Научная статья на тему 'Выбор приоритетов инновационного развития в ЕС и перспективы использования «Форсайта» в России'

Выбор приоритетов инновационного развития в ЕС и перспективы использования «Форсайта» в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелюбская Наталья Владимировна

В статье анализируется опыт стран Западной Европы в области использования «Форсайта» в процессе выбора приоритетов инновационного развития (методология, принципы, примеры отдельных стран, программы ЕС). Рассматривается возможность применения этого метода в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Foresight methods, principle tools, countries' activities and the EU support to Foresight also as the ways of carrying out a Foresight exercise in Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Выбор приоритетов инновационного развития в ЕС и перспективы использования «Форсайта» в России»

ИННОВАЦИИ № 10 (97), 2006

Выбор приоритетов

инновационного развития в ЕС и перспективы

использования форсайта в России1

Н. В. Шелюбская,

к. э. н., с. н. с. ИМЭМО РАН

В статье анализируется опыт стран Западной Европы в области использования форсайта в процессе выбора приоритетов инновационного развития (методология, принципы, примеры отдельных стран, программы ЕС). Рассматривается возможность применения этого метода в России.

The Foresight methods, principle tools, countries' activities and the EU support to Foresight also as the ways of ! carrying out a Foresight exercise in Russia are considered.

В 2000 г. Европейский Союз взял курс на создание к 2010 г. наиболее конкурентоспособной в мире динамичной экономики, основанной на знаниях. В этой связи приоритетными направлениями деятельности ЕС стали три области: научно-техническая, инновационная и образовательная. В частности, к уже существующей пятилетней Рамочной программе НИОКР планируется добавить новую Рамочную программу по конкурентоспособности и инновациям (2007-2013 гг.), а также Программу интегрированных действий по непрерывному образованию. В развитие этой стратегии предусмотрены кардинальные меры по укреплению научно-технического потенциала — увеличение расходов на НИОКР с текущих 1,9 до 3,0% ВВП (на 2/3 за счет инвестиций частной промышленности и на 1/3 — государственных расходов), а также расширение панъевропейского сотрудничества в рамках европейской Рамочной программы НИОКР2. Основой новой научно-технической политики Брюсселя стало создание европейского научного и инновационного пространства. В 2003 г. Европейская комиссия разработала «дорожную карту» (план конкретных действий по стимулированию инвестиций в НИОКР), предусматривающую изменение приоритетов в инновационной политике стран ЕС [1], цель которых:

► повышение эффективности государственной поддержки исследований и инноваций, обеспечение необходимыми кадровыми ресурсами, усиление исследовательской базы в государственном секторе;

► усиление стимулирующего эффекта государственного финансирования на инвестиции в НИОКР частного бизнеса, улучшение правил

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 06-02-02041а «Перспективы инновационного развития России в глобальном контексте».

2 Конкретный показатель — 3% ВВП, — был принят на Барселонском саммите в марте 2002 г.

государственной помощи бизнесу и государственных контрактов;

► улучшение инновационной среды, в частности охраны интеллектуальной собственности, правил конкуренции, финансовых рынков и налоговых систем.

Особое место в разработке научно-технической и инновационной стратегии государства занимает новая практика определения приоритетов научнотехнического развития с помощью метода форсайт (Foresight). В начале 1990-х годов форсайт начали активно использовать правительства США, Великобритании, Германии, Японии и Австралии. В настоящее время эта методика взята на вооружение более чем в 40 странах — не только в Западной Европе, США и Японии, но в ряде стран Латинской Америки, Китае, практически всеми новыми членами ЕС.

В Великобритании, Германии, Венгрии, Франции, Испании форсайт пропагандирует правительство, в Швеции, Италии и Португалии его инициатором явились деловые круги [2]. Наиболее широкое распространение этот метод получил в Великобритании, опыт которой в настоящее время используют многие страны [3].

Причины распространения нового метода:

► новые условия экономического развития (глобализация экономики и сферы науки, растущая конкуренция на рынках новых высоких технологий, ограниченность государственных бюджетов, переход к модели устойчивого развития, построение «общества знаний» и т. д.);

► специфические факторы (разочарование общества и политиков в футурологической деятельности, особенно после непредвиденного нефтяного «шока» 1973 г., растущее несоответствие между скоростью научно-технических изменений и способностью использовать релевантные политические и управленческие меры и т. д.).

