Научная статья на тему 'Выбор мощности и места размещения устройствпоперечной компенсации реактивной мощности'

Выбор мощности и места размещения устройствпоперечной компенсации реактивной мощности Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
787
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЯГОВОЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ / TRACTION POWER / РЕАКТИВНАЯ МОЩНОСТЬ / REACTIVE POWER / УСТРОЙСТВО КОМПЕНСАЦИИ / COMPENSATION DEVICE / ПАРАМЕТРЫ / PARAMETERS / МЕСТО РАЗМЕЩЕНИЯ / PLACEMENT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кондратьев Юрий Владимирович, Тарасенко Александр Владимирович

Крупномасштабные инвестиционные проекты ОАО «РЖД» по увеличению грузооборота предполагают увеличение нагрузки на существующие участки электрифицированных железных дорог, в связи с чем актуальной является проблема обеспечения пропуска требуемого количества пар поездов по участкам железных дорог. Электропотребление на железных дорогах переменного тока характеризуется достаточно высоким потреблением реактивной мощности, обусловленным спецификой электроподвижного состава переменного тока, что приводит к повышенному уровню потерь напряжения и мощности и, как следствие, к снижению энергетической эффективности и потенциальной пропускной и провозной способности железных дорог. Одним из наименее капиталоемких, а в некоторых случаях и единственно возможным рациональным способом усиления системы тягового электроснабжения переменного тока является использование устройств поперечной компенсации реактивной мощности. В статье рассмотрена методика определения мощности и выбора места размещения на участке железной дороги регулируемых и нерегулируемых устройств поперечной компенсации реактивной мощности в системах тягового электроснабжения 25 кВ и 2×25 кВ. Приведены расчет входного индуктивного сопротивления системы внешнего и тягового электроснабжения, основные варианты схем питания и секционирования тяговой сети и размещения устройств поперечной компенсации реактивной мощности, проверка обеспечения минимального уровня напряжения на токоприемнике электроподвижного состава. Результаты работы могут быть использованы как при проектировании новых участков железной дороги, так и при решении вопросов увеличения пропускной способности участков, находящихся в эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кондратьев Юрий Владимирович, Тарасенко Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POWER SELECTION AND PLACEMENT OF DEVICESCROSS-REACTIVE POWER COMPENSATION

Global investment projects of JSC "Russian Railways" to increase turnover suggest an increase in the load on the existing areas of electrified railways, in connection with what is urgent problem of passing the required number of pairs of trains at railway stations. Electricity consumption in railways AC characterized by a rather high consumption of reactive power due to the specifics of electric rolling alternating current, which leads to increased levels of stress and loss of power and, consequently, reduce the energy efficiency and the potential capacity and carrying capacity of the railways. One of the least capital-intensive, and in some cases the only possible rational way to strengthen the system of traction power supply AC is the use of transverse devices for reactive power compensation. The article describes the method of determining the power and choice of accommodations in the area of ​​the railway regulated and unregulated devices transverse reactive power compensation systems, traction power supply 25 kV and 2 × 25 kV. The calculation of the input impedance of the external inductance and traction power supply, the main options for power supply circuits and sectioning traction network devices and placing transverse compensation of reactive power, check to ensure a minimum level of voltage at the pantograph of electric rolling stock. The results can be used as the design of new railway sections, and in dealing with increasing the capacity of sites in operation.

Текст научной работы на тему «Выбор мощности и места размещения устройствпоперечной компенсации реактивной мощности»

transporta» (Interuniversity thematic collection of scientific papers: «Saving technologies, control and management for businesses of rail transport»). - Omsk, 2015, pp. 30 - 36.

8. Tetter A. Iu., Cheremisin V. T. Periodicheskie rezhimy odnofaznykh i trekhfaznykh elektrich-eskikh tsepei (Periodic modes of single-phase and three-phase electrical circuits). Omsk: OSTU, 2013, 132 p.

