Научная статья на тему 'ВЫБОР КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ'

ВЫБОР КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
КОМПОЗИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПЛАСТМАССЫ / ПОЛИМЕРЫ / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / ДЕТАЛИ / РЕМОНТ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Хабсихов А.Ж.

Композитные материалы - пластмассы и полимеры - по своим характеристикам могут заменить ряд металлических деталей в грузовых автомобилях. Современные грузовики КамАЗ изготовлены с применением углепластиковых баллонов высокого давления для тормозной системы автомобиля. Для ремонта автомобилей КамАЗ также может быть применен углепластик - новые полимерные баллоны могут заменить стальные баллоны тормозной системы старых модификаций автомобилей КамАЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF COMPOSITE MATERIALS FOR REPAIR OF PARTS OF KAMAZ CARS

Composite materials - plastics and polymers - by their characteristics can replace a number of metal parts in trucks. Modern KamAZ trucks are manufactured using high-pressure carbon-fiber cylinders for the vehicle's brake system. For the repair of KamAZ vehicles, carbon fiber can also use - new polymer cylinders can replace the steel cylinders of the brake system of old modifications of KamAZ vehicles.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ»

УДК 678

Хабсихов А.Ж.

магистрант технического факультета Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина (Казахстан, г. Нур-Султан)

ВЫБОР КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РЕМОНТА ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ

Аннотация: композитные материалы - пластмассы и полимеры - по своим характеристикам могут заменить ряд металлических деталей в грузовых автомобилях. Современные грузовики КамАЗ изготовлены с применением углепластиковых баллонов высокого давления для тормозной системы автомобиля. Для ремонта автомобилей КамАЗ также может быть применен углепластик - новые полимерные баллоны могут заменить стальные баллоны тормозной системы старых модификаций автомобилей КамАЗ.

Ключевые слова: композитные материалы, пластмассы, полимеры, автомобилестроение, детали, ремонт.

Актуальность проблемы использования композитных материалов для ремонта деталей автомобилей КамАЗ обусловлена тем важнейшим значением, которое имеет для Казахстанской экономики транспортная отрасль. Одна из самых распространенных марок грузовых автомобилей в Республике Казахстан - это седельные тягачи и бортовые магистральные автомобили КамАЗ производства Публичного акционерного общества «КамАЗ» (акроним от Камского автомобильного завода). КамАЗ является одним из крупнейших производителей грузовых автомобилей. В 2012 году с его конвейера сошел двухмиллионный грузовик. В связи с этим весьма востребованными и актуальными являются услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей марки КамАЗ.

Термопластичный композиционный материал, иначе говоря, композит -это гетерогенный многофазный материал из двух или более компонентов с чёткой границей раздела между ними и качественно новыми свойствами при сохранении химической индивидуальности каждого компонента. Состоит из пластичной основы (матрицы), служащей связующим материалом, и включений различных компонентов в виде порошков, волокон и т.д. (наполнитель).

Матрица обеспечивает монолитность материала, передачу и распределение напряжений между наполнителем, определяет герметичность, тепло-, влаго-, огне- и химстойкость композита, его технологические, а также теплофизические, электро- и радиотехнические свойства. Оптимальное сочетание эксплуатационных и технологических свойств направленно регулируют свойствами и содержанием матрицы и наполнителя, взаимодействуя между ними на границе раздела фаз, ориентацией наполнителя.

Использование нескольких матриц (полиматричные композиты) или наполнителей различной природы (гибридные композиты) расширяет возможности регулирования свойств композитов. В качестве матрицы термопластичных композиционных материалов используются базовые марки полимеров. Полимеры - высокомолекулярные соединения, молекулы которых (макромолекулы) состоят из большого числа повторяющихся группировок, или мономерных звеньев, соединенных между собой химическими связями. Современный ассортимент полимеров достаточно широк, они обладают различным уровнем упругопрочностных свойств и деформационной теплостойкости. Эти характеристики позволяют все более широко использовать их в машиностроительной отрасли, в первую очередь - в автомобилестроении.

А.С. Кичигин в своей статье «Пластмассовая эволюция», опубликованной в журнале «Нефтехимия», отмечает, что в настоящее время для автопроизводителей КамАЗов активно поставляются пластмассовые материалы и комплектующие. Поставки идут от челябинского научно-производственного объединения «Урал». В перечень поставок входят двадцать различных деталей,

материалом для создания которых служит углепластик. В качестве примера можно привести изготовленный из углепластика баллон высокого давления в тормозной системе. Для большегрузного автомобиля необходимо шесть баллонов. До настоящего времени использовались стальные баллоны, которые отличались более высоким весом. Кроме того, в силу специфики использования стальные баллоны были подвержены процессу коррозии. Углепластиковые же баллоны можно назвать «вечными», так как они не подвержены никаким воздействиям окружающей среды. В современных КамАЗах много пластиковых деталей, их вес составляет примерно 40 килограммов на каждый автомобиль.

Углепластиковые баллоны нового поколения можно использовать и для ремонта грузовых автомобилей, так как их габаритные размеры и конструкционные особенности в точности совпадают с размерами и конструкцией стальных баллонов в тормозных системах КамАЗов предыдущих модификаций.

Таким образом, в современном автомобилестроении все более активно используются композитные материалы - пластмассы и полимеры. Их характеристики делают их хорошей заменой металлическим деталям. В современных автомобилях марки КамАЗ применяется углепластик - из этого материала делают баллоны высокого давления для тормозной системы автомобиля. Также углепластиковые баллоны могут быть применены для замены износившихся стальных баллонов автомобилей КамАЗ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Индикаторы цифровой экономики 2018: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, М.А. Кевеш, Г.Г. Ковалева, М.Н. Коцемир, И.А. Кузнецова, И.С. Лола, Г. В. Остапкович, З.А. Рыжикова, С.Ю. Фридлянова. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. - 320 с.

Каблов Е.Н. Материалы и технологии ВИАМ для «Авиадвигатель» // Пермские авиационные двигатели: информ. бюл. 2014. №31. С. 43-47. Кичигин А.С. Пластмассовая эволюция // Нефтехимия РФ. 2016. №2. С. 1-4. Тимошков П. Н., Хрульков А. В., Язвенко Л. Н. Композиционные материалы в автомобильной промышленности (обзор). Электронный научный журнал "ТРУДЫ ВИАМ". 2017 год. [Электронный ресурс] URL: http://viam-works.ru/ru/articles?art_id=1117 (Дата обращения 11.03.2020)

Khabsikhov A.Z.

master's student of the technical faculty Kazakh Agro Technical University named Seifullina (Kazakhstan, Nur-Sultan)

SELECTION OF COMPOSITE MATERIALS FOR REPAIR OF PARTS OF KAMAZ CARS

Abstract: composite materials - plastics and polymers - by their characteristics can replace a number of metal parts in trucks. Modern KamAZ trucks are manufactured using high-pressure carbon-fiber cylinders for the vehicle's brake system. For the repair of KamAZ vehicles, carbon fiber can also use - new polymer cylinders can replace the steel cylinders of the brake system of old modifications of KamAZ vehicles.

Keywords: composite materials, plastics, polymers, automotive, parts, repair.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.