УДК 821.161 ББК 161.10
Е.А. БУСЫГИНА
ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ - МЭТР МОЛОДЫХ ПЕТЕРБУРГСКИХ ЛИТЕРАТОРОВ
В 1900-е ГОДЫ
Ключевые слова: Башня Вяч. Иванова, молодые литераторы из окружения Вяч. Иванова, мэтр, ведущий теоретик русского символистского движения.
В статье определяется место Вяч. Иванова (1866-1949) в литературном процессе начала 1900-х гг, характеризуется изученность данной темы, предложен обзор отношений литераторов с мэтром в этот период. Особая интенсивность литературной жизни приходилась на 1900-е гг. - время существования салона на Башне, поэтому основой исследования явился первый петербургский период - переезд Иванова в Петербург, эпоха «сред» (литературный салон) и те отношения, которые там за-вязывалиь. Обзор литературных контактов позволяет выделить круг ближайших молодых единомышленников Вяч. Иванова в эти годы. Предпринятое в данной работе рассмотрение литературного окружения Вяч. Иванова в 1900-е гг. позволило выявить глубинную связанность творчества ряда молодых писателей с эстетическими идеями и поэтикой произведений Вяч. Иванова.
E.A. BUSYGINA
V. IVANOV - MAITRE OF THE YOUNG PETERSBURG WRITERS IN 1900th YEARS
Key words: V. Ivanov’s Tower, of the young literary men of his surrounding, the head, the leading theorist Russian symbolism movements.
V. Ivanov's place (1866-1949) in the literary process of the beginning of 1900th years is defined in this article, which is characterized by properly analysis of this theme, the review of writers' relations with the master in this period is suggested. Special intensity of a literary life fell on 1900s -lifetime of salon on the Tower, therefore the base of the research is the first Petersburg period -Ivanov's resettlement to Petersburg, an apoch of Environments (literary salon) and those relations which were started there. The review of literary contacts makes it possible to identify the V. Ivanov's circle of the closest young like-minded people these years.Undertaken in this work examination of Ivanov's literary surroundings in 1900s permits to reveal deep coherence of some young writers' works with V. Ivanov's esthetic ideas and poetics of his works.
Поэт и мыслитель, мэтр русского символизма Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949) занимает одно их центральных мест в истории русской литературы первой трети XX в. Формирование Иванова-художника было связано с утверждением в 1890-е гг. нового, модернистского искусства. Вяч. Иванов довольно поздно вошел в литературу. Его первый сборник «Кормчие звезды» вышел из печати на рубеже 1902-1903 гг., когда Иванову было 36 лет, став замечательным событием в литературе русского модернизма [7].
В течение последних сорока лет жизнь и творчество Вяч. Иванова изучаются чрезвычайно активно. Периоду существования Башни посвящены работы А.Б. Шишкина [12. С. 273-352; 13], Ю.Е. Галаниной [5. С. 469-492], монография Г.В. Обатнина [11], специальный сборник «Башня Вяч. Иванова и культура Серебряного века» [1]. Обширный корпус материалов, относящихся к «башенному» периоду жизни и деятельности Вяч. Иванова, введены в читательский оборот Н.А. Богомоловым [2, 3, 4]. При этом следует отметить, что столь важный аспект, как влияние идей Вяч. Иванова на молодых литераторов, его окружавших, до сих пор недостаточно изучен. Под термином «молодые литераторы» мы понимаем малоизвестных, тех, кто только начинал входить в литературу.
С конца 1890-х гг. Вяч. Иванов стремился завязать контакты в русских литературных кругах, чтобы найти поддержку для своих новаторских произведений. В связи с этим в высшей степени знаменательно обращение Вяч. Иванова к Вл. Соловьеву незадолго до смерти философа по поводу планов опубликовать свою первую поэтическую книгу «Кормчие звезды» [8. С. 11]. В 1903 г. в Париже на лекции Вяч. Иванова, читавшего курс о религии Диониса в Русской высшей школе общественных наук, состоялось его знакомство с В. Брюсовым, завязывается переписка с ним.
