Научная статья на тему 'Выбор эффективного проходного сечения распылителей и дифференциальной характеристики впрыска топлива для дизелей с цилиндровой мощностью до 250 кВт'

Выбор эффективного проходного сечения распылителей и дифференциальной характеристики впрыска топлива для дизелей с цилиндровой мощностью до 250 кВт Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1095
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПЫЛИТЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОЕ ПРОХОДНОЕ СЕЧЕНИЕ / СОПЛОВЫЕ ОТВЕРСТИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВПРЫСКА / DISPERSER / EFFECTIVE SECTION THROUGH PASSAGE / NOZZLE BORES / DIFFERENTIAL CHARACTERISTIC OF INJECTION

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Макушев Юрий Петрович, Волкова Лариса Юрьевна

Приведены методика расчета и номограммы для выбора эффективного проходного сечения распылителей форсунок для дизелей различной цилиндровой мощностью. Предложена диаграмма, позволяющая в зависимости от давления топлива в аккумуляторе и времени впрыска, определять цикловую подачу при однофазных и многофазных впрысках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Choice of effective section through passage dispersers and differential characteristic of injection of fuel for diesels with a cylinder power up to 250 kW

The calculation procedure and nomograms for a choice of the effective section through passage of dispersers of spray jets for diesels are given by various cylinder power. The chart allowing depending on fuel pressure in the accumulator and time of injection is offered to define cyclic giving at single-phase and multiphase injections.

Текст научной работы на тему «Выбор эффективного проходного сечения распылителей и дифференциальной характеристики впрыска топлива для дизелей с цилиндровой мощностью до 250 кВт»

УДК 621.436

Ю. П. МАКУШЕВ Л. Ю. ВОЛКОВА

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

Калининградский государственный технический университет

ВЫБОР ЭФФЕКТИВНОГО ПРОХОДНОГО СЕЧЕНИЯ РАСПЫЛИТЕЛЕЙ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВПРЫСКА ТОПЛИВА ДЛЯ ДИЗЕЛЕЙ С ЦИЛИНДРОВОЙ МОЩНОСТЬЮ ДО 250 кВт_

Приведены методика расчета и номограммы для выбора эффективного проходного сечения распылителей форсунок для дизелей различной цилиндровой мощностью. Предложена диаграмма, позволяющая в зависимости от давления топлива в аккумуляторе и времени впрыска, определять цикловую подачу при однофазных и многофазных впрысках.

Ключевые слова: распылитель, эффективное проходное сечение, сопловые отверстия, дифференциальная характеристика впрыска.

Главным параметром распылителя форсунки является его эффективное проходное сечение определяемое при подъеме иглы. Величина | называется коэффициентом расхода, который равен 0,62 — 0,82 [1] и представляет собой отношение действительного расхода к теоретическому расходу. Суммарная площадь сопловых отверстий Р зависит от диаметра отверстий и их количества. Величина |!_Р для распылителей дизелей с цилиндровой мощностью от 10 до 250 кВт лежит в пределах 0,1 — 1,0 мм2.

В качестве примера определим расчетным путем суммарное значение проходного сечения сопловых отверстий распылителя, их число и диаметр для подачи топлива в камеру сгорания дизеля КамАЗ-740.63-400 мощностью 295 кВт при частоте вращения вала двигателя 1900 мин-1. Мощность одного цилиндра равна 36,9 кВт. Среднее давление перед сопловыми отверстиями принимаем равным 40 МПа (максимальное 67 МПа), а плотность топлива — 850 кг/м3.

Процесс подачи топлива осуществляется при помощи насоса высокого давления, который соединен трубопроводом с форсункой. На рис. 1 приведена конструкция форсунки с гидромеханическим управлением хода иглы. Давление начала открытия иглы форсунки равно 26+0,5 МПа, диаметр иглы 5 мм, число сопловых отверстий в распылителе 5, а их диаметр равен 0,3 мм.

Для полной мощности дизеля КамАЗ-740.63-400 определим цикловую подачу топлива в мм3 по формуле [2]:

_ де Nе-1000 _ 210-295-1000 _1Ш 4ц г-пн-рТ -60 8-950-0,85-60 ,

где де — удельный эффективный расход топлива, 210 г/(кВт- ч); N — полная (номинальная) мощность дизеля, 295 кВт; г — число цилиндров, 8; пн — частота вращения вала насоса, 950 мин-1; рТ — плотность топлива, 0,85 г/см3.

