В.В. Меньшиков, О.В. Меньшикова
Выбор методологических инструментов для управления риском в области инновационных технологий
Статья сосредоточена на проблемах выбора подходящих методологических инструментов для управления риском и целях снижения риска. Особый интерес представляет методология вероятностной оценки риска, которая со времени своего первого крупного применения в ядерной энергетике стала как популярной, так и противоречивой методологией для проведения количественного
19
технологии
Ноосфера, цивилизация, окружающая среда
расчета вероятности и последствий потенциальных аварийных событий и кумулятивного эффекта постоянных выбросов из-за несовершенства техногенных систем. Рассматриваются вопросы эволюции концепции безопасности и особенности стратегических рисков.
Ключевые слова: управление рисками, инновационные технологии, методологический инструментарий, оценка рисков, аварийные события, концепция безопасности.
До недавнего времени человек достаточно вольно обращался с такими понятиями, как опасность, риск, авария, катастрофа и т.п. и даже не пытался оценивать их количественно. С развитием научного подхода, и особенно с привнесением его в промышленность, экономику, торговлю, смысл некоторых из этих понятий начал детализироваться и появилось стремление ввести меру для некоторых из них, т. е. научиться сравнивать и измерять их в каких-либо единицах (особенно это касается понятия «риска»).
Наука о риске сформировалась в последней четверти XX в., и она, безусловно, будет одной из ведущих в новом столетии. Причина этого -место, которое заняли связанные с риском проблемы. Важнейшая особенность науки о риске - ее междисциплинарный характер с теснейшим взаимодействием естественных и гуманитарных наук.
К сожалению, следует признать, что в нашей стране наука о риске в силу разных причин еще не получила необходимого развития. Таким категориям, как допустимый или приемлемый риск, или таким процессам, как регулирование риска, не уделялось должного внимания.
Между тем практическая потребность в анализе риска как основе поддержки принятия решений по обеспечению экологической и социальной безопасности населения существенно возросла.
«Для того чтобы научно-технический прогресс, уже продемонстрировавший свою мощь и величайшие возможности, продолжал и дальше служить людям, необходимы объединенные усилия специалистов всех областей знания, направленные на более безопасное и надежное использование его достижений. Расширение исследований в области безопасности, новые подходы к построению технологических систем обеспечат возможность дальнейшего технического развития с уменьшенным риском» [8]. Эти слова были написаны химиком, академиком В. А. Легасовым более 20 лет назад.
Если ранее безопасность воспринималась как нечто само собой разумеющееся и, казалось, не требовала сколько-нибудь серьезного внимания, то с ростом мощности производства, изношенностью оборудования,
с появлением новых технологий проблема безопасности и техногенного риска стала одной из важнейших. Самое тревожное состоит в том, что в любой момент, предвидеть который мы не в состоянии, процессы разрушения биосферы могут принять необратимый характер, и задача сохранения жизненной среды полностью выйдет из-под контроля.
Появление новых технологий
Ускоряющаяся смена технологий, появление инновационных технологий и материалов формируют исключительное внимание как специалистов, так и общественности к вопросам безопасности разработок на всех этапах их жизненного цикла. Тем более что с развитием общественного производства сфера возникновения риска постоянно расширяется, а размер возможных отрицательных последствий - увеличивается. В связи с этим в будущем более конкурентоспособными и востребованными в обществе станут именно те нововведения, технологии и продукты, которые будут обеспечивать меньшую степень риска. Более того, успех любого дела в значительной степени зависит от понимания отношения к риску. В этих условиях возникает необходимость использования многосторонних подходов к изучению, анализу и управлению рисками антропогенных воздействий на природную среду [1].
Особое значение приобрели проблемы анализа и оценивания риска, обусловленного возможностью различных по масштабам и интенсивности проявлений экологического неблагополучия. Все более острыми становятся такие проблемы, как загрязнение биосферы разнообразными вредными веществами, деградация естественных экосистем, уменьшение биоразнообразия, накопление радиоактивных отходов, обезвреживание запрещенных к использованию пестицидов и химического оружия, хранение которого сопряжено со значительным риском. Весьма важно оценить риск, связанный с вероятностью глобальных изменений климата, созданием глобальных систем коммуникации, возможными манипуляциями с человеческим сознанием и т.д.
Главная цель анализа и оценки риска состоит в определении путей и средств управления им, точнее, в его снижении до приемлемого уровня.
