Выбор поставщика - важная задача закупочной
логистики
Белова А.А.,
niksar2002@mail. ru
ФГБОУВО Курганская ГСХА им. Т.С. Мальцева (г. Курган, Россия)
УДК 658.5
Аннотация. Цель работы - выбрать поставщика картона для упаковки готовой продукции. Методы и объекты исследования: монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный. Объект исследования: ОАО «Синтез» - одно из крупнейших организаций России по производству лекарственной продукции. Результаты. Организация определяет для себя наиболее значимые критерии в зависимости от специфики своей деятельности. Тщательно выбранный поставщик и подрядчик оказывают значительное влияние на финансовые результаты хозяйствующего субъекта. Преимущество по отсрочке платежей важно для производственной деятельности. Выводы. Снижение кредиторской задолженности за счет отсрочки платежа и условий поставок в нужном размере и в определенные сроки влияет на эффективность деятельности организации.
Ключевые слова: поставщики, логистика, рейтинговая оценка факторов, кредиторская задолженность.
Selecting a supplier is an important task for the purchasing
team logistics
Belova A.A.,
Kurgan State Agricultural Academy by T.S. Maltsev (Kurgan, Russia)
UDC 658.5
Annotation. The goal is to choose a supplier of cardboard for packaging finished products. Methods and objects of study: monographic, economic and statistical, computational and constructive. Object of research: JSC "Sintez" - one of the largest organizations in Russia for the production of medicinal products. Results. the Organization determines the most significant criteria for itself, depending on the specifics of its activities. Carefully selected supplier and contractor have a significant impact on the financial results of the business entity. The advantage of deferred payments is important for production activities. Conclusions. Reducing accounts payable due to deferred payment and delivery terms in the right amount and within a certain time frame affects the effectiveness of the organization.
Keyword: suppliers, logistics, factor rating, accounts payable.
Введение
В настоящее время поставщики и покупатели все больше становятся партнерами по бизнесу и осознают свою ответственность друг перед другом. Совместная работа позволит им добиться снижения затрат и улучшение качества товаров и услуг.
Ф&Р У м
www.forummn.ru
молодежной науки
https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.03
orum Journal
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. В отечественной практике отдельные управленцы недооценивают значение правильного выбора поставщика. Это ведет к тому, что поставщики не всегда четко выполняют свои обязанности. А это в свою очередь влияет на эффективность деятельности организации.
Менеджеры при выборе поставщика, как правило, уделяют внимание таким критериям, как качество товара (услуг), цена, объем, условия доставки и качество обслуживания.
Большое внимание уделяют качеству продукта. Потому что больше всего проблем у покупателей, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.
Решение по выбору поставщика необходимо обосновывать перед руководством организации. При этом может быть:
- выбор поставщика из числа юридических и физических лиц, которые уже были поставщиками организации (или являются ими) и с которыми уже существовали договорные отношения. В этом случае покупатель располагает уже данными о деятельности этих поставщиков (хотя если период между поставками внушительный, это бывает не всегда);
- выбор нового поставщика. Для проверки потенциального поставщика необходимо потратить больше затрат времени и ресурсов.
При выборе нового контрагента первоначально необходимо проанализировать возможные источники информации о поставщиках (включая транзакционные издержки): прайс-листы, интернет-сайты, фирменные каталоги, аукционы, данные официальных органов, ярмарки, переписка с возможными поставщиками, конкуренты потенциального поставщика и т.д.
Существуют методы выбора поставщика: затратно-коэффициентный; доминирующих характеристик; категорий предпочтения; рейтинговая оценка факторов и др.
При использовании любого метода необходимо установить систему критериев выбора поставщиков (например, время доставки, предоставление поставщиком скидок, поставка товаров на основании взаимозачета и др.). Система критериев выбора поставщиков может постоянно меняться (как правило, в условиях нестабильной экономической ситуации).
Для выбора поставщиков в большинстве случаев применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам. При этом системе установленных критериев может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать [3].
Интересна в практической деятельности шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Линдерс Майкл Р., Фирон Харольд Е. [7]. При этом критерии расположены в порядке приоритета: качество продукции; своевременность доставки; цена; обслуживание; повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены; условия платежа; детальная оценка финансов и управления. Указанная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм-производителей продукции при выборе поставщиков материальных ресурсов.
Целью исследования является выбор и оценка поставщика картона. При этом решаются задачи: определение системы критериев; выбор из двух поставщиков с помощью рейтинговой оценки факторов.