С августа 1905 г. петербургская квартира Вяч. Иванова, известная как Башня, становится самым ярким русским литературным салоном XX в. Он становится также пунктом притяжения литературной молодежи, которая находит в нем отклик и поддержку в духовных и литературных исканиях. В атмосфере Башни возникли многие идейные и художественные начинания: теории «мистического анархизма» Г.И. Чулкова и «соборного индивидуализма» М. Гофмана, истоки творческого замысла «Эроса» Вяч. Иванова и стихотворные стилизации образов языческой Руси С. Городецкого.
Вяч. Иванов был признан современниками ведущим теоретиком русского символистского движения и играл ключевую роль в формировании литературы того времени. «Почти вся наша молодая тогда поэзия, если не „вышла“ из Ивановской „башни“, то прошла через нее», - писал в воспоминаниях С.К. Маковский [10. С. 137-138].
«Башенный» период жизни, начавшийся в августе 1905 г., закончился смертью Л.Д. Зиновьевой-Аннибал в Загорье Могилевской губернии 17 октября 1907 г. Это событие ознаменовало начало нового этапа жизни для Иванова и повлекло прекращение «сред», продолжавшихся в течение трех лет и ставших одним из наиболее характерных явлений русской культуры 1905-1907 гг. Значимой частью осуществления определенной политики Вяч. Ивановым было взаимодействие с молодыми литераторами, в первую очередь с петербургскими. Собрания на Башне были не только литературным салоном, но и тем местом, где произошел отбор более молодых сподвижников и единомышленников, вовлеченных в орбиту художественных исканий Вяч. Иванова, способствовавших пропаганде и утверждению его ценностей в сознании современников, стремившихся реализовать родственную поэтику в собственных произведениях.
Понятие «молодые литераторы» играет важнейшую роль в исследовании, поэтому имеет смысл конкретизировать значение, которое вкладывается в него. Молодые петербургские литераторы, поддерживавшие Вяч. Иванова, - это писатели, принадлежавшие к более молодому поколению, чем Вяч. Иванов, это активные участники, в первую очередь, петербургской литературной жизни, те, кто был вовлечен в орбиту художественных исканий поэта, те, кто ощущал и признавал его авторитет как литературного мэтра и наставника духовной жизни в 1900-е гг., и позднее - те, кто в собственном творчестве стремился реализовать поэтику, родственную поэтике Вяч. Иванова, а также способствовал утверждению его эстетических идей в общественном сознании.
Вяч. Иванов и в 1900-е гг., и позже с большим вниманием относился к литературной молодежи. Это можно заключить из следующего факта: сохранился сделанный Вяч. Ивановым список посетителей «среды» 18 января 1906 г., расклассифицированный по категориям. Очень характерно, что начинается он с «молодых поэтов» (<Л.И.> Андрусон; <В.В.> Башкин; <С.М.> Городецкий (талантлив!); <В.А.> Пяст; <М.А. Кузмин; <А.А.> Кондратьев; <А.С.> Рославлев; Д.<М.> Цензор) [9. С. 236]. Это были еще действительно по большей части молодые, мало известные хозяевам литераторы, знакомство с которыми только начиналось. О пристальном интересе к молодым писателям свидетельствуют и пометы Вяч. Иванова - так, около имени Городецкого сразу появляется эпитет «талантлив». В своем документе он употребляет выражение молодые поэты, с них он начинает свой список и перечисляет среди них следующие имена: Леонид Иванович Андрусон (1875-1930), Василий Васильевич Башкин (1880-1909), Леонид Галич (псевд. Леонида Евгеньевича Габриловича; 1878-1953), Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967), Осип Дымов (псевд. Осипа Исидоровича Перельмана; 1878-1959), Александр Алексеевич Кондратьев (1876-1967), Владимир Пяст (псевд. Владимира Алексеевича Пестовского; 1886-1940), Александр Степанович Рославлев (1883-1920), Поликсе-
на Сергеевна Соловьева (псевд.: Д11едго; 1867-1924), Наталья Ивановна Мана-сеина (1869-1930), Константин Эрберг (псевд. Константина Александровича Сюннерберга; 1871-1942), Тэффи (псевд. Надежды Александровны Лохвицкой; 1872-1952), Дмитрий Михайлович Цензор (1877-1947).
