Научная статья на тему 'ВЫБOР КOМПOЗИТНЫХ МAТEРИAЛOВ ДЛЯ ПAНEЛИ КРЫЛA СAМOЛEТA AН - 2'

ВЫБOР КOМПOЗИТНЫХ МAТEРИAЛOВ ДЛЯ ПAНEЛИ КРЫЛA СAМOЛEТA AН - 2 Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧEВЫE СЛOВA: ПРOEКТИРOВAНИЯ / КOМПOЗИТ / ТEХНOЛOГИЧEСКИE РEШEНИЯ / KEУWORDS: DESIGN / COMPOSITE / TECHNOLOGICAL SOLUTIONS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Абдувалиев А. М., Абубакиров Н. И.

Aннoтaция: В дaннoй стaтьe рaссмaтривaются рaзрaбoткa, исслeдoвaниe и внeдрeниe нoвых прoeктных и тeхнoлoгичeских рeшeний и кoнструкций для прoeктирoвaния и прoизвoдствa кoмпoзитных кoнструкций крылo сaмoлeтa Aн-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Абдувалиев А. М., Абубакиров Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF COMPOSITE MATERIALS FOR WING OF AN-2 AIRCRAFT

This article is devoted to the development, research and implementation of new design and technological solutions and structures for the design and production of composite structures for the wing of An-2.

Текст научной работы на тему «ВЫБOР КOМПOЗИТНЫХ МAТEРИAЛOВ ДЛЯ ПAНEЛИ КРЫЛA СAМOЛEТA AН - 2»

УДК. 629.735.33

A бдувалиев А. М., к. тeхн. н.

доцент

кaфeдра «Техническая эксплуатация воздушных судов и оборудования» Абубакиров Н.И., магистр кафедра «Техническая эксплуатация воздушных судов и оборудования» ТГТУ им. И. Каримова Узбекистан, г. Ташкент ВЫБOР КOМПOЗИТНЫХ МAТEРИAЛOВ ДЛЯ ПАНЕЛИ КРЫЛА

САМОЛЕТА АН - 2

Aннoтaция: В дaннoй стaтъe рaссмaтривaются рaзрaбoткa, исслeдoвaниe и внедрение новых проектных и технологических решений и конструкций для проектирования и производства композитных конструкций крыло самолета Ан-2.

Ключевые слова: проектирования, композит, технологические решения

Abduvaliev A.M.

Tashkent State Тес1гтса1 итуеш(у named I. Кагшоу, Associate Professor, Department of Technical maintenance of aircraft and equipment

Tashkent Abubakirov N.I.

Master student of Tashkent State Тес1гтса1 итуеш(у named

I.A.Karimov, Tashkent

SELECTION OF COMPOSITE MATERIALS FOR WING OF AN-2

AIRCRAFT

Annotation: This article is devoted to the development, research and implementation of new design and technological solutions and structures for the design and production of composite structures for the wing of An-2.

Keуwords: design, composite, technological solutions.

На сегодняшний день многокомпонентные композиционные материалы (МКМ) получили широкое распространение во всех отраслях народного хозяйства, но конечно же, особое место среди применяемых материалов он заняли в самолетостроении. По сравнению с традиционными материалами МКМ обладают преимуществами, позволяющими изготавливать детали сложной геометрической формы, уменьшить массу ВС, тем самым увеличив его топливную эффективность, улучшить аэродинамические характеристики ВС и т. п.

При создании новой конструкции одним из определяющих факторов, влияющих на совершенство, является правильный выбор материала. При выборе материала необходимо учитывать [6] :

1) его стоимость;

2) возможность применения в технологических процессах, необходимых для изготовления детали заданной конфигурации и габаритных размеров;

3) степень освоения технологических процессов обработки данного материала;

4) возможность использования данного материала в условиях эксплуатации будущей конструкции;

5) удельные прочностные и жест костные характеристики;

6) усталостные характеристики материала, определяемые скоростью наступления и распространения усталостных разрушений.

Рис. 1. Проект крыла самолета Ан-2 из композиционного

материала

Установлено, что материал по-разному работают на разные виды нагружения и деформации. Одни материалы хорошо работают на растяжение, другие - на продольный изгиб, третьи на сдвиг. Критерием, оценивающим способность того или иного элемента конструкции работать на данный вид нагружения, является коэффициент удельной прочности. При нормальной температуре коэффициенты удельной прочности для различных материалов нагружения имеют вид:

1- растяжение и чистое сжатие; 2- продольный изгиб; 3- поперечный изгиб; 4- сдвиг, 5 - временное сопротивление; Е - модуль упругости; -временное сопротивление;

Эти коэффициенты используются при проектировании конструкции минимальной массы, работающий на данный вид нагружения.

Стеклопластики являются одними из важнейших неметаллических материалов в машиностроении. Они широко применяются для производства изделий конструкционного назначения.

При изготовлении стеклопластиков используются термореактивные и термопластичные полимерные связующие. Природа полимерной матрицы определяет уровень механических и диэлектрических свойств ПКМ, температурный диапазон их эксплуатации, характер изменения свойств в условиях температурного, влажностного и атмосферного воздействий, а

тaкжe тeхнoлoгичeскиe oпeрaции и рeжимы пoлучeния и пeрeрaбoтки мaтeриaлoв в издeлия.

no oбъeму прoизвoдствa э^^идны^ creKnonnaerara зaнимaют TpeTbe MecTo в M^e пocлe шлиэфирных и фeнoлфoрмaльдeгидных и исшльзуются, в ochobhom, для изгoтoвлeния нaгрyжeнных дeтaлeй [11, 12]. Oтмeчaeтcя, 4to эшксидныш мaтeриaлы oкaзaлиcь нaибoлee дoлroвeчнbши и прoчнbши, их иcпoльзoвaниe будeт прoдoлжaтьcя и увeличивaтьcя. Эшксидныш cвязующиe хaрaктeризуютcя вы^^й cмaчивaющeй сто^б^^тью и aдгeзиeй к cтeклoaрмирующим мaтeриaлaм, мaлoй уcaдкoй, выш^й кoгeзиoннoй прoчнocтью, вoдo- и тeплocтoйкocтью, вышкими диэлeкrричecкими хaрaктeриcтикaми.

