Научная статья на тему 'Выбор препаратов для лечения непродуктивного (сухого) кашля у детей'

Выбор препаратов для лечения непродуктивного (сухого) кашля у детей Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
5260
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАШЕЛЬ / ДЕТИ / ДіТИ / COUGH / CHILDREN

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Кривущев Б.И.

Работа посвящена развитию синдрома кашля у детей при различной патологии, показаниям к выбору лекарственных средств при непродуктивном кашле у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Choice of Drugs for the Treatment of Non-productive (Dry) Cough in Children

This article deals with the development of cough syndrome in children with various pathologies, indications and choice of drugs in non-productive cough in children.

Текст научной работы на тему «Выбор препаратов для лечения непродуктивного (сухого) кашля у детей»

ребёнка

На допомогу пед1атру / То Не1р Иле РесНаШап

УДК 616.24-008.41-053.2+615.235 КРИВУЩЕВ Б.И.

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

ВЫБОР ПРЕПАРАТОВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ НЕПРОДУКТИВНОГО

(СУХОГО) КАШЛЯ У ДЕТЕЙ

Резюме. Работа посвящена развитию синдрома кашля у детей при различной патологии, показаниям к выбору лекарственных средств при непродуктивном кашле у детей. Ключевые слова: кашель, дети.

Кашель у ребенка является одной из частых причин обращения к педиатру. По данным Научного общества педиатрической пульмонологии и аллергологии (ФРГ), кашель является ведущим симптомом брон-холегочных заболеваний. Более чем половина амбулаторных пациентов — кашляющие дети, из них до 70 % — дети раннего возраста [1—3].

Кашель—это рефлекторная реакция, обусловленная раздражением преимущественно слизистой оболочки дыхательных путей и сопровождающаяся непроизвольными форсированными дыхательными движениями. Физиологическое значение кашля состоит в очищении дыхательных путей от веществ, попавших в них извне (дым, пыль, различные микроорганизмы, инородные тела и т.п.), или эндогенных компонентов (частички бронхиального эпителия, слизь и др.). В большинстве случаев именно кашель является главенствующим симптомом, на который обращают внимание родители [4]. Нередко кашель — это единственное проявление заболевания. Поэтому нельзя в первую очередь направлять все усилия на устранение кашля как симптома. Важно понять его причину. Анализ вида, характера и продолжительности кашля, результаты клинико-лабораторно-го, рентгеновского исследований, определения функции легких дают возможность установить локализацию и тип процесса, обусловившего кашель, и диагностировать патологию у ребенка.

Кашель сопровождает многие заболевания, причем не только связанные с патологией органов дыхания. Поэтому в каждом отдельном случае необходима точная дифференциальная диагностика, что и определит адекватность терапии. Заболеваний, при которых возникает кашель, множество [5]:

— инфекции (в том числе постинфекционный кашель) верхних или нижних дыхательных путей;

— воспалительный процесс в носоглотке, чаще всего вызывающий кашель непродуктивный, средней

частоты и малой интенсивности. Наиболее часто появляется ночью или утром в виде 2—3 кашлевых толчков, что обусловлено поступлением секрета в глотку. В большинстве случаев такой кашель сопровождается предшественниками в виде першения в глотке, желанием прочистить горло;

— бронхоспазм (при бронхиальной астме, обструк-тивном бронхите, остром и хроническом);

— кашлевой вариант бронхиальной астмы, характеризующийся приступообразностью, непродуктивностью кашля, возникающего при определенных ситуациях и в определенное время;

— бронхогенная опухоль;

— инородные тела (аспирация пищи, молока и т.д.);

— желудочно-кишечный рефлюкс с аспирацией;

— левожелудочковая сердечная недостаточность;

— прием некоторых лекарств (ингибиторы ангио-тензинпревращающего фермента);

— поражение плевры (сухой плеврит);

— психогенный вариант кашля, наблюдаемый чаще у молодых девушек, имеющих психологические проблемы в анамнезе; для него типичен гулкий низкочастотный характер, отличается своей выраженностью, усилением при волнении и сопровождается щекотанием в глотке.

Кашель принято классифицировать по нескольким параметрам. Один из ведущих, с учетом наличия или отсутствия мокроты, — продуктивность кашля:

— продуктивный (влажный) кашель сопровождается обильным выделением мокроты — секрета, вырабатываемого бронхами и трахеей. Вместе с мокротой при кашле выводятся микроорганизмы, токсины и т.д.