На переломном этапе экономического развития в последней трети прошлого века потребовались но-

вые подходы, предусматривающие рассмотрение не только научно-технических, но и социально-экономических и экологических факторов. Новые вызовы XXI века (проблемы старения населения, энергообеспечения, безопасности, экологии, появление новых направлений междисциплинарных исследований, и т. д.) обусловили повышенный интерес к новому методу определения перспективных направлений инновационного развития.

Методология форсайта

В настоящее время отсутствует единая модель форсайта, каждая страна «приспосабливает» этот метод к своим собственным условиям и целям. Поскольку в форсайте наибольшее значение имеет процесс, а не конечный результат, то пока отсутствуют четкие показатели его эффективности. Каждая страна адаптирует этот подход к своим условиям с учетом национальных интересов, используя различные методики прогнозирования будущего. (Метод Дель-фи, анализ литературы, сценарии, «мозговые атаки», SWOT-анализ3, альтернативные варианты будущего, международные сопоставления и т. д.) Форсайт представляет собой процесс общенационального отбора новых направлений, в ходе которого достигается консенсус мнений различных субъектов национальной инновационной системы и устанавливаются связи между ее элементами. Поэтому наибольшее распространение этот метод получил в странах с развитой культурой кооперации, сотрудничества внутри национальной инновационной системы, развитие которой поддерживает правительство.

Под форсайтом понимается процесс систематического определения новых стратегических научных направлений и технологических достижений, которые в долгосрочной перспективе смогут оказать серьезное воздействие на экономическое и социальное развитие страны [4].

Таким образом, новый механизм содержит четыре ключевых элемента:

1. Форсайт является процессом и процессом систематическим.

2. Центральное место в этом процессе занимают научно-технические направления (а не конкретные технологии).

3. Временной горизонт должен превышать горизонт делового планирования.

4. Приоритеты рассматриваются с точки зрения их влияния на социально-экономическое развитие страны.

Суть нового подхода в том, что государство с помощью компаний определяет:

► перспективные технологии и рынки на ближайшие 10-20 лет;

► направления сотрудничества бизнеса и государства в деле создания конкурентоспособных инноваций;

3 SWOT-анализ - это техника организации разнообразной информации в терминах возможностей и опасности внешней среды, а также сильных и слабых сторон внутренней среды (S - strength — сила, W - weakness — слабость, O - opportunity — возможность, T - threats — опасность).

► мероприятия, которые позволят использовать новые возможности в целях повышения качества жизни, ускорения экономического роста и сохранения международной конкурентоспособности страны.

Форсайт позволяет собрать необходимую для принятия решений информацию о состоянии и направлениях финансируемых государством НИОКР; создать новую культуру взаимодействия между учеными и бизнесом; определить ресурсы, необходимые для достижения поставленных задач. Отличительная особенность нового подхода — определение не конкретных технологий, а направлений развития, многовариантность сценариев, непрерывность этапов программы форсайта по времени. Таким образом, форсайт — это не только попытка определить векторы будущего развития, но и способ нахождения путей достижения этого будущего.

Одним из главных условий успешного использования этого метода является готовность общества (административного аппарата, руководителей компаний, отдельных специалистов, общественности) совместно оценить долгосрочные перспективы развития страны, отвлекаясь от краткосрочных конъюнктурных моментов.

Использование этого метода требует значительных ресурсов, поскольку в процесс открытого обсуждения и консультаций вовлекаются широкие слои научной, деловой общественности, центральной и региональной администрации. Финансирование конкретных проектов осуществляется в зависимости от того, кто является инициатором программы, из бюджетных и внебюджетных источников, включая средства частной промышленности, региональных администраций, ЕС. Форсайт может проводиться на национальном, региональном уровнях и корпорациями. В Великобритании был проведен форсайт для малого и среднего бизнеса, а также «молодежный форсайт», направленный на привлечение молодежи к научно-техническому творчеству. Если в Западной Европе распространен форсайт на национальном и региональном уровнях, то в США — больше на уровне корпораций.

