Научная статья на тему 'Вячеслав Иванович Иванов об Андрее белом и андрей Белый о Вячеславе Ивановиче Иванове: проблемы творчества'

Вячеслав Иванович Иванов об Андрее белом и андрей Белый о Вячеславе Ивановиче Иванове: проблемы творчества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
441
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛИЗМ / ТВОРЧЕСТВО / ПОЛЕМИКА / SYMBOLISM / CREATIVITY / POLEMICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сычева Светлана Георгиевна

Показано, что творческие отношения между А. Белым и В.И. Ивановым были противоречивыми: с одной стороны, оба признавали необходимость «сотворчества», с другой – постоянно и жестко полемизировали по теоретическим вопросам символизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The artistic attitudes of A. Bely and V.I. Ivanov were contradictory: on the one hand both of them admitted the necessity of «coauthorship», but on the other hand they were always polemicizing toughly on theoretical issues of symbolism.

Текст научной работы на тему «Вячеслав Иванович Иванов об Андрее белом и андрей Белый о Вячеславе Ивановиче Иванове: проблемы творчества»

УДК 130.2

ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ ИВАНОВ ОБ АНДРЕЕ БЕЛОМ И АНДРЕЙ БЕЛЫЙ О ВЯЧЕСЛАВЕ ИВАНОВИЧЕ ИВАНОВЕ: ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА

С.Г. Сычева

Томский политехнический университет E-mail: svetsych@mail.ru

Показано, что творческие отношения между А. Белым и В.И. Ивановым были противоречивыми: с одной стороны, оба признавали необходимость «сотворчества», сдругой - постоянно ижестко полемизировали по теоретическим вопросам символизма.

Ключевые слова:

Символизм, творчество, полемика.

Key words:

Symbolism, creativity, polemics.

Русский символизм Серебряного века - важное и значительное явление культуры России конца XIX - начала XX вв. Изучение этого феномена проясняет многие аспекты жизни общества того времени. Цель статьи - исследовать один малоизученный сюжет: сотворчество двух ведущих теоретиков символизма - А. Белого и В.И. Иванова с точки зрения их вклада в развитие эстетики.

Отношения между А. Белым и В. Ивановым были непростыми: они часто полемизировали, иногда прерывали общение друг с другом. Были случаи поддержки и понимания. Данная статья имеет целью сделать несколько «слепков» с этих отношений и дать ответ на некоторые вопросы теории символистского творчества.

Начнем с одного из знаменитых произведений Андрея Белого - романа «Петербург» [1]. Известно, что название ему дал Вячеслав Иванов. Известна статья В. Иванова «Вдохновение ужаса» (о романе Андрея Белого «Петербург») [2]. Остановимся на ней подробнее.

Отношение В. Иванова к этой книге амбивалентно. С одной стороны, он называет ее несовершенной, уродливой, неумелой и безвкусной, упрекает в бесталанном подражании Ф.М. Достоевскому, но тут же пишет: «И все же я не хотел бы, чтоб в этом полухаотическом произведении была изменена хотя бы одна йота» [2. С. 619].

Роман, по словам В. Иванова, лежит вне понятий эстетики, и трудно оценить его с этой точки зрения: прекрасное и безобразное переплетены в нем столь тесно, что складываются в «красочный морок» [2. С. 619], в своем роде неповторимый.

А. Белый словно хочет сообщить «откровение» [2. С. 620] людям, но важнее то иррациональное, «что вулканически метнулось из его души долгим призрачным пожаром тысячецветного марева [2. С. 620].

Критически относится В. Иванов к отсутствию хотя бы намека на политическую ситуацию в России 1905 г. Но даже не это - главный недостаток. В отличие от Ф. Достоевского, - подчеркивает В. Иванов, - «Андрей Белый Русь Святую, «Россию Христа» исповедует, но не являет, думается, бессилен явить» [2. С. 620].

В. Иванов подчеркивает темноту и немощность писаний А. Белого. Россия для последнего пребывает в области Нирваны, а Нирвана для героя романа - «ничто» [2. С. 621]. Согласно В. Иванову,

A. Белый внерелигиозен: хотя он знает и чувствует божественное, в его романе мелькает образ «печальный и длинный, с костенеющими пальцами» (слова А. Белого - С.С.): символ ужаса и тоски. Как достоинство В. Иванов подчеркивает некую стабильность, стержень романа, который будет положительно воспринят потомками, несмотря на свой хаотизм и душевное «марево» [2. С. 622];

B. Иванов даже называет «Петербург» поэмой и пишет о том, что она войдет в историю русской культуры и народного слова.

С одной стороны, В. Иванов отмечает, что роман символичен: сквозь субъективные переживания главного героя видны исторические пути страны, современной рассказчику. С другой стороны, он пишет, что во всем описании Петербурга отражается «ужас» - в очертаниях домов, в водах Невы, в памятниках, крепостях, дворцах, канавах, тенях, каретах, толпах людей. Концентрируется это «вдохновение ужаса» в описании бомбы «с заведенным часовым механизмом» [2. С. 623].

