А. А. Гречиц, аспирант,
кафедра менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ВЫБОР
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Создание системы экологического менеджмента (СЭМ) на отечественных промышленных предприятиях происходит в соответствии с международным стандартом ISO 14001 или аутентичным ему ГОСТ Р ИСО 14001, которые являются привлекательными своей универсальностью и гибкостью. Основанием для внедрения СЭМ в соответствии с ними является разработка высшим руководством предприятия его экологической политики, которая представляет собой совокупность публично декларируемых принципов и обязательств, связанных с экологическими аспектами деятельности предприятия и обеспечивающих основу для установления и достижения его экологических целей и задач, а также экологической культуры — экономической категорией, отражающей совокупность экономических отношений по поводу экологизации производственных и потребительских сил общества1.
С целью конкретизации принципов и обязательств, представляемых в экологической политике промышленного предприятия, необходима разработка экологической стратегии, признанной определять способ осуществления экологической деятельности предприятия на долгосрочную перспективу с целью обеспечения его экологически устойчивого развития. Такое
Экологическая стратегия выступает одной из конкурентных стратегий (стратегий повышения конкурентоспособности) предприятия, реализуемых на общекорпоративном уровне.
развитие позволит реализовать конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, а также обеспечить экологическую безопасность общества2. Исследователями описываются, как правило, виды экологических стратегий, их классификация, в то время как вопрос о том, какую именно стратегию следует выбрать, на что опираться при выборе экологической стратегии, остается за порогом изучения. В рамках статьи автор представил обзор существующих экологических стратегий, что позволило выявить ключевые моменты выбора экологической стратегии.
Обобщение и анализ существующих классификаций экологических стратегий предприятий позволил сделать вывод о том, что и отечественные, и за-
рубежные ученые по-разному осуществляют их систематизацию. Например, проф. Н. В. Пахомова и К. К. Рихтер рассматривают два вида экологической стратегии предприятия:
Экологически дефенсивную, или оборонительную, предполагающую преобладание экономических целей предприятия на экологическими и применение пассивного экоменеджмента, заключающегося в выполнении экологических требований только в той степени, в какой этого требуют государственные законы и общественность;
(§>
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Экология
Преимущества в издержках
Граница минимальных требований
Граница максимальных требований
Дифференциация
Рис. 1. Составляющие экологической стратегии и поле ее функционирования в соответствии с подходом М. Портера
Экологически оффенсивную, или наступательную, подразумевающую осознание необходимости изменения соотношения между экологическими и экономическими целями и осуществление активного экоме-неджмента, означающего инициативную разработку и реализацию экологических мероприятий. Экологически наступательная стратегия в свою очередь может быть: эко-доминантной, предполагающей доминирование экологических целей над экономическими, что очень проблематично в условиях жесткой конкурентной среды, и комплиментарной, предполагающей сглаживание противоречий между экономикой и экологией путем рассмотрения экологических мероприятий в качестве шанса для снижения воздействия на окружающую среду и одновременно получения предприятием конкурентных преимуществ3.
Существует и еще одна точка зрения на классификацию экологических стратегий, предложенная М. Портером. По его мнению, экологическая стратегия выступает одной из конкурентных стратегий (стратегий
повышения конкурентоспособности) предприятия, реализуемых на общекорпоративном уровне. Ее разновидности определяются соотношением между тремя составляющими: экологией, затратами и дифференциацией (рис. 1).
Экология обозначает нагрузку на окружающую среду, инициируемую продуктом на протяжении всего жизненного цикла: чем дальше от центра, тем меньше воздействие на природу и тем больше усилия в направлении экологизации производства. Издержки обозначают производственные затраты в расчете на единицу продукции, направленные на обеспечение ее экологической безопасности и приносящие при своем уменьшении конкурентные преимущества. Дифференциация обозначает степень исключительности продукции с точки зрения экологических критериев, которая увеличивается при отдалении от центра и тем самым способствует росту спроса на продукцию со стороны экологически сознательных потребителей.
Поле действия экологической стратегии лежит между границами минимальных требований для каждой из ее составляющих и максимально возможных значений для всех трех составляющих экологической стратегии, что едва ли возможно ввиду ограниченности ресурсов, поэтому ее успех зависит от того, насколько дальше удалось уйти от минимальных требований при использовании имеющихся ресурсов4.
Предложенная Портером классификация дает определенное направление, двигаясь по которому можно сделать выбор в
пользу той или иной стратегии. Ведь выбор ориентира — экологической стратегии — первый важный шаг на пути внедрения экологического менеджмента.
Н. В. Пахомова и К. К. Рихтор комментируют подход М. Портера к формированию экологической стратегии предприятия. Авторы отмечают, что успех осуществления экологической стратегии на предприятии зависит от умения вести интегрированный учет всех названных Портером факторов, что требует знания соответствующих связей между ними. Подходы к классификации видов экологической стратегии предприятия Пахомовой — Рихтера и Портера объединяет то, что в центре их внимания оказывается соотношение экологической и экономической составляющих, что предполагает использование и экологических, и экономических критериев, а это больше подходит для характеристики общей корпоративной стратегии.