УДК 621.331.5

Ю. В. Кондратьев, А. В. Тарасенко

ВЫБОР МОЩНОСТИ И МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ УСТРОЙСТВ ПОПЕРЕЧНОЙ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ

Крупномасштабные инвестиционные проекты ОАО «РЖД» по увеличению грузооборота предполагают увеличение нагрузки на существующие участки электрифицированных железных дорог, в связи с чем актуальной является проблема обеспечения пропуска требуемого количества пар поездов по участкам железных дорог. Электропотребление на железных дорогах переменного тока характеризуется достаточно высоким потреблением реактивной мощности, обусловленным спецификой электроподвижного состава переменного тока, что приводит к повышенному уровню потерь напряжения и мощности и, как следствие, к снижению энергетической эффективности и потенциальной пропускной и провозной способности железных дорог. Одним из наименее капиталоемких, а в некоторых случаях и единственно возможным рациональным способом усиления системы тягового электроснабжения переменного тока является использование устройств поперечной компенсации реактивной мощности. В статье рассмотрена методика определения мощности и выбора места размещения на участке железной дороги регулируемых и нерегулируемых устройств поперечной компенсации реактивной мощности в системах тягового электроснабжения 25 кВ и 2*25 кВ. Приведены расчет входного индуктивного сопротивления системы внешнего и тягового электроснабжения, основные варианты схем питания и секционирования тяговой сети и размещения устройств поперечной компенсации реактивной мощности, проверка обеспечения минимального уровня напряжения на токоприемнике электроподвижного состава. Результаты работы могут быть использованы как при проектировании новых участков железной дороги, так и при решении вопросов увеличения пропускной способности участков, находящихся в эксплуатации.

В системе тягового электроснабжения железных дорог переменного тока для повышения напряжения на токоприемнике электроподвижного состава (ЭПС) широко используются устройства поперечной компенсации (УПК) реактивной мощности [1]. Параметры и месторасположение УПК во многом определяют технико-экономические показатели работы участка железной дороги, поэтому от их правильного выбора зависит пропускная и провозная способность участка.

Расчет мощности и выбор места размещения УПК производят в следующей последовательности:

- выбор вариантов размещения УПК;

- расчет и проверка параметров УПК (регулируемых и нерегулируемых) для выбранных вариантов размещения;

- выбор УПК из ряда выпускаемых промышленностью.

В качестве вариантов размещения на рассматриваемом участке УПК принимают следующие объекты системы тягового электроснабжения:

- пост секционирования;

- автотрансформаторный пункт, совмещенный с постом секционирования;

- тяговую подстанцию.

Выбор места размещения УПК основан на таких расчетных показателях системы тягового электроснабжения, как минимальное трехминутное напряжение на токоприемнике ЭПС, ордината точки этого напряжения, расчетные и рекомендуемые значения коэффициента реактивной мощности тяговой нагрузки, максимальный 10-минутный ток тяговой нагрузки [2].

С целью решения задачи, направленной на повышение минимального напряжения на токоприемнике ЭПС, расчет мощности УПК в первую очередь выполняют для поста секциони-

рования или автотрансформаторного пункта, совмещенного с постом секционирования (при их наличии на рассматриваемом участке), а в случае необходимости предусматривают установку УПК на тяговых подстанциях.

В случае отсутствия поста секционирования на рассматриваемом участке при обоснованной необходимости целесообразно рассмотреть установку его с УПК.

На начальном этапе работы определяют ординаты поста секционирования и минимального напряжения на токоприемнике ЭПС.

Входные индуктивные сопротивления системы внешнего и тягового электроснабжения относительно сборных шин распределительного устройства поста секционирования (Хк) и ординаты минимального напряжения на токоприемнике ЭПС (^х), необходимые для расчета мощности УПК, зависят от схемы питания и секционирования контактной сети, основные варианты которой с размещенными на рассматриваемом участке УПК приведены на рисунке.

А ^ В

в I ПС ?

А

ПС

"ПТ

УПК

А пг В

»ни

УПК

УПК

б

А

ПС

Т

УПК

В А

ПС

УПК

В

А ПС т В —1

\— —'I— —1

ТУПК

в

а

е

г

д

А

ПС

В А

■Ь 4-

УПК

ПС

УПК

В А ч [о о£

ПС

В

Н

УПК

ж

и

з

А пс В

4—1 ^ 4

УПК

А

ПС

в 1 н» *

УПК

ПС

=ПГ

В

тГ

ТУПК

л

м

В А В

ТУПК

УПК

УПК

н

Основные варианты схем питания и секционирования контактной сети и размещения устройств поперечной компенсации реактивной мощности: ПС - пост секционирования; а - двусторонний режим питания рассматриваемого участка; б - д - двусторонний узловой режим питания рассматриваемого участка; е, ж - двусторонний комбинированный режим питания рассматриваемого участка; з - односторонний режим питания рассматриваемого участка; и - л - односторонний узловой режим питания рассматриваемого участка; м - односторонний узловой режим питания рассматриваемого участка (подстанция В отключена от сборных шин); н - односторонний раздельный режим питания рассматриваемого участка (подстанция В отключена от сборных шин); о - двусторонний комбинированный режим питания рассматриваемого участка; п - комбинированный узловой режим питания рассматриваемого участка

