Научная статья на тему 'Введение в правовую охрану изобретений'

Введение в правовую охрану изобретений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
699
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПАТЕНТ / ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА / ИЗОБРЕТЕНИЕ / СЛУЖЕБНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ / ПАТЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / ПАТЕНТНАЯ КОНТРПОЛИТИКА / EMPLOYEE''S INVENTION / INTELLECTUAL PROPERTY / PATENT / PATENT SYSTEM / INVENTION / PATENT POLICY / PATENT CONTRA POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Супотницкий М. В.

Статья посвящена правовой защите изобретений в организации, занимающейся научно-технической деятельностью с привлечением средств из федерального бюджета. Объясняется, что такое патентные права, исключительное право на изобретение, патент на изобретение, формула изобретения, служебное изобретение и условия предоставления правовой охраны изобретению. Приводятся описание действующей в России системы выдачи патентов на изобретения и рекомендации по организации работы по выявлению и правовой охране изобретений. Обосновывается необходимость разработки собственной патентной политики ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России. Разработка изобретений должна включаться в планы НИР. Целесообразно провести инвентаризацию уже созданной интеллектуальной собственности. С 2013 г. проводить экспертизу рукописей статей и докладов на наличие в них объектов интеллектуальной собственности, прежде чем они будут опубликованы в журналах или доложены на конференциях. При обнаружении технических решений, еще не раскрытых в общедоступных источниках информации, принимать меры к их правовой защите с учетом авторской льготы по новизне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Супотницкий М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION TO LEGAL PROTECTION OF INVENTIONS

The article is dedicated to legal protection of intellectual property in an organization performing scientific and research activities and attracting financial resources from the federal budget. The article explains what are patent rights, exclusive right for an invention, patent for an invention, patent claims, employee ''s invention and the terms of granting legal protection of an invention. The article also describes the system of granting patents for inventions in the Russian Federation as well as recommendations for organizing activities involving detection and legal protection of inventions. It demonstrates the need of elaborating it’s own patent policy in the Federal State Budgetary Institution «Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products» of the Ministry of Health of the Russian Federation. Development of inventions should be included in scientific and research work plans. It appears to be reasonable to draw up an inventory of the existing intellectual property as well as to perform expert evaluation of manuscripts of articles and presentations for the presence of intellectual property items before publishing them in periodicals and presenting at conferences starting from 2013. When detecting technical solutions that have never been exposed in public information sources before, one should take measures to legally protect them, taking into consideration author’s exception to lack of novelty.

Текст научной работы на тему «Введение в правовую охрану изобретений»

ВВЕДЕНИЕ В ПРАВОВУЮ ОХРАНУ ИЗОБРЕТЕНИЙ

М.В. Супотницкий

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» Минздрава России, Москва msupotnitskii @mail. ги

Резюме: Статья посвящена правовой защите изобретений в организации, занимающейся научно-технической деятельностью с привлечением средств из федерального бюджета. Объясняется, что такое патентные права, исключительное право на изобретение, патент на изобретение, формула изобретения, служебное изобретение и условия предоставления правовой охраны изобретению. Приводятся описание действующей в России системы выдачи патентов на изобретения и рекомендации по организации работы по выявлению и правовой охране изобретений. Обосновывается необходимость разработки собственной патентной политики ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России. Разработка изобретений должна включаться в планы НИР. Целесообразно провести инвентаризацию уже созданной интеллектуальной собственности. С 2013 г. проводить экспертизу рукописей статей и докладов на наличие в них объектов интеллектуальной собственности, прежде чем они будут опубликованы в журналах или доложены на конференциях. При обнаружении технических решений, еще не раскрытых в общедоступных источниках информации, принимать меры к их правовой защите с учетом авторской льготы по новизне.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, патент, патентная система, изобретение, служебное изобретение, патентная политика, патентная контрполитика.

