Научная статья на тему 'Выбор материала для изготовления внутренних колец подшипников скольжения самосмазывающихся с втулкой из природного композиционного материала'

Выбор материала для изготовления внутренних колец подшипников скольжения самосмазывающихся с втулкой из природного композиционного материала Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
152
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Ключевые слова
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ САМОСМАЗЫВАЮЩИЙСЯ / A PLAIN SELF-LUBRICATING BEARING / ВНУТРЕННИЕ КОЛЬЦА / INNER RINGS / СТАЛИ / STEELS / КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ / FRICTION COEFFICIENT / ТОПОГРАФИЯ ПОВЕРХНОСТИ / SURFACE TOPOGRAPHY

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Врублевская Валентина Ивановна, Аникеева Марта Владиславовна

Данная статья посвящена изучению влияния различных марок сталей внутренних колец подшипника скольжения самосмазывающегося с втулкой торцово-прессового деформирования на триботехнические свойства узла трения. Получены зависимости коэффициента трения от скорости скольжения для выбранных сталей. Рассмотрена топография поверхности трения внутренних колец ПСС из различных марок сталей до и после триботехнических испытаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Врублевская Валентина Ивановна, Аникеева Марта Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор материала для изготовления внутренних колец подшипников скольжения самосмазывающихся с втулкой из природного композиционного материала»

Experimental part. As a physical model we have created low-power electric drive system management software, through what we made a number of tests and testing modes immersing software management. The first step was to write a program on the Arduino platform, and a small signal was emitted. This small signal was expanded by semiconductor elements and the electric drive. In order to access the parameters of electric drives and energy management combined with the Arduino for Visual Studio software system. The visual appearance of the program was created, revising a simpler version of control system, which has clear and understandable view from overseas.

Discussion of the results obtained. So these programs are available for the management of electric drives. At present, power-driven software management system for small power drives have been developed through these programs. Admittedly, we are on the point of implementing powerful electric drives in upcoming future. Except for the Arduino there are other programs that might be exerted instead of that, yet they are not so unsophisticated as highlighted one. Obviously, in comparison with previous technologies modern ones have their significance, hence, having utilized both versions, we should acquire the better one. The implementation of the production management software is relevant to them as well.

Conclusion. To recapitulate, the performance of certain types of projects, as a rule, may predispose to not only the one case of energy-saving but also several undiscovered tactics. Therefore, the electric drive to energy-saving achieve results in addressing issues of technological processes, taking into account the required comprehensive approach is. Electric drive system for technological process automation and electric drive is basically endeavored to adjust the quality of the corresponding electric drives or better management of the development of new systems and software to give great attention to the study of the problems of the present is one of the most pressing issues of the day.

Program management provides automatic and optimum control modes of technological process, enables the complex approach to decision the tasks of energy and resource saving in the electric drive, to receive high performance of production and to raise quality of production.

References

1. Braslavsky I. J., Ishmatov Z. Sh., Polyakov V. N. Energy-saving asynchronous electric drive. M.: Academy, 2004. 203 p.

2. Kamalov T. S., Toirov O. Z. Energy-saving electric drive and questions the choice of the frequency converter // Uzbek journal «Problems of computer science and Power engineering», 2013. № 1. P. 36-42.

^oice of material for making the inner rings of a self-lubricating plain bearings with a sleeve from a natural composite material Vrublevskaya V.1, Anikeyeva M.2 (Republic of Belarus) Выбор материала для изготовления внутренних колец подшипников скольжения самосмазывающихся с втулкой из природного

композиционного материала Врублевская В. И.1, Аникеева М. В.2 (Республика Беларусь)

'Врублевская Валентина Ивановна / Vrublevskaya Valentina — профессор, доктор технических наук, кафедра деталей машин, путевых и строительных машин; 2Аникеева Марта Владиславовна / Anikeyeva Marta — инженер 2 категории, соискатель,

кафедра материаловедения и технологии материалов, Белорусский государственный университет транспорта, г. Гомель, Республика Беларусь

Аннотация: данная статья посвящена изучению влияния различных марок сталей внутренних колец подшипника скольжения самосмазывающегося с втулкой торцово-прессового деформирования на триботехнические свойства узла трения. Получены зависимости коэффициента трения от скорости скольжения для выбранных сталей. Рассмотрена топография поверхности трения внутренних колец ПСС из различных марок сталей до и после триботехнических испытаний.