№ 2(22) 2015

к

о

Определяют входные индуктивные сопротивления любым из двух способов: аналитическим расчетом или на основе результатов расчета токов короткого замыкания в тяговой сети.

Аналитический расчет входного индуктивного сопротивления системы внешнего и тягового электроснабжения 25 кВ относительно сборных шин распределительного устройства поста секционирования до тяговой подстанции А (B) для одностороннего режима питания рассматриваемого участка осуществляют по формулам:

^xa=^t.OA+2^a + 2^cA; (1)

^кхв = ^T.cB + + 5 (2)

где ЛГвхА, Л"вхВ - индуктивные сопротивления тяговой сети от поста секционирования до тяговой подстанции А и В соответственно, Ом;

Хл р Л , Xrp h - индуктивные сопротивления понижающих трансформаторов тяговой подстанций А и В соответственно, Ом:

и U2

V" _ к ном /о\

АтрА(В) - 100£ п ' тр

где ик - напряжение короткого замыкания понижающего трансформатора, %;

UHOM - номинальное напряжение тяговой обмотки понижающего трансформатора, кВ;

^тр. - номинальная мощность понижающего трансформатора, МВА; n - количество включенных на сборные шины распределительного устройства напряжением 27,5 кВ понижающих трансформаторов, шт.;

ХсА, X ,, - входные индуктивные сопротивления системы внешнего электроснабжения,

приведенные к сборным шинам распределительного устройства напряжением 27,5 кВ тяговых подстанций А и В соответственно, Ом:

U2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*сА(В)=-^, (4)

где £кз - мощность короткого замыкания системы внешнего электроснабжения на шинах высшего напряжения тяговой подстанции А (В), МВА.

Входное индуктивное сопротивление Х'вх определяют аналогично входному индуктивному сопротивлению Хк..

При двухстороннем режиме питания рассматриваемого участка (рисунок, схемы а - ж), а также при одностороннем режиме питания (см. рисунок, схемы м, н) Хвх до тяговых подстанций А и В определяют по формуле:

X X

v _ вх А вх В ,г\ лвх -—- • Р)

вх А вх В

Для случая трехстороннего и четырехстороннего питания тяговой сети входное индуктивное сопротивление Хвх определяют соответственно по формулам:

Y ■ Y ■ Y

вх А вх В вх С ^^

Xвх А ' ^вх В + ^вх А ' ^вх С + ^вх В ' ^вх С V . V . у .V

_ ЛвхА вх В вх С ^bxD ,-уч

вх X X X +Х X X +Х X X +Х X X

вх А вх В вх С вх А ^вхВ вх D вх A ^vbxC лихОтлиВ ^вхС ^vbxD

Индуктивные сопротивления тяговой сети от поста секционирования до тяговых подстанций А и В определяют по данным о погонном сопротивлении тяговой сети, характеризующейся типом контактной подвески, маркой рельса, количеством путей, а также о состоянии схемы питания и секционирования контактной сети.

Аналитический расчет входного индуктивного сопротивления системы внешнего и тягового электроснабжения 2 х 25 кВ относительно сборных шин распределительного устройства поста секционирования до тяговой подстанции А (B) осуществляют по формулам:

А ~~ ^.с А ' а + А

+ 2Х

А 5 (8)

*кхв = Z,cB -sina + ^з +2ХсВ , (9)

где ZTcA, ZTcB - полные сопротивления тяговой сети системы тягового электроснабжения 2 х 25 кВ, Ом.

При расчете индуктивного сопротивления значение sin а принимают равным 0,85.