Несмотря на национальные различия в подходах к форсайту, можно выделить несколько основных принципов этого нового метода. Форсайт может преследовать следующие цели:

► оценка развития конкретного научно-технического направления (предусматривает разработку «технологической карты»),

► оценка перспектив сферы науки и технологий (распределение ресурсов на проекты НИОКР),

► оценка перспектив научно-технического развития в социально-экономическом контексте (принятие стратегических решений на макроуровне). Например, технологический форсайт проводился в Японии, Франции, Германии (первый этап), Великобритании (первый этап), а «наука и технологии в социально-экономическом контексте» — в Великобритании (второй этап), Венгрии.

Для управления и реализации программы создаются управляющий (головной) комитет, экспертный

ИННОВАЦИИ № 10 (97), 2006

ИННОВАЦИИ № 10 (97), 2006

комитет, рабочие подгруппы, а также структуры, занимающиеся распространением результатов. Секции экспертного комитета могут формироваться как по межотраслевому, так и по междисциплинарному принципу, в его состав входят представители научного сообщества, деловых кругов, правительственной администрации. Методология включает следующие основные этапы: «диагноз», «сценарий» и SWOT. В случае технологического форсайта отбор перспективных направлений, как правило, проводится с использованием метода Дельфи и не предусматривает разработку альтернативных сценариев. Комитет экспертов готовит рекомендации, которые затем обобщаются головным комитетом и используются правительством и/или бизнес-сообществом. Основная проблема реализации рекомендаций, с которой сталкиваются правительства, состоит в том, что рекомендации носят «горизонтальный» характер, а правительственные ведомства в основном сформированы по отраслевому принципу.

Форсайт обычно сопровождается массовой информационной программой, большим количеством конференций, семинаров, презентаций, интернет-форумом, в ходе которых решаются три задачи — создание сетей по обмену информацией, широкое обсуждение инновационной политики и изменение отношения общества к инновациям.

Британский опыт форсайта

В Великобритании были проведены три программы «Форсайт», организованные правительством. Программа «Форсайт 1» (1994-1999 гг.) учитывала только технологические и рыночные перспективы, «Форсайт 2» (1999-2002 гг.) и «Форсайт 3» (20022004 гг.) характеризуются интеграцией технологических, рыночных и социальных проблем, а также привлечением широкого круга участников [5]. Возглавляет программу правительственный комитет, в который входят представители 17 министерств и ведомств. Основной механизм реализации — программа стимулирования кооперации ЛИНК.

Первая программа была построена по дисциплинарному принципу — было сформировано 16 тематических комиссий, в состав которых вошли эксперты из промышленности, университетов и госсектора. Практически все комиссии возглавлялись представителями крупных компаний.

В первой программе на основе результатов метода Дельфи (опрос был проведен среди 7 тыс. специалистов) была составлена матрица 27 приоритетных направлений, разбитых на элементы, представляющие рыночные возможности для Великобритании и научные и промышленные возможности для их достижения. Впоследствии метод Дельфи больше не использовался.

Во второй программе «Форсайт» наряду с ранее установленными целями — повышение конкурентоспособности и улучшение качества жизни — была добавлена еще одна цель — достижение устойчивого развития. Был расширен состав участников и усилен междисциплинарный подход (созданы три новые те-

Таблица

Этапы программы «Форсайт» в Великобритании

199/1-1999 гг. 1999-2002 гг. 2002-2004 гг.

Организа- ционная структура 16 отраслевых комиссий 11 отраслевых комиссий, 3 тематические группы, 65 рабочих групп І Іспрсрьівная программа, каждая стадия которой представлена несколькими проектами

Участники про ['рам мы Управление по науке и технологии министерства торговли и промышленности, исследовательские советы Управление но науке и технологии; министерства торговли и промышленности, здравоохранения, внутренних дел, образования и занятости; региональные администрации; профессиональные, торговые и общественные организации; исследовательскис советы Те же, что и на втором этапе

Методы отбора приоритетов Метод Дельфи, сценарии, консультации Сценарии, консультации, «мозговые штурмы» Те же, что и на втором этапе

Число вовлеченных специалистов 10 тыс. 5 тыс.