Для оценки расчетного значения |!_Р определим теоретическую скорость истечения дизельного топлива через сопловые отверстия

JТ =V2-АР/рТ ,

(2)

где АР — средний перепад давления топлива перед сопловыми отверстиями, Па (Н / м2) берется с учётом давления газов в цилиндре.

JT =V2-400-105 /850 = 306 м/с .

(3)

Объемный расход топлива О в м3/с определим из выражения

О _|Р-3Т, (4)

где — эффективное проходное сечение распылителя, м2.

Объемный расход топлива за цикл в мм3/с определим по его количеству (дц), поданному в камеру сгорания за время впрыска т

Q=q/T.

(5)

Зная продолжительность впрыска фв в градусах (например, 10о), частоту вращения вала насоса пн в мин-1, время впрыска определим из выражения

Рис. 1. Форсунка: 1 — корпус распылителя с сопловыми отверстиями; 2 — гайка; 3 — проставка; 4 — штифт; 5 — штанга; 6 — корпус форсунки; 7 — кольцо; 8 — штуцер; 9 — фильтр; 10 — прокладка; 11 — регулировочные прокладки; 12 — пружина; 13 — игла

ф = 6-л н 6-950

-=0,001754 с.

(6)

*с =

4 - Р

4 -0,075 3,14

= 0,3 мм.

(9)

qц =т¥-ф V2-АР/Рг '1000.

6-л н

(10)

Рис. 2. Номограмма для определения |иР

в зависимости от и фВ : 0,1 мм2; 2 — 0,2 мм2; 3 — 0,3 мм2; 4 — 0,4 мм2

Величина действительного объёмного расхода топлива через форсунку составит 0=160/ 0,001754 = = 914285 мм3/с = 0,000914 м3/с, откуда

тР = 0/0т, (7)

|¥ = 0,000914/306 = 0,00000299 м2 = 0,3 мм2.

Цикловая подача топлива проверялась по формуле (8) и равна расчетной величине, полученной из выражения (1)

qц =|Р т $д -1000 = 0,3^0,001754^306^ 1000 =

= 160 мм3. (8)

При коэффициенте расхода, равном 0,8, суммарная площадь сопловых отверстий составит 0,375 мм2. При числе сопловых отверстий 5, площадь сечения одного сопла ¥с составит 0,075 мм2. По известной величине площади соплового отверстия определим его диаметр б.с

Для определения необходимого значения |¥ в зависимости от цикловой подачи топлива qц и продолжительности впрыска фВ (интенсивности подачи топлива) предлагается номограмма [2]. Общая формула для расчета номограммы имеет вид

Величина скорости $т зависит от АР. Так, для АР = 40 МПа значение $т достигает 306 м/с. Для постоянных значений |¥, АР и лн, но переменной фВ (например, 10; 15; 20; 25о) определялась величина q . q = 160 мм3 и |¥ =0,3 мм2.

Рис. 3. Влияние давления топлива перед сопловыми отверстиями на продолжительность впрыска

По найденным значениям qц проводилась линия (например, для |¥=0,1 мм2).

Каждая линия поля номограммы соответствовала постоянному значению |¥ и неизменной скорости истечения топлива из сопла $т. Изменялась только продолжительность впрыска фВ, а определялась цикловая подача топлива qц.

На рис. 2 представлена номограмма, построенная для лн = 950 мин-1, АР = 40 МПа, рт=850 кг/м3. Номограмма позволяет предварительно оценить величину эффективного проходного сечения распылителей для тракторных и автомобильных дизелей с цилиндровой мощностью от 10 до 70 кВт.

По данной номограмме для заданной цикловой подачи топлива и требуемой продолжительности впрыска рекомендуется выбирать соответствующую величину эффективного проходного сечения распылителя. Например, для цикловой подачи топлива qц =160 мм3 и фВ=10° величина | ¥ =0,3 мм2. Выбранная величина |¥ уточняется при доводке рабочего процесса дизеля.

