Научная статья на тему 'Выбор концепции разработки корпоративных информационных систем для авиастроительного производства'

Выбор концепции разработки корпоративных информационных систем для авиастроительного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВИАСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / КОНЦЕПЦИИ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калачанов В.Д., Мантуров Д.В., Ефимова Н.С.

в статье представлен организационно-экономический механизм выбора концепции разработки корпоративных информационных систем для авиастроительного производства. Проведен анализ существующих в настоящее время методов выбора концепции разработки корпоративных информационных систем, сформулирован ряд требований к этим информационным системам применительно к авиастроению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калачанов В.Д., Мантуров Д.В., Ефимова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор концепции разработки корпоративных информационных систем для авиастроительного производства»

В.Д. Калачанов Д. В. Мантуров Н.С. Ефимова

ВЫБОР КОНЦЕПЦИИ РАЗРАБОТКИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО

ПРОИЗВОДСТВА

CHOICE OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF

CORPORATE INFORMATION SYSTEMS FOR AIRCRAFT MANUFACTURING PRODUCTION

Аннотация: в статье представлен организационно-экономический механизм выбора концепции разработки корпоративных информационных систем для авиастроительного производства. Проведен анализ существующих в настоящее время методов выбора концепции разработки корпоративных информационных систем, сформулирован ряд требований к этим информационным системам применительно к авиастроению.

Ключевые слова: авиастроительное производство, авиационная промышленность, информационная среда, корпоративные информационные системы, концепции разработки систем, организационно-экономический механизм.

Abstract: in article the organizational-economic mechanism of a choice of the concept of working out of corporate information systems for aviabuilding manufacture is presented. The carried out analysis of methods of a choice of the concept of working out existing now to corporate information systems, is formulated a number of requirements to these information systems with reference to aircraft engineering.

Keywords: aviabuilding manufacture, the aviation industry, the information environment, corporate information systems, system engineering concepts, the organizational-economic mechanism.

В последние годы экономика России развивается высокими темпами, ситуация в промышленности характеризуется устойчивым ростом. Следствием этого, в частности, стал переход многих российских предприятий от выжидательной позиции (для которой был характерен отказ от проектов, связанных с автоматизацией и информатизацией) к активной политике разработки и модернизации корпоративных информационных систем. В российской промышленности осуществляются попытки научиться эффективному управлению производством за счет применения современных информационных технологий [1; 2; 3]. В связи с этим требуется формирование организационно-экономического механизма выбора концепции разработки корпоративных информационных систем, в частности. для предприятий авиастроительного производства.

В настоящее время авиастроительное производство является одной из наиболее конкурентоспособных отраслей российской промышленности на мировом рынке. Для сохранения текущих и завоевания новых позиций требуется совершенствование механизмов управления предприятиями авиационной промышленности, разработка и внедрение новых информационных технологий и повышение их экономической эффективности. В связи с этим необходимо рассмотреть организационно- экономический механизм разработки и экономического обоснования выбора корпоративных информационных систем для авиастроительного производства.

В России культура применения информационных технологий в экономике находится на этапе формирования, поэтому многие теоретические и методологические аспекты разработки корпоративных информационных систем, а тем более вопросы построения эффективной системы управления предприятием на основе информационных технологий не имеют достаточной разработанности.

Механизм выбора концепции разработки корпоративных информационных систем (КИС) для предприятий авиационной промышленности в современных финансовых условиях направлен на решение следующих задач:

- систематизация существующих подходов и методов экономического

обоснования разработки корпоративных информационных систем для предприятий;

- совершенствование тендерного метода выбора базовой системы для разработки корпоративных информационных систем с использованием метода экспертных оценок;

- разработка системы показателей, на основе значений которых осуществляется выбор концепции разработки корпоративных информационных систем;

- разработка информационного обеспечения организационно-экономического механизма выбора концепции разработки корпоративных информационных систем;

- разработка требований к экспертам, осуществляющим оценку концепции разработки корпоративных информационных систем;

- адаптация методов оценки экономической эффективности инвестиций в информационные технологии для оценки разработанного организационно-экономического механизма выбора концепции разработки корпоративных информационных систем.

