Научная статья на тему 'Выбор города Ярославля для строительства резиноасбестового комбината (1928-1932 годы)'

Выбор города Ярославля для строительства резиноасбестового комбината (1928-1932 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
219
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ХИМИЯ / ЯРОСЛАВСКИЙ РЕЗИНОАСБЕСТОВЫЙ КОМБИНАТ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ВЫБОР МЕСТА / РАСХОДЫ СТРОИТЕЛЬСТВА / МОСКВА / ЯРОСЛАВЛЬ / HISTORY / CHEMISTRY / YAROSLAVL RUBBERASBESTOS COMPLEX / CIVIL ENGINEERING / SITE SURVEY / BUILDING EXPENSES / MOSCOW / YAROSLAVL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сельская Валентина Андреевна

Статья посвящена комплексному исследованию выбора места для строительства резиноасбестового комбината в период индустриализации СССР. Описывается выбор места комбината по общей сумме расходов на его строительство: транспортные издержки по доставке сырья и материалов и развозу готовой продукции комбината, стоимость стройматериалов, зарплата строителей, затраты на жилстроительство, а также обеспеченность путями сообщения, топливом, водой, энергией, рабочей силой. Раскрыты проблемы месторасположения девяти пунктов предполагаемого строительства: Москва, Кашира, Кинешма, Ярославль, Нижний Новгород, Ульяновск, Воронеж, Ростов-на-Дону и Калач. Показано подробное исследование пунктов наиболее вероятного строительства комбината Москвы и Ярославля по показателям рабочей силы и подготовки кадров на месте строительства, по зарплате рабочих, по расходу топлива, пара, электроэнергии, а также по обеспеченности земельным участком и жилищным строительством. Дан общий анализ разницы расходов в пользу строительства комбината в Ярославле. Предпринята попытка раскрыть основные причины, вследствие которых принимались попытки строительства комбината в Москве.Кроме цифровых показателей, являющихся убедительными, автор приводит и другие причины, влияющие на место выбора строительства комбината, как-то: более равномерный процесс индустриализации по территории СССР и наиболее выгодное стратегическое положение Ярославля, расположение земельного участка у строящейся Ляпинской электростанции, значительно удешевляющее стоимость электроэнергии и пара. Особое внимание обращается на то, что при строительстве комбината в Ярославле разгрузится московский железнодорожный узел и облегчит напряженные центральные грузоперевозки.Для анализа научных изысканий были использованы архивные данные. Материал статьи может быть использован при изучении и исследовании вопросов по истории химической промышленности Ярославского края, а также при подготовке учебных пособий, лекционных курсов и в качестве исторической справки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selecting the city of Yaroslavl for the construction of rubber-plant (1928-1932)

The article is devoted to complex research of site selection for the construction of rubber-plant in the period of industrialisation of the USSR. We describe the choice of the plant on the total cost of its construction: transport costs of raw materials and delivering finished products of the plant, the cost of materials, wages of builders of residential housing, as well as providing means of communication, fuel, water, energy and labour. To solve the problem of location of the proposed construction, nine items were proposed: Moscow, Kashira, Kineshma, Yaroslavl, Nizhny Novgorod, Ulyanovsk, Voronezh, Rostov-on-Don and Kalach. We show detailed study of the most likely points of construction of the plant in Moscow and Yaroslavl in terms of manpower and training at the construction site, wage of workers, fuel consumption, steam, electricity, as well as providing land and housing. We provide a general analysis of the difference in favour of the construction cost for the plant in Yaroslavl. An attempt was made to reveal the main reasons for which attempts to build the plant in Moscow were made. In addition to digital indicators, which are compelling, the author presents other factors influencing the choice of place of building of the plant as well, to be precise: a more uniform process of industrialisation in the territory of the USSR and the most strategic location in Yaroslavl, location of the land from Lyapino power plant under construction, significantly reducing the cost of electricity and steam. Particular attention is drawn to the fact that the construction of the plant in Yaroslavl unloaded Moscow railway junction and eased the tension of central trucking. For the analysis of scientific research archival data were used. The material can be used in the study and research questions on the history of the chemical industry of Yaroslavl land, as well as in the preparation of textbooks, lectures, and as a historical reference.