На рис. 3 показана кривая зависимости продолжительности впрыска от величины давления перед сопловыми отверстиями АР. Необходимую интенсивность впрыска можно получить не только подбором |¥, но и величины давления АР. С увеличением давления АР продолжительность впрыскивания фВ уменьшается. График построен для лн = 950 мин-1,

1

71

мм

т

% 300

200

4

3^

2

1

12 %

18 20

град

Рис. 4. Номограмма для определения |иР в зависимости от и фВ : 1 — 0,3 мм2; 2 — 0,4 мм2; 3 — 0,5 мм2; 4 — 0,6 мм2

Рис. 5. Номограмма для определения |иР в зависимости от и фВ : 1 — 0,6 мм2; 2 — 0,7 мм2; *3 — 0,8 мм2; 4 — 0,9 мм2; 5 — 1 мм2

На рис. 4 показана номограмма, которая построена для пн = 800 мин-1, АР = 40 МПа, рТ=850 кг/м3. Номограмма позволяет определить |Р для дизелей с цилиндровой мощностью от 40 до 120 кВт.

На рис. 5 предложена номограмма, построенная для пн = 500 мин-1, АР = 40 МПа, рТ=850 кг/м3. Номограмма позволяет определить эффективное проходное сечение распылителей для тепловозных и судовых дизелей цилиндровой мощностью от 100 до 250 кВт.

Основным недостатком форсунок с гидромеханическим управлением иглы является неизменность характеристики подачи топлива на конкретном режиме работы двигателя, что не позволяет изменять ее форму и разбивать на требуемые участки. На рис. 6 представлена дифференциальная характеристика впрыска топлива дизеля КамАЗ-740 при его работе с дц =100 мм3 на режиме номинальной мощности [3]. Дифференциальная характеристика представляет собой расход топлива, поступивший из распылителя в любой момент времени.

Для изменения характеристики впрыска используют, например, аккумуляторные системы подачи топлива с электронным управлением хода иглы форсунок [4]. Это позволяет получать многофазные характеристики впрыска топлива, а также изменять угол опережения подачи топлива. Управление процессом впрыска способствует снижению расхода топлива, уменьшению жесткости сгорания и токсичности отработавших газов.

На рис. 7 приведена принципиальная схема форсунки с электрогидравлическим управлением хода иглы. Под действием пружины 2 якорь 3 находится в нижнем положении и конусом штока закрывает отсечное отверстие 4. Из аккумулятора 12 с постоянным давлением, например, 100 МПа топливо поступает в подводящий канал 10 форсунки, а также через впускной канал 11 в камеру управления 13. Давление топлива во всех полостях форсунки выравнивается.

Площадь управляющего поршня 5 больше площади иглы, по этой причине сила со стороны поршня превышает силу со стороны иглы 8 и она находится в неподвижном закрытом состоянии.

При подаче управляющего сигнала на обмотку электромагнита 1 якорь 3, преодолевая усилие пружины 2, движется вверх, открывая отсечное отверстие 4. Давление в камере управления 13 резко снижается, усилие со стороны иглы 8 превысит усилие со стороны поршня 5 и игла будет двигаться вверх. Топливо из аккумулятора 12 поступает к сопловым отверстиям 9 и в распыленном виде подается в камеру сгорания. Подача топлива за впрыск зависит

Рис. 6. Дифференциальная характеристика впрыска топлива

Рис. 7. Форсунка с электромагнитным управлением

от величины давления в аккумуляторе 12, длительности управляющего сигнала в обмотке электромагнита 1 и эффективного проходного сечения распылителя

Оптимальные условия создаются в камере сгорания в результате применения предварительного впрыска топлива. Сгорание небольшой запальной дозы топлива (10-20 % от значения дц) усиливает подогрев камеры сгорания и повышает в ней турбулентность потока воздуха. Основная порция топлива при последующем впрыске имеет более короткий период задержки воспламенения, сгорает с меньшей жесткостью и токсичностью отработавших газов.

мм 2^0 220 200 180 160 %0

60 М 20

А ш Ш

V

-Рак Л*®'

\ пе-

12 град

0,5

1.5

т

Рис. 8. Зависимость цикловой подачи топлива от давления в аккумуляторе и продолжительности впрыска

(М7 =

0,15 мм2, лц=1000 в минуту)

Объемную теоретическую подачу топлива из распылителя за впрыск (цикловую подачу, м3) можно определить по формуле (10), в которой необходимо учитывать величину давления топлива в аккумуляторе.