INTRODUCTION ТО IEGAL PROTECTION OF INVENTIONS М. V. Supotnitskiy

Abstract: The article is dedicated to legal protection of intellectual property in an organization performing scientific and research activities and attracting financial resources from the federal budget. The article explains what are patent rights, exclusive right for an invention, patent for an invention, patent claims, employee's invention and the terms of granting legal protection of an invention. The article also describes the system of granting patents for inventions in the Russian Federation as well as recommendations for organizing activities involving detection and legal protection of inventions. It demonstrates the need of elaborating it’s own patent policy in the Federal State Budgetaiy Institution «Scientific Centre for Expert Evaluation of Medicinal Products» of the Ministiy of Health of the Russian Federation. Development of inventions should be included in scientific and research work plans. It appears to be reasonable to draw up an inventoiy of the existing intellectual property as well as to perform expert evaluation of manuscripts of articles and presentations for the presence of intellectual property items before publishing them in periodicals and presenting at conferences starting from 2013. When detecting technical solutions that have never been exposed in public information sources before, one should take measures to legally protect them, taking into consideration author’s exception to lack of novelty.

Key words: intellectual property, patent, patent system, invention, employee's invention, patent policy, patent contra policy.

К числу основных критериев оценки деятельности научной организации, определенных Правительством Российской Федерации, относятся количество принадлежащих ей охраняемых объектов интеллектуальной собственности (ОИС), отнесенное к численности исследователей; и количество патентов (свидетельств) на ОИС, полученных научной организацией за период оценивания, отнесенное к численности исследователей [1]. Цель данной статьи — введение в правовую охрану изобретений.

Ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) относит изобретение к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, т.е. изобретение является интеллектуальной собственностью. На результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права (ст. 1226 ГК РФ). Интеллектуальные права на изобретения являются патентными правами. Автору изобретения принадлежат следующие права: 1) исключительное право; 2) право авторства (ст. 1345 ГК РФ) [2].

Исключительное право на изобретение признается и охраняется при условии его государственной

регистрации, на основании которой федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдает патент (ст. 1353 ГК РФ). Патент удостоверяет приоритет изобретения, авторство и исключительное право на изобретение. Охрана интеллектуальных прав на изобретение предоставляется на основании патента в объеме, определяемом содержащейся в патенте формулой изобретения (ст. 1354 ГК РФ). Исключительным правом на изобретение может распоряжаться только патентообладатель, т.е. физическое или юридическое лицо, которому принадлежит патент на изобретение (ст. 1358). Патентообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование изобретения. Другие лица не могут его использовать без согласия патентообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. 1229 ГК РФ). Патентообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на изобретение любым, не противоречащим закону способом, включая его отчуждение по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих

результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор) (ст. 1233 ГК РФ) [2].

Срок действия исключительного права на изобретение в России ограничен двадцатью годами. Он исчисляется со дня подачи первоначальной заявки на выдачу патента в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1363 ГК РФ) [2].

Право авторства, т.е. право признаваться автором изобретения неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на изобретение и при предоставлении другому лицу права его использования (ст. 1356 ГК РФ) [2].

В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Не являются изобретениями: 1) открытия; 2) научные теории и математические методы; 3) решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей; 4) правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; 5) программы для ЭВМ; 6) решения, заключающиеся только в представлении информации (ст. 1350 ГК РФ) [2].

В соответствии с п. 2 ст. 1375 ГК РФ заявка на изобретение должна содержать: заявление о выдаче патента на изобретение с указанием автора изобретения и лица, на имя которого испрашивается патент (заявителя), а также их места жительства или места нахождения; описание изобретения, раскрывающее его с полнотой, достаточной для осуществления; формулу изобретения, выражающую его сущность и полностью основанную на его описании; чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения; реферат [2].

Описание изобретения начинается с названия изобретения и содержит следующие разделы: область техники, к которой относится изобретение; уровень техники (приводятся сведения об известных заявителю аналогах изобретения с выделением из них аналога, наиболее близкого к изобретению); раскрытие изобретения; краткое описание чертежей (если они содержатся в заявке); примеры осуществления изобретения (п. 10.7.2 Административного регламента) [3].

Формула изобретения предназначается для определения объема правовой охраны, предоставляемой патентом. Она должна быть полностью основана на описании, т.е. характеризуемое ею изобретение долж-

но быть раскрыто в описании изобретения, а определяемый формулой изобретения объем правовой охраны должен быть подтвержден описанием. Формула должна выражать сущность изобретения, т.е. содержать совокупность его существенных признаков, достаточную для достижения указанного заявителем технического результата, быть ясной и не содержать отсылок к источнику информации, в котором описаны эти признаки. Ее структура может быть однозвенной и многозвенной и включать, соответственно, один или несколько пунктов (п. 10.8 Административного регламента) [3].

