Научная статья на тему 'Выбор новых специализаций для сферы услуг'

Выбор новых специализаций для сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карнаухова Вера Константиновна, Краковская Татьяна Алексеевна

Приведена методика выбора новых специализаций на примере сферы услуг, использующая экспертно-статистическую процедуру. Рекомендовано три специализации для рынка труда. Потребность в специалистах по конкретной специализации решается рыночным механизмом «спроса и предложений» с учетом социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карнаухова Вера Константиновна, Краковская Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор новых специализаций для сферы услуг»

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

обходимо начинать экономический рост страны с развития туризма. Использование климатических условий и доступность людских ресурсов позволяет привлечь туристов с большими материальными возможностями, что в свою очередь позволяет получать значительный объем валюты, который будет в последующем использован для приобретения технических средств.

На заключительном этапе необходимо приобретение высокопроизводительных экономических средств, а также устройств или объектов инфраструктуры. Данные меры приведут к тому, что появятся возможности в дальнейшем приобретении высокопроизводительной техники, а также создании средств инфраструктуры.

В корне противоположный рациональный путь развития отсталых стран мира приводит к тому, что в их практической деятельности нельзя пользоваться многовековым опытом технически развитых стран. Следова-

тельно, таким государствам необходимо иметь особый путь развития, который отличается от передовых стран мира.

Этот анализ также показывает, что если страна не будет развивать туризм, то она будет в быстрые сроки попадать в экономическую зависимость от передовых стран мира.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Дмитренко А. В. Как выводить отсталые страны к изобилию. —Иркутск: ИГТУ. 1999. - 236 с.

2. Квартальнов В. А. Туризм. М. — Финансы и статистика. 2003. 320 с.

3. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Сиэнли Л. БРЮ. Экономикс.-М.: «Республика», 1993. т. 1.-400 с.

4. Паршев А. П. Почему Россия не Америка. М. Форум. 2000. — 410 с.

5. Стюарт Томас. Богатство от ума. - Минск Парадокс. 1998. — 352 с. — Сер. «Поле чудес: бизнес».

Карнаухова В.К., Краковская Т.А.

УДК. 331.108.4:519

ВЫБОР НОВЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ ДЛЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Сервис в общепринятом определении -область деятельности человека, направленная на оказание услуг, обеспечивающих функционирование производственной и социальной сфер, домашнего хозяйства, семьи и личности. Социально-культурный сервис и туризм — область сервиса, которая включает совокупность средств, способов и методов удовлетворения социокультурных, информационных, оздоровительных и иных потребностей. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются услуги, оказываемые в области туризма, современных типов связи, музей-но-выставочного дела, документоведения и делопроизводства, гостиничного хозяйства и связанных с ними информационных технологий.

Выше перечисленное обосновывает необходимость открытия новых специализаций в сфере услуг. В качестве средства решения задачи авторами выбрана экспертно-статисти-

ческая процедура, использующая метод анализа иерархий [1, 2].

Задачу выбора, представим в виде трёхуровневой модели. На верхнем уровне формулируется цель (5), на среднем уровне необходимо определиться с критериями ,1 =1,п), раскрывающими цель, а на нижнем - со средствами достижения цели (Р}, ] =1, т). В нашем

случае этими средствами являются специализации для сферы услуг.

Важной компонентой МАИ является матрица суждений

^ = (щ ), ¿,] =й.

Для матрицы суждений А требуется найти максимальное собственное значение Хшшк и вектор собственных значений Z , т.е. необходимо решить уравнение

AZ = X Z. (1)

Согласованность матрицы суждений А проверяется через индекс согласованности

я =(хтах -Л)/(Л-1), (2)

и отношение согласованности

О^ (й). (3)

Число матриц суждений по каждому эксперту равно(п +1), где п — количество критериев.

Технология решения задачи по каждому эксперту следующая.

1. Вводится матрица суждений для критериев размерности ( п х п).

2. Для этой матрицы определяется максимальное собственное значение и собственный вектор Z, соответствующий этому значению — решение уравнения (1). Дополнительно определяются индекс согласованности (2) и отношение согласованности (3).

3. Относительно каждого критерия вводятся последовательно п матриц суждений по специализациям размерности (т х т), где т — число специализаций. Для каждой из них выполняется пункт 2. Их вектора собственных значений образуют матрицу О = (0у), I =1, т,

] =Ш

4. Искомый вектор весовых коэффициентов для специализаций

7 = О^ 7 =( у 1, у 2.....Ут )'. (4)

Предпочтительнее специализация с большим коэффициентом (вектор весовых коэф-

т

фициентов нормализован, ^у 1 =1).

I =1

Приведем перечень специализаций оцениваемых экспертами:

1. Сервис связи;

2. Гостинично-ресторанный сервис;

3. Туризм;

4. Стандартизация и сертификация услуг;

5. Офис-менеджмент;

6. Документоведение.

По методу анализа иерархий ранжирование объектов осуществляется по множеству критериев. Для нашей задачи мы отобрали и согласовали с экспертами пять критериев, приведенных ниже:

A. возможность продвижения по служебной лестнице;

B. зарплата, работающих по данной специальности;

C. спрос на специальность с точки зрения трудоустройства, включая возможность трудоустройства за границей;

D. возможность открытия собственного дела;

E. возможность быть полезным для региона.

Список экспертов по их просьбе не раскрывается: Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, Э6. Ниже (табл. 1) приведена матрица суждений по одному из экспертов.

В табл. 2 приведены результаты ранжирования в виде рангов (1 — наиболее востребованная специализация, 6 — наименее востребованная) по каждому эксперту и по "среднему" эксперту (2); Э - эксперты; В — вариант специализации. Однородность экспертов была проверена по Б-критерию

5р = К( т-1)Ш;

Ш = -

12и„

К2(т3 -т)

(5)

ир =ЯЕъ -1К(т +1)| .

I =1 V к=1

Здесь К — количество экспертов, т — число специализаций, г к — значение ранга для 1-ой специализации по к-му эксперту, Ш — коэффициент конкордации.

Таким образом, три специализации, которые необходимо организовать в первую очередь и которые будут востребованы рынком

Матрица суждений по критериям.

Отношение согласованности = 0,05

Табл. 1.

Критерии А В С э Е

А 1 3 1/5 1/7 1/3

В 1/3 1 1/7 1/9 1/5

С 5 7 1 1/3 3

Ъ 7 9 3 1 5

Е 3 5 1/3 1/5 1

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Табл. 2.

Результаты ранжирования.

В/Э 1 2 3 4 5 6

1 2 3 3 6 5 2 4

2 6 1 2 2 3 6 3

3 1 2 1 1 4 5 1

4 3 4 4 4 1 1 2

5 4 5 6 5 6 4 6

6 5 6 5 3 2 3 5

труда с точки зрения экспертов, выглядят следующим образом.

1.Туризм.

2. Стандартизация и сертификация услуг.

3. Гостинично-ресторанный сервис. Следует подчеркнуть, что данный подход

применим при выборе новых специализаций или специальностей и для других сфер экономики.

Потребность (численность) в специалистах по конкретной специализации решается рыночным механизмом «спроса и предложе-

ний» с учетом социально-экономического развития региона.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993. 320 с.

2. Краковский Ю.М., Карнаухова В.К. Методы анализа и обработки данных для мониторинга регионального рынка образовательных услуг. М.: Издательский центр «МарТ», 2007. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.