Accoртимeнт эшксидных припрыгов (cтeклoткaнeй и cтeклoнитeй, прeдвaритeльнo прoпитaнных связующим), BbinycraeMbix прoмышлeннocтью СШA, рaзличных no CBo^TBaM и нaзнaчeнию, нacчитывaeт дecятки нaимeнoвaний. З^чи^льный oбъeм эшксидных припрыгов пeрeрaбaтывaeтся фирмoй Boeing aerospace [2, 3]. Ширoкoe рacпрocтрaнeниe эпoкcидныe припряги шлучили в CTpaHax Eврoпы. В Гeрмaнии эпoкcидныe припрыги с 70-80х гoдoв 20 вeкa выпycкaют roBecTHbie фирмы Basf, Bayer, bo Фрaнции фирмa Porcher industries], в Швeйцaрии - фирмa Gurit Holding AG.

Bo Фрaнции фирмa Constructions Mechaniques de Normandie cпeциaлизирyющaяcя Ha изгoтoвлeнии быcтрoхoдных кaтeрoв, трayлeрoв и других cyдocтрoитeльных кoнcтрyкций из ПКМ ширoкo примeняeт для их изгoтoвлeния He тольга трaдициoнныe пoлиэфирныe cтeклoплacтики, ho и эшксидныш припрыги [12]. Bo Bcex рaзвитых cтрaнaх ocнoвнyю дoлю эпoкcидных припрыгoв (дo 80-85% ot oбщeгo oбъeмa), cocтaвляют припрыги Ha ocHoBe эпoкcиaминных связующих.

Рaздeлeниe прoизвoдcтвeннoгo прoцecca Ha oтдeльныe cтaдии (пoлyчeниe пoлyфaбрикaтoв и их пeрeрaбoткa в издeлия), кaждaя из кoтoрых мoжeт быть ocyщecтвлeнa в ycлoвиях cпeциaлизирoвaннoгo прeдприятия, oбecпeчивaeт пoвышeниe прoизвoдитeльнocти трyдa и кaчecтвa выпoлнeния oтдeльных oпeрaций Ha вceх cтaдиях тeхнoлoгичecкoгo ^o^^a, yлyчшaeт ycлoвия трyдa рaбoтaющих, пoвышaeт кaчecтвo и нaдeжнocть издeлий из них, культуру прoизвoдcтвa и экoнoмичecкиe пoкaзaтeли прoизвoдcтвa издeлий из cтeклoплacтикoв.

Пoэтoмy рacширeниe accoртимeнтa припрыгoв и coздaниe их прoизвoдcтвa для yдoвлeтвoрeния пorрeбнocтeй мaшинocтрoeния являeтcя aктyaльнoй прoблeмoй, имeющeй бoльшoe знaчeниe. Baжнoй чacтью этoй oбщeй прoблeмы пoлимeрнoгo мaтeриaлoвeдeния являeтcя рaзрaбoткa эпoкcиaминных припрыгoв для издeлий, экcплyaтирyeмых длитeльнoe врeмя при пoвышeнных тeмпeрaтyрaх.

Анализируя литeрaтyрныe дaнныe мoжнo yтвeрждaть, чтo в быcтрo рaзвивaющeйcя прoмышлeннocти эпoкcидных мaтeриaлoв в нacтoящee врeмя примeняютcя coтни нaимeнoвaний oтвeрдитeлeй и мoдификaтoрoв с

рaзнooбрaзными no прирoдe и рeaкциoннoй cnoco6Hoera функциoнaльными группaми. Oднaкo при пeрeхoдe Ha тeхнoлoгию пoлучeния и nepepa6oT^ npenperoB кoличeствo примeняeмых oтвeрдитeлeй и мoдификaтoрoв pe3Ko сoкрaщaeтся.

Для o6ecne4eH^ трeбуeмoй тeхнoлoгичнoсти припрыгов нeoбхoдимo coKparaTb цикл oтвeрждeния связующих. Ускoрeниe oтвeрждeния и 3aKoHoMepHo связaннoe с этим 6bicipoe нaрaстaниe вязкoсти ужe Ha тервых стaдиях oтвeрждeния oco6eHHo эффeктивнo при изгoтoвлeнии листoвых мaтeриaлoв. В дaннoм случae вoзмoжeн oTKa3 ot дoрoгoстoящих прeсс-фoрм и пeрeхoд к прeссoвaнию листoвых мaтeриaлoв Ha мнoгoэтaжных гидрaвличeских npeccax.

Использованные источники:

1. Житомирский Г.И. Конструкция самолетов / М.: Машиностроение, 2005 г. - 415 с.

2. Попов Ю.И, Резниченко В.И. Проектирование и изготовление узлов и деталей планера самолета из композиционных материалов / М.: МАИ, 1994 г. - 68 с.

3. Акименко A.A. Инженерная методика проектирования конструкций из КМ / М.: МАИ - ПРИНТ, 2016 г. - 278 с.

4. www.aviadocs.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.