Существует и другой взгляд на разграничение видов экологической стратегии, предполагаемой к реализации в рамках СЭМ, которое должно производиться на основе экологического или эколого-экономи-ческого критерия. В качестве него А. И. Бородин использует степень деградации окружающей среды, предлагая свой перечень видов эколого-экономических стратегий,
Выбор той или иной стратегии определяется уровнем мотивации предприятия в решении экологических проблем.
реализуемых на отечественных предприятиях: игнорирование экологических аспектов, вынужденная стратегия соответствия, пассивная стратегия соответствия, стратегия конкурентных преимуществ за счет экологических аспектов, стратегия устойчивого развития.
Выбор той или иной стратегии, таким образом, определяется уровнем мотивации предприятия в решении экологических проблем.
Так или иначе, экологическая стратегия является стратегией одной из функциональных областей предприятия. Она должна органично вплетаться в общую корпоративную стратегию, обеспечивая при этом учет взаимодействия экологии с другими сферами деятельности предприятии, способствуя возникновению синергетического эффекта и в конечном итоге принося предприятию конкурентные преимущества. Кроме того, стратегия, создаваемая в рамках СЭМ, должна быть активной (пассивная стратегия не соответствует принципам экологического менеджмента), подразумевающей осуществление инициативных и превентивных экологических действий и мероприятий с целью обеспечения экологической устойчивости предприятия.
В связи с этим целесообразно использовать механизм формирования экологической стратегии промышленного пред-
3 о
5 I О
и
0 X X 5
1 ет О И .0 ь о о X ь к о а о Ш
ц
о к
3
ет О
а
и «
о «
о о №
и
О Ц
о «
3 «
о о
3 Ш
к к X
к о а
и
^
о «
эт X
ь
7 8 9
4 5 6
1 2 3
0
низкий X средний XX высокий Прогнозируемый экологический ущерб, руб. Рис. 2. Позиционирование экологических угроз промышленного предприятия
ф
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
приятия, предложенный Л. А. Мочаловой, которая предлагает использовать для выбора экологической стратегии два основных критерия: прогнозируемый экологический ущерб для предприятия и вероятность наступления рискового экологического события.
Механизм выбора экологической стратегии предполагает выбор подвида активной экологической стратегии предприятия на основе критерия приемлемости экологических угроз, выражаемого в величине допустимого для предприятия экологического ущерба, учитывающего прогнозируемые экономические, экологические и социальные потери предприятия от его негативного воздействия на окружающую среду и вероятности их возникновения5. При этом позиционирование экологических угроз осуществляется с помощью матрицы, отображенной на рис. 2.
При прогнозировании приемлемых или почти приемлемых для предприятия экологических угроз (квадранты матрицы 1, 2 и 4) целесообразно осуществление консервативно-активной экологической стратегии, предусматривающей беззатратные или малозатратные действия и мероприятия; при ожидании угроз средней степени приемлемости (квадранты 3, 5, 7) — умеренно-активная, требующая более масштабных и затратных действий и мероприятий; в ситуации же возможного наступления неприемлемых экологических угроз (квадранты 6, 8 и 9) необходима реализация агрессивно-активной стратегии, подразумевающей реализацию крупномасштабных корпоративных экологических мероприятий.
Выбор вида стратегии в рамках СЭМ требует серьезной подготовительной рабо-
ты. Прежде всего, необходимо определить вероятность возникновения экологической угрозы со стороны конкретного предприятия на основе имеющихся данных по отрасли в целом. В данном случае можно использовать классическое определение вероятности. Далее необходимо спрогнозировать экологический ущерб, для численного определения которого существует множество способов. Однако, выбрав тот или иной способ, прогнозируя экологический ущерб, следует оценить не только материальный ущерб, но также ущерб здоровью и жизни людей, и ущерб природным ресурсам и экологическим системам.
Обобщение и анализ существующих классификаций экологических стратегий промышленных предприятий позволяет сделать вывод о том, что при выборе экологической стратегии промышленные предприятия, желающие внедрить СЭМ, находятся в равных экологических условиях, но при этом имеют разные представления о том, как выбрать ту или иную стратегию. Разнообразие экологических стратегий и имеющаяся экологическая обстановка не только в конкретном регионе, стране, но и в мире позволяют автору предположить, что при выборе экологической стратегии любому предприятию необходимо следовать предложенной схеме для перехода к концепции устойчивого развития. ^
1. Андреев С. В. Закономерности взаимосвязи экологической культуры и природоохранительных затрат на БАЗ-СУАЛ // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 10 (18) декабрь. С. 10-13
2. Агеева И. А. Проблемы теоретической базы экологического бухгалтерского учета // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 5 (13) май. С. 6-10.
3. Пахомова Н. В. Экономика природопользования и экологический менеджмент: учеб. для вузов / Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999.
4. Пахомова Н. В. Экологический менеджмент. / Н. В. Пахомова, А. Эндрес, К. К. Рихтер. — СПб.: Питер, 2003.
5. Мочалова Л. А. Методология и механизмы обеспечения экологической устойчивости промышленного предприятия: автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика природопользования) — Екатеринбург, 2009.