Снижение риска связано, во-первых, с поиском и внедрением новых продуктов, услуг и технологий, производство которых не ведет к увеличению риска. Во-вторых, оно возможно за счет управления риском, которое предполагает его выявление и оценку, а также использование таких процедур и методов управления, которые бы снижали возможные риски. В этом случае управление риском представляет собой многогранный итегративный процесс, базирующийся на анализе и оценке рисков
технологии
Ноосфера, цивилизация, окружающая среда
и состоящий из четких упорядоченных шагов, которые улучшают про-и состоящий из четких упорядоченных шагов, которые улучшают процесс принятия решений, предоставляя обширную информацию по рискам и их последствиям.
Современная теория управления рисками охватывает практически все основные виды рисков: промышленные, экологические, финансовые, инвестиционные и др. Соответственно видам риска существуют и механизмы управления ими: предупредительные (в т.ч. технические и организационные мероприятия), финансовые, экономические (страхование, самострахование), юридические (передача риска) [13]. Последовательное и систематическое определение условий, идентификация, анализ, оценки, контроль, мониторинг рисков и обмен информацией о них в рамках любого вида деятельности, в ходе любого рабочего процесса позволяет фирмам минимизировать убытки и увеличить свою прибыль. Максимальную выгоду обычно можно получить, применяя систему управления рисками с самого начала деятельности. С каждым циклом критерии риска могут становиться жестче, что позволит улучшить процесс управления рисками.
В сфере национальной безопасности объектом управления являются стратегические риски, которые представляют собой угрозы личности, обществу и государству, а также устойчивому развитию страны, обусловленные уязвимостью населения, хозяйственных объектов и окружающей их природной среды к разрушительному воздействию различных источников и факторов опасности.
Принципиальными особенностями категории стратегического риска, отличающими ее от привычно используемых понятий в рассматриваемой сфере управления, являются, во-первых, вероятностный (стохастический) характер угроз, комбинация которых всякий раз представляет собой случайную величину. При этом сами угрозы причинно обусловлены не только существующими и потенциальными источниками и факторами опасности, но и недостаточно эффективной защитой (уязвимостью) общества и окружающей его природной среды к их воздействию. Во-вторых, измеримостью и, соответственно, количественной интерпретацией угроз, которые оцениваются и сравниваются между собой на основе использования квалиметрических и экспертно-аналитических методов. В-третьих, выделением из всего многообразия тех рисков, которые представляют угрозу национальной безопасности и устойчивому развитию на средне- и долгосрочную.
В ряду стратегических рисков России особое место занимают угрозы крупных техногенных катастроф трансграничного, федерального и регионального масштабов [9].
Источниками рисков в техногенной сфере остаются и будут оставаться произошедшие смещения на государственном, региональном, отраслевом и индивидуальном уровнях приоритетов из сферы безопасности в экономическую сферу, высокая изношенность и деградация основных фондов, недооценка важности предотвращения, прогнозирования и снижения
потенциальных рисков техногенных катастроф и переоценка в ряде слу- |
и:
чаев реализовавшихся рисков, недостаточная правовая, научно-техниче- о
ская и экономическая поддержка систем мониторинга и защиты от техногенных катастроф.
Инновационные технологии
Мы вкладываем в слово «технология» смысл, несколько отличающийся от принятого в справочной литературе. В энциклопедиях обычно говорится о технологии как совокупности сведений о различных способах обработки (или переработки) сырья, полуфабрикатов, изделий, об описании этих способов в виде инструкций, графиков, чертежей и пр. В словаре иностранных слов «технология» - это совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов. В толковом словаре русского языка (1978) технология есть совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Все эти формулировки в общем сходны, но все они, на наш взгляд, не отвечают тому значению, которое придается технологиям в век научнотехнической революции [14].
В наши дни изменился сам подход к понятиям «техника» и «технология». Мы привыкли говорить об уровне техники как об одном из основных показателей развития общественного производства. А нужно ведь говорить об уровне технологий. Именно последние определяют сегодня состояние материального производства
Технология - это, прежде всего, качественная характеристика современного производства, включающая, помимо описания совокупности производственных процессов (начиная от добычи или получения исходных материалов и кончая готовым продуктом), также описание степени использования новейших достижений науки, степени оптимизации производственных процессов, степени урона, наносимого природе, обществу и человеку, и пр. [5].
Можно, конечно, долго дискутировать по вопросам терминологии.
Но едва ли сама по себе такая дискуссия принесет большую пользу.
Мы коснулись этого вопроса с единственной целью - привлечь внимание читателя к тому, что технология в наши дни - это не просто некий
технологии
Ноосфера, цивилизация, окружающая среда
«технологический процесс», воспринимаемый в повседневной жизни как «технологический процесс», воспринимаемый в повседневной жизни как
сборник технологических инструкций, технологических карт, предписывающих выполнение в известной последовательности тех или иных операций на данном оборудовании.