В применяемых в настоящее время методах выбора концепции разработки КИС сформулирован ряд требований к информационным системам, которыми необходимо руководствоваться при выборе концепции разработки системы:

- интегрированность системы: изменения в одной ее части должны автоматически влиять на показатели в других взаимосвязанных частях;

- процедуры в автоматизированных системах должны быть действительно автоматизированы;

- система должна обеспечивать реализацию бизнес-процессов и процедур, которые существуют либо должны существовать;

- система должна давать руководителю возможность получать оперативную информацию в объеме достаточном для принятия оперативных решений;

- система должна быть легка в обучении и использовании, чтобы рядовой сотрудник мог научиться выполнять свои обязанности при ее помощи за максимально короткое время;

- в системе должна быть заложена возможность без помощи программиста редактировать все необходимые отчеты и документы, менять их форму и создавать собственные форматы;

- в системе должны быть заложены процедуры контроля, сводящие ошибки к минимуму;

- в системе должна быть возможность так называемого «журналирования» операций: система позволяет отследить, кто и когда внес изменения в том или ином файле и какая запись была до этих изменений;

- в системе должны присутствовать надежные программы защиты данных и функции распределения прав доступа.

При выборе концепции разработки КИС в промышленности чрезвычайно важно связать внешние критерии выбора (описанные выше) с внутренними, такими как:

- бюджет проекта. Во-первых, цена проекта. Во-вторых, показатели ROI (возврат на вложенные инвестиции) и TCO (совокупная стоимость последующего владения системой).

- люди. Концепция должна позволить минимизировать состав команды разработки и внедрения со стороны предприятия и последующее сопровождение внутренними силами.

- время. Дефицит этого ресурса не позволяет предприятиям реализовывать слишком длительные проекты, каким бы качественным не представлялся их конечный результат.

Одним из наиболее важных этапов на пути разработки КИС остается предпроектная подготовка предприятия. По оценкам поставщиков ПО для бизнеса, до

30% затрат на проекты по автоматизации управления предприятиями составляют затраты на предпроектное консультирование потенциального клиента. Также значительны расходы ресурсов самого предприятия на этой стадии. Ведь КИС - это лишь мощный технический инструмент. Поэтому при принятии решений, касающихся политики предприятий авиастроительного производства в сфере информационных технологий, стоит акцентировать внимание не только на технических вопросах внедрения (приобретение ПО, компьютеров, настройка системы и т. п.), но главным образом на разработке и применении методологии разработки информационной системы.

Именно это обстоятельство определяет важность предваряющего автоматизацию этапа, включающего создание рациональных технологий управления бизнес процессами, приведение всех форм учета предприятия, в том числе бухгалтерского, в соответствие с решаемыми задачами управления. В рамках предпроектного этапа:

- формализуется информация о действующих формах учета и документообороте предприятия;

- детализируются и формализуются бизнес-процессы предприятия «как есть»;

- выявляются задачи, подлежащие автоматизации;

- выявляются «узкие места» в бизнес процессах предприятия;

- проводится реинжиниринг бизнес-процессов с целью оптимизации управления;

- оценивается уровень знаний специалистов предприятия в области информационных технологий;

- определяется потенциально возможный уровень автоматизации управления предприятием.

Руководством предприятия определяется место проекта по разработке КИС в общей стратегии развития предприятия, последовательность автоматизации отдельных сегментов деятельности предприятия (видов деятельности, бизнес процессов, структурных подразделений), требования к информационной системе с учетом имеющих место ограничений.

Анализ бизнес-процессов предприятия позволяет определить общие требования к информационной системе и выделить специфические особенности бизнеса предприятия авиационной промышленности. Именно эти особенности, как правило, и являются определяющим фактором при принятии решения о выборе той или иной концепции разработки системы. Подготовленная с учетом общих и специфических требований спецификация информационной системы является основой при выборе конкретного программного комплекса из имеющихся на рынке. При этом важно не только сопоставить характеристики систем с разработанной спецификацией, но и объективно оценить принципиальную возможность и стоимость необходимых доработок, обусловленных спецификой предприятия авиационной промышленности.

