Научная статья на тему 'Выбор буксировщика для самотормозящихся плотов'

Выбор буксировщика для самотормозящихся плотов Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУКСИРОВЩИК / МОЩНОСТЬ / ПЛОТ / ПРИВЕДЕННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПЛОТА / ТОРМОЗНАЯ СИЛА / СЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Васильев В. В.

Приведена методика расчета требуемой тяговой мощности буксировщика для транспортировки плотов с кормовыми тормозными секциями, особенность которой заключается в определении приведенного сопротивления плота двумя способами, при этом учитывается тормозная сила, создаваемая в процессе раздвижения задних секций при прохождении криволинейных участков реки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор буксировщика для самотормозящихся плотов»

УДК 630*378.33

ВЫБОР БУКСИРОВЩИКА ДЛЯ САМОТОРМОЗЯЩИХСЯ ПЛОТОВ

В.В. Васильев

ГОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия» vasiliev.vova2012@yandex.ru

Приведена методика расчета требуемой тяговой мощности буксировщика для транспортировки плотов с кормовыми тормозными секциями, особенность которой заключается в определении приведенного сопротивления плота двумя способами, при этом учитывается тормозная сила, создаваемая в процессе раздвижения задних секций при прохождении криволинейных участков реки.

Ключевые слова: буксировщик, мощность, плот, приведенное сопротивление плота, тормозная сила, секция.

Надежность и безопасность плотового сплава зависит от многих факторов, одними из которых являются своевременное проведение мелиоративных работ на реках, по которым будет производиться буксировка плота, оптимальный выбор габаритов плота с учетом минимальных размеров сплавного хода, а также правильный выбор судна, для буксировки плота.

Выбор буксировщика для плота является немаловажной задачей, правильность выполнения которой непосредственно будет влиять на весь процесс плотового сплава. В настоящее время выбор буксировщика производится в основном по двум критериям [1]:

- при обосновании выгодного плотового сплава и плотовых линий;

- при разработке расписаний для плотовой тяги.

В обоих случаях при выборе буксировщика необходимо учитывать соответствие разряда буксировщика классу водных путей, на которых он должен буксировать плоты, и соответствие габаритов

корпуса, особенно осадки габаритам сплавного хода. В речных условиях следует обращать особое внимание и на обеспечение управляемости судна, особенно в сложных условиях плавания. При этом для всех случаев буксировки необходимо установить потребную тяговую мощность буксировщика, с учетом вида плота и планируемой скорости его буксировки.

Тяговая мощность буксировщика для плотов обычной конструкции определяется по формуле [1]

г V

75

(1)

где гпл - приведенное сопротивление плота, (Н • с2)/м2;

V - скорость буксировки плота относительно течения реки, м/с.

Необходимо иметь в виду [1], что назначение скорости буксировки плота относительно воды связано с учетом, прежде всего таких факторов, как обеспечение управления плотом и срока доставки его в пункт назначения, выполнение плановых

показателей по производительности плотовой тяги и себестоимости перевозок. Для плотов, буксируемых по водохранилищам и озерам, кроме того, необходимо обеспечить возможность прохождения расстояния между плотоубежищами за период надежного прогноза.

При буксировке самотормозящегося плота с задними кормовыми тормозными секциями, в виду того, что его проводка по криволинейному участку реки производится с созданием тормозными секциями дополнительного сопротивления движению (растяжка плота), то для тяговой мощности буксировщика должно выполняться условие

К3 М> ^¿^ 3 г 75

(2)

где К3 - коэффициент запаса, равный 0,9; ¥т - сила торможения, создаваемая задними тормозными секциями, Н. Из неравенства (2) приведенное сопротивление плота рассчитывается двумя способами, и принимается наибольшее значение.