Соответствие изобретения критериям патентоспособности определяется государственной экспертизой. Если в процессе экспертизы выясняется соответствие изобретения трем указанным критериям, то в этом случае выдается патент.

Если изобретение создано работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, то оно признается служебным изобретением. За работником сохраняется право авторства, но исключительное право на служебное изобретение и право на получение патента принадлежат работодателю, если трудовым или иным договором между работником и работодателем не предусмотрено иное. Работник должен письменно уведомить работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана. Работодатель в течение четырех месяцев со дня уведомления его работником должен либо подать заявку на выдачу патента на соответствующие служебное изобретение, либо передать право на получение патента другому лицу, либо сообщить работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне. В ином случае право на получение патента принадлежит работнику. В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю компенсации, размер, условия и порядок выплаты которой определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора — судом (ст. 1370 ГК РФ) [2].

В настоящее время в различных странах мира действуют три системы выдачи патентов [4]:

■ явочная система — предполагает выдачу патента без проверки новизны и изобретательского уровня, т.е. на «страх и риск» заявителей, как это указывается в большинстве патентных законов стран, в которых принята подобная система охраны изобретений. Для получения патента в странах с явочной системой достаточно того, чтобы заявка соответствовала формальным требованиям Па-

тентного ведомства. Преимуществом такой системы является быстрота получения патента, недостатком — ненадежность такого патента и, как следствие, большое количество судебных споров. В настоящее время явочная система действует в таких странах, как Бельгия, Италия, Испания, Греция, в ряде стран Африки, Южной Америки, Азии и др.;

проверочная система — предполагает проверку заявки на изобретение не только на соответствие формальным требованиям, но и ее экспертизу по существу, т.е. на соответствие условиям патентоспособности. Проверочная система существует в США и существовала в СССР. Достоинством такой системы является надежность патента, недостатком — длительное время, необходимое на проведение экспертизы по существу, и значительная стоимость самой экспертизы; отложенная экспертиза — разновидность проверочной системы. Как и проверочная, она включает этап формальной экспертизы и этап экспертизы по существу. Отличительная особенность отложенной экспертизы — публикация сведений о поступивших заявках, прошедших формальную экспертизу, которая осуществляется через 18 месяцев с даты подачи заявки. С момента публикации заявитель опубликованной заявки получает временную правовую охрану, в течение которой может, обладая приоритетом, принять решение о необходимости получения патента (отказе от патентования) или какое-либо другое решение в зависимости от реальных обстоятельств. Эта система выдачи патентов действует в России и в большинстве европейских стран.

Подать ходатайство о приведении экспертизы по существу можно в течение трех лет со дня подачи этой заявки и при условии завершения формальной экспертизы этой заявки с положительным результатом. Если такое ходатайство не подано в установленный срок, заявка признается отозванной (ст. 1386 ГК РФ) [2].

Защита интеллектуальной собственности научной организацией не ведется случайным образом, т.е. в зависимости от того, кто из сотрудников решил подготовить заявку на изобретение, а кто проигнорировал такую возможность. Организации, занимающейся научно-технической деятельностью с привлечением средств из федерального бюджета, обязаны выявлять и патентовать изобретения (ст. 1544, 1545 и 1546 ГК РФ) [2]. Для контроля и надзора за работой по выявлении объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации постановлением от 26 января 2012 г. N 9 утвердило «Положение об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ». Оно предусматривает включение в государственные контракты и договоры на проведение НИР, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, условий в части распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, осущест-

Таблица. Основные приемы, используемые организацией при осуществлении патентной политики

Наступательная политика Оборонительная политика

Получение блоков патентов, препятствующих проникновению конкурентов в соответствующую область Заявки на несуществующие и только намечаемые в общих чертах решения по направлениям деятельности технологически более сильных конкурентов («заявки-ловушки»)

Массовое патентование по всем направлениям деятельности соперничающей фирмы Принудительное лицензирование под предлогом злоупотребления патентной монополией

Затяжные судебные процессы по патентам конкурентов Расширительное толкование сферы действия охранного документа с помощью теории эквивалентов

Получение патентов на «род» веществ, устройств, способов (технологий) Получение селективных патентов на отдельные вещества, устройства и способы

Получение патентов на вещества, устройства, способы, эффект которых основан на новых, ранее не изученных принципах и механизмах действия Получение патентов на «второе применение» известного вещества, способа, устройства

Сочетание в одной формуле изобретения притязаний на различные группы объектов Получение патентов на способы и композиции, пролонгирующие действие известных веществ (препаратов), на продление сроков эксплуатации запатентованных приборов и устройств, расширение их функций, повышение точности и надежности, изменение назначения и т.п.