Текст научной работы на тему «Выбор города Ярославля для строительства резиноасбестового комбината (1928-1932 годы)»

УДК 94(470)"1917/1991"

Сельская Валентина Андреевна

Ярославский государственный медицинский университет

[email protected]

ВЫБОР ГОРОДА ЯРОСЛАВЛЯ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА РЕЗИНОАСБЕСТОВОГО КОМБИНАТА (1928-1932 ГОДЫ)

Статья посвящена комплексному исследованию выбора места для строительства резиноасбестового комбината в период индустриализации СССР. Описывается выбор места комбината по общей сумме расходов на его строительство: транспортные издержки по доставке сырья и материалов и развозу готовой продукции комбината, стоимость стройматериалов, зарплата строителей, затраты на жилстроительство, а также обеспеченность путями сообщения, топливом, водой, энергией, рабочей силой. Раскрыты проблемы месторасположения девяти пунктов предполагаемого строительства: Москва, Кашира, Кинешма, Ярославль, Нижний Новгород, Ульяновск, Воронеж, Ростов-на-Дону и Калач. Показано подробное исследование пунктов наиболее вероятного строительства комбината - Москвы и Ярославля - по показателям рабочей силы и подготовки кадров на месте строительства, по зарплате рабочих, по расходу топлива, пара, электроэнергии, а также по обеспеченности земельным участком и жилищным строительством. Дан общий анализ разницы расходов в пользу строительства комбината в Ярославле. Предпринята попытка раскрыть основные причины, вследствие которых принимались попытки строительства комбината в Москве.

Кроме цифровых показателей, являющихся убедительными, автор приводит и другие причины, влияющие на место выбора строительства комбината, как-то: более равномерный процесс индустриализации по территории СССР и наиболее выгодное стратегическое положение Ярославля, расположение земельного участка у строящейся Ляпинской электростанции, значительно удешевляющее стоимость электроэнергии и пара. Особое внимание обращается на то, что при строительстве комбината в Ярославле разгрузится московский железнодорожный узел и облегчит напряженные центральные грузоперевозки.

Для анализа научных изысканий были использованы архивные данные. Материал статьи может быть использован при изучении и исследовании вопросов по истории химической промышленности Ярославского края, а также при подготовке учебных пособий, лекционных курсов и в качестве исторической справки.

Ключевые слова: история, химия, ярославский резиноасбестовый комбинат, строительство, выбор места, расходы строительства, Москва, Ярославль.

Выдвинутый XVI съездом партии лозунг индустриализации страны предполагал строительство новых предприятий промышленности, целесообразно размещая их по территории страны [7]. В соответствии с первым пятилетним планом развития резиновой промышленности СССР было намечено строительство нового резиноасбестового комбината [11, с. 15-16].

Серьезным моментом в деле его строительства являлся выбор места строительства. Необходимо было максимально учесть интересы обороны страны (согласованность с Мобпланупромом ВСНХ СССР Л91), минимальные транспортные расходы по подвозу сырья и материалов и по развозу готовой продукции, а также обеспеченность путями сообщения, наименьшие затраты на строительство (стоимость стройматериалов, зарплата строителей, земельный участок), обеспеченность наиболее дешевым топливом, водой, энергией, дешевой рабочей силой соответствующей квалификации и наибольшей обеспеченностью рабочих жилплощадью, требующей наименьших затрат на жилстроительство. Правлением «Резинотреста» были намечены и обследованы 9 предполагаемых пунктов для будущего строительства: Москва, Кашира, Кинешма, Ярославль, Нижний Новгород, Ульяновск, Воронеж, Ростов-на-Дону и Калач [4, с. 32].

