А. Н. Костиков,
доцент кафедры естественнонаучных дисциплин
ВЫБОР ДИСТАНЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ УНИВЕРСИТЕТА
Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», а также приказ Министерства образования РФ № 4452 от 18.12.2002 «Об утверждении методики применения дистанционных образовательных
технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» рекомендуют образовательному учреждению организовывать профессиональную переподготовку или повышение квалификации: профессорско-преподавательского состава — для преподавания в новой ин-формационно-об-разовательной среде; преподавателей и учебно-
вспомогательного персонала — для работы с дистанционными образовательными технологиями в филиалах и представительствах. Кроме того, для подтверждения возможности реализации одной или нескольких образовательных программ с использованием в полном объеме дистанционного обучения необходимо наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в новой информационно-образо-вательной среде.
Организация дистанционного обучения сама по себе является сложной организационной, педагогической и инженерно-технологической проблемой. Выбор программно-технического оснащения процесса обучения, т. е. платформы, становится нетривиальной задачей, кардинально влияющей как на последующее существование обучения, так и на подготовку и доставку до студента учебных материалов и других
учебных ресурсов, называемых «контентом», или дистанционным курсом.
Дистанционный курс — это новая форма представления структуры и содержания учебной дисциплины. Как показывает опыт, для создания такого курса, в достаточной степени адекватного учебной дисциплине в ее традиционной форме представления, требуются мощная программная среда, в которой имеются возможности по автоматизированному созданию лекционного материала в электронном виде, настраиваемая система тестового контроля теоретических знаний, а также
возможность, позволяющая использовать компьютерные лабораторные комплексы и программы, реализующие лабораторные работы и практические занятия. Кроме того, обучающая среда должна предоставлять адекватные традиционным способы организации учебной деятельности — консультации, семинарские занятия, формы контроля. Другими словами, это такой программный инструментарий, который позволяет преподавателю, не обладающему специальным инженерным образованием, после непродолжитель-ного обучения создавать собственные дистанционные курсы.
В настоящее время существуют различные платформы дистанционного обучения, большинство из которых являются платными, стоимостью от 10 000 долларов и выше. Однако существуют и бесплатные системы, модифицируя и дополняя которые, можно использовать для своих нужд.
Так, в образовательном процессе Выборгского филиала возникла необхо-
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
димость использования платформы дистанционного обучения. Совместными усилиями кафедры естественнонаучных дисциплин, администрации Выборгского филиала и кафедры информационных и коммуникационных технологий был разработан пилотный проект по созданию автоматизированной системы дистанционного обучения «Дистант» на базе Моос11е. В настоящее время на сайте «Дистант» создано и работает 25 курсов, обучается более 120 студентов.
Моос11е (модульная объектно-
ориентиро-ванная динамическая обучающая среда) — это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания преподавателями онлайн-курсов. В настоящий момент система Моос11е используется многими крупнейшими университетами мира и распространяется как программное обеспечение с открытыми исходными кодами, т. е. любой программист может модифицировать имеющийся исходный программный код под свои нужды, что нами и было сделано, причем в полученном варианте имеется около 20 деятельностных элементов (форумы, чаты, базы данных, задания, семинары, тесты, журналы и т. д.) .
Все это является предпосылками к переходу от пилотного, местного про-
екта, зарекомендовавшего себя в течение 2 лет использования, на общеуниверситетский уровень. Большинство экспертов в области информационных технологий нашего университета при личном общении с ними склоняются к общеуниверситетскому использованию подобной автоматизированной системы дистанционного обучения. Кроме того, в рамках инновационной программы по модулям 34 и 31 уже ведется экспериментальное обучение по дистанционным технологиям с использованием системы «Дистант».
На наш взгляд, подготовка преподавателей для работы в системе дистанционного обучения должна быть организована в контексте будущей тьютор-ской профессиональной деятельности, т. е. дистанционно; ее содержанием выступает сама деятельность тьютора. В настоящее время на сайте системы «Дистант» работает курс «Профессиональная подготовка преподавателя высшей школы к осуществлению дистанционного обучения». Накопленный опыт позволяет надеяться, что описанные дистанционные технологии найдут широкое распространение в нашем университете и внесут вклад в дальнейшее развитие единого образовательного пространства РГПУ им. А. И. Герцена .