Бомба взорвалась, к счастью, никто не пострадал, и на первый взгляд, не произошло ничего особенного. Однако если пристально всмотреться в текст, то станет видно, что «Тут собрались все нервные нити ужаса в один центр. Террор сына и реакция отца - одно и то же: это абсолютный, мистический нигилизм» [2. С. 627].

По поводу «панмонголизма», о котором писал еще В.С. Соловьев, и идея которого фигурирует в романе, В. Иванов замечает, что эллины назвали бы А. Белого «прорчествующим от «Ужаса»». Со ссылкой на Платона («Федр») [3] В. Иванов упоминает различные виды пророчеств: «от Аполлона», «от Диониса», «от муз», от «Эроса». А. Белого В. Иванов называет «одержимым от Ужаса» [2. С. 628]. В его воображение вселяет идеи сама Горгона, все превращающая в камень. В конце статьи В. Иванов называет А. Белого «русским поэтом метафизического Ужаса» [2. С. 629].

Неповторимый художественный стиль и философско-поэтическая символика, на наш взгляд, могли бы получить благодарный и положительный отзыв от соратника и друга. К сожалению, этого не произошло. Вместо этого, перед нами - глубоко критическая статья, в которой лишь завуалировано видно восхищение творческим талантом поэта.

«Петербург» был написан в 1913-1914 гг., но общению поэтов предшествовала десятилетняя история, полная драматизма и резких споров. Один из них - полемика по поводу «Химер» А. Белого на страницах журнала «Весы» [4]. И если в ходе этой дискуссии А. Белый подчеркивает, что не хочет «полемизировать», то дальнейшие отношения двух поэтов развиваются именно в этой, дискуссионной, плоскости.

Обратимся к публикации Е.В. Глуховой «Разрозненных черновых материалов к статье А. Белого «Вячеслав Иванов»» [5. С. 115-132]. Скажем несколько слов о предисловии к публикации, написанной Е.В. Глуховой и названной «Андрей Белый-Вячеслав Иванов: концепция духовного пути» [6. С. 100-114].

Черновая статья А. Белого о В. Иванове была написана в конце 1917 г., в условиях послереволюционного хаоса. А. Белый стремится связать воедино разные стороны многогранного творчества

В. Иванова: он пишет о «филологе», о «философе» и о «поэте» [6. С. 100].

В этот период поэты общались мало, и немного осталось документальных «следов» их отношений. Е. Глухова пишет, что они были уже не такими дружескими, как в Петербурге начала века. Разлад наметился в 1912 г., после сближения А. Белого с Р. Штайнером. Как показывают хроники, В. Иванов пытался попасть в круг людей, приближенных к немецкому мистику, слушать его лекции. Р. Штайнер отказал. В. Иванов просил повторно, но, по словам Аси Тургеневой, последовала резкая отповедь без указания причин.

Отказ сильно задел В. Иванова, и 22 декабря 1912 г. в письме к Метнеру заметил: «Символизм мешать со штайнерьянством заведомо не хочу. Мой символизм (говорю о теориях) есть теория только эстетическая. Теософические опыты с искусством (в лучшем смысле слова) мне не симпатичны» [6. С. 105].

В книге воспоминаний «В начале века» [7]

А. Белый будет писать о неоднозначном характере личности В. Иванова: «Сидит перед тобой какой-то Христос самозваный; глядь - нос в табаке: старый провинциальный немецкий учитель <...> и вдруг <...> спокойная ясность наследника Гете; поверил в него, и - опять все зазыбилось» [6. С. 111].

В письме А. Белого к В. Иванову, которое, скорее всего, не было отправлено (конец марта 1917 г.), А. Белый довольно резко подчеркивает расхождения между собой и ним: «мы можем дружески обмениваться «точками зрения», но разговор между нами никогда не дойдет до дела... Этого между нами быть не может; ты можешь исповедо-

вать христианство; я - то же; мы можем обмениваться умнейшими «точками зрения»; эти обмены мнений «для меня» (как) бы ты ни был чуток и «проникновенен» будут лишь «ананасом в шампанском». Мне претит Твоя жизнь, поскольку извне ее созерцаю без Любви, без Жертвы... Где подвиг Твой? Где жертва Твоя? <...> Вы - «буржуи» -это мне ясно. Нет у Вас пути, нет у Вас правды, нет у Вас подвига!» [6. С. 114].