Вначале были исследованы транспортные расходы по подвозу сырья и материалов к указанным выше 9 пунктам и развозу продукции при исполь-

зовании железнодорожных, водных и смешанных путей. Продукция комбината: текстильные изделия и регенерат - должны были использоваться на месте (и частично на резиновых заводах в Москве и Ленинграде), шины и изделия без шва предстояло развозить по всей территории Союза. Для установления потребности в продукции комбината исследовались емкости потребления отдельных авторынков за время с 1922 г. по 1927/28 г. [2, с. 99].

Исходя из этого, было понятно, что в течение ближайшего пятилетия емкость провинциальных рынков продолжит тенденцию к увеличению за счет более быстрой их наполняемости автомобилями (Украина с Донбассом, Северный Кавказ, Баку и др.) и за счет более быстрого износа шин в провинциях из-за неблагоустроенных дорог на территории последних. В результате, при существующих тарифных ставках, получилась следующая картина в порядке возрастания суммы общих расходов [2, с. 100] (см. табл. 1).

При высоких транспортных расходах по Ки-нешме, Нижнему Новгороду, Ульяновску, Воронежу и Калачу и других неблагоприятных показателях (отсутствие районных электростанций, привозное топливо, расположение на окраине -Ростов-на-Дону) дальнейшее исследование в отношении 7 пунктов пришлось прекратить, сосредоточив все внимание на Москве и Ярославле [2, с. 101]. Необходимо заметить, что при исчислении транспортных расходов на подвоз шин было при-

© Сельская В.А., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова „^ № 4, 2015

17

Таблица 1

Транспортные расходы по доставке сырья и развозу готовой продукции

№п/п Пункты Подвоз сырья Развоз продукции Всего

1 Москва 909 925 1834

2 Ярославль 916 1257 2173

3 Ростов-на-Дону 829 1345 2174

4 Кашира 1071 1140 2217

5 Кинешма 998 1472 2470

6 Калач 996 1510 2479

7 Воронеж 1158 1357 2515

8 Н. Новгород 1150 1515 2665

9 Ульяновск 1205 1718 2923

нято месторасположение нового автомобильного завода в Москве. При строительстве нового автозавода в Ярославле (о чем Госплан СССР производил исследование), транспортные издержки по Ярославлю уменьшались на 150-200 тыс. рублей при соответственном увеличении таковых по Москве [2, с. 101]. Комбинат и автозавод необходимо было располагать в одном месте [1].

Президиум Моссовета считал целесообразным и желательным осуществление постройки резино-комбината в Москве, о чем в сентябре 1928 г. было принято соответствующее постановление [6].

Вследствие этого, в октябре 1928 г. Ярославский Губком ВКП(б) в своем постановлении поручил секретариату Губкома поставить вопрос перед ЦК ВКП(б) о необходимости постройки нового резинового комбината в городе Ярославле, ссылаясь на его весьма благоприятное географическое и стратегическое положение: наличие широко развитой сети железных дорог и водных путей [9]. Аналогичное решение было принято также Ярославским Губисполкомом [11, с. 17-18].

Для решения вопроса о месте строительства комбината - в Москве или Ярославле - Резинотре-стом были произведены более тщательные исследования, вплоть до выезда экстренных комиссий на места [2, с. 101]. Для строительства комбината необходимо было выбрать тот пункт, который вызовет: наименьшие расходы на рабочую силу и подготовку кадров на месте, получение дешевого топлива и электроэнергии на месте, наименьшие расходы на строительство зданий комбината [3].

1. Исследование трудовых ресурсов в Москве и Ярославле. По пятилетнему плану пуск комбината предполагался в 1930/31году. Для выполнения намеченной программы на этот год требовалось около 1700 человек, а на 1932/33г. - 4600 человек. Наличие свободных трудовых резервов, привыкших к условиям фабрично-заводского труда, как в Москве, так и в Ярославле, давало возможность без затруднений найти указанное количество рабочих на месте. Поэтому в отношении получения рабочей силы Москва и Ярославль, расположенные на территории Центрально-промышленной области, находились в одинаковых условиях.

