ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
обходимо начинать экономический рост страны с развития туризма. Использование климатических условий и доступность людских ресурсов позволяет привлечь туристов с большими материальными возможностями, что в свою очередь позволяет получать значительный объем валюты, который будет в последующем использован для приобретения технических средств.
На заключительном этапе необходимо приобретение высокопроизводительных экономических средств, а также устройств или объектов инфраструктуры. Данные меры приведут к тому, что появятся возможности в дальнейшем приобретении высокопроизводительной техники, а также создании средств инфраструктуры.
В корне противоположный рациональный путь развития отсталых стран мира приводит к тому, что в их практической деятельности нельзя пользоваться многовековым опытом технически развитых стран. Следова-
тельно, таким государствам необходимо иметь особый путь развития, который отличается от передовых стран мира.
Этот анализ также показывает, что если страна не будет развивать туризм, то она будет в быстрые сроки попадать в экономическую зависимость от передовых стран мира.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Дмитренко А. В. Как выводить отсталые страны к изобилию. —Иркутск: ИГТУ. 1999. - 236 с.
2. Квартальнов В. А. Туризм. М. — Финансы и статистика. 2003. 320 с.
3. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Сиэнли Л. БРЮ. Экономикс.-М.: «Республика», 1993. т. 1.-400 с.
4. Паршев А. П. Почему Россия не Америка. М. Форум. 2000. — 410 с.
5. Стюарт Томас. Богатство от ума. - Минск Парадокс. 1998. — 352 с. — Сер. «Поле чудес: бизнес».
Карнаухова В.К., Краковская Т.А.
УДК. 331.108.4:519
ВЫБОР НОВЫХ СПЕЦИАЛИЗАЦИЙ ДЛЯ СФЕРЫ УСЛУГ
Сервис в общепринятом определении -область деятельности человека, направленная на оказание услуг, обеспечивающих функционирование производственной и социальной сфер, домашнего хозяйства, семьи и личности. Социально-культурный сервис и туризм — область сервиса, которая включает совокупность средств, способов и методов удовлетворения социокультурных, информационных, оздоровительных и иных потребностей. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются услуги, оказываемые в области туризма, современных типов связи, музей-но-выставочного дела, документоведения и делопроизводства, гостиничного хозяйства и связанных с ними информационных технологий.
Выше перечисленное обосновывает необходимость открытия новых специализаций в сфере услуг. В качестве средства решения задачи авторами выбрана экспертно-статисти-
ческая процедура, использующая метод анализа иерархий [1, 2].
Задачу выбора, представим в виде трёхуровневой модели. На верхнем уровне формулируется цель (5), на среднем уровне необходимо определиться с критериями ,1 =1,п), раскрывающими цель, а на нижнем - со средствами достижения цели (Р}, ] =1, т). В нашем
случае этими средствами являются специализации для сферы услуг.
Важной компонентой МАИ является матрица суждений
^ = (щ ), ¿,] =й.
Для матрицы суждений А требуется найти максимальное собственное значение Хшшк и вектор собственных значений Z , т.е. необходимо решить уравнение
AZ = X Z. (1)
Согласованность матрицы суждений А проверяется через индекс согласованности
я =(хтах -Л)/(Л-1), (2)
и отношение согласованности
О^ (й). (3)
Число матриц суждений по каждому эксперту равно(п +1), где п — количество критериев.
Технология решения задачи по каждому эксперту следующая.
1. Вводится матрица суждений для критериев размерности ( п х п).
2. Для этой матрицы определяется максимальное собственное значение и собственный вектор Z, соответствующий этому значению — решение уравнения (1). Дополнительно определяются индекс согласованности (2) и отношение согласованности (3).
3. Относительно каждого критерия вводятся последовательно п матриц суждений по специализациям размерности (т х т), где т — число специализаций. Для каждой из них выполняется пункт 2. Их вектора собственных значений образуют матрицу О = (0у), I =1, т,
] =Ш
4. Искомый вектор весовых коэффициентов для специализаций
7 = О^ 7 =( у 1, у 2.....Ут )'. (4)
Предпочтительнее специализация с большим коэффициентом (вектор весовых коэф-
т
фициентов нормализован, ^у 1 =1).
I =1
Приведем перечень специализаций оцениваемых экспертами:
1. Сервис связи;
2. Гостинично-ресторанный сервис;
3. Туризм;
4. Стандартизация и сертификация услуг;
5. Офис-менеджмент;
6. Документоведение.
По методу анализа иерархий ранжирование объектов осуществляется по множеству критериев. Для нашей задачи мы отобрали и согласовали с экспертами пять критериев, приведенных ниже:
A. возможность продвижения по служебной лестнице;
B. зарплата, работающих по данной специальности;
C. спрос на специальность с точки зрения трудоустройства, включая возможность трудоустройства за границей;
D. возможность открытия собственного дела;
E. возможность быть полезным для региона.
Список экспертов по их просьбе не раскрывается: Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, Э6. Ниже (табл. 1) приведена матрица суждений по одному из экспертов.
В табл. 2 приведены результаты ранжирования в виде рангов (1 — наиболее востребованная специализация, 6 — наименее востребованная) по каждому эксперту и по "среднему" эксперту (2); Э - эксперты; В — вариант специализации. Однородность экспертов была проверена по Б-критерию
5р = К( т-1)Ш;
Ш = -
12и„
К2(т3 -т)
(5)
ир =ЯЕъ -1К(т +1)| .
I =1 V к=1
Здесь К — количество экспертов, т — число специализаций, г к — значение ранга для 1-ой специализации по к-му эксперту, Ш — коэффициент конкордации.
Таким образом, три специализации, которые необходимо организовать в первую очередь и которые будут востребованы рынком
Матрица суждений по критериям.
Отношение согласованности = 0,05
Табл. 1.
Критерии А В С э Е
А 1 3 1/5 1/7 1/3
В 1/3 1 1/7 1/9 1/5
С 5 7 1 1/3 3
Ъ 7 9 3 1 5
Е 3 5 1/3 1/5 1
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Табл. 2.
Результаты ранжирования.
В/Э 1 2 3 4 5 6
1 2 3 3 6 5 2 4
2 6 1 2 2 3 6 3
3 1 2 1 1 4 5 1
4 3 4 4 4 1 1 2
5 4 5 6 5 6 4 6
6 5 6 5 3 2 3 5
труда с точки зрения экспертов, выглядят следующим образом.
1.Туризм.
2. Стандартизация и сертификация услуг.
3. Гостинично-ресторанный сервис. Следует подчеркнуть, что данный подход
применим при выборе новых специализаций или специальностей и для других сфер экономики.
Потребность (численность) в специалистах по конкретной специализации решается рыночным механизмом «спроса и предложе-
ний» с учетом социально-экономического развития региона.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993. 320 с.
2. Краковский Ю.М., Карнаухова В.К. Методы анализа и обработки данных для мониторинга регионального рынка образовательных услуг. М.: Издательский центр «МарТ», 2007. 240 с.