Объект исследования: открытое акционерное общество «Синтез». Отрасль - химико-фармацевтическая. Комбинат «Синтез» - одно из крупнейших организаций России по производству лекарственной продукции. Комбинат начал свою историю 15 сентября 1958 года. Организация проектировалась, как производитель субстанций антибиотиков для заводов, выпускающих готовые лекарственные формы. В 1992 году прошло акционирование комбината, который стал называться «Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий «Синтез». Динамично развиваясь, внедряя новые технологии, комбинат наращивает объемы производства, оставаясь надежным партнером на рынке медицинской продукции в России, дальнем и ближнем Зарубежье. Миссией организации является: обеспечение
. _ www.forummn.ru
молодежной науки 19 https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.03
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
потребителя медицинской продукцией, в которой оптимально сбалансированы безопасность и качество.
Целью создания общества является: получение прибыли; наполнение рынка товарами, работами, услугами. Основные виды деятельности общества:
- производство и реализация, оптовая и розничная торговля антибиотиков и препаратов, изделий медицинского назначения и пластмасс, отечественных и импортных лекарственных средств и изделий медицинской техники, картонажно-типографских изделий, товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственной продукции, продукции для растениеводства и животноводства;
- выполнение и реализация проектно-конструкторских, проектно-изыскательных и научно-исследовательских работ;
- капитальное строительство, пусконаладочные работы, техническое обслуживание и ремонт основных фондов;
- подготовка кадров основных профессий (индивидуальное и курсовое обучение) и т.д.
Комбинат оснащен современными установками и линиями, позволяющими выпускать
лекарственные средства высокого качества в широком ассортименте. Медикаменты и медицинская техника производятся в условиях «чистых» помещений на современном оборудовании. Руководство комбината стремится использовать новейшие технологии, постоянно совершенствуя производство.
Основная часть
Для ОАО «Синтез», на взгляд автора, определены такие критерии: качество; цена материального ресурса; условия поставки; условия платежа.
В результате анализа потенциальных поставщиков составляется список конкретных поставщиков, с которыми в дальнейшем проводится работа по установлению договорных отношений. Перечень поставщиков составляется по каждому виду (группе) поставляемых материальных ресурсов.
Для оценки уже известных поставщиков часто используют методику ранжирования, при помощи которой разрабатывается специальная шкала оценок, что позволяет рассчитать рейтинг поставщика.
Для определения приоритетности отдельных критериев, по которым предусматривается выбирать поставщиков, применяют методы экспертных оценок.
В формализованном виде рейтинг R поставщика определяется выражением:
R = £сг хкг (1)
i=i
где п - количество показателей оценки рейтинга поставщика; И - значимость показателя;
а - бальная оценка величины показателя, обеспечиваемая данным поставщиком. Однако ранжирование поставщиков в соответствии с их рейтингами будет вспомогательной информацией для персонала, который принимает решение о выборе поставщиков. ОАО «Синтез» для упаковки своих препаратов закупает картон у ООО «Люкскрафт» г. Шадринск и ООО «Завод ГПТ» г. Тюмень. Основным критериям по закупке картона у поставщиков является: цена, поставки в установленные сроки и условия платежа.
На первое место при выборе поставщика поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная экспертным путем, приведена в таблице 1.
Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков. Затем сравнивают полученные значения и определяют наилучшего поставщика.
Таблица 1 - Расчет рейтинга поставщика
Критерий выбора поставщика Значимость критерия Оценка поставщика по данному критерию по 10 балльной шкале Произведение значимости критерия на единицу
Цена 0,25 8 2,0
Качество товара 0,10 5 0,5
Надежность поставок 0,25 7 1,75
Условия платежа 0,25 9 2,25
Отдаленность поставщика 0,10 7 0,7
Обслуживание (доставка) 0,05 4 0,2
Всего 1.00 - 7,4
В таблице 2 представлены расходы по приобретению картона ОАО «Синтез» у двух разных поставщиков. Транспортные расходы ниже у поставщика ООО «Люкскрафт», но цена и условия оплаты более выгодны для ОАО «Синтез» у поставщика ООО «Завод ГПТ». Показатели свидетельствуют о преимуществах ООО «Завод ГПТ» как поставщика картона. Это повлияет на снижение кредиторской задолженности поставщикам, так как в ее составе в ОАО «Синтез» наибольший удельный вес чаще всего занимают расчеты с поставщиками и подрядчиками.