Выбор концепции разработки КИС напрямую зависит от методов управления, используемых на предприятии авиационной промышленности, которые в свою очередь зависят от типа производства. Предприятия авиастроительного производства выпускают сложную наукоемкую продукцию, поэтому эта отрасль заинтересована во внедрении КИС.

Анализ методов выбора концепции разработки КИС, применяемых на практике в настоящее время, показывает, что пробелы в этой области довольно значительны. Часть методов не содержит действенных механизмов экономической оценки эффективности разработки КИС на предприятии. Часто в существующих методах нет эффективного механизма разделения систем на классы в соответствии с их возможностями. Многие методы основаны на нечетких, часто неизмеримых и трудно оцениваемых, показателях, на основе значений которых осуществляется выбор концепции разработки КИС. При этом системы показателей, применяемые в этих методах, являются фрагментарными и противоречивыми.

Наличие перечисленных выше недостатков обуславливает необходимость разработки эффективного организационно-экономического механизма выбора концепции разработки КИС для предприятий авиапромышленности. В рамках этого механизма должен быть усовершенствован тендерный метод выбора базовой системы для разработки КИС с применением метода экспертной оценки, в частности:

- разработана четкая система показателей, содержащая измеримые или легко экспертно оцениваемые показатели;

- определены источники информации о базовых системах;

- определены требования к экспертам, оценивающим концепции.

Поэтому предлагаемый организационно-экономический механизм выбора концепции разработки КИС для предприятий авиационного авиапромышленности основан на экономическом обосновании выбора концепции разработки КИС для предприятий, системе показателей, на основе значений которых осуществляется выбор концепции разработки КИС, и тендерном методе выбора базовой системы для разработки КИС с использованием метода экспертных оценок.

Под концепцией разработки КИС предприятия обычно понимается совокупность базовой системы, на основе которой разрабатывается КИС; жизненного цикла; организационных решений и информационного обеспечения. Концепция разработки КИС характеризуется функциональностью системы, сроками, стоимостью и рисками разработки, внедрения и эксплуатации КИС показана в таблице (см. подробнее [1]).

Таблица

Характеристики концепции разработки корпоративных информационных систем

Вариант внедрения существующей КИС Вариант внутрикорпоративной разработки

Функциональность базовой системы. (Под базовой системой понимается готовое программное обеспечение, имеющееся на рынке, и требующее доработки под конкретные требования предприятия.)

Сроки внедрения КИС, включающие, в том числе, сроки необходимых доработок базовой системы. Сроки разработки и внедрения КИС.

Стоимость внедрения и сопровождения КИС, включая стоимость необходимых доработок базовой системы. Стоимость разработки, внедрения и сопровождения КИС.

Риски внедрения и сопровождения КИС. Риски разработки, внедрения и сопровождения КИС.

Организационно-экономический механизм выбора концепции разработки КИС для предприятий авиапромышленности является совокупностью процессов, организационных решений, методов оценки и выбора, критериев отбора, направленных на выбор концепции разработки КИС, в наибольшей степени отвечающей требованиям предприятия.

Информационное и методологическое обеспечение предлагаемого

организационно-экономического механизма показана на рисунке.

Применение разработанного организационно-экономического механизма выбора концепции разработки КИС обеспечит повышение эффективности инвестиций предприятия в информационные технологии. Экономический эффект от применения организационно-экономического механизма выбора концепции разработки КИС достигается за счет следующих выгод:

- снижение риска потери инвестиций предприятия при вложении их в разработку

и внедрение неэффективной системы;

- снижение стоимости разработки и внедрения КИС;

- снижение риска увеличения стоимости проекта в связи с возникновением незапланированных расходов;

- снижение расходов на разработку и внедрение КИС на предприятии за счет затрат на освоение системы сотрудниками (как пользователями, так и специалистами по информационным технологиям).

