно-тех-

нических, экономических и экспертных советов при Правительстве Вологодской области и администрации города Вологды. В рамках взаимодействия с промышленными предприятиями проводятся регулярные обсуждения наиболее острых проблем с участием представителей науки, органов власти и хозяйствующих субъектов. С 2004 г. ВНКЦ реализует программы повышения квалификации управленческих кадров машиностроительных предприятий.

Однако здесь следует отметить, что большая часть взаимоиспользуемой документации и информации находится на бумажных носителях или же сосредоточена на индивидуальных компьютерах пользователей. Это создает сложности с организацией общего доступа. Слабая организация управления ведет к неэффективным коммуникациям, замедлению процессов принятия решений и снижению управленческого потенциала. Необходимо масштабируемое решение, которое позволит учесть системные задачи повышения эффективности и результативности работы сотрудников. Интеграция научно-технического потенциала ВНКЦ в органы регионального и местного управления, а также в муниципальное хозяйство открывает простор для инновационного образования. Положительным примером здесь может служить политика по информатизации деятельности органов местного самоуправления и муниципального хозяйства в Нижнем Новгороде [5], которая направлена:

> на создание единого информационного поля как части информационного пространства Нижегородской области и Российской Федерации;

> информатизацию деятельности органов местного самоуправления города;

• 2006

Рис. 2. Схема Научно-образовательного центра в Вологде

> расширение и совершенствование инфраструктуры информатизации;

> содействие местному самоуправлению в становлении муниципальных информационных систем;

> предоставление гражданам муниципальных информационных услуг, обеспечение конституционного права на информацию;

> содействие хозяйствующим субъектам в создании корпоративных информационных систем и в информатизации производственной и коммерческой деятельности;

> поддержку предприятий и организаций, специализирующихся в сфере информационных технологий;

> регулирование деятельности монополистов и формирование конкурентной среды на рынках информационных услуг и услуг связи.

Что касается научно-образовательной деятельности, то Вологодский НКЦ при поддержке со стороны Правительства Вологодской области, администрации города Вологды, Отделения общественных наук и Президиума РАН с 2002 г. ведет работу по созданию в Вологде Научно-образовательного центра (НОЦ) со специализацией в области экономики и информационных технологий [13]. Новая форма объединения учебного (образовательного) и научного потенциалов членов НОЦ отрабатывается для проведения скоординированных действий в образовательной и научной сферах. Структура НОЦ (рис. 2) предусматривает преемственность в подготовке кадров, координацию образовательных программ различных ступеней

обучения, приобщение студентов и школьников к научному поиску.

Обучение в рамках НОЦ ведется в очной форме в филиале Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Вологде (355 студентов), на заочных факультативах, созданных в таких городах области, как Грязовец и Великий Устюг, экономическом школьном факультативе (250 школьников) и в студенческом научном сообществе.

Высококвалифицированные специалисты предприятий и организаций Вологды также участвуют в учебном процессе в качестве руководителей и консультантов по дипломному и курсовому проектированию. С 2005 г. в Научно-образовательном центре проходят семинары для учителей города по актуальным проблемам экономики и социальной политики.

Для обеспечения системного подхода при освоении новых информационных технологий в образовательном процессе с использованием региональной телекоммуникационной сети

может стать полезным опыт создания Ленинградской областной корпоративной образовательной сети [3, 8].

Региональная телекоммуникационная сеть ВНКЦ должна быть развита в структуру, функционально обеспечивающую информационное наполнение, основными задачами которого являются следующие:

1. Обобщение и каталогизация с уществующего в настоящее время в региональной системе образования практического опыта, что предполагает создание электронных библиотек, банков образовательных и информационных ресурсов. Учитывая возможности новых информационных и коммуникационных технологий, необходимо создать среду, в которой любой работник системы образования мог бы получить интересующий его материал, обменяться опытом с коллегами, обсудить наиболее сложные и актуальные вопросы, получить консультации научных работников, методистов и в органах власти. На первом этапе этой работы необходимо создание базы данных о педагогических кадрах, взаимодействующих с НОЦ. Следующий этап -каталогизация и накопление банка образовательных и информационных ресурсов (традиционных учебных материалов, методических разработок, аудио- и видеозаписей, СО-1ЮМов, компьютерных программ, \Л^еЬ-ресур-сов), создание автоматизированной информационно-поисковой системы. И как завершающий этап - обеспечение популяризации и регулируемого доступа к данным электронной библиотеки.