Е. Глухова указывает на то обстоятельство, что к 1919 г. отношения между двумя поэтами совсем охладели, в частности, потому, что А. Белый подозревал В. Иванова в сотрудничестве с революционными властями [6. С. 115].

Как автор статьи, выражаю глубокую благодарность Е.В. Глуховой за публикацию материалов, до сих пор мало кому известных, и хотя в ее предисловии к публикации нет «концепции» «духовного пути», как заявлено в названии, она содержит большой объем интересной и важной информации. Большое ей спасибо.

Обратимся непосредственно к тексту А. Белого, представляющему собой черновик статьи «Вячеслав Иванов».

А. Белый выделяет три «лика» В. Иванова: «Иванов первый» - «пророк Диониса», «Иванов второй» - «эзотерический мистик» и «Иванов третий - гностик повернутый (на себя самого)» [5. С. 118-119].

А. Белый пишет, что у В. Иванова «Бог -в «многобожии», а «многобожье» - в «безбожии» хладного «субъекта познания»; раздвоения «Я» на убийцу и жертву гнетет безвоскресно философа... и сильнейшею нотою плачущих песен Ивано-ва-лирика... выступают мотивы отчаяния, агностицизма и скепсиса» [5. С. 119].

Трем маскам В. Иванова (поэт, филолог, философ) - соответствуют три части души (чувство, воля, ум). А. Белый показывает, что В. Иванов чем-то похож на Сократа, которому в темнице являлся голос, предлагающий заняться музыкой. А. Белый пишет о трагедии В. Иванова, которая состоит в том, что его «истерзавшая себя душа» «сократического эклектика» пытается совершить акт ясновидения, но не может [5. С. 121].

Трагедия культуры, отразившаяся в стихах

В. Иванова, в том, что мы стоим на пороге новой культуры, которую еще не видим, а старую уже не принимаем. По поводу теории В. Иванова о «восхождении», «нисхождении» и «погружении в хаос» души художника в процессе творчества А. Белый замечает, что, когда гений поэта поднимается вверх, душа его должна опуститься в «темную бездну», чтобы «испытать смерть в себе старых культурных ценностей - иначе погибнет без воскресения».

Обыгрывая название поэмы В. Иванова «Младенчество» [8], А. Белый пишет: «в нем «пламенный ребенок» (духовное «я»), может быть, проберется сквозь [призраки] марева зданий, воздвигнутых Вячеславом Ивановым, магом <. > По лабиринту бредет Вячеслав Иванов - младенец через.

себя самого: и к Себе Самому, оглашая тяжелые своды словесной риторики «песнями из лабиринта»» [5. С. 128].

А. Белый сравнивает В. Иванова с Фаустом, который чуть было не выпил чашу с ядом, чтобы слиться с тайнами природы, но передумал, услыхав Пасхальный благовест. А. Белый надеется, что душа Вячеслава Иванова, которая покоится в его теле как «куколка», долженствующая превратиться в «бабочку» духа, позволит ему, наконец, слагать не абстрактную, а светлую и подлинную, поэзию [5. С. 129].

Из текста черновика статьи А. Белого «Вячеслав Иванов» видно, что отношение первого ко второму более чем критическое: его можно современным языком сформулировать так: не в абстрактных схемах и не в тяжеловесной фольклорной речи содержится истина искусства; «филолог» и «философ» мешают поэту раскрыться, облегчить, гармонизировать свое пение. Но, может быть, когда-нибудь Вячеслав Иванов «прозреет» и создаст подлинную поэзию.

Эта тема продолжается в книге А. Белого «Сирин ученого варварства» (1922 г.). А. Белый пишет: «Вся «Прозрачность» - нежнейшая лирика мысли и диссертация образов» [9. С. 3]. По поводу поэтического стиля В. Иванова А. Белый замечает: «его книги проходят перед взором причудливым замыслом, напоминая слонов, изукрашенных золототкаными пологами и влекущих увесистый шаг своих ритмов по инкрустациям слов» [9. С. 5].

Однако основная тема книги «Сирин ученого варварства» - книга В. Иванова «Родное и Вселенское» [10], где он высказывается, в том числе, и по социальным вопросам.

