ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
ВЫБОР МАШИН ДЛЯ СБОРА И ПЕРЕРАБОТКИ ЛЕСОСЕЧНЫХ ОТХОДОВ ДЛЯ НУЖД ЭНЕРГЕТИКИ
А Н. СЛИНЧЕНКОВ, ст. преподаватель каф. го производства МГУЛ
В Московском государственном университете леса разработана методика расчета экономической доступности лесосечных отходов для использования их в энергетических целях. Методика позволяет разрабатывать экономически эффективные технологии и системы машин для сбора и переработки лесосечных отходов на топливную щепу для нужд местной энергетики, используя фактические данные оценки объемов этих отходов. Оценка объемов лесосечных отходов также входит в разработанную методику.
В работе рассмотрены две системы машин, работающие в цепочках:
1. Транспортная машина - рубитель-ная машина - автоконтейнеровоз со сменными контейнерами.
2. Транспортная машина - автоконтейнеровоз со сменными контейнерами - руби-тельная машина.
Транспортная машина предназначена для сбора лесосечных отходов и доставки их к погрузочному пункту в месте примыкания автодороги к лесосеке.
Рубительная машина перерабатывает лесосечные отходы на топливную щепу. В зависимости от объемов производства щепы и числа потоков лесосечных отходов машина может устанавливаться на лесосеке или во дворе потребителя.
Автоконтейнеровоз со сменными контейнерами, в зависимости от технологии, обеспечивает доставку топливной щепы или лесосечных отходов с лесосеки во двор потребителя. Дополнительные сменные контейнеры позволяют уменьшить до минимума простои машин.
Следует отметить, что работа транспортной машины разнесена во времени с ру-бительной машиной. Транспортная машина собирает лесосечные отходы и складирует их в штабеля на лесосеке у дороги. Рубительная машина работает с предварительно сформированными штабелями.
технологии и оборудования лесопромышленности разработке методики учитывался тот факт, что на практике предприятие не всегда имеет возможность приобрести состав оборудования, оптимизированный по заданным технико-экономическим критериям. Часто предприятие вынуждено выбирать оборудование исходя из своих возможностей, например финансовых или дополняя уже существующий парк машин. В конечном итоге выбор машин должен учитывать возможности предприятия, но при этом обеспечивать наилучшие экономические результаты. Методика состоит из четырех этапов, включающих учет лесосечных отходов на лесосеке, количественную оценку лесосечных отходов, расчет производительности отдельных машин с возможностью корректировки числа машин, экономические расчеты эффективности принятой системы машин и варианта технологического процесса.
Последние три этапа были реализованы в виде комплекса компьютерных программ, написанных в среде программирования Delphi 7. Программа предлагает пользователю удобный интерфейс, состоящий из четырех последовательно раскрывающихся форм.
При запуске программы появляется первая форма (рис. 1).
Рис. 1. Форма расчета объема лесосечных отходов
82
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2007
ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО
Рис. 2. Форма расчета производительности машин
Это форма оценки объема лесосечных отходов и их характеристик, необходимых для последующих расчетов производительности машин. В частности, число скоплений, среднее расстояние между скоплениями, средний объем одного скопления и пр. Исходными данными для заполнения этой формы служат результаты учета лесосечных отходов, полученные прямыми измерениями на лесосеке.
Вторая форма относится к расчету производительности машин (рис. 2).
Для этого необходимо выбрать вариант технологического процесса. Технология работ зависит от места установки рубительной машины. Затем вводятся данные по каждой машине. Программа определяет максимальную производительность каждой машины. Результат визуализируется в виде диаграммы в специальном окне (рис. 3).
В данном конкретном случае наименьшую производительность показывает автоконтейнеровоз - 11,43 м3/час. Эта производительность и будет определять производительность всей системы машин. Рубительная машина с производительностью 39,582 м3/ч будет простаивать. Заметим, что транспортная машина работает отдельно и ее производительность 23,633 м3/ч не влияет на производство щепы.
Программный комплекс предоставляет пользователю возможность скорректировать количество машин в системе. Например, принимая число автощеповозов равным 3, производительность системы будет примерно равной производительности рубительной машины - 34,291 м3/ч (рис. 3).
После корректировки числа машин пользователь переходит к окну экономических расчетов. В результате программа выдает удельные капитальные вложения, эксплуатационные затраты, приведенные затраты, сменную производительность и другие показатели (рис. 4).
Рис. 3. Диаграмма производительности машин до и после корректировки
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2007
83