Однако суть вопроса о рабочей силе заключалась еще в уровне зарплаты в этих пунктах. Несмотря на принятую регулирующими органами одинаковую зарплату в однородных производствах, она была разная. Объяснение этому - различный материальный уровень жизни по отдельным районам, что подтверждалось различной стоимостью полного бюджетного набора из 40 товаров по главнейшим городам Союза. Так, среднемесячная стоимость его по Москве за 1927 г. - 24 рубля 68 копеек, а по Ярославлю - 20 рублей 42 копейки, что дает разницу 17,3%, а соответствующие данные на 1 февраля 1928 г. дают разницу 18,3% [5].

Если обратимся к изучению зарплат однородных производств в обоих пунктах, то констатируем, что:

а) Трест «Лакокраска» коллективным договором ЦК Союза химиков определял зарплату для ярославских заводов на 20% ниже зарплаты московских заводов.

Фактическая зарплата за три квартала 1927/28 гг. по краскотерочному цеху того же треста при одинаковом оборудовании, при одной и той же квалификации рабочей силы в Ярославле ниже на 22% против зарплаты Краснопресненского красочного завода. Зарплата же среднего рабочего по этим заводам показывает разницу 28%.

б) «Автотрест», имея предприятия в Москве и Ярославле, коллективным договором с Ярославским отделом Союза Металлистов для ярославских рабочих и с московским Отделом того же Союза для рабочих завода «АМО» определяет зарплату для Ярославля ниже на 5% против Москвы. Фактическая же зарплата заводов «Автотреста» за 9 месяцев 1927/28гг. по Ярославлю ниже на 20,3%.

в) Фактическая зарплата за 1 полугодие 1927/28г. рабочих текстильной фабрики «Красный Перекоп» в Ярославле по данным ВТО ниже уровня зарплаты текстильных фабрик, расположенных в Москве [2, с. 103].

Исходя из приведенных показателей и приняв во внимание, что г. Ярославль был отнесен ко второму поясу по тарификации зарплаты, можно прийти к выводу, что к концу пятилетки, когда комбинат будет эксплуатироваться при полной нагрузке,

уровень зарплаты по однородному производству в Ярославле должен быть ниже на 15% против уровня зарплаты г. Москвы.

Приняв существующий средний заработок для резинщиков шинного производства завода «Красный Треугольник» и для текстильщиков в Москве в 1927/28г. повысив его на 24% для текстильщиков, согласно контрольных цифр по пятилетке, и на 12% для резинщиков, мы получили общий фонд зарплаты рабочих и служащих для Москвы в сумме 9167 тыс. руб., а для Ярославля - в сумме 7810 тыс. руб. [2, с. 104].

2. Получение топлива в Москве и Ярославле. Резиноасбестовому комбинату требовалось топливо для получения технологического пара и обогревания корпусов, а также для получения электроэнергии. Электроэнергия, как в Москве, так и в Ярославле, производилась от районных электростанций. Иначе стоял вопрос в отношении получения технологического пара для обогрева.

Расположив предприятие в Москве, нужно было строить собственную паросиловую установку и подвозить 36-40 тыс. тонн подмосковного или 19 тыс. тонн донецкого угля. При расположении же комбината в Ярославле на расстоянии 200 метров от Ляпинской районной электростанции не надо было строить паросиловую установку, так как здесь можно было организовать комбинированное питание паром и электроэнергией от Ля-пинской станции, работающей на местном торфяном топливе. В таком случае часть энергии могла быть получена из технологического пара, почему и стоимость ее могла быть ниже. По заключению эксперта Резинотреста, выезжавшего в Ярославль для обследования грунта на участке близ Ляпин-ской станции и топливных условий, годовая стоимость пара и энергии ориентировочно определялась на 25 тыс. рублей дешевле в Ярославле, чем в Москве [2, с.105]. Что же касалось исследования запасов торфа [10], то в материалах Ярославского Губплана значилось, что Ляпинская электростанция при доведении мощности ее до 44 000 кв. обеспечена торфом на 40-50 лет.