Помимо упомянутых лиц частыми гостями на Башне в первые годы существования этого литературного салона с 1905 по 1909 г. бывали Юрий Никан-дрович Верховский (1878-1956), Людмила Николаевна Вилькина (Вилькина-Минская; 1873-1920), Владимир Михайлович Волькенштейн (1883-1974), Михаил Петрович Гальперин (1882-1944), Яков Владимирович Годин (18871954), Модест Людвигович Гофман (1887-1959), Александр Иосифович Дейч (1893-1972), Борис Дикс (псевд. Бориса Алексеевича Лемана; 1882-1945), Софья Семеновна Дубнова (1885-1986), Александра Мирэ (псевд. Александры Михайловны Моисеевой; 1874-1913), Георгий Иванович Чулков (18791939), Дмитрий Евгеньевич Жуковский (1866-1943), малоизвестные поэты Владимир Корин (псевд. Владимира Ивановича Корехина; р. 1885 - дата смерти не известна), Александр Иосифович Гидони (1885-1943), Наталья Васильевна Крандиевская (1888-1963) - начинающая поэтесса, впоследствии жена А.Н. Толстого, Ольга Александровна Беляевская (1865-1919), Юлия Александровна Беляевская (даты жизни не известны), сестры Герцык - Аделаида Казимировна (1874-1925) и Евгения Казимировна (1878-1944), Нина Артемьевна Тамамшева (даты жизни не известны), Черубина де Габриак (псевд. Елизаветы Ивановны Дмитриевой; 1887-1928).
Некоторые из написанных в эти годы и посвященных Вяч. Иванову произведений, видимо, высоко ценились поэтом и были ему памятны - так, в Римском архиве сохранился сонет Мих. Гальперина «В твой гордый храм, во мраке незамечен, Я с робостью, неведомый, вхожу» (с пометой: «Петербург, Зима, 1908»), посвященный Вяч. Иванову и взятый им с собой в эмиграцию.
Обзор литературных контактов позволил выделить круг ближайших молодых единомышленников Вяч. Иванова в 1900-е гг., число которых достаточно велико: Ал. Чеботаревская, Георгий Чулков, Владимир Пяст, Аделаида и Евгения Герцык, Леонид Галич, Константин Эрберг, Сергей Городецкий, Юрий Верховский, Борис Дикс, Модест Гофман, Маргарита Сабашникова, Сергей Троцкий, Вадим Гарднер, Алексей Скалдин, Валериан Бородаевский, Владимир Княжнин, Николай Недоброво. Все они подпадают под сформулированное нами понятие молодые литераторы. Исследование позволило выявить глубинную связанность творчества ряда молодых писателей с эстетическими идеями и поэтикой произведений Вяч. Иванова. Именно они испытали сильное влияние идей и личности Вяч. Иванова. Вяч. Иванов в 1900-е гг. был для них литературным мэтром; его произведения - художественным ориентиром в творчестве.
Не имея возможность анализировать контакты со всеми вышеуказанными молодыми литераторами в силу их многочисленности, а также изученности многих сюжетов, хочется отметить, что случай Евгении и Аделаиды Герцык и Модеста Гофмана - пример наиболее объемного взаимодействия с личностью и творчеством Вяч. Иванова. Художественное взаимодействие наблюдается в лирике, художественной прозе и статьях Е. Герцык (статьи «О „Тан-тале“» Вячеслава Иванова, «Бесоискательство в тихом омуте» и рецензия на сборник стихотворений Вяч. Иванов «Эрос», биографическая повесть «Мой Рим» (1914-1915), мемуары), цикле А. Герцык «Золот-ключ» (опубликован в альманахе «Цветник Ор. Кошница первая» (1907), стихотворениях М.Л. Гофмана «Знаки» («От мира отрекся, живу в скиту...»); «Моя душа новорожденная...», посвященных Вяч. Иванову. В 1907 г. М. Гофман во время полемики о «мистическом анархизме» выпустил в поддержку Вяч. Иванова книгу «Соборный индивидуализм» (1907), где была представлена теория «соборного индивидуализма» в духе Вяч. Иванова
[6] и были развиты многие идеи, впервые высказанные Вяч. Ивановым и Г. Чулко-вым. Выступление М. Гофмана «Соборный индивидуализм» (1907) воспринималось как параллельное явлению «мистического анархизма».