По первому способу расчетная формула приведенного сопротивления плота состоящего из пучков имеет вид [1]

Гпл =( 1$ + ( пв) ^ (3)

где / - коэффициент сопротивления трения, равный 0,45;

$ - смоченная поверхность плота, м2; р - коэффициент остаточного сопротивления, равный 75; Опе - площадь поперечного сечения, погруженного в воду, м2; g - ускорение свободного падения, м/с2.

Смоченная поверхность плота определяется по формуле [1]

$ = Ьпл (Бпл + 2Тт), (4)

где Ьпл - длина плота, м;

Бпл - ширина плота, м;

Тпл - осадка плота, м.

Площадь поперечного сечения, погруженного в воду, определяется из выражения [1]

=РБплТпл, (5)

где / - коэффициент, численное значение которого зависит от величины отношения ширины пучка Бпуч к его высоте Нпуч.

Б

При < 1,5 / = 0,8, а при

пуч

Б

пуч

Н

> 1,5 / = 0,95.

пуч

Для второго способа приведенное сопротивление плота определяется по формуле [2]

Гл =(Сш б0ьт + сбо )|,

(6)

где Сш - коэффициент общей шероховато-

>ш сти;

СБ - коэффициент вихревого сопротивления;

Ба - смоченный периметр плота, м; О - площадь лобового сопротивления,

м2;

3

р - плотность воды, кг/м . Коэффициент общей шероховатости рассчитывается по формуле [2]

Сш = 0,007Ьп

(7)

0,05

0,215+

Ь

Коэффициент вихревого сопротивления определяется из выражения [2]

Св = 1,18 + 0,0289 ^. (8)

Впл

Смоченный периметр определяется [2] равен

вп =^Ал. 1,5

= 0,785

Т Л 1 +1,35 пл

V

Я.

пуч у

1,35 Т"л

д

пуч

(9)

(10)

Площадь лобового сопротивления рассчитывается по формуле [2]

О = 0,84ВйлТйл. (11)

Максимальная тормозная сила из условия (2), создаваемая при раздвижении задних секций, рассчитывается следующим образом:

¥Т = 2^ 2^та,

(12)

где ^ - дополнительная площадь миделя, м2;

а - угол отклонения секции вовремя торможения, град.

Необходимо отметить, что сила ¥Т

не должна превышать допустимую силу по условию обеспечения прочности связей плота.

Дополнительная площадь миделя составит

П = 1щ к, (13)

где 1щ - длина щита, м; Ищ - осадка щита, м.

По окончанию расчета полученные результаты подставляются в условие (2) с учетом установленной тяговой мощности при-

нимаемого буксировщика для транспортировки самотормозящегося плот, если условие выполняется, то буксировщик принимается предложенной марки, а если нет, то следует воспользоваться более мощным буксировщиком, при этом для него должно выполняться условие (2).

Использование на практике предложенного принципа расчета требуемой тяговой мощности буксировщика для транспортировки самотормозящихся плотов с задними кормовыми тормозными секциями даст реальную возможность правильно подобрать буксировщик с требуемыми техническими характеристиками, который надежно и экономически эффективно будет осуществлять буксировку плота, как в нормальных, так и в сложных условиях плавания.

Выводы

1. Выбор буксировщика для транспортировки самотормозящегося плота с задними кормовыми тормозными секциями зависит от многих факторов, одним из которых является правильный подбор судна с требуемой тяговой мощностью, что обеспечит надежную буксировку плотов в сложных условиях плавания.

2. При определении требуемой тяговой мощности буксировщика, расчет приведенного сопротивления плота осуществляют двумя способами, и принимается наибольшее расчетное значение, при этом учитывается тормозная сила, которая создается в процессе раздвижения задних секций в момент прохождения криволинейных участков реки.

Библиографический список 2. Митрофанов А.А. Лесосплав. Но-

1. Борисов И.Г. Организация перево- вые технологии, научное и техническое

зок леса на внутренних водных путях. М.: обеспечение. Архангельск: Изд-во АГТУ,

Речной транспорт, 1959. 255 с. 2007. 492 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.