3. Амортизация от строительства зданий. Если часть основного капитала, которая состоит из тех-

нического оборудования (станки, машины и пр.) -одинаковой ценности, где бы ни расположили предприятие, то стоимость возведения корпусов, как производственных, так и подсобно-хозяйственных, во многом зависела от места расположения комбината. Так, по заключению экспертной комиссии, амортизация от строительства зданий комбината в Москве выражалась в сумме 638 тыс. руб., в Ярославле у Ляпинской станции - 532 тыс. рублей.

Суммируем ежегодные расходы по всем статьям применительно к двум пунктам (в тыс. руб.) [2, с. 106] (табл. 2).

Необходимо рассмотреть и другие вопросы строительства комбината, касающиеся выбора места его строительства: выбор участка земли, стоимость строительства зданий и жилстроительство.

При выборе участка земли в Москве экономически целесообразным было бы (в целях укрупнения предприятия) расположить комбинат у завода «Каучук» или у завода «Красный богатырь». Но отсутствие свободных и подходящих участков земли исключает такое решение вопроса. Поэтому в Москве был найден участок за чертой окружной железной дороги на высоком правом берегу Москва-реки между бывшей деревней Верхние Котлы и бывшим селом Коломенским.

В Ярославле были обследованы два участка: Полушкина Роща на правом берегу Волги (в 500600 метрах от города) и участок на левом берегу у Ляпинской электростанции, на расстоянии 1 км от слободы Тверицы, насчитывающей 15 тыс. жителей. Заключение эксперта гласило: «участок, расположенный рядом с Ляпинской станцией, ровный, сухой, песчаный, покрыт сосняком достаточно больших размеров и вполне пригоден для расположения на нем завода и поселка».

Стоимость строительства. В результате исследования этого вопроса специально выезжавшей в Ярославль комиссией, стоимость строительства по трем пунктам была определена в следующих размерах (в тыс. руб.) [2, с. 107] (см. табл. 3).

Итак, стоимость строительства в Ярославле у Ляпинской станции на 2 млн. 100 тыс. руб. дешевле, чем в Москве.

Таблица 2

Сравнение издержек по основным статьям расхода при строительстве комбината в Москве и Ярославле

Статьи расхода (тыс. руб.) Москва Ярославль

1. Подвоз сырья и вспомогательных материалов 909 916

2. Развоз продукции 925 1.257

3. Итого, транспортные расходы 1834 2173

4. Годовой фонд зарплаты рабочих и служащих 9187 7810

5. Стоимость пара и электроэнергии 950 925

6. Амортизационные отчисления от строительства зданий 638 532

Всего 12609 11440

Разница в пользу Ярославля - 1169 тыс. руб.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿V- № 4, 2015

19

Таблица 3

Расходы по строительству комбината в Москве и Ярославле (в Полушкиной Роще и у Ляпинской электростанции)

Статьи расхода Москва Ярославль

у Полушкиной Рощи у Ляпинской электростанции

Заводские здания 25х340 - 8500 22,5х340 - 7650 22,5х340 - 7650

Вспомогательные 23х70 - 1610 20,5х70 - 1435 20,5х70 - 1435

Оборудование 1400 1400 900

Здание 23х25550 20х25500 300

Электростанция 75х4300 75х4300 100

Линия передачи 19000х3м 95 19000х5м 95 -

Провод - - 125х400 50

Подъездные пути 100 20 -

Очистка пром вод 50 50 50

Водопровод - 50 -

Тов. платф., проч. 150 150 150

ВСЕГО 12755 11650 10645

Жилстроительство. Намеченная производственная программа на 1930/31 год - год пуска комбината - может быть осуществлена при наличии 1700 рабочих. При условии набора основной массы рабочих на месте, можно было надеяться, что, как в Москве, так и в Ярославле, 50% из них будут иметь жилища, тогда к пуску предприятия необходимо будет обеспечить жильем 850 рабочих, а с семьями - 2100 человек. Стоимость 1 куб. м. строительства жилья в Москве оценивалась в 27 руб. 50 коп., в Ярославле - 25 рублей. При таком расчете (во время жилищного кризиса, особенно в Москве) предстоящие затраты на жилфонд в Москве определялись в сумме 3180 тыс. руб., а по Ярославлю в 2890 тыс. рублей [2, с.108].