© Кривущев Б.И., 2014 © «Здоровье ребенка», 2014 © Заславский А.Ю., 2014

На допомогу пед1атру / To Help the Pediatrician

Во время заболевания часто наблюдается переход сухого кашля во влажный, а также смена характера мокроты — слизистой на гнойную;

— при непродуктивном (сухом) кашле мокрота не выделяется либо выделяется в очень небольших количествах [6].

Следующая важная характеристика кашля — его звучание. Характер звука (громкость, частота, посторонние шумы) кашля зависит от его причины, локализации патологических изменений, вида и количества воспалительного секрета, а также от размеров звукопроводящих (дыхательных) путей, которые с возрастом меняются. Когда кашель возникает вследствие патологического процесса в верхних дыхательных путях, то он звучит более звонко (фарингеальный кашель), поскольку не резонирует грудь, и он отличается этим от глубокого, звучного трахеобронхиального кашля. При крупе отмечается характерный лающий кашель, при сужении трахеи или главных бронхов (трахеаль-ный или бронхиальный стеноз, увеличение лимфатических узлов) — битональный или металлически звучащий кашель, возникающий при резонансе блокированных участков. В этих случаях типичны также хрипы в трахее из-за обильного секрета в области ее стенозированных участков [7—9].

Длительность кашля и его частота дают нам важную информацию о степени тяжести и течении острых и хронических респираторных заболеваний. По течению синдром кашля подразделяется:

— на острый (до 3 недель) — для него характерно постоянство симптоматики (кашель присутствует практически все время). Острый кашель характерен для большинства острых респираторных вирусных инфекций (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция и т.п.), фарингита, острого бронхита, пневмонии. Острый кашель, как правило, носит исключительно защитный характер и помогает очищению дыхательных путей от инфекционных агентов и мокроты;

— хронический (более 8 недель) — обычно непостоянен. Для него характерны периоды обострения и ремиссии, а также фиксация кашля (возникновение кашля в определенное время суток). Приступы хронического кашля связаны с обострением вызвавшего его заболевания или с воздействием каких-либо раздражающих факторов — холодного воздуха, пыли, аллергенов [10].

Кашель при коклюше отличается внезапностью появления, приступообразным характером, нередко сопровождается «репризами», цианозом лица и рвотой. При коклюше процесс локализуется в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. Кашель при этом сильный, изматывающий, приступообразный, нередко сопровождается рвотой (приступы повторяются от 5 до 50 раз в сутки). Схожая с коклюшем симптоматика наблюдается и при паракоклюше, но последний характеризуется более легким течением. Очень похожий кашель, однако без судорожного втягивания воздуха («вздох — реприза») после серии кашля наблюдается также при вирусном гриппе и у детей с муковисцидозом. Поэтому при муковисцидозе, когда

имеется вязкий бронхиальный секрет, обычно отмечается множество стаккатовидных, следующих один за другим кашлевых толчков, характерных для процесса освобождения дыхательных путей. В связи с этим кашель у детей с муковисцидозом также нередко ко-клюшеподобный. Довольно часто коклюшеподобная форма кашля наблюдается у детей с хламидофильной инфекцией, когда имеет место длительный воспалительный процесс в дыхательных путях, активирующий нервные рецепторы [11].

Возникновение кашля начинается с раздражения нервных (кашлевых) рецепторов, находящихся в ротовой полости, придаточных пазухах носа, гортани, голосовых связках, глотке, наружном слуховом проходе, евстахиевой трубе, трахее и ее бифуркации, в местах деления бронхов (бронхиальные шпоры), плевре, перикарде, диафрагме, дистальной части пищевода и желудка. Наиболее чувствительными рефлексогенными зонами являются задняя поверхность надгортанника, передняя межчерпаловидная поверхность гортани, область голосовых связок и подсвязочного пространства, а также бифуркация трахеи и места ответвлений долевых бронхов. Количество рецепторов в бронхах убывает параллельно уменьшению их диаметра. Разветвления сегментарных бронхов малочувствительны к раздражению. При патологических процессах, ограниченных легочной паренхимой, кашель возникает только при попадании мокроты в достаточно крупные бронхи либо при вовлечении в патологический процесс плевры. Наиболее чувствительные рефлексогенные зоны плевры расположены в прикорневых участках и реберно-диафрагмальных синусах. Возникающий при раздражении рефлексогенных зон импульс проходит по афферентному пути в волокнах тройничного, языкоглоточного, верхнего гортанного и блуждающего нервов и достигает кашлевого центра в продолговатом мозге. Рефлекторная дуга замыкается эфферентными волокнами возвратного гортанного, диафрагмального и спинномозговых нервов, идущих к эффекторам — мышцам грудной клетки, диафрагмы и брюшного пресса [12].