Технологический уровень производства сегодня следует оценивать с учетом степени использования наиболее эффективных физических явлений, химических, биологических и других процессов. В этом смысле особенно важно быстрее внедрять в производство результаты фундаментальных исследований - как теоретических, так и экспериментальных. Причем здесь должны проявить себя и прямые, и обратные связи. Фундаментальные исследования должны рождать революционные технологии, а возникающие в ходе развития технологий проблемы должны становиться объектами серьезных фундаментальных исследований. Только в таком тесном контакте науки и технологии, только в динамике, движении возможен технический прогресс. Теперь уже недостаточно «знать, как делать» («ноу-хау»), нужно еще и понимать, «почему нужно делать» так или иначе, т.е. «знать, почему» («ноу-вай») [8].
Для оценки потенциала того или иного государства ныне недостаточно знать количественные показатели (сколько выплавили стали, произвели цемента, добыли нефти и газа и пр.). Существеннейшей характеристикой положения дел в народном хозяйстве той или иной страны теперь является уровень технологий: как, какими способами, при каких затратах материалов, энергии, человеческого труда достигнуты те или иные количественные показатели: как плавили сталь, производили цемент, добывали газ и т.д.
Уровень экологической безопасности технических систем уже сегодня требует разработки более гибких технологий, которые смогут самостоятельно справляться с отказами в системах и с большим диапазоном человеческих ошибок и/или обеспечивают достаточное время для того, чтобы предпринять контрмеры.
До недавних пор, создавая новые технологии, человек снижал свою зависимость от неблагоприятных природных условий, боролся с голодом и болезнями, защищался от себе подобных и от собственных страхов. Он многому научился у природы и создал множество приспособлений, инструментов, лекарств, установок, сооружений, транспортных средств, почти не задумываясь над оценкой риска. Однако по мере роста темпов внедрения различных новшеств неизмеримо возросли масштабы последствий человеческой деятельности.
Предшествующий бурный этап экономического развития, создавший развитую экономическую, социальную и политическую инфраструктуры,
исчерпал себя. На сегодняшнем этапе развития цивилизации, как прозорливо указывал академик В. А. Легасов, «на первый план выдвигаются не просто задачи создания новой или тиражирования старой техники, не вопросы “что и сколько”, а вопросы как, зачем, с какими материальным и социальным риском» [5].
Следствием этого является социальный заказ на концепцию дальней- |
шего развития цивилизации, которая сегодня формируется в виде кон- и
цепции устойчивого развития, предусматривающей создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей сегодняшнего дня, не подвергая риску способность окружающей среды поддерживать жизнь в будущем.
Руководствуясь подписанными в Рио-де-Жанейро программными документами, были разработаны Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента от 1 апреля 1996 г.
№ 440), а также Стратегия перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Для разработки путей достижения поставленной цели на основе системного подхода были рассмотрены соответствующие подцели и их структуризация [8; 11].
Образование в интересах устойчивого развития
Образование в интересах устойчивого развития должно обеспечить специалистов и менеджеров знаниями, позволяющими прогнозировать и предупреждать кризисные ситуации, находить технологические и экономически обоснованные решения.
Традиционные дифференцированные научные методы и дисциплины уже далеко не всегда могут помочь в решении проблем, связанных с обеспечением устойчивого развития. Поэтому не случайно в ХХ в. появляются универсальные научные дисциплины, изучающие взаимодействие человека и природы, социально-эколого-экономические проблемы. В настоящее время в России также возросла потребность в новых подходах к управлению предприятиями и хозяйственными комплексами, к проектированию систем менеджмента, соответствующих требованиям современной экономики и экологии, способствующих переходу к экологизации экономики и производства.
При наличии эколого-техногенных рисков инвестиционный проект выходит за рамки обычной финансовой деятельности. В этом случае стандартные методики оценки рисков должны корректироваться в соответствии со спецификой отрасли. В отличие от других типов рисков, экологические риски в рамках существующих методик не учитываются при определении критерия чистой современной стоимости (ЫРУ) и других
технологии
Ноосфера, цивилизация, окружающая среда
показателей эффективности проекта. В соответствии с российскими и международными нормативными актами представляется необходимым сопровождать анализ инвестиционного проекта исследованием не только систематического воздействия на окружающую среду, но и прогнозом аварийных ситуаций. Особенную актуальность эти требования имеют для опасных химических, нефтеперерабатывающих, нефтехимических промышленных предприятий, магистральных газо- и нефтепроводов, объектов добычи, сжижения и транспортировки природного газа и т.п. [1].