2. Внедрение электронных учебных пособий и использование образовательных ресурсов, созданных в других регионах РФ (предполагается приобретение и распространение электрон-

ных средств обучения, развитие сети медиатек). Данное направление требует своевременной компетентной оценки организационных, экономических и социальных последствий внедряемых новых информационных технологий, так как на рынке мультимедийного программного обеспечения наравне с высококачественной продукцией представлены программные пакеты, использование которых абсолютно недопустимо в учебном процессе. Контроль качества и экспертиза прикладных программных продуктов должны проводиться в обязательном порядке до начала применения их в учебных целях.

С целью экономии средств на закупку программного обеспечения необходимо:

> Сформировать региональную базу данных прикладных программных продуктов, утвержденных областным экспертным советом и содержащихся в районных и школьных медиатеках; обеспечить свободный доступ к ней с помощью региональной научно-образовательной телекоммуникационной сети, созданной ВНКЦ.

> Создать региональную медиатеку сетевых версий программного обеспечения, использование которых возможно в режиме удаленного доступа.

> Возложить на районные центры информационных технологий функции по тиражированию утвержденных областным экспертным советом электронных учебных и методических пособий по прикладному программному обеспечению.

> Разработать комплекс мероприятий по интеграции учебных пособий, созданных с применением новых информационных и коммуникационных технологий, и традиционных средств обучения.

3. Создание условий для самостоятельной разработки преподавателями электронных учебных пособий. Учитывая колоссальную востребованность электронных материалов, особенно ориентированных на учителя общеобразовательной школы, в период реализации данной программы необходимо разработать комплекс следующих мероприятий:

•привлечение различных специалистов (педагогов, программистов, дизайнеров, сценаристов, психологов и др.) к созданию интегрированных конкурентоспособных образовательных ресурсов (от текстовых до мультимедийных); разработка данных материалов должна основываться на новейших технологиях, позволяющих решать педагогические задачи, недоступные при традиционном подходе;

•разработка документации для введения дополнительной номинации «Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в обучении» в областные конкурсы «Школа года», «Училище года»;

•разработка критериев и типовой структуры образовательного \УеЬ-сайта образовательных учреждений всех видов: школ, учреждений дополнительного и начального профессионального образования, вузов.

Таким образом, рассмотрены следующие основные направления инновационного развития научно-образовательной деятельности ВНКЦ:

1. Интеграция региональной научнообразовательной телекоммуникационной сети ВНКЦ в единое информационное пространство на базе системы Соционет и в глобальные вычислительные сети РАН для маркетингового управления знаниями.

2. Интеграция научно-технического и образовательного потенциалов ВНКЦ в политику информатизации

органов регионального и местного управления, муниципального хозяйства.

3. Использование новых информационных технологий в образовательном прощ;ссе НОЦ на базе адаптационного развития региональной научно-образовательной телекоммуникационной сети ВНКЦ.

Абстрагируя технологии реализации предложенных направлений, выделяем общее средство технического оснащения - аппаратно-программный комплекс региональной научнообразовательной телекоммуникационной сети ВНКЦ, который и является точкой роста организации.

Поскольку научно-образовательные интересы ВНКЦ выходят на региональный, государственный и международный уровни, то актуален вопрос о кооперации сети ВНКЦ с внешней инфраструктурой компьютерных телекоммуникаций. Рассматривая внешнюю по отношению к ВНКЦ телекоммуникационную среду, следует сказать, что реализация ряда целевых программ Минобразования и Миннауки РФ, международных проектов (фонд Сороса и др.), региональных проектов и инициативных программ образовательных учреждений обеспечила существенный прогресс в области доступности средств телекоммуникаций и информационных технологий для сферы образования. К инфраструктуре системы образования относятся сети КВЫе^ ИиЫЫе^ FREEnet и другие, с опорными узлами на основе центров новых информационных технологий (ЦНИТ) и университетских узлов Интернет.

В рамках Межведомственной программы «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» созданы национальная магистральная инфраструктура компьютерных телеком-

муникаций RBNet [9], функционирует ряд региональных высокоскоростных сетей передачи данных, в том числе использующих системы взаимного обмена IP-трафиком (Internet Exchange), организованы средства доступа пользователей к сетевым ресурсам.