А. Белый восклицает: «Варварский Дионис Минотавр укусил его не теперь, а давно. В проливании крови он видит «торжественнейшее» определение воли народной» [9. С. 10]. И далее: «Варварский Дионис (Каннибал) им вводимый кощунственно в христианские представления, воскресает в последней написанной книге («Родное и вселенское» - С.С.) - призывом к нечеловеческой бойне народов; призывом к ужасному делу, которое называет «вселенским» он. «С нами крест Христов» -восклицает Иванов; я думаю, что это не крест Христов, а топор каннибала, им когда-то возглавленный в дионисийской теории» [9. С. 23-24].

Как видно из этого текста, А. Белый не может признать идею В. Иванова о том, что дионисийские мистерии являются прообразом тех «хороводов», которые должна водить «толпа», под звуки дионисийской музыки с тем, чтоб свершилась мистерия века. Надо сказать, что «дионисизм» В. Иванова, который он пытался привить на православной почве, не могли принять ни Н. Бердяев, ни Д. Мережковский, - не только А. Белый.

На наш взгляд, дионисизм В. Иванова можно признавать до той поры, пока он утверждает происхождение христианства, в том числе, из дионисийских мистерий. Однако когда он начинает по-

пытки внедрения древнегреческого обряда в русскую действительность, это, можно сказать, является неправомерной экстраполяцией с теоретического конструкта на денотат. В творческой фантазии может быть многое, но столкновение фантаз-мов с реальностью может быть губительно как для фантазмов, так и для реальности.

По тексту нашей статьи может сложиться впечатление, что А. Белый сугубо критически относится к творчеству В. Иванова. Но А. Белый прекрасно понимал необходимость творческого соучастия. В письме к А. Блоку 13/16 апреля 1911г. А. Белый пишет из Одессы: «Для меня несколько человек обведены магическим кругом; в ссоре я с ними, или нет - они в общем круге. В числе этих немногих - Вячеслав и Ты. Оттого-то душно и грозно мне, когда мы в ссоре; в дружбе ли, в ссоре ли - все одно: мы в одном круге; а если круг обведен, лучше быть в дружбе; тяжело плыть с врагом в одной каюте, на одном корабле; а мы вместе плывем.» [11. С. 397]. Отношения были непростыми, но А. Белый осознавал, что В. Иванов тот «маяк», который в ночи светит, и к которому надо идти, тогда спасешься.

Однако полемика между символистами разгоралась снова и снова. Если заглянуть назад, то еще в 1907 г. А. Белый и В. Иванов фактически не общались, поскольку возник конфликт между московской группой символистов и петербургской, главой которой был В. Иванов [11. С. 351].

В 1908 г. спор разгорелся вновь: А. Белый не может принять идеи В. Иванова, которые называет «неумными», «коварными и двусмысленными».

А. Белый возражал В. Иванову устно (25 и 30 марта 1908 г.), ответы его нашел ответами «не по существу»; и письменно: в журнале «Весы» (1908 г., № 5 и № 10), В. Иванов отвечал ему соответственно («Весы», 1908 г., № 7 и № 11).

Складывается впечатление, что отношения между В. Ивановым и А. Белым не были безоблачными. По этому поводу Р.В. Иванов-Разумник писал: «Одно время, в 1904-1905 году, он (А. Белый -

С.С.) поддается влиянию Вяч. Иванова, начинает говорить о вихревом водовороте пронизанных друг другом переживаний, слитых музыкою в диониси-чес кое пламя. мечтает о хороводах и тихих плясках», и разделяет мнение, что орхестра - необходимое условие мистерии - есть средоточие форм народного голосования» [12. С. 568]. Здесь Р.В. Иванов-Разумник почти дословно цитирует статью А. Белого «Апокалипсис в русской поэзии» (1905 г.). К этим словам добавим из непроцитиро-ванного: «Замечательно глубоко говорит Вяч. Иванов, что организация этих форм (т. е. «форм всенародного голосования» - С.С.) есть один из способов организации Любви» [13. С. 415]. По-видимому, здесь речь идет о любви к «Вечной женственности», которую вслед за И. Гете воспел В.С. Соловьев.

Однако идея мистерии вскоре развеивается, и для А. Белого В. Иванов становится «лжепроро-

ком», полагает Р.В. Иванов-Разумник [12. С. 568]. В статье «Настоящее и будущее русской литературы» (1907 г.) А. Белый ни разу не упомянул имени

В. Иванова: он писал (в том числе) о В. Брюсове и Д. Мережковском. Но в ней есть слова, прямо передающие отношение к В. Иванову: «грошовое декадентство, рекламная соборность; все эти эро-тисты, мистические анархисты и прочие благополучно паразитируют на этом не до конца западничестве, не до конца народничестве» [13. С. 359].