Количество семинаров 600 160, включая 52 региональных

матические комиссии — по проблемам старения населения, предупреждения преступлений, обрабатывающей промышленности, а 15 отраслевых комиссий объединены в 11).

В 2002 г. после всесторонней оценки результатов предыдущего периода начался новый этап, одна из главных задач которого — ускорение программы, более быстрое реагирование на новые вызовы и возможности. Вместо 11 тематических групп, охватывающих широкие сектора и действующих более пяти лет, сформирована «подвижная» программа, каждый этап которой состоит из максимум четырех подпрограмм продолжительностью от 9 до 18 месяцев. Проекты должны подходить под две важнейшие категории:

1) наиболее актуальные проблемы социально-экономического развития, для которых наука может предложить возможные решения,

2) наиболее перспективные области науки.

В апреле 2002 г. были начаты два пилотных проекта — «Защита прибрежной зоны от наводнений» и «Когнитивные системы». В списке перспективных тем: интеллектуальные системы инфраструктуры; идентификация инфекционных заболеваний; кибернадежность и предупреждение преступлений; спектральный электромагнетизм.

Каждая программа представляет собой три взаимосвязанных этапа — анализ, распространение информации и применение результатов, подготовка к следующей программе. В результате определяются государственные приоритеты в научно-технических программах, подготовке кадров, методах государ-

ственного регулирования. Бюджетные приоритеты формируются на основе пятилетних планов, а с 1990-х годов — с учетом долгосрочных прогнозных (на 15-30 лет) приоритетов форсайта (см. табл.) и сценариев.

Форсайт во Франции

Технологический форсайт во Франции (19992000 гг.) был разбит на четыре этапа. На первом этапе было отобрано 600 технологий, имеющих потенциальное значение для будущего. Из них на основании критериев «привлекательности» для ЕС (запросы экономики и промышленности на технологию, охрана окружающей среды, социальные нужды, национальная и европейская безопасность, развитие технологии) было отобрано 200 позиций. Из этих 200 позиций с учетом критериев конкурентоспособности Франции и других европейских стран (научнотехнические, промышленные и рыночные позиции) было отобрано 120 ключевых технологий. На последнем этапе из них осталось 100 позиций.

Форсайт в Германии

В отличие от Великобритании в Германии было проведено два раунда Дельфи — в 1993 и 1998 гг., результаты которых были использованы в формировании государственной научно-технической политики. Инициатором их было федеральное Министерство по образованию, науке, исследованиям и технологии, проводил Институт систем и инновационных исследований Фраунхофер в Карлсруэ. По аналогии с японским и немецким Дельфи 1993 г. вопросник 1998 г. был построен по «технологическому» принципу и касался только развития основных направлений науки и технологий. В ходе раунда 1998 г. было задействовано около 2 тыс. экспертов, которые выносили суждение по свыше 1 тыс. перспективных проектов («видений»), которые предложили свыше 100 экспертов из промышленности, университетов, исследовательских учреждений. Дельфи 1998 г. включал 12 направлений (информация и телекоммуникации; услуги и потребление; управление и производство; химия и материалы; здравоохранение; сельское хозяйство и питание; окружающая среда; энергетика и ресурсы; строительство; мобильность и транспорт; космос; эксперименты «большой» науки).

Общая цель этих обследований — не предсказание будущего, а подготовка возможных сценариев и сбор информации для принятия решений, а также подготовка научной базы для общенациональной дискуссии по вопросам формирования будущего страны.

В июле 2001 г. в Германии была начат новый этап форсайта, получивший название РИТиК Так же, как и в Великобритании, это процесс выработки долгосрочного видения будущего, включающий большое число организаций и частных лиц. Федеральное Министерство образования и исследований опубликовало в 2002 г. основные стратегические направления развития НИОКР в государственном секторе, имеющие наибольшее социально-экономическое зна-

чение для страны (разработанные на основе метода форсайт). Это нейронаука, обучение в течение жизни, превентивная медицина, цифровые сети [6].