В заключение необходимо отметить, что месторасположение предприятия определялась не только цифровыми показателями, хотя и являющимися наиболее убедительными, но и целым рядом других весьма существенных моментов. К числу главных из них нужно отнести:

1. Более равномерное распределение промышленных предприятий по территории СССР, что позволяло в большей степени использовать избыток рабочей силы на местах и, тем самым, прекратить усиленный приток ее в Москву.

2. Чрезмерная загрузка железнодорожного узла в Москве могла парализовать весь центральный узел железнодорожного сообщения страны.

3. Необходимо было создать в Советском Союзе центр шинного производства, расположенный по соседству с центром автостроения, но не в перегруженном центре страны.

4. Расположение Ярославля на Волжской системе путей сообщения, соединяющей Каспийское и Черное море с Балтийским и Белым морями, а также наличие железнодорожного узла, соединяющего Ярославль с Сибирью и с портами на Белом и Балтийском морях [2, с. 110].

Таким образом, исследовав все имевшиеся по этому вопросу материалы за 1928 год, можно убе-

диться, что наиболее целесообразным пунктом постройки резиноасбестового комбината был г. Ярославль.

Однако, несмотря на все очевидные преимущества г. Ярославля, решение вопроса о выборе места затягивалось и задерживало его строительство [8]. Поэтому еще раз в 1930 г. Резинотрест представил расчеты и материалы в Главхим ВСНХ для всесторонней проверки. При Главхиме ВСНХ была создана специальная Комиссия в составе представителей от ЦК Союза Химиков, Военного Ведомства, Моссовета и Резинотреста, которая в течение ноября тщательно проверила представленные Резино-трестом расчеты и вынесла решение о необходимости постройки комбината в Ярославле.

Для окончательного решения вопрос был перенесен в Президиум ВСНХ, где в особом совещании с представителями от Моссовета, ЦК Союза Химиков и Военного Ведомства было внесено постановление, подтверждающее решение о постройке комбината в Ярославле [4].

Библиографический список

1. ГАЯО. - Ф. 2301. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 91. (Выписка из протокола №4 Заседания Правления Рези-нотреста от 20 июля 1928 года.)

2. ГАЯО. - Ф. 2301. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 96-108. (Где строить резинотекстильный комбинат?)

3. ГАЯО. - Ф. 2301. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 92. (Краткая объяснительная записка к материалам о месте постройки резинотекстильного комбината.)

4. ГАЯО. - Ф. 2301. - Оп. 1. - Д. 1. - С. 29-33. (Тезисы к докладу т. Никифорова на рабочем активе Московской группы по вопросу о постройке резинотекстильного комбината 19 февраля 1929 г.)

5. Статистический справочник СССР за 1928 год. - Москва: Статистическое издательство ЦСУ СССР, 1928.

6. Торгово-промышленная газета. - 1928. -29 сентября. - № 227.

Повседневная жизнь учителей Костромского края в годы Великой Отечественной войны

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ЦДНИ ЯО. - Ф. 4773. - Оп. 10. - Д. 70. (В борьбе за индустриализацию. Из истории ярославской организации КПСС 1926-1941 гг.)

8. ЦДНИ ЯО. - Ф. 229. - Оп. 9. - Д. 136. - Л. 2123. (Постановление бюро ярославского окружкома ВКП(б) о строительстве резинотекстильного комбината от 20 февраля 1930г.)

9. ЦДНИ ЯО. - Ф. 1. - Оп. 27. - Д. 3232. - Л. 109.