Управление эколого-техногенными рисками является составной частью общей хорошей системы менеджмента современного промышленного предприятия. Нельзя сегодня создать систему менеджмента успешно функционирующего предприятия без учета вопросов промышленной безопасности. Менеджмент эколого-техногенных рисков в общей системе менеджмента предприятия не только дополняет общую систему менеджмента промышленного предприятия, особенно в случае опасных промышленных объектов, но и обеспечивает аргументированную базу для выбора наиболее эффективных механизмов управления рисками.
В настоящее время многие предприятия уже идут по пути управления производством (хозяйственной деятельностью) с обязательным выполнением экологических требований и внедрения, анализа и поддержания экологической политики. Комплексная разработка и применение стандартов ИСО 9001 и 14001 с последующим проведением совместной сертификации систем менеджмента значительно упрощает и удешевляет выполнение всего комплекса работ. В последнее время все больше развивается и поддерживается система менеджмента здоровья и безопасности на производстве (ОЖЛ8 18001:1999) [Там же].
Поэтому стратегически важно для специалистов и менеджеров современных и будущих технологий получить обширный набор знаний и умений по такому предмету, как управление рисками. Множество работ по данному предмету посвящены управлению рисками в экономической и финансовой сферах. В других случаях работы по управлению рисками мало чем отличаются от курса по случайным процессам для студентов механико-математического факультета университета. Значительно меньшая часть из них посвящена управлению рисками в области химических технологий, веществ, материалов, производств. Однако чрезвычайно важными являются вопросы управления рисками в той части техносферы, которая связана с химическими энергоносителями, токсичными, горючими и другими опасными веществами, т.к. именно здесь формируются опасные факторы, воздействие которых приводит к негативным изменениям качества окружающей природной среды.
Управление эколого-техногенными рисками является важнейшим направлением в подготовке специалистов как в сфере управления народным хозяйством на различных уровнях его организации, так и при подготовке специалистов-химиков, создающих инновационные вещества, материалы, технологии с учетом новых реалий и тех необходимых мер, которые способствуют формированию надежной социоприродной систе- |
мы, в рамках которой должны сохраняться обменные процессы вещест- и
вом, энергией и информацией, обеспечивающие стабильность и безопасность существования общества и природы. Современные возможности науки и техники, новые экономические и управленческие дисциплины, отражающие современные реалии, связанные, прежде всего, с изменением типа экономического развития и переходом к рыночной экономике, позволяют справиться с подобной задачей, и этому нужно учить современных студентов. Тем более что в современном обществе возрастает необходимость в формировании «безопасного» мышления будущих специалистов. Новые знания должны помочь им организовать существующие и будущие технологии в условиях жестких экологических ограничений.
Важность этого вопроса возрастает с формированием новой двухступенчатой структуры образования «бакалавр-магистр». Основная задача подготовки специалистов и магистров в области инновационных наукоемких химических технологий состоит в том, чтобы наряду с фундаментальной подготовкой в современных направлениях химии дать обучающимся возможность овладеть углубленными конкретными экономическими и управленческими знаниями и прикладными навыками и умениями, позволяющими живо реагировать на потребности различных областей экономической и управленческой науки и практики, стать востребованными на рынке труда.
Современные специалисты и менеджеры инновационных наукоемких химических технологий должны быть подготовлены к анализу и обобщению результатов фундаментальных и технологических исследований; оценке научной перспективности и коммерческой значимости предлагаемых и ведущихся исследований и разработок; выработке предложений по проведению инновационных исследований и коммерциализации технологий; к оценке рыночной привлекательности идеи; определению оптимальных путей ее реализации, продвижения на рынок, привлечения заинтересованных инвесторов; к определению развития новых направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия [13].
В современных условиях важно научить будущего специалиста общим методам проведения анализа риска, подходам к разработке управляющих решений по снижению эколого-техногенных рисков, в том числе и при
технологии
Ноосфера, цивилизация, окружающая среда
наличии неопределенности, вызванной неполнотой и недостаточностью наличии неопределенности, вызванной неполнотой и недостаточностью
знаний о законах зарождения и развития событий и исходной информации о них. Умение идентифицировать опасности, оценивать конкретные риски, моделировать и прогнозировать развитие опасных ситуаций и последующее их воздействие на качество окружающей среды, разрабатывать стратегии безопасного функционирования и развития объектов, подверженных влиянию рисков, особенно необходимо для специалистов-химиков, создающих инновационные проекты, решающих проблемы замены существующих опасных технологий технологиями с «внутренне присущей безопасностью». Об этих технологиях нового поколения не один раз писал в своих трудах академик В. А. Легасов [5].