Федеральная университетская компьютерная сеть RUNNet (Russian University Network) [12], являющаяся опорной сетью в системе образования, обеспечивает связь между всеми основными регионами России. Работа опорной сети строится на базе федеральных узлов, расположенных в крупных научно-образовательных центрах страны. Данная сеть с региональными узлами на базе ЦНИТ (более 100 центров во всех основных регионах) и Интернет-центров (26 центров на базе ведущих университетов) в настоящее время обеспечивает межрегиональный уровень сетевого взаимодействия образовательных учреждений со скоростями обмена данными 128...2048 Кбит/с.

Типовые задачи, решаемые научно-образовательными сетями, рассмотрим на примере научно-образо-вательной сети FREEnet [6]:

•обеспечение эффективного доступа к отечественным и зарубежным сетевым информационным ресурсам;

• обеспечение качественной компьютерной связи между членами научного сообщества;

• расширение доступа к научному и информационному потенциалам Российской академии наук, университетов и вузов России;

•содействие фундаментальным исследованиям;

•содействие созданию и внедрению новейших информационных технологий в учебный процесс;

• компьютерное обеспечение работы территориально распределенных коллективов;

• разработка, апробация и внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Освоение телекоммуникационных технологий - одно из важных направлений развития ВНКЦ. Но телекоммуникационная сеть - это сложная система, и для максимизации синергического эффекта локальные оптимумы ее компонентов должны настраиваться на общесистемный оптимум, что требует системного подхода при разработке проекта развития информационно-коммуникационной системы Центра. Концептуально общесистемный оптимум выразим конкурентоспособным (в рамках региона) решением функциональных задач управления знаниями (КМБ) и управления учебным процессом (ЕМБ). Оценивая возможность достижения инновационного эффекта по данному направлению развития, необходимо иметь в виду, что непременным условием эффективного использования научно-образовательных телекоммуникационных сетей, в том числе и в ВНКЦ, является качественное информационное наполнение, обеспечивающее поддержку процесса обучения, научных исследований и управления.

Итак, в работе исследованы адаптационные возможности регионального научного центра к новой педагогической парадигме, поддержанной дистанционными информационными технологиями. На концептуальном уровне разработан инновационный подход к развитию научно-образова-тельной деятельности. Выбрана точка роста организации - научно-образовательная телекоммуникационная сеть

ВНКЦ. Определены задачи, обеспечивающие ее качественное информационное наполнение для поддержки процесса обучения, научных исследований и управления. Вербализованы составляющие научного, научно-технического и научно-образовательного потенциалов организации, что послужит исходным материалом для идентификации и формализации инновационного объекта при последующих научных исследованиях и в диссертационных работах по специальности 08.00.13 («Математические и инструментальные методы в экономике»).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН: 15 лег: буклет. - Вологда, 2005. -11с.

2. Ильменский■, М.Д. Проблемы формирования единого информационного пространства для экономических исследований / М.4. Ильменский // Использование и развитие современных информационных технологий в научных исследованиях: сб. трудов / под ред. М.Д. Ильменского. -М.: ЦЭМИ РАН, 2003. - С. 6-10.

3. Медиатека. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lokos.net/rcp/2.3.php#top

4. Новости на сайте ИМПЭ: раздел «Персона» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iile.edu/news/1434

5. Об упорядочении работ по информатизации органов местного самоуправления и муниципального хозяйства города Нижнего Новгорода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kodeks.ntci.nnov.ru:4000/noframe/goradm? d&nd=944910337&nh=4

6. Объединение компьютерных сетей FREEnet [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.f-group.ru/index.htm!

7. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу: федеральный закон Пр-576 от 30 марта 2002 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.scrf.gov.ru/Documents/Decree/2002/30-

03.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Проектирование, построение и развитие областной корпоративной образовательной сети [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.lokos.net/rcp/2.2.php

9. Российская Опорная GeibRBNet [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbnet.ru/

10. Система Соционет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://db.socionet.nw.ru/ idea.htrn

11. Учебные центры СГА [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.muh.ru/ uch_ce.htm

12. Федеральная университетская компьютерная сеть России RUNNet [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.runnet.ru/

13. Формирование интегрированной научно-исследовательской структуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vscc.ac.ru/ php/podg/noc/about2.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.