Кашель начинается с глубокого вдоха, после которого закрывается голосовая щель и сокращаются дыхательные мышцы. За счет синхронного напряжения дыхательной и вспомогательной мускулатуры при закрытой голосовой щели нарастает внутригрудное давление, сужаются трахея и бронхи. При открытии голосовой щели резкий перепад давления создает в суженных дыхательных путях стремительный поток воздуха (форсированный толчкообразный выдох), увлекающий с собой слизь и инородные частицы.

Выраженный и длительный кашель существенно снижает качество жизни ребенка, его сон, активность. При этом он может приводить к ряду осложнений: слабости, истощению, отсутствию аппетита, позыву к рвоте, возникновению рвоты, головным болям, недержанию мочи и т.д. Но особенно опасны тяжелые осложнения, такие как пневмоторакс, эмфизема, кашлевое синкопе, брадиаритмия; кашель даже может привести к переломам ребер и разрыву мышц.

На допомогу пед1атру / То Не1р Апе Pediаtriciаn

Известны состояния, когда кашель теряет свою физиологическую целесообразность и не только не способствует разрешению патологического процесса в респираторной системе, но и приводит к развитию осложнений [13, 14].

Сухой, нередко мучительный, навязчивый, малопродуктивный кашель, сочетающийся с болью в груди, — одна из ведущих жалоб при остром бронхите, фарингите, трахеите. Обычно сухой непродуктивный или рефлекторный кашель является следствием локального воспаления без образования экссудата или нервного возбуждения. Сухой кашель может не иметь инфекционного характера, а развиваться в результате механического (пыль, инородное тело, курение, хирургическое вмешательство) или немеханического раздражения (волнение, холодное питье, кондиционер, аллергия, побочный эффект некоторых лекарств).

При лечении сухого кашля, а оно отличается от терапии продуктивного, необходимо быть уверенным в отсутствии нарушений дренажных функций бронхо-легочной системы. Продуктивный кашель подавляется лишь в том случае, если он носит навязчивый, изнуряющий характер, мешает ребенку спать.

При сухом, непродуктивном кашле рекомендуются следующие мероприятия [15]:

— поместить ребенка в комфортную окружающую среду: теплое помещение с температурой воздуха 20— 22 °С, с достаточной влажностью. В окружении ребенка не должно быть раздражающих запахов (в том числе запаха табака, химических запахов ), дыма (в том числе сигаретного) и т.п.;

— показан постельный режим;

— можно сделать согревающий компресс на область грудной клетки; после компресса ребенка следует тепло одеть;

— в качестве отвлекающего средства можно использовать горячие ножные ванны, добившись появления эффекта гиперемии ног, опущенных в воду;

— желательно периодически практиковать вдыхание теплого влажного воздуха; с этой целью можно встать в ванной комнате, закрыть дверь, включить душ и вдыхать теплый влажный воздух, наполняющий ванную комнату;

— рекомендуется пить больше теплой жидкости (чай, молоко, негазированные щелочные минеральные воды);

— диета должна включать жидкие каши (традиционная народная медицина рекомендует молочную овсяную кашу), картофельное пюре, приготовленное с добавлением большого количества молока, суррогатный кофе из ячменя с добавлением цикория и горячего молока (лучше топленого); из диеты должны быть исключены пряности и все раздражающие продукты.

Для того чтобы снять приступ сухого, раздражающего кашля, необходимо воздействовать на кашлевой центр, который находится в продолговатом мозге. Сделать это можно с помощью препаратов центрального действия. Противокашлевые препараты центрального действия подавляют кашлевой рефлекс за счет угнета-

ющего воздействия на кашлевой центр продолговатого мозга или связанные с ним высшие нервные центры. Средства центрального действия подразделяются на наркотические (кодеин, этилморфин, морфин) и ненаркотические (глауцин, окселадин, бутамират). В педиатрической практике использовать наркотические противокашлевые препараты центрального действия не рекомендуется.

