Научная статья на тему 'Выбор подхода к фильтрации информации для системы персонализации интернет-магазина'

Выбор подхода к фильтрации информации для системы персонализации интернет-магазина Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
87
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА / ПОТРЕБНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Царев А. Г.

Царев А.Г. ВЫБОР ПОДХОДА К ФИЛЬТРАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА. Решается вопрос выбора подхода к фильтрации информации для системы персонализации Интернет-магазина на основе исследования однородности потребностей пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Царев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tsarev A.G. ABOUT GATHERING USERS DATA IN THE SYSTEM OF ONLINE SHOP PERSONIFICATION. The question of the choice of the approach to filtering of information for system online shop personification is decided on bas of the research of homogeneity of users needs.

Текст научной работы на тему «Выбор подхода к фильтрации информации для системы персонализации интернет-магазина»

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Qk+1 [QK + rK +1ГК +1 Г

= Qk -QKrK+1 [K+1 Qk rK+1 +1Г1 K+1 Qk , (2)

где Qk = CW1.

Алгоритм (1, 2) позволяет ЛПР накапливать положительный опыт принятия решений путем пошаговой подстройки элементов платежной матрицы. А принятые (в рамках ПАМИ) на основе этой матрицы решения (стратегия p) будут основываться на этом опыте.

Приведенный алгоритм восстановления параметров платежной матрицы позволяет, с одной стороны, накапливать позитивный опыт менеджера склада, отражающий векторный характер эффекта, а с другой - использовать полученную модель для выработки в дальнейшем управляющих воздейс-

твий в рамках КИС предприятия. При этом управления на основе модели будут носить согласованный (с предпочтениями ЛПР) характер.

Библиографический список

1. Питеркин, С.В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем / С.В. Питеркин, И.А. Ола-дов. - М.: Альпина Бизнес- Букс, 2006. - 368 с.

2. Гаврилов, Д.А. Управление производством на базе стандартов MRP II / Д.А. Гаврилов. - СПб.: Питер, 2005. - 416 с.

3. Колесников, С.Н. Стратегия бизнеса / С.Н. Колесников. - М.: Статус-кво, 2000. - 168 с.

4. Оуэн, Г. Теория игр / Г. Оуэн. - М.: Мир, 1971. - 232 с.

5. Вилисов, В.Я. Методы выбора экономических решений / В.Я. Вилисов. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 228 с.

6. Себер, Дж. Линейный регрессионный анализ / Дж. Себер. - М.: Мир, 1980. - 456 с.

ВЫБОР ПОДХОДА К ФИЛЬТРАЦИИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНА

А.Г. ЦАРЕВ, асп. каф. электроники и микропроцессорной техники МГУЛ

Один из первых вопросов, с которым сталкивается разработчик системы персонализации - это выбор подхода к фильтрации информации (ПФИ). Анализ публикаций по рассматриваемой тематике не выявил обоснованного ответа на вопрос: «Какой из подходов целесообразно использовать для персонализации интернет-магазина?». Важность этого вопроса исходит из его очередности: выбор ПФИ является первым этапом при разработке методики персонализации. Однако, несмотря на значимость этого вопроса, авторы оставляют его без должного внимания, а часто и вовсе опускают. Восполнению этого пробела и посвящена работа.

В настоящее время выделяют два основных ПФИ [1, 2, 6]: контентный и совместный. Они преследуют одну и ту же цель: сформировать информационное пространство запрашиваемых пользователями страниц в соответствии с их потребностями, но используют разные исходные данные.

Контентный ПФИ использует характеристики текстового наполнения страниц,

содержащихся в профиле пользователя, для которого осуществляется персонализация данных, то есть для конечного пользователя. Совместный ПФИ использует характеристики страниц, содержащихся в профилях других пользователей, схожих по интересам с конечным, не учитывая их текстового наполнения.

При выборе ПФИ необходимо руководствоваться типом сайта [1] и особенностями его аудитории. Пользователи интернет-магазина могут преследовать различные цели, но в данной работе рассматриваются только те из них, цель которых заключается в удовлетворении потребности в товарах и (или) информации о них. Таких пользователей принято называть целевыми. Потребности целевых пользователей (далее пользователей) можно выявить двумя способами: спросить напрямую, используя опросы и анкеты, или посредством неявных методов сбора данных [1] (в литературе есть косвенное [3] или пассивное наблюдение [4]).

178

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Как показывает практика, большинство пользователей пытается избежать излишнего взаимодействия с интерфейсом интернет-магазина, поэтому прямой опрос выглядит менее предпочтительным. Неявное наблюдение, напротив, не обременяет пользователя вводом какой-либо информации и ведет сбор данных скрытно и незаметно для него. При этом просмотр страницы пользователем свидетельствует о его заинтересованности в информации и сужает область потребности до каких-то характерных особенностей или свойств предоставляемого контента.

Наиболее четкое представление о потребности дает анализ карточек товаров - страниц, основное место которых занимает описание товара. По ним можно восстановить свойства интересующей пользователя продукции.

Исходя из указанных допущений можно сделать следующие выводы о применимости рассматриваемых ПФИ:

- контентый целесообразно применять для пользователей, нуждающихся в однородных по какому-либо свойству товарах, например в товарах одного производителя;

- совместный, напротив, наиболее эффективен для пользователей, нуждающихся в неоднородных по какому-либо свойству товарах, например в товарах из разных тематических разделов;

Так какой же ПФИ должен лежать в основе системы персонализации данных интернет-магазина? Ответ очевиден: тот, посредством которого будут удовлетворены потребности как можно большей части аудитории. Чтобы конкретней ответить на этот вопрос, проведем исследование, цель которого состоит в сравнении долей пользователей с однородными и неоднородными потребностями. Если на сайте явное большинство пользователей (не менее 95 %) будет иметь однородную потребность, то очевидным будет использование контентного ПФИ, если неоднородную потребность, то совместного ПФИ, а если явного большинства не будет, то комбинированный ПФИ [5], сочетающий возможности контентного и совместного подходов.

Для обеспечения универсальности результатов исследования были выбраны наиболее доступные для анализа и распространенные в большинстве интернет-магазинов свойства товаров:

- функциональное назначение, по

этому свойству чаще всего составляются каталоги продукции;

- фирма-производитель, имеет место при наличии товаров разных производителей и также применятся для классификации товаров.

В качестве информационной базы был выбран интернет-магазин www.krug. ru, соответствующий по форме организации каталога современным сайтам электронной коммерции и имеющий систему персонализации с интегрированным в нее модулем сбора пользовательских данных. На момент исследования в нем насчитывалось 1083 товара от 85 производителей, классифицированных по 18 группам функционального назначения.

В исследовании учитывались только те пользовательские сессии (сессия - совокупность просмотренных пользователем страниц за одно посещение сайта), в которых были зафиксированы переходы на два и более различных товара. Повторные просмотры и перезагрузки карточек товаров по понятным причинам не учитывались. Для каждой сессии было подсчитано количество отличающихся идентификаторов свойств товаров и по нему производилась оценка однородности потребностей: если в сессии встретилось только одно значение идентификатора, то потребность однородна, более одного - неоднородна.

Таблица

Распределение долей сессий с однородными и неоднородными потребностями

Доля сессий Свойства

функциональное назначение фирма-произво- дитель

Неоднородные потребности 28,82 % 61,49 %

Однородные потребности 71,18 % 38,51 %

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2008

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.