Остро критические, даже саркастические, слова

А. Белого о В. Иванове, находит Г Адамович (Париж, 1938 г.): в книге «Воспоминаний» А. Белого («Начало века» - С.С.) написано следующее: «Ставши в России поэтом, почтенный профессор Иванов совсем обалдел, перепутавши жизнь с эпиграфикой, так что история культов от древних Микен до руин Элевзиса, попав из музея в салон, расцвела в чепуху. Видно, бросилась в голову кровь, застоявшаяся в семинарии» [Цит. по: Адамович Г. Андрей Белый и его воспоминания. В кн.: 12. С. 880].

Казалось бы, с отношением А. Белого к В. Иванову все понятно. Что ж Иванов? В статье «О новейших теоретических исканиях в области художественного слова» (1922 г.) В. Иванов анализирует, в том числе, статью А. Белого «Жезл Аарона - о слове в поэзии» [14]. У А. Белого речь идет о том, что современные понятие и образ можно сравнить с засохшим ростком, который в будущем должен

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белый А. Петербург. - Л.: Наука, 1981. - 696 с.

2. Иванов В.И. Собр. соч. в 6 т.: Т. IV. - Брюссель: Foyer oriental Chretien, 1987. - 800 с.

3. Платон. Собр. соч. в 4 т.: Т. 2. - М.: Мысль, 1993. - 528 с.

4. Белый А. Химеры // Весы. - 1905. - № 6. - С. 1-18.

5. Белый А. Разрозненные черновые материалы к статье «Вячеслав Иванов» (публикация Глуховой Е.В.) / В кн.: «Башня» Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. - СПб.: Филологический факультет С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. -С. 115-132.

6. Глухова Е.В. Андрей Белый-Вячеслав Иванов: концепция духовного пути / В кн.: «Башня» Вячеслава Иванова и культура Серебряного века. - СПб.: Филологический факультет С.-Пе-терб. гос. ун-та, 2006. - С. 100-115.

7. Белый А. Начало века. Воспоминания. В 3 кн.: Кн. 2. - М.: Ху-дож. лит., 1990. - 687 с.

расцвесть. Терминология затрудняет, умерщвляет русский язык. Но из мертвого слова родится новое, живое слово. Белый пишет: «Или мы онемеем навек, или снова словесность нам станет воистину герметическим культом» [Цит. по: 2. С. 635]. Похоже, что А. Белый ведет скрытую полемику против

В. Иванова.

Белый пишет, что в настоящее время произошел «раскол» между «плотью» слова и его смыслом. Это противоречие должно быть преодолено. По мнению В. Иванова, А. Белый как символист остается «верным себе» [2. С. 635] в идее синтеза формы и содержания, а также духовного роста поэта.

Обозревая накопленный материал, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, весь свой творческий путь А. Белый и В. Иванов шли рука об руку (до отъезда В. Иванова в Рим в 1924 г.). Они признавали и ценили друг друга как теоретиков символизма и поэтов.

Во-вторых, отношения между ними были неоднозначными: начиная с 1905 г. А. Белый отходит от абсолютного признания идей В. Иванова, и его позиция становится все более критической.

В-третьих, с этого периода начинается полемика между А. Белым и В. Ивановым по проблемам творчества, то затухая, то разгораясь с новою силою. В этой дискуссии не было победителя и побежденного (у каждого была своя правда), но она сыграла заметную роль в развитии теории символа в русской эстетике начала XX в.

8. Иванов В.И. Собр. соч. в 6 т.: Т. I. - Брюссель: Foyer oriental Chretien, 1971. - 872 с.

9. Белый А. Сирин ученого варварства (по поводу книги В. Иванова «Родное и вселенское»). - Берлин: Скифы, 1922. - 24 с.

10. Иванов В.И. Родное и вселенское. - М.: Издание ГА. Лемано-ва и С.И. Сахарова, 1918. - 208 с.

11. Андрей Белый и Александр Блок: Переписка. 1903-1919. - М.: Прогресс-Плеяда, 2001. - 608 с.

12. Андрей Белый: Pro et Contra. - СПб.: РХГИ, 2004. - 1048 с.

13. Белый А. Символизм как миропонимание. - М.: Республика, 1994. - 528 с.

14. Белый А. Жезл Аарона - о слове в поэзии // Альманах «Скифы». - 1917. - Т. I. - С. 155-212.

Поступила 20.06.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.