Значения ZTcA и ZTcB определяют по таблице. При этом варианты схем питания принимают по аналогии с системой тягового электроснабжения 25 кВ (см. рисунок). Значения полных сопротивлений тяговой сети для системы тягового электроснабжения 2 х25 кВ

Схема питания (см. рисунок) Полное сопротивление тяговой сети, Ом

Z Z т.с А Z Zт.с В

а Z т.с.э ' ¿АП + У к ' Z А + Z р1 "Эк ' 1А АТ.П Zт.с.э " ¿ВП + ук " ZА + Zр1 " Рк " 1В АТ.П

б 0,5 " (Zт.с.э " ¿АП + Ук " Z А) + Zр2 " Рк " 1А АТ.П 0,5 "(Zт.с.э " ¿ВП +у к " Z А )+ Zр2 "Рк " 1В АТ.П

в 1 " (Zт.с.э " ¿АП + ук " ZА ) + Zр2 " Рк "1А АТ.П 0,5 "(Zт.с.э " ¿ВП +у к " Z А )+ Zр2 "Рк " 1В АТ.П

г, e Z т.с.э " ¿АП + у к " Z А + Zр2 " рк " 1А АТ.П 0,5 "(Zт.с.э " ¿ВП +у к " Z А )+ Zр2 "Рк " 1В АТ.П

д, ж 0,5 " (Zт.с.э " ¿АП + Ук " Z А) + Zр2 " рк " 1А АТ.П Zт.с.э " ¿ВП + ук " ZА + Zр1 " Рк " 1В АТ.П

з, п Zт.с.э " ¿АП + ук " Z А + Zр1 " Рк " 1А АТ.П -

и 0,5 "(zт.с.э " ¿АП +ук " Z А)+ Zр2 "рк " 1А АТ.П -

к 1 " (Zт.с.э " ¿АП + Ук " ZА ) + Zр2 " Рк "1А АТ.П -

м, н 0,5 " (Zт.с.э " ¿АП + ук " ZА)+ Zр2 " Рк " 1А АТ.П -

о 0,5 " (Z т.с.э " ¿АП + у к " Z А )+ Z р2 " Рк " 1А АТ.П Zт.с.э " ¿ВП + ук " ZА + Zр1 " Рк " 1В АТ.П

В таблице приняты следующие обозначения:

^аат п> ^ватп - расстояние от поста секционирования до ближайшего автотрансформаторного пункта в сторону тяговой подстанции А и В соответственно, км;

, £ 2 - погонные сопротивления рельсовой сети на однопутных и двухпутных участках соответственно, Ом/км;

£тсэ - погонное сопротивление эквивалентной контактной сети системы тягового электроснабжения 2 х 25 кВ, приведенной к сопротивлению системы тягового электроснабжения 25 кВ, Ом/км;

ук, Рк - коэффициенты приведения сопротивлений системы тягового электроснабжения 2 х 25 кВ к системе тягового электроснабжения 25 кВ.

82 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 2(22) 2015

=

Полное сопротивление автотрансформатора определяют по выражению:

Z А =

икином

100S

(10)

АТ.П

где мк - напряжение короткого замыкания автотрансформатора, %;

Uom - номинальное напряжение, принимают равным 27,5 кВ;

^атп - номинальная мощность автотрансформатора, МВА.

Определение входного индуктивного сопротивления системы внешнего и тягового электроснабжения на основе результатов расчета токов короткого замыкания в тяговой сети выполняют для нормальной схемы питания и секционирования рассматриваемого участка, при этом падение напряжения в электрической дуге и сопротивление в точке короткого замыкания принимают равными нулю.

Если уровень напряжения холостого хода на сборных шинах распределительного устройства 27,5 кВ смежных тяговых подстанций, питающих рассматриваемый участок, различается, то для расчетов в качестве Jx х принимают среднее значение напряжения холостого хода тяговых подстанций.

Расчет входных индуктивных сопротивлений Хвх и Х'вх системы внешнего и тягового электроснабжения 25 кВ (2 х 25 кВ) на основе результатов расчета тока короткого замыкания выполняют соответственно по формулам:

Xвх = sin ф ;

(11)

L

sin ф ,

(12)

где /кзпс - ток короткого замыкания на шинах поста секционирования, А;

ф - угол между напряжением холостого хода на сборных шинах распределительного устройства тяговых подстанций и током короткого замыкания, град;

/к.т|П - ток короткого замыкания в ординате с минимальным напряжением на токоприемнике ЭПС, А.