Abstract: this article is devoted to studying the effect of different types of steel inner rings of a self-lubricating plain bearing with a butt-pressing deformation sleeve on the tribological properties of the friction unit. The dependence of the friction coefficient from sliding velocity for selected steels have been obtained. The topography of the friction surface of the inner rings of a self-lubricating plain bearings of different types of steel before and after tribological experiments is considered.

Ключевые слова: подшипник скольжения самосмазывающийся, внутренние кольца, стали, коэффициент трения, топография поверхности.

Keywords: a plain self-lubricating bearing, the inner rings, steels, friction coefficient, surface topography.

Одним из методов повышения долговечности подшипников скольжения является правильный выбор материала контртела (внутреннего кольца), учитывающий его триботехнические и механические характеристики, температурную стойкость, совместимость материалов вала и втулки торцово-прессового деформирования (ТПД) [1].

Перспективным направлением увеличения ресурса работы узлов трения, работающих в абразивно -агрессивных средах, является замена стандартного материала внутреннего кольца подшипника скольжения самосмазывающегося с втулкой из природного композиционного материала торцово-прессового деформирования на недефицитные марки стали.

На основании анализа требований, предъявляемых к материалу внутренних колец ПСС, эксплуатируемых в условиях абразивно--агрессивных и влажных средах, выявлено, что он должен иметь высокую твердость поверхности, быть износостойким, прочным, противостоять динамическим и статическим нагрузкам [2, 3].

С учетом условий работы ПСС ТПД выбраны стали широко используемые в машиностроении -конструкционная среднеуглеродистая легированная Сталь 45Х и цементуемая низкоуглеродистая легированная Сталь 18ХГТ.

Проведены триботехнические испытания образцов из приведенных марок сталей, упрочненных соответствующими видами термической обработки, по схеме «вал - частичный вкладыш» на машине трения СМТ-1 [4]. Коэффициент трения (рис. 1) определялся по показаниям измерений момента трения, который регистрировался с помощью индуктивного датчика, встроенного в кинематическую схему машины и фиксировался при помощи механического самописца.

Сталь 45Х

.1

л -

4

б) 0,3

(ь.

50,25

I 0,2

5 0,15

I0'1

§■0,05 8

* о

Сталь 18ХГТ

,1

"2—

,3 'Л -

0,25 0,5 0,75 1 Скоростьскольжения v, м/с

0,25 0,5 0,75 1 Скоростьскольжения v, м/с

1 - N=100 Н; 2 - N=200 Н; 3 - N=300^ 4 - ^400Н

Рис. 1. Зависимость коэффициента трения от скорости скольжения для различных марок сталей

Из приведенных данных видно, что коэффициент трения незначительно повышается в зависимости от скорости скольжения при различных нагрузках. Выявлено, что коэффициент трения для внутренних колец ПСС из Стали 45Х и Стали 18ХГТ стабилизируется в области больших скоростей скольжения у=0,75...1 м/с и малых нагрузок Ы=100...200 Н. При небольших скоростях скольжения у=0,25...0,5 м/с и больших нагрузках Ы=300...400 Н коэффициент трения растет для внутренних колец подшипников скольжения самосмазывающихся. Коэффициент трения для внутренних колец ПСС из Стали 18ХГТ оказался меньше на 0,02...0,03, чем для внутренних колец подшипников скольжения самосмазывающихся из Стали 45Х. Наилучшие триботехнические характеристики внутренних колец ПСС из Стали 18ХГТ обусловлены большим процентным количеством легирующих элементов, которые улучшают прочность, твердость, износостойкость материала.

При изучении топографии поверхностей роликов из Стали 45Х, Стали 18ХГТ были выявлены следующие изменения (рис. 2).

Сталь 45Х до испытаний. Увеличение 2000х

Сталь 45Х после испытаний. Увеличение 2000х

Сталь 18ХГТ до испытаний. Увеличение 2000х

Сталь 18ХГТ после испытаний. Увеличение 2000х

Рис. 2. Топография поверхностей образцов из различных марок сталей

До испытаний на поверхности ролика обнаружены оттиски от режущего инструмента после механической обработки. По окончанию триботехнических исследований следы от обработки стальных роликов чуть заметны, а остальная его часть покрыта высокомолекулярными присадками. Их наличие объясняется переносом из композиционного природного материала вследствие повышения температуры в зоне контакта пары трения «ролик-частичный вкладыш». Таким образом, на поверхности трения происходит сглаживание микровыступов и одновременное и одновременное формирование граничного слоя смазки.