В настоящее время созданы препараты центрального действия, не влияющие на дыхательный центр и не вызывающие привыкания и лекарственной зависимости. К этой группе препаратов относятся глауцина гидробромид (Глаувент), синекод, пакселадин, тусу-прекс, которые могут использоваться в детском возрасте. К ним же относится комбинированный противо-кашлевой препарат Бронхолитин, в состав которого входят глауцина гидробромид, эфедрин, базиликовое масло и лимонная кислота. Указанные препараты обладают спазмолитическим действием, не угнетают дыхание, не тормозят моторику желудочно-кишечного тракта, не вызывают привыкания, не влияют на качество сна.

В основе механизма действия противокашлевых препаратов периферического действия лежит торможение кашлевого рефлекса за счет снижения чувствительности рецепторов трахеобронхиального дерева. К этой группе препаратов относятся либексин и гелицидин. Они оказывают противокашлевое действие в течение 3—4 ч, а также местноанестезирующее действие на слизистую верхних дыхательных путей.

Противокашлевые препараты противопоказаны при всех патологических состояниях, сопровождающихся отделением мокроты и легочным кровотечением. Показания к их применению — сухой, навязчивый кашель, нарушающий состояние ребенка. У детей раннего возраста необходимость подавления кашля возникает при коклюше и в случаях очень интенсивного продуктивного кашля при излишне обильном и жидком бронхиальном секрете (бронхорея), когда имеется реальная угроза аспирации. В старшем возрасте эти препараты могут быть полезны в случаях кашля, ассоциированного с умеренным бронхоспазмом. При этом они применяются самостоятельно или как дополнение к бронхолитикам и препаратам, подавляющим аллергическое или ирритативное воспаление [16].

Противокашлевые ненаркотические средства центрального действия также показаны при кашле, связанном с раздражением слизистых верхних (надгортанных) отделов дыхательных путей вследствие инфекционного или ирритативного воспаления. В этих случаях эффект от их назначения обычно усиливается при сочетании с препаратами периферического действия с обволакивающим эффектом. Отчасти примером такого комбинированного воздействия может служить Бронхолитин [17].

Бронхолитин, широко используемый в педиатрии более 30 лет, является комбинацией глауцина гидробромида, эфедрина и базиликового масла.

Глауцина гидробромид подавляет кашлевой центр, не приводя, однако, к угнетению дыхания, развитию

На допомогу пед1атру I To Help the Pediatrician

запоров и лекарственной зависимости. Эфедрин, являясь адреномиметиком (стимулирует а- и р-рецепторы, способствует высвобождению адреналина и норадре-налина из депо), обладает спазмолитическим действием на гладкую мускулатуру бронхов, способствуя их расширению, и за счет сосудосуживающего действия устраняет отек слизистой оболочки дыхательных путей. Базиликовое масло оказывает седативное (слабое), противомикробное и спазмолитическое действие. Показания для применения Бронхолити-на — сухой, непродуктивный кашель при бронхитах, трахеобронхитах, бронхиальной астме (в комбинации с ингаляционными кортикостероидами), коклюше. Дозируется:

— детям от 3 до 10 лет — по 5 мл 3 раза в день;

— детям старше 10 лет и взрослым — по 10 мл 3—4 раза в день.

Препарат применяется после еды в течение 5—7 дней.

Но использование Бронхолитина оправданно лишь при отсутствии выраженных изменений слизистой нижних отделов бронхиального дерева, так как входящий в него эфедрин «подсушивает» слизистую бронхов, повышает вязкость бронхиального секрета и усугубляет нарушение мукоцилиарного транспорта, а соответственно, усиливает непродуктивность кашля при наличии бронхита и пневмонии. Кроме того, эфедрин может оказывать возбуждающее действие на центральную нервную систему, нарушая сон ребенка. При необходимости исключения адреномиметиче-ского действия эфедрина или при аллергии на растительные масла с целью подавления кашлевого центра используется препарат глауцина гидробромид (Глау-вент) в дозировках:

— детям старше 4 лет — 10 мг 2—3 раза в сутки;

— взрослым — 40 мг 2—3 раза в сутки.

Препарат применяется после еды в течение 5—7

дней.

Противокашлевые средства, воздействующие на центральные механизмы регуляции кашля, применяют для предотвращения формирования стойкого каш-левого рефлекса. Вследствие этого противокашлевые препараты, угнетающие центральные звенья кашлево-го рефлекса, получили распространение в педиатрической пульмонологии как средства симптоматической терапии.

Таким образом, терапию кашля у детей необходимо проводить в каждом конкретном случае с учетом клинических особенностей течения заболевания, а

программу терапии синдрома кашля требуется строить строго индивидуально с учетом клинических особенностей заболевания, функций мукоцилиарного аппарата и фармакологических свойств используемого противокашлевого средства.