Для системы тягового электроснабжения 2 х 25 кВ угол ф определяют для полуобмотки автотрансформатора, присоединенной к контактной сети.

Расчетную мощность регулируемого УПК на посту секционирования определяют из условия обеспечения на токоприемнике ЭПС минимального напряжения на уровне не ниже минимального нормируемого по формуле:

бк.У = ■

и

ном К.У

-и ■ д

min доп min факт

и. -X

min доп BJ

(13)

где £/номКУ - номинальное напряжение УПК, принимают равным 27,5 кВ;

и„

'minфакт ~~ минимальное допустимое и минимальное фактическое напряжение на

токоприемнике ЭПС соответственно в границах рассматриваемого участка, кВ.

Минимальное допустимое напряжение на токоприемнике ЭПС принимают равным 21 кВ (среднее значение за 3 мин), а для рассматриваемых участков с максимальной скоростью движения пассажирских поездов свыше 160 км/ч - равным 24 кВ (среднее значение за 1 мин).

№ 2(22) ИЗВЕСТИЯ Транссиба 83

2015

Если ордината с минимальным напряжением на токоприемнике ЭПС отличается от ординаты поста секционирования более чем на 2 км, то выполняют корректировку мощности УПК, полученную по выражению (13), по формулам: для однопутного рассматриваемого участка -

ОК.У = Ок.у £ , (14)

Х вх

для многопутного рассматриваемого участка -

г

окк.у _ оку

1 + к1 - 1 )• Хтс

V к1 • ' • *т.с + 2(к1 + к2 )(ХС + Хтр )у

(15)

где Ь - расстояние от поста секционирования до тяговой подстанции, определяемое зоной с ординатой минимального напряжения на токоприемнике ЭПС, км;

I - расстояние от ординаты с минимальным напряжением на токоприемнике ЭПС до ординаты ближайшей тяговой подстанции, км;

Хс - входное индуктивное сопротивление системы внешнего электроснабжения тяговой

подстанции с ординатой, ближайшей к ординате с минимальным напряжением на токоприемнике ЭПС, приведенное к напряжению системы тягового электроснабжения, Ом;

Х - индуктивное сопротивление трансформаторов тяговой подстанции с ординатой,

ближайшей к ординате с минимальным напряжением на токоприемнике ЭПС, приведенное к напряжению системы тягового электроснабжения, Ом;

X с - удельное индуктивное сопротивление тяговой сети одного пути рассматриваемого участка с ординатой минимального напряжения на токоприемнике ЭПС, Ом/км;

к1 - коэффициент токораспределения присоединения контактной сети поста секционирования, питающего участок с ординатой минимального напряжения на токоприемнике ЭПС;

к2 - коэффициент токораспределения остальных присоединений поста секционирования, питающих участки, до ординаты тяговой подстанции, ближайшей к ординате минимального напряжения на токоприемнике ЭПС.

При одностороннем питании однопутного рассматриваемого участка при удалении ординаты с минимальным напряжением на токоприемнике ЭПС от ординаты питающей тяговой подстанции далее, чем расстояние от поста секционирования до тяговой подстанции, корректировка мощности УПК не требуется.

Коэффициенты токораспределения определяют по формулам:

к = ; (16)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к.з п.с

, X/ Пк.з /т к2 =~т-, (17)

к.з п.с

где / к з - составляющая тока короткого замыкания на шинах поста секционирования, протекающая по присоединению контактной сети поста секционирования со стороны пути с ординатой минимального напряжения на токоприемнике ЭПС, А;

X 1Пкз - сумма составляющих тока короткого замыкания на шинах поста секционирования, протекающих по присоединениям поста секционирования, питающих соответствующую часть рассматриваемого участка с ординатой минимального напряжения на токоприемнике ЭПС, исключая присоединение, по которому протекает /1кз, А, (для двухпутного

участка - составляющая тока короткого замыкания на шинах поста секционирования, проте-

кающая по смежному присоединению поста секционирования, питающему соответствующую часть рассматриваемого участка с ординатой минимального напряжения на токоприемнике ЭПС).

Полученное по формулам (13) - (15) значение мощности УПК округляют до ближайшего большего значения номинальной мощности УПК, выпускаемого промышленностью.