Программа технологического форсайта в Швеции

В 1997 г. в Швеции был начат национальный проект «Технологический форсайт». Его цель — вовлечение как можно большего круга участников в обсуждение наиболее эффективных путей стимулирования долгосрочного взаимодействия между технологическими, экономическими, институциональными и социальными процессами, а также оказание помощи в долгосрочном планировании компаниям и организациям.

В отличие от других стран этот проект был инициирован не правительством, а деловыми и научными кругами. Его организовали Шведская королевская академия инженерных наук (The Royal Swedish Academy of Engineering Sciences — IVA), Национальный совет промышленного и технического развития (The Swedish National Board for Industrial and Technical Development — NUTEK), Фонд стратегических исследований (The Swedish Foundation for Strategic Research) и Федерация промышленности (The Federation of Swedish Industries). Проект был реализован при поддержке правительства, государственных агентств и других заинтересованных сторон. Общее финансирование составило 4 млн шведских крон.

В 1999 г. было создано 8 экспертных комитетов, в работе которых участвовало 130 экспертов из промышленности, научного сообщества и государственного сектора, по следующим направлениям: здравоохранение и медицина; биологические природные ресурсы; общественная инфраструктура; производственные системы; информационные и коммуникационные системы; материалы и материальные потоки; услуги; образование.

Комитетам были поставлены жесткие временные рамки — один год, они должны были учесть опыт других стран. Кроме этого, в основу их работы были положены четыре сценария будущего, разработанные с помощью консультантов Шведского агентства по военным исследованиям. Результаты их деятельности были представлены на финальной конференции в присутствии премьер-министра страны в марте 2000 г. В течение последующих двух лет информация открыто и широко обсуждалась на большом количестве встреч и региональных конференций по всей стране. Рекомендации и приоритеты данного этапа форсайта были практически полностью включены в правительственную научно-техническую стратегию (Билль парламенту в 2000 г.).

Форсайт также получил широкую поддержку со стороны частного бизнеса. В 2000 г. компания «Эриксон» начала свой проект по форсайту, в 2001 г. 18 компаний и организаций спонсировали проведение регионального форсайта в западной Швеции.

В 2003 г. итоги форсайта 1999 г. были признаны успешными и решено начать следующий, второй этап данной программы. Цели ее остаются прежни-

ИННОВАЦИИ № 10 (97), 2006

ИННОВАЦИИ № 10 (97), 2006

ми, предусматривается также расширить ареал ее действия и распространить эту практику на региональный уровень, промышленные секторы, направления НИОКР, корпорации, прочие организации. Прямым свидетельством роста внимания к форсайту может служить расширение круга спонсоров нового этапа программы. В их числе: Королевская академия инженерных наук, Фонд знаний, Конфедерация профсоюзов, Конфедерация предпринимателей, Шведский исследовательский совет, Агентство инновационных систем [7].

Программа технологического форсайта в Венгрии

В Венгрии программа форсайт была начата в 1997 г. с целью разработки рекомендаций для улучшения конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе и повышения качества жизни населения. Программа строилась с учетом опыта Великобритании и Германии, профинансирована правительством, однако правительство не вмешивалось в формулирование задач и работу экспертных групп.

Было сформировано семь экспертных комитетов численностью 20-25 человек (в состав комитетов входили ведущие промышленники, ученые и представители правительства) по следующим междисциплинарным проблемам: человеческие ресурсы (образование и занятость); здравоохранение; информационные технологии, телекоммуникации, медиа; природная и искусственная среда; производственные и деловые процессы; агробизнес и продукты питания; транспорт.

Работа экспертных комитетов (регулярные встречи, семинары, исследования, сценарии, рекомендации, окончательный отчет) была дополнена опросом Дельфи, проведенным в 1999 г. (было разослано 1400 вопросников по 60-80 позициям). В отличие от «технологической» направленности опросов Дельфи, проведенных в других странах, в частности в Японии, Германии и Великобритании, венгерский Дельфи включал в себя и вопросы нетехнологического характера (человеческие ресурсы, регулирование, политика и т. д.). Кроме этого, экспертам предлагалось определить не только социально-экономические, но и экологические последствия технологических и институциональных изменений.