Таблица 2 - Расходы на приобретение картона
Показатель ООО «Люкскрафт» ООО «Завод ГПТ»
Транспортные расходы по доставке на 1 км, р. 270,00 300,00
Цена за 1 кг, р. 30,80 30,10
Условия платежа оплата по доставке отсрочка платежа
Заключение
Оценка показала преимущество ООО «Завод ГПТ» как поставщика картона. В этом случае будет получено преимущество по отсрочке платежей. Это в свою очередь ведет к снижению кредиторской задолженности поставщикам. Так как в современных условиях важно управлять не только дебиторской [1, 8-10], но и кредиторской задолженностью. В этих условиях организации необходимо также наладить управленческий учет [12, 16], систему бюджетирования [13-15] и контроля [11], более активно использовать информационные технологии [2, 4]. Все это позволит анализировать финансовые результаты и выявлять внутрихозяйственные резервы [5, 6].
Таким образом, применение данной методики по выбору поставщика в обществе сократит кредиторскую задолженность, за счет: снижения цены на материальные ресурсы; отсрочки платежа; условий поставок в нужном размере и в определенные сроки.
Библиографический список
1. Балашова И.А., Никулина С.Н. Управление дебиторской задолженностью // Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе: Материалы II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием
(12 апреля 2018 г.) / под общ. ред. д. с-х. н., проф. Сухановой С.Ф.- Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2018. С. 133-138.
2. Бутюгина А.А., Никулина С.Н., Горбунова Е.Е. Анализ использования информационных технологий в организациях Курганской области // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 5. С. 563-569.
3. Выбор поставщика транспортных услуг [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.galaxylogistics.ru/novosti/vyibor-postavschika.html. (дата обращения: 14.04.2020).
4. Горбунова Е.Е., Бутюгина А.А., Никулина С.Н Понятие оперативного менеджмента и его реализация в программном продукте «1С: Управление нашей фирмой 8» // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 5. С.556-562.
5. Куминова Н.Н., Никулина С.Н Анализ финансовых результатов завода // Взгляд молодых ученых в инновационное развитие АПК России: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Том 1 / Пензенский ГАУ. - Пенза: РИО ПГАУ, 2019. С. 237-240.
6. Литвинова Н.Н., Никулина С.Н Резервы улучшения финансового состояния организации // Стратегические приоритеты обеспечения качества жизни населения в контексте устойчивого социально-экономического развития региона: Материалы II Международной научно-практической конференции 09-10 декабря 2019 г. / отв. ред. В.И. Меньщикова; М-во науки и высшего обр. РФ, ФГБОУ ВО «ТГТУ»; Тамбов: Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2020. С. 211-217.
7. Линдерс Майкл Р., Фирон Харольд Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. М.: Виктория плюс, 2006. 768 с.
8. Малькова Т.Р., Никулина С.Н Управление расчетов с покупателями // Научные основы развития АПК: Сб. науч. тр. По материалам XXI Всерос. (нац.) научн.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием (19 апреля - 10 июня 2019 г.). - Томск-Новосибирск: ИЦ Золотой колос, 2019. С. 371-375.
9. Никулина С.Н., Горбунова Е.Е. Применение скидок при расчетах с покупателями // Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: Сб. IV Всероссийской (национальной) научной конференции (г. Новосибирск, 20 декабря 2019 г.) / Новосиб. гос. аграр. ун-т. - Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2019. С. 570-573.
10. Никулина С.Н. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями в условиях Интернет-торговли // Развитие агропромышленного комплекса в условиях цифровой экономики: сборник научных трудов. - Кинель: РИО СамГАУ, 2019. С. 153-155.
11. Никулина С.Н. Система внутреннего контроля организации // Реальный сектор экономики: проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской (национальной) конференции 28 марта 2019 года. - Орел: ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2019. С. 301-310.
12. Никулина С.Н. Управленческий учет в организациях перерабатывающей отрасли АПК // Вестник Курганской ГСХА. 2015. № 3 (15). С. 5-9.
13. Никулина С.Н. Форматы и методика расчета показателей операционных бюджетов // Научное обозрение: теория и практика. 2019. Том 9. 7 (63). С. 1019-1037.
14. Никулина С.Н. Формирование системы бюджетирования с учетом отраслевых особенностей перерабатывающей сферы АПК // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 4. С. 198206.
15. Никулина С.Н. Применение МСФО в системе бюджетирования // Приоритетные направления регионального развития: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием (6 февраля 2020 года) / под общ. ред. д. с.-х. н., проф. Миколайчика И.Н. - Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2020. С. 226-230.
16. Субботина Л.В., Никулина С.Н., Гривас Н.В. Управленческий учет как элемент информационной системы организации // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 5. С.348-355.