Итоги
Среди главных проблем, требующих разрешения на пути построения универсальной методологии комплексного анализа риска для населения и природной среды, можно выделить проблему учета, сравнения и интегрирования различных техногенных (антропогенных) воздействий при оценке риска на территории региона. В этой связи первоочередной и актуальной является задача построения методов оценки суммарного риска воздействия химических, радиационных, физических и других факторов техногенного происхождения, представляющих наибольшую опасность. Очень важным является открытость процесса принятия решений и вовлечение в него всех заинтересованных сторон. Необходима подготовка специалистов через магистратуру и дополнительное образование.
Умение оценить и предвидеть место и время наступления, а также возможный экологический ущерб последствий аварийных ситуаций и катастроф в сопоставлении и интегрировании с экологическими последствиями нормальной (безаварийной) хозяйственной деятельности дает возможность специалистам предлагать наиболее экологически безопасное и эффективное распределение или размещение имеющихся ресурсов по направлениям их использования с обеспечением цели снижения экологического риска до разумных пределов с учетом его распределения в пространстве и во времени. Решение данной проблемы является существенным элементом в обеспечении устойчивого развития любого региона и государства в целом.
Человечество сейчас не готово управлять биосферными процессами. Необходимо коренное переосмысление происходящего, и основной риск, с которым столкнулось человечество, состоит в том, что оно продолжает в любой ситуации задаваться вопросом, «что делать?», так и не начав
серьезно думать, «как делать?», т.е. анализировать возможные альтернативные решения.
Необходима интеграция оценки риска в комплексную всестороннюю оценку технологии или в решение конкретной задачи, чтобы полученные результаты могли быть использованы в процессе принятия решения.
Разработка и совершенствование моделей и методов анализа и оцен- |
ки природных и техногенных опасностей и рисков необходимы так же, и
как развитие экономических, политических, юридических, политических и оборонных механизмов. Более того, они должны дополнять друг друга для обеспечения гармоничного развития общества совместно с окружающей его природной средой [3].
Современное научно-техническое развитие выставило человеку до сегодняшнего дня непривычное требование ответственности за свои действия, и без умения оценивать и заранее анализировать опасность и риски человечеству не удастся дальше развиваться, ибо оно уже перестало быть малым возмущением в природе.
Библиографический список
1. Башкин В.Н. Управление экологическим риском. М., 2005.
2. Воробьев Ю.Л. Управление стратегическими рисками на уровне государственной политики // Проблемы анализа риска. 2004. Т. 1. № 1.
С. 32-37.
3. Гидаспов Б.В., Кузьмин И.И., Ласкин Б.Н., Азиев Р.Г. Научно-технический прогресс, безопасность и устойчивое развитие цивилизации // Журнал ВХО им Д.И. Менделеева. Т. XXXV. Химическая безопасность. 1990.
С. 409-414.
4. Кузьмин И.И. Безопасность и техногенный риск // Журнал ВХО им. Д.И. Менделеева. Т. XXXV. 1990. С. 415-421.
5. Легасов В.А. Проблемы безопасного развития техносферы // Коммунист.
1987. № 8. С. 92-101.
6. Марфенин Н.Н., Фомин С.А. Ресурсы экополитики в современной России // Россия в окружающем мире: 2003 (Аналитический ежегодник). М., 2003.
С. 32-62.
7. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Стратегические риски чрезвычайных ситуаций: оценка и прогноз» (Москва,
15-16 апреля 2003 г.) // Управление риском. 2002. Спец. выпуск.
8. Махутов Н.А., Кузьмин И.И., Хетагуров С.В. Безопасность и риск: эколо-го-экономические аспекты. СПб., 1997.
9. Махутов Н.А. Оценки и прогнозы стратегических рисков в техногенной сфере // Управление риском. 2002. Спец. выпуск. С. 59-65.
10. Меньшиков В.В. Анализ риска - подход для решения проблемы безопасности населения и окружающей среды // Научные труды МНЭПУ. Вып. 4.
Серия «Реймерсовские чтения». М., 2000. С. 27-37.
технологии
Ноосфера, цивилизация, окружающая среда
11. Некоторые новые направления химической экологии: материалы конференции / Под ред. В.В. Меньшикова, Н.А. Галактионовой. М., 2001.
12. Реймерс Н.Ф. Надежда на выживание человечества: Концептуальная экология. М., 1992.
13. Тихомиров Н.П., Потравный И.М., Тихомирова Т.М. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками. М., 2003.
14. Швыряев А.А., Меньшиков В.В. Оценка риска воздействия загрязнения атмосферы в исследуемом регионе: Учебное пособие для вузов. М., 2004.