Особенностью программы явилось то, что в ней было исключено всякое прямое участие правительственных чиновников, ранее отвечавших за научнотехническую политику страны. В целом венгерская программа явилась аналогом первой английской программы «Форсайта», но с добавлением макросценариев. В программе приняли участие свыше 200 ведущих экспертов страны, несколько сотен представителей бизнеса, ученых и администрации, проведено более 200 региональных рабочих совещаний. Окончательный отчет состоял из трех разделов: критическая оценка текущей ситуации на основе SWOT-анализа, альтернативные варианты будущего, рекомендации.

Результаты программы, включая рекомендации экспертных комитетов, рассматривались парламентом страны при участии министерств, ответственных

за разработку стратегических планов инновационного развития страны, и других государственных ведомств. Впервые на национальном уровне был использован мультидисциплинарный подход к формированию стратегии развития страны. Вместе с тем, в ходе программы «Форсайт» в Венгрии выявились две основные проблемы. Во-первых, практика показала, что экспертам трудно перейти от традиционной практики прогнозирования, при которой разрабатывается один научно обоснованный прогноз, к многовариантному рассмотрению будущего. Во-вторых, форсайт требует мультисекторного подхода в государственной политике, а правительственный аппарат в Венгрии, как и в большинстве постсоциалистических стран, построен на основе вертикально-отраслевого принципа [8].

Программы ЕС по стимулированию форсайта

ЕС в рамках четвертой рамочной программы НИОКР ЕС профинансировал ряд исследовательских проектов и программ в рамках целевой социально-экономической программы НИОКР (The Targeted Socio-Economic Research Programme — TSER), направленных на распространение практики этого механизма. В пятой Рамочной программе исследования в этой области были расширены. В частности, в рамках горизонтальной программы «Повышение эффективности исследовательского кадрового потенциала и социально-экономической базы знаний» («Improving the Human Research Potential and the Socio-Economic Knowledge Base» — IHP) через специальную подпрограмму «Стратегический анализ специальных политических проблем» («Strategic Analysis of Specific Political Issues» — STRATA) был профинансирован ряд проектов, направленных на дальнейшее развитие методологии форсайта, расширение акцента с технологии на социальные проблемы, стимулирование обмена опытом между разработчиками этого метода и его пользователями, а также содействие дальнейшему использованию этого метода. В рамках STRATA была создана группа экспертов в целях использования практики форсайта для регионального развития, укрепления европейского сотрудничества в использовании этого метода, включения стран-кандидатов в процессы европейской интеграции.

В шестой Рамочной программе НИОКР форсайт включен в большое количество инструментов, в частности «интегрированные проекты» (Integrated Projects) и «сети превосходства» (Networks of Excellence), а также является элементом разработки общей политики. В седьмой Рамочной программе НИОКР (2007-2013 гг.) форсайт — составная часть программы «Социальные и гуманитарные науки». В настоящее время в рамках ЕС проводится постоянный мониторинг практики форсайта как в странах — членах ЕС, так и в третьих странах. На основе анализа приоритетов форсайта в отдельных странах был составлен список из 21 наиболее значимого для стран ЕС научно-технического направления (21 «Emerging S&T Issues 2005») [9]. По степени

важности первые пять мест заняли следующие проблемы:

1. Урбанизация, инфраструктура, развитие сельскохозяйственных регионов.

2. Изменение системы здравоохранения.

3. Энергетика.

4. «Когнитивные» науки (или нейронауки)4 и «умные» системы.

Проблемы развития когнитивных систем и робототехники были представлены в последних проектах форсайта в Германии, Великобритании, Дании. (Это направление активно изучается также в США и Японии.)