Отличительными особенностями авиационной промышленности, влияющими на организационно-экономический механизм выбора концепции разработки КИС, являются:

- взаимодействие с большим количеством внешних объектов (поставщиков, покупателей);

- длительный жизненный цикл продукции;

- продукция предназначается как для гражданских, так и для военных целей;

- большое количество государственных регламентирующих документов,

обязательных для исполнения;

- высокая наукоемкость и трудоемкость изготовления продукции;

- большой объем опытных работ и испытаний;

- высокая стоимость продукции;

- высокие требования к надежности и безопасности продукции;

- высокие производственные, коммерческие и эксплуатационные риски.

Каждое предприятие в авиапромышленности имеет свою специфику, связанную с выпускаемой продукцией. Такая специфика оказывает влияние на выбор концепции разработки КИС для предприятия.

На принятие решения о выборе концепции разработки КИС предприятия авиапромышленности влияют следующие факторы:

- Эксплуатационные качества базовой системы функциональность, эргономичность, перспективность, надежность, безопасность.

- Стоимость разработки, внедрения и эксплуатации системы (в том числе стоимость доработки базовой системы до требуемой функциональности, стоимость интеграции, стоимость оборудования).

- Сроки разработки и внедрения системы (в том числе сроки доработки базовой системы до требуемой функциональности и сроки интеграции).

- Риски разработки, внедрения и эксплуатации информационной системы.

Рис. Информационное и методическое обеспечение организационно-экономического механизма

выбора концепции разработки КИС

Организационно-экономический механизм выбора концепции разработки КИС для предприятий авиационной промышленности состоит из следующих основных этапов: 1. Подготовка к выбору концепции.

Выполнение данного этапа может занимать 1-2 месяца. Результатами выполнения задач этого этапа являются детальные требования к КИС предприятия, адаптированная система

показателей.

2. Отбор концепций разработки КИС для экспертизы.

Выполнение данного этапа может занимать 1-2 месяца. Выполнение задач этого этапа может быть начато параллельно с выполнением некоторых задач первого этапа. Результатом выполнения задач этого этапа являются концепции разработки системы.

3. Экспертиза концепций разработки КИС.

Выполнение данного этапа может занимать около 1 месяца. Выполнение задач этого этапа может быть начато только после выполнения всех задач второго этапа. Результатами выполнения задач этого этапа являются интеграционные оценки эксплуатационных качеств систем, обобщенная оценка стоимости, комплексные риски разработки и эксплуатации систем.

4. Сравнительный анализ концепций разработки КИС. Выбор концепции.

Выполнение данного этапа может занимать 1-2 месяца. Выполнение задач этого этапа

может быть начато параллельно с выполнением некоторых задач третьего этапа. Результатом выполнения задач этого этапа является выбранная концепция разработки системы. При использовании организационно-экономического механизма выбора концепции разработки КИС, в качестве специалистов по информационным технологиям могут быть привлечены специалисты в области информационных технологий из сторонних организаций (например, консультанты из консалтинговых компаний), не связанные с поставщиками базовых систем или сотрудники подразделения информационных технологий предприятия, для

которого осуществляется выбор системы.

В статье обоснован выбор концепции разработки корпоративных информационных систем для авиастроительного производства. Определено место разработанного механизма в модели жизненного цикла разработки системы. Применение разработанного механизма предприятиями авиастроительного производства позволит выбрать концепцию разработки корпоративной информационной системы, в наибольшей степени отвечающей требованиям предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Калачанов В.Д., Рыжко А.Л., Клеев И.В. , Рыбников А.И. Информационный менеджмент на предприятии авиастроения. - М., 2011.

2. Калачанов В.Д., Жидаев С.С., Рыжко Н.А. Оценка экономической эффективности внедрения процессно-ориентированных информационных систем при организации производства продукции в авиаприборостроении: Организатор производства. -М., 2011, С.37-39

3. Комолов А.В. Моделирование бизнес-процессов предприятия в рамках разработки стратегии его развития: Стратегическое планирование и развитие предприятий. - М., 2004, С.75-82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.