Предлагаемые материалы Сталь 45Х и Сталь 18ХГТ благодаря высоким показателям по триботехническим свойствам могут стать отличным заменителем стандартного материала &али 45, применяемого для изготовления внутренних колец ПСС.

Литература

Мышкин Н. К. Трение, смазка, износ. Физические основы и технические приложения трибологии. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. 368 с.

Невзорова А. Б. Подшипники скольжения самосмазывающиеся на основе модифицированной древесины: теория, технология, практика. Г.: БелГУТ, 2011. 254 с.

22

3. ВрублевскаяВ. И. Износостойкие самосмазывающиеся материалы. Г.: БелГУТ, 2000. 324 с.

4. ПрушакВ. Я. Методы испытаний материалов на трение и износ. М.: Вышэйшая школа, 1990. 64 с.

Influence of technological parameters on physical and mechanical properties

of twisted yarns Erkinov Z.1, Yusupkhodjaeva G.2, Parpiyev H.3, Sоdikov R.4 (Republic of Uzbekistan) Влияние технологических параметров на физико-механические свойства

крученой пряжи Эркинов З. Э.1, Юсупходжаева Г. А.2, Парпиев Х.3, Содиков Р. А.4 (Республика Узбекистан)

'Эркинов Зокиржон /Erkinov Zokirjon — старший научный сотрудник-соискатель; 2Юсупходжаева Гулноз / Yusupkhodjaeva Gulnoz - старший преподаватель, кафедра технологии шелка и прядения, факультет технологии текстильной промышленности, Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности, г. Ташкент; 3Парпиев Хабибулла /Parpiyev Habibulla - кандидат технических наук, доцент; 4Содиков Рашид Арипжанович /Sоdikov Rashid - старший преподаватель, кафедра технологии изделий текстильной промышленности, факультет технологии легкой промышленности, Наманганский инженерно-технологический институт. г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется техника и технология производства крученой пряжи. Приведены и проанализированы экспериментальные исследования по выработке крученой пряжи на машине двойного кручения VTS-08 фирмы «Volkmann». А также приведены теоретические и экспериментальные исследования по выработке более качественной крученой пряжи на новом устройстве.

Abstract: the article analyzes the technique and technology of production of twisted yarn. Presented and analyzed the experimental research on the development of twisted yarn on the machine double torsion VTS-08 of the company «Volkmann». Also, given the theoretical and experimental research on the development of more high-quality twisted yarn on the new device.

Ключевые слова: пряжа, кручение, ассортимент, техника, технология, двойное кручение, веретено, насадка, шарик, крутка, равномерное распределение.

Keywords: yarn, twisting, product range, technology, double torsion, spindle, head, ball, twist, uniform distribution.

Введение

В годы независимости в Узбекистане бурными темпами развивается текстильная промышленность, увеличивается ассортимент и повышается экпортная доля продукции за счет модернизации предприятий, внедрения новой техники и технологии.

Легкая промышленность стала стратегической отраслью экономики республики, развивающейся из года в год. Внедрение новых производственных технологий, использование высокопроизводительного современного оборудования в сочетании с эффективным управлением обеспечивают на предприятиях отрасли высокую производительность труда, рост объемов промышленного производства. При этом наблюдается ежегодный рост абсолютных показателей, а к общему ассортименту добавилось более 100 видов новых товаров легкой промышленности [1].

Текстильные материалы вырабатываются из высококачественной одиночной и крученой пряжи, выработанной с помощью новой техники и технологии. Известно, что крученая пряжа вырабатывается из нескольких одиночных или мононитей путем сложения и придания им необходимой прочности путем кручения.

В производстве крученых изделий посредством кручения создают разнообразные структуры нитей. В то же время процесс кручения является одним из самых трудоемких в производстве крученой пряжи. Поэтому вопросы совершенствования техники и технологии крутильного производства, а также ниточного производства уделяется большое внимание как в республике, так и за рубежом.

Внедрение полых веретен привело к быстрому росту усовершенствования техники и технологии кручения. Быстрый рост производства техники и технологии кручения привел к уменьшению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.