Интересен опыт ЕС в области проведения регионального форсайта. В ходе реализации шестой Рамочной программы НИОКР (2002-2006 гг.) головная группа экспертов совместно с региональными представителями разработала пять региональных планов долгосрочного развития. Несмотря на различные цели этих планов, обусловленные спецификой регионов, они имели следующие общие черты: временной горизонт до 20 лет, желание региональных разработчиков практически использовать результаты и заинтересованность всех участников проекта. Основная цель экспертной группы состояла в стимулировании использования форсайта. В настоящее время опытные регионы намерены продолжать эту практику, несмотря на окончание проекта. Эту практику взяли на вооружение и другие регионы. Пять рабочих групп разработали следующие пять проектов: AGRIBLUE, FOR-RIS, TECHTRANCE, TRANSVISION, UPGRADE [10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

AGRIBLUE показывает, какую роль играет форсайт для развития отсталых районов, сталкивающихся с проблемой потери конкурентоспособности и миграции, в основном, это касается сельскохозяйственных районов, получающих помощь по линии сельскохозяйственной политики ЕС. Проект был разработан для двух районов в Ирландии и Германии FOR-RIS — использование форсайта для стимулирования инновационного развития и выхода на международную арену (южная Австрия и юго-запад Болгарии).

TECHTRANCE — для районов с высокоразвитой научно-технической базой и региональной инновационной системой. Основной упор был сделан на решение проблем трансфера в общем и трансграничного трансфера в частности. Проект носил теоретический характер и не включал конкретные регионы.

TRANSVISION — предусматривает объединение приграничных районов в целях создания крупного региона с критической массой. В частности, один из двух подпроектов включал так называемый южноевропейский треугольник — южную Венгрию, Сербскую Воеводину и западный регион Румынии.

UPGRADE — для регионов, нуждающихся в реструктуризации экономики и перехода к инновацион-

4 Междисциплинарные исследования по широкому кругу проблем, связанных с умственной деятельностью. По оценкам экспертов ЕС, нейронауки являются основным вызовом и направлением развития фундаментальной науки в XXI веке.

ному пути развития, к экономике, основанной на знаниях.

Региональный форсайт имеет четыре этапа:

1) детальное изучение текущей долгосрочной динамики региона,

2) детальное исследование возможных направлений развития региона и определение основных вызовов,

3) определение желательных перспектив развития,

4) разработка общей стратегии по достижению этих целей.

Сам процесс регионального форсайта может быть организован как «сверху», так и «снизу». В первом случае группа экспертов независимо от региональных представителей разрабатывает сценарии будущего развития, определяет возможные вызовы и представляет альтернативные варианты региональным политическим лидерам, которые уже в свою очередь принимают решения. Таким способом разрабатывались сценарии «Каталония 2010», несмотря на то, что было проведено более ста публичных обсуждений предложенных вариантов развития. Подход «снизу» предполагает широкое участие различных заинтересованных лиц в процессе разработки сценариев возможного и желательного развития. Так был осуществлен проект «Валлония 2020». Одни регионы организуют этот процесс на основе собственного или национального финансирования, другие формируют консорциумы для получения средств по линии ЕС.

Возможности использования метода форсайта в России

Опыт стран Западной, Центральной и Восточной Европы показывает, что не существует универсальной методики форсайта, она не является статичной процедурой, а находится в постоянном развитии. Поскольку в форсайте наибольшее значение имеет процесс, а не конечный результат, то пока отсутствуют четкие показатели его эффективности. Каждая страна адаптирует этот подход к своим условиям с учетом национальных интересов, используя различные методики прогнозирования будущего (метод Дельфи, сценарии, «мозговые атаки», международные сопоставления и т. д.). Наибольшее распространение этот метод получил в странах с высокой культурой кооперации, развитие которой поддерживает правительство, в странах с высоким качеством государственного управления и с сформированной инновационной системой.

Приоритеты форсайта являются ориентирами и «маяками» для всего общества, показывают наиболее актуальные научно-технические и социально-экономические перспективные проблемы. Поэтому приоритеты форсайта не являются жесткими критериями бюджетного финансирования научной и инновационной деятельности, а структура государственного финансирования НИОКР лишь частично совпадает с приоритетами форсайта.

Для России этот метод может быть использован для разработки приоритетов государственного фи-

ИННОВАЦИИ № 10 (97), 2006

ИННОВАЦИИ № 10 (97), 2006

нансирования новых направлений НИОКР, в качестве механизма определения необходимых институциональных изменений в сфере НИОКР и формирования национальной инновационной системы. Большое значение использования этого подхода могло бы сыграть в деле укрепления контактов государственного сектора, частного бизнеса и общества в целом, в развитии культуры сотрудничества в выработке принципиальных решений о путях инновационного развития страны. В настоящее время в России предпринимаются попытки использования методики форсайта для выработки политики в области информационных технологий, нанотехнологий, развиваются отдельные проекты на региональном уровне.