Выбор величины /л¥ зависит от значения постоянного давления в аккумуляторе, количества фаз впрыска, времени впрыска и подачи топлива в каждой фазе. Предварительный расчет [л¥ для форсунок с электронным управлением выполняется по формулам, приведенным в данной работе.

Время впрыска для продолжительности фВ =12о и частоте циклов впрыска топлива в минуту лц = 1000 согласно формуле (6) будет равно 0,002 с.

Для однофазного впрыска при РАК = 100 106 Н/м2 и рт=850 кг/м3 величина $т=480 м/с. Для |¥ = = 0,1510-6 м2 и времени впрыска 0,002 с количество поданного топлива за впрыск составит 14410-9 м3, или 144 мм3. При увеличении времени впрыска до 0,00223 с цикловая подача будет равна 160 мм3.

Управлять интенсивностью и формой дифференциальной характеристики впрыска можно величиной давления в аккумуляторе, длительностью и паузами сигнала, поданного на катушку электромагнита.

На рис. 8 показана зависимость величины цикловой подачи от продолжительности впрыска в мс и в градусах и от давления топлива в аккумуляторе (РАК). Диаграмма позволяет для различных величин РАК и времени впрыска определять цикловую подачу при однофазных и многофазных впрысках.

На рис. 9 приведена характеристика с запальной и основной подачей топлива (двухфазная характеристика) аккумуляторной системой с электромагнитным управлением хода иглы форсунки. Площадь под кривой в определенном масштабе представляет собой действительную подачу топлива за цикл (впрыск). Для общей продолжительности впрыска 0,001 с и средней скорости впрыскивания dV/dt, равной 47.103 мм3/с топливоподача за впрыск составит 47 мм3. Необходимая величина запальной и основной порции топлива и интервал между впрысками регулируется электронным блоком управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время кроме форсунок с электромагнитным управлением хода иглы распылителя применяют форсунки с пьезокварцевым управлением. При подаче высокого напряжения на столбик пластин, изготовленных из природного кварца, его длина

Рис. 9. Дифференциальная характеристика с запальной и основной подачей топлива

изменяется, что позволяет осуществлять несколько подъемов и посадок иглы форсунки за время подачи топлива в камеру сгорания. Принцип работы форсунки с пьезокварцевым управлением не отличается от форсунки с электромагнитным управлением, изображенной на рис. 7.

Выводы.

1. В данной работе приведены методика и номограммы, позволяющие определять эффективное проходное сечение распылителей форсунок с механическим и электронным управлением хода иглы для дизелей с цилиндровой мощностью от 10 до 250 кВт.

2. Для управления процессом подачи топлива необходимо использовать аккумуляторные системы и применять форсунки с электромагнитным или пьезокварцевым управлением, что позволит осуществлять несколько впрысков в процессе подачи топлива в камеру сгорания.

3. Приведена диаграмма, позволяющая для различных величин давления топлива в аккумуляторе и времени впрыска определять цикловую подачу при однофазных и многофазных впрысках.

Библиографический список

1. Трусов, В. И. Форсунки автотракторных дизелей / В. И. Трусов, В. П. Дмитриенко, Г. Д. Масляный. — М. : Машиностроение, 1977. — 167 с.

2. Волкова, Л. Ю. Определение эффективного проходного сечения распылителя дизеля расчетным и экспериментальным путем, его изменение в процессе образования кокса / Л. Ю. Волкова // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. — 2014. — № 3 (133). — С. 117—120.

3. Расчет систем и механизмов двигателей внутреннего сгорания математическими методами : учеб. пособие / Ю. П. Ма-кушев, Т. А. Полякова, Л. Ю. Михайлова [и др.] ; под ред. Ю. П. Макушева. — Омск : СибАДИ, 2011. — 284 с.

4. Системы управления дизельными двигателями : [пер. с нем.] / Ю. Г. Грудский. — 1-е рус. изд. — М. : ЗАО «КЖИ За рулем», 2004. — 480 с.

МАКУШЕВ Юрий Петрович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Тепловые двигатели и автотракторное электрооборудование» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии.

Адрес для переписки: [email protected] ВОЛКОВА Лариса Юрьевна, старший преподаватель кафедры «Судовые энергетические установки и теплоэнергетика» Калининградского государственного технического университета. Адрес для переписки: [email protected].

Статья поступила в редакцию 19.02.2015 г. © Ю. П. Макушев, Л. Ю. Волкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.