(Постановление Ярославского Губкома ВКП(б) о строительстве новых промышленных предприятий в г. Ярославле от 1 октября 1928 г.)

10. ЦДНИ ЯО. - Ф. 1. - Оп. 27. - Д. 3005. - Л. 295-296.

11. Ярославский ордена Ленина шинный завод: сб. документов и материалов. - Ярославль, 1968. -С. 17-18.

УДК 94(470)"1941/1945"

Белов Андрей Михайлович

доктор исторических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

Белова Наталья Андреевна

кандидат исторических наук Институт этнологии и антропологии Российской академии наук

[email protected]

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ УЧИТЕЛЕЙ КОСТРОМСКОГО КРАЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ*

В статье поднимаются проблемы и рассматриваются повседневные трудности костромских учителей в годы Великой Отечественной войны. Подробно анализируется влияние партии на жизнь учителей: общественно-политическая нагрузка учителей, реализация программы Всеобщего обучения, а также роль педагогов в воспитании гражданских и патриотических чувств детей и подростков, организация политико-просветительной работы среди взрослого населения Костромского края. Помимо этого в статье описываются и производственные трудности, с которыми приходилось сталкиваться учителям: организация учебного процесса, подготовка школы к учебному году (заготовка дров, утепление, проведение воскресников). В течение Великой Отечественной войны, помимо общественной и педагогической нагрузки, учителя работали на производстве: заготавливали дрова, оказывали помощь колхозам и совхозам, трудились на заводах в составе рабочих бригад. Подробно анализируется материальное положение советских педагогов в годы войны, размер зарплаты, количество налогов и сборов в фонд государства, а также проводится сравнительный анализ цен и доходов учителей в этот период. В статье используются воспоминания учителей о том сложном периоде для всей страны.

Ключевые слова: повседневная жизнь, учителя, СССР, Великая Отечественная война, материальное положение, роль партии, воспоминания учителей.

70-летие победы в Великой Отечественной войне было отпраздновано нашим народом в мае 2015 года. Между тем, освободительная миссия и решающая роль Советского Союза в войне все активнее подвергаются сомнению. Великая война 1941-1945 гг. стала использоваться в информационном противостоянии современной России с Западом. Определенный накал в идеологическую борьбу вносит гражданская война, развязанная в 2014 г. против русскоязычного населения юго-востока Украины экстремистскими и националистическими силами. В результате со стороны руководства этой страны периодически «в угоду Западу» появляются заявления об агрессии Красной Армии против Украины в 1943-1944 гг. Как следствие, современные фальсификаторы подвергают сомнению и вклад в победу над фашизмом нашей армии и народа, единство фронта и тыла, и даже смысл того, во имя чего воевали и погибали защитники Отечества. Все это требует нашей реакции, отпора фальсификаторам, внимательного изучения истории Великой Отечественной войны,

обращения к ратному труду, подвигам фронтовиков и к изучению вклада в общее дело победы тружеников тыла - тех, кто напрягаясь и отдавая все силы, ковал общее дело победы. В этой статье мы хотели бы рассказать о повседневной жизни учителей Костромского края в годы Великой Отечественной войны.

С началом Великой Отечественной войны число учителей значительно сократилось, прежде всего, в связи с их призывом, а также массовым добровольным вступлением в армию. Только в Москве с конца 1941 года по июль 1942 года в армию были призваны 1873 педагога, добровольно вступили в ряды народного ополчения 2300 представителей столичной учительской интеллигенции [10, с. 62]. В Ярославской области, в состав которой тогда входил и Костромской край, за 1941-1942 гг. в ряды Красной Армии было мобилизовано свыше тысячи работников образования [13, с. 295-297]. Помимо этого часть учителей направлялась на укрепление детских домов и интернатов, число которых на начальном этапе войны стремительно возрастало [14,

* Статья издается при поддержке РГНФ №15-31-11109 «Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности в развитии российского общества».

© Белов А.М., Белова Н.А., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿V- № 4, 2015

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.