Совместные печатные выступления - важнейший аспект и характерная особенность литературной жизни начала XX в. К таким выступлениям можно отнести публикации близких Вяч. Иванову литераторов в издательствах «Оры» и «Факелы», на страницах альманахов «Факелы» (кн. I-III. СПб., 19061908), «Белые ночи» (СПб.; 1907); «Цветник Ор» (СПб.; 1907). М. Гофман находился во главе издательства «Оры», организованного Вяч. Ивановым.
Новаторский сборник Вяч. Иванова «Эрос» (вышел из печати в самом конце 1906 г.) оказался одной из наиболее важных демонстраций поэтики Иванова. Не будучи замечен широкой публикой, сборник лирических стихов привлек к себе главным образом внимание единомышленников и дал важные импульсы их оригинальному творчеству. Подавляющее большинство откликов на книгу лирики Вяч. Иванова «Эрос» (М. Волошина, Е. Герцык, С. Соловьева, С. Городецкого, Ан. Чеботаревской, М. Гофмана, Вл. Пяста, С. Троцкого) принадлежат единомышленникам автора и представляют собой ценные свидетельства активных и заинтересованных участников литературного процесса; более половины этих отзывов были написаны молодыми литераторами из окружения Вяч. Иванова, что позволяет видеть в них важное выступление в поддержку поэта.
Собрания на Башне были не только литературным салоном, но и тем местом, где произошел отбор более молодых сподвижников, вовлеченных в орбиту художественных исканий Вяч. Иванова, способствовавших пропаганде и утверждению его ценностей в сознании современников, стремившихся реализовать родственную поэтику в собственных произведениях.
Литература
1. Башня Вячеслава Иванова и культура Серебряного века: сб. ст. / Филологический фак. Санкт-Петербургского гос. ун-та; отв. ред. А.Б. Шишкин, Ю. Галанина. СПб., 2006. 384 с.
2. Богомолов Н.А. Петербургские гафизиты // Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: статьи и материалы. М.: Новое лит. обозрение, 1995. С. 67-98.
3. Богомолов Н.А. Глава из истории символистской печати: альманах «Цветник Ор» // Богомолов Н.А. Русская литература первой трети XX века: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск: Водолей, 1999. С. 323-342.
4. Богомолов Н.А. Из оккультного быта Башни Вячеслава Иванова // Богомолов Н.А. Русская литература начала XX века и оккультизм: Исследования и материалы. М.: Новое лит. обозрение, 2000. С. 311-334.
5. Галанина Ю.Е. О некоторых реалиях в мифологическом пространстве Башни Вяч. Иванова (по архивным материалам) // Вячеслав Иванов: исследования и материалы. СПб.: Пушкинский дом, 2010. Вып. 1.
6. Гофман М. Соборный индивидуализм. СПб.: Кружок молодых, 1907. 81 с.
7. Иванов Вяч. Кормчие звезды: Книга лирики. СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1903. 280 с.
8. Котрелев Н.В. К истории «Кормчих звезд» // Русская мысль. 1989. № 3793, 15 сент.
9. Литературное наследство. Т. 92. Александр Блок: новые материалы и исследования. М.: Наука, 1982. Кн. 3.
10. Маковский С.К. Вячеслав Иванов в России // Новый журнал. Нью-Йорк, 1952. Кн. 30.
11. Обатнин Г.В. Иванов-мистик: оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова (1907-1919). М.: Новое лит. обозрение, 2000. 239 с.
12. Шишкин А. Симпосион на петербургской Башне в 1905-1906 гг. // Русские пиры. Альманах «Канун» / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. СПб., 1998. Вып. 3.
13. Шишкин А.Б. История Башни Вяч. Иванова. Roma, 1996 (на правах рукописи).
БУСЫГИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - соискатель учёной степени кандидата филологических наук кафедры русской и зарубежной литературы, Вятский государственный гуманитарный университет, Россия, Киров; преподаватель, НЧОУ «ЮВЕНТА», Россия, Санкт-Петербург (katrin2009@inbox.ru).
BUSYGINA EKATERINA ALEXSANDROVNA - a competitor of scientific degree of Philological Sciences candidate, Vyatka State Humanities University, Russia, Kirov; teacher, School «Uventa», Russia, Sankt-Petersburg.