Список литературы

1. Yamaya M., Nishimura H, Nadine L.K. et al. Ambroxol inhibits rhinovirus infection in primary cultures of human tracheal epithelial cells //Arch. Pharm. Res. — 2013 Jul. —16.

2. Волков И.К. Кашель у детей. Причины и лечение// РМЖ. — 2013. — № 25.

3. Paleari D., Rossi G.A, Nicolini G, Olivieri D. Ambroxol: a multi-faceted molecule with additional therapeutic potentials in respiratory disorders ofchildhood //Exp. Opin. Drug. Discov. — 2011. — Vol. 6(11). — P. 1203-1214.

4. Ключников С.О., Зайцева О.В., Османов И.М. и др. Острые респираторные заболевания у детей. Пособие для врачей // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. — 2008(прил. № 3). — С. 1-36.

5. Таточенко В.К. Дифференциальная диагностика кашля у детей и его лечение// Педиатрия. — 2008. — № 8.

6. MoriceA..H, McGarvey L., PavordI. On behalfoftheBritish Thoracic Society Cough Guideline Group Recommendations for the management ofcough in adults //Thorax. — 2006. — Vol. 61. — Р. 1-24.

7. Nauert C, Bentley C, Fiebich B.L. In-vitro-Untersuchungen zur mukolytischen Wirkungeiner fixen Kombination von Thymian undPrimula //Z. Phytotherapie. — 2005(Kongressband). — 26. — S. 31.

8. Grunwald et al. Thyme and Primrose root: A powerful synergism for the therapy ofacute bronchitis//Z. Phytother. — 2006.

9. Graubaum H.-J. Bronchicum Elixir S in the treatment of infants and children up to 12 years of age with cough, bronchial catarrh and/or mucous obstruction of the bronchi due to common cold// Phytopharm & research. — 2005, Feb.

10. Бунятян Н.Д., Утешев Д.Б., Свириденко А.В. Диагностика и лечение кашля в практике врача общей практики // РМЖ.. — 2009. — Т. 18, № 18. — С. 1145-1147.

11. Елкина Т.Н., Пирожкова Н.И., Грибанова О.А., Лихано-ва М.Г. Комплексная терапия острых респираторных заболеваний у детей дошкольного возраста на педиатрическом участке//Леча-щий врач. — 2014. — № 2.

12. Харламова Ф.С. и др. Лечение и профилактика острых респираторных инфекций у часто болеющих детей // Лечащий врач. — 2011. — № 1. — С. 13-20.

13. Селькова Е.П., Лапицкая A..C, Гудова Н.В., Радциг Е.Ю., Ермилова Н.В. Тактика лечения непродуктивного кашля у детей при заболеваниях респираторного тракта вирусной этиологии // Лечащий врач. — 2013. — № 8.

14. Синопальников А.И., Клячкина И.Л. Дифференциальный диагноз. Кашель//ConsiliumMedicum. — 2004. — №6. — С. 720-727.

15. Кузьменко Л.Г. Сухой непродуктивный кашель у детей // Лечащий врач. — 2008. — № 5.

16. Юлиш Е.И., Чернышева О.Е., Глинская Е.В. Дифференцированный подход к лечению кашля у детей // Здоровье ребенка. — 2013. — № 1. — С. 33-39.

17. Юлиш Е.И. Дифференцированный подход к проведению му-колитической терапии при респираторной патологии у детей // Здоровье ребенка. — 2013. — № 8. — С. 127-133.

Получено 01.04.14 ■

Кр'вущев Б.1.

Донецький нацюнальний медичний ун!верситет 1м. М. Горького

ВИБ1Р ПРЕПАРАПВ ДЛЯ ЛкУВАННЯ НЕПРОДУКТИВНОГО (СУХОГО) КАШЛЮ В Д1ТЕЙ

Резюме. Робота присвячена розвитку синдрому кашлю в дггей при рiзнiй патологи, показанням до вибору лжарських засобiв при непродуктивному кашлi в дггей. Ключовi слова: кашель, дни.

Krivuschev B.I.

Donetsk National Medical University named after M. Gorky, Donetsk, Ukraine

THE CHOICE OF DRUGS FOR THE TREATMENT OF NON-PRODUCTIVE (DRY) COUGH IN CHILDREN

Summary. This article deals with the development of cough syndrome in children with various pathologies, indications and choice of drugs in non-productive cough in children. Key words: cough, children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.