Вместе с тем, для успешного использования этого подхода в деле повышения эффективности государственной научно-технической политики должны быть четко сформулированы цели и задачи форсайта, определены финансовые и кадровые ресурсы, которые можно задействовать как в государственном секторе, так и в национальном масштабе. Необходимо также принимать во внимание организационную и информационную составляющую форсайта.

Одним из главных условий успешного использования этого метода является готовность общества (административного аппарата, руководителей компаний, отдельных специалистов, общественности) думать о долгосрочных перспективах развития своей страны, а не о краткосрочных конъюнктурных моментах.

При использовании в России опыта ведущих европейских стран в области форсайта необходимо принимать во внимание ряд противодействующих факторов, в частности недостаточную «связку» прави-

тельство-бизнес-общество, низкую эффективность государственного аппарата и, прежде всего, слабую межведомственную и внутриведомственную координацию. Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее результативным путем применения этого метода в России может быть проведение не национального форсайта, а отдельных узкоотраслевых и локальных проектов, которые бы позволили отработать методики, подготовить специалистов, создать сеть экспертов, рассчитать необходимые материально-кадровые ресурсы и т. д. После обобщения и анализа накопленного опыта этих проектов можно было бы перейти к более широкомасштабным программам.

Литература

1. «Investing in research: 3 per cent of GDP». http://www.cordis.1u

2. A Trans-National Analysis of Results and Implications of Industrially-oriented Technology Foresight Studies (France, Spain, Italy & Portugal). A joint JRC/IPTS-ESTO Study. EC Joint Research Centre, February 2002, p. 6.

3. Н. В. Шелюбская. Глава 7. «Великобритания» в «Инновационные приоритеты государства». / Отв. ред. А. А. Дынкин, Н. И. Иванова. М.: Наука, 2005, с. 147-159.

4. Ben R. Martin. Technology foresight in a rapidly globalizing economy. International Practice in Technology Foresight, UNIDO, Vienna, 2002, p. 14.

5. Н. Шелюбская. Форсайт — новый механизм определения приоритетов государственной научно-технической политики. Проблемы теории и практики управления. 2004, № 2, с. 61.

6. Outlook on Science Policy. 2002, v. 24, № 9, p. 99, 1998, v. 20, № 4, p. 38.

7. Lennart Lubeck. Technology Foresight in Sweden. Seminar on Technology Foresight, 3-4 March 2003, Vienna.

8. Technology foresight in a rapidly globalizing economy. International Practice in Technology Foresight, UNIDO, Vienna, 2002.

9. EFMN issue analysis report 2005.

10. Foresight and the Transition to Regional Knowledge-based Economies. EC. October 2004. http://ftp.cordis.lu/pub/foresight/ docs/blueprint

ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА

«ИННОВАЦИИ»

Подписка в редакции — это получение журнала сразу после тиража. Подписка на 2007 год (12 номеров) 6000 руб. 00 коп. (Шесть тысяч рублей), в том числе НДС — 545руб. 45 коп.

Название организации ____________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________________

Должность_________________________

Почтовый адрес (адрес доставки).

Просим высылать нам журнал «Инновации» в количестве

Нами уплачена сумма __________________________________

Платежное поручение №____________ от _________________

.экземпляров.

200

Панковские реквизиты редакции:

ОАО «ТРАНСФЕР», ИНН 7813002328, КПП 781301001 р/с 40702810727000001308 в Приморском филиале ОАО «Банк Санкт-Петербург», г. Санкт-Петербург»,

к/с 30101810900000000790, Б И К 04 4 030790

Дата заполнения талона подписки___________________ Подпись___________________

Подписка на год, а также полугодие оформляется с любого месяца.

Заполненный талон подписки мы принимаем по факсу: (812) 234-09-18 Контактное лицо: А. Б. Каминская..

По каталогу «Агентство “РОСПЕЧАТЬ”» ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ-2007 (Москва) подписка принимается на общих основаниях.

Подписной индекс: 38498.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.