Систематическое патентование каждого последующего усовершенствования охраняемого объекта Получение патентов на препараты, которые могут быть использованы в удобной и безболезненной форме, повышение эргономичности известных устройств, изменение их дизайна и т.п.

вления государственного учета и использования таких результатов, обеспечения их правовой охраны, а также проведения патентных исследований [5].

Само патентование изобретений имеет целью не получение как можно большего количества патентов, а осуществление патентной политики. Характер патентной политики может быть либо наступательным, либо оборонительным. Оборот лекарственных средств (ЛС) не является исключением, так как фармацевтическая промышленность основывается на наукоемких технологиях. Наступательная патентная политика по средствам и способам оценки специфической фармакологической активности и безопасности ЛС, методологии клинических исследований, должна проводиться с учетом возможных изменений на рынке ЛС и тенденций развития способов подтверждения соответствия ЛС требованиям нормативной документации; оборонительная — в предвидении ожидаемых претензий со стороны со стороны конкурирующих организаций [6]. Основные приемы, используемые организацией при осуществлении патентной политики, приведены в таблице.

В целом действующая в России патентная система обеспечивает мотивацию патентообладателей (например, университеты, научные организации, промышленные и венчурные фирмы) и создателей изобретений — авторов, защищая их права на доходы и вознаграждения, поощряя тем самым к разработке и внедрению новых продуктов и технологий. Кроме того, бюджетные научные учреждения-патентовла-дельцы имеют право создания хозяйственных обществ в целях практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности, где в качестве уставного капитала вносятся патенты на объекты интеллектуальной собственности [7]. Для сотрудников таких организаций, соискателей ученых степеней, важно знать, что патенты на изобретения относятся к опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации [8].

ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России в той ор-ганизационно-штатной структуре, которая сложилась в 2011 г., еще только начинает работу по защите создаваемой интеллектуальной собственности. Однако эта работа будет осуществляться уже в рамках участия России в ВТО, когда патент на разрабатываемые новые продукты и технологии является единственным средством, гарантирующим разработчику монополию на их использование. Поэтому необходимо:

■ в рамках плановых НИР приступить к разработке собственной патентной политики ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России, учитывающей как возможные изменения на рынке лекарственных средств (ЛС) и способов подтверждения соответствия ЛС требованиям нормативной документации, так и ожидаемые претензии со стороны конкурирующих организаций;

■ планировать разработку объектов интеллектуальной собственности еще на этапе планирования НИР. Не должны выполняться экспериментальные НИР, не предполагающие создание объектов интеллектуальной собственности;

■ провести инвентаризацию уже созданной интеллектуальной собственности, т.е. проверить по отчетам, статьям, докладам, представленным на конференции, какие в них упоминаются технические решения, и разработать план патентования этих решений, если они не раскрыты настолько, что возможно их воспроизведение третьими лицами;

■ начиная с 2013 г. проводить экспертизу рукописей статей и докладов на предмет наличия в них объектов интеллектуальной собственности, прежде чем они будут опубликованы в журналах или доложены на конференциях. При обнаружении технических решений, еще не раскрытых в общедоступных источниках информации, принимать меры к их правовой защите с учетом шестимесячной авторской льготы по новизне.

ЛИТЕРАТУРА

1. О методике оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных Минздравсоцразвития России, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения // Приказ от 26 августа 2010 г. N 738н, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть IV // Российская газета. 2006. 12 декабря.

3. Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение // Российская газета. 2008. 25 июня.

4. Мамиофа И.З. Правовая охрана изобретений в капиталистических и развивающихся странах. М., 1986.

5. Положение об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ас-

сигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 г. №9) // Российская газета. 2012. №5693. 1 февраля.

6. Дауранов Р.Б. Патентная служба и формирование патентной политики организации // Вопросы изобретательства. 1989. №11. С. 52-55.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Федеральный закон № 217-фз от 02.08.2009 г. // Российская газета. 2009. 04 августа.

8. Положение о порядке присуждения ученых степеней (утв. постановлением Правительства РФ отЗОянваря 2002 г. N 74. В редакции постановления Правительства Российской Федерации от20 июня 2011 г. N475)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.