Максимальное повышение напряжения при установке УПК не должно приводить к повышению напряжения в тяговой сети выше максимально допустимого (29 кВ). Исходя из этого при выборе мощности нерегулируемого УПК должно выполняться неравенство:

для U >U и U ■ >U ■ lh ;

^ шах доп х.х min доп mm факт ?

(18)

U ■ -U ■ <U -U ,

min доп nun факт шах доп х.х'

где U^ доп, Ux х - максимальное допустимое напряжение в тяговой сети и напряжение холостого хода на сборных шинах распределительного устройства соответственно, кВ.

Если неравенство (18) не соблюдается, в составе оборудования УПК следует предусмотреть устройство защитного отключения, а также рассмотреть вариант подключения УПК к сборным шинам тяговой подстанции.

Мощность УПК проверяют по критериям поддержания минимально допустимого уровня напряжения на токоприемнике ЭПС в границах рассматриваемого участка и обеспечения заданного коэффициента реактивной мощности для расчетных и перспективных размеров движения:

^min ЭПС К.У — ^rnin доп ? (19)

где итпЭПСКУ — Минимальное напряжение на токоприемнике ЭПС при применении УПК, кВ.

Коэффициент реактивной мощности определяют по суммарной тяговой нагрузке присоединений понижающих трансформаторов тяговых подстанций.

Мощность УПК на посту секционирования Q£y, соответствующая номинальному ряду мощностей УПК, выпускаемых промышленностью, должна быть больше или равна расчетному значению мощности Q^y и не должна превышать средней реактивной мощности тяговой нагрузки на рассматриваемом участке:

ОК.У ^ йрт.с, (20)

где Q с — средняя реактивная мощность тяговой нагрузки на рассматриваемом участке, квар:

(^gT.cA +^дт.св)

24 D,

gcPT.c = v * (2i)

где А, ^тсВ - расход реактивной электроэнергии за месяц интенсивных нагрузок по

присоединениям контактной сети, питающих рассматриваемый участок подстанций А и В соответственно, квар ч;

-Д™...... ~ число суток интенсивного месяца.

инг мес

Если неравенство (20) не выполняется, то номинальную мощность УПК, размещаемого на посту секционирования, ограничивают значением, не превышающим 0 с.

При несоблюдении неравенства (19) для выбранной мощности УПК на посту секционирования предусматривают дополнительное УПК на одной из смежных тяговых подстанций. Для регулируемых УПК проверку по условиям (19) и (20) не выполняют. Для определения мощности УПК, размещаемого на тяговой подстанции, повторяют расчет по выражению (13), учитывая в составе исходных данных мощность УПК на посту секционирования, выбранную с учетом ограничений (19) - (21).

Первоначально рассматривают вариант размещения УПК на тяговой подстанции, ближайшей к ординате минимального напряжения на токоприемнике ЭПС. В случае, если данная ордината отличается от ординаты поста секционирования на величину не более ± 1 км, УПК размещают на тяговой подстанции, питающей рассматриваемый участок отстающей фазой. Если отстающие фазы располагаются с обеих сторон рассматриваемого участка, то для размещения УПК принимают тяговую подстанцию, у которой наблюдается наибольший коэффициент реактивной мощности. Аналогично поступают в случае, если с обеих сторон рассматриваемый участок получает питание от опережающих фаз тяговых подстанций.

Минимальное значение коэффициента реактивной мощности для тяговой подстанции определяется по формуле:

1Вф = ^^, (22)

"Р т.с А(В)

где "РтсА(в), ^тса(в) - соответственно расход активной и реактивной электроэнергии по

присоединениям контактной сети, питающих рассматриваемый участок, подстанции А (В) за интенсивный месяц при включенных УПК, кВтч.

При этом минимальное значение 1§ф для тяговой подстанции не должно превышать рекомендуемых значений, установленных нормативными актами или договорами об оказании услуг по передаче электроэнергии (договорах энергоснабжения).

Для проектируемых участков коэффициент реактивной мощности 1§ф, расход активной и реактивной энергии за интенсивный месяц определяют по тяговым и электрическим расчетам, выполненным без учета УПК. Расчетную реактивную мощность, потребляемую тяговой подстанцией с учетом выбранных УПК, определяют по формуле:

IV,

--+ , (23)

^ 1-1 Г -/' ^

АВ *АП , г\ СА *ПА

24Е)

у- у

V АВ С А у

где----реактивная мощность тяговой подстанции без учета УПК за интенсивный

241)

инт мес

месяц, Мвар;

Ок1, О, - мощность УПК на фазах тяговой подстанции, Мвар;

бкпс 1, О пс 2- мощность УПК на постах секционирования справа и слева от подстанции соответственно, Мвар;

, ЬСА - расстояние между тяговыми подстанциями А, В и А, С соответственно, км;

/дп, 1'иА - расстояние до постов секционирования справа и слева от подстанции А, км.

Если в расчетах то или иное УПК отсутствует, то соответствующее значение в формуле (23) принимают равным нулю.

Окончательно с учетом УПК

О" -24С

г&ф = ™-_ (24)

^Р т.с А(В)

УПК для тяговой подстанции выбирают из выпускаемых промышленностью, при этом номинальная мощность выбранного УПК не должна превышать реактивной мощности тяговой подстанции, определяемой по выражению (23).

После выбора мощности УПК на тяговой подстанции выполняют проверку по обеспечению поддержания минимального уровня напряжения на токоприемнике ЭПС в соответствии с неравенством (19), а также максимального уровня напряжения на сборных шинах тяговой

86 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 2(22) Ш2015

— =

подстанции в соответствии с неравенством (18). Для регулируемых УПК проверку по условиям (18) и (19) не выполняют.

Таким образом, проведение технико-экономических расчетов, по результатам которых определяются оптимальное расположение УПК и его мощность, позволит повысить энергетическую эффективность участка железной дороги за счет снижения уровня технических потерь электроэнергии в тяговой сети и увеличить напряжение в контактной сети и увеличить пропускную и провозную способность.

Список литературы

1. Герман, Л. А. Регулируемые установки емкостной компенсации в системах тягового электроснабжения железных дорог: Монография [Текст] / Л. А. Герман, А. С. Серебряков / МИИТ. - М., 2011. - 164 с.

2. Вильгельм, А. С. Совершенствование метода расчета системы тягового электроснабжения переменного тока [Текст] / А. С. Вильгельм, А. А. Комяков, В. Л. Незевак // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2014. - № 3 (19). - С. 54 - 65.

References

1. German L. A., Serebryakov A. S. Reguliruemye ustanovki emkostnoy kompensacii v siste-makh tyagovogo elektrosnabzheniya zheleznykh dorog (Regulated facilities capacitive compensation in traction power supply systems of Railways: monograph). Moskow: Moskow State Transport University, 2011, 164 p.

2. Vilgelm A. S., Komyakov A. A., Nezevak V. L. Improvement in the alculation on methods for the traction power system [Sovershenstvovanie metoda rascheta sistemy tyagovogo elektrosnabzheniya peremennogo toka]. Izvestiya Transsiba - The Trans-Siberian Bulletin, 2014, no. 3 (19), pp. 54 - 65.

УДК 621.331:621.331

В. Л. Незевак, А. П. Шатохин

МОНИТОРИНГ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМ УДЕЛЬНОЙ РЕКУПЕРАЦИИ В ГРАНИЦАХ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЗОНЫ МОНИТОРИНГА УЧАСТКА ПОСТОЯННОГО ТОКА

В статье рассматривается проблема повышения эффективности рекуперативного торможения на участках железных дорог постоянного тока. Для выявления причин снижения уровня удельной рекуперации на участке предлагается алгоритм, позволяющий определять причины снижения уровня удельной рекуперации на произвольном участке мониторинга с учетом определения работоспособности локомотива, параметров работы системы тягового электроснабжения и исполненного графика движения поездов. Рассмотрены основные этапы работы алгоритма на примере одного из участков железной дороги.

Нормативные требования в области энергосбережения и постоянный рост тарифов на энергоресурсы обусловливают актуальность вопросов по повышению энергетической эффективности во всех сферах экономической деятельности, в том числе и на транспорте. Одной из важнейших задач, стоящих перед предприятиями холдинга РЖД, является повышение энергетической эффективности производственной деятельности и в первую очередь перевозочного процесса. Решение указанной задачи связано с повышением эффективности рекуперативного торможения, объемы которого составили по итогам 2014 г. 1,9 млрд кВтч.

Решение задачи повышения эффективности рекуперативного торможения неразрывно связано с анализом влияния массы состава и технической скорости, условий безопасного пропуска поездов, режимных карт, исправности локомотива (в части исправности схем реку-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.